УТВЕРЖДАЮ | |
наименование должности руководителя организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки | |
(подпись) (инициалы, фамилия) | |
_______________________ 20__ г. |
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "__________________________________________" (указывается наименование вида спорта) I. Общие положения 1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "_________________________________________" (далее - Программа) (указывается наименование вида спорта) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке __________________________________________ с учетом совокупности (указывается наименование спортивной дисциплины) минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта "конькобежный спорт", утвержденным приказом Минспорта России от 16 ноября 2022 г. N 995 <1> (далее - ФССП). 2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки ____________________________________________________. (указываются иные цели Программы) II. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки 3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки __________________________________________________________________________. (указываются с учетом приложения N 1 к ФССП) 4. Объем Программы ___________________________________________________. (указывается с учетом приложения N 2 к ФССП) 5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки: учебно-тренировочные занятия _________________________________________; (указываются применяемые виды (формы) учебно-тренировочных занятий (групповые, индивидуальные, смешанные и иные) учебно-тренировочные мероприятия _____________________________________; (указываются с учетом приложения N 3 к ФССП) спортивные соревнования ______________________________________________; (указываются с учетом главы III ФССП и приложения N 4 к ФССП) __________________________________________________________________________. (указываются иные виды (формы) обучения) 6. Годовой учебно-тренировочный план __________________________________ (указывается с учетом пункта 15 ФССП, приложений N 2 и N 5 к ФССП) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к примерной дополнительной образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта "конькобежный спорт" (далее - Примерная программа). 7. Календарный план воспитательной работы (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Примерной программе). 8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Примерной программе). 9. Планы инструкторской и судейской практики _________________________. (указывается по этапам спортивной подготовки) 10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств ________________________________________________. (указывается по этапам и годам спортивной подготовки) III. Система контроля 11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее - обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях: 11.1. На этапе начальной подготовки: изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом; повысить уровень физической подготовленности; овладеть основами техники вида спорта "конькобежный спорт"; получить общие знания об антидопинговых правилах; соблюдать антидопинговые правила; принять участие в официальных спортивных соревнованиях; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки; получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап спортивной специализации). 11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации): повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности; изучить правила безопасности при занятиях видом спорта "конькобежный спорт" и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях; соблюдать режим учебно-тренировочных занятий; изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля; овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта "конькобежный спорт"; изучить антидопинговые правила; соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований муниципального образования первом, втором и третьем году; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года; получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства. 11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства: повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности; соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания; приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи; овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта "конькобежный спорт"; выполнить план индивидуальной подготовки; закрепить и углубить знания антидопинговых правил; соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки; демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных соревнованиях; показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда "кандидат в мастера спорта" не реже одного раза в два года; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня межрегиональных спортивных соревнований; получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание), необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства. 11.4. На этапе высшего спортивного мастерства: совершенствовать уровень общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности; соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания; выполнить план индивидуальной подготовки; знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких правил; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований; показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного звания "мастер спорта России" или выполнить нормы и требования, необходимые для присвоения спортивного звания "мастер спорта России международного класса" не реже одного раза в два года; достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации и (или) спортивной сборной команды Российской Федерации; демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях. 12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее - тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации. 13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки _____________________________________________________ (указываются комплексы контрольных упражнений с учетом приложений N N 6 - 9 к ФССП и тесты) и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки _______________________________________________________________. (указывается с учетом приложений N N 7 - 9 к ФССП) IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине) 14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки ______________________________________________. (указывается описание учебно-тренировочного процесса по этапам спортивной подготовки) 15. Учебно-тематический план __________________________________________ (указывается по этапам спортивной подготовки и включает темы по теоретической подготовке) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Примерной программе). V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам 16. К особенностям осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта "_________________________________________________" (указывается наименование вида спорта, спортивной дисциплины) относятся ________________________________________________________________. (указываются с учетом главы V ФССП) VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки 17. Материально-технические условия реализации Программы __________________________________________________________________________. (указываются материально-техническая база и (или) объекты инфраструктуры, оборудование и спортивный инвентарь, спортивная экипировка с учетом пункта 14 и приложений N N 10 - 11 к ФССП для реализуемых этапов спортивной подготовки) 18. Кадровые условия реализации Программы: укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными работниками ______________________________________________________________; (указывается с учетом подпункта 13.2 ФССП) уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников Организации ______________________________________________________________; (указывается с учетом подпункта 13.1 ФССП) непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей Организации. 19. Информационно-методические условия реализации Программы __________________________________________________________________________. (указываются применяемые комплексы информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, а также перечень информационно-методического обеспечения)
N п/п | Виды подготовки и иные мероприятия | Этапы и годы подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||||
До года | Свыше года | До трех лет | Свыше трех лет | ||||
Недельная нагрузка в часах | |||||||
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах | |||||||
Наполняемость групп (человек) | |||||||
1. | Общая физическая подготовка | ||||||
2. | Специальная физическая подготовка | ||||||
3. | Участие в спортивных соревнованиях | ||||||
4. | Техническая подготовка | ||||||
5. | Тактическая подготовка | ||||||
6. | Теоретическая подготовка | ||||||
7. | Психологическая подготовка | ||||||
8. | Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) | ||||||
9. | Инструкторская практика | ||||||
10. | Судейская практика | ||||||
11. | Медицинские, медико-биологические мероприятия | ||||||
12. | Восстановительные мероприятия | ||||||
Общее количество часов в год |
N п/п | Направление работы | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Профориентационная деятельность | ||
1.1. | Судейская практика | Участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в рамках которых предусмотрено: - практическое и теоретическое изучение и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта; - приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря спортивных соревнований; - приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных соревнований; - формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей; - ... | В течение года |
1.2. | Инструкторская практика | Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено: - освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве помощника тренера-преподавателя, инструктора; - составление конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей: - формирование навыков наставничества; - формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и соревновательному процессам; - формирование склонности к педагогической работе; - ... | В течение года |
1.3. | ... | ... | ... |
2. | Здоровьесбережение | ||
2.1. | Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни | Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено: - формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение протоколов); - подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта; - ... | В течение года |
2.2. | Режим питания и отдыха | Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся: - формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебно-тренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета); - ... | В течение года |
2.3. | ... | ... | ... |
3. | Патриотическое воспитание обучающихся | ||
3.1. | Теоретическая подготовка (воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), готовность к служению Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе, культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях) | Беседы, встречи, диспуты, другие мероприятия с приглашением именитых спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки | В течение года |
3.2. | Практическая подготовка (участие в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях и иных мероприятиях) | Участие в: - физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, в том числе в парадах, церемониях открытия (закрытия), награждения на указанных мероприятиях; - тематических физкультурно-спортивных праздниках, организуемых в том числе организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки; - ... | В течение года |
3.3. | ... | ... | ... |
4. | Развитие творческого мышления | ||
4.1. | Практическая подготовка (формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов) | Семинары, мастер-классы, показательные выступления для обучающихся, направленные на: - формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов; - развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения; - правомерное поведение болельщиков; - расширение общего кругозора юных спортсменов; - ... | В течение года |
4.2. | ... | ... | ... |
5. | Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки |
Этап спортивной подготовки | Содержание мероприятия и его форма | Сроки проведения | Рекомендации по проведению мероприятий |
Этап начальной подготовки | ... | ... | ... |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) | ... | ... | ... |
Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства | ... | ... | ... |
Этап спортивной подготовки | Темы по теоретической подготовке | Объем времени в год (минут) | Сроки проведения | Краткое содержание |
Этап начальной подготовки | Всего на этапе начальной подготовки до одного года обучения/свыше одного года обучения: |