ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минтранса России от 04.03.2025 N 75 "Об установлении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2025 N 81792)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 марта 2025 г. N 75
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА
МОРСКИХ ЛОЦМАНОВ И КАНДИДАТОВ В МОРСКИЕ ЛОЦМАНЫ
В соответствии с частью второй статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации и абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:
1. Установить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2012 г. N 61 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2012 г., регистрационный N 23922).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Министр
Р.В.СТАРОВОЙТ
Приложение
к приказу Минтранса России
от 4 марта 2025 г. N 75
ОСОБЕННОСТИ
РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА МОРСКИХ ЛОЦМАНОВ
И КАНДИДАТОВ В МОРСКИЕ ЛОЦМАНЫ
1. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов <1>, имеющих выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах <2>, и кандидатов в морские лоцманы, претендующих на получение лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в определенных районах (далее соответственно - Особенности, лоцман), распространяются на организации, осуществляющие лоцманскую проводку судов (далее - работодатель), и являются обязательными при разработке работодателем правил внутреннего трудового распорядка <3> и составлении графиков сменности лоцманов (далее - график сменности) <4>.
--------------------------------
<1> Пункт 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ).
<2> Пункт 1 статьи 87 КТМ.
<3> Часть четвертая статьи 189 Трудового кодекса Российской Федерации.
<4> Статья 103 Трудового кодекса Российской Федерации.
Особенности не распространяются на ледовых лоцманов <5>.
--------------------------------
<5> Статья 5.1 КТМ, пункт 1 Правил ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 февраля 2022 г. N 25 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2022 г., регистрационный N 68660), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2022 г. N 396 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2022 г., регистрационный N 71251) (далее - приказ N 25). В соответствии с пунктом 2 приказа N 25 данный акт действует до 1 сентября 2028 г.
2. В течение рабочего времени лоцман должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка и графиком сменности.
3. В рабочее время лоцмана включаются:
1) время проводки судна, постановки судна на якорь или бочку и съемки судна с якоря или бочки, швартовки, отшвартовки, перешвартовки и (или) перетяжки судна, швартовки судна к другому судну и отшвартовки судна от него;
2) время, в течение которого лоцман осуществляет осмотр места швартовки и (или) отшвартовки судна, получает данные о судне от капитана судна либо от внешнего капитана полностью автономного судна <6>;
--------------------------------
<6> Пункт 1 статьи 95 КТМ.
3) время пребывания лоцмана на борту судна, когда проводка судна осуществляется поочередно несколькими лоцманами;
4) время ожидания в помещениях для работы и отдыха, находящихся в морском порту или за пределами морского порта, подхода лоцманского судна либо другого средства доставки для осуществления лоцманской проводки судна;
5) время следования лоцмана из морского порта или места начала и окончания ежедневной работы (смены), предусмотренного абзацем вторым пункта 15 Особенностей, на судно и обратно;
6) время следования лоцмана из помещения для работы и отдыха в морском порту к помещению для работы и отдыха, которое находится за пределами морского порта или в другом морском порту, и обратно;
7) время задержки лоцманской проводки судна сверх установленной правилами внутреннего трудового распорядка продолжительности ежедневной работы (смены);
8) время выполнения лоцманом иных действий, предусмотренных Положением о морских лоцманах, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2020 г. N 462 <7>;
--------------------------------
<7> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61744) (далее - приказ N 462). В соответствии с пунктом 2 приказа N 462 данный акт действует до 1 января 2027 г.
9) время специальных перерывов для обогревания и отдыха <8> между лоцманскими проводками;
--------------------------------
<8> Статья 109 Трудового кодекса Российской Федерации.
10) время участия лоцмана в расследовании аварий или инцидентов на море, предусмотренном статьей 6.1 КТМ, а также в расследовании несчастных случаев;
11) время прохождения лоцманом стажировки (практики) по лоцманской проводке;
12) время прохождения лоцманом технической учебы;
13) время прохождения лоцманом обучения по охране труда, в том числе стажировки по охране труда на рабочем месте.
4. Нормальная продолжительность рабочего времени лоцмана не может превышать 40 часов в неделю.
5. В случае если по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени, работодателем вводится суммированный учет рабочего времени (месяц, квартал или иной более длительный период, но не более одного года). Продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени лоцманов устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы большинства лоцманов <9>, а при его отсутствии - с учетом мнения иного представительного органа лоцманов <10> (далее - представители лоцманов).
--------------------------------
<9> Статьи 30, 372 Трудового кодекса Российской Федерации.
<10> Статья 31 Трудового кодекса Российской Федерации.
6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) лоцмана не может превышать 24 часов. Максимально допустимая продолжительность непрерывной лоцманской проводки или последовательных лоцманских проводок без предоставления специальных перерывов для обогревания и отдыха между лоцманскими проводками не может превышать 12 часов.
7. Продолжительность ежедневной работы (смены) лоцмана в ночное время не сокращается.
8. Для лоцманов, осуществляющих лоцманские операции в акватории морских портов и на подходах к ним, в которых климатические условия и протяженность акватории морского порта не позволяют установить сменную работу при продолжительности рабочих смен 12 часов, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором (соглашением <11>) или иными локальными нормативными актами работодателя допускается установление продолжительности смены до 24 часов при соблюдении следующих условий:
--------------------------------
<11> Статья 45 Трудового кодекса Российской Федерации.
1) установлен суммированный учет рабочего времени;
2) максимальная продолжительность непрерывной лоцманской проводки или последовательных лоцманских проводок без предоставления специальных перерывов для обогревания и отдыха не превышает 12 часов;
3) минимальная продолжительность специальных перерывов для обогревания и отдыха между лоцманскими проводками в течение рабочей смены составляет 10 часов;
4) время отдыха делится не более чем на два периода, продолжительность одного из которых составляет не менее 6 часов непрерывного отдыха, а интервал между периодами отдыха не превышает 12 часов;
5) время отдыха начинается с прибытия лоцмана в специальное помещение для отдыха, оборудованное спальным местом;
6) начало рабочей смены лоцмана устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка не позднее 11:00 по местному времени;
7) в связи с невозможностью предоставления регулярных перерывов для отдыха и питания работодатель обеспечивает возможность отдыха и приема пищи лоцманом в рабочее время.
9. Время начала и окончания ежедневной работы (смены) лоцмана, распределение лоцманов по рабочим сменам, чередование рабочих и нерабочих дней определяются графиком сменности.
10. При введении суммированного учета рабочего времени лоцманов график сменности составляется на учетный период, определенный в соответствии с пунктом 5 Особенностей.
11. Работа лоцманов в течение двух смен подряд запрещается <12>.
--------------------------------
<12> Часть пятая статьи 103 Трудового кодекса Российской Федерации.
12. График сменности составляется работодателем с учетом мнения представителей лоцманов и доводится до сведения лоцмана не позднее чем за 1 месяц до введения его в действие.
13. При вызове лоцмана на работу в выходной день, установленный для него графиком сменности, ежедневная работа (смена) лоцмана начинается со времени его выхода к транспортному средству в месте жительства (пребывания) лоцмана, применяемому для доставки лоцмана к месту работы. В случае невозможности предоставления транспортного средства к месту жительства (пребывания) лоцмана ежедневная работа (смена) начинается со времени вызова лоцмана на работу в выходной день.
14. При вызове лоцмана на работу в выходной день, установленный для него графиком сменности, окончанием ежедневной работы (смены) лоцмана считается время его возвращения к месту жительства (пребывания) на транспортном средстве, применяемом для доставки лоцмана к месту его жительства (пребывания). В случае невозможности предоставления транспортного средства для доставки лоцмана к месту его жительства (пребывания) окончанием ежедневной работы (смены) считается расчетное время прибытия лоцмана к месту его жительства (пребывания).
15. Ежедневная работа (смена) лоцмана начинается и оканчивается в помещении для работы и отдыха в морском порту, в котором осуществляется лоцманская проводка судов (далее - место начала и окончания работы (смены).
Место начала и окончания ежедневной работы (смены) лоцмана по соглашению <13> лоцмана и работодателя может быть определено вне помещения для работы и отдыха в морском порту, в котором осуществляется лоцманская проводка судов. Порядок и условия изменения места начала и окончания ежедневной работы (смены) лоцмана устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка с учетом мнения представителей лоцманов или коллективным договором.
--------------------------------
<13> Часть вторая статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации.
16. Продолжительность и порядок предоставления специальных перерывов для обогревания и отдыха между лоцманскими проводками устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка исходя из длительности осуществляемых лоцманских проводок и других особенностей работы лоцманов с учетом мнения представителей лоцманов.
17. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха, включающего время перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смену), должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
18. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются лоцману в различные дни недели согласно графику сменности.
Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом.
19. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, лоцман может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для лоцмана графиком сменности, или в нерабочие праздничные дни, не установленные для лоцмана графиком сменности как рабочие дни.
Минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха лоцмана перед привлечением его к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 24 часов.