Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ | Наименование квалификации базовой подготовки | Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1> |
среднее общее образование | Специалист по социальной работе | 1 год 10 месяцев |
основное общее образование | 2 года 10 месяцев <2> |
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ | Наименование квалификации углубленной подготовки | Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения <1> |
среднее общее образование | Специалист по социальной работе | 2 года 10 месяцев |
основное общее образование | 3 года 10 месяцев <2> |
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В том числе часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ | 2052 | 1368 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл | 468 | 312 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 13 | ||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения; | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 13 | ||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; | 108 | ОГСЭ.03 Иностранный язык | ОК 1, 2, 4, 5, 8, 9 ПК 1.1 - 3.5 | ||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. | 216 | 108 | ОГСЭ.04. Физическая культура | ОК 1, 6, 7, 10, 13 | |
ЕН.00 | Математический и общий естественнонаучный учебный цикл | 108 | 72 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального; применять компьютерные и телекоммуникационные средства; знать: основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; | ЕН.01. Информационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 1, 3 - 9 | |||
уметь: собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов; выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники; знать: предмет, метод и задачи статистики; принципы организации государственной статистики; современные тенденции развития статистического учета; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; основные формы и виды действующей статистической отчетности; технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления. | ЕН.02. Статистика | ОК 1, 3 - 5, 8, 9, 12 | |||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 1476 | 984 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 474 | 316 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы; оперировать основными понятиями и категориями специальности; использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ситуации клиента; собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи; знать: категории и понятия социальной работы, специфику профессии; традиции российской и международной благотворительности; основные современные концепции и модели социальной работы, их основания; основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом; общие и частные технологии, методы социальной работы; особенности объекта и субъекта социальной работы; основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и иные); принципы деятельности социального работника; понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей; | ОП.01. Теория и методика социальной работы | ОК 1 - 11 ПК 1.1 - 3.5 | |||
уметь: охарактеризовать специфику деятельности (цель, задачи, направления и иное) учреждений социальной сферы; обосновать необходимость взаимодействия учреждений социальной сферы с учреждениями и организациями иных систем; определять возможность использования зарубежного опыта социальной работы в своей деятельности; знать: структуру органов социальной работы в Российской Федерации и конкретном регионе; особенности межведомственного взаимодействия в социальной работе; особенности социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека; особенности социальной политики Российской Федерации, ее цели и задачи; основные направления и принципы социальной работы в России; систему организации социальной работы в Российской Федерации; систему учреждений социальной сферы и особенности их взаимодействия; особенности деятельности органов социальной защиты региона; | ОП.02. Организация социальной работы в Российской Федерации | ОК 1 - 3, 6 - 7, 9, 11 ПК 1.1 - 1.3, 1.5, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1, 3.2, 3.5 | |||
уметь: оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, в том числе используя информационные технологии; унифицировать системы документации; осуществлять хранение и поиск документов; осуществлять автоматизацию обработки документов; использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте; знать: понятие, цели, задачи и принципы делопроизводства; основные понятия документационного обеспечения управления; системы документационного обеспечения управления; классификацию документов; требования к составлению и оформлению документов; организацию документооборота: прием, обработку, регистрацию, контроль, хранение документов, номенклатуру дел; | ОП.03. Документационное обеспечение управления | ОК 2, 4, 5, 9 ПК 1.1 - 3.5 | |||
уметь: осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета; применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи; принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме; поддерживать деловую репутацию; создавать и соблюдать имидж делового человека; организовывать деловое общение подчиненных; знать: правила делового общения; этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами; основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования; формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и иное; правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения; | ОП.04. Деловая культура | ОК 6, 8 ПК 1.1 - 3.5 | |||
уметь: работать с информационными источниками, в том числе с изданиями, сайтами; оформлять и защищать учебно-исследовательские студенческие работы (реферат, выпускная квалификационная работа); знать: формы и методы учебно-исследовательской работы; требования, предъявляемые к защите реферата, выпускной квалификационной работы; | ОП.05. Основы учебно-исследовательской деятельности | ОК 1 - 9 ПК 1.3 - 1.5 | |||
уметь: планировать и осуществлять социально-педагогическую деятельность; осуществлять первичную психологическую поддержку клиента; пользоваться приемами первичной психологической самопомощи в работе; знать: сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе; основы социально-педагогической работы по различным направлениям; основы психологии и методы психологического познания человека; | ОП.06. Основы педагогики и психологии | ОК 1 - 9, 11 ПК 1.1 - 3.5 | |||
уметь: анализировать медико-социальные условия жизни человека, семьи или группы людей, выявлять медико-социальные проблемы; осуществлять взаимодействия в структуре отечественной системы здравоохранения и социальной защиты для решения медико-социальных проблем населения; знать: типы и формы социальных объединений, связи и отношения людей в социальных общностях; основные категории социальной медицины; формы медико-социальной помощи населению; этапы и особенности социальной работы в медико-социальной сфере; | ОП.07. Основы социальной медицины | ОК 1 - 13 ПК 1.1 - 3.5 | |||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | 68 | ОП.08. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 13 ПК 1.1 - 3.5 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1002 | 668 | ||
ПМ.01 | Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС; осуществления социального патроната; создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим реалиям жизни и их реабилитации; координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента; уметь: анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста; пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения; выявлять людей старшего поколения, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах; оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг; активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида; осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом"; знать: нормативно-правовое обеспечение социальной работы с пожилыми и инвалидами и нормы их правовой защиты; основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические проблемы лиц пожилого возраста и инвалидов; особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам; структуры, способные оказать помощь в преобразовании ситуации лицам пожилого возраста и инвалидам. | МДК.01.01. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами | ОК 1 - 13 ПК 1.1 - 1.5 | ||
МДК.01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов | |||||
МДК.01.03. Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами | |||||
МДК.01.04. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов | |||||
ПМ.02 | Социальная работа с семьей и детьми В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС у различных типов семей и детей, осуществления их социального патроната; создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС в семье и у детей; уметь: пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности; выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной помощи, социальной защите; собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы семей; оказывать социальную помощь отдельным категориям семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг; осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом"; выявлять важнейшие взаимосвязи семьи с обществом и государством; профессионально строить взаимоотношения с членами семьи; планировать и осуществлять процесс социальной работы с целью преобразования ТЖС в семье; анализировать результаты своей деятельности; осуществлять контроль качества предоставляемых услуг; знать: цели и главные принципы государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях; структуру государственных органов, реализующих семейную политику; основные задачи социальной защиты; варианты социального обслуживания семьи; нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность специалиста по социальной работе с семьей и детьми; типы социальной службы для семьи и детей; внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние семьи; категории семей социального риска; основные социальные проблемы семей различных категорий; критерии социальной незащищенности семей; формы социальной работы с семьями; роль социального работника в решении проблем семьи; особенности медико-социального патронажа семьи и детей; учреждения и организации, способные оказать помощь в преобразовании ситуации семьи. | МДК.02.01. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми | ОК 1 - 13 ПК 2.1 - 2.5 | ||
МДК.02.02. Возрастная психология и педагогика, семьеведение | |||||
МДК.02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми | |||||
МДК.02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей | |||||
ПМ.03 | Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: диагностики ТЖС и профилактики возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска, осуществления их социального патроната; создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска (лиц без определенного места жительства; мигрантов; безработных; молодежи; осужденных, детей, оказавшихся в ТЖС; лиц, страдающих психическими заболеваниями, и членов их семей; с членами семей лиц, инфицированных ВИЧ; наркозависимыми и членами их семей; военнослужащими и членами их семей; безнадежно и тяжелобольными); уметь: выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения; строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации; проводить анализ ТЖС лиц из групп риска; определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ситуации, и строить с ними взаимодействие; осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента; анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях; анализировать и корректировать свою работу; знать: основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска; особенности проблем каждой категории лиц из групп риска; специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС; особенности региональной системы социальной работы с данными категориями граждан; организации и учреждения, способные помочь в преобразовании ситуации. | МДК.03.01. Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска | ОК 1 - 13 ПК 3.1 - 3.5 | ||
МДК.03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска | |||||
МДК.03.03. Социальный патронат лиц из групп риска | |||||
ПМ.04 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | ||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) | 864 | 576 | |||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ | 2916 | 1944 | |||
УП.00 | Учебная практика | 16 нед. | 576 | ОК 1 - 13 ПК 1.1 - 3.5 | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 3 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 6 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 4 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Обучение по учебным циклам | 54 нед. |
Учебная практика | 16 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 3 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 6 нед. |
Каникулы | 12 нед. |
Итого | 95 нед. |
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./ нед.) | В том числе часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ | 3240 | 2160 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл | 732 | 488 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 13 | ||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения; | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 13 | ||
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; | 48 | ОГСЭ.03. Психология общения | ОК 1 - 13 ПК 1.3 - 5.5 | ||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; | 172 | ОГСЭ.04. Иностранный язык | ОК 1, 2, 4, 5, 8, 9 ПК 1.1 - 3.5 | ||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. | 344 | 172 | ОГСЭ.05. Физическая культура | ОК 1, 6, 7, 10, 13 | |
ЕН.00 | Математический и общий естественнонаучный учебный цикл | 144 | 96 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: взаимодействовать с операционной системой персонального компьютера; пользоваться Интернетом и электронной почтой; знать: основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; электронный документооборот и основы электронного представления информации; основные понятия компьютерных сетей; | ЕН.01. Информатика | ОК 4, 5, 9 ПК 1.1 - 5.5 | |||
уметь: собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов; выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники; знать: предмет, метод и задачи статистики; принципы организации государственной статистики; современные тенденции развития статистического учета; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; основные формы и виды действующей статистической отчетности; технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления; | ЕН.02. Статистика | ОК 1 - 3, 5 ПК 1.1 - 3.5, 4.1, 5.1 | |||
уметь: использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального; применять компьютерные и телекоммуникационные средства; знать: основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности. | ЕН.03. Информационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 4, 5, 9 ПК 1.1 - 5.5 | |||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 2364 | 1576 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 474 | 316 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы; оперировать основными понятиями и категориями; использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ТЖС клиента; собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи; знать: категории и понятия социальной работы, специфику профессии; традиции российской и международной благотворительности; основные современные концепции и модели социальной работы, их основания; основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом; общие и частные технологии, методы социальной работы; особенности объекта и субъекта социальной работы; основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и иные); принципы деятельности социального работника; понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей; | ОП.01. Теория и методика социальной работы | ОК 1 - 11 ПК 1.1 - 3.5, 5.1 - 5.3 | |||
уметь: охарактеризовать специфику деятельности (цель, задачи, направления) учреждений социальной сферы; обосновать необходимость взаимодействия учреждений социальной сферы с учреждениями и организациями иных систем; определять возможность использования зарубежного опыта социальной работы в своей деятельности; знать: структуру органов социальной работы в Российской Федерации и конкретном регионе; особенности межведомственного взаимодействия в социальной работе; особенности социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека; особенности социальной политики Российской Федерации, ее цели и задачи; основные направления и принципы социальной работы в России; систему организации социальной работы в Российской Федерации; систему учреждений социальной сферы и особенности их взаимодействия; особенности деятельности органов социальной защиты региона; | ОП.02. Организация социальной работы в Российской Федерации | ОК 1 - 3, 6, 7, 9, 11 ПК 1.1 - 1.3, 1.5, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.4 | |||
уметь: оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, в том числе используя информационные технологии; унифицировать системы документации; осуществлять хранение и поиск документов; осуществлять автоматизацию обработки документов; использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте; знать: понятие, цели, задачи и принципы делопроизводства; основные понятия документационного обеспечения управления; системы документационного обеспечения управления; классификацию документов; требования к составлению и оформлению документов; организацию документооборота: прием, обработку, регистрацию, контроль, хранение документов, номенклатуру дел; | ОП.03. Документационное обеспечение управления | ОК 2, 4, 5, 9 ПК 1.1 - 4.4 | |||
уметь: осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета; применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи; принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме; поддерживать деловую репутацию; создавать и соблюдать имидж делового человека; организовывать деловое общение подчиненных; знать: правила делового общения; этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами; основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования; формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и иное; правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения; | ОП.04. Деловая культура | ОК 2, 8 ПК 1.1 - 4.4 | |||
уметь: работать с информационными источниками, в том числе с изданиями, сайтами; оформлять и защищать учебно-исследовательские студенческие работы (реферат, выпускную квалификационную работу); знать: формы и методы учебно-исследовательской работы; требования, предъявляемые к защите реферата, выпускной квалификационной работы; | ОП.05. Основы учебно-исследовательской деятельности | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 5.5 | |||
уметь: планировать и осуществлять социально-педагогическую деятельность; осуществлять первичную психологическую поддержку клиента; оказывать психологическую самопомощь; знать: сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе; основы социально-педагогической работы по различным направлениям; основы психологии и методы психологического познания человека; | ОП.06. Основы педагогики и психологии | ОК 1 - 13 ПК 1.1 - 5.5 | |||
уметь: анализировать медико-социальные условия жизни человека, семьи или группы людей, выявлять медико-социальные проблемы; осуществлять взаимодействия в структуре отечественной системы здравоохранения и социальной защиты для решения медико-социальных проблем населения; знать: типы и формы социальных объединений, связи и отношения людей в социальных общностях; основные категории социальной медицины; формы медико-социальной помощи населению; этапы и особенности социальной работы в медико-социальной сфере; | ОП.07. Основы социальной медицины | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 5.5 | |||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | 68 | ОП.08. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 13 ПК 1.1 - 5.5 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1890 | 1260 | ||
ПМ.01 | Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС; осуществления социального патроната; создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим условиям жизни и их реабилитации; координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента; уметь: анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста; пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения; выявлять лиц пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах; оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации, разных видов адресной помощи и социальных услуг; активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида; осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом"; знать: нормативные правовые акты по вопросам социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами, механизмы их правовой защиты; основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические основные проблемы пожилых и инвалидов; особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам; структуры, способные оказать помощь в преобразовании ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов. | МДК.01.01. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами | ОК 1 - 13 ПК 1.1 - 1.5 | ||
МДК.01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов | |||||
МДК.01.03. Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами | |||||
МДК.01.04. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов | |||||
ПМ.02 | Социальная работа с семьей и детьми В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС у различных типов семей и детей, осуществления их социального патроната; создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС в семье и у детей; уметь: пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности; выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной помощи, социальной защите; собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы семей; оказывать социальную помощь отдельным категориям семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования, реабилитации, разных видов адресной помощи и социальных услуг; осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом"; выявлять важнейшие взаимосвязи семьи с обществом и государством; профессионально строить взаимоотношения с членами семьи; планировать и осуществлять процесс социальной работы с целью преобразования ТЖС в семье; анализировать результаты своей деятельности; осуществлять контроль качества предоставляемых услуг; знать: цели и главные принципы государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях; структуру государственных органов, реализующих семейную политику; основные задачи социальной защиты; варианты социального обслуживания семьи; нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность специалиста по социальной работе с семьей и детьми; типы социальной службы для семьи и детей; внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние семьи; категории семей социального риска; основные социальные проблемы семей различных категорий; критерии социальной незащищенности семей; формы социальной работы с семьями; роль социального работника в решении проблем семьи; особенности медико-социального патронажа семьи и детей; учреждения и организации, способные оказать помощь в преобразовании ТЖС семьи. | МДК.02.01. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми | ОК 1 - 13 ПК 2.1 - 2.5 | ||
МДК.02.02. Возрастная психология и педагогика, семьеведение | |||||
МДК.02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми | |||||
МДК.02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей | |||||
ПМ.03 | Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: диагностики ТЖС и профилактики возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска, осуществления их социального патроната; создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска (лиц без определенного места жительства; мигрантов; безработных; молодежи; осужденных, детей, оказавшихся в ТЖС; лиц, страдающих психическими заболеваниями, и членов их семей; членами семей лиц, инфицированных ВИЧ; наркозависимыми и членами их семей; военнослужащими и членами их семей; безнадежно и тяжелобольными); уметь: выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения; строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации; проводить анализ ТЖС у лиц из групп риска; определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ТЖС, и строить взаимодействие с ними; осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента; анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях; анализировать и корректировать свою работу; знать: основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска; особенности проблем каждой из этих категорий; специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС; особенности региональной системы социальной работы с данными категориями граждан; организации и учреждения, способные помочь в преобразовании ситуации | МДК.03.01. Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска | ОК 1 - 13 ПК 3.1 - 3.5 | ||
МДК.03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска | |||||
МДК.03.03. Социальный патронат лиц из групп риска | |||||
ПМ.04 | Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование, культура) В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: осуществления организационно-управленческой деятельности в социальной сфере с учетом специфики оказываемой помощи; уметь: применять различные формы, методы и технологии по осуществлению социальной работы в соответствии со спецификой профессиональной деятельности; осуществлять организацию социальной работы в различных сферах; осуществлять организационно-управленческую деятельность по межведомственному взаимодействию специалистов и учреждений разных систем; определять объем деятельности специалистов, необходимый для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту; знать: сущность и особенности различных сфер жизнедеятельности людей; особенности и содержание социальной работы в различных сферах; специфику деятельности специалиста, необходимой для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту; технологию организационной деятельности специалиста; правовые аспекты социальной работы в различных сферах; содержание социальной работы в разрешении проблем клиентов в различных сферах; типы организационных структур управления социальной работой в различных сферах; особенности организации социальной работы в различных сферах | МДК.04.01. Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения | ОК 1 - 13 ПК 4.1 - 4.4 | ||
МДК.04.02. Технология социальной работы в организациях образования | |||||
МДК.04.03. Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты | |||||
ПМ.05 | Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: постановки значимых целей и путей их достижения, необходимых для преобразования ТЖС; прогнозирования и моделирования вариантов решения проблем клиента с учетом имеющихся ресурсов; применения инновационных технологий и творческого подхода в деятельности для оказания помощи и поддержки клиенту; уметь: осуществлять исследования и анализ проблемной ситуации клиента с последующим определением потребностей субъектов деятельности; разрабатывать концепцию состояния будущего объекта; осуществлять контроль и проводить анализ эффективности своей деятельности; знать: методологическую основу технологии деятельности специалиста по социальной работе; антропологию человека; особенности прогнозирования и моделирования в социальной работе; формы и методы исследования и анализа ТЖС; технологии проектной деятельности. | МДК.05.01. Проектная деятельность специалиста по социальной работе | ОК 1 - 4 ПК 5.1 - 5.5 | ||
МДК.05.02. Инновационная деятельность в социальной работе | |||||
МДК.05.03. Менеджмент в социальной работе | |||||
ПМ.06 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | ||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) | 1404 | 936 | |||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ | 4644 | 3096 | |||
УП.00 | Учебная практика | 23 нед. | 828 | ОК 1 - 13 ПК 1.1 - 5.5 | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 5 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 6 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 4 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Обучение по учебным циклам | 86 нед. |
Учебная практика | 23 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 5 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 6 нед. |
Каникулы | 23 нед. |
Итого | 147 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 39 нед. |
промежуточная аттестация | 2 нед. |
каникулы | 11 нед. |
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) | Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
1 | 2 |
26527 | Социальный работник |