МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 февраля 2025 г. N 146
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 июля 2018 г. N 884, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2024 г. N 8/ш "О внесении изменений в структуру Министерства просвещения Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте интеграции национальной системы образования и международного сотрудничества Министерства просвещения Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 июля 2020 г. N 380 "Об утверждении Положения о Департаменте международного сотрудничества и связей с общественностью Министерства просвещения Российской Федерации".
Министр
С.С.КРАВЦОВ
Утверждено
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Департамент интеграции национальной системы образования и международного сотрудничества Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Министерство).
2. В своей деятельности Департамент руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 июля 2018 г. N 884 (далее - Положение о Министерстве), нормативными правовыми актами Министерства и настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства (далее - структурные подразделения), подведомственными Министерству организации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Задачи
4. Основными задачами Департамента являются:
1) развитие и обеспечение взаимодействия в установленной сфере деятельности Министерства с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
2) совершенствование международных механизмов развития образования в установленной сфере деятельности Министерства;
3) обеспечение поддержки и продвижения русского языка и российского образования за рубежом в установленной сфере деятельности Министерства;
4) координация и организационно-методическое обеспечение деятельности структурных подразделений и подведомственных Министерству организаций по вопросам международного сотрудничества и связей с общественностью;
5) обеспечение мониторинга деятельности структурных подразделений и подведомственных Министерству организаций по вопросам интеграции систем образования Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в единое образовательное пространство Российской Федерации в рамках полномочий Департамента;
6) организация просветительской деятельности в рамках установленной компетенции Министерства.
III. Полномочия
5. Департамент осуществляет следующие полномочия:
5.1. Готовит для внесения в Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства.
5.2. На основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства разрабатывает нормативные правовые акты и акты ненормативного характера Министерства, относящиеся к сфере деятельности Департамента, касающиеся:
приема иностранных граждан в Министерстве;
краткосрочного командирования за границу по служебным делам сотрудников Министерства;
организации и функционирования российских частей двусторонних и многосторонних международных, межгосударственных органов, объединений (в том числе комиссий, подкомиссий, рабочих групп и иных форм) в установленной сфере деятельности Министерства;
5.3. Обеспечивает формирование приоритетных направлений и координацию международного сотрудничества в установленной сфере деятельности Департамента.
5.4. Осуществляет координацию разработки проектов межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве в сфере образования, а также проектов межправительственных соглашений о признании и установлении эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации. Ведет учет международных договоров и соглашений, заключаемых в рамках компетенции Министерства, а также осуществляет мониторинг правоприменения международных договоров в установленной сфере деятельности Министерства.
5.5. Участвует совместно со структурными подразделениями в разработке проектов международных договоров.
5.6. Участвует в разработке:
проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, относящихся к компетенции Департамента;
предложений к проектам государственных, федеральных, отраслевых и целевых программ в установленной сфере деятельности Департамента;
плана работы и показателей деятельности Министерства в части компетенции Департамента.
5.7. Организует разработку предложений по стратегическим направлениям, целям и задачам государственной политики в области международного сотрудничества в установленной сфере деятельности Министерства, совершенствованию механизмов взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями, включая реализацию совместных международных проектов и программ, а также проводит оценку предложений структурных подразделений по вопросам международного сотрудничества.
5.8. Обеспечивает координацию, методическое сопровождение и мониторинг международной деятельности, осуществляемой структурными подразделениями.
5.9. Обеспечивает взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам международного сотрудничества Министерства.
5.10. Обеспечивает выполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по развитию взаимодействия в установленной сфере деятельности Министерства на многосторонней и двусторонней основе со странами дальнего и ближнего зарубежья, международными и региональными организациями, государствами-участниками Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), государствами-членами Евразийского экономического союза, а также Евразийской экономической комиссией, Шанхайской организацией сотрудничества и Союзным государством Российской Федерации и Республики Беларусь.
5.11. Обеспечивает в установленном порядке формирование и координацию деятельности российских частей межправительственных комиссий, комитетов, рабочих групп и иных органов по двустороннему сотрудничеству в установленной сфере деятельности Министерства, в том числе:
подготовку и проведение заседаний межправительственных и межведомственных органов, осуществляющих международное сотрудничество, а также участие руководства Министерства и структурных подразделений в деятельности указанных органов;
аналитическое сопровождение выполнения решений межправительственных комиссий, комитетов, рабочих групп и иных органов;
участие в разработке и сопровождении исполнения программ сотрудничества в сфере образования со странами дальнего зарубежья и СНГ в установленной сфере деятельности Министерства;
содействие в продвижении российской системы образования в установленной сфере деятельности Министерства в рамках международного гуманитарного сотрудничества.
5.12. Координирует участие Министерства в деятельности российских и международных экономических и образовательных организаций, фондов и программ, обеспечивающих поддержку реализации перспективных проектов в сфере образования и гуманитарного сотрудничества.
5.13. Осуществляет организационно-техническое и аналитическое обеспечение участия Министра просвещения Российской Федерации (далее - Министр) в делегациях, мероприятиях, встречах, форумах с представителями органов государственной власти иностранных государств в сфере образования.
5.14. Обеспечивает в установленном порядке участие российской стороны в установленной сфере деятельности Министерства в деятельности международных организаций и межгосударственных объединений.
5.15. Во взаимодействии с другими структурными подразделениями обеспечивает подготовку справочно-аналитических материалов к встречам, конференциям, заседаниям, сессиям на уровне руководителей ведомств, уполномоченных должностных лиц, рабочих органов и организаций в установленной сфере деятельности Департамента.
5.16. Участвует в формировании российской позиции по конвенциям Организации Объединенных Наций и других международных организаций в сфере деятельности Министерства.
5.17. Участвует в формировании приоритетов и механизмов поддержки международного сотрудничества в установленной сфере деятельности Министерства, в том числе в рамках государственных программ, приоритетных проектов, а также ведомственных проектов.
5.18. Во взаимодействии со структурными подразделениями осуществляет координацию деятельности по наращиванию интеграционного взаимодействия в установленной сфере деятельности Министерства с межгосударственными, международными объединениями и организациями.
5.19. Формирует предложения по реализации двусторонних мероприятий, проводимых на регулярной основе в рамках "перекрестных" годов Российской Федерации с иностранными государствами.
5.20. Сопровождает и координирует деятельность Министерства по взаимодействию с соотечественниками, проживающими и работающими за рубежом в сфере образования, в том числе в рамках Правительственной Комиссии по делам соотечественников за рубежом.
5.21. Организует работу во взаимодействии со структурными подразделениями по укреплению позиций русского языка, российского образования за рубежом в установленной сфере деятельности Министерства.
5.22. Участвует совместно со структурными подразделениями Министерства иностранных дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на базе представительств за рубежом Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, в работе по международному гуманитарному сотрудничеству.
5.23. Осуществляет организационно-техническое обеспечение проведения международных мероприятий и переговоров, приемов иностранных делегаций, межправительственных и межведомственных комиссий, комитетов, рабочих групп и иных органов с участием руководства Министерства.
5.24. Обеспечивает координацию мероприятий в сфере международных обменов, осуществляемых по линии Министерства, на территории Российской Федерации (прием иностранных делегаций и отдельных лиц, заседания межправительственных и межведомственных органов, взаимодействие с представительствами иностранных государств, а также учет и регистрацию входящей дипломатической корреспонденции, поступающей в адрес Департамента, и исходящей из Департамента дипломатической корреспонденции).
5.25. Осуществляет в установленном порядке планирование и организацию служебного краткосрочного командирования за границу сотрудников Министерства.
5.26. Оказывает в установленном порядке во взаимодействии с Министерством иностранных дел Российской Федерации визовую поддержку иностранным гражданам, направляющимся в Российскую Федерацию по линии Министерства, для обеспечения их въезда в Российскую Федерацию.
5.27. Участвует в подготовке проекта федерального бюджета в рамках компетенции Департамента.
5.28. Принимает участие в реализации мероприятий государственных программ, межгосударственных, межотраслевых, межведомственных программ, приоритетных проектов, ведомственных проектов и внепрограммных мероприятий в установленной сфере деятельности Департамента.
5.29. Обеспечивает взаимодействие Министерства в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности Департамента.
5.30. Участвует в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, поступающих в установленном порядке в Министерство и относящихся к сфере деятельности Департамента.
5.31. Обеспечивает осуществление Министерством полномочий и функций учредителя в отношении подведомственных Министерству организаций в установленной сфере деятельности Департамента.
5.32. Организует проведение педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов (при мониторинге их применения), касающихся вопросов обучения и воспитания при их наличии в установленной сфере деятельности Департамента.
5.33. Обеспечивает координацию взаимодействия структурных подразделений и подведомственных Министерству организаций с органами государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
5.34. Организует во взаимодействии со структурными подразделениями рассмотрение и согласование проектов нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
5.35. Осуществляет совместно со структурными подразделениями реализацию Программы социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2023 г. N 1019-р.
5.36. Обеспечивает совместно со структурными подразделениями организационно-техническое сопровождение участия представителей Министерства в Рабочей группе по реализации специального инфраструктурного проекта в части Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по вопросам, относящимся к полномочиям Департамента.
5.37. Осуществляет в части компетенции Министерства координацию мероприятий по реализации специального инфраструктурного проекта субъектами Российской Федерации, взявших шефство над отдельными административно-территориальными единицами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
5.38. Готовит предложения в части, касающейся компетенции Департамента, в план организации законопроектных работ.
5.39. Готовит предложения в сводный план деятельности Министерства и отчет о его выполнении в установленной сфере деятельности Департамента.
5.40. Принимает участие совместно со структурными подразделениями в подготовке предложений по формированию федерального бюджета в части, касающейся деятельности Департамента.
5.41. Организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Департамента.
5.42. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
5.43. Готовит предложения по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке сотрудников Департамента.
5.44. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере деятельности Департамента, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
5.45. В соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Департамент в установленной сфере деятельности:
готовит предложения в план-график Министерства, предложения по формированию тематик и объемам финансирования закупок, в том числе обоснование начальных (максимальных) цен государственных контрактов, в рамках мероприятий программ и проектов, формирует задание (техническое задание) на выполнение работ (оказание услуг);
участвует в согласовании извещений об осуществлении закупок, документаций о закупках в рамках программ и внепрограммных мероприятий, в организации и подготовке разъяснений участникам закупки, в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляет подготовку материалов для выполнения претензионной работы, в организации, в случае необходимости, на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных нужд, в заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ для иных государственных нужд, в подготовке сводных отчетов, справок и аналитических материалов по федеральным целевым и государственным программам Российской Федерации, межгосударственным, межотраслевым, ведомственным программам и внепрограммным мероприятиям;
осуществляет контроль за соблюдением условий выполнения государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров, а также обеспечивает приемку выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров по государственным контрактам и осуществляет иные полномочия, связанные с деятельностью Департамента по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
5.46. Организует конгрессы, конференции, олимпиады, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Департамента, а также формирует проекты ежегодных планов указанных мероприятий, в которых участником является Министерство.
5.47. Обеспечивает в части компетенции Министерства работу по осуществлению просветительской деятельности, включающую в себя:
утверждение формы и порядка направления в Министерство уведомления о планируемом осуществлении просветительской деятельности;
рассмотрение и проведение оценки программ просветительской деятельности, осуществляемой в отношении несовершеннолетних и с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
установление объема сведений, которые должны содержаться в программе просветительской деятельности, осуществляемой в отношении несовершеннолетних и с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
утверждение порядка проведения оценки программ просветительской деятельности, осуществляемой в отношении несовершеннолетних и с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
утверждение формы и порядка направления в Министерство обращения о фактах распространения при осуществлении просветительской деятельности информации с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) Правил осуществления просветительской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 1 июля 2022 г. N 1195, и прилагаемых к нему документов;
рассмотрение обращений о фактах распространения при осуществлении просветительской деятельности информации с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) Правил осуществления просветительской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 1 июля 2022 г. N 1195;
направление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, уполномоченным ими организациям, а также физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и (или) юридическим лицам, являющимся организаторами просветительской деятельности, уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) прекращения распространения информации с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) Правил осуществления просветительской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 1 июля 2022 г. N 1195.
5.48. Осуществляет в части компетенции Министерства полномочия по выдаче заключений, предусмотренных частью 4 статьи 105 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в целях заключения образовательными организациями договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами по направлениям, предусмотренным частью 3 статьи 105 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
5.49. Осуществляет другие полномочия по вопросам, относящимся к сфере деятельности Департамента.
IV. Права Департамента
6. Департамент в целях осуществления своих полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
2) создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
3) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Департамента, научные и иные организации, ученых и специалистов;
4) проводить совещания с участием представителей структурных подразделений, подведомственных Министерству организаций, руководителей образовательных организаций и иных заинтересованных организаций;
5) вносить предложения руководству Министерства по проведению совещаний с участием руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
6) вести в установленном порядке служебную переписку с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
7) пользоваться в установленном порядке информационными системами и ресурсами Министерства, а также базами данных иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций;
8) в установленном порядке создавать информационные системы и информационные ресурсы в целях реализации полномочий Министерства;
9) давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Департамента;
10) подготавливать, проводить и участвовать в переговорах с представителями иностранных государств, международных организаций и фондов по вопросам развития международного сотрудничества как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, а также организовывать прием в Российской Федерации зарубежных государственных деятелей, представителей международных организаций, региональных объединений и деловых кругов зарубежных стран в установленной сфере деятельности Департамента, в том числе оказывать им визовую поддержку;
11) представлять по поручению руководства Министерства интересы Российской Федерации на международном уровне по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
12) участвовать в подготовке и заключении соглашений с иностранными государствами в установленной сфере деятельности Министерства;
14) участвовать в работе международных экономических и образовательных организаций, двусторонних межправительственных комиссий.
7. Департамент в установленной сфере деятельности вправе осуществлять контроль за деятельностью подведомственных Министерству организаций, координация деятельности которых возложена на Департамент, и образовательных организаций, расположенных за пределами Российской Федерации, учредителем которых является Министерство.
V. Организация деятельности
8. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Количество заместителей директора устанавливается Министром.
10. В состав Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.
11. Структура и численность сотрудников Департамента определяются штатным расписанием, утверждаемым в установленном порядке, на основе нормативов и лимитов штатной численности в пределах предусмотренного в федеральном бюджете фонда оплаты труда.
12. Директор Департамента:
1) руководит деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих полномочий;
2) обеспечивает организацию качественного выполнения возложенных на Департамент задач и осуществление им своих полномочий;
3) определяет функции отделов Департамента и распределяет обязанности между своими заместителями и начальниками отделов;
4) представляет Министру предложения по вопросам структуры и штатного расписания отделов Департамента в пределах установленных фонда оплаты труда и численности сотрудников Департамента;
5) утверждает положения об отделах Департамента и должностные регламенты сотрудников Департамента;
6) представляет предложения о назначении и освобождении от должности сотрудников Департамента в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) представляет руководству Министерства предложения о поощрении сотрудников Департамента;
8) отдает в пределах своей компетенции распоряжения сотрудникам Департамента, подписывает и визирует документы, ведет переписку по вопросам, касающимся деятельности Департамента;
9) участвует в проводимых руководством Министерства совещаниях;
10) на основании выданных Министром доверенностей подписывает в установленном порядке от имени Министерства договоры и другие документы гражданско-правового характера;
11) осуществляет в пределах своей компетенции другие полномочия, необходимые для выполнения Департаментом возложенных на него задач и функций.
13. Директор Департамента непосредственно подчиняется Министру, а в части, касающейся сферы ведения Департамента, заместителю Министра в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра.
14. Документы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, подписываются директором или по его поручению заместителем директора Департамента.
15. Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций и полномочий Департамента в установленной сфере деятельности в соответствии с утвержденными директором Департамента должностными регламентами.
16. В случае временного отсутствия директора Департамента исполнение его полномочий и должностных обязанностей возлагается Министром или лицом, исполняющим его обязанности, на одного из заместителей директора Департамента или в случае временного отсутствия заместителей директора Департамента - на иного сотрудника Департамента.
17. Департамент может иметь печати, штампы и бланки со своим названием установленного образца.