ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минспорта России от 25.08.2020 N 636 "Об утверждении методических рекомендаций о механизмах и критериях отбора спортивно одаренных детей"

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 августа 2020 г. N 636
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
О МЕХАНИЗМАХ И КРИТЕРИЯХ ОТБОРА СПОРТИВНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
В целях совершенствования методического обеспечения и организации работы по выявлению спортивно одаренных детей в области физической культуры и спорта приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации о механизмах и критериях отбора спортивно одаренных детей.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
О.В.МАТЫЦИН
Утверждены
приказом Минспорта России
от 25 августа 2020 г. N 636
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О МЕХАНИЗМАХ И КРИТЕРИЯХ ОТБОРА СПОРТИВНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
1. Настоящие методические рекомендации направлены на установление механизмов и критериев отбора спортивно одаренных детей (далее - отбор) для своевременного выявления физических, психологических способностей и (или) двигательных умений, создания благоприятных условий для наиболее полного раскрытия их спортивного потенциала, необходимых для достижения ими высоких спортивных результатов в составе спортивных сборных команд.
2. Отбор включает в себя 4 этапа, которые реализуются на основе принципов последовательности и преемственности с использованием механизмов отбора, а именно: организации применяют различные, в зависимости от этапа отбора, методы отбора и предоставляют данные о результатах отбора (с учетом критериев отбора) региональным центрам спортивной подготовки для ведения единой базы данных спортивно одаренных детей с целью выстраивания эффективной системы выявления и отбора спортивно одаренных детей на региональном уровне.
3. Первый этап отбора (первичный отбор и спортивная ориентация) направлен на всестороннее изучение и выявление задатков и способностей, в наибольшей мере соответствующих требованиям того или иного вида спорта, и содействие ребенку и его законному представителю в выборе наиболее благоприятного для ребенка вида спорта, в котором он сможет достигнуть высоких спортивных результатов без ущерба для здоровья и гармоничного развития.
4. На первом этапе отбора рекомендуется организациям, вне зависимости от их организационно-правовой формы, использование следующих методов отбора:
педагогические наблюдения;
антропометрические измерения;
определение морфологических и психофизиологических характеристик;
анализ выполнения тестов (упражнений) для определения уровня общефизической подготовленности;
анализ выполнения нормативов результатов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
изучение динамики темпов прироста физических качеств, в том числе с использованием диагностических (скрининговых) комплексов, в том числе аппаратно-программных комплексов (далее - АПК).
5. Критериями первого этапа отбора являются:
комплексная оценка результатов использования методов отбора, указанных в пункте 4 настоящих методических рекомендаций;
отсутствие медицинских противопоказаний для занятий спортом.
6. По итогам проведения первого этапа отбора рекомендуется предоставить ребенку и его законным представителям следующую информацию:
о видах спорта, к которым у ребенка имеется предрасположенность;
об организациях, осуществляющих спортивную подготовку по видам спорта, к которым у ребенка имеется предрасположенность, находящихся на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В силу индивидуальных различий в биологическом и психофизиологическом развитии детей, данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.
7. Второй этап отбора направлен на комплектование групп на этапе начальной подготовки (в том числе, при переводе со спортивно-оздоровительного этапа на этап начальной подготовки) в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, из числа детей, прошедших индивидуальный отбор, заключающийся в выявлении у детей физических, психологических способностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих программ спортивной подготовки.
8. На втором этапе отбора организациям, осуществляющим спортивную подготовку, при проведении индивидуального отбора рекомендуется использовать методы анализа выполнения нормативов общей физической и специальной физической подготовки, тестирования, предварительного просмотра и иные методы.
9. Критериями второго этапа отбора являются:
успешное прохождение индивидуального отбора для зачисления в организацию, осуществляющую спортивную подготовку, на этап начальной подготовки;
отсутствие медицинских противопоказаний для занятий спортом.
10. По итогам второго этапа отбора организациям, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется предоставлять данные о детях, прошедших индивидуальный отбор и зачисленных на этапы спортивной подготовки, региональным центрам спортивной подготовки.
11. Третий этап отбора направлен на комплектование групп на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) спортивной подготовки, создание благоприятных условий для наиболее полного раскрытия спортивного потенциала спортивно одаренных детей, проходящих спортивную подготовку, необходимого для включения в спортивные сборные команды.
12. На третьем этапе отбора рекомендуется организациям, осуществляющим спортивную подготовку, использование следующих методов отбора:
анализ выполнения нормативов общей физической и специальной физической подготовки соответствующих требованиям федеральных стандартов спортивной подготовки;
анализ участия в тренировочных и спортивных мероприятиях;
изучение динамики темпов прироста физических качеств, в том числе с использованием диагностических (скрининговых) комплексов, в том числе АПК;
педагогические наблюдения;
определение морфологических и психофизиологических характеристик.
13. Критериями третьего этапа отбора являются:
успешная сдача контрольно-переводных нормативов в соответствии с программой спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки;
оценка результатов участия в тренировочных и спортивных мероприятиях;
наличие спортивных разрядов и званий;
положительная динамика темпов прироста физических качеств;
формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
освоение основ техники по виду спорта;
формирование устойчивого интереса к занятиям спортом.
14. По итогам третьего этапа отбора организациям, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется предоставлять данные о спортивно одаренных детях, проходящих спортивную подготовку, региональным центрам спортивной подготовки.
15. Четвертый этап отбора направлен на выявление спортивно одаренных детей при комплектовании групп на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, способных войти в составы спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, спортивных сборных команд Российской Федерации.
16. На четвертом этапе отбора организациям, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется обеспечивать участие спортивно одаренных детей, проходящих спортивную подготовку, в официальных спортивных соревнованиях и корректировку тренировочного процесса по подготовке к соревнованиям с учетом факторов, лимитирующих рост спортивного мастерства на основе данных научно-методического обеспечения.
17. Критериями четвертого этапа отбора являются:
результаты участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта;
наличие высокого уровня адаптации организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам, психической устойчивости и мотивации к достижению спортивного результата в избранном виде спорта.
18. По итогам четвертого этапа отбора организациям, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется предоставлять данные о спортивно одаренных детях, проходящих спортивную подготовку, региональным центрам спортивной подготовки.