МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 сентября 2023 г. N 682/пр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО РАСХОДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННОГО С ПРИМЕНЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА
ИЗ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВИДЕ
ДОХОДОВ ОТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ВРЕМЕННО СВОБОДНЫХ ДЕНЕЖНЫХ
СРЕДСТВ В СООТВЕТСТВИИ С ПОРЯДКОМ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 29 ИЮЛЯ 2017 Г. N 218-ФЗ
"О ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ КОМПАНИИ "ФОНД РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ"
И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПОЛУЧЕННЫХ УНИТАРНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ, УЧРЕЖДЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В ЦЕЛЯХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ И ПОЛНОМОЧИЙ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО
ХАРАКТЕРА В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗАННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
В соответствии с абзацем двадцать девятым подпункта 14 пункта 1 статьи
251 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 2 и статьей 3 Федерального закона
от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 18 ноября 2013 г. N 1038, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации", пунктом 5 и абзацем первым пункта 11 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 2019 г. N 439, приказываю:
утвердить методику оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации, связанного с применением налогового вычета из налоговой базы по налогу на прибыль организаций в виде доходов от инвестирования временно свободных денежных средств в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом
от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", полученных унитарной некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера в соответствии с указанным Федеральным законом, согласно приложению к настоящему приказу.
Министр
И.Э.ФАЙЗУЛЛИН
Приложение
Утверждена
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 21 сентября 2023 г. N 682/пр
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО РАСХОДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННОГО С ПРИМЕНЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА
ИЗ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВИДЕ
ДОХОДОВ ОТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ВРЕМЕННО СВОБОДНЫХ ДЕНЕЖНЫХ
СРЕДСТВ В СООТВЕТСТВИИ С ПОРЯДКОМ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ
"О ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ КОМПАНИИ "ФОНД РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ"
И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПОЛУЧЕННЫХ УНИТАРНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ, УЧРЕЖДЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В ЦЕЛЯХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ И ПОЛНОМОЧИЙ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО
ХАРАКТЕРА В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗАННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
I. Общие положения
1. Настоящая Методика используется в отношении налогового расхода Российской Федерации, связанного с применением налогового вычета из налоговой базы по налогу на прибыль организаций в виде доходов от инвестирования временно свободных денежных средств в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом
от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", полученных унитарной некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера в соответствии с указанным Федеральным законом, предусмотренного абзацем двадцать девятым подпункта 14 пункта 1 статьи
251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее соответственно - Федеральный закон N 218-ФЗ, Фонд, налоговый расход, налоговый вычет, налоговая льгота).
2. Настоящая Методика определяет совокупность мероприятий и подходов, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам налоговой льготы.
3. Оценка эффективности налогового расхода включает в себя оценку целесообразности налогового расхода и оценку результативности налогового расхода.
4. Целевая категория налогового расхода относится к техническим налоговым расходам Российской Федерации.
5. В качестве источников информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налогового расхода, подлежащей включению в паспорт налогового расхода Российской Федерации, а также используемой для проведения оценки эффективности налогового расхода в соответствии с настоящей Методикой, могут использоваться данные федеральных органов исполнительной власти и организаций, необходимые для оценки эффективности налогового расхода.
Указанная информация представляется в порядке, определенном пунктом 12 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 2019 г. N 439 (далее - Правила), а также на основании статистических данных, сведений общедоступных источников информации, запросов, направляемых Минстроем России.
II. Оценка эффективности налогового расхода
6. В соответствии с пунктом 13 Правил оценка целесообразности налогового расхода проводится в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, в соответствии со следующими критериями:
а) соответствие налогового расхода целям государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации;
б) востребованность плательщиками налоговой льготы, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение налоговой льготы, за пятилетний период.
Налоговый расход должен соответствовать обоим критериям целесообразности. В случае несоответствия налогового расхода хотя бы одному из указанных критериев в соответствии с пунктом 14 Правил Минстрой России представляет в Минфин России предложения о сохранении (уточнении, отмене) налоговой льготы, обусловливающей налоговый расход.
Налоговый расход оказывает влияние на достижение цели "Ввод более 1 млрд, кв. метров жилья (за период 2021 - 2030 годов), в том числе многоквартирных домов - не менее 550 млн. кв. метров, индивидуальных жилых домов - не менее 450 млн. кв. метров, и формирование основы для дальнейшего развития жилищного строительства" посредством участия в реализации мероприятия "Восстановление прав всех обманутых граждан - участников долевого строительства", предусмотренных Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р в целях обеспечения достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и
от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Влияние налогового расхода на указанную цель выражается в снижении налоговой нагрузки на Фонд и увеличении объема денежных средств, используемых Фондом на установленные Федеральным законом N 218-ФЗ и уставом публично-правовой компании "Фонд развития территорий", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 7 октября 2017 г. N 1231, цели деятельности, среди которых предусматривается содействие реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений.
Востребованность плательщиками налоговой льготы характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу (OBj), и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на налоговую льготу (Opj), за пятилетний период.
Востребованность плательщиками налоговой льготы определяется как соотношение количества плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на налоговую льготу, за период ее действия, но не более чем за пять отчетных лет, по следующей формуле:
где:
L - востребованность плательщиками налоговой льготы в отчетном году (процентов);
OBj - численность налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу, в j-м году, определяется на основании сведений, представляемых Минфином России, в соответствии с пунктом 12 Правил;
Opj - численность налогоплательщиков, обладающих потенциальным правом на налоговую льготу, в j-м году;
j - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5 (j=1 при расчете показателей в рамках отчетного года).
Принимая во внимание целевой характер налоговой льготы, единственным потенциальным налогоплательщиком, обладающим правом на применение налогового вычета в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ и абзацем двадцать девятым подпункта 14 пункта 1 статьи
251 Налогового кодекса Российской Федерации, является Фонд. В связи с указанной особенностью налогового расхода пороговое значение для определения его востребованности равно 100 процентов.
7. В соответствии с пунктом 18(1) Правил оценку результативности налоговых расходов Российской Федерации допускается не проводить в отношении технических налоговых расходов Российской Федерации, налоговых расходов Российской Федерации, по которым на момент проведения оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации отсутствуют фискальные характеристики, а также налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных льготами, срок действия которых составляет менее одного года и которые утрачивают силу до дня направления уточненных данных в Минфин России в соответствии с абзацем вторым пункта 23 Правил. В связи с этим оценка результативности налогового расхода не проводится.
III. Отчет по результатам проведения оценки эффективности
налогового расхода
8. По результатам проведения оценки налогового расхода Минстроем России формируется отчет, содержащий сведения о результатах оценки эффективности налогового расхода, а также рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Минфину России о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам налоговых льгот.
9. В соответствии с пунктом 23 Правил паспорт налогового расхода Российской Федерации и сведения, указанные в пункте 8 настоящей Методики, направляются Минстроем России в Минфин России ежегодно до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта) и в Минэкономразвития России - ежегодно до 1 марта. Рекомендуемый образец паспорта налогового расхода Российской Федерации приведен в приложении к настоящей Методике.
10. Все результаты оценки эффективности налогового расхода должны соответствовать требованиям, отраженным в Правилах. Рекомендации по результатам оценки эффективности налогового расхода включают в себя обоснование необходимости сохранения, уточнения или отмены налоговой льготы.
Приложение
к методике оценки эффективности
налогового расхода Российской Федерации,
связанного с применением налогового
вычета из налоговой базы по налогу
на прибыль организаций в виде
доходов от инвестирования временно
свободных денежных средств
в соответствии с порядком,
предусмотренным Федеральным законом
"О публично-правовой компании
"Фонд развития территорий"
и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты
Российской Федерации", полученных
унитарной некоммерческой организацией,
учрежденной Российской Федерацией
в целях осуществления функций
и полномочий публично-правового
характера в соответствии с указанным
Федеральным законом, утвержденной
приказом Минстроя России
от 21 сентября 2023 г. N 682/пр
(рекомендуемый образец)
ПАСПОРТ НАЛОГОВОГО РАСХОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Паспорт налогового расхода Российской Федерации "Краткое наименование налогового расхода Российской Федерации" |
N п/п | Предоставляемая информация | Рекомендации по заполнению | Источник данных |
Нормативные характеристики налогового расхода Российской Федерации |
1 | Наименования налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, по которым предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции | Наименование | Перечень налоговых расходов |
2 | Нормативные правовые акты, международные договоры, их структурные единицы, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам, сборам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование | Наименование Ст. X/п. X/пп. X/абз. X | Перечень налоговых расходов |
3 | Категории плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции | Выбор одного из вариантов: | Перечень налоговых расходов |
1) | юридические лица |
2) | юридические лица/индивидуальные предприниматели |
3) | физические лица |
4 | Условия предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование | При наличии особых условий. | Куратор налогового расхода |
Пример: размер осуществленных инвестиций, сумма уплаченных налогов |
5 | Целевая категория плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции | Детализация по категориям должна соответствовать установленным категориям согласно нормативным правовым актам | Куратор налогового расхода |
Категории налогоплательщиков, которым предоставлена льгота |
Примеры: |
(1) сельскохозяйственные товаропроизводители |
(2) резиденты технопарков |
(3) казенные, автономные и бюджетные учреждения |
(4) пенсионеры |
(5) ветераны Великой Отечественной войны |
(...) |
6 | Даты вступления в силу нормативных правовых актов, международных договоров, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование | XX.XX.XXXX | Куратор налогового расхода |
7 | Даты вступления в силу нормативных правовых актов, международных договоров, отменяющих налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование | XX.XX.XXXX | Куратор налогового расхода |
Целевые характеристики налогового расхода Российской Федерации |
8 | Целевая категория налоговых расходов Российской Федерации | Выбор одного из вариантов: | Куратор налогового расхода |
1) стимулирующая |
2) социальная |
3) техническая |
9 | Цели предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование | Содержание цели | Куратор налогового расхода |
10 | Наименования государственных программ Российской Федерации, наименования нормативных правовых актов, международных договоров, определяющих цели социально-экономической политики Российской Федерации, не относящиеся к государственным программам Российской Федерации, в целях реализации которых предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование | Наименование государственной программы | Перечень налоговых расходов и данные куратора налогового расхода |
11 | Наименования целей государственных программ Российской Федерации, целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, определяемых нормативными правовыми актами, международными договорами, для реализации которых предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование | Наименование цели государственных программ | Данные куратора налогового расхода |
12 | Показатели (индикаторы) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование | Наименование показателей (отображается при необходимости) | Куратор налогового расхода |
13 | Значения показателей (индикаторов) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование | X ед. (отображается при необходимости) | Куратор налогового расхода |
14 | Прогнозные (оценочные) значения показателей (индикаторов) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период | X ед. | Куратор налогового расхода |
Информация представляется по годам (отображается при необходимости) |
Фискальные характеристики налогового расхода Российской Федерации |
15 | Объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций, предоставленных для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование за отчетный финансовый год (тыс. рублей) | X тыс. рублей | Главный администратор доходов федерального бюджета, Минфин России |
Если льгота действовала, но плательщики, воспользовавшиеся льготой, отсутствовали в периоде, указывается 0. В случае, если льгота не действовала, указывается знак X |
16 | Оценка объема предоставленных налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период (тыс. рублей) | X тыс. рублей | Минфин России |
Информация представляется по годам |
17 | Общая численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование в отчетном финансовому году (единиц) | X ед. | Главный администратор доходов федерального бюджета |
18 | Численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, воспользовавшихся правом на получение налоговых льгот, освобождений и иных преференций в отчетном финансовом году (единиц) | X ед. | Главный администратор доходов федерального бюджета |
19 | Базовый объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированный для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плательщиками налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, по видам налога, сбора, таможенного платежа и страхового взноса на обязательное социальное страхование (тыс. рублей) | X тыс. рублей (отображается при необходимости) | Главный администратор доходов федерального бюджета |
20 | Объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированный для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плательщиками налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, лицами, имеющими право на налоговые льготы, освобождения и иные преференции, за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году (тыс. рублей) | X тыс. рублей | Главный администратор доходов федерального бюджета |
Информация представляется по годам (отображается при необходимости) |