ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минпромторга России от 21.07.2017 N 2380 "О Методических рекомендациях по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов"

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 июля 2017 г. N 2380
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ
ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
В целях повышения эффективности работы по реализации главы 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в части применения единых правил при разработке проектов технических регламентов приказываю:
1. Рекомендовать разработчикам проектов технических регламентов, а также органам и организациям, принимающим участие в организации разработки проектов технических регламентов, при разработке, подготовке к внесению проектов технических регламентов руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать не подлежащим применению приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 12 апреля 2006 г. N 78 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Никитина Г.С.
Министр
Д.В.МАНТУРОВ
Приложение
к приказу Минпромторга России
от 21 июля 2017 г. N 2380
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ
ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации главы 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон).
2. Настоящие Методические рекомендации носят рекомендательный характер и могут быть использованы органами государственной власти, организациями и иными лицами, являющимися разработчиками проектов технических регламентов (далее - ТР) и проектов о внесении изменений в ТР.
3. Целями настоящих Методических рекомендаций являются:
оказание помощи разработчикам проектов ТР, а также органам и организациям, принимающим участие в организации разработки проектов ТР и проектов о внесении изменений в ТР;
обеспечение применения единых правил установления в ТР обязательных требований к продукции или и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и их изложения в проекте ТР и проекте о внесении изменений в ТР.
4. Настоящие Методические рекомендации разработаны в отношении проектов ТР и проектов о внесении изменений в ТР, принимаемых в форме указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии со статьями 9, 9.1, 10 Закона.
II. Разработка, принятие, изменение технических регламентов
5. Порядок разработки, принятия, изменения ТР устанавливается статьями 9, 9.1, 10 Закона.
6. Разработка проекта ТР и проекта о внесении изменений в ТР осуществляется в два этапа:
этап научно-методический, в рамках которого точно определяется предметная область будущего проекта, идентифицируется полный состав объектов технического регулирования (далее - ОТР), в нее входящих, и разрабатывается и обосновывается полный объем научно-технических и юридико-технических требований, которые и определяют содержание проекта.
Научно-методическая деятельность представляет собой комплекс научных исследований и анализа информации, ориентированный на составление и обоснование (в том числе и финансово-экономическое) содержания ТР. Эта работа выполняется в два этапа. Результатом первого этапа является проект ТР и первичный пакет сопроводительных документов к нему. Результатом второго этапа является проект ТР, доработанный по результатам прошедших публичных обсуждений, и пакет сопроводительных документов, состав которого зависит от вида документа (указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации, приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации), которым принимается ТР. На втором этапе проекту ТР окончательно придается юридическая форма в соответствии с правилами юридической техники;
Организационный этап, когда разработчик выполняет все действия, предусмотренные порядком разработки, принятия, изменения ТР согласно статьям 9, 9.1 и 10 Закона.
Организационная деятельность заключается в выполнении всех процессов и процедур, установленных Законом и связанных с проведением публичных обсуждений проекта ТР и проекта о внесении изменений в ТР (опубликование уведомления о начале разработки ТР, доработка проекта ТР с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проведение публичного обсуждения проекта ТР, составление перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта ТР, экспертиза проекта ТР в экспертной комиссии по техническому регулированию).
7. До вступления в силу ТР, принятого международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ТР может быть принят указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в соответствии с положениями Закона.
При этом:
для ТР, принимаемых в форме указа Президента Российской Федерации основанием для разработки является возникновение обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции или связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта;
для ТР, принимаемых в форме нормативного правового акта (приказа) Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
8. Разработка проектов ТР и проектов о внесении изменений в ТР осуществляется на основе обоснования необходимости их принятия. Обоснование необходимости принятия проекта ТР осуществляется на основе анализа действующего законодательства о техническом регулировании и нормативных правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.
9. В качестве основы для разработки проектов ТР и проектов о внесении изменений в ТР применяются полностью или частично:
международные стандарты, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 Закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей;
национальные стандарты Российской Федерации.
III. Обоснование необходимости разработки проекта
технического регламента
10. Необходимость разработки проекта ТР, проекта о внесении изменений в ТР основана на следующих факторах.
10.1. Необходимо, чтобы ТР имел собственный предмет регулирования. Незначительный объем предлагаемых новых правовых норм, а также значительное количество норм, дублирующих, дополняющих или изменяющих нормативные правовые акты, могут свидетельствовать об отсутствии у предлагаемого к разработке ТР собственного предмета регулирования и необходимости его разработки и принятия. Соответственно, в обосновании достаточно точно определяется круг ОТР, включаемых в данный ТР.
10.2. В обосновании содержатся положения, свидетельствующие о соответствии сферы применения ТР сфере технического регулирования.
10.3. Цели принятия ТР соответствуют целям, определенным статьей 6 Закона.
10.4. В обосновании также указывается каким образом новый ТР способствует повышению уровня развития экономики, развития материально-технической базы, а также уровня научно-технического развития.
10.5. В обосновании учитываются результаты проведенных исследований состояния и ситуации в отношении предполагаемого ОТР, включая анализ международного опыта, а также свидетельствовать о последствиях принятия данного ТР (социальных, экономических и иных), в том числе следует привести данные о том, какие виды деятельности будут затронуты данным ТР и как они повлияют на экономику страны.
10.6. В обосновании также указываются специальные требования к продукции, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в Законе.
10.7. Важным моментом в обосновании является указание требований проекта, отличающихся от положений международных документов в сфере технического регулирования, международных и региональных стандартов.
10.8. С учетом уровня принятия и действия ТР имеют место и некоторые дополнительные обоснования. Так, требуется обосновать, почему будет разработан ТР Российской Федерации, а не ТР Евразийского экономического союза, в каком соотношении с уже принятыми ТР находится предполагаемый проект ТР, отсутствие противоречий с действующими нормами.
10.9. Определяются в том числе цели и предмет правового регулирования, круг ОТР, круг лиц, на которых распространяется действие проекта ТР, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся, общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере нормативных правовых актов Российской Федерации, Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации. При этом указываются пробелы и противоречия, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Общая характеристика состояния правового регулирования содержит анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, а также результаты проведения статистических, социологических и иных исследований. Также показываются социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего ТР.
10.10. Обязательным условием обоснования является информация о соответствии проекта ТР положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Также указываются те требования, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта ТР.
IV. Определение объектов технического регулирования
11. ОТР являются:
продукция. Требования к параметрам продукции формулируются для всех стадий ее жизненного цикла;
связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Данные процессы представляют собой технологические процессы, характеризующие жизненный цикл продукции.
Работы и услуги не являются ОТР и в силу статьи 1 Закона, к ним не устанавливаются требования безопасности ТР. Требования к процессам устанавливаются только в той мере, в которой они обеспечивают безопасность продукции.
12. Сфера действия ТР определяется ОТР, которые в нем перечислены. Вследствие этого работу над проектом следует начинать с определения вида и состава ОТР.
Закон не содержит ограничений по размеру и составу перечня ОТР, в отношении которых устанавливаются обязательные требования в ТР.
Разработчик проекта ТР может установить в ТР требования к нескольким ОТР, в том числе, различающимися типами и функциональным назначением.
Вместе с тем при определении сферы действия ТР следует исходить из установления обязательных требований в одном ТР в отношении однородных ОТР, что упрощает как разработку, принятие, так и применение ТР.
В случае установления обязательных требований в ТР в отношении ОТР, различающихся типами и функциональным назначением, необходимо их дополнительное обоснование, как-то:
наличие взаимосвязанного функционального назначения;
наличие единого субъекта, выполняющего обязательные требования к ОТР;
использование ОТР в едином технологическом процессе.
13. Проект ТР содержит исчерпывающий перечень ОТР, подпадающих под его действие, и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения ТР.
14. В целях однозначной идентификации ОТР следует использовать следующие способы:
приведение перечня ОТР с указанием собственного наименования. Данный перечень может быть приведен как в общем разделе ТР, так и в приложении к нему, в случае его значительного объема;
указание критериев отнесения ОТР к сфере применения ТР;
указание идентификационных признаков (таких как потребительские свойства, величины измерений продукции, физические и химические параметры, назначение продукции, характеристика конструкции)
При использовании перечня свойств в качестве идентификационного признака необходимо, чтобы каждое свойство сопровождалось указанием соответствующих физических величин и методов их измерения.
15. Указанные способы идентификации ОТР могут комбинироваться между собой.
16. Не следует применять метод ссылки на общероссийские и иные классификаторы при определении ОТР, поскольку при внесении в них изменений придется вносить изменение и в ТР.
Такие классификационные системы могут быть учтены при формировании перечня ОТР.
V. Описание опасностей ОТР
17. Для оценки опасностей ОТР рекомендуется придерживаться определенных принципов их описания.
При описании опасностей в ТР могут учитываться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан: несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов.
В целях реализации принципа соответствия технического регулирования уровню экономического развития и уровню научно-технического развития при описании опасностей следует провести сравнительный анализ:
перспективности выпуска продукции;
наличия надежных в метрологическом аспекте методов определения характеристик и необходимых апробированных методов расчета.
При описании опасностей необходимо формулировать минимальные и необходимые требования и по возможности избегать включения в описание готовых технических решений, поскольку таковые могут ограничивать инновационные процессы.
Кроме того, следует учитывать следующие принципы нормирования опасностей:
учет экономической целесообразности устанавливаемых требований (то есть оценка того, что рациональнее - ужесточение требований безопасности, вплоть до полного исключения воздействия опасности, или принятие других меры защиты);
возможность установления предельно допустимой интенсивности действия опасности;
допущение большей интенсивности воздействия при сокращении продолжительности воздействия;
регламентация интенсивности воздействия с учетом накопления негативного эффекта за длительные периоды;
классификацию опасностей;
способы защиты:
за счет использования зазоров и времени;
путем экранирования источника опасности;
за счет применения предохранителей, клапанов, блокировок (для технических ОТР);
за счет учета возможной несовместимости некоторых химических веществ и другие.
18. Идентифицируются опасности, являющиеся причиной нанесения ущерба (вреда), а также пути (сценарии), по которым эти опасности могут реализовываться.
Идентификация опасности предполагает систематическую проверку ОТР с целью выявления типа характерных для ОТР опасностей и способов их проявления. Опыт предшествующих анализов случаев причинения вреда может обеспечить полезный вклад в процесс идентификации опасности.
Известные опасности (возможно, имевшие место при предыдущих случаях причинения вреда) определяются точно и четко. Кроме того, целесообразно проанализировать опасности, не учитываемые ранее, реализация которых однако возможна при определенных условиях.
Предварительную оценку значения идентифицированных опасностей необходимо выполнять, основываясь на анализе последствий и изучении их основных причин.
19. Целесообразно описывать опасности достаточно подробно, учитывая различные стадии жизненного цикла продукции, характерные для нее.
При недостатке или неполноте данных используются предположения, соответствующие наихудшему сценарию развития опасного события.
По мере накопления опыта и данных об объекте технического регулирования принятые предположения в отношении опасностей могут быть актуализированы или заменены на более приемлемые.
20. Для описания опасности любого ОТР необходимо рассмотреть сценарии потенциального действия каждого из его свойств, от которых необходимо обеспечить защиту. ОТР для которых нельзя сразу выделить действие каждого свойства как независимое, рекомендуется представлять в виде структуры или системы, в зависимости от их сложности.
В случае структурного представления ОТР можно моделировать как набор элементов и связей, причем взаимодействующих между собой. Эти взаимодействия могут быть техническими (порождаемыми реальными физическими процессами в пространстве и времени) и логическими (например, отражающими причинно следственные связи). При этом необходимо, чтобы каждый элемент обладал свойством целостности, то есть однозначно определялся некоторым конечным набором свойств (в частности, технических характеристик), позволяющих отследить любое влияние элемента на поведение системы в целом. Также необходимо, чтобы сама структура, в свою очередь, удовлетворяла свойству полноты: представляется, что любое ее поведение будет объяснимо только с помощью анализа взаимодействия составляющих элементов.
Конкретный вид структурной схемы может быть произвольным. Разработчик проекта ТР может использовать рисунки, чертежи, диаграммы, таблицы, другие виды графического представления информации. Допустимо текстовое описание, как отдельных частей, так и всей рассматриваемой системы. Уровень обобщения, определяемый характером рассматриваемых элементов структурной схемы, и степень детализации (которая может выражаться в количестве используемых элементов и их учтенных свойств) также выбираются разработчиком.
Описываемая структурной схемой система моделирует те характеристики объекта технического регулирования, которые разработчик выделяет и исследует в целях обеспечения безопасности. Связь между структурной схемой и реальными объектами осуществляют правила применения, дополнительно предлагаемые отдельно для каждой используемой схемы разработчиком в тех случаях, когда это представляется целесообразным.
На этапе проведения предварительного анализа рисков структурная схема объекта технического регулирования служит для иллюстрации возможного поведения системы, поэтому она представляется таким образом, чтобы были видны все потенциальные риски, превышающие предельный уровень, а также предполагаемые причины их возникновения. Такое представление впоследствии будет служить обоснованием необходимости принятия ТР.
Структурная схема является одной из основ для идентификации ОТР. Выбор подобной схемы важен потому, что, во-первых, вид схемы будет определять сферу применимости требований ТР, а во-вторых, правильный выбор схемы устраняет возможность задания в ТР требований, определяющих конструкцию или исполнение объекта, в тех случаях, когда это не вызвано требованиями обеспечения безопасности.
21. Для оценки опасностей каждого ОТР, включенного и идентифицированного в проекте ТР, необходимо проанализировать все его свойства с учетом их проявления в штатных и нештатных ситуациях (выявить свойства ОТР, влияющие на оценку опасностей ОТР).
Учитывая, что ТР содержит исчерпывающий перечень требований, которые государство предъявляет к тому или иному виду ОТР, рекомендуется формировать указанные требования таким образом, чтобы их соблюдение могло предотвратить опасные проявления свойств ОТР. При этом данные требования выражаются в ТР в виде набора свойств и (или) параметров процесса и значений физических величин, характеризующих свойства. Одновременно описываются критерии выбора этих свойств и величин.
Критерием выбора служит значимость характеристик ОТР для обеспечения целей ТР, установленных пунктом 1 статьи 6 Закона.
Следует иметь в виду, что исключение из рассмотрения того или иного критического свойства ОТР может привести к тому, что в отношении соответствующей потенциальной опасности для жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, не будут предусмотрены соответствующие защитные меры (требования), что может привести к недостижению целей ТР. Поэтому разработчиком проекта ТР или проекта о внесении изменений в ТР формируется избыточный перечень свойств ОТР, который далее следует проанализировать относительно потенциальной опасности.
Наличие хотя бы одного из ниже перечисленных признаков является достаточным для отнесения свойства ОТР к критическому:
возможность непосредственного отрицательного воздействия на человека или окружающую среду при эксплуатации или потреблении объекта;
возможность отрицательного воздействия на человека или окружающую среду через определенное время при эксплуатации или потреблении объекта;
возможность нарушения нормального состояния элементов производственного процесса при эксплуатации объекта, в результате которого могут возникнуть аварии, взрывы, пожары, травмы.
Свойства ОТР для удобства анализа целесообразно разделить на следующие группы:
свойства сырья, материалов и веществ, из которых изготовлена продукция;
рецептура, структура и (или) конструкция продукции (изделий, технических систем);
эксплуатационные (функциональные) свойства, в том числе свойства, определяющие особенности хранения, перевозки и реализации;
свойства основных и побочных продуктов, являющихся результатом использования продукции по назначению;
свойства, определяющие особенности утилизации.
Важнейшими свойствами ОТР, позволяющими противостоять опасностям являются: стойкость, уязвимость, живучесть и надежность. Совокупность этих свойств обеспечивает безопасность ОТР.
Стойкость - это свойство ОТР сохранять свои параметры в пределах установленных допусков и выполнять свои функции вовремя и после действия внешних нагрузок. Стойкость объекта характеризуется критической нагрузкой (уровнем поражающего фактора), меньше которого разрушение ОТР еще не наступает (например, сейсмостойкость).
Уязвимость - свойство ОТР, противоположное стойкости (при условии действия нагрузки). Характеристикой уязвимости является критическая нагрузка, начиная с которой наступает разрушение.
Живучесть - свойство ОТР сохранять работоспособность в условиях внешних воздействий со стороны окружающей среды, выходящих за пределы нормальных условий эксплуатации, на которые был рассчитан объект.
Защищенность - свойство ОТР, повышающее его живучесть за счет проведения заблаговременных мероприятий по защите самого объекта, а также граждан и окружающей среды.
Надежность - свойство ОТР, характеризующее его способность к функционированию в условиях действия внутренних дестабилизирующих факторов и внешних факторов, характерных для нормальных (регламентированных) условий эксплуатации. Условия нормальной эксплуатации объекта в течение срока его службы известны с большой степенью точности.
Для пищевых продуктов критические свойства выделяют на основе анализа:
основных путей поступления вредных для человека веществ в пищевые продукты;
веществ окружающей среды химического (антропогенного) происхождения и их влияния на свойства конечного продукта;
свойств упаковочных материалов и тары как источников загрязнения пищи ксенобиотиками;
веществ, применяемых в растениеводстве, и их влияния на свойства конечного продукта;
веществ, применяемых в животноводстве, и их влияния на свойства конечного продукта;
веществ из окружающей среды биологического происхождения и их влияния на свойства конечного продукта;
вредных микроорганизмов при производстве продуктов и их влияния на свойства конечного продукта;
санитарно-гигиенических режимов по стадиям производства и их влияния на свойства конечного продукта;
санитарно-гигиенических режимов по стадиям производства и их влияния на свойства конечного продукта;
природных компонентов пищи, оказывающих вредное воздействие на организм человека (антиалиментарные факторы);
пищевых добавок и их свойств.
Для химической продукции критические свойства выделяют на основе анализа:
взрывчатости;
чувствительности;
термостойкости;
токсичности в отношении воздействия на организм или окружающую среду;
избирательной токсичности на органы-мишени и (или) системы при однократном, многократном или продолжительном воздействии;
последствий контакта с человеком (разъедание (некроз)/раздражение кожи; повреждение глаз/раздражение глаз; сенсибилизирующее действие; возможные мутации генов (мутагены); канцерогенные свойства; воздействие на функцию воспроизводства);
опасностей при аспирации;
опасностей воздействия на окружающую среду, например, на озоновый слой.
Для продукции легкой промышленности критические свойства выделяют с учетом назначения продукции на основе анализа:
разрывных нагрузок, прочности крепления, гибкости, ударной прочности;
химического анализа материалов, миграции вредных химических веществ в воздушную и (или) водную среду;
капиллярного эффекта, воздухопроницаемости, водонепроницаемости, электрических полей, токсичности и другого.
22. Для выявленных свойств ОТР следует проанализировать характеристики ОТР, влияющие на возможность поражения людей, животного и растительного мира излучениями (ионизирующими, электромагнитными, тепловыми, световыми); отравляющими химически опасными веществами; биологически опасными веществами (агентами); ударными волнами; движущимися и летящими объектами; высокими внутренними и внешними нагрузками (механическими, аэрогидродинамическими, ветровыми, снеговыми, сейсмическими).
Регламентированию подлежат характеристики, влияющие согласно статье 7 Закона на безопасность защищаемых объектов от:
излучений;
биологических воздействий;
взрывов;
механических воздействий;
пожаров;
промышленных опасностей (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
термических воздействий;
химических воздействий;
поражений электрическим током и электромагнитными полями;
ядерного и радиационного влияния.
Регламентируются также характеристики, обеспечивающие:
электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
единство измерений.
Защищаемые объекты понимаются согласно требованиям статьи 6 Закона.
Основные характеристики ОТР, которые необходимо выделить и исследовать при разработке ТР зависят от собственно ОТР, вида опасностей, присущих рассматриваемому ОТР, сценариев развития опасностей, субъектов воздействия опасностей и других факторов.
Характеристики ОТР, связанные с обеспечением безопасности, которые устанавливаются в ТР, учитывают:
а) частоту воздействия опасного фактора;
б) скорость распространения опасного фактора;
в) время воздействия опасного фактора;
г) уровень воздействия опасного фактора;
д) энергетические ресурсами, характерные для опасного фактора,
е) локализацию проявления опасности (например, литосфера, гидросфера, космос, атмосфера, производственная среда).
ж) последствия проявления опасности для:
1) продукции (например, в виде сбоя, отказа, поломки машин и оборудования, аварий);
2) персонала (такие как утомление, стресс, травма, отравление, профессиональное заболевание, летальный исход);
3) населения (такие как чрезвычайное происшествие, пожар, травма, отравление, летальный исход);
4) окружающей среды (последствия, влияющие на процессы и явления, происходящие в природе, например, загрязнение атмосферы, гидросферы, почвы, нарушение круговорота веществ в природе, изменение климата);
и) ущерб (социальный, экономический, технический, моральный, экологический).
Характеристики ОТР, которые необходимо установить в ТР, определяют в результате рассмотрения процесса, который содержит следующие составляющие: "ОПАСНОСТЬ - ПРИЧИНА - ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ - ТРЕБОВАНИЯ".
Применение этого процесса позволяет идентифицировать не только опасность, но и выявить причины, инициирующие воздействие факторов опасности, а также сделать прогноз последствий в результате причинно-следственного механизма угрозы и предусмотреть возможное неадекватное поведение человека (учесть "человеческий" фактор).
Анализ угрозы позволяет наметить определенные подходы к обеспечению безопасности на всех стадиях жизненного цикла ОТР: процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, связанных с требованиями к продукции.
В целях обеспечения безопасности при разработке ТР характеристики ОТР исследуются применительно к источникам опасности прежде всего связанным с:
использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов;
процессами, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении;
использованием электрической энергии;
химических веществ;
разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического);
микробиологическими и токсикологическими факторами.
При этом анализируются характеристики залповых выбросов радиационно, химически и биологически опасных веществ; медленных выбросов радиационно, химически и биологически опасных веществ; процессов высвобождения и воздействия механической (кинетической, потенциальной) энергии при штатных и аварийных ситуациях (столкновениях, обрушениях, падениях, разрушениях, взрывах); процессов высвобождения и воздействий тепловой энергии при штатных и аварийных ситуациях (при перегревах, возгораниях, пожарах, взрывах); процессов высвобождения и воздействий электрических и электромагнитных полей при штатных и аварийных ситуациях (при замыканиях, отключениях, обрывах).
22.1. При анализе ОТР, источником опасности которого являются излучения, рассматриваются следующие основные характеристики ионизирующего излучения:
экспозиционная доза рентгеновского и гамма-излучения, характеризующая их способность создавать в веществе заряженные частицы.
Учитывая, что экспозиционная доза накапливается во времени, на практике используется понятие мощность экспозиционной дозы или уровень радиации. Мощность экспозиционной дозы - отношение приращения экспозиционной дозы dx за интервал времени dt к этому интервалу: