МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 13 марта 2024 г. N 276
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРИМЕРНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА "СПОРТ ЛИЦ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ"
В соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и пунктом 1 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 19 июня 2012 г. N 607, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую примерную дополнительную образовательную программу спортивной подготовки по виду спорта "спорт лиц с интеллектуальными нарушениями".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации А.А. Морозова.
Министр
О.В.МАТЫЦИН
Утверждена
приказом Минспорта России
от 13 марта 2024 г. N 276
ПРИМЕРНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА "СПОРТ ЛИЦ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ"
УТВЕРЖДАЮ
_______________________________________
наименование должности руководителя
организации, реализующей дополнительную
образовательную программу
спортивной подготовки
_______________________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
__________________ 20__ г.
Дополнительная образовательная программа
спортивной подготовки по виду спорта
"__________________________________________"
(указывается наименование вида спорта)
I. Общие положения
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по
виду спорта "_________________________________________" (далее - Программа)
(указывается наименование вида спорта)
предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной
подготовке __________________________________________ с учетом совокупности
(указывается наименование
спортивной дисциплины)
минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным
стандартом спортивной подготовки по виду спорта "спорт лиц с
интеллектуальными нарушениями", утвержденным приказом Минспорта России
от 28.11.2022 N 1082 <1> (далее - ФССП).
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе
соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном
процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса
спортивной подготовки ______________________________________________.
(указываются иные цели Программы)
II. Характеристика дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки
3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы
лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих
спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки
__________________________________________________________________________.
(указываются с учетом приложения N 1 к ФССП)
4. Объем Программы ___________________________________________________.
(указывается с учетом приложения N 2 к ФССП)
5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки:
учебно-тренировочные занятия _________________________________________;
(указываются применяемые виды (формы)
учебно-тренировочных занятий (групповые,
индивидуальные, смешанные и иные)
учебно-тренировочные мероприятия _____________________________________;
(указываются с учетом
приложения N 3 к ФССП)
спортивные соревнования ______________________________________________;
(указываются с учетом главы III ФССП
и приложения N 4 к ФССП)
__________________________________________________________________________.
(указываются иные виды (формы) обучения)
6. Годовой учебно-тренировочный план __________________________________
(указывается с учетом пункта 15
ФССП, приложений N 2 и N 5 к ФССП)
(рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к примерной дополнительной
образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта "спорт лиц с
интеллектуальными нарушениями" (далее - Примерная программа).
7. Календарный план воспитательной работы (рекомендуемый образец
приведен в приложении N 2 к Примерной программе).
8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и
борьбу с ним (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Примерной
программе).
9. Планы инструкторской и судейской практики _________________________.
(указываются по этапам
спортивной подготовки)
10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств ________________________________________________.
(указываются по этапам и годам
спортивной подготовки)
III. Система контроля
11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее - обучающийся),
необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения
Программы, в том числе к участию в спортивных соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники спортивных дисциплин вида спорта "спорт лиц с
интеллектуальными нарушениями";
получить общее представление об антидопинговых правилах;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
принять участие в официальных спортивных соревнованиях для спортивных
дисциплин, содержащих в своих наименованиях слова "горнолыжный спорт";
проходить физическую реабилитацию, а также социальную адаптацию и
интеграцию.
11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта "спорт лиц с
интеллектуальными нарушениями" и применять их в ходе проведения
учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта "спорт
лиц с интеллектуальными нарушениями";
изучать антидопинговые правила;
не иметь нарушений антидопинговых правил;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного
мастерства;
проходить физическую реабилитацию, а также социальную адаптацию и
интеграцию.
11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
овладеть основными теоретическими знаниями о правилах вида спорта
"спорт лиц с интеллектуальными нарушениями";
выполнить план индивидуальной подготовки;
изучать антидопинговые правила;
не иметь нарушений антидопинговых правил;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд или
спортивное звание), необходимый для зачисления и перевода на этап высшего
спортивного мастерства;
проходить физическую реабилитацию, а также социальную адаптацию и
интеграцию.
11.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
совершенствовать уровень общей физической и специальной физической,
технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
выполнить план индивидуальной подготовки;
знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях;
проходить физическую реабилитацию, а также социальную адаптацию и
интеграцию.
12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией
обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе
разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или)
вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее
- тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных
соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной
квалификации.
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки _________________________________________________
(указываются комплексы контрольных упражнений
с учетом приложений N N 6 - 9 к ФССП и тесты)
и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной
подготовки ___________________________________________________________.
(указывается с учетом приложений N N 7 - 9 к ФССП)
IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому
этапу спортивной подготовки ______________________________________________.
(указывается описание учебно-тренировочного
процесса по этапам спортивной подготовки)
15. Учебно-тематический план __________________________________________
(указывается по этапам спортивной подготовки
и включает темы по теоретической подготовке)
(рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Примерной программе).
V. Особенности осуществления спортивной подготовки
по отдельным спортивным дисциплинам
16. К особенностям осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта "____________________" относятся ________________.
(указывается наименование (указываются с учетом
вида спорта, спортивной главы V ФССП)
дисциплины)
VI. Условия реализации дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки
17. Материально-технические условия реализации Программы
__________________________________________________________________________.
(указываются материально-техническая база и (или) объекты инфраструктуры,
оборудование и спортивный инвентарь, спортивная экипировка с учетом
пункта 14 и приложений N N 10 - 11 к ФССП для реализуемых
этапов спортивной подготовки)
18. Кадровые условия реализации Программы:
укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными
работниками ______________________________________________________________;
(указывается с учетом подпункта 13.2 ФССП)
уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников
Организации ______________________________________________________________;
(указывается с учетом подпункта 13.1 ФССП)
непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей
Организации.
19. Информационно-методические условия реализации Программы
__________________________________________________________________________.
(указываются применяемые комплексы информационных образовательных
ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, а также
перечень информационно-методического обеспечения)
--------------------------------
<1> Зарегистрирован Минюстом России 20.12.2022, регистрационный N 71674.
Приложение N 1
к примерной дополнительной
образовательной программе
спортивной подготовки
по виду спорта "спорт лиц с
интеллектуальными нарушениями",
утвержденной приказом
Минспорта России
от 13 марта 2024 г. N 276
Рекомендуемый образец
Годовой учебно-тренировочный план
N п/п | Виды подготовки и иные мероприятия | Этапы и годы подготовки |
Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства |
До года | Свыше года | До трех лет | Свыше трех лет |
Недельная нагрузка в часах |
| | | | | |
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах |
| | | | | |
1. | Общая физическая подготовка | | | | | | |
2. | Специальная физическая подготовка | | | | | | |
3. | Участие в спортивных соревнованиях | | | | | | |
4. | Техническая подготовка | | | | | | |
5. | Тактическая подготовка | | | | | | |
6. | Теоретическая подготовка | | | | | | |
7. | Психологическая подготовка | | | | | | |
8. | Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) | | | | | | |
9. | Интегральная подготовка | | | | | | |
10. | Медицинские, медико-биологические мероприятия | | | | | | |
11. | Восстановительные мероприятия | | | | | | |
Общее количество часов в год | | | | | | |
Приложение N 2
к примерной дополнительной
образовательной программе
спортивной подготовки
по виду спорта "спорт лиц с
интеллектуальными нарушениями",
утвержденной приказом
Минспорта России
от 13 марта 2024 г. N 276
Рекомендуемый образец
Календарный план воспитательной работы
N п/п | Направление работы | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Профориентационная деятельность |
1.1. | Инструкторская практика | Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено: освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве помощника тренера-преподавателя, инструктора; составление конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей; формирование навыков наставничества; формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и соревновательному процессам; ... | В течение года |
1.2. | ... | ... | ... |
2. | Здоровьесбережение |
2.1. | Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни | Дни здоровья и спорта, массовые акции, в рамках которых предусмотрено: формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей в качестве инструктора, волонтера; подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта; ... | В течение года |
2.2. | Режим питания и отдыха | Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся: формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебно-тренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета); ... | В течение года |
2.3 | Соблюдение гигиенических норм при прохождении учебно-тренировочного процесса | Беседы и другие мероприятия с привлечением медицинского работника организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки | В течение года |
2.4. | ... | ... | ... |
3. | Патриотическое воспитание обучающихся |
3.1. | Теоретическая подготовка (воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою малую Родину (место проживания), уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), своей Родины, своей семьи, к организации обучения (школа, детский дом, интернат), формирование нравственного сознания и нравственного поведения, становления личности, культура поведения спортсменов на соревнованиях) | Беседы, встречи, диспуты, другие Мероприятия с приглашением родителей (опекунов), именитых спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки | В течение года |
3.2. | Практическая подготовка (участие в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях и иных мероприятиях) | Участие в: физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, в том числе, в парадах, церемониях открытия (закрытия), награждения на указанных мероприятиях; тематических физкультурно-спортивных праздниках, организуемых в том, числе организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки; ... | В течение года |
3.3. | ... | ... | ... |
4. | Развитие творческого мышления |
4.1. | Практическая подготовка (формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов) | Семинары, мастер-классы, показательные выступления для обучающихся, направленные на: формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов; развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения; правомерное поведение болельщиков; расширение общего кругозора юных спортсменов; ... | В течение года |
4.2. | ... | ... | ... |
5. | Психологическая подготовка |
5.1. | Организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую подготовку | Семинары, беседы с привлечением психолога, клинического психолога в период проведения учебно-тренировочных занятий, направленные на: формирование у спортсменов качеств, необходимых для участия в учебно-тренировочном процессе; изучение и необходимость применения психологических методов при участии в соревновательной деятельности; ... | В течение года |
5.2. | ... | ... | ... |
6. | Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки | ... | ... |
6.1. | ... | ... | ... |
Приложение N 3
к примерной дополнительной
образовательной программе
спортивной подготовки
по виду спорта "спорт лиц с
интеллектуальными нарушениями",
утвержденной приказом
Минспорта России
от 13 марта 2024 г. N 276
Рекомендуемый образец
План
мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним
Этапы спортивной подготовки | Содержание мероприятий и их форма | Сроки проведения | Рекомендации по проведению мероприятий |
Этап начальной подготовки | ... | ... | ... |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) | ... | ... | ... |
Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства | ... | ... | ... |
Приложение N 4
к примерной дополнительной
образовательной программе
спортивной подготовки
по виду спорта "спорт лиц с
интеллектуальными нарушениями",
утвержденной приказом
Минспорта России
от 13 марта 2024 г. N 276
Рекомендуемый образец
Учебно-тематический план
Этапы спортивной подготовки | Темы по теоретической подготовке | Сроки проведения | Краткое содержание |
Этап начальной подготовки | История возникновения спортивных дисциплин, вида спорта и его развитие | сентябрь | Зарождение и развитие дисциплины вида спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Паралимпийских и Олимпийских игр. |
Физическая культура - важное средство физического развития и укрепления здоровья человека | октябрь | Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков. |
Гигиенические основы физической культуры и спорта, гигиена обучающихся при занятиях физической культурой и спортом | ноябрь | Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных объектах. |
Закаливание организма | декабрь | Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом. |
Теоретические основы обучения базовым элементам техники и тактики вида спорта | май | Понятие о технических элементах спортивных дисциплин вида спорта. Теоретические знания по технике их выполнения. |
Теоретические основы судейства. Правила вида спорта | июнь | Команды (жесты) спортивных судей. Обязанности и права участников спортивных соревнований. |
Режим дня и питание обучающихся | август | Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание. |
Закаливание организма | декабрь | Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом. |
Психологическая подготовка | сентябрь - апрель | Психологическая подготовка к занятиям спортом, физическим нагрузкам. Этика поведения на учебно-тренировочных занятиях |
Основы антидопингового обеспечения спорта | март | Теоретические основы антидопинговых правил. Ответственность спортсменов за нарушение антидопинговых правил |
... | ... | ... |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) | История возникновения олимпийского движения | октябрь | Зарождение Паралимпийского движения. Международный Паралимпийский комитет. |
Режим дня и питание обучающихся | ноябрь | Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное, сбалансированное питание. |
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося | январь | Классификация и типы спортивных соревнований. |
Психологическая подготовка | сентябрь - апрель | Психологическая подготовка к занятиям спортом и соревновательному периоду. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. |
Оборудование, спортивный инвентарь и экипировка по виду спорта | декабрь - май | Классификация спортивного инвентаря и экипировки для спортивной дисциплины вида спорта, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным соревнованиям. |
Правила вида спорта | декабрь - май | Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных соревнованиях. |
... | ... | ... |
Этап совершенствования спортивного мастерства | История возникновения спортивных дисциплин вида спорта и его развитие | сентябрь | Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Паралимпийских и Олимпийских игр, их достижения и результаты. |
Профилактика травматизма. | октябрь | Понятие травматизма. Принципы спортивной подготовки. |
Психологическая подготовка | декабрь | Психологическая подготовка в соревновательном периоде. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. Классификация средств и методов психологической подготовки обучающихся. |
Спортивные соревнования | февраль - май | Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. |
Основы антидопингового обеспечения спорта | март | Теоретические основы антидопинговых правил. Ответственность спортсменов за нарушение антидопинговых правил. |
... | ... | ... |
Этап высшего спортивного мастерства | Физическое, патриотическое, нравственное, правовое и эстетическое воспитание в спорте. Их роль и содержание в спортивной деятельности | сентябрь | Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры и спорта. Патриотическое и нравственное воспитание. Правовое воспитание. Эстетическое воспитание. |
Социальные функции спорта | октябрь | Общие социальные функции спорта (воспитательная, оздоровительная, эстетическая функции). Функция социальной интеграции и социализации личности. |
Учет соревновательной деятельности | ноябрь | Индивидуальный план спортивной подготовки, ведение учета результатов в ходе учебно-тренировочного процесса. |
Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс | декабрь | Спортивные результаты - специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки. |
Спортивные соревнования | май | Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. |
... | ... | ... |