Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ | Наименование квалификации базовой подготовки | Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1> |
среднее общее образование | Учитель музыки, музыкальный руководитель | 2 года 10 месяцев |
основное общее образование | 3 года 10 месяцев <2> |
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ | Наименование квалификации углубленной подготовки | Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения <3> |
среднее общее образование | Учитель музыки, музыкальный руководитель | 3 года 10 месяцев |
основное общее образование | 4 года 10 месяцев <4> |
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В том числе часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППСЗ | 3510 | 2340 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл | 702 | 468 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 12 ПК 1.4, 2.6, 4.3 | ||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; демонстрировать гражданско-патриотическую позицию; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших законодательных и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения; | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 12 ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5, 4.2, 4.3 | ||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; | 186 | ОГСЭ.03. Иностранный язык | ОК 1 - 11 ПК 1.1, 1.2, 2.1 - 2.3, 3.1, 4.2, 4.3 | ||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. | 372 | 186 | ОГСЭ.04. Физическая культура | ОК 1 - 11 | |
ЕН.00 | Математический и общий естественно-научный учебный цикл | 114 | 76 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) в профессиональной деятельности; создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса; использовать в процессе музыкального образования обучающие компьютерные программы и игры; использовать сервисы и информационные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) в музыкально-педагогической деятельности; знать: правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе; основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (в том числе текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств; | ЕН.01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 1 - 9 ПК 1.2, 1.5, 2.2, 2.3, 2.7, 3.4, 4.1 - 4.3 | |||
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности. | |||||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 2694 | 1796 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1170 | 780 | ||
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания; анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; знать: взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития; значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности; принципы обучения и воспитания; | ОП.01. Педагогика | ОК 1 - 11 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.7, 4.1 - 4.3 | |||
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций на различных уровнях общего образования; формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения; психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания; педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации; понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику; особенности работы с одаренными детьми" детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением; приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения; средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога; основы деятельности классного руководителя; | |||||
уметь: применять знания по психологии при решении педагогических задач; выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся; знать: особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; основы психологии личности; закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; возрастную периодизацию; возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; групповую динамику; понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; основы психологии творчества; | ОП.02. Психология | ОК 1 - 11 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.6, 4.2, 4.3 | |||
уметь: определять возрастные особенности строения организма детей, подростков и молодежи; оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте; проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей; обеспечивать соблюдение гигиенических требований в образовательном процессе; применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации музыкального образования; учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса; знать: основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; основные закономерности роста и развития организма человека; физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; регулирующие функции нервной и эндокринной систем; | ОП.03. Возрастная анатомия, физиология, гигиена | ОК 3, 10 ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5, 4.1 - 4.3 | |||
возрастные анатомо-физиологические особенности детей; анатомо-физиологические особенности детского голосового аппарата и его развития; влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка, подростка, старшего школьника на его физическую и психическую работоспособность, поведение; основные факторы риска и основные способы профилактики заболеваний детей; основы гигиены детей и подростков; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; основы профилактики инфекционных заболеваний; гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы; | |||||
уметь: использовать нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в области образования; защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством; анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения; применять на практике нормы антикоррупционного законодательства; знать: основные положения Конституции Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; понятие и основы правового регулирования в области образования; нормы права, регулирующие правоотношения в области образования; социально-правовой статус учителя; порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; правила оплаты труда педагогических работников; понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; виды административных правонарушений и административной ответственности; нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; | ОП.04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности | ОК 1 - 4, 6, 7, 9, 11 - 13, ПК 1.1 - 1.3, 1.5, 2.1 - 2.5, 2.7 | |||
уметь: анализировать музыкальное произведение, его стилевые и жанровые особенности в контексте особенностей художественной эпохи; работать с нотным материалом и учебно-методической литературой; рассказывать о музыкальных произведениях, композиторах с использованием музыкальных иллюстраций; знать: основные этапы истории зарубежной и отечественной музыкальной культуры; основные стилевые особенности пройденных музыкальных произведений (форма, музыкальные образы, выразительные средства, жанровые признаки и элементы стилей), их основные темы на слух; музыкально-исторические и биографические сведения о композиторах - наиболее ярких представителях изучаемых направлений истории музыки; | ОП.05. История музыки и музыкальная литература | ОК 1 - 8 ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.4 | |||
уметь: строить основные лады, интервалы, аккорды; анализировать строение мелодии в форме периода; определять характер музыки, тип и вид музыкальной фактуры; определять средства музыкальной выразительности; строить и разрешать аккорды в четырехголосном гармоническом изложении; подбирать аккомпанемент к песенной мелодии; играть секвенции для распевания; осуществлять гармонический анализ музыкальных произведений; знать: основные элементы музыкального языка, систему музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, основные гармонические закономерности; | ОП.06. Элементарная теория музыки, гармония | ОК 1, 4, 8, ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.5 | |||
уметь: анализировать строение, стилевые и жанровые черты музыкальных произведений в контексте особенностей художественной эпохи; использовать данные музыкального анализа в самостоятельной профессиональной работе; анализировать ладотональные и гармонические связи музыкальных произведений; знать: теоретические основы анализа музыкальных произведений; особенности строения важнейших музыкальных форм; методы анализа музыкального произведения; | ОП.07. Анализ музыкальных произведений | ОК 1, 4, 8 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.4 | |||
уметь: точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию; анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений; анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки; сольфеджировать с листа "a capella" и с аккомпанементом; транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху; знать: приемы настройки по камертону, закономерности музыкального синтаксиса; дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах; | ОП.08. Сольфеджио | ОК 1, 4, 8 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.4 | |||
уметь: создавать условия для развития музыкально-ритмических умений у детей; создавать несложные танцевальные композиции; инсценировать песни, составлять варианты музыкально-ритмических игр и упражнений; знать: роль ритмики в эстетическом развитии детей; задачи, содержание, формы и методы организации деятельности детей на занятиях ритмикой и танцами; детский репертуар танцев, музыкальных игр, хороводов, упражнений для детей дошкольного возраста; | ОП.09. Ритмика и основы хореографии | ОК 1, 4, 8 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5 | |||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | 68 | ОП.10. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 11 ПК 1.2, 2.2, 2.3, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3 | ||
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | |||||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1524 | 1016 | ||
ПМ.01 | Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: анализа планов проведения музыкальных занятий и музыкальных досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации; составления сценариев и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, участия в подготовке и проведении праздников в дошкольной образовательной организации; исполнения на занятиях/досуговых мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров; освоения и применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами детей: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью; реализации педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога) в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми, имеющими особые образовательные потребности; | МДК.01.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольной образовательной организации | ОК 1, 11 ПК 1.1 - 1.5 | ||
организации музыкальных занятий и музыкального досуга в условиях инклюзивного образования; наблюдения, анализа и самоанализа музыкальных занятий и досуговых мероприятий, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции; ведения учебной документации; уметь: находить и использовать методическую и музыкальную литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к занятиям и разработки сценариев музыкальных мероприятий; отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность детей дошкольного возраста; использовать различные методы, средства, формы организации деятельности детей на занятиях и досуговых мероприятиях, строить их с учетом возрастных особенностей воспитанников; организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам; проводить педагогическое наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и досуговых мероприятиях; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (законными представителями); | |||||
взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (законными представителями) по вопросам проведения музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации; использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе; владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей, в том числе в условиях инклюзивного образования; анализировать образовательные потребности детей в условиях инклюзивного образования; создавать инклюзивную образовательную среду; определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении; | |||||
использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех воспитанников, в том числе с особыми потребностями в образовании: детей, проявивших выдающиеся способности; детей, для которых русский язык не является родным; детей с ограниченными возможностями здоровья; выявлять музыкально одаренных детей; осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении музыкальных занятий и музыкального досуга; анализировать подготовку и проведение занятий, праздников и развлечений; знать: психолого-педагогические основы музыкального образования дошкольников: педагогические условия формирования музыкальной культуры, характеристику музыкальных способностей ребенка-дошкольника и условия их развития; содержание современных программ музыкального образования детей дошкольного возраста; детский музыкальный репертуар; эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара; требования к охране и гигиене исполнительского аппарата; характеристику форм организации музыкальной деятельности детей (музыкальные занятия, музыку в повседневной жизни детского сада, музыкальный досуг (развлечения), музыку как компонент праздника); | |||||
методику организации и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, методы и приемы организации музыкально-исполнительской (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной) и музыкально-слушательской деятельности дошкольников; формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями), как субъектами образовательного процесса; особенности воспитания музыкальной культуры и развития музыкальных способностей дошкольников в семье; понятие и сущность инклюзивной образовательной среды, основные принципы инклюзивного образования; нормативно-правовую базу инклюзивного образования; понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику; теоретические основы и практические механизмы построения инклюзивной образовательной среды; особенности организации инклюзивного образовательного процесса в различных видах музыкальной деятельности дошкольников; специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу в условиях инклюзивного образования. | |||||
ПМ.02 | Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: анализа планов проведения уроков музыки и внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях; планирования уроков музыки и составления сценариев внеурочных мероприятий; организации и проведения уроков музыки и внеурочных музыкальных мероприятий; исполнения на уроках и внеурочных мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров; организации образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым обучающимся с учетом его особых образовательных потребностей; организации уроков музыки и досуговых мероприятий в условиях инклюзивного образования; освоения и применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью; | МДК.02.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в общеобразовательных организациях | ОК 1, 11 ПК 2.1 - 2.7 | ||
наблюдения, анализа и самоанализа уроков музыки и досуговых мероприятий, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции; ведения учебной документации; уметь: находить и использовать методическую и музыкальную литературу и иные источники информации, необходимой для подготовки к занятиям и разработки сценариев музыкальных мероприятий; отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность обучающихся; использовать различные методы, средства, формы организации деятельности обучающихся при проведении уроков и досуговых мероприятий, строить их с учетом возрастных особенностей обучающихся; использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; | |||||
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам; проводить педагогическое наблюдение за обучающимися на уроках и досуговых мероприятиях; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (законными представителями); взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (законными представителями) по вопросам музыкального образования в образовательных организациях; использовать ИКТ и технические средства обучения в образовательном процессе; выявлять музыкально одаренных детей; анализировать образовательные потребности обучающихся в условиях инклюзивного образования; осваивать и адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу в условиях инклюзивного образования; оценивать процесс и результаты музыкальной деятельности обучающихся; осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков и мероприятий; анализировать подготовку и проведение уроков, досуговых мероприятий, корректировать и совершенствовать их; | |||||
знать: психолого-педагогические основы музыкального образования школьников: педагогические условия формирования музыкальной культуры школьника, характеристику музыкальных способностей школьника и условия их развития, психологические основы развития индивидуальности и личности в процессе музыкального образования, механизмы развития мотивации музыкальной деятельности; содержание современных программ музыкального образования детей в общеобразовательных организациях; школьный музыкальный репертуар, эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара; требования к охране и гигиене исполнительского аппарата; характеристику форм организации музыкальной деятельности школьников; методику организации и проведения уроков музыки и музыкального досуга, методы и приемы организации музыкально-исполнительской деятельности школьников (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной); специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу в условиях инклюзивного образования; | |||||
формы и методы взаимодействия с родителями или законными представителями, как субъектами образовательного процесса; особенности воспитания музыкальной культуры и развития музыкальных способностей школьников в семье; методические основы диагностики музыкального развития обучающихся; | |||||
ПМ.03 | Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: исполнения произведений педагогического репертуара инструментального, хорового и вокального жанров на уроках, занятиях, досуговых мероприятиях; управления с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом; аккомпанирования различным детским составам исполнителей (солисту (певцу, инструменталисту) или группе исполнителей (ансамблю, хору), ансамблю (оркестру) детских музыкальных инструментов, различным видам ритмических движений и танцам); аранжировки произведений педагогического репертуара разных жанров для детских хоровых коллективов разного состава; уметь: исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент; читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию; определять и грамотно объяснять задачи исполнения; использовать различные технические и художественные приемы хорового дирижирования, дирижерские навыки при управлении детским вокально-хоровым коллективом; | МДК.03.01. Вокальный класс | ОК 1 - 9 ПК 3.1 - 3.4 | ||
МДК.03.02. Хоровой класс и управление хором | |||||
МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс | |||||
проводить анализ и самоанализ дирижерско-хоровой деятельности; применять методические приемы вокально-хоровой работы; анализировать звучание песенно-хоровой партитуры; анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста; исполнять инструментальные произведения педагогического репертуара разных жанров, стилей, форм; использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам; читать с листа при исполнении инструментальных произведений, транспонировать, упрощать фактуру сопровождения, соединять ее с голосом, хором; подбирать аккомпанемент по слуху; аккомпанировать голосу, хоровым коллективам, различным видам ритмических движений; исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения; знать: основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса; специфику голосообразования в пении и в речи; стилистические особенности различных вокальных жанров; требования к охране и гигиене голоса; разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; | |||||
теоретические основы и методику работы с хором; классификации певческих голосов и необходимых элементов хоровой звучности; основы хоровой культуры и дирижерской техники; методы анализа произведений вокально-хорового жанра; методические основы работы над детским песенным репертуаром; технические и художественные приемы хорового дирижирования; методические приемы работы с хором; основные виды (переложение, аранжировку, обработку) и принципы аранжировки произведений для различных хоровых исполнительских составов; основы фортепианного исполнительства: различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, педализации; средства художественного исполнения инструментальных произведений; педагогический инструментальный музыкальный репертуар для обеспечения образовательного процесса; жанровые особенности вокально-хоровой и инструментальной музыки. | |||||
ПМ.04 | Методическое обеспечение процесса музыкального образования В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: анализа учебно-методических комплектов, составления учебно-тематических планов и рабочих программ на основе образовательных стандартов общего образования и примерных программ общего и дошкольного образования с учетом типа образовательной организации, особенностей класса группы и отдельных обучающихся (воспитанников); участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете музыки; оформления портфолио педагогических достижений; выступления по актуальным вопросам музыкального образования; уметь: анализировать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и примерные программы общего и дошкольного образования; определять цели и задачи, планировать музыкальное образование обучающихся в общеобразовательной организации и воспитанников в дошкольной образовательной организации; осуществлять планирование с учетом возрастных особенностей обучающихся (воспитанников); адаптировать имеющиеся методические разработки; оформлять кабинет; готовить и оформлять рефераты, конспекты; определять пути самосовершенствования педагогического мастерства; | МДК.04.01. Основы методической работы учителя музыки и музыкального руководителя | ОК 1 - 11 ПК 4.1 - 4.3 | ||
знать; теоретические основы методической деятельности в области музыкального образования детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях; теоретические основы, методику планирования музыкального образования детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, требования к оформлению соответствующей документации; современные программы музыкального образования для дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций; педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды музыкального образования; логику подготовки и требования к устному выступлению, реферированию, конспектированию | |||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) | 1512 | 1008 | |||
Итого часов обучения по учебным циклам ППССЗ | 5022 | 3348 | |||
УП.00 | Учебная практика | 16 нед. | 576 | ОК 1 - 11 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3 | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 5 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 6 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 4 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Обучение по учебным циклам | 93 нед. |
Учебная практика | 16 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 5 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 6 нед. |
Каникулы | 23 нед. |
Итого | 147 нед. |
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В том числе часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ | 4968 | 3312 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл | 1008 | 672 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 11 ПК 1.4, 2.6, 4.3, 4.5 | ||
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; | 48 | ОГСЭ.02. Психология общения | ОК 1 - 11 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.2, 3.3 | ||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; демонстрировать гражданско-патриотическую позицию; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших законодательных и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения; | 48 | ОГСЭ.03. История | ОК 1 - 12 ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5, 4.2, 4.3 | ||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; | 264 | ОГСЭ.04. Иностранный язык | ОК 1 - 11 ПК 1.1, 1.2, 2.1 - 2.3, 3.1, 4.2, 4.3 | ||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни | 528 | 264 | ОГСЭ.05. Физическая культура | ОК 1 - 11 | |
ЕН.00 | Математический и общий естественно-научный учебный цикл | 186 | 124 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности; создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса; использовать в процессе музыкального образования обучающие компьютерные программы и игры; использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в музыкально-педагогической деятельности; | ЕН.01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 1 - 9 ПК 1.2, 1.5, 2.2, 2.3, 2.7, 3.4, 4.1 - 4.5 | |||
знать: правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе; основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (в том числе текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств; возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития; назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности; | |||||
уметь производить запись и воспроизведение звуковых файлов; использовать в профессиональной деятельности простые нотные редакторы; работать с программами звукозаписи: выбирать тональность, записывать мелодию, аккомпанемент, сопровождение ритм-секции, подбирать для каждой партии соответствующий MIDI-инструмент, редактировать темп и уровень звучания; знать: основы преобразования звука в цифровой формат; основные форматы записи и воспроизведения музыки; современные нотные редакторы и профессиональные музыкальные программы, использующиеся в звукозаписи и композиции; основы работы со звуковыми файлами и MIDI-файлами. | ЕН.02. Компьютерные технологии в музыке | ОК 4, 5, 8, 9 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.7, 3.4, 3.5 | |||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 3774 | 2516 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1494 | 996 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания; анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; знать: взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития; значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности; принципы обучения и воспитания; особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций на различных уровнях общего образования; формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения; | ОП.01. Педагогика | ОК 1 - 11 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.7, 3.2, 3.3, 4.1 - 4.5 | |||
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания; педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации; понятия нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику; особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением; приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения; средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога; основы деятельности классного руководителя; | |||||
уметь: применять знания по психологии при решении педагогических задач; выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся; знать: особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; основы психологии личности; закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; возрастную периодизацию; возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; групповую динамику; понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; основы психологии творчества; | ОП.02. Психология | ОК 1 - 11 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.6, 3.2, 3.3, 4.2 - 4.5 | |||
уметь; определять топографическое расположение и строение органов и частей тела; применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте; проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей; обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации занятий музыкой; учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса; знать: основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; основные закономерности роста и развития организма человека; строение и функции систем органов здорового человека; физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; | ОП.03. Возрастная анатомия, физиология, гигиена | ОК 3, 10 ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5, 4.1 - 4.3 | |||
возрастные анатомо-физиологические особенности детей; влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка, подростка, старшего школьника на его физическую и психическую работоспособность, поведение; основы гигиены детей и подростков; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; основы профилактики инфекционных заболеваний; гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы; | |||||
уметь: использовать нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в области образования; защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством; анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения; применять на практике нормы антикоррупционного законодательства; знать: основные положения Конституции Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; понятие и основы правового регулирования в области образования; нормы права, регулирующие правоотношения в области образования; социально-правовой статус учителя; порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; правила оплаты труда педагогических работников; понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; виды административных правонарушений и административной ответственности; нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; | ОП.04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности | ОК 1 - 4, 6, 7, 9, 11 ПК 1.1 - 1.3, 1.5, 2.1 - 2.5, 2.7 | |||
уметь: анализировать музыкальное произведение, его стилевые и жанровые особенности в контексте особенностей художественной эпохи; работать с нотным материалом и учебно-методической литературой; отбирать материал по истории музыки для использования на занятиях и внеурочных мероприятиях; рассказывать о музыкальных произведениях, композиторах с использованием музыкальных иллюстраций; проводить аналогии, сравнительно-сопоставительный анализ и делать обобщения на основе пройденного материала; знать: основные этапы истории зарубежной и отечественной музыкальной культуры, характерные признаки стилей и направлений; основные музыкальные жанры и их историческое развитие; закономерности исторического развития музыкальной культуры; биографические сведения о композиторах - наиболее ярких представителях изучаемых направлений истории музыки; жанровые и стилевые особенности пройденных музыкальных произведений, их основные темы на слух; | ОП.05. История музыки и музыкальная литература | ОК 1 - 8 ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.5 | |||
уметь: строить лады, интервалы, аккорды; анализировать строение мелодии в форме периода; определять характер музыки, тип и вид музыкальной фактуры; определять средства музыкальной выразительности; строить и разрешать аккорды и их последования в четырехголосном гармоническом изложении; подбирать аккомпанемент к песенной мелодии; играть секвенции для распевания; осуществлять гармонический анализ музыкальных произведений в связи с их стилевыми и жанровыми особенностями; знать; основные элементы музыкального языка, основы голосоведения, разновидности фактур, основные гармонические закономерности и приемы; | ОП.06 Элементарная теория музыки, гармония | ОК 1, 4, 8 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.4, 3.5 | |||
уметь; анализировать тематические, ладотональные и гармонические связи музыкальных произведений с учетом их жанровых и стилистических черт; анализировать средства музыкальной выразительности произведений гомофонного склада, полифонические произведения для хора и фортепиано; проводить анализ строения, стилевых и жанровых черт музыкальных произведений в контексте особенностей художественной эпохи; использовать данные музыкального анализа в профессиональной деятельности; знать: теоретические основы анализа музыкальных произведений; особенности строения важнейших музыкальных форм; методы анализа музыкального произведения; основные виды музыкальной фактуры: гомофонию, полифонию, виды полифонии (подголосочную, контрастную, имитационную); виды контрапункта (простой и сложный); двойной контрапункт; имитационные формы (канон, инвенцию, фугу, фугетту, фугато); особенности полифонии в современной музыке; | ОП.07. Анализ музыкальных произведений | ОК 1, 4, 8 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.5 | |||
уметь: точно интонировать звукоряды гаммы, ступени лада, аккорды, мелодию; анализировать на слух одно -, двух-, трехголосие, гармоническую вертикаль, воспроизводить их на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений; анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки; сольфеджировать с листа "a capella" и с аккомпанементом: транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху; знать: приемы настройки по камертону, закономерности музыкального синтаксиса; дирижерские схемы тактирования во всех употребительных размерах | ОП.08. Сольфеджио | ОК 1, 4, 8 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1 - 3.5 | |||
уметь: создавать условия для развития музыкально-ритмических умений у детей; создавать несложные танцевальные композиции; инсценировать песни, составлять варианты музыкально-ритмических игр и упражнений; знать: роль ритмики в эстетическом развитии детей; задачи, содержание, формы и методы организации деятельности детей на занятиях ритмикой и танцами; детский репертуар танцев, музыкальных игр, хороводов, упражнений для детей дошкольного возраста; | ОП.09. Ритмика и основы хореографии | ОК 1, 4, 8 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 2.5 | |||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | 68 | ОП.10. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 11 ПК 1.2, 2.2, 2.3, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3 | ||
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. | |||||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 2280 | 1520 | ||
ПМ.01 | Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: анализа планов проведения музыкальных занятий и музыкальных досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации; составления сценариев и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, участия в подготовке и проведении праздников в дошкольной образовательной организации; исполнения на занятиях/досуговых мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров; освоения и применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами детей: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью; реализации педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога) в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми, имеющими особые образовательные потребности; | МДК.01.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных организациях | ОК 1 - 11 ПК 1.1 - 1.5 | ||
организации музыкальных занятий и музыкального досуга в условиях инклюзивного образования; наблюдения, анализа и самоанализа музыкальных занятий и досуговых мероприятий, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции; ведения учебной документации; уметь: находить и использовать методическую и музыкальную литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к занятиям и разработки сценариев музыкальных мероприятий; отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность детей дошкольного возраста; использовать различные методы, средства, формы организации деятельности детей на занятиях и досуговых мероприятиях, строить их с учетом возрастных особенностей воспитанников; организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам; проводить педагогическое наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и досуговых мероприятиях; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (законными представителями); | |||||
взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (законными представителями) по вопросам проведения музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации; использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе; владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей, в том числе в условиях инклюзивного образования; анализировать образовательные потребности детей в условиях инклюзивного образования; создавать инклюзивную образовательную среду; определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении; использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех воспитанников, в том числе с особыми потребностями в образовании: детей, проявивших выдающиеся способности; детей, для которых русский язык не является родным; детей с ограниченными возможностями здоровья; | |||||
выявлять музыкально одаренных детей; осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении музыкальных занятий и музыкального досуга; анализировать подготовку и проведение занятий, праздников и развлечений; знать: психолого-педагогические основы музыкального образования дошкольников: педагогические условия формирования музыкальной культуры, характеристику музыкальных способностей ребенка-дошкольника и условия их развития; содержание современных программ музыкального образования детей дошкольного возраста; детский музыкальный репертуар; эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара; требования к охране и гигиене исполнительского аппарата; характеристику форм организации музыкальной деятельности детей (музыкальные занятия, музыку в повседневной жизни детского сада, музыкальный досуг (развлечения), музыку как компонент праздника); методику организации и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, методы и приемы организации музыкально-исполнительской (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной) и музыкально-слушательской деятельности дошкольников; | |||||
формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями), как субъектами образовательного процесса; особенности воспитания музыкальной культуры и развития музыкальных способностей дошкольников в семье; понятие и сущность инклюзивной образовательной среды, основные принципы инклюзивного образования; нормативно-правовую базу инклюзивного образования; понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику; теоретические основы и практические механизмы построения инклюзивной образовательной среды; особенности организации инклюзивного образовательного процесса в различных видах музыкальной деятельности дошкольников; специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу в условиях инклюзивного образования. | |||||
ПМ.02 | Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: анализа планов проведения уроков музыки и внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях; планирования уроков музыки и составления сценариев внеурочных мероприятий; организации и проведения уроков музыки и внеурочных музыкальных мероприятий; исполнения на уроках и внеурочных мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров; организации образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым обучающимся с учетом его особых образовательных потребностей; организации уроков музыки и досуговых мероприятий в условиях инклюзивного образования; освоения и применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью; | МДК.02.01 Теоретические и методические основы музыкального образования детей в общеобразовательных организациях | ОК 1 - 11 ПК 2.1 - 2.7 | ||
наблюдения, анализа и самоанализа уроков музыки и досуговых мероприятий, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции; ведения учебной документации; уметь: находить и использовать методическую и музыкальную литературу и иные источники информации, необходимой для подготовки к занятиям и разработки сценариев музыкальных мероприятий; отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность обучающихся; использовать различные методы, средства, формы организации деятельности обучающихся при проведении уроков и досуговых мероприятий, строить их с учетом возрастных особенностей обучающихся; использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам; | |||||
проводить педагогическое наблюдение за обучающимися на уроках и досуговых мероприятиях; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (законными представителями); взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (законными представителями) по вопросам музыкального образования в образовательных организациях; использовать ИКТ и технические средства обучения в образовательном процессе; выявлять музыкально одаренных детей; анализировать образовательные потребности обучающихся в условиях инклюзивного образования; осваивать и адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу в условиях инклюзивного образования; оценивать процесс и результаты музыкальной деятельности обучающихся; осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков и мероприятий; анализировать подготовку и проведение уроков, досуговых мероприятий, корректировать и совершенствовать их; знать: психолого-педагогические основы музыкального образования школьников; | |||||
педагогические условия формирования музыкальной культуры школьника, характеристику музыкальных способностей школьника и условия их развития, психологические основы развития индивидуальности и личности в процессе музыкального образования, механизмы развития мотивации музыкальной деятельности; содержание современных программ музыкального образования детей в общеобразовательных организациях; школьный музыкальный репертуар, эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара; требования к охране и гигиене исполнительского аппарата; характеристику форм организации музыкальной деятельности школьников; методику организации и проведения уроков музыки и музыкального досуга, методы и приемы организации музыкально-исполнительской деятельности школьников (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной); специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу в условиях инклюзивного образования; формы и методы взаимодействия с родителями или законными представителями, как субъектами образовательного процесса; | |||||
особенности воспитания музыкальной культуры и развития музыкальных способностей школьников в семье; методические основы диагностики музыкального развития обучающихся. | |||||
ПМ.03 | Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: исполнения произведений педагогического репертуара инструментального, хорового и вокального жанров на уроках, занятиях, досуговых мероприятиях; управления с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом; аккомпанирования различным детским составам исполнителей (солисту (певцу, инструменталисту) или группе исполнителей (ансамблю, хору), ансамблю (оркестру) детских музыкальных инструментов, различным видам ритмических движений и танцам); аранжировки произведений педагогического репертуара для различных составов, в том числе смешанных вокально-инструментальных; уметь: исполнять произведения сольного и хорового жанра с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент; читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию; определять и грамотно объяснять задачи исполнения; применять методические приемы работы дирижера над партитурой; использовать различные технические и художественные приемы хорового дирижирования, дирижерские навыки в передаче художественного образа при управлении детским вокально-хоровым коллективом; | МДК.03.01. Вокальный класс | ОК 1 - 9 ПК 3.1 - 3.5 | ||
МДК.03.02. Хоровой класс и управление хором | |||||
МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс | |||||
МДК.03.04. Аранжировка музыкальных произведений | |||||
проводить анализ и самоанализ дирижерско-хоровой деятельности; применять методические приемы вокально-хоровой работы; анализировать звучание песенно-хоровой партитуры; использовать приемы и средства в выработке ансамблевой звучности и убедительных художественных результатов; анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста; исполнять инструментальные произведения педагогического репертуара, передавая эмоциональный строй и стилевые особенности произведения; владеть культурой фортепианного исполнительства; читать с листа при исполнении инструментальных произведений, транспонировать, упрощать фактуру сопровождения, соединять ее с голосом, хором, другим инструментом; подбирать аккомпанемент по слуху; аккомпанировать голосу, хоровым коллективам, различным видам ритмических движений; исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения; знать: основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса; специфику голосообразования в пении и в речи; | |||||
стилистические особенности различных вокальных жанров; требования к охране и гигиене голоса, разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар - теоретические основы и методику работы с хором; классификации певческих голосов и необходимых элементов хоровой звучности; теоретические и методические основы хоровой культуры и дирижерской техники; методы анализа произведений вокально-хорового жанра; методические основы работы над детским песенным репертуаром; технические и художественные приемы хорового дирижирования; методические приемы работы с хором; основные виды (переложение, аранжировку, обработку) и принципы аранжировки произведений для различных составов, в том числе, смешанных вокально-инструментальных; основы фортепианного исполнительства: различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, педализации; средства художественного исполнения инструментальных произведений; педагогический инструментальный музыкальный репертуар для обеспечения образовательного процесса; жанровые особенности вокально-хоровой и инструментальной музыки; специфику ансамблевой деятельности; методы и приемы работы над произведениями педагогического репертуара различных стилей и жанров. | |||||
ПМ.04 | Методическое обеспечение процесса музыкального образования В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, примерных программ общего и дошкольного образования с учетом вида образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся (воспитанников); участия в создании предметно развивающей среды в кабинете музыки; изучения и анализа профессиональной литературы по проблемам музыкального образования, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов; оформления портфолио педагогических достижений; презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений; участия в исследовательской и проектной деятельности в области музыкального образования; уметь: анализировать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и примерные программы общего и дошкольного образования; определять цели и задачи, планировать музыкальное образование обучающихся в общеобразовательных организациях и воспитанников в дошкольной образовательной организации; | МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя музыки и музыкального руководителя | ОК 1 - 11 ПК 4.1 - 4.5 | ||
осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся (воспитанников); определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; адаптировать имеющиеся методические разработки; создавать в кабинете предметно-развивающую среду; готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты; с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области физического воспитания детей, подростков и молодежи; использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем; оформлять результаты исследовательской и проектной работы; определять пути самосовершенствования педагогического мастерства; знать: теоретические основы методической деятельности в области музыкального образования детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях; теоретические основы, методику планирования музыкального образования детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях и требования к оформлению соответствующей документации; | |||||
особенности современных подходов и педагогических технологий музыкального образования; концептуальные основы и содержание примерных программ музыкального образования для дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций; педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды музыкального образования; источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта; логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию; основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования. | |||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) | 2160 | 1440 | |||
Итого часов обучения по учебным циклам ППССЗ | 7128 | 4752 | |||
УП.00 | Учебная практика | 18 нед. | 648 | ОК 1 - 11 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.5 | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 7 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 6 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 4 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Обучение по учебным циклам | 132 нед. |
Учебная практика | 18 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 7 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 6 нед. |
Каникулы | 32 нед. |
Итого | 199 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 39 нед. |
промежуточная аттестация | 2 нед. |
каникулы | 11 нед. |
Код профессионального стандарта | Наименование профессионального стандарта |
01.001 | Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 г., регистрационный N 30550), с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 1115н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2015 г., регистрационный N 36091) и от 5 августа 2016 г. N 422н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2016 г., регистрационный N 43326) |