ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минтранса РФ от 26.11.2007 N 169 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения к ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.12.2007 N 10771)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 ноября 2007 г. N 169
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ
ОРГАНИЗАЦИИ И КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОИСКОВЫХ
И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ (КАК РОССИЙСКИХ,
ТАК И ИНОСТРАННЫХ) ПРИ ПОИСКЕ И СПАСАНИИ ЛЮДЕЙ И СУДОВ,
ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ НА МОРЕ В ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ К ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269) приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министр
И.Е.ЛЕВИТИН
Утверждено
Приказом Минтранса России
от 26 ноября 2007 г. N 169
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ
ОРГАНИЗАЦИИ И КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОИСКОВЫХ
И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ (КАК РОССИЙСКИХ,
ТАК И ИНОСТРАННЫХ) ПРИ ПОИСКЕ И СПАСАНИИ ЛЮДЕЙ И СУДОВ,
ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ НА МОРЕ В ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение), разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256).
1.2. Настоящее Положение определяет организацию, состав сил и средств функциональной подсистемы организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема), а также порядок их деятельности.
1.3. Организацию работы функциональной подсистемы осуществляет Комиссия Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия) через Оперативный штаб по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на морском и речном транспорте (далее - Оперативный штаб по ЧС).
1.4. Контроль за соответствием установленным требованиям функциональной подсистемы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
II. Цели и основные задачи функциональной подсистемы
2.1. Целями функциональной подсистемы как части глобальной системы поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, являются:
организация и координация деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, на основе требований Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1988 г. N 8556-XI "О ратификации Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года" (Сборник международных договоров, 1990, ст. 225 - 238);
координация деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, за исключением военных кораблей и военно-вспомогательных судов, на основе требований Международной конвенции о спасании 1989 года (ратифицирована Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 186-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о спасании 1989 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6268).
2.2. Основными задачами функциональной подсистемы являются:
организация и проведение операций по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, включая проведение мероприятий, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в этой области;
координация действий спасательных служб федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и соответствующих служб иностранных государств при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море;
организация и проведение на морских бассейнах аварийно-спасательных, судоподъемных, водолазных и экспедиционных буксировочных работ;
предоставление информационных, консультационных и методических услуг в области аварийно-спасательных, судоподъемных, подводно-технических (водолазных) и буксировочных работ.
III. Организация,
состав сил и средств функциональной подсистемы
3.1. Функции аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте осуществляет федеральное государственное учреждение "Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации" (далее - ФГУ "Госморспасслужба России").
3.2. Функциональную подсистему образуют Росморречфлот, ФГУ "Госморспасслужба России" с Государственным морским спасательно-координационным центром (далее - ГМСКЦ), морскими спасательно-координационными центрами (далее - МСКЦ), морскими спасательными подцентрами (далее - МСПЦ), бассейновыми аварийно-спасательными управлениями (далее - БАСУ) и управлениями аварийно-спасательных и подводно-технических работ (далее - УАСПТР).
3.3. Функциональная подсистема действует на федеральном уровне в пределах территориального моря и внутренних морских вод Российской Федерации на основе требований национального законодательства и как часть глобальной системы поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, на основе требований Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года.
Морские поисково-спасательные районы Российской Федерации указаны в приложении N 1 к статье 9 Положения о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России (зарегистрировано Минюстом России 28 июля 1995 г., регистрационный N 917).
3.4. Координационным органом функциональной подсистемы является Комиссия.
3.5. Компетенция Комиссии, а также порядок принятия решений определяются в положении об ее образовании. Комиссия возглавляется руководителем Росморречфлота.
3.6. Органом управления функциональной подсистемой является Оперативный штаб по ЧС.
3.7. Основные задачи Оперативного штаба по ЧС:
оперативное руководство мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального значения на морском и речном транспорте;
координация деятельности органов управления и сил морского и речного транспорта при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
согласование действий сил и средств морского и речного транспорта и подразделений федеральных органов исполнительной власти при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства и проявлениями терроризма на морском и речном транспорте.
3.8. Органы повседневного управления функциональной подсистемы:
на федеральном уровне - ФГУ "Госморспасслужба России" (ГМСКЦ);
на региональном уровне - федеральные государственные учреждения администрации морских портов (МСКЦ, МСПЦ).
3.9. В состав сил и средств функциональной подсистемы входят следующие формирования:
ГМСКЦ в г. Москве; МСКЦ в г. Мурманске, г. Владивостоке, г. Новороссийске, г. Санкт-Петербурге, г. Калининграде, г. Астрахани; МСПЦ в г. Архангельске, г. Южно-Сахалинске, г. Петропавловске-Камчатском;
ФГУП "Мурманское БАСУ" в г. Мурманске с Архангельским филиалом ФГУП "Мурманское БАСУ" в г. Архангельске, ФГУП "Балтийское БАСУ" в г. Санкт-Петербурге с Калининградским филиалом ФГУП "Балтийское БАСУ" в г. Калининграде, ФГУП "Сахалинское БАСУ" в г. Корсакове с Камчатским филиалом ФГУП "Сахалинское БАСУ" в г. Петропавловске-Камчатском, ФГУП "Дальневосточное БАСУ" в г. Владивостоке, ФГУП "Новороссийское УАСПТР" в г. Новороссийске, ФГУП "Северо-Каспийское УАСПТР" в г. Астрахани.
3.10. На морских бассейнах силы и средства постоянной готовности функциональной подсистемы формируются из судового состава БАСУ, УАСПТР, федеральных государственных учреждений администраций морских портов, филиалов ФГУП "Росморпорт" и взаимодействующих поисково-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти.
3.11. Для выполнения задач по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, осуществляется несение аварийно-спасательной готовности спасательными судами.
В состав дежурных сил и средств аварийно-спасательной готовности в общем случае включаются:
многоцелевые спасательные суда типа "Светломор" и проекта В-92;
спасательные и спасательно-буксирные суда проекта 1415;
катера всепогодные спасательные;
водолазные боты;
аварийные партии.
3.12. Организацию и координацию деятельности находящихся в готовности сил и средств при проведении поисково-спасательных операций осуществляют МСКЦ и МСПЦ на морских бассейнах.
3.13. Привлечение сил и средств функциональной подсистемы осуществляется в соответствии с действующими международными договорами Российской Федерации с иностранными государствами по поиску и спасанию на море и планами взаимодействия при проведении работ по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, утвержденными начальниками соответствующих федеральных государственных учреждений администраций морских портов и согласованными с руководителем ФГУ "Госморспасслужба России".
3.14. Аварийно-спасательные формирования, входящие в состав сил и средств функциональной подсистемы, должны быть аттестованы в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341; N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2003, N 46 (ч. I), ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; N 49, ст. 4840; 2005, N 1 (ч. I), ст. 15; N 19, ст. 1752).
IV. Режимы функционирования, стадии аварийности
и мероприятия, проводимые органами управления и силами
функциональной подсистемы
4.1. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на море органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.
4.2. Решением руководителя Росморречфлота для органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.3. Решением руководителя Росморречфлота о введении для органов управления и сил функциональной подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций на море;
перечень мер по ликвидации аварийных ситуаций;
должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций, или руководитель поисково-спасательной операции.
4.4. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководитель Росморречфлота отменяет установленные режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы.
4.5. При поступлении в функциональную подсистему первых сведений о фактической или потенциальной аварийной ситуации собранная информация и начальные действия имеют решающее значение для успешного проведения поисково-спасательной операции (Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию на море, том II, глава 3, ст. 3.1.1 ИМО/ИКАО, Лондон/Монреаль, 1988).
4.6. Руководитель Росморречфлота при принятии решения о введении для органов управления и сил функциональной подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации рассматривает вопрос об отнесении сложившейся фактической или потенциальной аварийной ситуации к стадии неопределенности, стадии тревоги или стадии бедствия.
Стадия неопределенности вводится в случае возникновения ситуации, при которой существует неопределенность относительно безопасности человека, судна или иного средства.
Стадия тревоги вводится в случае возникновения ситуации, при которой существует опасение за безопасность человека, судна или иного средства.
Стадия бедствия вводится в случае возникновения ситуации, при которой существует обоснованная уверенность, что человек, судно или иное средство подвергаются серьезной и непосредственной опасности и нуждаются в немедленной помощи.
4.7. Основаниями для введения аварийных стадий являются:
для стадии неопределенности - поступление сообщения, что человек без вести пропал, судно или другое средство не прибыло вовремя; или когда человек, судно или другое средство не передали очередной сводки о своем местоположении или диспетчерского сообщения, касающегося безопасности мореплавания;
для стадии тревоги - когда после стадии неопределенности попытки установить связь с человеком, судном или другим средством не дали результатов, а запросы, адресованные другим источникам, были безуспешны; или когда была получена информация о том, что эксплуатационная надежность судна или иного средства нарушена, но не в такой степени, что вероятна ситуация бедствия;
для стадии бедствия - когда получена достоверная информация о том, что человеку, судну или иному средству грозит опасность, и они нуждаются в немедленной помощи; или когда после стадии тревоги дальнейшие попытки установить связь с человеком, судном или иным средством безуспешны, а безуспешные запросы большого количества источников указывают на вероятность существования ситуации бедствия; или когда полученная информация указывает на то, что эксплуатационная надежность судна или иного средства нарушена до такой степени, что вероятна ситуация бедствия.
4.8. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения стадии тревоги или стадии бедствия, руководитель Росморречфлота отменяет установленные режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы.
4.9. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы, являются:
4.9.1. в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния морского судоходства и прогнозирование аварийных ситуаций на море;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области мореплавания;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций на море;
планирование действий органов управления, сил и средств функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
4.9.2. в режиме повышенной готовности (стадии неопределенности или стадии тревоги):
усиление контроля за состоянием мореплавания, прогнозирование возникновения аварийных ситуаций на море и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам функциональной подсистемы данных о прогнозируемых аварийных ситуациях на море;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития аварийных ситуаций на море, снижению ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования морских организаций в аварийных ситуациях;
уточнение планов действия (взаимодействия) по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море;
приведение при необходимости сил и средств функциональной подсистемы в готовность к реагированию на аварийные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в поисково-спасательный район;
4.9.3. в режиме чрезвычайной ситуации (стадии бедствия):
непрерывный контроль за состоянием мореплавания, прогнозирование развития аварийных ситуаций на море и их последствий;
оповещение руководителей Минтранса России, Росморречфлота, Ространснадзора, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и населения о возникших аварийных ситуациях на море;
организация работ по ликвидации аварийных ситуаций на море и всестороннему обеспечению действий сил и средств функциональной подсистемы;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в поисково-спасательном районе и о ходе проведения операции;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия поисково-спасательных служб федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации аварийных ситуаций на море и их последствий.
V. Система связи, оповещения и информационного обеспечения
5.1. Для информационного обеспечения функциональной подсистемы организована система передачи-приема аварийных сообщений с моря, оповещения об аварии и связи при проведении поисково-спасательных операций и работ.
5.2. Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее - ГМССБ) обеспечивает прием сигналов бедствия с судов, связь судов с МСКЦ, МСПЦ при проведении операций по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, а также передачу судам информации по безопасности мореплавания (навигационной и метеорологической) и служебной радиосвязью.
5.3. Глобальная автоматизированная система мониторинга и контроля за местоположением судов "Виктория" (ФГУП "Морсвязьспутник") обеспечивает глобальный мониторинг судов в Мировом океане в непрерывном круглосуточном режиме (прием, отработку и передачу ответственным подразделениям сигналов об угрозе безопасности судну, передаваемых судовыми системами охранного оповещения).
5.4. Информационная система ГМСКЦ ФГУ "Госморспасслужба России" осуществляет:
получение аварийных сигналов, переданных с судов с использованием ГМССБ;
использование системы мониторинга судов в море для проведения поисково-спасательных операций;
получение сведений о гидрометео и ледовой обстановке в Мировом океане;
контроль прибрежного судоходства, расстановки судов в портах и на подходах к ним в реальном масштабе времени с использованием данных систем управления движением судов, автоматических идентификационных систем и систем видеоконтроля.
VI. Организация взаимодействия функциональной подсистемы
с поисково-спасательными службами иностранных государств
и федеральных органов исполнительной власти
6.1. Международное сотрудничество по поиску и спасанию на море со спасательными службами иностранных государств и привлечение судов под иностранным флагом в ходе поисково-спасательных операций осуществляется в соответствии с Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 года, Международной конвенцией о спасании 1989 года и международными соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами о сотрудничестве при поиске и спасании людей на море.
6.2. Взаимодействие функциональной подсистемы с поисково-спасательными службами федеральных органов исполнительной власти организуется и осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. N 834 "О плане взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и в водных бассейнах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 36) и Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России (зарегистрировано Минюстом России 28 июля 1995 г., регистрационный N 917).
6.3. Основой взаимодействия сил и средств, привлекаемых для поиска и спасания людей на море, являются бассейновые планы поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, разработанные для каждого поисково-спасательного района Российской Федерации соответствующими МСКЦ и МСПЦ и согласованные со всеми участниками взаимодействия.
VII. Финансовое обеспечение
7.1. Финансовое обеспечение функционирования функциональной подсистемы осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых для Росморречфлота.
7.2. Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций на море из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.