МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 апреля 2019 г. N 114
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА МОНИТОРИНГА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В соответствии с пунктом 4 Правил определения основных параметров дорожного движения и ведения их учета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 ноября 2018 г. N 1379 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 48, ст. 7420), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок мониторинга дорожного движения.
Министр
Е.И.ДИТРИХ
Утвержден
приказом Минтранса России
от 18 апреля 2019 г. N 114
ПОРЯДОК МОНИТОРИНГА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок мониторинга дорожного движения (далее - Порядок) устанавливает периодичность и правила проведения обследований дорожного движения на дорогах Российской Федерации, порядок предоставления учетных сведений об основных параметрах дорожного движения.
2. Мониторинг дорожного движения должен проводиться в целях формирования и реализации государственной политики в области организации дорожного движения, оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных владельцев автомобильных дорог по организации дорожного движения, а также в целях обоснования выбора мероприятий по организации дорожного движения, формирования комплекса мероприятий, направленных на обеспечение эффективности организации дорожного движения.
3. Мониторинг дорожного движения должен осуществляться специалистами по организации и мониторингу дорожного движения <1> органов и организаций, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 487 "Об утверждении перечня профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, и квалификационных требований к ним" (зарегистрирован Минюстом России 4 марта 2019 г., регистрационный N 53936).
4. Данные мониторинга дорожного движения необходимо использовать при решении задач по:
а) оценке состояния дорожного движения и эффективности его организации;
б) выявлению и прогнозированию развития процессов, влияющих на состояние дорожного движения;
в) разработке программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения;
г) определению мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения;
д) оценке качества реализации мероприятий, направленных на обеспечение эффективности организации дорожного движения;
е) контролю в сфере организации дорожного движения;
ж) обеспечению потребностей государства, юридических лиц и граждан в достоверной информации о состоянии дорожного движения.
5. Мониторинг дорожного движения должен осуществляться посредством сбора, обработки, накопления и анализа основных параметров дорожного движения, установленных пунктом 2 Правил определения основных параметров дорожного движения и ведения их учета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 ноября 2018 г. N 1379.
6. Сбор значений параметров дорожного движения следует осуществлять:
а) при обследовании дорожного движения посредством регистрации значений параметров дорожного движения на стационарных постах учета и (или) координатно-временных параметров движения на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы (далее - сигналы ГЛОНАСС/GPS) с применением транспортных средств, оснащенных средствами навигации и движущихся по заданному маршруту с соблюдением особых условий движения, установленных в пункте 28 настоящего Порядка (далее - контрольное транспортное средство);
б) посредством приема сигналов ГЛОНАСС/GPS от организаций, владеющих данными о координатно-временных параметрах движения транспортных средств (далее - источники координатно-временных данных);
в) посредством получения информации с пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения.
7. Обработку основных параметров дорожного движения необходимо осуществлять посредством оценки и упорядочения значений параметров дорожного движения и расчета параметров эффективности организации дорожного движения.
8. Накопление основных параметров дорожного движения необходимо осуществлять посредством регулярного пополнения объема данных мониторинга дорожного движения с учетом требований настоящего Порядка.
9. Анализ основных параметров дорожного движения необходимо осуществлять посредством сопоставления данных мониторинга дорожного движения с допустимыми и критическими значениями параметров дорожного движения в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
10. Мониторинг дорожного движения необходимо проводить не реже одного раза в год. По итогам мониторинга дорожного движения учетные сведения об основных параметрах дорожного движения посредством таблиц передачи отчетных данных согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в электронном виде следует представлять оператору информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (далее - АСУ ТК) <2>:
--------------------------------
<2> Пункты 7 и 9 Правил определения основных параметров дорожного движения и ведения их учета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 16.11.2018 N 1379 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 48, ст. 7420).
а) Федеральным дорожным агентством непосредственно или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями - в отношении автомобильных дорог федерального значения;
б) Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" - в отношении автомобильных дорог федерального значения, переданных в доверительное управление компании;
в) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
г) органами местного самоуправления - в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, включая дороги, расположенные в границах городских округов и городских поселений, в рамках своей компетенции.
Учетные сведения об основных параметрах дорожного движения следует передавать в органы внутренних дел на основании запроса.
II. Проведение обследования дорожного движения
11. Обследование дорожного движения необходимо осуществлять в отношении транспортных средств и пешеходов на дорогах, участках дорог и (или) сети дорог в границах городских округов, городских поселений, отдельных функциональных и (или) территориальных зон в их составе, автомобильных дорогах на межселенных территориях в границах муниципальных районов.
12. В границах городских округов и городских поселений обследование дорожного движения необходимо осуществлять в отношении следующих категорий дорог, установленных в соответствии с СП 42.13330.2011 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 <3>" <4>, и их участков:
--------------------------------
<3> М.: Минрегион России, 2010.
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 465, N 40, ст. 5568; 2016, N 50, ст. 7122).
а) магистральные городские дороги скоростного и регулируемого движения;
б) магистральные улицы общегородского значения непрерывного и регулируемого движения;
в) участки дорог вне зависимости от категории, пересекающие естественные и искусственные преграды, включая участки, проходящие через мосты, тоннели, эстакады, железнодорожные переезды;
г) участки дорог вне зависимости от категории, обеспечивающие кратчайшие связи между территориальными и (или) функциональными зонами, расположенными на территории городского округа, городского поселения;
д) участки дорог вне зависимости от категории, обеспечивающие кратчайшие связи городского округа, городского поселения с другими поселениями.
В границах городских округов и городских поселений с численностью населения менее 250 тысяч человек обследование дорожного движения необходимо осуществлять также в поперечном профиле улиц и городских дорог районного значения.
13. На межселенных территориях в границах муниципальных районов обследование дорожного движения необходимо осуществлять на следующих категориях дорог <5>:
--------------------------------
<5> Постановление Правительства Российской Федерации
от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 40, ст. 4703).
а) автомагистрали (категория IА);
б) скоростные автомобильные дороги (категория IБ);
в) дороги обычного типа (нескоростные дороги) (категории IВ, II и III);
г) участки дорог вне зависимости от категории, обеспечивающие кратчайшие связи городских поселений в составе муниципального района между собой и с другими городскими поселениями и городскими округами.
14. Обследование дорожного движения следует проводить:
а) на стационарных постах учета;
б) с применением контрольных транспортных средств;
в) с применением пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения <6>.
--------------------------------
<6> Приказ Минтранса России
от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (зарегистрирован Минюстом России 24.05.2013, регистрационный N 28505), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России
от 09.08.2013 N 267 (зарегистрирован Минюстом России 26.09.2013, регистрационный N 30039),
от 25.11.2014 N 322 (зарегистрирован Минюстом России 20.04.2015, регистрационный N 36926),
от 07.11.2017 N 479 (зарегистрирован Минюстом России 24.01.2018, регистрационный N 49743),
от 13.11.2018 N 406 (зарегистрирован Минюстом России 11.12.2018, регистрационный N 52958).
15. Объектами обследования дорожного движения на стационарных постах учета являются зоны пересечения и примыкания дорог в одном уровне (далее - пересечение), участки дорог между двумя пересечениями (далее - перегон), участки дорог, включающие перегон (в одном направлении движения) и пересечение, смежное с ним по направлению движения транспортных средств (далее - опорный участок), в границах городских округов и городских поселений, на межселенных территориях в границах муниципальных районов, обеспечивающие наиболее массовые транспортные корреспонденции на дорогах и участках дорог, указанных в пунктах 12, 13 настоящего Порядка.
16. В ходе обследования дорожного движения, обработки результатов обследования дорожного движения на стационарных постах учета следует производить:
а) регистрацию интенсивности и условий дорожного движения в различные периоды суток (далее - временные периоды), включая утренний пиковый период, дневной межпиковый период, вечерний пиковый период, ночной межпиковый период, а также временные периоды, связанные с изменениями основных параметров дорожного движения и условий дорожного движения;
б) определение уровня обслуживания дорожного движения на пересечении в составе опорного участка за каждый час обследования дорожного движения и за обследуемый временной период в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку;
в) определение уровня обслуживания дорожного движения на опорном участке за каждый час обследования дорожного движения и за каждый из обследуемых временных периодов с подведением итогового значения за сутки в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
Обследование дорожного движения на стационарных постах учета следует проводить в течение одних суток (вторник, или среда, или четверг) в обследуемых поперечных профилях опорных участков сотрудниками, осуществляющими сбор показателей дорожного движения путем визуального наблюдения за движением транспортных средств (далее - учетчики (наблюдатели) и (или) техническими средствами регистрации, передачи, приема и хранения информации в автоматическом режиме.
17. Подготовка к обследованию дорожного движения на стационарных постах учета должна включать:
а) инструктаж лиц (в том числе по правилам безопасности при проведении транспортных обследований), привлекаемых к участию в обследовании дорожного движения в качестве учетчиков (наблюдателей);
б) составление схематического изображения перегона, пересечения, примыкания дорог, на котором отображаются обследуемые поперечные профили, направления движения транспортных средств и пешеходов;
в) определение расположения стационарных постов учета по условиям обеспечения свободного обзора движущихся транспортных средств и пешеходов, мест разделения и слияния обследуемых направлений движения транспортных средств и пешеходов;
г) распределение учетчиков (наблюдателей) на стационарных постах учета.
18. Число учетчиков (наблюдателей) на стационарном посту учета необходимо определять исходя из условий регистрации не более 300 транспортных средств в час одним человеком. Учетчик (наблюдатель) должен единовременно фиксировать транспортные средства и пешеходов только в одном направлении движения (движущихся по направлению к учетчику (наблюдателю)).
При обследовании движения транспортных средств на пересечениях число учетчиков (наблюдателей) следует определять исходя из расчета один человек на каждое направление движения транспортных средств и пешеходов.
Продолжительность работы учетчика (наблюдателя) на стационарном посту учета не должна превышать двух часов.
19. В границах городских округов, городских поселений количество стационарных постов учета следует устанавливать из расчета один стационарный пост учета на 4 километра общей протяженности обследуемых дорог.
20. Сбор и обработку основных параметров дорожного движения в обследуемых поперечных профилях опорных участков в автоматическом режиме необходимо осуществлять на стационарных постах учета движения транспортных средств техническими средствами регистрации, передачи, приема и хранения информации, а также программными средствами обработки данных.
21. Обработку данных обследования дорожного движения на стационарных постах учета следует производить посредством:
а) суммирования отметок в формах первичного учета интенсивности и состава движения транспортных средств, интенсивности движения пешеходов;
б) расчета пропускной способности перегонов и пересечений в составе обследуемых опорных участков;
в) занесения результатов в таблицы передачи отчетных данных об основных параметрах дорожного движения согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
22. Анализ данных обследования дорожного движения на стационарных постах учета необходимо производить посредством:
а) определения числа и продолжительности временных периодов в целях планирования обследования дорожного движения с применением контрольных транспортных средств;
б) сопоставления значений уровней обслуживания дорожного движения, рассчитанных для обследованных опорных участков с допустимыми и критическими значениями параметров дорожного движения в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
23. Объектом обследования дорожного движения с применением контрольных транспортных средств являются дороги и участки дорог, указанные в пунктах 12, 13 настоящего Порядка. Обследование дорожного движения следует проводить методом регистрации сигналов ГЛОНАСС/GPS контрольных транспортных средств и (или) обработки таких сигналов, представленных источниками координатно-временных данных.
24. В ходе обследования дорожного движения с применением контрольных транспортных средств и обработки сигналов ГЛОНАСС/GPS следует определять среднюю скорость движения транспортных средств на обследуемой сети дорог в течение каждого из временных периодов и выявлять участки обследуемой сети дорог, на которых наблюдаются критические значения уровня обслуживания, приведенные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
25. Минимально необходимое число контрольных транспортных средств, одновременно находящихся на сети дорог в течение временного периода, следует определять по формуле: