ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минпромторга РФ от 20.12.2010 N 1243 "Об утверждении методических рекомендаций для компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий по форме и содержанию долгосрочных договоров"

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 декабря 2010 г. N 1243
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ДЛЯ КОМПАНИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ И СУБЪЕКТОВ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ПО ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИЮ
ДОЛГОСРОЧНЫХ ДОГОВОРОВ
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина (пункт 5 протокола от 23 июля 2010 г. N ВП-П9-41пр) приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации для компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий по форме и содержанию долгосрочных договоров, согласованные с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой.
Врио Министра
А.В.ДЕМЕНТЬЕВ
Утверждены
Приказом Минпромторга России
от 20 декабря 2010 г. N 1243
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ КОМПАНИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ И СУБЪЕКТОВ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ПО ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИЮ
ДОЛГОСРОЧНЫХ ДОГОВОРОВ
1. Настоящие Методические рекомендации рекомендуются для компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий для использования при заключении долгосрочных договоров в целях распределения между сторонами возможных рисков или выгоды от изменения ценовой конъюнктуры, продолжения поставки продукции по действующим контрактам при возникновении возможных разногласий на период их урегулирования.
2. В целях настоящих Методических рекомендаций под долгосрочным договором понимается договор со сроком действия более одного года.
3. Долгосрочные договоры поставки для различных групп покупателей и продавцов рекомендуется заключать с учетом особенности их рыночного взаимодействия и влияния на них рыночной конъюнктуры соответствующего сегмента рынка (автопроизводители, металлопроизводители, поставщики сырьевых ресурсов, производители труб, нефтяные компании, ОАО "РЖД").
4. Обязательными условиями долгосрочного договора рекомендуется считать четко определенный объем поставляемой продукции и цену договора или однозначно трактуемый механизм ее определения, которые рекомендуется уточнять в течение срока действия договора в заранее согласованном сторонами порядке.
5. Объемы поставки продукции рекомендуется фиксировать на весь период срока действия договора путем определения минимального и максимального уровня поставок продукции. При этом рекомендуется учитывать среднегодовой объем поставок продукции для данного потребителя, рассчитанный за последние 3 календарных года. Целесообразно в рамках договоров предусмотреть возможность ежеквартальной корректировки отгружаемых объемов продукции путем составления соответствующих спецификаций.
Для объемов продукции, поставляемых сверх объема, предусмотренного договором, рекомендуется применять спотовые цены на момент поставки. Порядок определения спотовой цены рекомендуется указывать в договоре.
6. При заключении долгосрочных договоров цену продукции рекомендуется определять по взаимной договоренности на основе формулы цены, подразумевающей использование индикатора.
Рекомендуется использовать следующие формулы цены:
привязанная к базовому индикатору;
привязанная к относительному изменению индикатора.
Привязку цены долгосрочного договора к индикатору рекомендуется осуществлять при помощи согласованного сторонами дифференциала (поправочного коэффициента), учитывающего различие в качественных характеристиках, в условиях поставки и транспортировки товара-маркера и продукции сторон договора.
В качестве индикатора для формулы цены рекомендуется использовать следующие показатели:
а) индексы международных товарно-сырьевых бирж;
б) котировки сырья на международных товарно-сырьевых биржах;
в) индексы международных аналитических агентств (Platts, Metal Bulletin, Steel Business Briefing);
г) общепринятые ценовые критерии контрактов между основными мировыми производителями и потребителями сырья (т.н. benchmark prices);
д) согласованные на взаимной основе поправочные коэффициенты, обусловленные различными качественными характеристиками продукции.
При этом рекомендуется использовать средние значения индексов или котировок продукции за прошедший период времени (1 - 3 месяца) для снижения влияния повышенной волатильности рынков на цены внутри России.
При определении индикатора для формулы цены в целях справедливого распределения между сторонами рисков или выгоды от изменения ценовой конъюнктуры на соответствующих рынках рекомендуется использовать в формуле цены не менее двух индикаторов цен - цены на продукцию и сырье как производителя, так и конечную продукцию покупателя металлопродукции. Например, для долгосрочных договоров между автопроизводителями и металлургическими компаниями рекомендуется учитывать изменение уровня цен на уголь и железорудное сырье, а также изменение уровня цен на автомобили.
Затраты на логистику, пошлины в формуле цены рекомендуется прописывать отдельно.
7. В долгосрочном договоре рекомендуется определить порядок и условия изменения сторонами ключевых параметров цены (цены в договоре с фиксированной ценой, границ коридора цен или базового индикатора) в течение срока действия договора. Пересмотр основных параметров цены рекомендуется осуществлять не чаще 1 раза в год.
8. Базовую цену продукции рекомендуется рассчитывать по следующей формуле:
Pв = ((ВК x r)- ЭП - L) x К, где:
Pв - это базовая цена, рассчитанная с использованием внешних котировок и индексов. Причем для биржевых товаров при определении базовой цены на продукцию, которая является профицитной в России, затраты на логистику, таможенные платежи и прочие расходы, связанные с экспортом, следует вычитать из цены на международной товарно-сырьевой бирже. При определении базовой цены на товар, который является дефицитным в России, затраты на логистику, таможенные платежи и прочие расходы, связанные с ввозом товара, следует добавлять к цене на международной товарно-сырьевой бирже;
ВК - среднее значение котировки товарной биржи, индекса аналитического агентства, либо цены крупнейших мировых игроков за соответствующий период времени;
ЭП - экспортная пошлина на соответствующую продукцию;
L - затраты на логистику до склада реализации на внешнем рынке;
К - средний курс доллара США к рублю за соответствующий период времени, предшествующий моменту определения базовой цены;
r - поправочный коэффициент, обуславливающий различные качественные характеристики продукции по сравнению с продукцией, котируемой на мировых рынках, а также особые условия поставки.
Рекомендуется принять за основу следующую формулу корректировки цены: