ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минтранса России от 05.10.2022 N 402 "Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2023 N 72207)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 октября 2022 г. N 402
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСЛОВИЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВ
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169) и подпунктом 5.2.36 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Условия эксплуатации железнодорожных переездов.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 237 "Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный N 38792);
приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 6 августа 2019 г. N 255 "О внесении изменений в Условия эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 237" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 августа 2019 г., регистрационный N 55782).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.
Министр
В.Г.САВЕЛЬЕВ
Утверждены
приказом Министерства транспорта
Российской Федерации
от 5 октября 2022 г. N 402
УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВ
I. Общие положения
1. Условия эксплуатации железнодорожных переездов (далее - Условия) обязательны для всех организаций железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства, организаций и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы (оказывающих услуги), связанные с обслуживанием, содержанием и ремонтом железнодорожных переездов, а также для их работников.
2. В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) границы железнодорожных переездов определяются до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5553; 2018, N 53, ст. 8434.
3. Открытие (закрытие) железнодорожных переездов осуществляется в соответствии с Порядком открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов), утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 марта 2009 г. N 46 <2>.
--------------------------------
<2> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2009 г., регистрационный N 13802, с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 сентября 2018 г. N 317 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2018 г., регистрационный N 52675).
На время строительства путепровода <3> или проведения ремонтных работ на путепроводе с целью обеспечения бесперебойного и безопасного пропуска транспортных средств <4>, пешеходов и строительной техники, если невозможно организовать реверсивное движение <5>, допускается устройство железнодорожных переездов на расстоянии менее 5 км от путепровода.
--------------------------------
<3> Пункт 3.42 пункта 3 ГОСТ 33179-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания мостов и путепроводов. Общие требования", введенного в действие приказом Росстандарта от 26 марта 2015 г. N 182-ст (М., "Стандартинформ", 2015).
<4> Подпункт "в" пункта 13.1 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827 (официальный сайт Комиссии Таможенного Союза http://www.tsouz.ru/, 21 октября 2011 г.), являющимся обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором об утверждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст. 632), ратифицированным Федеральным законом от 22 мая 2001 г. N 56-ФЗ "О ратификации Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 22, ст. 2122) (Договор вступил в силу для Российской Федерации 30 мая 2001 г.); Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310) (Договор вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2015 г.).
<5> Подпункт 5.6.9 пункта 5.6 ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", введенного в действие приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 г. N 1425-ст (М., "Стандартинформ", 2020), с изменениями ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" ("ИУС "Национальные стандарты, 2020, N 10), ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" ("ИУС "Национальные стандарты", 2021, N 4); ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" ("ИУС "Национальные стандарты", 2021, N 4) (далее - ГОСТ Р 52289-2019).
4. Ежегодно, в период с 1 апреля по 1 июля, на железнодорожном транспорте владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования <6> или владелец железнодорожных путей необщего пользования <7> должен проводить комиссионное обследование принадлежащих ему железнодорожных переездов. О предстоящем комиссионном обследовании не позднее чем за 14 календарных дней до даты его проведения владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожных путей необщего пользования информирует Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, представителей подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция), представителей владельца участка автомобильной дороги, пересекающего обследуемый железнодорожный переезд, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) местного самоуправления <8>, представителей заинтересованных перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом, с предложением принять участие в комиссионном обследовании.
--------------------------------
<6> Абзац десятый пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169).
<7> Абзац четырнадцатый статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; 2007, N 46, ст. 5554).
<8> Пункты 22, 23 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 52, ст. 8973).
По результатам комиссионного обследования железнодорожных переездов составляется акт обследования.
Нарушения требований к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния и обустройства железнодорожных переездов фиксируются в акте обследования и устраняются владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, которым принадлежат железнодорожные переезды в соответствии с требованиями пункта 6 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" <9>, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. N 250 <10> (далее - ПТЭ), Условий, проектов железнодорожных переездов и проектов организации дорожного движения (далее - ПОДД), разработанных в соответствии с пунктом 40 Правил подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 274 <11>.
--------------------------------
<9> Введенного в действие приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст (М., "Стандартинформ", 2017), с изменениями ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" ("ИУС "Национальные стандарты", 2018, N 10), ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" ("ИУС "Национальные стандарты", 2019, N 1), ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" ("ИУС "Национальные стандарты", 2019, N 6) (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
<10> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2022 г., регистрационный N 69324. В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. N 250 данный акт действует до 1 августа 2028 г.
<11> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2020 г., регистрационный N 60817, с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 428 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2021 г., регистрационный N 66557). В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 274 данный акт действует до 1 января 2027 г.
Контроль за устранением недостатков, выявленных по результатам комиссионного обследования железнодорожных переездов, осуществляется владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, а также владельцем автомобильных дорог в соответствии с требованиями пунктов 20 - 24 Условий и законодательством Российской Федерации <12>. Копия акта обследования направляется участникам комиссионного обследования.
--------------------------------
<12> Статья 21 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5553; 2018, N 53, ст. 8434).
По инициативе владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования допускается проводить дополнительные проверки по осмотру эксплуатационного состояния и обустройству железнодорожных переездов и подходов к ним.
5. Временное ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам через железнодорожный переезд осуществляется в соответствии с частью 1 статьей 30 Федерального закона N 257-ФЗ <13>.
--------------------------------
<13> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5553; 2018, N 1, ст. 27.
6. Определение категории железнодорожного переезда осуществляется владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, исходя из интенсивности движения поездов <14> и транспортных средств <15> через железнодорожный переезд в соответствии с пунктом 11 Условий.
--------------------------------
<14> Подпункт 2.12.37 пункта 2.12 ГОСТ 34530-2019 "Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения", введенного в действие приказом Росстандарта от 24 сентября 2019 г. N 748-ст (М., "Стандартинформ", 2019), с изменениями ГОСТ 34530-2019 "Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения" ("ИУС "Национальные стандарты", 2020, N 3), ГОСТ 34530-2019 "Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения" ("ИУС "Национальные стандарты", 2021, N 8) (далее - ГОСТ 34530-2019).
<15> Абзац девятый статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873).
Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожных путей необщего пользования определяет категорию железнодорожного переезда, исходя из интенсивности движения поездов и транспортных средств через железнодорожный переезд в соответствии с пунктом 11 Условий.
Проверка интенсивности движения поездов и транспортных средств, условий работы железнодорожных переездов и определение их категорий осуществляется владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не реже одного раза в год, а для владельцев железнодорожных путей необщего пользования - не реже одного раза в пять лет. Для установления категорий железнодорожных переездов интенсивность движения поездов определяется в соответствии с графиком движения поездов <16> за календарный год, а интенсивность движения транспортных средств <17> - по данным владельца участка автомобильной дороги, пересекающей обследуемый железнодорожный переезд, или хронометражных наблюдений владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования.
--------------------------------
<16> Подпункт 2.12.9 пункта 2.12 ГОСТ 34530-2019.
<17> Подпункт 2.7 пункта 2 ГОСТ 32965-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока", введенного в действие приказом Росстандарта от 31 августа 2016 г. N 997-ст (М., "Стандартинформ", 2016).
Установление категорий железнодорожных переездов осуществляется в ходе комиссионного обследования железнодорожных переездов, предусмотренного пунктом 4 Условий.
7. Прекращение обслуживания железнодорожного переезда дежурным по переезду производится в следующих случаях:
1) перевод железнодорожного переезда в другую категорию (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 Условий);
2) оборудование железнодорожного переезда II, III или IV категории автоматической переездной светофорной сигнализацией <18> и автоматическим контролем неисправности устройств переездной сигнализации у дежурного по железнодорожной станции (диспетчера поездного <19>);
--------------------------------
<18> Подпункт 2.9.12 пункта 2.9 ГОСТ 34530-2019.
<19> Подпункт 2.12.63 пункта 2.12 ГОСТ 34530-2019.
3) капитальный ремонт и (или) реконструкция железнодорожного переезда с устранением ограничений для обслуживания железнодорожных переездов дежурным по переезду в соответствии с пунктом 9 Условий;
4) оборудование железнодорожного переезда автоматической переездной светофорной сигнализацией с автоматическими шлагбаумами <20> или устройствами автоматизированного удаленного управления или контроля свободности зоны железнодорожного переезда.
--------------------------------
<20> Подпункт 2.9.18 пункта 2.9 ГОСТ 34530-2019.
8. Перед отменой обслуживания железнодорожного переезда дежурным по переезду владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования необходимо:
1) выполнить работы по оборудованию железнодорожного переезда устройствами контроля работы автоматической переездной светофорной сигнализации (при ее отсутствии) у дежурного по железнодорожной станции (диспетчера поездного);
2) проверить оборудование и обустройство железнодорожного переезда на соответствие требованиям главы III Условий и по результатам составить заключение о готовности железнодорожного переезда к эксплуатации без дежурного по переезду;
3) выполнить работы по замене технических средств организации дорожного движения (далее - ТСОДД) на участке автомобильной дороги в границах железнодорожного переезда, направить письменное уведомление (заказным письмом, по телеграфу, по электронной почте (при наличии) владельцу автомобильной дороги о необходимости внесения изменений в ПОДД (схему расстановки технических средств организации дорожного движения, в том числе содержащую: дорожные знаки, линии дорожной разметки, дорожные ограждения, пешеходные ограждения, направляющие устройства, дорожные светофоры, линии освещения, железнодорожные переезды, сигнальные столбики участка автомобильной дороги, в том числе в границах железнодорожного переезда) и замене ТСОДД на автомобильной дороге вне границ железнодорожного переезда.
Порядок перевода железнодорожных переездов в эксплуатацию без дежурного по переезду, а также обслуживание железнодорожных переездов дежурным по переезду устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования.
В местах, согласованных с владельцем автомобильных дорог, не менее чем за 15 календарных дней до прекращения обслуживания железнодорожного переезда дежурным по переезду, владелец инфраструктуры или владелец железнодорожных путей необщего пользования выставляет информационные щиты сроком на 30 календарных дней с текстом: "Переезд с (указывается дата) без дежурного по переезду".
На закрываемых железнодорожных переездах (постоянно или временно) настил разбирается, подъезды к железнодорожным переездам со стороны автомобильных дорог на расстоянии не менее 10 м от крайних рельсов по всей ширине перегораживаются барьерами высотой не менее 0,5 м. Предупреждающие знаки на подъездах и подходах к железнодорожным переездам снимаются. Взамен устанавливаются информационные знаки в местах начала объезда, указывающие направление объезда.
На закрытых железнодорожных переездах все оборудование демонтируется.
Порядок выключения или перевода устройств автоматики железнодорожного переезда на режим временного прекращения эксплуатации (не круглосуточная или не ежедневная работа) устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования.
На подъездах к закрываемым железнодорожным переездам владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования по согласованию с владельцем участка автомобильной дороги, пересекающей данный железнодорожный переезд, должны быть оборудованы площадки для разворота транспортных средств.
Порядок демонтажа сооружений, устройств и оборудования закрываемых железнодорожных переездов, их сохранности или повторного использования устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования.
9. Дежурный по переезду осуществляет обслуживание следующих железнодорожных переездов:
1) расположенных на пересечениях автомобильных дорог с железнодорожными путями с движением поездов со скоростью более 140 км/ч независимо от интенсивности движения поездов и транспортных средств;
2) расположенных на пересечениях железнодорожных путей с автомобильными дорогами, по которым осуществляется трамвайное или троллейбусное движение;
3) I категории, предусмотренных пунктом 11 Условий;
4) II категории, предусмотренных пунктом 11 Условий, расположенных на участках с интенсивностью движения более 16 поездов в сутки и не оборудованных автоматической переездной светофорной сигнализацией и контролем исправности устройств переездной сигнализации у дежурного по железнодорожной станции (диспетчера поездного);
5) при пересечении автомобильной дорогой трех и более главных железнодорожных путей <21>;
--------------------------------
<21> Подпункт 2.7.4 пункта 2.7 ГОСТ 34530-2019.
6) II категории, предусмотренных пунктом 11 Условий, не соответствующих условиям видимости <22> и расположенных на участках с интенсивностью движения более 16 поездов в сутки и не оборудованных автоматической переездной светофорной сигнализацией и контролем исправности устройств переездной сигнализации у дежурного по железнодорожной станции (диспетчера поездного), - независимо от условий видимости;
--------------------------------
<22> Подпункт 7.2 пункта 7 ГОСТ Р 50597-2017.
7) III категории, предусмотренных пунктом 11 Условий, не оборудованных автоматической переездной светофорной сигнализацией и контролем исправности устройств переездной сигнализации у дежурного по железнодорожной станции (диспетчера поездного):
расположенных на участке с интенсивностью движения более 16 поездов в сутки и не соответствующих условиям видимости;
расположенных на участке с интенсивностью движения более 200 поездов в сутки (независимо от условий видимости).
Необходимость обслуживания дежурным по переезду железнодорожных переездов, не соответствующих указанным требованиям, определяется владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
10. Железнодорожные переезды располагаются:
1) на пересечениях железнодорожных путей общего и (или) необщего пользования с автомобильными дорогами общего пользования (далее - железнодорожные переезды общего пользования);
2) на пересечениях железнодорожных путей общего и (или) необщего пользования с автомобильными дорогами необщего пользования (далее - железнодорожные переезды необщего пользования).
Пересечения железнодорожных путей в одном уровне с проезжей частью автомобильных дорог, предназначенных для обеспечения технологического процесса работы данных предприятий, относятся к технологическим проездам. Порядок обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава (поездов) и транспортных средств, содержания и обслуживания технологических проездов устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования.
11. Железнодорожные переезды в зависимости от интенсивности движения железнодорожного подвижного состава (поездов) и транспортного средства делятся на четыре категории. Категории железнодорожных переездов общего и необщего пользования указаны в таблицах N 1 и N 2.
Таблица N 1
Категории железнодорожных переездов общего пользования
Интенсивность движения поездов по главному железнодорожному пути (суммарно в двух направлениях), поездов в сутки
Интенсивность движения транспортных средств (суммарно в двух направлениях) транспортных средств в сутки:
до 200 включительно
201 - 1000
1001 - 3000
3001 - 7000
Более 7000
До 16 включительно, а также по всем станционным и подъездным железнодорожным путям
IV
IV
IV
III
II
17 - 100
IV
IV
III
II
I
101 - 200
IV
III
II
I
I
Более 200
III
II
II
I
I
12. К железнодорожным переездам общего пользования I категории относятся железнодорожные переезды, где осуществляется движение железнодорожного подвижного состава (поездов) со скоростью более 140 км/ч независимо от интенсивности движения транспортных средств на автомобильной дороге.
Таблица N 2
Категории железнодорожных переездов необщего пользования
Интенсивность движения поездов по железнодорожным путям (суммарно в двух направлениях), поездов в сутки
Интенсивность движения транспортных средств (суммарно в двух направлениях), транспортных средств в сутки:
До 100
101 - 500
501 - 1000
1001 и более
До 8 включительно
IV
IV
IV
III
8 - 24
IV
IV
III
II
25 - 38
IV
III
II
I
Более 39
III
II
I
I
13. К железнодорожным переездам необщего пользования I категории относятся железнодорожные переезды:
1) расположенные на железнодорожных станциях, где производится маневровая работа, осуществляемая по технологическому процессу работы железнодорожной станции при пересечении автомобильных дорог с интенсивностью движения более 1000 транспортных средств в сутки;
2) расположенные на перегонах и железнодорожных станциях, где осуществляются железнодорожные перевозки при пересечении автомобильных дорог с интенсивностью движения более 501 транспортных средств в сутки.
К железнодорожным переездам необщего пользования II категории относятся железнодорожные переезды, расположенные на перегонах и железнодорожных станциях, при пересечении автомобильных дорог с интенсивностью движения от 101 до 500 транспортных средств в сутки.
К железнодорожным переездам необщего пользования III категории относятся железнодорожные переезды, расположенные на перегонах и железнодорожных станциях при пересечении автомобильных дорог, с интенсивностью движения менее 100 транспортных средств в сутки.
Все железнодорожные переезды необщего пользования, не предусмотренные требованиями таблицы N 2 Условий, относятся к IV категории.
14. Железнодорожные переезды могут:
быть оборудованы устройствами переездной сигнализации, извещающей водителей транспортных средств о подходе к железнодорожному переезду поезда, или обслуживаться дежурным по переезду и (или) другими работниками, которым поручено осуществлять регулирование движения поездов и транспортных средств на железнодорожном переезде (далее - регулируемые железнодорожные переезды),
быть не оборудованными устройствами переездной сигнализации и не обслуживаться дежурным по переезду и (или) другими работниками, которым поручено осуществлять регулирование движения поездов и транспортных средств на железнодорожном переезде (далее - нерегулируемые железнодорожные переезды).
II. Требования к устройству и оборудованию
железнодорожных переездов
15. Для обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах применяются следующие устройства:
1) шлагбаум при оборудовании железнодорожного переезда автоматической переездной светофорной сигнализацией;
2) устройство, при включении (работе) которого запрещается выезд железнодорожного подвижного состава (поезда) на железнодорожный переезд (далее - заградительная сигнализация);
3) устройство автоматического включения при приближении поезда сигнальных показаний переездных светофоров и звуковой сигнализации, запрещающих движение через железнодорожный переезд автотранспорту (далее - автоматическая переездная светофорная сигнализация) <23>;
--------------------------------
<23> Подпункт 80 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения", введенного в действие приказом Ростехрегулирования от 27 ноября 2009 г. N 523-ст (М., "Стандартинформ", 2010), с изменением ГОСТ Р 53431-2009 "Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения" (М., "Стандартинформ", 2012) (далее - ГОСТ Р 53431-2009).
4) устройство переездной сигнализации, при которой переездные светофоры имеют дополнительную сигнальную головку с бело-лунным мигающим сигналом (огнем), свидетельствующим об отсутствии приближающегося к железнодорожному переезду железнодорожного подвижного состава (поезда) и исправности устройств сигнализации (далее - автоматическая светофорная сигнализация с бело-лунным мигающим огнем);
5) переездная сигнализация, дополненная заградительными брусьями шлагбаумов, которые опускаются и поднимаются автоматически (далее - автоматическая светофорная сигнализация с автоматическими шлагбаумами);
6) переездная сигнализация, дополненная заградительными брусьями шлагбаумов, опускание которых осуществляется автоматически при приближении железнодорожного подвижного состава (поезда), а выключение сигнализации и подъем заградительных брусьев шлагбаумов - от нажатия кнопки дежурным по переезду после проследования железнодорожного подвижного состава (поезда) за железнодорожный переезд (далее - автоматическая светофорная сигнализация с полуавтоматическими шлагбаумами);
7) переездная сигнализация, дополненная заградительными брусьями шлагбаумов, управление которыми осуществляется дежурным по переезду с щитка управления (далее - автоматическая светофорная сигнализация с электрошлагбаумами);
8) переездная сигнализация, при которой извещение дежурного по переезду о приближении железнодорожного подвижного состава (поезда) к железнодорожному переезду подается оптическим и акустическим сигналом, а включение и выключение технических средств ограждения железнодорожного переезда осуществляет обслуживающий дежурный по переезду (далее - оповестительная сигнализация) <24>;
--------------------------------
<24> Подпункт 86 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009.
9) железнодорожный светофор, сигнальные показания которого передаются на железнодорожных переездах для водителей автотранспортных средств <25> (транспортный светофор тип Т6, Т6.д, Т10 <26>) (далее - переездной светофор);
--------------------------------
<25> Подпункт 50 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009.
<26> Приложение А к ГОСТ Р 52282-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний", введенного в действие приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. N 109-ст (М., "ИПК "Издательство стандартов", 2005), с изменениями ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний" ("ИУС "Национальные стандарты", 2019, N 4).
10) устройство зависимости между переездной сигнализацией и специальными светофорами для организации движения железнодорожного подвижного состава (поезда) через железнодорожный переезд, сигнализирующее красным и бело-лунным сигналом (огнем) может применяться только на подъездных путях при невозможности оборудования (расчетной длины) участков приближения (далее - светофорная сигнализация);
11) противотаранные устройства (далее - ПТУ <27>);
--------------------------------
<27> Подпункт 3.17 пункта 3 ГОСТ Р 57362-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства противотаранные управляемые. Классификация. Термины и определения", введенного в действие приказом Росстандарта от 16 декабря 2016 г. N 2041-ст (М., "Стандартинформ", 2017).
12) устройство заграждения железнодорожного переезда (далее - УЗП <28>);
--------------------------------
<28> Подпункт 2.9.22 пункта 2.9 ГОСТ 34530-2019 "Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения", введенного в действие приказом Росстандарта от 24 сентября 2019 г. N 748-ст (М., "Стандартинформ", 2019).
13) табло обратного отсчета времени до включения красных сигналов (огней) на переездных светофорах;
14) автоматическая переездная светофорная сигнализация с автоматическими шлагбаумами и (или) устройство автоматизированного удаленного управления и (или) контроля свободности зоны железнодорожного переезда.
16. Порядок оборудования железнодорожных переездов устройствами, предусмотренными подпунктами 13, 14 пункта 15 Условий, и порядок их использования устанавливаются локальным нормативным актом владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования.
17. На технологические проезды, на которых не обеспечиваются условия видимости в соответствии с нормами, приведенными в таблице N 3 Условий, оборудуются дорожные зеркала. Определение места установки дорожного зеркала и поворота поверхности отражателя по отношению к водителю транспортного средства осуществляется с учетом обеспечения видимости приближающегося железнодорожного подвижного состава (поезда).
Таблица N 3
Нормы обеспечения видимости поезда, приближающегося
к железнодорожному переезду <29>
--------------------------------
<29> Подпункт 7.2 пункта 7 ГОСТ Р 50597-2017.
Скорость движения железнодорожного подвижного состава, (поезда), км/ч
141 - 200
121 - 140
81 - 120
41 - 80
26 - 40
25 и менее
Расстояние видимости, м, не менее
600
500
400
250
150
100
Железнодорожные переезды, расположенные на железнодорожных путях общего пользования, оборудуются владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для фиксации нарушений правил проезда через железнодорожные переезды (далее - специальные технические средства) в соответствии с требованиями пункта 8 Правил оборудования железнодорожных переездов, расположенных на железнодорожных путях общего пользования, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, обеспечения обслуживания таких специальных технических средств, а также передачи информации о выявленных с помощью этих специальных технических средств нарушениях правил проезда через железнодорожные переезды в органы государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2020 г. N 1504 <30>.
--------------------------------
<30> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6078.
Работоспособность специальных технических средств определяется в ходе проведения ежегодного комиссионного обследования железнодорожных переездов в соответствии с пунктом 4 Условий. Срок устранения выявленных неисправностей должен составлять не более 30 календарных дней с даты проведения комиссионного обследования железнодорожного переезда.
18. На железнодорожных путях общего пользования не допускается открывать железнодорожные переезды:
1) I, II и III категорий;
2) на участках со скоростями движения поездов более 140 км/ч;
3) IV категории при пересечении трех и более железнодорожных путей общего пользования, при пересечениях железнодорожных путей общего пользования в выемках и других местах, где не обеспечены условия видимости, приведенные в таблице N 3 Условий, в границах железнодорожных станций, а также в случаях, когда требуется обслуживание железнодорожных переездов дежурным по переезду.
Не допускается открытие трамвайного и троллейбусного движения на эксплуатируемых железнодорожных переездах.
Открытие вновь автобусного движения на железнодорожных переездах допускается с разрешения владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования при условии оборудования железнодорожного переезда переездной сигнализацией и решения комиссии, указанной в пункте 4 Условий.
На нерегулируемых железнодорожных переездах водителям транспортных средств, находящихся на удалении не более 50 м от ближнего рельса, обеспечивается видимость поезда, приближающегося с любой стороны в соответствии с нормами обеспечения видимости поезда, приведенными в таблице N 3 Условий <31>.
--------------------------------
<31> Подпункт 7.2 пункта 7 ГОСТ Р 50597-2017.
19. Железнодорожные переезды располагаются на прямых участках железнодорожных путей и автомобильных дорог вне пределов выемок и мест, где не обеспечиваются условия видимости в соответствии с нормами, приведенными в таблице N 3 Условий.
Пересечение железнодорожных путей автомобильными дорогами осуществляется под прямым углом. При невозможности выполнения этого условия острый угол между пересекающимися железнодорожными путями и автомобильными дорогами составляет не менее 60°. Действующие железнодорожные переезды, расположенные под более острым углом, переустраиваются при реконструкции автомобильных дорог и (или) железнодорожных путей.
На нерегулируемых железнодорожных переездах для обеспечения безопасности движения поездов и транспортных средств разрешается устанавливать горизонтально-поворотные шлагбаумы, перекрывающие полностью проезжую часть автомобильных дорог при производстве маневровых работ.
20. На железнодорожных переездах на протяжении не менее 10 м от крайнего рельса автомобильная дорога в продольном профиле должна иметь горизонтальную площадку, в том числе создаваемую кривой большого радиуса, или уклон, обусловленный превышением одного рельса над другим, когда пересечение находится в кривом участке железнодорожного пути.
Продольный уклон подходов автомобильной дороги к железнодорожному переезду на протяжении не менее 20 м перед горизонтальной площадкой должен составлять не более 0,05%о (промилле).
При реконструкции и строительстве новых автомобильных дорог подходы к железнодорожным переездам на протяжении не менее 10 м от крайнего рельса автомобильная дорога в продольном профиле должна иметь горизонтальную площадку.
Подходы автомобильной дороги к железнодорожному переезду на протяжении не менее 50 м следует проектировать с продольным уклоном не более 0,03%о (промилле). При подходах к железнодорожному переезду автомобильных грунтовых дорог (без твердого покрытия) до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии не менее 10 м от ближайшего рельса по пути следования собственником (владельцем) участков автомобильных дорог по согласованию с владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования устраивается твердое покрытие.
21. Вновь создаваемые защитные насаждения и (или) защитные лесные насаждения, находящиеся в защитных полосах лесов, расположенных в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, должны обеспечивать водителям транспортных средств на расстоянии 50 м и менее от железнодорожного переезда видимость приближающегося к нему поезда на расстоянии не менее 500 м <32>.
--------------------------------
<32> Пункт 2 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464).
22. Ширина проезжей части железнодорожного переезда должна быть равна ширине проезжей части автомобильной дороги, но не менее 6 м, а ширина настила железнодорожного переезда в местах прогона скота - не менее 4 м.
Конструкция настила железнодорожного переезда утверждается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования.
Величины возвышения междурельсового настила над верхом головки рельсов <33>, отклонения верха головки рельса железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части автомобильной дороги, относительно поверхности покрытия и отдельные углубления и впадины в покрытии междурельсового пространства (настиле) должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 5.3 пункта 5.2 ГОСТ Р 50597-2017.
--------------------------------
<33> Подпункт 64 пункта 4 ГОСТ Р 50542-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 30 марта 1993 г. N 97 (М., "Стандартинформ", 2006) (далее - ГОСТ Р 50542-93).
Для обеспечения беспрепятственного прохода колесных пар железнодорожного подвижного состава (поезда) в пределах переездного настила используются желоба. Ширина желоба устанавливается в пределах от 75 до 110 мм, а глубина - не менее 45 мм.
Требования к покрытию проезжей части в границах железнодорожного переезда и срокам устранения дефектов устанавливаются подпунктом 5.2.4 и таблицей 5.3 пункта 5.2 ГОСТ Р 50597-2017.
23. На железнодорожных переездах, обслуживаемых дежурным по переезду, внутри колеи каждого железнодорожного пути (на однопутных участках - с обеих сторон) на расстоянии от 0,75 до 1,00 м от края настила владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования должны быть закреплены приспособления в виде металлических трубок для установки переносных сигналов остановки железнодорожного подвижного состава (поезда) (красного щита, фонаря), а также приспособления для определения нижнего негабарита железнодорожного подвижного состава (поезда) (рисунок N 1).
Рисунок N 1. Приспособление для обнаружения нижнего
негабарита в железнодорожном подвижном составе:
1 - деревянная планка размером 140 x 1300 x 15 мм;
2 - болт или валик;
3 - металлический штырь;
4 - шпала.
24. Стойки шлагбаумов, мачты светофоров переездной сигнализации, ограждений, перил и столбиков сигнальных дорожных должны быть установлены владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования на расстоянии не менее 0,75 м от края проезжей части автомобильной дороги.
Направляющие (сигнальные) столбики должны соответствовать требованиям пунктов 5 - 7 ГОСТ Р 50970-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения" <34> и пункта 5 ГОСТ 32843-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования" <35> и устанавливаться в соответствии с ГОСТ 33151-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения" <36>.
--------------------------------
<34> Введенного в действие приказом Росстандарта от 22 апреля 2011 г. N 54-ст (М., "Стандартинформ", 2011) (далее - ГОСТ 33151-2014).
<35> Введенного в действие приказом Росстандарта от 7 апреля 2015 г. N 225-ст (М., "Стандартинформ", 2015).
<36> Введенного в действие приказом Росстандарта от 23 июля 2015 г. N 959-ст (М., "Стандартинформ", 2015).
25. Для прогона скота на железнодорожных переездах устанавливаются перила или ограждения барьерного типа из железобетона, дерева или металла высотой не менее 1,2 м, а к запасным шлагбаумам подвешиваются заградительные сетки.
26. Ограждения железнодорожных переездов должны быть окрашены владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования в соответствии с требованиями пункта 5.2 ГОСТ 33151-2014.
27. В границах железнодорожных переездов и на подходах к ним со стороны автомобильной дороги ТСОДД устанавливаются на основании ПОДД.
Для разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия) на автомобильных дорогах (при числе полос для движения две или более) перед железнодорожными переездами наносится разметка 1.1 <37> на протяжении 100 м от ближнего рельса.
--------------------------------
<37> Приложение Г "Разметка дорожная по ГОСТ Р 51256-2018" к ГОСТ Р 52289-2019.
Разметка 1.12 "Стоп-линия" <38> наносится на расстоянии не менее 5 м от шлагбаума или светофора, а при их отсутствии - на расстоянии не менее 10 м от ближнего рельса в одном створе со знаком 2.5 "Движение без остановки запрещено" <39>.
--------------------------------
<38> Подпункт 5.7.18 пункта 5.7 ГОСТ Р 52289-2019.
<39> Абзац третий подпункта 5.3.7 пункта 5.3 ГОСТ Р 52289-2019.
Для обозначения границ полос движения при их числе две или более для одного направления движения перед железнодорожными переездами не менее чем за 20 м при допускаемой скорости движения транспортных средств не более 60 км/час и 40 м - при скорости более 60 км/час от разметки 1.12 "Стоп-линии" наносится разметка 1.3 <40>.
--------------------------------
<40> Приложение Г "Разметка дорожная по ГОСТ Р 51256-2018" к ГОСТ Р 52289-2019.
28. Железнодорожные переезды и участки автомобильных дорог на подходах к ним оборудуются ТСОДД и информационными щитами при строительстве железнодорожных переездов и проведении ремонтных работ, а также обустройстве участков автомобильных дорог при закрытии железнодорожных переездов.
29. Железнодорожные переезды, расположенные в населенных пунктах, при подходах к ним автомобильной дороги, имеющей тротуары, обустраиваются владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования пешеходными дорожками.
30. УЗП устанавливаются в проезжую часть автомобильной дороги на одном уровне с ее покрытием. После опускания шлагбаумов должен обеспечиваться подъем плиты УЗП в сторону приближающегося автотранспорта на высоту 0,45