ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минобрнауки России от 24.02.2021 N 138 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.03.2021 N 62887)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 февраля 2021 г. N 138
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
РАЗРАБОТКИ ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ИХ ЭКСПЕРТИЗЫ И ВЕДЕНИЯ
РЕЕСТРА ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063), пунктом 1 и подпунктом 4.2.7 пункта 4.2 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 26, ст. 3851; 2020, N 16, ст. 2612), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования.
2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу приказа Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о признании утратившими силу приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июля 2014 г., регистрационный N 33335), от 7 октября 2014 г. N 1307 "О внесении изменений в Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 октября 2014 г., регистрационный N 34342) и от 9 апреля 2015 г. N 387 "О внесении изменений в Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный N 37221).
Министр
В.Н.ФАЛЬКОВ
Утвержден
приказом Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 24 февраля 2021 г. N 138
ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ИХ ЭКСПЕРТИЗЫ И ВЕДЕНИЯ
РЕЕСТРА ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования (далее соответственно - примерная программа, экспертиза, реестр).
Настоящий Порядок не устанавливает особенности разработки, проведения экспертизы и включения в реестр примерных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных программ в области информационной безопасности.
2. Примерные программы разрабатываются по:
образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;
программам учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
3. Примерные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).
Примерные программы включают в себя учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также примерную рабочую программу воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы <2>.
--------------------------------
<2> Пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).
4. Примерные программы разрабатываются на русском языке и в соответствии с настоящим Порядком.
5. Проекты примерных программ разрабатываются участниками отношений в сфере образования (далее - разработчики).
II. Проведение экспертизы проектов примерных основных
образовательных программ высшего образования
6. Проекты примерных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе высшего образования по соответствующим укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (далее - учебно-методические объединения) на бумажном носителе и в электронной форме (далее - комплект документов) с сопроводительным письмом.
7. Проекты примерных программ проходят экспертизу на соответствие положениям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и на соответствие профессиональным стандартам (при наличии).
8. Проекты примерных программ в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями <3>.
--------------------------------
<3> Часть 3 статьи 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 18, ст. 2209).
9. Учебно-методическое объединение в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта примерной программы направляет комплект документов в:
организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) научную организацию (далее - образовательные или научные организации), определяемые учебно-методическим объединением;
совет(ы) по профессиональным квалификациям (при необходимости) <4>;
--------------------------------
<4> Подпункт "в" пункта 4 Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям, утвержденного приказом Минтруда России от 19 декабря 2016 г. N 758н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2016 г., регистрационный N 45043).
централизованную религиозную организацию (при необходимости);
а также размещает проект примерной программы на сайте учебно-методического объединения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт) для информирования общественности.
10. Образовательная или научная организация в течение 15 календарных дней со дня получения проекта примерной программы проводит его экспертизу и направляет экспертное заключение в учебно-методическое объединение.
11. Централизованная религиозная организация в течение 15 календарных дней со дня получения проекта примерной программы проводит его экспертизу и направляет экспертное заключение в учебно-методическое объединение (при необходимости).
12. Совет(ы) по профессиональным квалификациям в течение 15 календарных дней со дня получения проекта примерной программы проводит его экспертизу и направляет экспертное заключение в учебно-методическое объединение (при необходимости).
13. В случае непредставления экспертного заключения в сроки для проведения экспертизы, установленные пунктами 10, 11 и 12 настоящего Порядка, экспертиза проекта примерной программы считается завершенной положительно.
14. Проект примерной программы с прилагаемым экспертным заключением (при наличии) рассматривается на заседании учебно-методического объединения в течение 30 рабочих дней со дня их получения.
15. По результатам рассмотрения проекта примерной программы учебно-методическое объединение принимает одно из следующих решений:
а) одобрить примерную программу;
б) одобрить примерную программу и перевести предыдущую примерную программу в раздел архива в реестре;
в) отклонить проект примерной программы;
г) направить проект примерной программы на доработку с последующим повторным рассмотрением на заседании учебно-методического объединения.
16. Решение учебно-методического объединения оформляется протоколом, копия которого в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения направляется разработчикам.
17. При поступлении в учебно-методическое объединение доработанного проекта примерной программы, по которому было принято решение о направлении его на доработку с последующим повторным рассмотрением, осуществляется повторное размещение указанного проекта на сайте, проведение его экспертизы и рассмотрение в соответствии с настоящим Порядком.
III. Ведение реестра
18. Реестр является государственной информационной системой <5>, которая ведется на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.
--------------------------------
<5> Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).
19. Информация, содержащаяся в реестре, является общедоступной <6>.
--------------------------------
<6> Часть 11 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).
20. Организация, которой предоставляется право ведения реестра, устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации <6> (далее - оператор).
21. Ведение реестра осуществляется оператором путем:
внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;
технического обеспечения функционирования реестра;
автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;
предоставление доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;
обеспечения сохранности и защиты информации, содержащейся в реестре.
22. Ведение реестра осуществляется с применением технических и программных средств, прошедших соответствующую проверку и сертификацию.
23. Примерная программа после одобрения направляется учебно-методическим объединением в течение 10 рабочих дней оператору.
24. Оператор размещает примерную программу в реестре в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления.
25. Решение о переводе в раздел архива примерной программы, включенной в реестр, направляется учебно-методическим объединением в течение 10 рабочих дней с момента принятия такого решения оператору.
26. Оператор переводит в раздел архива примерную программу, включенную в реестр, в течение 5 рабочих дней со дня поступления от учебно-методического объединения соответствующего решения.