УТВЕРЖДАЮ | |
наименование должности руководителя организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки | |
(подпись) (инициалы, фамилия) | |
_______________________ 20__ г. |
Дополнительная образовательная программа
спортивной подготовки по виду спорта
"__________________________________________"
(указывается наименование вида спорта)
I. Общие положения
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по
виду спорта "_________________________________________" (далее - Программа)
(указывается наименование вида спорта)
предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной
подготовке __________________________________________ с учетом совокупности
(указывается наименование спортивной
дисциплины)
минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным
стандартом спортивной подготовки по виду спорта "рыболовный спорт",
утвержденным приказом Минспорта России от 16 ноября 2022 г. N 991 <1>
(далее - ФССП).
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе
соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном
процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса
спортивной подготовки ____________________________________________________.
(указываются иные цели Программы)
II. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы
лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих
спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки
__________________________________________________________________________.
(указываются с учетом приложения N 1 к ФССП)
4. Объем Программы ___________________________________________________.
(указывается с учетом приложения N 2 к ФССП)
5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки:
учебно-тренировочные занятия _________________________________________;
(указываются применяемые виды (формы)
учебно-тренировочных занятий (групповые,
индивидуальные, смешанные и иные)
учебно-тренировочные мероприятия _____________________________________;
(указываются с учетом приложения N 3
к ФССП)
спортивные соревнования ______________________________________________;
(указываются с учетом главы III ФССП
и приложения N 4 к ФССП)
__________________________________________________________________________.
(указываются иные виды (формы) обучения)
6. Годовой учебно-тренировочный план __________________________________
(указывается с учетом пункта 15
ФССП, приложений N 2 и N 5 к ФССП)
(рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к примерной дополнительной
образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта "рыболовный
спорт" (далее - Примерная программа).
7. Календарный план воспитательной работы (рекомендуемый образец
приведен в приложении N 2 к Примерной программе).
8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и
борьбу с ним (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Примерной
программе).
9. Планы инструкторской и судейской практики _________________________.
(указывается по этапам
спортивной подготовки)
10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств ________________________________________________.
(указывается по этапам и годам спортивной
подготовки)
III. Система контроля
11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее - обучающийся),
необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения
Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта "рыболовный спорт";
получить общие знания об антидопинговых правилах;
соблюдать антидопинговые правила;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап
спортивной специализации).
11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
и психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта "рыболовный
спорт" и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных
занятий и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
"рыболовный спорт";
изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором и
третьем году;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого
года;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного
мастерства.
11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта "рыболовный
спорт";
выполнить план индивидуальной подготовки;
закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных
соревнованиях;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда
"кандидат в мастера спорта" не реже одного раза в два года;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
межрегиональных спортивных соревнований;
получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание),
необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного
мастерства.
11.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
совершенствовать уровень общей физической и специальной физической,
технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
выполнить план индивидуальной подготовки;
знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких
правил;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
всероссийских спортивных соревнований;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного звания
"мастер спорта России" или выполнять нормы и требования, необходимые для
присвоения спортивного звания "мастер спорта России международного класса"
не реже одного раза в два года;
достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта
Российской Федерации и (или) спортивной сборной команды Российской
Федерации;
демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных,
всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией
обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе
разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или)
вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее
- тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных
соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной
квалификации.
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки _____________________________________________________
(указываются комплексы контрольных упражнений
с учетом приложений N N 6 - 9 к ФССП и тесты)
и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной
подготовки _______________________________________________________________.
(указывается с учетом приложений N N 7 - 9 к ФССП)
IV. Рабочая программа
14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому
этапу спортивной подготовки ______________________________________________.
(указывается описание учебно-тренировочного
процесса по этапам спортивной подготовки)
15. Учебно-тематический план __________________________________________
(указывается по этапам спортивной
подготовки и включает темы
по теоретической подготовке)
(рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Примерной программе).
V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам
16. К особенностям осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта "_________________________________________________"
(указывается наименование вида спорта, спортивной
дисциплины)
относятся ________________________________________________________________.
(указываются с учетом главы V ФССП)
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
17. Материально-технические условия реализации Программы
__________________________________________________________________________.
(указываются материально-техническая база и (или) объекты
инфраструктуры, оборудование и спортивный инвентарь, спортивная
экипировка с учетом пункта 14 и приложений N N 10 - 11
к ФССП для реализуемых этапов спортивной подготовки)
18. Кадровые условия реализации Программы:
укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными
работниками ______________________________________________________________;
(указывается с учетом подпункта 13.2 ФССП)
уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников
Организации ______________________________________________________________;
(указывается с учетом подпункта 13.1 ФССП)
непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей
Организации.
19. Информационно-методические условия реализации Программы
__________________________________________________________________________.
(указываются применяемые комплексы информационных образовательных
ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы,
а также перечень информационно-методического обеспечения)
N п/п | Виды подготовки и иные мероприятия | Этапы и годы подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||||
До года | Свыше года | До трех лет | Свыше трех лет | ||||
Недельная нагрузка в часах | |||||||
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах | |||||||
Наполняемость групп (человек) | |||||||
1. | Общая физическая подготовка | ||||||
2. | Специальная физическая подготовка | ||||||
3. | Участие в спортивных соревнованиях | ||||||
4. | Техническая подготовка | ||||||
5. | Тактическая подготовка | ||||||
6. | Теоретическая подготовка | ||||||
7. | Психологическая подготовка | ||||||
8. | Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) | ||||||
9. | Инструкторская практика | ||||||
10. | Судейская практика | ||||||
11. | Медицинские, медико-биологические мероприятия | ||||||
12. | Восстановительные мероприятия | ||||||
Общее количество часов в год | |||||||
N п/п | Направление работы | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Профориентационная деятельность | ||
1.1. | Судейская практика | Участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в рамках которых предусмотрено; - практическое и теоретическое изучение и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта; - приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря спортивных соревнований; - приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных соревнований; - формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей; - ... | В течение года |
1.2. | Инструкторская практика | Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено: - освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве помощника тренера-преподавателя, инструктора; - составление конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей: - формирование навыков наставничества; - формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и соревновательному процессам; - формирование склонности к педагогической работе; - ... | В течение года |
1.3. | ... | ... | ... |
2. | Здоровьесбережение | ||
2.1. | Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни | Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено: - формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение протоколов); - подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта; - ... | В течение года |
2.2. | Режим питания и отдыха | Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся: - формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебно-тренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета); - ... | В течение года |
2.3. | ... | ... | ... |
3. | Патриотическое воспитание обучающихся | ||
3.1. | Теоретическая подготовка (воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), готовность к служению Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе, культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях) | Беседы, встречи, диспуты, другие мероприятия с приглашением именитых спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки | В течение года |
3.2. | Практическая подготовка (участие в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях и иных мероприятиях) | Участие в: - физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, в том числе в парадах, церемониях открытия (закрытия), награждения на указанных мероприятиях; - тематических физкультурно-спортивных праздниках, организуемых в том числе организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки; - ... | В течение года |
3.3. | ... | ... | ... |
4. | Развитие творческого мышления | ||
4.1. | Практическая подготовка (формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов) | Семинары, мастер-классы, показательные выступления для обучающихся, направленные на: - формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов: - развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения; - правомерное поведение болельщиков; - расширение общего кругозора юных спортсменов; - ... | В течение года |
4.2. | ... | ... | ... |
5. | Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки | ||
Этап спортивной подготовки | Содержание мероприятия и его форма | Сроки проведения | Рекомендации по проведению мероприятий |
Этап начальной подготовки | ... | ... | ... |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) | ... | ... | ... |
Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства | ... | ... | ... |
Этап спортивной подготовки | Темы по теоретической подготовке | Объем времени в год (минут) | Сроки проведения | Краткое содержание |
Этап начальной подготовки | Всего на этапе начальной подготовки до одного года обучения/свыше одного года обучения: |