МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 марта 2021 г. N 73
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МИНИСТЕРСТВА
ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 июля 2004 г. N 395, а также на основании приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 585 "О структуре центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте транспортной безопасности Министерства транспорта Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2017 г. N 156 "Об утверждении Положения о Департаменте транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта Российской Федерации".
Министр
В.Г.САВЕЛЬЕВ
Утверждено
приказом Минтранса России
от 16 марта 2021 г. N 73
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МИНИСТЕРСТВА
ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1.1. Департамент транспортной безопасности (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Министерство) и обеспечивает деятельность Министерства по вопросам:
формирования государственной политики в области транспортной безопасности;
разработки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области транспортной безопасности;
участия в работе по координации деятельности подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств в области обеспечения транспортной безопасности;
интеграции в международную систему обеспечения транспортной безопасности;
организации обеспечения мероприятий по гражданской обороне, координации деятельности по гражданской обороне находящихся в ведении Министерства федеральной службы, федеральных агентств, а также контроля за их деятельностью в указанной сфере.
1.2. Координация деятельности и контроль за деятельностью Департамента осуществляются в соответствии с приказом Министерства о распределении обязанностей между Министром и заместителями Министра транспорта Российской Федерации (далее - Министр, заместитель Министра).
1.3. В своей деятельности Департамент руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, приказами Министерства, а также настоящим Положением.
1.4. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, подведомственными Министерству федеральной службой и федеральными агентствами, организациями, со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и государственными органами субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и организациями.
II. Задачи Департамента
2.1. Основными задачами Департамента являются:
2.1.1. Формирование государственной политики в области транспортной безопасности.
2.1.2. Разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области транспортной безопасности.
2.1.3. Интеграция в международную систему обеспечения транспортной безопасности.
2.1.4. Организация и обеспечение мероприятий по гражданской обороне Министерства, участие в координации деятельности по гражданской обороне находящихся в ведении Министерства федеральной службы, федеральных агентств и организаций, а также контроль за их деятельностью в указанной сфере.
2.1.5. Участие в работе по координации деятельности подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий).
III. Функции Департамента
3.1. В соответствии с возложенными основными задачами Департамент осуществляет следующие функции:
3.1.1. "Вырабатывает государственную политику в области обеспечения транспортной безопасности.
3.1.2. Готовит предложения о реализации положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также гражданской обороны.
3.1.3. Осуществляет разработку, анализ применения законодательных и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства по вопросам обеспечения транспортной безопасности и гражданской обороны, а также подготовку предложений о внесении в них изменений.
3.1.4. Разрабатывает нормативные правовые акты в области обеспечения транспортной безопасности, межведомственные и ведомственные планы, соглашения и иные документы по вопросам обеспечения транспортной безопасности (защиты транспортного комплекса, в том числе антитеррористической защищенности объектов (территорий) и потребителей транспортных услуг от актов незаконного вмешательства), включая предложения по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности.
3.1.5. Осуществляет разработку проектов нормативных правовых актов:
утверждающих типовые основные программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности;
определяющих:
порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации;
порядок ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации;
порядок получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности по согласованию с Федеральной службой безопасности и Министерством внутренних дел Российской Федерации;
порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;
порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности в установленном порядке;
требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности;
особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта;
порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним;
правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности;
правила категорирования и установления количества категорий объектов транспортной инфраструктуры;
объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, не подлежащие категорированию по видам транспорта.
3.1.6. Принимает участие в реализации мероприятий по развитию и эксплуатации единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ).
3.1.7. Принимает участие в выработке предложений по формированию мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и работе в ЕГИС ОТБ (контуры "К" и "С") по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
3.1.8. Организовывает и обеспечивает гражданскую оборону в Министерстве, координацию деятельности по гражданской обороне находящихся в ведении Министерства федеральной службы, федеральных агентств и организаций, а также контроль за их деятельностью в указанной сфере.
3.1.9. Проводит сбор, обобщение и анализ информации в области обеспечения транспортной безопасности.
3.1.10. Участвует в разработке проектов развития транспортной инфраструктуры в части обеспечения транспортной безопасности.
3.1.11. Готовит предложения к проектам государственных федеральных целевых программ (подпрограмм) развития транспортного комплекса по вопросам транспортной безопасности.
3.1.12. Осуществляет анализ выполнения государственных федеральных целевых и иных программ (подпрограмм) в части, касающейся транспортной безопасности.
3.1.13. Организует в системе Министерства выполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности.
3.1.14. Обеспечивает работу по подготовке материалов к заседаниям Национального антитеррористического комитета, Совета Безопасности Российской Федерации и Государственного Совета Российской Федерации, Государственного антинаркотического комитета, Федерального оперативного штаба, а также работу по выполнению протокольных решений, принятых на указанных заседаниях.
3.1.15. Осуществляет выполнение установленных в Министерстве требований режима секретности при работе со сведениями, составляющими государственную тайну.
3.1.16. Исключен. - Приказ Минтранса России
от 28.07.2025 N 220.
3.1.17. Участвует в подготовке перечня сведений, подлежащих засекречиванию в Министерстве.
3.1.18. Организовывает разработку и формирование планов гражданской обороны Министерства, осуществляет координацию выполнения подведомственными Министерству федеральной службой, федеральными агентствами и организациями планов в указанной сфере.
3.1.19 - 3.1.21. Исключены. - Приказ Минтранса России
от 28.07.2025 N 220.
3.1.22. Организовывает работу по повышению квалификации работников подразделений гражданской обороны.
3.1.23. Готовит материалы к заседанию Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
3.1.24. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии Министерства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
3.1.25. Готовит материалы в ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны.
3.1.26. Выполняет функции постоянно действующего органа управления функциональной подсистемой транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.1.27. Осуществляет взаимодействие с подведомственными Министерству федеральной службой и федеральными агентствами по сбору, обобщению, анализу информации в части компетенции Департамента и ее представлению в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны.
3.1.28. Участвует в координации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации".
3.1.29. Исключен. - Приказ Минтранса России
от 28.07.2025 N 220.
3.1.30. Разрабатывает предложения к Транспортной стратегии Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности, а также предложения об их корректировке, готовит необходимые материалы о результатах их реализации.
3.1.31. Принимает участие в подготовке предложений по вопросам обеспечения транспортной безопасности при разработке концепций и программ социально-экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, а также осуществляет анализ их реализации.
3.1.32. Принимает участие в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и предложений по проектам законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поступивших в Министерство от федеральных органов исполнительной власти, Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
3.1.33. Готовит предложения о сотрудничестве с международными организациями по вопросам обеспечения транспортной безопасности.
3.1.34. В установленном порядке организовывает проведение переговоров и заключение международных договоров в сфере обеспечения транспортной безопасности.
3.1.35. Участвует в разработке и реализации Плана мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства по вопросам обеспечения транспортной безопасности.
3.1.36. Обеспечивает организацию работы Совета по безопасности на транспорте при Координационном транспортном совещании государств - участников Содружества Независимых Государств.
3.1.37. Участвует в рамках своей компетенции в реализации положений международных договоров Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.
3.1.38. Разрабатывает предложения о проведении международных мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
3.1.39. Готовит информационные материалы к встречам Министра и заместителей Министра с официальными представителями иностранных государств, международных организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
3.1.40. Готовит в пределах своей компетенции информацию в ежеквартальный отчет о выполнении Плана мероприятий по повышению результативности бюджетных расходов.
3.1.41. Принимает участие в утверждении ежегодного плана и показателей деятельности федеральной службы и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства, а также отчета об их исполнении.
3.1.42. Разрабатывает предложения в проект плана деятельности Министерства и готовит информацию о его выполнении по вопросам обеспечения транспортной безопасности.
3.1.43. Выступает заказчиком проведения научно-исследовательских работ, финансируемых из средств федерального бюджета, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
3.1.44. Участвует в разработке основных направлений и приоритетов государственной политики, программ и стратегий транспортного развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, других программных документов Правительства Российской Федерации в сфере транспорта, в подготовке планов и показателей деятельности Министерства, в подготовке отчетов о выполнении программных документов, планов, показателей и докладов о результатах деятельности Министерства.
3.1.45. Осуществляет анализ эффективности государственных, федеральных целевых и ведомственных программ, готовит предложения о разработке новых программ по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
3.1.46. Готовит предложения в проекты планов заседаний Правительства Российской Федерации, законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, законопроектной деятельности Министерства, проект плана Министерства по подготовке проектов актов Правительства Российской Федерации, а также проект плана нормотворческой деятельности Министерства в рамках компетенции Департамента.
3.1.47. Разрабатывает и готовит для внесения в Правительство Российской Федерации совместно со структурными подразделениями Министерства проекты нормативных правовых актов и иных документов в рамках своей компетенции, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, обеспечивает их сопровождение.
3.1.48. Принимает участие в деятельности рабочих групп, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в том числе по поручению Министра или заместителей Министра.
3.1.49. Разрабатывает акты ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства, отнесенным к компетенции Департамента.
3.1.50. Организовывает и проводит совещания, семинары и иные мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
3.1.51. Готовит справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в целях обеспечения участия должностных лиц Министерства в работе комиссий, совещаниях, семинарах и в иных мероприятиях.
3.1.52. Представляет структурным подразделениям Министерства разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, а также запрашивает у них необходимую информацию и документы.
3.1.53. Готовит предложения в план работы Министерства в рамках своей компетенции.
3.1.54. Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
3.1.55. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по организации и ведению делопроизводства, комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Департамента.
3.1.56. Участвует в установленном порядке в подготовке проведения конкурсов на размещение государственных заказов и заключения государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в целях выполнения Министерством возложенных на него функций.
3.1.57. Осуществляет мероприятия по исполнению комплекса мер антимонопольного комплаенса в порядке, установленном нормативным актом Министерства.
3.1.58. Запрашивает в установленном порядке информацию, справки и другие документы, необходимые для выполнения возложенных на Департамент функций, у подведомственных Министерству организаций, федеральной службы и федеральных агентств, а также у органов и организаций, подведомственных указанным федеральной службе и федеральным агентствам.
3.1.59. Обеспечивает своевременное исполнение поручений Министра и заместителей Министра в рамках компетенции Департамента.
3.1.60. Осуществляет своевременное рассмотрение обращений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сенаторов Российской Федерации, комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, граждан и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
3.1.61. Осуществляет рассмотрение обращений, заявлений и жалоб физических и юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
3.1.62. Готовит материалы для брифингов и пресс-конференций для средств массовой информации по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
3.1.63. По вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, обеспечивает реализацию постановления Правительства Российской Федерации
от 4 мая 2008 г. N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму", Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. N Пр-2665.
3.1.64. Принимает участие в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области противодействия терроризму по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
3.1.65. Принимает участие в мобилизационной подготовке Министерства.
3.1.66. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра и заместителей Министра.
IV. Руководство Департамента
4.1. Руководство деятельностью Департамента осуществляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности приказом Министерства, подписанным Министром транспорта Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности.
4.2. Директор Департамента:
4.2.1. Осуществляет непосредственное руководство Департаментом и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций, а также состояние исполнительской дисциплины.
4.2.2. Представляет Министру и заместителям Министра предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
4.2.3. Вносит на рассмотрение Министру предложения о структуре и штатной численности Департамента, служебном распорядке, административных и должностных регламентах.
4.2.4. Участвует в совещаниях, проводимых Министром и заместителями Министра, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
4.2.5. Участвует в деятельности межведомственных рабочих групп, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
4.2.6. Участвует в заседаниях коллегиальных органов, в состав которых входит Министерство.
4.2.7. Направляет государственных гражданских служащих Департамента для участия в деятельности межведомственных рабочих групп, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
4.2.8. Рассматривает поступившие в Министерство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, визирует указанные проекты и заключения на них.
4.2.9. Визирует и подписывает проекты служебных документов.
4.2.10. Распределяет обязанности между своими заместителями, контролирует их исполнение.
4.2.11. Утверждает положения об отделах Департамента.
4.2.12. Представляет Министру предложения о назначении на должность и об освобождении от должности работников Департамента, об их графике отпусков, повышении квалификации, переподготовке и стажировке работников Департамента, поощрении и наложении на них взысканий, об установлении надбавок отдельным категориям работников Департамента.
4.2.13. Представляет в случае проведения аттестации мотивированный отзыв об исполнении работником должностных обязанностей за аттестационный период с приложением необходимых документов.
4.2.14. Требует от работника Департамента представления объяснений в письменной форме, в том числе для решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания.
4.2.15. Дает поручения работникам Департамента.
4.2.16. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра и заместителя Министра, осуществляющего координацию и контроль деятельности Департамента.
4.3. Заместители директора Департамента подписывают документы (письма и служебные записки) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В случае временного отсутствия директора Департамента один из его заместителей исполняет его обязанности по решению Министра.