ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минпромторга России от 05.05.2014 N 839 "Об утверждении Стратегии развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года и Стратегии развития цветной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года"

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 мая 2014 г. N 839
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ РОССИИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ
И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ РОССИИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ
И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА
В целях реализации пункта 1 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 16 июля 2013 г. N ДМ-П9-53пр приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года;
Стратегию развития цветной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года.
2. Департаменту металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения (А.А. Михеев) обеспечить реализацию стратегий, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
3. Признать утратившим силу приказ Минпромторга России от 18 марта 2009 г. N 150 "Об утверждении Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
Д.В.МАНТУРОВ
Утверждена
приказом Минпромторга России
от 5 мая 2014 г. N 839
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ РОССИИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ
И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА
1. Введение
Стратегия развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года с учетом долгосрочного прогноза (далее - Стратегия) разработана в соответствии с пунктом 1 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 16 июля 2013 г. N ДМ-П9-53пр.
Настоящая Стратегия рассматривает сектор экономики "черная металлургия", включающий в соответствии с ОКВЭД: металлургическое производство (в части производства черных металлов и труб), добычу руд черных металлов. Черная металлургия включает: производство чугуна, стали, проката, чугунных и стальных труб, метизов, ферросплавов, огнеупоров, металлургического кокса, заготовку и переработку лома и отходов черных металлов, а также добычу и обогащение руд черных металлов.
В настоящей Стратегии представлены:
анализ мирового и российского рынков черной металлургии;
оценка позиций России в мировом хозяйственном комплексе;
предложения по механизмам развития отечественной черной металлургии, включая предложения по мерам, необходимым для реализации Стратегии с целью достижения заложенных в ней показателей и индикаторов.
Стратегия разработана в соответствии с:
Государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
Государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона";
Государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";
Государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы";
Государственной программой Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы";
Государственной программой Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов";
Государственной программой Российской Федерации "Развитие науки и технологий";
Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р;
Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р;
Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р;
Генеральной схемой развития нефтяной отрасли на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 6 июня 2011 г. N 212;
Генеральной схемой развития газовой отрасли на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 6 июня 2011 г. N 213;
Стратегией развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 22 февраля 2011 года N 206;
Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 23 апреля 2010 г. N 319;
Долгосрочной программой развития угольной промышленности на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. N 14-р;
Стратегией развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 9 декабря 2010 г. N 1150;
Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р.
Настоящая Стратегия рассматривает три варианта развития сектора экономики: вариант 1 - консервативный (инерционный), вариант 2 - умеренно-оптимистичный (энерго-сырьевой) и вариант 3 - форсированный (инновационный) с выделением четырех периодов 2014 - 2016 гг., 2017 - 2020 гг., 2021 - 2025 гг. и 2026 - 2030 гг.
Стратегия представляет собой совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам отдельных проектов и мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных социально-экономических проблем, а также определяет основные направления дальнейшего качественного развития черной металлургии.
Главной целью развития черной металлургии России на период до 2030 года является удовлетворение спроса внутреннего и мирового рынков на металлопродукцию в необходимых номенклатуре, качестве и объемах с использованием наилучших доступных технологий при условии стабильного сырьевого обеспечения и эффективной реализации мер государственной промышленной политики в сфере черной металлургии.
2. Роль и место черной металлургии России на мировом рынке
Черная металлургия играет существенную роль в мировой экономике, оказывая значительное влияние на ключевые отрасли промышленности и строительство. Крупнейшие страны мира поддерживают и развивают производство металлургической продукции как одного из перспективных направлений развития экономики.
В настоящее время Россия занимает 5-е место в мире по производству стали (уступая Китаю, Японии, Индии и США), 2-е место по производству стальных труб (уступая Китаю), 3-е место по экспорту металлопродукции (уступая Китаю и Японии), 5-е место по производству товарной железной руды (после Китая, Австралии, Бразилии и Индии).
Российская металлургия развивается в общемировой системе хозяйственных связей и ее состояние в значительной степени зависит от тенденций развития мировой металлургии в целом, что позволяет рассматривать Россию как одного из глобальных игроков на мировом рынке металлопродукции.
Прогноз спроса на металлопродукцию и тенденции развития зарубежных стран показывают, что динамика ежегодного прироста мирового ВВП в 2013 - 2030 гг. оценивается на уровне 3,4 - 3,5%, что ниже среднего роста в докризисный период 2001 - 2008 гг. (около 4%), но выше среднего темпа роста в период 1980 - 2000 годов (3,2%).
В соответствии с умеренно-оптимистичным сценарием Минэкономразвития России предполагается, что экономика развитых стран будет расти в среднем на 1,5 - 2% в год. При этом удельный вес стран Еврозоны, США и Японии в общем объеме мировой экономики снизится с 40% в 2010 году и 37,8% в 2013 году до 29% в 2030 году.
Рост экономики США будет оставаться достаточно высоким, в среднем 2,1% в год (в 1980 - 2010 гг. - 2,7%). При этом в американской экономике рост и устойчивость ее развития будет опираться на рост инвестиций и увеличение нормы сбережения.
Среднегодовые темпы роста европейской экономики за период 2013 - 2030 гг. не превысят 1,75%, что ниже среднегодовых темпов роста со времени образования Евросоюза, достигавших без учета спада, начиная с 2009 года почти 2%.
Глобальный рост мировой экономики будет достигнут, главным образом, за счет развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, на долю которых будет приходиться более 40% всего мирового роста.
Рост экономики Китая в период до 2030 года составит в среднем 5,5% в год по сравнению со среднегодовым ростом на 10% в 1980 - 2010 годах. В среднем за период 2013 - 2030 гг. рост экономики Индии прогнозируется на уровне 5 - 5,8%, Бразилии - около 3,6%, а в целом динамика развития стран БРИКС прогнозируется с темпом 5,2 процента. В варианте роста при "хронических" дисбалансах, прогнозируются устойчиво пониженные темпы роста мировой экономики, вызванные негативным эффектом нерешенных проблем долгового кризиса развитых стран, валютных и структурных диспропорций.
Среднегодовой темп роста китайской экономики не превысит 5%, и динамика стран БРИКС (без России) замедлится до 4,6%. В целом среднегодовой рост мировой экономики замедлится до 2,9%, а рост в 2030 году по сравнению с 2013 годом составит 1,6 раза.
В мире в целом видимое потребление металлопродукции будет расти более медленными темпами, чем прогнозируемые темпы роста валового внутреннего продукта. Это обусловлено главным образом существенным замедлением темпов роста потребления металлопродукции в Китае по сравнению с ростом ВВП этой страны.
Увеличение темпов роста металлопотребления в таких странах, как Индия и Бразилия не компенсирует прогнозируемое в целом по мировой экономике сокращение темпов роста металлопотребления по сравнению с ростом ВВП. Поэтому за 2013 - 2030 гг., при прогнозируемом росте ВВП в мире в 1,8 раза, рост видимого потребления прогнозируется в 1,2 раза.
В долгосрочной перспективе, в отличие от предыдущего периода, весь прирост потребления металлопродукции будет достигаться в основном за счет Индии (на 43 млн. тонн) и Бразилии (на 25 млн. тонн), а также, в меньшей степени, за счет Японии, США, Южной Кореи и России.
Как показывает ретроспективный анализ за 2000 - 2012 гг., в мировой черной металлургии в целом объемы экспорта (импорта) металлопродукции росли более медленными темпами, чем производство стали и объемы металлопотребления, что было обусловлено развитием металлургического производства в ряде стран (Индия, Бразилия и др.).
В долгосрочной перспективе по-прежнему основными странами-экспортерами металлопродукции останутся Китай, Япония и Южная Корея. Ежегодный объем экспорта этих стран в период 2020 - 2030 гг. оценивается следующим образом: Китай - 55 - 60 млн. т, Япония - около 40 млн. т, Южная Корея - около 30 млн. т. Таким образом, суммарный экспорт этих трех стран составит около 130 млн. т, или 33% мирового экспорта.
В соответствии с 12-м пятилетним планом (2011 - 2015 гг.), принятым в марте 2011 года Всекитайским собранием народных представителей, в КНР принят курс на развитие внутреннего потребления. В Китае, несмотря на мощный металлургический потенциал, прогнозируется стабилизация экспорта металлопродукции.
Основными странами-импортерами примерно в тех же объемах, что и в настоящее время, останутся Таиланд (15,2 млн. т), Индонезия (9,3 млн. т), Иран (5,6 млн. т), Алжир (5,0 млн. т), Мексика (9,0 млн. т) и Канада (9,6 млн. т).
Примерно на существующем уровне сохранят размеры импорта Турция (11,5 млн. т) и Южная Корея (20,4 млн. т). При этом Турция будет импортировать дефицитный в стране прокат разнообразного сортамента, а Южная Корея - в значительных количествах заготовку и слябы, с последующим экспортом готовой металлопродукции. По-прежнему, несмотря на наличие значительных мощностей, около 17 - 19 млн. т металлопродукции будет импортировать Китай.
В рамках Европейского Союза основными импортерами останутся Германия, Франция и Италия.
Объемы производства стали в ведущих зарубежных странах будут определяться внутренним спросом с учетом соотношения экспорта и импорта.
Небольшие возможности наращивания производства стали прогнозируются в Японии (на 11 млн. т по сравнению с 2012 годом), Южной Корее (на 11 млн. т), Турции (на 9 млн. т) и в основном, вероятно, за счет развития электросталеплавильного передела.
В Китае принято решение о закрытии в этот период металлургических предприятий мощностью менее 1 млн. тонн. Производство стали ведущими металлургическими странам мира и объем металлопотребления в перспективном периоде представлены в Приложении N 2 к настоящей Стратегии.
Исходя из приведенных сценариев развития зарубежных стран, можно констатировать, что в перспективе до 2030 года Россия останется одной из ведущих металлургических стран и сохранит свое место в мировой металлургии по объемам выплавки стали (5-е после Китая, Японии, США и Индии), экспорта металлопродукции (5-е после Китая, Японии, Германии и Южной Кореи), объемам видимого потребления готовой металлопродукции (6-е после Китая, Японии, США, Южной Кореи и Индии).
Согласно мировому опыту, опережающее развитие отрасли возможно благодаря эффективной государственной поддержке, основными инструментами которой являются государственное финансирование инфраструктурных проектов и государственно-частное партнерство в части реализации промышленных и инфраструктурных проектов.
3. Основные тенденции и прогнозные параметры развития черной металлургии России
Черная металлургия, являясь одной из базовых отраслей, вносит существенный вклад в экономику России. Успехи в развитии отрасли в период 2000 - 2007 гг. были обусловлены общей политической стабильностью, проведенными структурными и институциональными реформами.
В 2012 году доля черной металлургии в ВВП страны составляла около 1,4%, в промышленном производстве - около 8%, в экспорте - 6 %. Как потребитель продукции и услуг субъектов естественных монополий, черная металлургия использует 5,3% электроэнергии, более 8% природного газа от общего внутреннего потребления в России, ее доля в грузовых железнодорожных перевозках составляет 15%.
В черной металлургии сформировалось десять крупных вертикально и горизонтально интегрированных холдингов, объединяющих предприятия по всей технологической цепочке производства от добычи угля и руды и их переработки до инфраструктурных подразделений, ломопереработку, энергетику, порты и ж/д транспорт, что позволяет уменьшить риски как на внутреннем, так на внешнем рынках, оптимизировать инвестиционную политику и обеспечивать собственную сырьевую безопасность.
Суммарно на долю холдингов приходится порядка 90% производимого в России проката черных металлов. Компании активно развивают собственные сервисные службы по металлообработке и торговле готовой металлопродукцией в различных регионах страны и мира, а также осуществляют строительство электросталеплавильных заводов в регионах России в целях приближения к потребителю и повышению конкурентоспособности за счет снижения транспортных расходов. В связи с вводом новых мощностей принципиальных изменений в структуре отрасли не ожидается: более 80% производства будет приходиться на крупные вертикально-интегрированные компании.
Действия, предпринятые Правительством Российской Федерации, способствовали защите внутреннего рынка, проведению модернизации (за счет отмены импортных пошлин на основные виды высокотехнологичного оборудования), уменьшению количества ограничений, действующих на внешних рынках в отношении российской металлопродукции.
Текущее состояние объемов производства в черной металлургии представлено в таблице 1.
Таблица 1. Динамика объемов производства
в черной металлургии
Продукция
Объем выпуска продукции, млн. тонн
2013 г. в % к 2007 г.
2007 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Концентрат железорудный
98,5
103,5
104,0
102,4
104,0
Кокс металлургический
30,0
27,0
26,9
26,0
86,7
Чугун
51,4
48,2
50,5
50,0
97,3
Сталь
72,4
68,4
70,4
68,3
97,7
Готовый прокат черных металлов
59,6
57,4
58,9
57,9
97,1
в том числе: сортовой
21,6
20,1
19,5
19,8
91,7
листовой
25,4
26,1
25,5
25,2
99,2
заготовка для переката на экспорт
12,6
11,2
13,9
12,9
102,4
Стальные трубы
8,7
10,0
9,7
10,0
114,9
В настоящее время черная металлургия по объемам производства основных видов продукции не достигла уровня 2007 года, за исключением стальных труб и железорудного концентрата.
В 2013 г. использование мощностей по производству готового проката составило 81,1%, в том числе по листовому прокату - 83,3%, по сортовому прокату - 71,7%, по производству стали - 80,8%.
В 2013 г. против уровня 2007 г. инвестиции сократились на 3,2%, сальдированный финансовый результат - почти на 65%, экспорт (в стоимостном выражении) - на 13,3%, уровень рентабельности продаж с 25,3% (в среднем за период 2005 - 2007 гг.) до 9%.
В то же время рост средней заработной платы в 2013 г. увеличился почти в 2 раза, а производительность труда - на 20%.
Основными конкурентными преимуществами отрасли сегодня являются: собственная развитая железорудная и топливно-энергетическая база; современные мощности по выплавке чугуна, стали и производству металлопродукции; созданные вертикально-интегрированные структуры, конкурентоспособные на внешних рынках. При этом действовавший ранее такой фактор конкурентоспособности, как относительно низкие (по сравнению с внешними конкурентами) затраты на производство (природный газ, электроэнергия, тарифы на перевозку железнодорожным транспортом, заработная плата), при сопоставимом качестве продукции и технологическом уровне сегодня фактически исчерпан.
Практически не решенными сегодня остаются вопросы внедрения новых ресурсо- и энергоэффективных технологий производства; а также вопросы организации производства новых перспективных сталей и сплавов, необходимых для обеспечения спроса высокотехнологичных секторов экономики России.
3.1 Основные тенденции развития черной металлургии
Основными тенденциями развития черной металлургии являются:
замедление темпов роста объемов производства и потребления металлопродукции;
увеличение доли продукции, поставляемой на внутренний рынок;
увеличение поставок на экспорт продукции с увеличением глубины переработки;
рост импортозамещения;
повышение требований к служебным характеристикам продукции, совершенствование ее сортамента и конкурентоспособности;
ресурсо- и энергосбережение, снижение негативного экологического воздействия на окружающую среду;
оптимизация избыточных производственных мощностей;
строительство мини-заводов, передельных и сервисных центров;
внедрение новой техники и технологий.
Развитие черной металлургии в перспективе будет определяться ростом экономики страны и соответствующим ростом внутреннего потребления черных металлов.
Основным направлением промышленной политики государства должна быть разработка экономических условий по стимулированию инвестиционной деятельности как в металлургии, так и, особенно, в отраслях, потребляющих черные металлы, для увеличения спроса на них, а также по совершенствованию горнометаллургического производства в направлении снижения расхода материальных и энергетических ресурсов, повышения производительности труда и решения проблем моногородов.
Сценарий консервативного развития экономики характеризуется невозможностью реализации новых долгосрочных масштабных проектов и программ, снижением технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств, стагнацией в развитии топливно-энергетической отрасли. Рост внутреннего спроса на металлопродукцию по этому варианту будет происходить, в основном, за счет развития строительной отрасли, что вызовет, в свою очередь, сохранение в структуре производства преимущественно сортового проката. Прирост мощностей в металлургической промышленности будет происходить в основном за счет реконструкции и модернизации действующих объектов.
Сценарий умеренно-оптимистичного развития опирается на наиболее полное использование конкурентных преимуществ России в энергетическом секторе, устойчивое наращивание экспорта сырья и повышение глубины его переработки, модернизацию транспортной инфраструктуры страны. Реализация данного сценария позволяет сформировать новые источники роста, основанные на ускоренном развитии энерго-сырьевых отраслей - ТЭК, металлургического и химического комплексов, а также транспорта. Соответствующий импульс технологического развития получат обрабатывающие отрасли, связанные с обеспечением развития энергетики, сырьевого сектора, транспорта.
Развитие металлургии по данному сценарию будет характеризоваться ростом внутреннего спроса за счет инфраструктурного и промышленного строительства и наращивания производства за счет строительства новых и реконструкции действующих мощностей и совершенствования технологии металлургического производства, однако в структуре производства и экспорта сохранится значительная доля продукции с низкой добавленной стоимостью. Объемы производства металлопродукции из черных металлов по данному варианту будут масштабнее, чем по варианту 1.
Сценарий форсированного развития, наряду с использованием конкурентных преимуществ в энерго-сырьевом секторе, предполагает прорыв в развитии высокотехнологичных производств, привлечение иностранных инвестиций, развитие машиностроения опережающими темпами. Форсированный сценарий выступает в качестве целевого для экономической политики, поскольку только он в полной мере позволяет реализовать стратегические ориентиры развития России, включая развитие Арктической зоны, регионов Дальнего Востока и Сибири.
Данный сценарий отражает использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных секторах (энергетика, металлургия, транспорт), но и в новых наукоемких секторах и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Его реализация позволяет обеспечить выход страны на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности.
Реализация данного сценария развития черной металлургии характеризуется опережающим развитием внутреннего спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью, что, в свою очередь, будет способствовать развитию новых технологий в производстве высокотехнологичных видов продукции.
При определении спроса на металлопродукцию в перспективе учитывались прогнозные показатели ВВП, промышленного производства и инвестиций в основной капитал.
3.2 Рынок черных металлов в России
3.2.1 Рынок готового проката черных металлов
Емкость внутреннего рынка металлопродукции из черных металлов определяется спросом основных металлопотребляющих отраслей (машиностроительного, включая ОПК, топливно-энергетического и строительного комплексов) и развитием производств дальнейших переделов металлургического комплекса.
В 2012 году видимое потребление готового проката черных металлов на внутреннем рынке России составило 36,6 млн. тонн, при этом 17,7 млн. тонн готового проката (48,4% от общего объема потребления) было использовано предприятиями металлургического комплекса для производства стальных труб, метизов, проката с покрытиями и других изделий дальнейшего передела и около 18,9 млн. тонн (51,6%) - потребление готового проката в металлопотребляющих отраслях экономики.
Производство готового проката составило 58,9 млн. тонн - на 1,1% меньше, чем в докризисном 2007 году. Объем экспорта составил 26,6 млн. тонн и сократился на 3,7% по сравнению с докризисным уровнем; в структуре экспорта основную часть составляла заготовка для переката на экспорт (около 15,0 млн. тонн или 56,4%), экспорт листового и сортового проката составил, соответственно, 8,2 млн. тонн и 3,4 млн. тонн.
Основными покупателями российского готового проката являются страны ЕС, Ближнего и Среднего Востока, Турция.
Импортные поставки готового проката составили в 2012 году 4,2 млн. тонн, что составило около 11,4% в объеме внутреннего потребления готового проката. Основным поставщиком готового проката является Украина (2,5 млн. тонн или 69,9% от общего объема импорта).
Прогнозируется, что в период 2014 - 2015 гг. видимое потребление готового проката будет расти среднегодовыми темпами от 3,8% (по консервативному варианту) до 7,0% (по форсированному варианту) и составит в 2015 году 39,3 млн. тонн по консервативному, 40,4 млн. тонн - по умеренно-оптимистичному (базовый) и 41,3 млн. тонн - по форсированному вариантам. Основной прирост произойдет в связи с опережающими темпами роста производства стальных труб и проката с защитными покрытиями.
Основными факторами, определяющими рост спроса внутреннего рынка со стороны металлопотребляющих отраслей в период 2014 - 2015 гг., являются:
- реализация проектов утвержденных отраслевых стратегий развития промышленности;
- развитие оборонно-промышленного комплекса;
- строительство новых объектов топливно-энергетического комплекса;
- развитие инфраструктурных проектов, в том числе в рамках подготовки Чемпионата мира по футболу-2018, Универсиады в Красноярске-2019.
Основными факторами, определяющими рост спроса внутреннего рынка в период 2015 - 2020 гг., являются:
- развитие инфраструктурных проектов, связанных с развитием оборонно-промышленного комплекса (строительство аэродромов и космодромов, морских баз и т.д.);
- реализация Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации;
- развитие инфраструктурных проектов железнодорожного транспорта;
- развитие металлообрабатывающих производств и рост локализации отечественной металлопродукции на предприятиях промышленной сборки отраслей машиностроения.
Замедление темпов роста внутреннего спроса после 2025 года связано, в основном, с насыщением рынка и развитием новых технологий в металлургии, позволяющих выпускать качественный металл с большим сроком службы.
Основными факторами, определяющими рост спроса внутреннего рынка в периоды 2021 - 2025 гг. и 2026 - 2030 гг., являются:
- строительство новых предприятий и развитие инфраструктуры регионов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов и Арктической зоны;
- техническое обновление отраслей машиностроительного комплекса;
- реконструкция жилищного фонда и развитие жилищного строительства;
- реализация региональных проектов по развитию промышленности, транспорта и строительства.
В перспективе основным потребителем готового проката остается производство листового проката с защитными покрытиями, гнутых профилей и других видов продукции дальнейших металлургических переделов (как на предприятиях собственно металлургического комплекса, так и относящихся к другим отраслям экономики). К 2030 году объем потребления готового проката, идущего на дальнейший передел, увеличится по умеренно-оптимистичному варианту в 1,6 раза по сравнению с 2012 годом, прежде всего, за счет опережающего роста потребности в листовом прокате с защитными покрытиями и, следовательно, холоднокатаного листового проката и листового проката в целом.
При этом большая часть готового проката будет потребляться в капитальном строительстве, потребление готового проката в машиностроительном комплексе будет расти меньшими темпами (особенно в период 2015 - 2020 гг.), учитывая недостаточную конкурентоспособность отраслей отечественного машиностроения и значительные объемы импорта машин и оборудования.
Россия в перспективе останется крупным экспортером металлопродукции. При этом абсолютные объемы экспорта готового проката сократятся за счет уменьшения объемов экспорта заготовок и полуфабрикатов, при этом объемы экспорта листового и сортового проката останутся на прежнем уровне или несколько возрастут.
Таким образом, доля экспортных поставок от объема производства готового проката составит по вариантам:
2015 г.
2020 г.
2025 г.
2030 г.
37,6 - 40,5%
25,8 - 34,2%
18,9 - 30,1%
15,7 - 27,9%
по сравнению с 42,7% в 2007 году и 42% - в 2013 году.
Импортные поставки готового проката обусловлены, в основном, экономической целесообразностью обеспечения готовым прокатом районов, географически удаленных от российских предприятий-производителей и развитием взаимной торговли со странами Таможенного союза и составят к 2030 году по умеренно-оптимистичному варианту около 3 млн. тонн по сравнению с 4,8 млн. тонн в 2012 году, а доля импортных поставок в видимом потреблении готового проката сократится и составит 4,7% к 2030 году по сравнению с 11,4% в 2012 году.
В структуре производства готового проката будет расти доля листового и сортового проката и сокращаться доля заготовки для переката.
В Приложении N 2 к настоящей Стратегии приведены балансы производства и потребления готового проката черных металлов, листового проката, сортового проката (без заготовки для переката на экспорт), холоднокатаного листового проката и проката с защитными покрытиями по трем вариантам.
Вероятность снижения потребления металлопродукции из черных металлов в перспективе в связи с расширением применения заменителей (полимеры, алюминий и его сплавы, композиты и т.п.) - невелика. Масштабы применения композиционных и других альтернативных материалов в прогнозируемом периоде не смогут существенно повлиять на потребление металлопродукции.
Мероприятия по развитию производства композиционных материалов предусмотрены подпрограммой "Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них" Государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности", основным ожидаемым результатом реализации которой является рост объема производства продукции композитной отрасли и объема потребления продукции отрасли на душу населения к 2020 году не менее 1,5 кг, то есть суммарный объем потребления в России не превысит 220 тыс. тонн.
Доля замены стального проката композиционными материалами, пластмассами, алюминием и т.д. составит в перспективе, по мнению экспертов, в пределах 2 - 3%, и черные металлы по-прежнему останутся основным конструкционным материалом.
Основными факторами, которые могут негативно повлиять на сбыт продукции на зарубежных рынках в перспективе являются: рецессия мировой экономики и угроза возникновения торговых ограничений на отдельных рынках.
К возможным факторам, которые могут негативно повлиять на сбыт продукции на внутреннем рынке, относятся:
сокращение финансирования реализации инфраструктурных объектов в связи с сокращением величины федерального и региональных бюджетов;
снижение платежеспособного спроса потребителей металлопродукции из-за отсутствия доступных кредитов;
непрогнозируемое повышение цен и тарифов на услуги естественных монополий;
рост цен на сырьевые материалы;
рост импорта машин и оборудования.
3.2.2 Рынок стальных труб
Внутренний рынок стальных труб до 2030 года будет в основном формироваться спросом топливно-энергетического комплекса, строительного и машиностроительного комплексов.
В 2013 году в России было произведено около 10 млн. тонн труб. Начиная с 2010 года, Россия занимает второе место в мире по объемам производства стальных труб. Мировое производство труб в 2012 г. составило 130 млн. т. Основными производителями труб в мире являются Китай (58,4%), Россия (7,6%), Япония (6,0%), Южная Корея (4,3%), США (3,3%), Германия (2,5%), Италия (2,5%), Канада (2,1%), Украина (1,7%), Индия (1,5%).
Трубная промышленность в настоящее время практически полностью обеспечивает потребности всех отраслей народного хозяйства страны по объемам производства труб и их качеству. Суммарная производственная мощность трубных предприятий в 2012 г. составляет 15,5 млн. тонн труб и существенно превышает спрос. Более 60% продукции производится по инновационным технологиям, производительность труда выросла на 56,7%. За 12 лет объем инвестиций составил порядка 12 млрд. долл. США.
В основу прогнозных оценок потребности в трубах большого диаметра, потребляемых в топливно-энергетическом комплексе, в период 2014 - 2030 гг. положена "Схема территориального планирования в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)", утвержденная Правительством Российской Федерации 13 августа 2013 г. N 1416-р.
Спрос потребителей на трубы большого диаметра складывается из 2-х составляющих: потребность в трубах для строительства трубопроводов и в трубах для ремонтных нужд.
Физическое состояние нефте- и газопроводных систем России позволяет говорить о наличии значительных объемов отложенного спроса на трубы большого диаметра для их ремонта и реконструкции.
На объемы потребности в трубах большого диаметра в прогнозируемый период будет оказывать влияние увеличение объемов торговли сжиженным газом.
Зарубежный трубный рынок насыщен производителями труб большого диаметра и конкурировать на этом рынке весьма сложно. Основную конкуренцию российским компаниям составляют китайские фирмы.
Значительные объемы стальных труб находят применение в машиностроительном комплексе. В машиностроении применяются в основном бесшовные трубы - это катаные общего назначения, подшипниковые, тянутые общего назначения, тонкостенные бесшовные и другие. Кроме бесшовных труб в машиностроении применяются сварные трубы малых диаметров, доля их по экспертной оценке составляет 10 - 15%.
Значительный рост производства стальных труб в прогнозируемый период принят для строительного комплекса, включая ЖКХ, что связано с необходимостью обновления инфраструктуры ЖКХ, которая в России находится в критическом состоянии, и значительным увеличением в 2020 - 2030 гг. объемов ввода нового жилья.
По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2012 г. в России зарегистрировано 3,2 млн. многоквартирных домов, степень износа половины домов от 31% до 65%, еще 210 тыс. домов имеют степень износа от 66% до 70%. Не благоустроено около 20% городского жилищного фонда, а в малых городах каждый второй дом не имеет полного инженерного обеспечения.
Физический износ основных фондов ЖКХ в Российской Федерации, по данным Минрегиона России, составляет порядка 60%, достигая в отдельных муниципальных образованиях 70 - 80%, в том числе тепловые сети - 59%, водопроводные сети - 64%, канализационные сети - 61%.
Ежегодно в стране производят замену изношенных труб в размере 1,8 - 2,4% от общей протяженности сетей при потребности минимум в 6%.
Альтернативой стальным трубам служат трубы из полимерных материалов. Полимерные трубы (пластиковые) имеют много положительных свойств. Они долговечны, срок эксплуатации намного больше (до 50 лет), обладают большой устойчивостью и не зарастают изнутри, т.е. сохраняют неизменную пропускную способность в течение всего срока эксплуатации, имеют малый вес, возможна как скрытая прокладка, так и внешняя, простота монтажа и экологическая чистота. Недостатки: отсутствует единая технология, ограниченное применение в системах горячего водоснабжения и отопления, невозможно использование в противопожарных водопроводах.
По оценке специалистов, российский рынок полимерных труб будет ежегодно увеличиваться на 6,3% при умеренно-оптимистичном варианте развития экономики и на 10,4% - при форсированном. Согласно прогнозу, в первом случае объем производства к 2030 году утроится, а во втором предполагается шестикратное увеличение по сравнению с 2012 годом.
Несмотря на это, для решения задач, связанных с острой необходимостью обновления инфраструктуры ЖКХ и увеличением объемов ввода нового жилья, потребность в стальных трубах к 2030 году вырастет от 2,5 до 3,3 раза (по вариантам) по сравнению с 2012 г.
К 2030 г. по сравнению с 2012 годом существенно изменится структура потребления труб по секторам: уменьшится доля ТЭКа (с 56% до 40%), существенно вырастет доля строительства и ЖКХ (с 24% до 41%), доля машиностроения и прочих потребителей почти не меняется.
За рассматриваемый период улучшится видовая структура потребления стальных труб. Соотношение бесшовных и сварных труб в 2012 г. составляло: 32,3% бесшовных и 67,7% сварных труб, в 2030 г. прогнозируется - 26% и 74%, что соответствует мировому уровню.
В настоящее время в основном решена проблема импортозамещения труб и заготовок для них, за исключением отдельных видов труб - нержавеющих, подшипниковых, некоторых видов нарезных труб.
В результате внедрения нового технологического оборудования на отдельных переделах производства российские металлургические и трубные компании в ближайшие годы будут удовлетворять на 100% спрос в трубах различного назначения.
Данные о прогнозируемых объемах производства, экспорта, импорта и видимого потребления стальных труб представлены в Приложении N 2 к настоящей Стратегии.
3.2.3 Рынок специальных сталей и сплавов
Производство специальных сталей в России сосредоточено на специализированных предприятиях металлургического комплекса (ранее относящихся к объединению "Спецсталь"), а также в металлургических производствах отдельных предприятий машиностроительного комплекса (включая оборонно-промышленный).
Производство специальных сталей и сплавов требует наличия специфического оборудования, применения специальных процессов выплавки, деформации, термообработки и финишной отделки металла, основанных на использовании наукоемких технологий и контроля качества. Другой особенностью рынка специальных сталей является малотоннажность заказов со стороны производителей спецтехники, что ограничивает возможность использования крупных сталеплавильных агрегатов.
За последние 25 лет внутренний спрос на металлопродукцию из специальных сталей и сплавов со стороны отраслей машиностроительного комплекса существенно сократился и, соответственно, многократно снизились объемы производства: проката из нержавеющих сталей - в 8 раз, подшипниковых - в 2,5 раза, инструментальных и быстрорежущих - в 8 раз, прецизионных сплавов - в 18 раз.
В 2012 году по сравнению с 2007 годом производство проката из нержавеющей стали сократилось на 10%, из инструментальной стали - на 40%, из быстрорежущей стали - на 46%, из подшипниковой стали - на 45%.
Проблема сокращения внутреннего рынка и возникновения дефицита отдельных видов металлопродукции из специальных сталей и сплавов имеет следующие составляющие:
- отсутствие постоянных заказов на производство особо сложных видов продукции из специальных сталей и сплавов для нужд специальной техники, что приводит к утрате технологии и профессиональных навыков;
- небольшие объемы заказа, измеряемые от сотен граммов до десятков килограммов, что не позволяет использовать мощности действующего технологического оборудования и ведет к убыточности выполнения таких заказов;
- не все предприятия специальной металлургии полностью обеспечены современной техникой на всех технологических переделах процесса изготовления металлопродукции из специальных сталей и сплавов, начиная с выплавки и заканчивая тончайшей лентой, микропроволокой, пружинами и сетками, что приводит к необходимости прибегать к технологической кооперации;
- неопределенность перспективных требований к качеству металлопродукции по физико-химическим и механическим свойствам, необходимым для новых образцов спецтехники из-за отсутствия запросов со стороны предприятий машиностроительного комплекса (включая ОПК);
- утрата одного из основных производителей металлопродукции из специальных сталей и сплавов для нужд ОПК - Московского металлургического завода "Серп и Молот";
- переориентация ряда предприятий по производству специальных сталей на выпуск металла строительного сортамента;
- отсутствие организации, обеспечивающей координацию проведения научных разработок, их опытно-промышленное опробование и промышленного производства в сфере прецизионных сплавов.
Для решения вопроса о снижении дефицита специальных сталей и сплавов предлагается реализовать следующий комплекс мероприятий:
- осуществить в 2014 - 2016 годах техническое перевооружение и модернизацию оборудования металлургических заводов по производству специальных сталей и сплавов при сохранении плавильных и переплавных сталеплавильных агрегатов небольшой емкости (от 0,5 до 10 тонн), оснащение современным калибровочным, волочильным, отделочным и кузнечно-прессовым оборудованием;
- реализовать проекты по созданию малотоннажных производств спецсталей и сплавов;
- предусмотреть технологическую кооперацию предприятий-производителей прецизионных сплавов (или создать единый центр компетенции, выполняющий функции по аккумулированию и укрупнению заказов потребителей);
- упорядочить систему размещения заказов на производство специальных сталей и сплавов, а также металлических материалов для высокотехнологичной продукции, выпускаемой малыми партиями и требующей длительного производственного цикла, в том числе путем консолидации спроса со стороны ОПК и других ключевых потребителей с учетом внутриотраслевой кооперации и пополнения мобилизационных запасов;
- разработать механизм компенсации затрат, связанных с заказом малотоннажных партий металлопродукции из специальных сталей и сплавов, с целью обеспечения безубыточности их производства;
- предоставить льготные кредиты на техническое перевооружение и модернизацию металлургического оборудования предприятий по производству специальных сталей и сплавов, осуществляющих поставки предприятиям оборонно-промышленного комплекса малыми партиями сроком на 5 лет;
- восстановить учет Росстата и отчетность предприятий по производству металлопродукции из специальных сталей и сплавов, в том числе прецизионных сплавов и металла с особыми свойствами;
- реализовать в полном объеме мероприятия, заложенные в рамках концепции ФЦП "Разработка, восстановление и организация производства стратегических дефицитных и импортозамещающих материалов в малотоннажной химии для вооружения, военной и специальной техники на период до 2025 года".
3.2.4 Рынок нержавеющих сталей
Значительная часть мощностей черной металлургии России по производству металлопродукции из нержавеющих сталей сосредоточена на нескольких предприятиях, входящих в Группу "Мечел" и имеющих технологическую связь с ОАО "Челябинский металлургический комбинат", которое является единственным в России предприятием по производству нержавеющих и других высоколегированных сталей и сплавов, имеющим полный металлургический цикл. Комбинат произвел в 2012 году около 30% нержавеющего проката в стране, являясь основным производителем горячекатаного листового нержавеющего проката (53% от общероссийского производства) и листового холоднокатаного нержавеющего проката (93% от общего объема производства).
Другим крупным производителем горячекатаного проката из нержавеющих сталей в России является ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь", на долю которого в 2012 году приходилось 41,4% горячекатаного нержавеющего листового проката и 30,4% нержавеющего сорта. Крупным производителям нержавеющего сорта является ОАО "Златоустовский МЗ" (30% от общего объема) и ОАО "Электросталь" (22%).
Доля указанных предприятий в объеме производства готового проката из нержавеющих сталей составила в 2012 году 88,2%.
В последние годы существенно возросли импортные поставки проката из нержавеющих сталей, особенно листового нержавеющего проката. Доля импорта во внутреннем потреблении составляла в 2011 - 2012 гг. 62 - 66% по горячекатаному листовому прокату, 84,4 - 91,6% по холоднокатаному листовому прокату и 36,2 - 48% по сортовому прокату.
В целом емкость внутреннего рынка проката из нержавеющих сталей составила в 2012 году около 279 тыс. тонн и этот спрос был на 70% обеспечен импортным металлом.
Основными потребителями проката из нержавеющей стали являются следующие отрасли машиностроительного комплекса:
химическое и нефтехимическое машиностроение, где нержавеющий прокат используется для изготовления емкостей, сосудов, труб, реакторов и прочего оборудования, работающего в агрессивных средах;
машиностроение для пищевой промышленности - для изготовления оборудования для производства, хранения и транспортировки продовольственных продуктов;
производство оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности;
энергетическое машиностроение, включая атомное;
автомобильная промышленность, где нержавеющий прокат чаще всего используется при производстве катализаторов и выхлопных труб;
подъемно-транспортное машиностроение (производство лифтов);
производство бытовой техники (стиральных и посудомоечных машин).
Кроме того, нержавеющая сталь в последнее время широко используется в строительстве в качестве декоративного материала.
Для всех перечисленных сфер потребления используется металлопродукция из широко применяемых марок нержавеющих сталей и отечественные металлургические предприятия могут обеспечить потребность отраслей машиностроения в металлопродукции из серийных марок нержавеющих сталей, технология производства которых освоена.
Анализ импорта проката из нержавеющих сталей позволил выявить наиболее дефицитные группы продукции: горячекатаные рулоны из нержавеющей стали толщиной 3 - 4,75 мм с содержанием никеля более 2,5%, горячекатаные листы из нержавеющей стали толщиной более 10 мм с содержанием никеля более 2,5%, горячекатаные листы из нержавеющей стали толщиной от 4,75 до 10 мм с содержанием никеля более 2,5%, горячекатаные листы из нержавеющей стали толщиной от 3 до 4,75 мм; холоднокатаные рулоны из нержавеющей стали толщиной от 3 до 4,75 мм с содержанием никеля более 2,5%, холоднокатаные рулоны из нержавеющей стали толщиной от 1 до 3 мм, холоднокатаные рулоны из нержавеющей стали толщиной 0,5 - 1 мм.
Дефицитность указанных групп металлопродукции из нержавеющих сталей вызвана рядом факторов, в том числе ценового, качественного и организационного характера.
Потребление проката из нержавеющих сталей в долгосрочной перспективе в значительной степени будет определяться предполагаемыми к реализации программами развития отраслей-потребителей. Рост внутреннего спроса в нержавеющем прокате приведет к росту объемов производства нержавеющих сталей до 200 тыс. тонн в 2020 г., 500 тыс. тонн - в 2025 г. и 800 тыс. тонн в 2030 году.
Большинство предприятий по производству нержавеющих и специальных сталей нуждаются в техническом перевооружении и модернизации. Длительное время мощности предприятий не обновлялись, в ряде случаев были законсервированы, в некоторых случаях - ликвидированы.
Техническое перевооружение действующих предприятий и организация и восстановление производств стратегических, дефицитных, импортозамещающих марок стали в необходимых объемах существенно сократит объемы импорта нержавеющего проката и повысит уровень экономической безопасности страны.
3.2.5 Конкурентоспособность черной металлургии России
Конкурентоспособность черной металлургии России обусловлена наличием:
- собственной развитой железорудной и топливно-энергетической базы;
- современных мощностей по выплавке чугуна и стали и производству металлопродукции по всем переделам;
- группы конкурентных вертикально-интегрированных холдингов, имеющих зарубежные активы;
- относительно низких (по сравнению с внешними конкурентами) издержек при сопоставимом качестве продукции;
- устойчивых позиций на зарубежных рынках.
Основной задачей повышения конкурентоспособности отрасли является:
- на внутреннем рынке - увеличение доли потребления металлопродукции, производимой российскими металлургическими компаниями;
- на внешних рынках - сохранение конкурентных позиций.
Конкурентоспособность металлопродукции российских предприятий будет в перспективе определяться комплексом технических и экономических факторов.
Благодаря осуществленным на крупных металлургических комбинатах России в последнее десятилетие программам развития и технического перевооружения, основные виды выпускаемой продукции по своим качественным параметрам полностью соответствуют зарубежным стандартам и требованиям, предъявляемым потребителями.
Для обеспечения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе необходимо дальнейшее повышение технического уровня производства, внедрение новых инновационных технологических процессов.
Существенное влияние на уровень конкурентоспособности продукции оказывают экономические факторы.
Рост тарифов естественных монополий в период 2000 - 2012 гг. намного превышал рост цен на металлопродукцию.
В настоящее время цены на природный газ на спотовом рынке США практически находятся на уровне цен, по которым его поставляет ОАО "Газпром" российским металлургическим компаниям.
Цены на электроэнергию для российских металлургических предприятий выше, чем в США и вплотную приблизились к ценам на электроэнергию в ряде европейских стран (Германия, Франция).
По экспертным расчетам средние железнодорожные тарифы на перевозку экспортной металлопродукции до портов отгрузки выросли с 2002 г. более чем в 4 раза: с 18 долл./т до 83 долл./т, тогда как у основных конкурентов они выросли примерно в два раза: с 16 долл./т до 30 долл./т.
Прогнозируемый Минэкономразвития России рост тарифов естественных монополий приведет к снижению конкурентоспособности российских металлургических компаний как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
Металлургические компании принимают меры по ослаблению влияния роста тарифов естественных монополий: увеличивают долю производства собственной электроэнергии, активно используют собственный или арендуемый вагонный парк, увеличивают долю использования автотранспорта. Однако эти меры не компенсируют в полной мере рост тарифов естественных монополий.
Основными факторами изменения конкурентной среды для российской черной металлургии в перспективе являются:
- ужесточение конкуренции на традиционных экспортных рынках в связи с появлением новых игроков, ростом мощностей и выходом части стран на самообеспечение отдельными видами металлопродукции, а также в связи с установлением мер торговой защиты;
- сокращение спроса на отдельных региональных рынках;
- прогнозируемый рост тарифов естественных монополий, цен на сырье и топливо на российском рынке.
Повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции в перспективе будут способствовать следующие факторы:
- рост объемов выпуска продукции с увеличением глубины переработки;
- повышение эффективности использования сырья и энергоресурсов;
- повышение производительности труда;
- повышение качества выпускаемой продукции, в том числе за счет освоения новых технологий.
Кроме того, для повышения конкурентоспособности черной металлургии необходимо осуществить комплекс мер государственной поддержки отрасли:
- установить прогнозируемый долгосрочный рост тарифов естественных монополий на уровне не выше уровня инфляции предыдущего года;
- установить требование о преимущественном потреблении металлопродукции отечественного производства при выполнении государственных закупок;
- создать условия для интенсивного развития отраслей машиностроения с целью увеличения потребления металлопродукции на внутреннем рынке;
- закрепить на законодательном уровне необходимость соблюдения нормативных сроков службы продукции из черных металлов (труб, металлоемких конструкций, оборудования, подвижного состава и т.п.) и запрет их повторного использования;
- продолжить реализацию механизма предоставления государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов, определяющих конкурентоспособное развитие металлургического производства;
- оказывать поддержку реализации инвестиционных проектов, направленных на выполнение государственного заказа, в том числе путем субсидирования технического перевооружения предприятий по производству специальных сталей и сплавов;
- субсидировать процентные ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание новых производств;
- реализовать меры по повышению эффективности механизмов торговой защиты отечественных предприятий путем сокращения сроков проведения антидемпинговых и специальных расследований, применения предварительных защитных мер и др.
4. Системная проблема и ожидаемые результаты реализации Стратегии
В 2000 - 2007 годы черная металлургия России развивалась довольно успешно. Начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис существенно отразился на состоянии экономики России. Значительно сократились годовые приросты макроэкономических показателей: ВВП, промышленного производства, инвестиций в основной капитал. Объемы производства стали и готового проката в 2012 году в России (как и в США) не достигли уровня 2007 года. В то же время черная металлургия Китая, Индии и ряда других стран превысила этот уровень.
Прогнозируется, что к 2016 году общеэкономическая ситуация в мире и в России нормализуется. Достаточно мощный инновационный потенциал, созданный в металлургическом комплексе, особенно благодаря высокому объему вложенных в последнее десятилетие инвестиций, является надежной базой для значительного наращивания производства. За последние годы введен в действие ряд крупных современных агрегатов в черной металлургии. Создание новых мощностей на металлургических предприятиях России осуществлялось на базе (в основном) передового импортного оборудования, что создало достаточно прочную техническую базу для успешной конкуренции на внутреннем и на внешнем рынках металлопродукции.
В период 2017 - 2020 гг. черная металлургия сможет начать наращивать объемы поставок металлопродукции на внутренний и внешний рынки. Наличие ряда современных агрегатов в составе черной металлургии обеспечит конкурентоспособность производимой продукции. В период 2020 - 2030 гг. продолжится дальнейшее инновационное развитие черной металлургии. К концу периода отрасль сможет удовлетворять практически любые требования потребителей к качеству металлопродукции.
В России имеется ряд проблем и факторов, затрудняющих развитие отрасли, которые делятся на две группы. Первая - внутриотраслевые факторы, вторая - внешние по отношению к черной металлургии факторы, определяющие условия, в которых работают предприятия.
Внешние факторы, сдерживающие развитие черной металлургии:
- низкий спрос на металлопродукцию на внутреннем рынке вследствие недостаточного развития отраслей машиностроительного комплекса;
- существенные объемы импорта металлоемких машин, механизмов и оборудования;
- усиление влияния стран азиатского региона на мировых рынках металлопродукции;
- непрогнозируемый в долгосрочной перспективе рост тарифов на энергоресурсы и железнодорожные перевозки;
- недостаточно высокий уровень защиты внутреннего рынка.
В рамках внутриотраслевых факторов проявились следующие негативные тенденции:
- повышенные, по сравнению с зарубежными предприятиями-аналогами, удельные расходы сырья и топливно-энергетических ресурсов на тонну стали;
- высокая стоимость логистической составляющей в затратах на металлопродукцию, в связи со сложившимся географическим размещением и высокой концентрацией производства;
- снижение объемов производства специальных сталей и сплавов;
- недостаточное развитие сети сервисных центров и малых предприятий, производящих широкую номенклатуру металлопродукции высокой степени готовности;
- недостаточный уровень производительности труда;
- обострение проблемы обеспечения металлургических предприятий квалифицированными кадрами.
Реализация Стратегии обеспечит:
сбалансированное высокоэффективное развитие черной металлургии, увеличение вклада отрасли в решение общенациональной задачи экономического развития России - повышения ВВП и качества жизни населения;
рост объемов производства продукции с увеличением глубины переработки, создание новых ее видов;
снижение импортных поставок за счет увеличения объемов производства дефицитных видов продукции - отдельных видов стальных труб, металла с защитными покрытиями, нержавеющей стали, рельсового проката и т.п.;
инновационное совершенствование техники и технологий производства металлопродукции;
продолжение технологической модернизации предприятий отрасли и реструктуризацию неэффективных производственных мощностей;
проведение мероприятий, направленных на энергосбережение и снижение ресурсоемкости металлургического и горнодобывающего производства;
подготовку квалифицированных кадров для черной металлургии;
ускоренное развитие рудной базы металлургической промышленности;
снижение вредного воздействия предприятий отрасли на окружающую среду.
В результате увеличения спроса на металлопродукцию со стороны практически всех отраслей-потребителей прогнозируется прогрессивный сдвиг в направлении увеличения доли поставок продукции на внутренний рынок.
Основным результатом реализации Стратегии должен стать рост конкурентоспособности продукции в требуемых экономике России номенклатуре, качестве и объемах ее поставок на внутренний рынок (с учетом развития металлопотребляющих отраслей), а также на внешний рынок на базе инновационного обновления отрасли.
В результате ускорения темпов внедрения инноваций прогнозируется улучшение производственной структуры черной металлургии - в первую очередь, за счет повышения доли конкурентоспособных мощностей (на всех переделах), а также за счет увеличения доли мощностей для выпуска продукции более глубокой степени переработки, доли импортозамещающих и новых производств. Все это позволит улучшить структуру товарной продукции металлургии, повысить ее конкурентоспособность и адекватность требованиям рынков.
Доля производства стали в электропечах составит в 2015 г. - 32%, в 2020 г. - 37,7%, в 2030 г. - 42,1%; в конвертерах - 65,5%, 61,3% и 57,9% соответственно. Мартеновское производство на предприятиях черной металлургии практически ликвидируется, однако оно сохранится в минимальных объемах на неспециализированных предприятиях других отраслей. Ожидаемое изменение структуры производства стали соответствует мировым тенденциям.
Доля разливки стали на МНЛЗ составит в 2015 году - 85 - 90%, в 2020 году - 97 - 99%, далее - 99%. Доля листового металла в общем производстве листового и сортового проката (без учета заготовки для переката на экспорт) составит 55,6% в 2015 г., 54,8% - в 2020 г. и 54,6% - в 2030 г. Эти показатели отличаются от зарубежных, что связано со структурой экономики России и металлопотребления.
В прогнозируемый период будет освоено производство высококачественных длинномерных рельсов, толстостенных труб для ТЭКа и широкоформатного толстолистового проката для их производства, а также проката требуемого качества для ОПК, судостроения, атомного машиностроения; ожидается расширение производства высококачественного автомобильного листа.
В результате прогнозируемой инвестиционной деятельности повысятся темпы обновления фондов и фондовооруженность, что положительно повлияет на ресурсоемкость производства и производительность труда.
При совершенствовании технико-технологической базы предприятий улучшится состояние окружающей среды в районах их расположения.
Выполнение планов мероприятий по реализации настоящей Стратегии позволят обеспечить динамичное развитие черной металлургии, в том числе с использованием частно-государственного партнерства, современных механизмов корпоративного управления при совершенствовании правовой базы. Это позволит принципиально улучшить конкурентную позицию металлургической промышленности России на рынках сбыта.
Реализация настоящей Стратегии увеличит вклад металлургии в решение общенациональных задач экономического развития России.
Эффект от достижения ожидаемых результатов является многоуровневым:
на макроуровне:
содействие решению задач по развитию основных металлопотребляющих отраслей экономики, где имеется значительный государственный капитал: ТЭК, ОПК, атомное машиностроение, авиастроение, судостроение, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, транспортное машиностроение;
развитие новых промышленных регионов (Нижнее Приангарье, Забайкалье, Дальний Восток, Урал Приполярный, Арктическая зона и др.);
развитие и создание необходимых объектов инфраструктуры (ЛЭП, порты, аэродромы, железные дороги, автодороги, трубопроводы);
повышение обороноспособности страны, более эффективное реагирование на угрозы ее безопасности;
расширение высокотехнологичного экспорта, сокращение импорта и соответствующее улучшение структуры внешнеторгового оборота (без применения субсидий);
на микроуровне:
дальнейшее развитие эффективных рыночно-ориентированных бизнес-структур, обладающих потенциалом саморазвития;
повышение инновационной активности и уровня обновляемости фондов предприятий отрасли и смежных отраслей;
облегчение доступа предприятий отрасли на финансовые рынки, расширение использования рынка ценных бумаг для привлечения финансовых ресурсов;
повышение спроса на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные разработки;
в социально-экономической и бюджетной сфере:
содействие сохранению рабочих мест и привлечению научно-технических кадров в отрасль;
создание новых рабочих мест при развитии новых промышленных регионов;
повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры;
повышение производительности труда;
снижение негативного воздействия на окружающую среду;
обеспечение дополнительных налоговых поступлений.
5. Обоснование направления решения проблемы
В период 2000 - 2012 гг. суммарный объем инвестиций предприятий черной металлургии (включая горнорудный сегмент) составил более 1,8 трлн. рублей, что позволило существенно улучшить технологию производства металлопродукции в соответствии с мировым уровнем, модернизировать горнорудные производства.
Дальнейшими направлениями развития черной металлургии России являются:
- активное внедрение инноваций;
- широкое взаимодействие с металлопотребляющими отраслями: ТЭК, ОПК, атомное машиностроение, авиастроение, судостроение, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, а также реализация национальных проектов, обеспечивающие устойчивый и возрастающий спрос внутреннего рынка на металлопродукцию;
- развитие рудной базы металлургической промышленности, особенно дефицитных видов сырья (расширение объемов геологоразведочных работ на сырье для нужд металлургической промышленности, особенно на хром, марганец);
- предоставление прав на недропользование с учетом прогнозов производства и потребления минерально-сырьевых ресурсов черной металлургией и соблюдения интересов национальной безопасности;
- более широкое вовлечение в переработку техногенных отходов;
- повышение конкурентоспособности продукции и производительности труда;
- развитие производства дефицитной высококачественной металлопродукции для оборонно-промышленного комплекса;
- улучшение экологических характеристик действующих производств;
- обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами.
6. Приоритетные задачи, этапы и сроки реализации Стратегии
Приоритетом государства в развитии черной металлургии является стимулирование развития металлопотребляющих отраслей, а также содействие инвестиционным процессам, происходящим в отрасли, в том числе за счет создания дополнительных возможностей для ее участников и решения задач, которые бизнес не может решить самостоятельно (например, развитие необходимой инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства, защита российских производителей на внутреннем рынке, а также поддержка российских экспортеров за рубежом).
Другим, не менее важным, приоритетом государства является стимулирование создания инновационных технологий переработки железосодержащего сырья в целях снижения ресурсоемкости металлургического производства и повышения эффективности переработки сырья.
Стратегия предусматривает решение следующих приоритетных задач:
удовлетворение спроса на металлопродукцию на внутреннем рынке (по всей требуемой номенклатуре), в частности, спроса новых промышленных регионов, спроса на металлопродукцию для реализации важнейших инвестпроектов;
увеличение производства высокотехнологичной продукции;
координация планов развития предприятий комплекса черной металлургии России с генеральными схемами размещения объектов электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных дорог, а также стратегиями развития других отраслей промышленности и регионов России;
укрепление и защита позиций России на мировом рынке металлопродукции, рынках Таможенного союза и ЕврАзЭС;
уменьшение зависимости черной металлургии России от импорта металлопродукции и сырья;
стимулирования внутреннего спроса на металлопродукцию, в том числе с увеличением глубины переработки;
повышение конкурентоспособности металлопродукции, снижение ресурсоемкости производства;
разработка инновационных технологий обогащения железосодержащего сырья и отходов металлургического производства;
развитие рудной базы металлургической промышленности, включая дефицитные виды сырья; обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы;
снижение негативного воздействия предприятий отрасли на окружающую среду путем уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу, сбросов загрязненных сточных вод и содействие сохранению климата через механизмы повышения энергоэффективности металлургического производства (сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу).
Ожидаемым результатом решения поставленных задач будет являться устойчивое развитие российской черной металлургии, что в свою очередь будет являться залогом для сохранности ключевых позиций российской металлургии в мире.
Реализация Стратегии развития черной металлургии определяется сценариями социально-экономического развития России.
При благоприятном развитии экономики России в условиях расширяющейся глобализации, поступательного развития мирохозяйственных связей, стабилизации мировой финансовой системы, черная металлургия России в период до 2030 года:
сохранит свое присутствие на мировых рынках металлопродукции; увеличатся объемы поставок на мировой рынок российской высокотехнологичной металлопродукции;
увеличит число крупных бизнес-структур (в том числе транснациональных с участием иностранных партнеров), являющихся ведущими "игроками" в соответствующих секторах мирового рынка, что согласуется с основной тенденцией его развития;
будет соответствовать техническому уровню производства стран и компаний, являющихся лидерами в мировой черной металлургии;
сможет эффективно использовать преимущества вступления страны в ВТО;
повысит уровни социальной ответственности бизнеса и социальной защищенности трудящихся отрасли, что приблизит российскую металлургию по этим показателям к ведущим зарубежным бизнес-структурам.
Консервативный сценарий развития российской экономики приведет к фактической консервации существующего технического уровня отраслей-потребителей и, соответственно, ограниченному спросу на металлопродукцию на достаточно продолжительный период времени.
При консервативном сценарии развития:
черная металлургия России утратит свои позиции на мировом и внутреннем рынках металлопродукции, что приведет к резкому снижению ее вклада в экономику страны;
возникнет отставание по техническому и технологическому уровню производства;
ухудшится социальный климат на предприятиях отрасли и в районах их расположения.
Прогноз производства, потребления, экспорта, импорта основных видов металлопродукции по трем сценариям развития приведен в Приложении N 2 к настоящей Стратегии. Перспективы обеспечения сырьевыми ресурсами представлены в Приложении N 3 к настоящей Стратегии.
Представленные в Стратегии количественные параметры развития черной металлургии в период до 2016 года являются оценочными (в соответствии с прогнозом выхода из кризисного состояния), в 2020 г., 2025 г. и 2030 г. - прогнозными, подлежащими уточнению в процессе ее реализации и разработки соответствующих показателей социально-экономического развития Российской Федерации за пределами 2013 года.
Сроки реализации Стратегии: начало - 2014 год, окончание - 2030 год. Стратегия реализуется в четыре временных этапа: первый - 2014 - 2016 годы, второй - 2017 - 2020 годы, третий - 2021 - 2025 годы и четвертый в 2026 - 2030 годы.
7. Важнейшие инвестиционные проекты и комплекс обеспечивающих мероприятий
В прогнозируемый период в черной металлургии предусматривается реализация крупных инвестиционных проектов, основные из которых справочно представлены в Приложении N 4 к настоящей Стратегии.
Многие предприятия черной металлургии разработали и осуществляют инвестиционные программы реконструкции и технического перевооружения производства, направленные на повышение объемов производства продукции высокой добавленной стоимости, на снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Вместе с тем, в условиях разрастающегося с конца 2008 года глобального экономического и финансового кризиса и сохраняющейся тенденции замедления темпов роста экономики до 2015 года все металлургические компании скорректировали сроки реализации крупных инвестиционных проектов, в дальнейшем также возможны изменения компаниями сроков реализации проектов и объемов их финансирования.
Планы реализации предприятиями отрасли основных инвестиционных проектов разработаны, к сожалению, только до 2020 года. В связи с имеющейся высокой долговой нагрузкой компании не прогнозируют реализацию инвестпроектов на долгосрочную перспективу.
Среди основных инновационных инвестиционных проектов можно отметить:
- строительство на Дальнем Востоке (г. Свободный) нового сталеплавильного завода мощностью 2,5 млн. тонн стали в год на основе технологии прямого восстановления железа;
- строительство в г. Черемхово нового завода по получению гранулированного чугуна мощностью 1000 тыс. тонн;
- строительство ряда мини-заводов листового и сортового профиля;
- строительство нового завода по производству прецизионных сплавов и отдельных видов деталей и узлов из них годовой мощностью 5 тыс. тонн для обеспечения оборонного комплекса России;
- строительство нового завода по производству аморфных электротехнических сталей и выпуска трансформаторов на ее основе годовой мощностью 10 тыс. тонн с целью снижения потерь электроэнергии при трансформации в 5 - 6 раз.
Реализация крупных инвестиционных проектов обеспечит:
совершенствование технологии и улучшение качества продукции отрасли с целью повышения конкурентоспособности;
снижение ресурсоемкости и энергоемкости металлопродукции;
снижение вредного воздействия предприятий на окружающую среду (комплекс мероприятий по охране окружающей среды в аглодоменном и коксохимическом производствах черной металлургии, включая сокращение эмиссий парниковых газов в атмосферу);
увеличение производства высокотехнологичных эффективных видов металлопродукции (в том числе для нужд оборонно-промышленного комплекса): специальных сталей и сплавов, холоднокатаного проката, проката из нержавеющей стали, металла с различными видами защитных покрытий, длинномерных рельсов и других видов продукции с высокой добавленной стоимостью.
Прогноз важнейших инновационных научно-исследовательских разработок, необходимых к реализации, представлен в Приложении N 5, перспективы организации производства новых видов продукции - в Приложении N 6.
Инновационное обеспечение научно-технического потенциала отрасли и концентрация его на решении перспективных задач развития должно обеспечить внедрение следующих стратегически важных направлений:
разработка и использование совмещенных процессов производства металлопродукции, сокращение технологических операций с целью снижения себестоимости и повышения конкурентоспособности металлопродукции;
разработка на основе специализированных методов управления формами присутствия примесей, структурной и наноструктурной составляющей нового поколения массовых высококачественных сталей с увеличенным не менее чем в 1,5 - 2 раза комплексом показателей уровня стабильности служебных свойств, при снижении до 15% затрат на производство, повышении ресурса эксплуатации в 2 - 3 раза, создание конкурентных преимуществ на мировом рынке;
создание новых энерго- и ресурсосберегающих технологий переработки железных и других руд российских месторождений, включая создание новых агрегатов для их реализации;
разработка комплекса технологий переработки отходов металлургического и других производств (шлаков, шламов, возгонов, окалин и др.) с получением товарной продукции;
совершенствование управления технологическими процессами металлургического производства на основе комплексных моделей, интеллектуальных систем автоматизации и роботизации;
создание благоприятного правового и экономического климата для формирования и развития малого инновационного предпринимательства;
создание благоприятных условий для привлечения высококвалифицированных ученых и специалистов, а также молодых специалистов в научно-техническую сферу.
В настоящее время научными разработками в области черной металлургии занимается ряд научно-исследовательских и проектных организаций, кроме того, в некоторых металлургических компаниях имеются научно-исследовательские подразделения.
Научные организации металлургической промышленности испытывают существенные трудности в обеспечении кадрами, обновлении имущественного комплекса и его техническом оснащении. В течение длительного времени практически не приобреталось современное исследовательское оборудование, некоторое обновление лабораторного и опытного оборудования началось только в последние 3 - 5 лет. Практически отсутствуют высококвалифицированные специалисты в возрасте 35 - 45 лет.
Усиление научного потенциала предполагает, прежде всего, активное техническое перевооружение многих организаций и создание отраслевой системы подготовки научных кадров (в тесной связке вуз - научная организация).
Механизм поддержки инновационной деятельности включает:
привлечение частного капитала для обеспечения непрерывности функционирования цикла "наука - производство";
развитие механизмов частно-государственного партнерства;
стимулирование производителей и потребителей металлопродукции для решения общенациональных задач стратегической важности - увеличения доли продукции с добавленной стоимостью и создания дополнительных рабочих мест при повышении производительности труда в традиционных отраслях.
Стратегия предусматривает в качестве необходимых реализацию следующих условий:
скорейшее преодоление финансового кризиса и его последствий с обеспечением макроэкономической стабильности и совершенствовании нормативно-правовой базы экономики, создающих основу для притока инвестиций;
расширение емкости внутреннего рынка металлопродукции путем развития основных металлопотребляющих отраслей экономики, прежде всего, машиностроительного комплекса (включая ОПК) и стройиндустрии;
расширение объемов геологоразведочных работ по выявлению месторождений руд, содержащих железо, хром и марганец в рамках реализации "Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья", в том числе за счет паритетного использования средств федерального бюджета и частных инвесторов;
усиление роли государства в защите интересов российских металлопроизводителей на мировых рынках, в частности, оказание содействия со стороны торговых представительств.
Комплекс обеспечивающих мероприятий направлен на создание условий для эффективной реализации приоритетных задач Стратегии.
Совершенствование нормативной правовой базы включает:
разработку и принятие нормативных документов, предусматривающих обязательность поставок для государственных нужд только металлопродукции отечественного производства;
закрепление на законодательном уровне соблюдения нормативов срока службы металлоизделий (труб, металлоемких конструкций, агрегатов, подвижного состава и т.п.);
создание на законодательном уровне стимулирующих условий для интенсивного развития металлопотребляющих отраслей машиностроения с целью увеличения потребления металлопродукции на внутреннем рынке;
совершенствование процедуры таможенного администрирования;
стимулирование внедрения на предприятиях металлургической промышленности ресурсосберегающих и экологичных технологий.
Поддержка отечественных металлопроизводителей на внутреннем и международных рынках металлопродукции предполагает:
обеспечение защиты отдельных сегментов внутреннего рынка металлопродукции (с учетом интересов потребителей, фактического и потенциального уровня доступа иностранных поставщиков на каждый сегмент, наличия адекватной законодательной и нормативной правовой базы);
проведение активной политики в международных организациях с целью обеспечения интересов отечественной металлургии (Комитет по стали ОЭСР, WSA и др.);
углубление интеграционных процессов в отношениях со странами-партнерами.
Для повышения надежности и обоснованности прогнозов развития отраслей необходимо координировать планы развития предприятий черной металлургии с Генеральными схемами размещения объектов электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных дорог, стратегиями развития других отраслей промышленности и регионов России.
8. Кадровое обеспечение предприятий черной металлургии России
Предприятия черной металлургии в целом обеспечены квалифицированными кадрами. Коэффициент текучести кадров, характеризующий эффективность социальной политики на ведущих металлургических предприятиях, находится в пределах 3 - 3,5%.
В целом общая численность работников предприятий черной металлургии в 2012 году составляла 362 тыс. человек. Производительность труда на основных предприятиях растет, но в настоящее время по крупнейшим металлургическим комбинатам находится на уровне, еще отстающем от уровня металлургических комбинатов промышленно развитых стран (затраты труда на 1 т стали в России составляют 3,5 чел.-час, по передовым зарубежным заводам - около 2,5 чел.-час).
В среднем по металлургическим предприятиям России затраты труда составляют 5,5 чел.-час. на 1 тонну, что примерно на 50% выше, чем в черной металлургии промышленно развитых стран.
Стратегией предусматривается рост производительности труда в 2030 г. на 30% по сравнению с уровнем 2012 г.
Рост производительности труда будет обеспечиваться за счет следующих главных факторов:
- реализации новых технологических инновационных процессов, включая автоматизацию и робототехнику;
- вывода из эксплуатации неэффективных мощностей;
- систематического увеличения доли продукции более высокой степени готовности;
- продолжения развития аутсорсинга по выполнению различного рода вспомогательных технологических операций.
Предусматривается создание новых рабочих мест: в 2015 г. - 2 тыс. чел., в 2020 г. - 4 тыс. чел., в 2030 г. - 8 тыс. чел.
Важнейшее значение в перспективный период будет иметь трудоустройство и переквалификация работников, высвобождающихся в связи с закрытием неэффективных производств, которое будет обеспечиваться на основе реализации федеральной и региональной политики на рынке труда с участием собственников предприятий при особом внимании к проблемам моногородов и диверсификации их экономики.
Развитие кадрового потенциала для металлургических предприятий целесообразно обеспечивать за счет:
- восстановления в полном объеме системы профтехобразования;
- создания образовательно-производственных региональных кластеров в партнерстве и сетевом взаимодействии с региональными опорными вузами. За счет этого в значительной мере обеспечивается непрерывность и преемственность различных уровней образования, решаются проблемы согласования и корректировки учебных программ и планов, значительно усиливается эффективность практико-ориентированных технологий учебного процесса, в том числе непосредственно на производстве в реальном времени, повышается эффективность производственных практик и стажировок обучаемых;
- расширения практики использования целевой системы направления на дальнейшую учебу выпускников школ и средних учебных заведений.
Получит дополнительное развитие современная система повышения квалификации кадров, созданная и реализуемая на ведущих металлургических предприятиях. В целом доля трудящихся от общего числа ППП, прошедших переподготовку, увеличится в период до 2030 г. до 80% против 50% в настоящее время.
По экспертной оценке, за счет повышения производительности труда в металлургическом производстве будет высвобождено (нарастающим итогом) к 2015 году - 5 тыс. чел., к 2020 г. - 16 тыс. чел., к 2030 г. - 40 тыс. чел.
Важное значение будет иметь усиление экономической мотивации работодателей к улучшению условий труда, внедрению безопасных технологий, в том числе за счет совершенствования страховых механизмов, предусмотренных законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
9. Энергосбережение и экология в черной металлургии
Черная металлургия России является одним из крупнейших потребителей электроэнергии и топлива. В 2012 году, по данным Росстата, черная металлургия потребила 68300 тыс. т.у.т., что составляет 9,3% от общего расхода топлива в России и 54700 млн. кВт.ч электроэнергии, что составляет около 5,3% от общего потребления России; потребление природного газа составило 5,8% от общего потребления его в экономике России.
По направлениям использования топлива в черной металлургии первое место занимает производство чугуна - 48,6%, энергонужды - около 22%, производство проката и труб - свыше 8%.
По расходу электроэнергии первое место занимает горнорудное производство (добыча и обогащение железной руды, включая производство концентрата и окатышей) - 18,0%, производство стали - 13,4%, проката - 11,4%, электроферросплавов - 10,8%.
В сопоставимых условиях с зарубежными странами (ЕС, США, Япония и др.), т.е. за вычетом расхода топлива и энергии в горнорудном, ферросплавном и огнеупорном производствах, удельная энергоемкость стали в России выше на 30%.
Для снижения удельных показателей энергоемкости на основе инновационных мероприятий и технологий (передовых энерго- и ресурсосберегающих технологий переработки железных и других руд российских месторождений, включая создание новых агрегатов для их реализации; дальнейшее внедрение в доменном производстве технологии пылеугольного топлива; рециклинга доменного газа и др.; внедрение совмещенных процессов производства металлопродукции при сокращении технологических операций и т.д.) необходима разработка программы по повышению энергоэффективности продукции черной металлургии.
За счет реализации внедрения энергосберегающих технологий и мероприятий в 2030 г. по сравнению с 2012 г. удельные расходы топлива снизятся: всего - на 30%, в том числе: кокса - на 35%, природного газа - на 35%. Удельный расход электроэнергии снизится на 16,4%. Вместе с тем, ускорение развития электросталеплавильного производства приведет к увеличению абсолютного объема потребления электроэнергии в 2030 г. по сравнению с 2012 г. на 5,3%.
Снижение расхода энергетических и сырьевых ресурсов в черной металлургии обеспечивает одновременно экологическую безопасность и повышение конкурентоспособности металлопродукции.
Черная металлургия наносит незначительный ущерб водной среде, так как имеет высокий уровень оборотного водоснабжения (93,0%), а сброс загрязненных вод в водоемы составляет менее 3%.
Выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферу для черной металлургии составляют 5 - 6% от общего объема данных выбросов по России в целом. Это примерно в 2 раза меньше, чем в энергетике и в 4 раза меньше, чем в автомобильном транспорте. Энергосбережение является главным направлением снижения всех выбросов в атмосферу: вредных веществ и парниковых газов.
Важным направлением стимулирования мероприятий по охране окружающей среды является создание на предприятиях отрасли металлургических углеродных фондов путем отчисления в них денежных средств от экономии материальных и энергетических ресурсов (с включением в себестоимость продукции) для финансирования заводских и отраслевых программ энергосбережения, включая работы по мониторингу отраслевых инвентаризаций выбросов парниковых газов по видам продукции.
Например, в ЕС созданы внебюджетные фонды: структурные фонды, фонды научно-технического развития, специальные фонды финансовой поддержки НИОКР, углеродные фонды от продажи квот на выбросы парниковых газов. Есть также специальный научно-исследовательский фонд угля и стали, который был создан в 2003 г. после ликвидации Европейского объединения угля и стали. Этот фонд стал наследником всех активов ЕОУС. В плане действий черной металлургии ЕС, включающем разработку и внедрение новых технологий, разрешена господдержка. В частности, черная металлургия ЕС получила господдержку в части освобождения от экологических налогов, налогов на потребление энергии, разрешено поддерживать конкурентоспособность предприятий черной металлургии ЕС посредством частичных компенсаций роста тарифов на электроэнергию.
Мировая общественность озабочена изменением климата и принимает активные меры к сокращению выбросов