МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 декабря 2011 г. N 1810
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
В соответствии с решениями, принятыми на заседании рабочей группы Правительства Российской Федерации по технической и технологической модернизации сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения (протокол заседания от 23 ноября 2011 года N ВЗ-П9-78пр, раздел 1, пункт 2), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.В. Дементьева.
Министр
В.Б.ХРИСТЕНКО
Утверждена
приказом Минпромторга России
от 22 декабря 2011 г. N 1810
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Паспорт Стратегии
┌──────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование │ Стратегия развития сельскохозяйственного │
│ Стратегии │ машиностроения России на период до 2020 года │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│Дата, номер и наименование│Поручение Правительства Российской Федерации│
│ нормативного акта о │от 18 октября 2010 г. N ВП-П9-7136, пункт 3;│
│ подготовке Стратегии │Протоколы заседаний рабочей группы по│
│ │технической и технологической модернизации│
│ │сельского хозяйства и сельскохозяйственного│
│ │машиностроения от 10 июня 2010 г. N ВЗ-П9-│
│ │47пр, пункт 4 и от 6 октября 2010 г. N ВЗ-П9-│
│ │79пр, пункт 3 │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│ Разработчик Стратегии │Министерство промышленности и торговли│
│ │Российской Федерации │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│ Системная социально- │Эффективному развитию сельскохозяйственного│
│ экономическая проблема, │машиностроения России препятствует ряд│
│ решаемая Стратегией │системных проблем, которые можно разделить на│
│ │две основные группы - общеэкономические и│
│ │отраслевые: │
│ │ I. Общеэкономические системные проблемы │
│ │ 1. Высокие процентные ставки по банковским│
│ │ кредитам. │
│ │ 2. Опережающий рост себестоимости продукции│
│ │ за счет увеличения цен на сырье и│
│ │ энергоносители. │
│ │ II. Отраслевые системные проблемы │
│ │ 3. Низкий уровень инвестиций в│
│ │ сельскохозяйственное машиностроение│
│ │ России. │
│ │ 4. Отсутствие стабильного платежеспособного│
│ │ спроса на внутреннем рынке. │
│ │ 5. Низкая доля экспорта в производстве. │
│ │ 6. Недостаточное развитие производства│
│ │ компонентной базы. │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│ Ожидаемые результаты │Объем рынка сельскохозяйственного│
│ реализации Стратегии, │машиностроения в России в 2020 году составит│
│ целевые индикаторы │349,98 млрд. рублей. │
│ │ │
│ │Экспорт к 2020 году возрастет до 46,19 млрд.│
│ │рублей. │
│ │ │
│ │Увеличится доля инновационных продуктов│
│ │промышленного выпуска. │
│ │ │
│ │Российские и локализованные производители│
│ │тракторов к 2020 году выйдут на объем продаж│
│ │более 65 тыс. шт. тракторов в год; зерно- и│
│ │кормоуборочных комбайнов более 9 тыс. шт. в│
│ │год. Прочей сельхозтехники будет произведено│
│ │на сумму 101739 млн. руб. в год. │
│ │ │
│ │Рост производительности труда в отрасли│
│ │составит 363% и достигнет 3992 256 руб./чел. │
│ │ │
│ │Средняя заработная плата по отрасли к 2020│
│ │году достигнет 56 тыс. рублей (рост в три│
│ │раза). │
│ │ │
│ │Доходы государства в виде налоговых│
│ │поступлений в бюджеты всех уровней составят│
│ │181,8 млрд. рублей (в том числе НДС - 149,8│
│ │млрд. руб.; налог на прибыль - 32 млрд.│
│ │руб.). Социальные отчисления составят 100│
│ │млрд. руб. │
│ │ │
│ │Повысится инновационная привлекательность│
│ │сельскохозяйственного машиностроения России.│
│ │Произойдет снижение энергоемкости│
│ │производства. │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│ │Создать в России благоприятные финансовые и│
│ │организационные условия для развития экспорта│
│ │сельскохозяйственной техники. │
│ ├──────────────────────────────────────────────┤
│ │Обеспечить создание отечественных│
│ │конкурентоспособных образцов│
│ │сельскохозяйственной техники, отвечающих│
│ │современным требованиям эксплуатации,│
│ │используемых агротехнологий, безопасности│
│ │труда путем стимулирования инновационного│
│ │развития отрасли и инвестиций в НИОКР. │
│ ├──────────────────────────────────────────────┤
│ │Повысить уровень локализации производства│
│ │сельскохозяйственной техники и комплектующих│
│ │всех производителей до 50%. │
│ ├──────────────────────────────────────────────┤
│ │Обеспечить создание в России производства│
│ │сельскохозяйственной техники,│
│ │соответствующего международным стандартам,│
│ │путем модернизации существующих│
│ │производственных мощностей и/или создания│
│ │новых. │
│ ├──────────────────────────────────────────────┤
│ │Способствовать совершенствованию системы│
│ │подготовки инженерных кадров и рабочих│
│ │специальностей для агропромышленного│
│ │комплекса в целом и сельскохозяйственного│
│ │машиностроения в частности. │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│ Сроки и этапы │Стратегия развития сельскохозяйственного│
│ реализации Стратегии │машиностроения на период до 2020 года│
│ │рассчитана на 10 лет и предусматривает│
│ │мероприятия на кратко-, среднесрочную и│
│ │долгосрочную перспективы, а также ее│
│ │обновление каждые 18 месяцев. │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│ Перечень целевых │ I. Стимулирование спроса на все виды│
│ программ и основных │сельскохозяйственной техники и оборудования │
│ мероприятий │ - Подготовка предложений по обновлению│
│ │ действующего парка сельскохозяйственной│
│ │ техники. │
│ │ - Подготовка предложений по применению│
│ │ субсидий для приобретения│
│ │ сельскохозяйственной техники с учетом│
│ │ работы в условиях ЕЭП и ВТО. │
│ │ - Подготовка предложений, определяющих│
│ │ предельный срок временного ввоза│
│ │ отдельных видов сельскохозяйственной│
│ │ техники на единую таможенную территорию│
│ │ Таможенного союза Евразийского│
│ │ экономического сообщества. │
│ │ - Проведение анализа и подготовка│
│ │ предложений о целесообразности│
│ │ изменения ставок ввозных таможенных│
│ │ пошлин на отдельные виды│
│ │ сельскохозяйственной техники с учетом│
│ │ правил ВТО в 2012 году и работы в ЕЭП. │
│ │ - Разработка порядка определения уровня│
│ │ локализации сельскохозяйственной│
│ │ техники (рейтинга производителя│
│ │ техники), производимой и продаваемой на│
│ │ территории Российской Федерации, в том│
│ │ числе в условиях работы в ЕЭП и ВТО. │
│ │ II. Увеличение объема экспорта│
│ │сельскохозяйственной техники российского│
│ │производства │
│ │ - Подготовка перечня приоритетных регионов│
│ │ для экспорта сельскохозяйственной│
│ │ техники и предложений по ее продвижению│
│ │ в соответствующие иностранные│
│ │ государства. │
│ │ - Расширение перечня выставочно-ярмарочных│
│ │ мероприятий (в пределах средств,│
│ │ предусмотренных для выставочно-│
│ │ ярмарочной деятельности) за счет│
│ │ включения специализированных│
│ │ международных и отечественных выставок│
│ │ по тематике сельскохозяйственного│
│ │ машиностроения. │
│ │ - Подготовка предложений по│
│ │ совершенствованию комплекса финансовых│
│ │ мер поддержки и развития экспорта│
│ │ сельскохозяйственной техники. │
│ │ III. Стимулирование модернизации│
│ │производства сельскохозяйственной техники │
│ │ - Подготовка предложений по уточнению│
│ │ применения постановления Правительства│
│ │ Российской Федерации от 10 марта 2009│
│ │ г. N 205, в частности, по вопросу│
│ │ расширения понятия "предприятие│
│ │ сельскохозяйственного машиностроения". │
│ │ - Подготовка предложений по развитию│
│ │ производства и применения в России│
│ │ современной компонентной базы для│
│ │ повышения качества производимой│
│ │ сельскохозяйственной техники.│
│ │ Подготовка предложений по развитию│
│ │ производства новой сельскохозяйственной│
│ │ техники (самоходной,│
│ │ почвообрабатывающей и посевной) с│
│ │ использованием современной компонентной│
│ │ базы. │
│ │ IV. Повышение конкурентоспособности│
│ │российской сельхозтехники │
│ │ - Обновление и корректировка Стратегии│
│ │ развития сельскохозяйственного│
│ │ машиностроения России на период до 2020│
│ │ года, планов мероприятий, мониторинг│
│ │ российского рынка сельскохозяйственной│
│ │ техники. │
│ │ - Подготовка и утверждение перечня│
│ │ инновационных НИР и ОКР по созданию│
│ │ современных сельскохозяйственных машин│
│ │ и оборудования для АПК России и│
│ │ определение источников объема│
│ │ финансирования. │
│ │ - Подготовка Положения по организации│
│ │ проведения государственных испытаний│
│ │ сельскохозяйственной техники, включая│
│ │ вопросы ведения базы данных по│
│ │ результатам испытаний и обеспечения│
│ │ свободного доступа к ним. │
│ │ - Подготовка предложений по формированию│
│ │ централизованной базы данных в целях│
│ │ проведения анализа и мониторинга│
│ │ российского парка сельскохозяйственной│
│ │ техники. │
│ │ - Участие в разработке проекта технического│
│ │ регламента Таможенного союза "О│
│ │ безопасности тракторов,│
│ │ сельскохозяйственных машин и машин для│
│ │ лесного хозяйства". │
│ │ V. Повышение уровня обеспеченности АПК│
│ │ России профессиональными кадрами │
│ │ - Расширение подготовки научно-│
│ │ исследовательских, инженерных и│
│ │ производственных кадров под цели и│
│ │ задачи развития производства и│
│ │ внедрения в АПК России│
│ │ сельскохозяйственной техники. │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│ Объемы и источники │Финансовое обеспечение мероприятий настоящей│
│ финансирования │Стратегии за счет средств федерального│
│ │бюджета будет уточняться по результатам│
│ │рассмотрения этих обязательств в│
│ │установленном порядке при подготовке│
│ │федерального бюджета на очередной финансовый│
│ │год и на плановый период. │
└──────────────────────────┴──────────────────────────────────────────────┘
Общие положения
Настоящая Стратегия определяет основные направления развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года.
Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года - это программный документ, характеризующий состояние отрасли и определяющий основные направления государственной политики в области сельхозмашиностроения на средне- и долгосрочную перспективы.
Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года нацелена на реализацию мероприятий по преобразованию отрасли в передовой сектор промышленности, обеспечивающий потребности российского агропромышленного комплекса в высокоэффективной технике и оборудовании собственного производства (не уступающих по своим техническим и эксплуатационным показателям лучшим зарубежным аналогам), а также расширение экспортных рынков российской сельхозтехники.
Сельскохозяйственное машиностроение России является наукоемкой отраслью с высокой добавленной стоимостью - в стране производятся современные зерно- и кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы сельхозназначения, многофункциональные посевные комплексы и другая востребованная селом техника.
Вместе с тем машинно-технологические ресурсы агрокомплекса в современном сельском хозяйстве используются недостаточно, и поставить их на службу интенсивному сельскохозяйственному производству - задача первостепенной важности <1>.
--------------------------------
<1> Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года. Ю.Ф. Лачуга и др.; М.: ФГНУ "Росинформагротех", 2009 г.
Мероприятия Стратегии нацелены на достижение показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120) в части снижения зависимости от импорта техники и технологий, а также обеспечения модернизации сельского хозяйства страны для увеличения выпуска базовой сельхозпродукции.
При построении прогнозов Стратегии использовались показатели Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (в части базовых видов сельхозпродукции, целевых объемов ее производства, используемых для этого земельных площадей), Концепция социально-экономического развития России до 2020 года (Минэкономразвития России) и Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (Минэкономразвития России).
Стратегия полностью соответствует показателям Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (Минсельхоз России).
РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
1. Роль и место сельскохозяйственного машиностроения в социально-экономической системе Российской Федерации
Развитое сельскохозяйственное машиностроение является индикатором развития АПК любой страны. Высокая механизация труда является залогом роста объемов и качества производимой сельхозпродукции. В то же время, не полная обеспеченность отрасли необходимым количеством сельскохозяйственной техники является серьезным барьером для развития сельского хозяйства.
Россия обладает уникальным аграрным потенциалом - являясь одним из крупнейших зерносеющих и зерноперерабатывающих регионов мира, она располагает 9% мировой пашни, 55% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. А потому, будущее сельского хозяйства России - в использовании высокопроизводительных и высокорентабельных технологий, которые в свою очередь, являются основой для достижения конкурентоспособности российского продовольствия.
Обеспеченность сельхозпроизводителей надежными сельскохозяйственными машинами позволит применять в АПК России современные агротехнологии. Даст возможность снизить влияние погодных условий и получать устойчивые высокие урожаи, что, в итоге, положительно отразится на продовольственной безопасности страны.
В то же время, в растениеводстве более 70% сельхозпроизводителей производят продукцию по экстенсивным технологиям, в которых недостаточно используются достижения науки, передового отечественного и зарубежного опыта, применяются машины старых поколений. В животноводстве в большинстве регионов страны производство молока и говядины осуществляется также по экстенсивным технологиям <1>.
--------------------------------
<1> Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года. Ю.Ф. Лачуга и др.; М.: ФГНУ "Росинформагротех", 2009 г.
1.1. Сельскохозяйственное машиностроение в структуре национальной экономики
Вклад отечественных предприятий сельскохозяйственного машиностроения в ВВП России сегодня составляет 0,08%. Столь низкая доля объясняется рядом причин - экономической и производственной ситуацией предприятий данной сферы деятельности и агропромышленного комплекса в целом. Невысокая платежеспособность российских сельхозпроизводителей ведет к снижению продаж отечественными заводами необходимой техники и оборудования. В итоге - производственные мощности российских заводов загружены на 30 - 40%.
Сельхозмашиностроение может стать сферой, которой по силам придать агропромышленному комплексу России новый импульс развития. Для этого есть все предпосылки.
Во-первых, сохранились компетенции отечественного сельхозмашиностроения в комбайно- и тракторостроении, производстве посевных и почвообрабатывающих машин и другой сельскохозяйственной техники и оборудования.
Во-вторых, Россия обладает колоссальным потенциалом рынка сельскохозяйственной техники. Все зарубежные производители техники для АПК (мировые лидеры) заинтересованы в увеличении своей доли на российском рынке и пытаются наращивать продажи техники.
В-третьих, при последовательной поддержке государства, принятии "Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года", удастся не только упрочить позиции отечественного сельхозмашиностроения, но и придать им дополнительный импульс для создания новых машин и оборудования, отвечающих требованиям сельхозпроизводителей, завоевания новых рынков.
Реализация Стратегии предполагает использование ресурсов смежных отраслей (согласно межотраслевому балансу РФ основными смежными сельхозмашиностроению отраслями являются: производство машин и оборудования, металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность). На их долю приходится более 65% промежуточного потребления этой отрасли.
Благодаря мультипликативному эффекту один вложенный рубль в сельхозмашиностроение принесет государству 3 рубля прибыли. То есть, при достижении роста производства сельскохозяйственного машиностроения России на 10% (4 млрд. руб.), рост общего объема выпуска продукции в экономике составит 12 млрд. рублей. При этом мультипликативный эффект в металлургии составит - 0,16%, химии и нефтехимии - 0,05%, производстве машин и оборудования - 0,30%.
1.2. Роль сельскохозяйственного машиностроения в обеспечении продовольственной безопасности России
Согласно утвержденной Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120) значительная часть основных продовольственных продуктов должна производиться внутри страны (зерна - не менее 95%; сахара - не менее 80%; растительного масла - не менее 80%; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85%; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90%; рыбной продукции - не менее 80%; картофеля - не менее 95%; соли пищевой - не менее 85%) <1>.
--------------------------------
<1> Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.
В этой связи, Стратегия нацелена на развитие секторов сельскохозяйственного машиностроения, используемых в растениеводстве (производство зерна) и кормозаготовке (производство мяса и молока), как основного фактора выполнения продовольственной Доктрины.
Для достижения обозначенных параметров, а, следовательно, обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, в Доктрине четко обозначено одно из приоритетных направлений экономической и производственной политики государства - "поэтапное снижение зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов" <1>.
--------------------------------
<1> Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.
Это означает, что государство может в своей экономической политике руководствоваться интересами национальных производителей и проводить курс на снижение зависимости российского АПК от импорта техники и технологий, наблюдавшейся многие годы на российском рынке сельскохозяйственной техники.
Значение отечественного сельхозмашиностроения для экономики России можно изобразить в виде перевернутой пирамиды. В конусе фигуры находится сельхозмашиностроение с емкостью рынка в 141 млрд. рублей, которое обеспечивает устойчивое развитие растениеводству, производству продуктов питания и их реализации, суммарный выпуск продукции которых превышает 14 триллионов рублей.
Вполне очевидно, что развитие собственного сельхозмашиностроения позволит России проводить самостоятельную и независимую политику, направленную на импортозамещение продуктов питания, машин и оборудования для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Таким образом, ситуация со стагнацией развития отечественного сельхозмашиностроения и замещение его импортом неприемлема, так как:
1. Сельхозмашиностроение России является важным звеном крупного агропромышленного сектора, технологическая цепочка которого начинается с металлургии.
2. Сельхозмашиностроение России сохранило производственные компетенции по разработке и выпуску ряда машин и оборудования для АПК.
3. Российский рынок сельхозмашин имеет большие перспективы, и отдавать его полностью зарубежным производителям экономически и политически нецелесообразно.
4. Сельхозмашиностроение России обеспечивает национальную продовольственную безопасность страны.
1.3. Техническая оснащенность АПК России
Значительное сокращение парка сельскохозяйственной техники в России (с 1990 г. в 4,4 раза) привело к ее нехватке в хозяйствах, что в свою очередь серьезно сказалось на производительности труда.
Ежегодно парк тракторов в сельскохозяйственных организациях сокращается в среднем на 7% <1> (с 1366 тыс. в 1990 году до 310,3 тыс. в 2010 году). Парк зерноуборочных комбайнов сокращается темпом 8% <2> в год (с 408 тыс. до 80,7 тыс. соответственно).
--------------------------------
<1> Использован совокупный среднегодовой темп роста (CAGR). Формула для расчета: