Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ | Наименование квалификации базовой подготовки | Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1> |
среднее общее образование | Техник-спасатель | 2 года 10 месяцев |
основное общее образование | 3 года 10 месяцев <2> |
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ | Наименование квалификации углубленной подготовки | Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения <1> |
среднее общее образование | Старший техник-спасатель | 3 года 10 месяцев |
основное общее образование | 4 года 10 месяцев <2> |
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В том числе часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ | 3132 | 2088 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл | 648 | 432 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 9 | ||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 9 | ||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности | 168 | ОГСЭ.03. Иностранный язык | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3 | ||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни | 336 | 168 | ОГСЭ.04. Физическая культура | ОК 2, 3, 6 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.6, 4.1 - 4.3 | |
ЕН.00 | Математический и общий естественнонаучный учебный цикл | 60 | 40 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; знать: значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы; основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; основные понятия и методы математического анализа; основы теории вероятностей и математической статистики; основные понятия и методы дискретной математики, линейной алгебры | ЕН.01. Математика | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3 | |||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 2424 | 1616 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 858 | 572 | ||
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: читать рабочие и сборочные чертежи и схемы по профилю специальности; выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов; выполнять графические изображения схем проведения аварийно-спасательных работ; оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; знать: виды нормативно-технической и производственной документации; правила чтения конструкторской и технологической документации; способы графического представления объектов, пространственных образов и схем; требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации; правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем; технику и принципы нанесения размеров; классы точности и их обозначение на чертежах; типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления; средства и методы автоматизации графических работ, принципы работы систем автоматизированного проектирования; технологии компьютерной графики | ОП.01. Инженерная графика | ОК 1 - 9 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.5, 3.2 | |||
уметь: читать кинематические схемы; проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения; проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; определять напряжения в конструкционных элементах; производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; определять передаточное отношение; знать: виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; типы кинематических пар; типы соединений деталей и машин; основные сборочные единицы и детали; характер соединения деталей и сборочных единиц; принцип взаимозаменяемости; виды движений и преобразующие движения механизмы; виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; передаточное отношение и число; методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации | ОП.02. Техническая механика | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.5, 3.1 - 3.3 | |||
уметь: использовать законы идеальных газов при решении прикладных задач, проводить термодинамический анализ теплотехнических устройств, определять коэффициенты теплопроводности и теплоотдачи; производить расчеты гидростатических давлений жидкости на различные поверхности; осуществлять расчеты гидравлических параметров: напора, расхода, потери напоров, гидравлических сопротивлений, величин избыточных давлений при гидроударе, при движении жидкости; производить расчеты параметров работы гидравлических машин при их работе, насосов, трубопроводов, компрессоров; знать: основы теплотехники, порядок расчета теплопроводности, теплообмена, теплопередачи; основные законы равновесия состояния жидкости; основные закономерности движения жидкости; принципы истечения жидкости из отверстий и насадок; принципы работы гидравлических машин | ОП.03. Термодинамика, теплопередача и гидравлика | ОК 1 - 9 ПК 2.1 - 2.6, 3.1, 3.2, 4.2 | |||
уметь: использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности; читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей; пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; собирать электрические схемы; знать: способы получения, передачи и использования электрической энергии; электротехническую терминологию; основные законы электротехники; характеристики и параметры электрических и магнитных полей; свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов; основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов; принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей; правила эксплуатации электрооборудования | ОП.04. Электротехника и электроника | ОК 1 - 9 ПК 1.3 - 1.5, 2.1 - 2.5, 3.2, 4.1 - 4.2 | |||
уметь: осуществлять расчеты параметров воспламенения и горения веществ, условий взрыва горючих газов, паров горючих жидкостей, тепловой энергии при горении, избыточного давления при взрыве; знать: физико-химические основы горения; основные теории горения, условия возникновения и развития процессов горения; типы взрывов, классификацию взрывов, основные параметры энергии и мощности взрыва, принципы формирования формы ударной волны | ОП.05. Теория горения и взрыва | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.3, 1.5, 2.1 - 2.5, 3.1, 3.2 | |||
уметь: пользоваться основными видами средств связи и автоматизированных систем управления; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального; применять компьютерные и телекоммуникационные средства; знать: основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; основные физические процессы в системах связи и автоматизированных системах управления; преобразования сообщений и сигналов и их особенности, методы передачи дискретных и непрерывных сообщений и сигналов, элементы сжатия данных и кодирования; основные понятия построения оконечных устройств систем связи; общую характеристику аналоговых и цифровых многоканальных систем связи; правила эксплуатации типовых технических средств связи и оповещения; организацию связи и оповещения в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; принципы построения и эксплуатации автоматизированных систем связи и оперативного управления; перспективные направления в технике связи, оповещения и управления | ОП.06. Автоматизированные системы управления и связь | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3 | |||
уметь: оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику его развития; оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях; вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях; учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи; знать: особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях; систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях; факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях; о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях; понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи; классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях; основные направления работы с различными группами пострадавших; общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях; алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации; признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс; механизмы образования толпы; принципы профилактики образования толпы; основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы; алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке; о влиянии этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях; стадии развития общего адаптационного синдрома; субсиндромы стресса; виды стресса; механизм адаптации в экстремальной ситуации; механизмы накопления профессионального стресса; стадии формирования и симптомы профессионального выгорания; отсроченные последствия травматического стресса; этапы профессионального становления; основные виды профессиональных деформаций; принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса | ОП.07. Психология экстремальных ситуаций | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.6, 4.1 - 4.3 | |||
уметь: устанавливать связь между экологическими факторами, складывающимися в конкретной обстановке, и состоянием здоровья, применять полученные знания для оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях; оказывать помощь пострадавшим, получившим травмы и\или находящимся в терминальных состояниях; знать: характеристики поражающих факторов, механизм воздействия на организм человека низких температур, повышенного и пониженного давления воздуха, предельные значения опасных факторов, влияющих на организм человека; особенности выполнения работ, связанных с физическими нагрузками в условиях воздействия опасных факторов; признаки травм и терминальных состояний; принципы оказания помощи пострадавшим | ОП.08. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.6, 4.1 - 4.3 | |||
уметь: применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; знать: основные понятия метрологии; задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; формы подтверждения соответствия; терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ | ОП.09. Метрология и стандартизация | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3 | |||
уметь: использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность; защищать свои права в соответствии с действующим законодательством; проводить инспекции и целевые проверки опасных объектов, зданий и сооружений; взаимодействовать с муниципальными органами исполнительной власти; знать: основные положения Конституции Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; законодательные и иные нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; порядок проведения инспекций и целевых проверок опасных объектов, зданий и сооружений на соответствие требованиям гражданской защиты и нормативно-правовым актам в области чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты | ОП.10. Правовые основы деятельности аварийно-спасательных формирований | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.6, 4.1 - 4.3 | |||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 68 | ОП.11. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1566 | 1044 | ||
ПМ.01 | Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: участия в аварийно-спасательных работах, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты; мониторинга, прогнозирования и оценки обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций; разработки тактических схем и расчета сил и средств для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ; уметь: определять источники получения информации на местах чрезвычайных ситуаций; организовывать и проводить работу по сбору оперативной информации, в том числе осуществлять разведку в зоне чрезвычайных ситуаций; планировать и рассчитывать доставку личного состава на места чрезвычайных ситуаций; использовать средства связи и оповещения, приборы и технические средства для сбора и обработки оперативной информации; осуществлять расчеты вероятного развития чрезвычайных ситуаций; применять аварийно-спасательную и инженерную технику и оборудование при проведении аварийно-спасательных работ; поддерживать групповое взаимодействие и работать в команде; идентифицировать поражающие факторы и анализировать информацию об угрозах природного и техногенного характера; определять зоны безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ; определять параметры опасных зон, масштабов и опасности чрезвычайных ситуаций; организовывать мероприятия по обеспечению безопасности работ, защите личного состава от поражающих факторов; принимать решения на использование и использовать средства индивидуальной защиты; оказывать помощь с учетом психологического состояния, возможных травм и иных нарушений здоровья, этнокультурных особенностей пострадавших; рассчитывать и проводить математическое моделирование нагрузки на конструкции зданий; применять штатные системы безопасности зданий, сооружений и объектов транспорта; знать: причины, последствия, характер и условия возникновения чрезвычайных ситуаций; технические возможности и условия применения различных видов транспорта, инженерной и аварийно-спасательной техники и оборудования; источники оперативного получения информации; основы организации кинологического обследования объектов и местности; способы организации и основные технологии проведения спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, методы локализации чрезвычайных ситуаций; технические возможности и правила применения средств связи; устройство, принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации аварийно-спасательной техники и оборудования; нормативные требования проведения спасательных работ на воздушном транспорте и акваториях; характеристики стихийных экологических бедствий, техногенных аварий и катастроф, их воздействие на население, объекты экономики, окружающую среду; поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях; нормативные требования по обеспеченности транспортных средств, зданий и сооружений средствами защиты и системами безопасности и технические возможности данных систем; порядок организации мероприятий по охране труда и меры безопасности при выполнении работ в чрезвычайных ситуациях; психологические основы работ спасателей в чрезвычайных ситуациях; методики расчета и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций и определения зон безопасности при проведении аварийно-спасательных работ | МДК.01.01. Тактика спасательных работ | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.5 | ||
ПМ.02 | Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения обучения сотрудников нештатных аварийно-спасательных формирований и персонала организаций по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; несения дежурства в аварийно-спасательных формированиях; разработки оперативных планов реагирования на чрезвычайные ситуации; идентификации поражающих факторов и определения возможных путей и масштабов развития чрезвычайных ситуаций; применения средств эвакуации персонала промышленных объектов; уметь: разрабатывать планы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации; проводить обучение сотрудников нештатных аварийно-спасательных формирований и персонала организаций по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; составлять и вести оперативную документацию аварийно-спасательного формирования; осуществлять выезд по тревоге в составе дежурного подразделения; осуществлять прием и сдачу дежурства; поддерживать психологическую готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях; применять приемы профилактики негативных последствий профессионального стресса; передавать оперативную информацию; выбирать и применять методы контроля состояния потенциально опасных промышленных и природных объектов; применять автоматизированные системы защиты и технические средства контроля состояния промышленных и природных объектов; применять современные приборы разведки и контроля среды обитания; идентифицировать поражающие факторы, определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и природную среду и прогнозировать возможные пути развития чрезвычайных ситуаций; пользоваться планами ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов и планами ликвидации аварийных ситуаций на промышленных объектах; разрабатывать мероприятия по обеспечению безопасности персонала организаций с учетом специфики технологических процессов объекта защиты; рассчитывать пути эвакуации, составлять планы эвакуации персонала из зданий и сооружений, определять потребность в штатных средствах эвакуации для зданий и сооружений; определять огнестойкость зданий и строительных конструкций; определять сейсмическую устойчивость зданий и сооружений; знать: системы оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; психологические требования к профессии спасателя; структуру и содержание оперативных планов реагирования на чрезвычайные ситуации и других документов предварительного планирования; порядок передачи и содержание оперативной информации; порядок организации несения службы в аварийно-спасательных формированиях; характеристики потенциально опасных промышленных объектов и основные виды и системы контроля их состояния; основные виды и технические возможности автоматизированных систем защиты промышленных объектов, характеристики автоматических приборов и систем, обеспечивающих пожарную и промышленную безопасность технологических процессов; современные приборы разведки и контроля среды обитания; основные подходы и методы обеспечения безопасности промышленных объектов; основы обеспечения безопасности технологических процессов, использования аппаратов на опасных производствах; условия и признаки возникновения опасных природных явлений; основные подходы и методы обеспечения безопасности и технические возможности систем контроля состояния природных объектов; основные виды, причины, последствия и характер вероятных чрезвычайных ситуаций; характеристики стихийных экологических бедствий, техногенных аварий и катастроф, их воздействие на население, объекты экономики, окружающую среду; поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях; потенциально опасные процессы возникновения чрезвычайных ситуаций; причины, последствия и характер течения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; основные технологические процессы и аппараты; содержание и порядок составления планов ликвидации аварийных ситуаций на промышленных объектах; содержание планов аварийных разливов нефтепродуктов; нормативные требования по обеспеченности зданий и сооружений средствами защиты и системами безопасности; способы и возможности, виды эвакуации персонала промышленных объектов; методики расчета путей эвакуации персонала организаций; требования к устойчивости зданий и сооружений в чрезвычайных ситуациях; конструктивные особенности промышленных зданий, объектов с массовым пребыванием людей; методики расчета огнестойкости зданий и сооружений и способы защиты конструктивных элементов зданий и сооружений | МДК.02.01. Организация защиты населения и территорий | ОК 1 - 9 ПК 2.1 - 2.6 | ||
МДК.02.02. Потенциально опасные процессы и производства | |||||
ПМ.03 | Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и оборудования В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения периодических испытаний технических средств; регламентного обслуживания аварийно-спасательного оборудования; оформления документов складского учета имущества; ведения эксплуатационной документации; уметь: оценивать неисправности и осуществлять текущий ремонт аварийно-спасательного оборудования; принимать решения на прекращение эксплуатации неисправных технических средств; использовать слесарный и электротехнический инструмент; консервировать и хранить аварийно-спасательную технику и оборудование; расконсервировать и подготавливать к работе аварийно-спасательную технику и оборудование; осуществлять ведение эксплуатационной документации; организовывать учет расхода горюче-смазочных и расходных материалов; организовывать и проводить техническое обслуживание и периодическое освидетельствование аварийно-спасательной техники и оборудования; осуществлять ведение документации по регламентному обслуживанию по складскому учету и ремонту аварийно-спасательной техники и оборудования; рассчитывать потребность в расходных материалах в зависимости от объемов и условий эксплуатации аварийно-спасательной техники и оборудования; знать: классификацию спасательных средств; назначение, характеристики, технологию применения и принцип работы спасательных средств; основные нормативные технические параметры аварийно-спасательной техники и оборудования: назначение и применение слесарного и электротехнического инструмента; режимы и условия эксплуатации основных видов аварийно-спасательной техники и оборудования; технические требования по проведению периодического освидетельствования аварийно-спасательной техники и оборудования; порядок проведения периодических испытаний технических средств; правила хранения, расконсервирования и подготовки к работе аварийно-спасательной техники и оборудования; организацию складского учета имущества; основные свойства и классификацию горюче-смазочных материалов | МДК.03.01. Аварийно-спасательная техника и оборудование | ОК 1 - 9 ПК 3.1 - 3.4 | ||
ПМ.04 | Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: развертывания систем жизнеобеспечения спасательных подразделений; применения штатных авиационных и морских спасательных средств; обеспечения безопасности и выполнения работ на высоте; применения основных приемов ориентирования и передвижения по пересеченной местности; уметь: определять зоны развертывания систем жизнеобеспечения спасательных подразделений; рассчитывать потребность в расходных материалах, энергоресурсах и продовольствии для обеспечения жизнедеятельности спасательных подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций; рассчитывать нагрузки временных электрических сетей; выбирать оптимальные технические средства для обеспечения жизнедеятельности спасательных подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций; применять штатные системы жизнеобеспечения при проведении работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; осуществлять эксплуатацию и техническое обслуживание систем жизнеобеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований в условиях чрезвычайных ситуаций; рассчитывать нагрузки электрических сетей; использовать подручные средства для организации жизнеобеспечения; выбирать безопасные маршруты движения; применять приемы выживания в различных условиях; использовать условные сигналы для взаимодействия с воздушными судами; применять штатные авиационные и морские спасательные средства; пользоваться топографическими картами и планами; пользоваться основными навигационными приборами; прокладывать маршруты движения с учетом особенностей рельефа местности; применять альпинистское снаряжение и оборудование; использовать естественные ориентиры; строить схемы привязки с использованием естественных ориентиров; составлять планы, схемы, абрисы; применять стратегии разрешения конфликтных ситуаций; применять различные стратегии переговорного процесса; выявлять предконфликтную ситуацию; знать: технические возможности штатных средств жизнеобеспечения; требования к зонам размещения систем жизнеобеспечения; методики расчета потребности в расходных материалах, энергоресурсах и продовольствии; методики определения зон безопасности при проведении аварийно-спасательных работ; требования к зонам размещения систем жизнеобеспечения; основные приемы выживания в различных природно-климатических зонах; основные системы координат; основные виды навигационных приборов и их технические возможности; способы определения местоположения и направлений по естественным ориентирам; приемы и способы выживания на акваториях; тактику передвижения на различных рельефах местности, безопасные способы передвижения с применением альпинистского снаряжения; порядок и сигналы взаимодействия с воздушными судами; штатные морские и авиационные спасательные средства; особенности и виды топографических карт; виды конфликтов; уровни проявления и типологию конфликтов; причины возникновения конфликтов; структуру, функции, динамику конфликтов; стратегии разрешения конфликтных ситуаций; этапы переговорного процесса; стили медиаторства | МДК.04.01. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных ситуациях | ОК 1 - 9 ПК 4.1 - 4.3 | ||
ПМ.05 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | ||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) | 1404 | 936 | |||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ | 4536 | 3024 | |||
УП.00 | Учебная практика | 25 нед. | 900 | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3 | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 5 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 6 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 4 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Обучение по учебным циклам | 84 нед. |
Учебная практика | 25 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 5 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 6 нед. |
Каникулы | 23 нед. |
Итого | 147 нед. |
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В том числе часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенции |
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ | 4428 | 2952 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл | 918 | 612 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 9 | ||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 9 | ||
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | 48 | ОГСЭ.03. Психология общения | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.7, 2.1 - 2.7, 4.1 - 4.4 | ||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности | 234 | ОГСЭ.04. Иностранный язык | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.7, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.4 | ||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни | 468 | 234 | ОГСЭ.05. Физическая культура | ОК 2, 3, 6 | |
ЕН.00 | Математический и общий естественнонаучный учебный цикл | 210 | 140 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; знать: значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы; основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики | ЕН.01. Математика | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.7, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.4 | |||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 3300 | 2200 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1308 | 872 | ||
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: читать рабочие и сборочные чертежи и схемы по профилю специальности; выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов; выполнять графические изображения схем проведения аварийно-спасательных работ; оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; знать: виды нормативно-технической и производственной документации; правила чтения конструкторской и технологической документации; способы графического представления объектов, пространственных образов и схем; требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации; правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем; технику и принципы нанесения размеров; классы точности и их обозначение на чертежах; типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления; средства и методы автоматизации графических работ, принципы работы систем автоматизированного проектирования; технологии компьютерной графики | ОП.01. Инженерная графика | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.7, 3.2 | |||
уметь: читать кинематические схемы; проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения; проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; определять напряжения в конструкционных элементах; производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; определять передаточное отношение; знать: виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; типы кинематических пар; типы соединений деталей и машин; основные сборочные единицы и детали; характер соединения деталей и сборочных единиц; принцип взаимозаменяемости; виды движений и преобразующие движения механизмы; виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; передаточное отношение и число; методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации | ОП.02. Техническая механика | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.3 | |||
уметь: использовать законы идеальных газов при решении прикладных задач, проводить термодинамический анализ теплотехнических устройств, определять коэффициенты теплопроводности и теплоотдачи; производить расчеты гидростатических давлений жидкости на различные поверхности; осуществлять расчеты гидравлических параметров: напора, расхода, потери напоров, гидравлических сопротивлений, величин избыточных давлений при гидроударе, при движении жидкости; производить расчеты параметров работы гидравлических машин при их работе, насосов, трубопроводов, компрессоров; знать: основы теплотехники, порядок расчета теплопроводности, теплообмена, теплопередачи; основные законы равновесия состояния жидкости; основные закономерности движения жидкости; принципы истечения жидкости из отверстий и насадок; принципы работы гидравлических машин | ОП.03. Термодинамика, теплопередача и гидравлика | ПК 1 - 9 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.2, 4.2 | |||
уметь: использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности; читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей; пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; собирать электрические схемы; знать: способы получения, передачи и использования электрической энергии; электротехническую терминологию; основные законы электротехники; характеристики и параметры электрических и магнитных полей; свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов; основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов; принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей; правила эксплуатации электрооборудования | ОП.04. Электротехника и электроника | ОК 1 - 9 ПК 1.3 - 1.7, 2.1 - 2.7, 3.2, 4.1, 4.2 | |||
уметь: осуществлять расчеты параметров воспламенения и горения веществ, условий взрыва горючих газов, паров горючих жидкостей, тепловой энергии при горении, избыточного давления при взрыве; знать: физико-химические основы горения; основные теории горения, условия возникновения и развития процессов горения; типы взрывов, классификацию взрывов, основные параметры энергии и мощности взрыва, принципы формирования формы ударной волны | ОП.05. Теория горения и взрыва | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.3, 1.5, 2.1 - 2.5, 3.1, 3.2 | |||
уметь: пользоваться основными видами средств связи и автоматизированных систем управления; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального; применять компьютерные и телекоммуникационные средства; знать: основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; основные физические процессы в системах связи и автоматизированных системах управления; преобразования сообщений и сигналов и их особенности, методы передачи дискретных и непрерывных сообщений и сигналов, элементы сжатия данных и кодирования; основные понятия построения оконечных устройств систем связи; общую характеристику аналоговых и цифровых многоканальных систем связи; правила эксплуатации типовых технических средств связи и оповещения; организацию связи и оповещения в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; принципы построения и эксплуатации автоматизированных систем связи и оперативного управления; перспективные направления в технике связи, оповещения и управления | ОП.06. Автоматизированные системы управления и связь | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.7, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.4 | |||
уметь: оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику его развития; оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях; вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях; учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи; знать: особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях; систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях; факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях; о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях; понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи; классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях; основные направления работы с различными группами пострадавших; общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях; алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации; признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс; механизмы образования толпы; принципы профилактики образования толпы; основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы; алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке; о влиянии этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях; стадии развития общего адаптационного синдрома; субсиндромы стресса; виды стресса; механизм адаптации в экстремальной ситуации; механизмы накопления профессионального стресса; стадии формирования и симптомы профессионального выгорания; отсроченные последствия травматического стресса; этапы профессионального становления; основные виды профессиональных деформаций; принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса | ОП.07. Психология экстремальных ситуаций | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.7, 2.1 - 2.7, 4.1 - 4.4 | |||
уметь: устанавливать связь между экологическими факторами, складывающимися в конкретной обстановке, и состоянием здоровья, применять полученные знания для оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях; оказывать помощь пострадавшим, получившим травмы и\или находящимся в терминальных состояниях; знать: характеристики поражающих факторов, механизм воздействия на организм человека низких температур, повышенного и пониженного давления воздуха, предельные значения опасных факторов, влияющих на организм человека; особенности выполнения работ, связанных с физическими нагрузками, в условиях воздействия опасных факторов; признаки травм и терминальных состояний; принципы оказания помощи пострадавшим | ОП.08. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.7, 2.1 - 2.7, 4.1 - 4.4 | |||
уметь: применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; знать: основные понятия метрологии; задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; формы подтверждения соответствия; терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ | ОП.09. Метрология и стандартизация | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.7, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.4 | |||
уметь: использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность; защищать свои права в соответствии с действующим законодательством; проводить инспекции и целевые проверки опасных объектов, зданий и сооружений; взаимодействовать с муниципальными органами исполнительной власти; знать: основные положения Конституции Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; законодательные и иные нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; порядок проведения инспекций и целевых проверок опасных объектов, зданий и сооружений на соответствие требованиям гражданской защиты и нормативно-правовым актам в области чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты | ОП.10. Правовые основы деятельности аварийно-спасательных формирований | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.7, 2.1 - 2.7, 4.1 - 4.4 | |||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 68 | ОП.11. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.7, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.4 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1992 | 1328 | ||
ПМ.01 | Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: участия в аварийно-спасательных работах, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты; мониторинга, прогнозирования и оценки обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций; организации и осуществления оперативной связи в чрезвычайных ситуациях; разработки тактических схем и расчета сил и средств для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ; уметь: определять источники получения информации в чрезвычайных ситуациях; организовывать и проводить работу по сбору оперативной информации, в том числе осуществлять разведку в зоне чрезвычайных ситуаций; планировать и рассчитывать доставку личного состава в зону чрезвычайных ситуаций; использовать средства связи и оповещения, приборы и технические средства для сбора и обработки оперативной информации; осуществлять расчеты вероятного развития чрезвычайных ситуаций; применять аварийно-спасательную и инженерную технику и оборудование при проведении аварийно-спасательных работ; идентифицировать поражающие факторы и анализировать информацию об угрозах природного и техногенного характера; определять зоны безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ; определять параметры опасных зон, масштабов и опасности чрезвычайных ситуаций; организовывать мероприятия по обеспечению безопасности работ, защите личного состава от поражающих факторов; принимать решения на использование и использовать средства индивидуальной защиты; рассчитывать и проводить математическое моделирование нагрузки на конструкции зданий; применять штатные системы безопасности зданий, сооружений и объектов транспорта; организовывать взаимодействие в составе штаба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; планировать схемы связи в условиях высокой загруженности каналов связи при проведении масштабных спасательных операций; вести оперативно-штабную документацию; применять средства коротких волн и спутниковой связи; планировать и осуществлять первоочередные мероприятия по проведению аварийно-восстановительных работ; осуществлять организацию работы аварийно-спасательных подразделений при проведении аварийно-восстановительных работ; оказывать помощь с учетом психологического состояния, возможных травм и иных нарушений здоровья, этнокультурных особенностей пострадавших; поддерживать групповое взаимодействие и работать в команде; организовывать и обеспечивать координацию действий аварийно-спасательных формирований с органами власти и привлеченными к проведению аварийно-спасательных работ структурами; знать: причины, последствия, характер и условия возникновения чрезвычайных ситуаций; технические возможности и условия применения различных видов транспорта, инженерной и аварийно-спасательной техники и оборудования; источники оперативного получения информации; основы организации кинологического обследования объектов и местности; способы организации и основные технологии проведения спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, методы локализации чрезвычайных ситуаций; технические возможности и правила применения средств связи; устройство, принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации аварийно-спасательной техники и оборудования; нормативные требования проведения спасательных работ на воздушном транспорте и акваториях; характеристики стихийных экологических бедствий, техногенных аварий и катастроф, их воздействие на население, объекты экономики, окружающую среду; поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях; нормативные требования по обеспеченности транспортных средств, зданий и сооружений средствами защиты и системами безопасности и технические возможности данных систем; порядок организации мероприятий по охране труда и меры безопасности при выполнении работ на чрезвычайных ситуациях; методики расчета и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций и определения зон безопасности при проведении аварийно-спасательных работ; принципы формирования, права и обязанности должностных лиц штаба по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; порядок и принципы построения схем связи и правила радиообмена в условиях высокой загруженности каналов связи; порядок ведения оперативно-штабной документации в чрезвычайных ситуациях; порядок использования радиочастот; технические возможности и порядок использования технических средств коротких волн и спутниковой связи; законодательство Российской Федерации в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; права и обязанности должностных лиц и органов власти при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и осуществлении аварийно-восстановительных работ; порядок привлечения ресурсов, сил и средств для проведения аварийно-восстановительных работ; психологические основы работ спасателей в чрезвычайных ситуациях; общие принципы проведения спасательных операций в рамках оказания международной помощи | МДК.01.01. Тактика спасательных работ | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.7 | ||
ПМ.02 | Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации и проведения мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций; проведения обучения сотрудников нештатных аварийно-спасательных формирований и персонала организаций по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; несения дежурства в аварийно-спасательных формированиях; разработки оперативных планов реагирования на чрезвычайные ситуации; разработки мероприятий по подготовке личного состава; идентификации поражающих факторов и определения возможных путей и масштабов развития чрезвычайных ситуаций; применения средств эвакуации персонала промышленных объектов; уметь: разрабатывать планы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации; проводить обучение сотрудников нештатных аварийно-спасательных формирований и персонала организаций по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; составлять и вести оперативную документацию аварийно-спасательного формирования; осуществлять выезд по тревоге в составе дежурного подразделения; осуществлять прием и сдачу дежурства; поддерживать психологическую готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях; применять приемы профилактики негативных последствий профессионального стресса; передавать оперативную информацию; осуществлять перспективное планирование подготовки личного состава аварийно-спасательного формирования; разрабатывать планы занятий для личного состава аварийно-спасательного формирования, тренировок, комплексных учений; организовывать и проводить занятия и тренировки с личным составом аварийно-спасательного формирования; выбирать и применять методы контроля состояния потенциально опасных промышленных и природных объектов; применять автоматизированные системы защиты и технические средства контроля состояния промышленных и природных объектов; применять современные приборы разведки и контроля среды обитания; идентифицировать поражающие факторы, определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и природную среду и прогнозировать возможные пути развития чрезвычайных ситуаций; пользоваться планами ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов и планами ликвидации аварийных ситуаций на промышленных объектах; разрабатывать мероприятия по обеспечению безопасности персонала организаций с учетом специфики технологических процессов объекта защиты; рассчитывать пути эвакуации, составлять планы эвакуации персонала из зданий и сооружений, определять потребность в штатных средствах эвакуации для зданий и сооружений; определять огнестойкость зданий и строительных конструкций; определять сейсмическую устойчивость зданий и сооружений; знать: системы оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; психологические требования к профессии спасателя; структуру и содержание оперативных планов реагирования на чрезвычайные ситуации и других документов предварительного планирования; порядок и содержание оперативной информации; порядок организации несения службы в аварийно-спасательных формированиях; основные принципы проведения занятий и построения учебного процесса; порядок организации тренировок, занятий и комплексных учений; порядок планирования подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований; характеристики потенциально опасных промышленных объектов и основные виды и системы контроля их состояния; основные виды и технические возможности автоматизированных систем защиты промышленных объектов, характеристики автоматических приборов и систем, обеспечивающих пожарную и промышленную безопасность технологических процессов; современные приборы разведки и контроля среды обитания; основные подходы и методы обеспечения безопасности промышленных объектов; основы обеспечения безопасности технологических процессов, использования аппаратов на опасных производствах; условия и признаки возникновения опасных природных явлений; основные подходы и методы обеспечения безопасности и технические возможности систем контроля состояния природных объектов; основные виды, причины, последствия и характер вероятных чрезвычайных ситуаций; характеристики стихийных экологических бедствий, техногенных аварий и катастроф, их воздействие на население, объекты экономики, окружающую среду; поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях; потенциально опасные процессы возникновения чрезвычайных ситуаций; причины, последствия и характер течения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; основные технологические процессы и аппараты; содержание и порядок составления планов ликвидации аварийных ситуаций на промышленных объектах; содержание планов аварийных разливов нефтепродуктов; нормативные требования по обеспеченности зданий и сооружений средствами защиты и системами безопасности; способы, виды и возможности эвакуации персонала промышленных объектов; методики расчета путей эвакуации персонала организаций; требования к устойчивости зданий и сооружений в чрезвычайных ситуациях; конструктивные особенности промышленных зданий, объектов с массовым пребыванием людей; методики расчета огнестойкости зданий и сооружений и способы защиты конструктивных элементов зданий и сооружений | МДК.02.01. Организация защиты населения и территорий | ОК 1 - 10 ПК 2.1 - 2.7 | ||
МДК.02.02. Потенциально опасные процессы и производства | |||||
ПМ.03 | Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и оборудования В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения периодических испытаний технических средств; регламентного обслуживания аварийно-спасательного оборудования; оформления документов складского учета имущества; ведения эксплуатационной документации; уметь: оценивать неисправности и осуществлять текущий ремонт аварийно-спасательного оборудования; принимать решения на прекращение эксплуатации неисправных технических средств; использовать слесарный и электротехнический инструмент; консервировать и хранить аварийно-спасательную технику и оборудование; расконсервировать и подготавливать к работе аварийно-спасательную технику и оборудование; осуществлять ведение эксплуатационной документации; организовывать учет расхода горюче-смазочных и расходных материалов; организовывать и проводить техническое обслуживание и периодическое освидетельствование аварийно-спасательной техники и оборудования; осуществлять ведение документации по регламентному обслуживанию по складскому учету и ремонту аварийно-спасательной техники и оборудования; рассчитывать потребность в расходных материалах в зависимости от объемов и условий эксплуатации аварийно-спасательной техники и оборудования; знать: классификацию спасательных средств; назначение, характеристики, технологию применения и принцип работы спасательных средств; основные нормативные технические параметры аварийно-спасательной техники и оборудования; назначение и применение слесарного и электротехнического инструмента; режимы и условия эксплуатации основных видов аварийно-спасательной техники и оборудования; технические требования по проведению периодического освидетельствования аварийно-спасательной техники и оборудования; порядок проведения периодических испытаний технических средств; правила хранения, расконсервирования и подготовки к работе аварийно-спасательной техники и оборудования; организацию складского учета имущества; основные свойства и классификацию горюче-смазочных материалов | МДК.03.01. Аварийно-спасательная техника и оборудование | ОК 1 - 9 ПК 3.1 - 3.4 | ||
ПМ.04 | Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: развертывания систем жизнеобеспечения спасательных подразделений; применения штатных авиационных и морских спасательных средств; обеспечения безопасности и выполнения работ на высоте; применения основных приемов ориентирования и передвижения по пересеченной местности; уметь: определять зоны развертывания систем жизнеобеспечения спасательных подразделений; рассчитывать потребность в расходных материалах, энергоресурсах и продовольствии для обеспечения жизнедеятельности спасательных подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций; рассчитывать нагрузки временных электрических сетей; выбирать оптимальные технические средства для обеспечения жизнедеятельности спасательных подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций; применять штатные системы жизнеобеспечения при проведении работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; эксплуатировать и осуществлять техническое обслуживание систем жизнеобеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований в условиях чрезвычайных ситуаций; рассчитывать нагрузки электрических сетей; использовать подручные средства для организации жизнеобеспечения; выбирать безопасные маршруты движения; применять приемы выживания в различных условиях; идентифицировать обстановку повышенной социально-политической напряженности; использовать условные сигналы для взаимодействия с воздушными судами; применять штатные авиационные и морские спасательные средства; пользоваться топографическими картами и планами; пользоваться основными навигационными приборами; прокладывать маршруты движения с учетом особенностей рельефа местности; применять альпинистское снаряжение и оборудование; использовать естественные ориентиры; строить схемы привязки с использованием естественных ориентиров; составлять планы, схемы, абрисы; применять стратегии разрешения конфликтных ситуаций; применять различные стратегии переговорного процесса; выявлять предконфликтную ситуацию; знать: технические возможности штатных средств жизнеобеспечения; требования к зонам размещения систем жизнеобеспечения; методики расчета потребности в расходных материалах, энергоресурсах и продовольствии; методики определения зон безопасности при проведении аварийно-спасательных работ; требования к зонам размещения систем жизнеобеспечения; основные приемы выживания в различных природно-климатических зонах; основные принципы организации жизнедеятельности и безопасности в условиях социально-политической напряженности; характерные признаки обострения социально-политической обстановки; основные принципы и порядок взаимодействия с силовыми структурами при проведении антитеррористических операций; основные системы координат; основные виды навигационных приборов и их технические возможности; способы определения местоположения и направлений по естественным ориентирам; приемы и способы выживания на акваториях; тактику передвижения на различных рельефах местности, безопасные способы передвижения с применением альпинистского снаряжения; порядок и сигналы взаимодействия с воздушными судами; штатные морские и авиационные спасательные средства; особенности и виды топографических карт; виды конфликтов; уровни проявления и типологию конфликтов; причины возникновения конфликтов; структуру, функции, динамику конфликтов; стратегии разрешения конфликтных ситуаций; этапы переговорного процесса; стили медиаторства | МДК.04.01. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных ситуациях | ОК 1 - 9 ПК 4.1 - 4.4 | ||
ПМ.05 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | ||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) | 1890 | 1260 | |||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ | 6318 | 4212 | |||
УП.00 | Учебная практика | 31 нед. | 1116 | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.7, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.4 | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 7 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 6 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 4 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Обучение по учебным циклам | 117 нед. |
Учебная практика | 31 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 7 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 6 нед. |
Каникулы | 34 нед. |
Итого | 199 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 39 нед. |
промежуточная аттестация | 2 нед. |
каникулы | 11 нед. |
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) | Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
1 | 2 |
11429 | Взрывник |
11442 | Водитель автомобиля <*> |
11444 | Водитель аэросаней |
11447 | Водитель вездехода |
11451 | Водитель мототранспортных средств |
11465 | Водолаз |
11618 | Газорезчик |
11622 | Газоспасатель |
11719 | Горнорабочий по предупреждению и тушению пожаров |
13507 | Машинист автовышки и автогидроподъемника |
13775 | Машинист компрессорных установок |
13788 | Машинист крана автомобильного |
14612 | Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций |
16781 | Пожарный <*> |
16435 | Пожарный - десантник |
17412 | Промышленный альпинист |
17566 | Радиотелеграфист |
26534 | Спасатель |
18897 | Стропальщик |
19081 | Такелажник |
19756 | Электрогазосварщик |