ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минпромторга России от 06.03.2025 N 1088 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях, находящихся в сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2025 N 83106)

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 6 марта 2025 г. N 1088
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СФЕРЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, и Перечнем создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приведенным в приложении к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях, находящихся в сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 783 "Об утверждении положений о функциональных подсистемах Минпромторга России единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 августа 2011 г., регистрационный N 21551);
приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 8 июля 2014 г. N 1284 "О внесении изменений в приказ Минпромторга России от 14 июня 2011 г. N 783 "Об утверждении положений о функциональных подсистемах Минпромторга России единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 сентября 2014 г., регистрационный N 33935);
приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 4 февраля 2016 г. N 257 "О внесении изменения в приложение N 3 к приказу Минпромторга России от 14 июня 2011 г. N 783 "Об утверждении положений о функциональных подсистемах Минпромторга России единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 марта 2016 г., регистрационный N 41264);
приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22 апреля 2019 г. N 1414 "О внесении изменений в приложения 3 и 4 к приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 783 "Об утверждении положений о функциональных подсистемах Минпромторга России единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 мая 2019 г., регистрационный N 54715).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации И.А. Куликова.
Министр
А.А.АЛИХАНОВ
Утверждено
приказом Минпромторга России
от 6 марта 2025 г. N 1088
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СФЕРЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет организацию управления, состав сил и средств, порядок деятельности, цели, задачи, функции, режимы функционирования функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях, находящихся в сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее соответственно - функциональная подсистема, единая система).
2. Правовыми основами деятельности функциональной подсистемы являются:
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
3. Функциональная подсистема объединяет органы управления, силы и средства структурных подразделений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - структурные подразделения) и организаций, находящихся в сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - организации).
4. Функциональная подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях.
II. Цель, задачи и функции функциональной подсистемы
5. Целью деятельности функциональной подсистемы является организация работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и организациях, направленной на эффективную защиту государственных служащих центрального аппарата Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - служащие) и работников организаций (далее - работники), а также территорий организаций.
6. Задачами функциональной подсистемы являются:
обеспечение готовности к действиям органов управления функциональной подсистемы, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
координация деятельности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы;
организация работы по переводу органов управления, сил и средств функциональной подсистемы в режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации;
выполнение и координация мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций на объектах организаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - информация о защите от ЧС).
7. Функциями функциональной подсистемы являются:
организация готовности к действиям в условиях чрезвычайной ситуации руководителей организаций, органов управления, сил и средств функциональной подсистемы;
организация и проведение сбора и обмена информацией о защите от ЧС.
III. Организация управления функциональной подсистемы
8. На каждом уровне функциональной подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы информационного обеспечения, связи и оповещения <1> в порядке, определенном законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
--------------------------------
<1> Пункт 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (далее - Положение о РСЧС).
9. Координационными органами функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации <2>;
--------------------------------
<2> Абзац второй пункта 7 Положения о РСЧС.
на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.
10. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне - структурные подразделения в соответствии со сферами ведения;
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
11. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне - служба ответственных дежурных Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы или подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
IV. Состав сил и средств функциональной подсистемы
12. Состав сил и средств функциональной подсистемы определяется решениями Министра промышленности и торговли Российской Федерации и руководителями организаций в пределах возложенных на них полномочий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
13. В состав сил функциональной подсистемы входят подготовленные служащие и работники, создаваемые организациями профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования <3> и нештатные аварийно-спасательные формирования <4>.
--------------------------------
<3> Абзац четвертый пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей").
<4> Пункт 3 статьи 7 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
14. Для выполнения задач функциональной подсистемы в условиях чрезвычайной ситуации используются резервы финансовых и материальных ресурсов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и организаций.
V. Режимы функционирования функциональной подсистемы
и мероприятия, проводимые органами управления и силами
функциональной подсистемы
15. Деятельность функциональной подсистемы осуществляется в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
16. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности <5>.
--------------------------------
<5> Абзац первый пункта 24 Положения о РСЧС.
17. Решением Министра промышленности и торговли Российской Федерации (или уполномоченного им должностного лица) или руководителя организации при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации для органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
18. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения режимов функционирования, установленных в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения, решением Министра промышленности и торговли Российской Федерации (или уполномоченного им должностного лица) или руководителя организации отменяются установленные режимы функционирования для органов управления и сил функциональной подсистемы.
19. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
сбор, обработка и обмен информацией о защите от ЧС <6>;
--------------------------------
<6> Абзац второй пункта 2 Порядка сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 (далее - Порядок сбора и обмена информацией о ЧС).
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
планирование действий органов управления и сил функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка служащих и работников в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе к действиям при получении сигналов экстренного оповещения;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации служащих и работников, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянной дислокации, а также жизнеобеспечению служащих и работников в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование служащих и работников о чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
приведение при необходимости сил и средств функциональной подсистемы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
оповещение руководителей структурных подразделений и организаций, а также служащих и работников о возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий по защите служащих, работников и территорий, на которых размещены организации, от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости сил территориальной подсистемы единой системы и общественных организаций к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению служащих и работников в чрезвычайных ситуациях;
информирование служащих и работников о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности служащих, работников и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.
VI. Информационное взаимодействие функциональной подсистемы
в рамках единой системы, финансовое обеспечение деятельности
функциональной подсистемы
20. Информационное взаимодействие функциональной подсистемы в рамках единой системы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Порядком сбора и обмена информацией о ЧС, Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 августа 2009 г. N 496 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2009 г., регистрационный N 15039), с изменением, внесенным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 декабря 2019 г. N 784 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907) (далее - Положение о системе и порядке информационного обмена в рамках РСЧС), Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11 января 2021 г. N 2 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2021 г., регистрационный N 62744), а также регламентами об информационном обмене и взаимодействии <7>.
--------------------------------
<7> Пункт 9 Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках РСЧС.
21. Финансовое обеспечение функционирования функциональной подсистемы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств. <8>
--------------------------------
<8> Пункт 34 Положения о РСЧС.