МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 14
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 24
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 58
ПРИКАЗ
от 28 января 2009 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
Во исполнение пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст. 1619) приказываем:
Утвердить прилагаемые Требования к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников.
Министр транспорта
Российской Федерации
И.Е.ЛЕВИТИН
Министр юстиции
Российской Федерации
А.В.КОНОВАЛОВ
Министр внутренних дел
Российской Федерации
Р.Г.НУРГАЛИЕВ
Утверждены
Приказом Минтранса России,
Минюста России, МВД России
от 28 января 2009 г. N 14/24/58
ТРЕБОВАНИЯ
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
I. Общие положения
1. Настоящие Требования к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников (далее - Требования) разработаны в целях осуществления единой государственной политики в реализации дополнительной профессиональной образовательной программы для выполнения нового вида профессиональной деятельности - независимой технической экспертизы транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также образовательной программы для повышения квалификации по данному виду профессиональной деятельности.
2. Требования разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст. 1619.
II. Требования к образовательным программам
профессиональной переподготовки и повышения квалификации
экспертов-техников
3. Образовательная программа профессиональной переподготовки экспертов-техников должна включать следующие компоненты:
общепрофессиональные дисциплины;
специальные дисциплины;
итоговую государственную аттестацию.
4. Общепрофессиональные дисциплины предназначены для теоретической подготовки слушателей.
Специальные дисциплины предусматривают изучение теоретических материалов, а также включают практикумы, целью которых является закрепление профессиональных знаний, полученных в результате теоретической подготовки, а также формирование организаторских и профессиональных умений и навыков проведения независимой технической экспертизы транспортных средств.
Итоговая государственная аттестация проводится в виде защиты выпускной аттестационной работы и государственного экзамена.
Обязательный минимум содержания образовательной программы профессиональной переподготовки экспертов-техников должен отвечать требованиям приложения N 1 к настоящим Требованиям.
Примерный учебный план образовательной программы профессиональной переподготовки экспертов-техников приведен в приложении N 2 к настоящим Требованиям.
5. Образовательная программа повышения квалификации экспертов-техников должна включать следующие компоненты:
обязательные дисциплины;
дисциплины по выбору;
итоговую аттестацию.
6. Обязательные дисциплины предусматривают изучение отдельных положений специальных дисциплин, изучаемых по образовательной программе профессиональной переподготовки экспертов-техников, актуализированных с учетом произошедших изменений:
в законодательстве Российской Федерации по безопасности дорожного движения, обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, независимой технической экспертизе транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
в конструкции и технической эксплуатации современного модельного ряда транспортных средств;
в номенклатуре современных конструктивных и эксплуатационных материалов, используемых в автомобилестроении и технической эксплуатации транспортных средств;
в методическом и информационном обеспечении независимой технической экспертизы транспортных средств при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
а также накопленный практический опыт:
в организации и проведении независимой технической экспертизы транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
в разрешении споров между страховщиками, экспертами-техниками и потерпевшими при проведении независимой технической экспертизы транспортного средства.
Дисциплины по выбору предназначены для углубленного изучения отдельных методических положений независимой технической экспертизы с учетом специализации слушателя. Итоговая аттестация проводится в виде сдачи соответствующего итогового зачета/экзамена (итогового тестирования).
Обязательный минимум содержания образовательной программы повышения квалификации экспертов-техников должен отвечать требованиям, приведенным в приложении N 3 к настоящим Требованиям.
Примерный учебный план программы повышения квалификации экспертов-техников приведен в приложении N 4 к настоящим Требованиям.
7. Повышение квалификации экспертов-техников проводится с периодичностью в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
к Требованиям (п. 4)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
┌───────────────────────────────────────────────────────────────┬─────────┐
│ Наименование дисциплин и их основные разделы │Трудоем- │
│ │кость, │
│ │аудитор- │
│ │ные часы │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ ОПД.00 Общеобразовательные дисциплины │ 176 │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ ОПД.01 Автомобильный транспорт │ 24 │
│ │ │
│ Общие сведения об автомобильном транспорте и автомобильной │ │
│промышленности. Основные нормативные правовые акты и другие │ │
│документы по автомобильному транспорту. Основные тенденции │ │
│развития автомобилестроения. Рынки транспортных средств. Виды, │ │
│классификации и система обозначений транспортных средств. │ │
│Технические, конструктивные, функциональные и эксплуатационные │ │
│характеристики транспортных средств. Конструкция транспортных │ │
│средств, основные агрегаты, узлы, системы и элементы. │ │
│Материалы, применяемые при изготовлении транспортных средств. │ │
│Конструктивная безопасность транспортных средств, ее виды и │ │
│характеристики. │ │
│ Требования к транспортным средствам, составным частям их │ │
│конструкции и предметам дополнительного оборудования по │ │
│условиям конструктивной безопасности. Внесение изменений в │ │
│конструкцию транспортных средств. Контроль соответствия │ │
│транспортных средств установленным требованиям по │ │
│конструктивной безопасности. Установление соответствия номеров │ │
│транспортного средства номерам в документах на транспортное │ │
│средство │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ ОПД.02 Безопасность дорожного движения │ 32 │
│ │ │
│ Законодательство Российской Федерации, регулирующее │ │
│безопасность дорожного движения в части: административных │ │
│правонарушений, обеспечения безопасности дорожного движения, │ │
│правила дорожного движения и т.п. Факторы, влияющие на │ │
│безопасность движения, и методы ее обеспечения. Допуск │ │
│транспортных средств к эксплуатации, в том числе при внесении │ │
│изменений в их конструкцию. Требования к транспортным │ │
│средствам, находящимся в эксплуатации, по условиям │ │
│безопасности движения. │ │
│ Дорожно-транспортные происшествия, их классификация, │ │
│причины, порядок расследования, методы анализа, учет и │ │
│статистика. Основные виды повреждений транспортных средств для │ │
│различных классификационных групп дорожно-транспортных │ │
│происшествий │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ ОПД.03 Техническая эксплуатация транспортных средств │ 48 │
│ │ │
│ Цели, структура и нормативное обеспечение технической │ │
│эксплуатации транспортных средств. Связь технической │ │
│эксплуатации с качеством, надежностью и техническим состоянием │ │
│транспортных средств. Организация технической эксплуатации │ │
│транспортных средств, основные виды предприятий технического │ │
│сервиса. Классификация отказов и неисправностей транспортных │ │
│средств. Техническое состояние и надежность транспортных │ │
│средств. Методы поддержания и восстановления работоспособности │ │
│транспортных средств. Назначение, виды и состав работ │ │
│технического обслуживания и ремонта транспортных средств. │ │
│Диагностика технического состояния транспортных средств. │ │
│Технологическое обеспечение работ по восстановлению │ │
│работоспособности транспортных средств. Факторы, влияющие на │ │
│надежность и трудоемкость восстановления транспортного │ │
│средства. Классификация условий эксплуатации. Методы │ │
│корректирования нормативов технической эксплуатации. Методы │ │
│восстановительного ремонта транспортных средств. Материалы, │ │
│применяемые при восстановительном ремонте транспортных │ │
│средств. Технологии восстановления геометрии и устранения │ │
│перекосов кузова. Технологическое оборудование и оснастка для │ │
│кузовного ремонта. Методы контроля размеров (контрольных │ │
│точек). Технология ремонта агрегатов, узлов и деталей, │ │
│элементов кузова и оперения. Оборудование и материалы для │ │
│ремонта. Технология ремонта деталей из пластмассы. Технология │ │
│покраски транспортных средств и их элементов. Подбор цвета, │ │
│подготовка поверхности, нанесение защитного покрытия. │ │
│Оборудование и материалы для покрасочных работ, их │ │
│классификация и основные характеристики. Общие методы контроля │ │
│отремонтированного автомобиля │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ОПД.04 Экономика технической эксплуатации транспортных средств │ 28 │
│ │ │
│ Факторы, влияющие на стоимость восстановления транспортного │ │
│средства. Структура стоимости нормо-часа работ по ремонту │ │
│транспортных средств. Расчет стоимости нормо-часа работ по │ │
│ремонту транспортных средств. Формирование стоимости │ │
│материалов и запасных частей для ремонта транспортных средств. │ │
│Статистическое оценивание стоимости нормо-часа работ по │ │
│восстановлению транспортных средств, стоимости запасных частей │ │
│и материалов для восстановления транспортных средств на │ │
│товарных рынках услуг по ремонту транспортных средств и │ │
│продаже запасных частей и материалов для ремонта транспортных │ │
│средств. Калькуляция затрат на восстановление транспортных │ │
│средств. Источники ценовой информации по ремонту транспортных │ │
│средств │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ ОПД.05 Обязательное страхование гражданской │ 16 │
│ ответственности владельцев транспортных средств │ │
│ │ │
│ Страхование на автомобильном транспорте. Виды, объекты, │ │
│риски страхования. Обязательное страхование гражданской │ │
│ответственности владельцев транспортных средств. Федеральный │ │
│закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном │ │
│страховании гражданской ответственности владельцев │ │
│транспортных средств" (Собрание законодательства Российской │ │
│Федерации, 2002, N 18, ст. 1720, 2003, N 26, ст. 2566, 2005, N │ │
│1 (ч. I), ст. 25, N 30 (ч. I), ст. 3114, 2006, N 48, ст. 4942, │ │
│2007, N 1 (ч. I), ст. 29) и другие нормативные правовые акты, │ │
│регулирующие отношения по обязательному страхованию. Основные │ │
│принципы обязательного страхования и система механизмов, │ │
│защищающих интересы потерпевших. Объект страхования, страховой │ │
│риск и страховой случай. Участники обязательного страхования и │ │
│их правовое положение. Заключение договора обязательного │ │
│страхования, его условия и действие. Порядок и организация │ │
│взаимодействия потерпевшего и страховщика при причинении вреда │ │
│жизни, здоровью или имуществу потерпевшего. Необходимость и │ │
│организация проведения независимой технической экспертизы │ │
│транспортного средства │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ ОПД.06 Правовое обеспечение независимой технической │ 28 │
│ экспертизы транспортных средств │ │
│ │ │
│ Нормативные правовые акты Российской Федерации по │ │
│экспертной деятельности на транспорте, включая Федеральный │ │
│закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно- │ │
│экспертной деятельности в Российской Федерации" (Собрание │ │
│законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2291, │ │
│2002, N 1 (ч. I), ст. 2, 2007, N 7, ст. 831, N 31, ст. 4011), │ │
│Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об │ │
│обязательном страховании гражданской ответственности │ │
│владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства │ │
│Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720, 2003, N 26, ст. │ │
│2566, 2005, N 1 (ч. I), ст. 25, N 30 (ч. I), ст. 3114, 2006, N │ │
│48, ст. 4942, 2007, N 1 (ч. I), ст. 29), Постановление │ │
│Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238 │ │
│"Об организации независимой технической экспертизы │ │
│транспортных средств" (Собрание законодательства Российской │ │
│Федерации, 2003, N 17, ст. 1619) и другие нормативные │ │
│правовые акты, регламентирующие требования к экспертам- │ │
│техникам, порядок их профессиональной подготовки и │ │
│аттестации, а также другие аспекты формирования и развития │ │
│системы независимой технической экспертизы транспортного │ │
│средства. Правовые основы взаимодействия эксперта-техника со │ │
│страховщиком и потерпевшим. Правовые аспекты претензионной │ │
│работы │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ СД.00 Специальные дисциплины │ 328 │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ СД.01 Общая характеристика независимой технической │ 8 │
│ экспертизы транспортного средства │ │
│ │ │
│ Цели и задачи независимой технической экспертизы │ │
│транспортного средства. Содержание и характеристика основных │ │
│структурных составляющих независимой технической экспертизы │ │
│транспортного средства. Характеристика основных этапов │ │
│независимой технической экспертизы транспортного средства. │ │
│Алгоритм проведения независимой технической экспертизы │ │
│транспортного средства │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ СД.02 Теоретические основы независимой технической │ 16 │
│ экспертизы транспортного средства │ │
│ │ │
│ Теоретические принципы, положения и основы независимой │ │
│технической экспертизы транспортного средства. Методология │ │
│независимой технической экспертизы транспортного средства как │ │
│система методов следующих видов экспертной деятельности: │ │
│транспортно-трасологическая экспертиза; экспертиза │ │
│технического состояния транспортного средства; │ │
│металловедческая экспертиза (экспертиза металлов и сплавов); │ │
│экспертиза лакокрасочных материалов и лакокрасочных покрытий; │ │
│экспертиза стекла и керамики; экспертиза пластмасс и других │ │
│полимерных материалов; экспертиза шин и резинотехнических │ │
│изделий (прокладки, сальники и т.д.); экспертиза топливо- │ │
│смазочных материалов и специальных жидкостей; экспертиза │ │
│волокнистых материалов и изделий из них; экспертиза │ │
│автомобильных электроламп и других приборов светотехники; │ │
│взрывотехническая экспертиза в отношении транспортного │ │
│средства; пожарно-техническая экспертиза в отношении │ │
│транспортного средства; химическая экспертиза. Общая │ │
│характеристика указанных видов экспертиз │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ СД.03 Информационное обеспечение независимой технической │ 40 │
│ экспертизы транспортного средства │ │
│ │ │
│ Требования к информационному обеспечению независимой │ │
│технической экспертизы транспортного средства. Перечень │ │
│основных источников информации для проведения независимой │ │
│технической экспертизы транспортного средства. Классификатор │ │
│повреждений транспортных средств в дорожно-транспортных │ │
│происшествиях. Технологическая документация по ремонту │ │
│транспортных средств. Методики сбора, анализа и обработки │ │
│статистической обработки информации о ценах на запасные части, │ │
│материалы и услуги по ремонту, а также другой статистической │ │
│информации, необходимой для выполнения независимой │ │
│технической экспертизы транспортного средства. Нормы и │ │
│нормативы материальных, трудовых и финансовых затрат на │ │
│восстановление транспортных средств. Характеристики основных │ │
│компьютерных программ по независимой технической экспертизе │ │
│транспортного средства отечественного и импортного │ │
│производства │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ СД.04 Методические основы и положения по проверке │ 40 │
│ идентификационных параметров транспортного средства как │ │
│ объекта независимой технической экспертизы │ │
│ │ │
│ Идентификационная проверка объекта экспертизы как первый │ │
│этап независимой технической экспертизы транспортного │ │
│средства. Основные идентификационные данные транспортного │ │
│средства и места их расположения на транспортном средстве. │ │
│Возможные методы и технологии изменения идентификационных │ │
│данных транспортного средства. Методы проверки │ │
│идентификационных данных транспортного средства. │ │
│ Практикум: проверка основной и дополнительной маркировки │ │
│транспортного средства │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│СД.05 Методические основы и положения по установлению наличия │ 32 │
│ и характера технических повреждений транспортного средства │ │
│ │ │
│ Виды, характер и классифицирование повреждений транспортных │ │
│средств в дорожно-транспортных происшествиях. Особенности │ │
│повреждений элементов кузова. Особенности повреждения │ │
│лакокрасочных покрытий. Особенности повреждений элементов │ │
│транспортного средства, изготовленных из различных материалов. │ │
│Вторичные деформации транспортного средства. Скрытые виды │ │
│повреждений транспортного средства. Основы метрологии, │ │
│средства измерения и контроля параметров транспортных средств. │ │
│Инструментальные и органолептические методы оценки │ │
│технического состояния поврежденных транспортных средств. │ │
│Определение качественных и количественных характеристик │ │
│степени повреждений транспортных средств. │ │
│ Практикум: проведение осмотра и проверки технического │ │
│состояния транспортных средств. Применение органолептических │ │
│методов и средств технического диагностирования для │ │
│определения видов, характера и степени технических повреждений │ │
│транспортных средств. Описание повреждений транспортного │ │
│средства в соответствии с действующей классификацией. │ │
│Документирование технических повреждений средствами фото- и │ │
│видеотехники, составление акта осмотра. Проведение при │ │
│необходимости проверки функциональных характеристик │ │
│транспортных средств на ходу │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ СД.06 Методические основы и положения по установлению причин │ 56 │
│ возникновения технических повреждений транспортного средства │ │
│ │ │
│ Основные типы дорожно-транспортных происшествий и │ │
│соответствующие им виды повреждений транспортного средства. │ │
│Причинная связь между механическими повреждениями │ │
│транспортного средства, его техническим состоянием и дорожно- │ │
│транспортным происшествием. Модели и механизмы дорожно- │ │
│транспортного происшествия, учитывающие обстоятельства, │ │
│способствующие возникновению дорожно-транспортного │ │
│происшествия, а также причинную связь между техническими │ │
│повреждениями транспортного средства и событием происшествия. │ │
│Следы, возникающие на транспортном средстве в результате │ │
│дорожно-транспортного происшествия. Экспертный осмотр следов │ │
│на транспортном средстве. Определение угла взаимного │ │
│расположения транспортных средств в момент столкновения, а │ │
│также других параметров их механического взаимодействия. Виды │ │
│и методы реконструкции дорожно-транспортных происшествий. │ │
│Методы транспортно-трасологической экспертизы, │ │
│металловедческой экспертизы, экспертизы лакокрасочных │ │
│материалов, дорожно-технической экспертизы, экспертизы по │ │
│исследованию технического состояния транспортных средств, а │ │
│также других видов экспертиз, предназначенных для установления │ │
│причин возникновения технических повреждений транспортного │ │
│средства. Программные продукты для проведения реконструкции │ │
│дорожно-транспортных происшествий. │ │
│ Практикум: организация транспортно-трасологической │ │
│экспертизы, металловедческой экспертизы, экспертизы │ │
│лакокрасочных материалов, экспертизы по исследованию │ │
│технического состояния транспортных средств, а также других │ │
│видов экспертиз, предназначенных для установления причин │ │
│возникновения технических повреждений транспортного средства │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│СД.07 Методические основы и положения по установлению методов, │ 100 │
│технологии, объема и стоимости ремонта транспортного средства │ │
│ с учетом наличия и характера его технических повреждений │ │
│ │ │
│ Методы и организация работ по ремонту транспортных средств. │ │
│Виды ремонта и классификация ремонтных воздействий. │ │
│Технологические операции и пооперационные нормы времени. │ │
│Взаимосвязь между видом и степенью повреждения и методом │ │
│(технологией) его ремонта. Технологические карты и технологии │ │
│постового и цехового ремонта конкретных марок, моделей и │ │
│модификаций транспортных средств. Выбор технологического │ │
│оснащения для проведения работ по ремонту. Методы сбора, │ │
│анализа и обработки статистической информации о ценах на │ │
│запасные части, материалы и услуги по ремонту, а также │ │
│другой статистической информации, необходимой для выполнения │ │
│экспертизы. Методы расчета стоимости ремонта транспортного │ │
│средства. │ │
│ Практикум: назначение по установленным техническим │ │
│повреждениям транспортного средства методов, технологии и │ │
│видов ремонтных воздействий по их устранению. Использование │ │
│справочников с технической и технологической информацией по │ │
│установлению методов, технологии и видов ремонтных │ │
│воздействий. Использование справочников с ценовой информацией │ │
│для расчета стоимости ремонта. Проведение сбора и обработки │ │
│статистической информации по товарным рынкам запасных частей и │ │
│материалов, услуг по ремонту транспортных средств. Проведение │ │
│расчетов стоимости ремонта поврежденного транспортного │ │
│средства │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ СД.08 Организация и проведение независимой технической │ 36 │
│ экспертизы транспортного средства │ │
│ │ │
│ Основы деловой этики общения с заказчиком независимой │ │
│технической экспертизы. Организация приема заказов, проведение │ │
│переговоров с заказчиками, оформление договора на проведение │ │
│независимой технической экспертизы. Проведение независимой │ │
│технической экспертизы в соответствии с нормативно- │ │
│технической, инструктивно-методической и иной документацией. │ │
│Типовая форма договора на проведение независимой технической │ │
│экспертизы транспортного средства и экспертного заключения. │ │
│Консультирование заказчиков по вопросам, связанным с │ │
│проведением экспертизы. │ │
│ Практикум: деловая игра по принятию заказов, проведению │ │
│переговоров с заказчиками, оформлению договора на проведение │ │
│независимой технической экспертизы транспортного средства. │ │
│Составление в письменной форме экспертного заключения, в том │ │
│числе с использованием средств вычислительной техники. │ │
│Проверка экспертного заключения на соответствие нормативной, │ │
│методической и организационно-технологической документации │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│Всего часов обучения │ 504 │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ИГА.00 Итоговая государственная аттестация │ 12 │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ИГА.01 Государственный экзамен │ 4 │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ИГА.02 Подготовка и защита аттестационной работы │ 8 │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│Нормативная трудоемкость программы │ 516 │
└───────────────────────────────────────────────────────────────┴─────────┘
Приложение N 2
к Требованиям (п. 4)
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
┌──────────────────────────────┬────────┬────────────────────────┬────────┐
│ Наименование учебной │Общая │ Количество аудиторных │ Форма │
│ дисциплины │трудо- │ часов │контроля│
│ │емкость,├─────┬─────┬──────┬─────┤ │
│ │аудито- │лек- │семи-│прак- │кон- │ │
│ │рные │ции │нары │тичес-│троль│ │
│ │часы │ │ │кие и │ │ │
│ │ │ │ │трени-│ │ │
│ │ │ │ │нговые│ │ │
│ │ │ │ │заня- │ │ │
│ │ │ │ │тия │ │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│ОПД.00 Общие профессиональные │ 176 │ 80 │ 44 │ 16 │ 36 │ │
│дисциплины │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│ОПД.01 Автомобильный транспорт│ 24 │ 12 │ 8 │ - │ 4 │Зачет │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│ОПД.02 Безопасность дорожного │ 32 │ 16 │ 8 │ 4 │ 4 │Зачет │
│движения │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│ОПД.03 Техническая │ 48 │ 20 │ 12 │ 8 │ 8 │Экзамен │
│эксплуатация транспортных │ │ │ │ │ │ │
│средств │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│ОПД.04 Экономика технической │ 28 │ 12 │ 4 │ 4 │ 8 │Экзамен │
│эксплуатации транспортных │ │ │ │ │ │ │
│средств │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│ОПД.05 Обязательное │ 16 │ 8 │ 4 │ - │ 4 │Зачет │
│страхование гражданской │ │ │ │ │ │ │
│ответственности владельцев │ │ │ │ │ │ │
│транспортных средств │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│ОПД.06 Правовое обеспечение │ 28 │ 12 │ 8 │ - │ 8 │Экзамен │
│независимой технической │ │ │ │ │ │ │
│экспертизы транспортных │ │ │ │ │ │ │
│средств и других видов │ │ │ │ │ │ │
│экспертной деятельности в │ │ │ │ │ │ │
│отношении транспортных средств│ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│СД.00 Специальные дисциплины │ 328 │ 144 │ 52 │ 76 │ 56 │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│СД.01 Общая характеристика │ 8 │ 8 │ - │ - │ 4 │Зачет │
│независимой технической │ │ │ │ │ │ │
│экспертизы транспортного │ │ │ │ │ │ │
│средства │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│СД.02 Теоретические основы │ 16 │ 12 │ - │ - │ 4 │Зачет │
│независимой технической │ │ │ │ │ │ │
│экспертизы транспортного │ │ │ │ │ │ │
│средства │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│СД.03 Информационное │ 40 │ 12 │ 8 │ 16 │ 4 │Зачет │
│обеспечение независимой │ │ │ │ │ │ │
│технической экспертизы │ │ │ │ │ │ │
│транспортного средства │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│СД.04 Методические основы и │ 40 │ 16 │ 8 │ 8 │ 8 │Экзамен │
│положения идентификации │ │ │ │ │ │ │
│транспортного средства как │ │ │ │ │ │ │
│объекта независимой │ │ │ │ │ │ │
│технической экспертизы │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│СД.05 Методические основы и │ 32 │ 12 │ 4 │ 8 │ 8 │Экзамен │
│положения по установлению │ │ │ │ │ │ │
│наличия и характера │ │ │ │ │ │ │
│технических повреждений │ │ │ │ │ │ │
│транспортного средства │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│СД.06 Методические основы и │ 56 │ 24 │ 8 │ 16 │ 8 │Экзамен │
│положения по установлению │ │ │ │ │ │ │
│причин возникновения │ │ │ │ │ │ │
│технических повреждений │ │ │ │ │ │ │
│транспортного средства │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│СД.07 Методические основы и │ 100 │ 40 │ 16 │ 24 │ 16 │Курсовая│
│положения по установлению │ │ │ │ │ │работа, │
│методов, технологии, объема и │ │ │ │ │ │экзамен │
│стоимости ремонта │ │ │ │ │ │ │
│транспортного средства с │ │ │ │ │ │ │
│учетом наличия и характера его│ │ │ │ │ │ │
│технических повреждений │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│СД.08 Организация и проведение│ 36 │ 20 │ 8 │ 4 │ 4 │Зачет │
│независимой технической │ │ │ │ │ │ │
│экспертизы транспортного │ │ │ │ │ │ │
│средства │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│ИГА.00 Итоговая │ 12 │ - │ - │ - │ 12 │ │
│государственная аттестация │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│ИГА.01 Государственный экзамен│ 4 │ - │ - │ - │ 4 │Экзамен │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│ИГА.02 Подготовка и защита │ 8 │ - │ - │ - │ 8 │Аттеста-│
│аттестационной работы │ │ │ │ │ │ционная │
│ │ │ │ │ │ │работа │
├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤
│Всего часов │ 516 │ 224 │ 96 │ 92 │ 104 │ │
└──────────────────────────────┴────────┴─────┴─────┴──────┴─────┴────────┘
Приложение N 3
к Требованиям (п. 6)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
┌──────────────────────────────────────────────────────────┬──────────────┐
│ Наименование дисциплин и их основные разделы │Трудоемкость, │
│ │ аудиторные │
│ │ часы │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ОД.00 Обязательные дисциплины │ 52 │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│в том числе: │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ОД.01 Правовое регулирование деятельности по независимой │ 8 │
│ технической экспертизе транспортных средств при │ │
│ обязательном страховании гражданской ответственности │ │
│ владельцев транспортных средств │ │
│ │ │
│ Изменения в законодательстве Российской Федерации по │ │
│безопасности дорожного движения. │ │
│ Изменения в законодательстве Российской Федерации по │ │
│обязательному страхованию гражданской ответственности │ │
│владельцев транспортных средств. │ │
│ Изменения в законодательстве Российской Федерации о │ │
│независимой технической экспертизе транспортного средства │ │
│при обязательном страховании гражданской ответственности │ │
│владельцев транспортных средств. │ │
│ Обзор практики разрешения споров по вопросам │ │
│независимой технической экспертизы транспортного средства │ │
│при обязательном страховании гражданской ответственности │ │
│владельцев транспортных средств │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ОД.02 Конструкция и техническая эксплуатация транспортных │ 16 │
│ средств │ │
│ │ │
│ Современный модельный ряд транспортных средств и его │ │
│конструктивные особенности. │ │
│ Современные конструктивные материалы в │ │
│автомобилестроении. │ │
│ Современные методы восстановления работоспособности │ │
│транспортных средств │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ОД.03 Современные модели, методы и методики в независимой │ 16 │
│ технической экспертизе транспортных средств при │ │
│ обязательном страховании гражданской ответственности │ │
│ владельцев транспортных средств │ │
│ │ │
│ Современные модели, методы и методики в экспертной │ │
│деятельности по установлению наличия и характера │ │
│технических повреждений транспортного средства. │ │
│ Современные модели, методы и методики в экспертной │ │
│деятельности по установлению причин возникновения │ │
│технических повреждений транспортного средства. │ │
│ Современные модели, методы и методики в экспертной │ │
│деятельности по установлению технологии, объема и │ │
│стоимости ремонта транспортного средства с учетом наличия │ │
│и характера его технических повреждений │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ОД.04 Информационное обеспечение независимой технической │ 12 │
│ экспертизы транспортных средств при обязательном │ │
│ страховании гражданской ответственности владельцев │ │
│ транспортных средств │ │
│ │ │
│ Изменения в информационном обеспечении независимой │ │
│технической экспертизы транспортного средства при │ │
│обязательном страховании гражданской ответственности │ │
│владельцев транспортных средств. │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ Новые информационные технологии при проведении │ │
│независимой технической экспертизы транспортного средства │ │
│при обязательном страховании гражданской ответственности │ │
│владельцев транспортных средств │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ДВ.00 Дисциплины по выбору │ 48 │
│ │ │
│ (общий объем дисциплин по выбору не должен превышать 48 │ │
│ часов) │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ДВ.01 Методические особенности идентификации транспортных │ 8 │
│ средств │ │
│ │ │
│ Современные диагностические средства и материалы для │ │
│идентификации транспортных средств. Источники информации │ │
│для проверки идентификационных данных транспортных средств│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ДВ.02 Классификация и кодирование повреждений транспортных│ 8 │
│ средств │ │
│ │ │
│ Номенклатура признаков для описания повреждений │ │
│транспортных средств. Методы классификации повреждений │ │
│транспортных средств. Системы кодирования повреждений │ │
│транспортных средств │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ДВ.03 Методы транспортно-трасологической экспертизы │ 8 │
│ │ │
│ Классификация дорожно-транспортных происшествий. Методы │ │
│установления с помощью транспортно-трасологической │ │
│экспертизы причин повреждений транспортного средства. │ │
│Использование данных краш-тестов для уточнения │ │
│результатов транспортно-трасологической экспертизы │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ДВ.04 Методы экспертизы лакокрасочных покрытий │ 8 │
│ транспортных средств │ │
│ │ │
│ Основные классификационные признаки для установления │ │
│причин повреждений лакокрасочных покрытий транспортных │ │
│средств. Основные методы и инструментарий для проведения │ │
│экспертизы лакокрасочных покрытий транспортных средств │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ДВ.05 Методы установления технологии, трудоемкости и │ 8 │
│ стоимости работ по устранению перекосов транспортных │ │
│ средств │ │
│ │ │
│ Классификация работ по устранению перекосов транспортных│ │
│средств. Классические и шаблонные стапели, технологии │ │
│работ с их использованием. Установление трудоемкости и │ │
│стоимости работ по устранению перекосов транспортных │ │
│средств │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ДВ.06 Методы установления технологии, трудоемкости и │ 8 │
│ стоимости по замене поврежденных элементов транспортных │ │
│ средств │ │
│ │ │
│ Технологии замены съемных и несъемных поврежденных │ │
│элементов транспортных средств. Характеристики крепежных и│ │
│сварочных работ. Установление трудоемкости и стоимости │ │
│работ по замене поврежденных элементов транспортных │ │
│средств │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ДВ.07 Методы установления технологии, трудоемкости и │ 8 │
│ стоимости ремонта основных лакокрасочных покрытий │ │
│ │ │
│ Современные технологии ремонта основных лакокрасочных │ │
│покрытий транспортных средств. Методы установления │ │
│трудоемкости и стоимости ремонта основных лакокрасочных │ │
│покрытий независимо от марки и модели транспортного │ │
│средства │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ДВ.08 Методы установления технологии, трудоемкости и │ 8 │
│ стоимости устранения повреждений дополнительных │ │
│ лакокрасочных покрытий │ │
│ │ │
│ Виды и классификация дополнительных лакокрасочных │ │
│покрытий транспортных средств (цветографические схемы, │ │
│аэрография и т.д.). Технологии работ по восстановлению │ │
│дополнительных лакокрасочных покрытий транспортных │ │
│средств. Методы установления трудоемкости и стоимости │ │
│устранения повреждений дополнительных лакокрасочных │ │
│покрытий │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ДВ.09 Методы установления доаварийной стоимости │ 8 │
│ транспортного средства │ │
│ │ │
│ Прямые и косвенные методы расчета стоимости │ │
│транспортных средств. Методы расчета износа транспортных │ │
│средств. Методы сбора и обработки информации о рыночной │ │
│стоимости транспортных средств │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ДВ.10 Методы установления стоимости остатков транспортных │ 8 │
│ средств │ │
│ │ │
│ Классификация остатков транспортных средств. Методы │ │
│установления номенклатуры годных остатков транспортных │ │
│средств. Экспресс-методы расчета стоимости годных остатков│ │
│транспортных средств │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ИА.00 Итоговая аттестация │ 4 │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ИА.01 Сдача итогового зачета/экзамена (итогового │ 4 │
│тестирования) │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│Всего часов │ 104 │
└──────────────────────────────────────────────────────────┴──────────────┘
Приложение N 4
к Требованиям (п. 6)
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
┌────────────────────────────────────────────┬─────────────┬──────────────┐
│ Наименование учебной дисциплины │Общая трудо- │ Количество │
│ │емкость, │ аудиторных │
│ │аудиторные │ часов │
│ │часы ├────┬─────────┤
│ │ │лек-│практи- │
│ │ │ции │ческие и │
│ │ │ │тренин- │
│ │ │ │говые │
│ │ │ │занятия │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ ОД.00 Обязательные дисциплины │ 52 │ 40 │ 12 │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ОД.01 Правовое регулирование деятельности по│ 8 │ 8 │ - │
│независимой технической экспертизе │ │ │ │
│транспортных средств при обязательном │ │ │ │
│страховании гражданской ответственности │ │ │ │
│владельцев транспортных средств │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ОД.02 Конструкция и техническая эксплуатация│ 16 │ 12 │ 4 │
│транспортных средств │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ОД.03 Современные модели, методы и методики │ 16 │ 12 │ 4 │
│в независимой технической экспертизе │ │ │ │
│транспортных средств при обязательном │ │ │ │
│страховании гражданской ответственности │ │ │ │
│владельцев транспортных средств │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ОД.04 Информационное обеспечение независимой│ 12 │ 8 │ 4 │
│технической экспертизы транспортных средств │ │ │ │
│при обязательном страховании гражданской │ │ │ │
│ответственности владельцев транспортных │ │ │ │
│средств │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ ДВ.00 Дисциплины по выбору │ 48 │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ДВ.01 Методические особенности идентификации│ 8 │ 6 │ 2 │
│транспортных средств │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ДВ.02 Классификация и кодирование │ 8 │ 8 │ - │
│повреждений транспортных средств │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ДВ.03 Методы транспортно-трасологической │ 8 │ 8 │ - │
│экспертизы │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ДВ.04 Методы экспертизы лакокрасочных │ 8 │ 6 │ 2 │
│покрытий транспортных средств │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ДВ.05 Методы установления технологии, │ 8 │ 6 │ 2 │
│трудоемкости и стоимости работ по устранению│ │ │ │
│перекосов транспортных средств │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ДВ.06 Методы установления технологии, │ 8 │ 6 │ 2 │
│трудоемкости и стоимости по замене │ │ │ │
│поврежденных элементов транспортных средств │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ДВ.07 Методы установления технологии, │ 8 │ 6 │ 2 │
│трудоемкости и стоимости ремонта основных │ │ │ │
│лакокрасочных покрытий │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ДВ.08 Методы установления технологии, │ 8 │ 6 │ 2 │
│трудоемкости и стоимости устранения │ │ │ │
│повреждений дополнительных лакокрасочных │ │ │ │
│покрытий │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ДВ.09 Методы установления доаварийной │ 8 │ 6 │ 2 │
│стоимости транспортного средства │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ДВ.10 Методы установления стоимости остатков│ 8 │ 6 │ 2 │
│транспортных средств │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ ИА.00 Итоговая аттестация │ 4 │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│ИА.01 Сдача итогового зачета/экзамена │ 4 │ │ │
│(итогового тестирования) │ │ │ │
├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤
│Всего часов │ 104 │ │ │
└────────────────────────────────────────────┴─────────────┴────┴─────────┘