ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минтруда России от 03.08.2021 N 536 "Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 августа 2021 г. N 536
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОКАЗАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
НА ОСНОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА
В соответствии с пунктом 5 приложения N 8.6 к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утверждены
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от ___________ 2021 г. N ______
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОКАЗАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
НА ОСНОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания методологической помощи при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 приложения N 8.6 к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - Правила предоставления субсидий):
органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка назначения государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта и формы социального контракта;
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения (далее - органы занятости населения);
органам местного самоуправления, осуществляющим полномочия по содействию в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта;
органам государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере сельского хозяйства;
органам государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства;
органам социальной защиты населения, уполномоченным принимать решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ);
иным организациям, принимающим участие в оказании гражданину государственной социальной помощи на основании социального контракта.
2. В Методических рекомендациях используются следующие понятия:
социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - исполнить положения социального контракта в полном объеме, включая программу социальной адаптации;
программа социальной адаптации - разработанный ответственным представителем органа социальной защиты населения совместно с гражданином и иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также иными организациями перечень обязательных для получателей государственной социальной помощи мероприятий, направленных на повышение среднедушевых доходов гражданина (семьи гражданина) и на выход гражданина (семьи гражданина) из трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем, сроки и порядок реализации этих мероприятий;
проверка (комиссионное обследование) сведений, указанных гражданином в заявлении об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта - посещение места проживания гражданина, подавшего заявление на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - заявитель) и его семьи с целью определения соответствия представленных заявителем сведений о доходах его семьи (одиноко проживающего гражданина), а также об имуществе, принадлежащем заявителю (семье заявителя) на праве собственности, жилищно-бытовым условиях.
3. Целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является повышение качества жизни малоимущих граждан за счет собственных активных действий по получению постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение заявителя (семьи заявителя).
4. Основными принципами реализации государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:
добровольность участия;
обязательность исполнения условий социального контракта;
индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации;
обеспечение персонального подхода при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с ориентацией на оказание такой помощи тем гражданам, которые имеют мотивацию к трудовой деятельности и улучшению своего материального положения.
5. Мероприятиями, по которым заключается социальный контракт, в соответствии с пунктом 3 статьи 8.1. Федерального закона N 178-ФЗ (далее - основные мероприятия), а также в соответствии с Правилами предоставления субсидий являются:
а) поиск работы. В рамках указанного основного мероприятия в приоритетном порядке оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта гражданам, проживающим в семьях с детьми. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного основного мероприятия, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год с даты окончания срока действия социального контракта;
б) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Под индивидуальной предпринимательской деятельностью понимается коммерческая деятельность, в том числе деятельность в рамках ведения крестьянско-фермерского хозяйства гражданина, с которым заключен социальный контракт, в статусе индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого). Социальный контракт, направленный на реализацию указанного основного мероприятия, с одним и тем же гражданином может быть заключен после окончания срока действующего социального контракта;
в) ведение личного подсобного хозяйства. В рамках указанного основного мероприятия оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта при наличии в соответствующем субъекте Российской Федерации утвержденных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного основного мероприятия, с одним и тем же гражданином может быть заключен после окончания срока действующего социального контракта;
г) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона N 178, в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования. Перечень товаров первой необходимости и перечень товаров, необходимых для школьного и дошкольного образования, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
При утверждении перечня товаров первой необходимости рекомендуется руководствоваться положениями распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 762-р "Об организациях, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости в период нерабочих дней, установленных Указом Президента, и утверждении рекомендуемого Перечня непродовольственных товаров первой необходимости" и постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения".
6. Социальный контракт заключается на следующий период:
по основному мероприятию "поиск работы" - не более чем на 9 месяцев;
по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" - не более чем на 12 месяцев;
по основному мероприятию "ведение личного подсобного хозяйства" - не более чем на 12 месяцев;
по основному мероприятию "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации" - не более чем на 6 месяцев.
Программа социальной адаптации разрабатывается на срок действия социального контракта.
7. Конечными результатами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:
а) по основному мероприятию "поиск работы":
заключение гражданином трудового договора в период действия социального контракта;
повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта;
б) по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности":
регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.
в) по основному мероприятию "ведение личного подсобного хозяйства":
регистрация гражданина в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.
г) по основному мероприятию "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации":
преодоление гражданином (семьей гражданина) трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта.
8. Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания заявителя.
9. Органами социальной защиты населения в подсистему установления выплат и мер социальной защиты (поддержки) Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее - ПУВ ЕГИССО, ЕГИССО) вносится информация об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе:
информация о социальном контракте (реквизиты социального контракта, срок действия);
информация о заявителе, членах семьи заявителя, которую гражданин указывал в заявлении на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта;
сведения о доходах заявителя (семьи заявителя), представленных при подаче заявления на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта;
информация о среднедушевом доходе заявителя (семьи заявителя) при заключении социального контракта и по окончанию срока действия социального контракта;
информация о мероприятиях программы социальной адаптации и ходе их исполнения;
сведения о доходах заявителя (семьи заявителя) за 3 месяца, следующих за месяцем окончания срока действия социального контракта, представленных заявителем в течение 4-го месяца после месяца окончания срока действия социального контракта;
информация о результатах оценки эффективности реализации социального контракта.
Подробная инструкция о внесении вышеуказанных сведений в ПУВ ЕГИССО изложена в руководстве пользователя ЕГИССО <1>.
--------------------------------
<1> http://www.pfrf.ru/files/id/egisso/project/2018/Rukovodstvo_polzovatelya_kabineta_postavschika_informatsii_2018_02_16.doc.
По вопросам внесения информации о реализации социальных контрактов в ПУВ ЕГИССО рекомендуется обращаться в Пенсионный фонд Российской Федерации или Минтруд России.
10. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждают:
форму социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации;
перечень оснований для досрочного расторжения социального контракта;
перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации. Примерный перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации приведен в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям;
форму акта материально-бытового обследования условий проживания заявителя (семьи заявителя);
форму анкеты для заполнения сведений, полученных по результатам собеседования;
порядок образования межведомственной комиссии, создаваемой в целях рассмотрения социального контракта, а также программы социальной адаптации и содействия в ее реализации;
порядок оценки межведомственной комиссией долговых обязательств заявителя (семьи заявителя) перед кредитными организациями;
порядок возмещения работодателю расходов на прохождение получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта стажировки, с учетом положений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 18 Правил предоставления субсидий. При этом рекомендуется осуществлять возмещение работодателю расходов на стажировку исходя из количества отработанных дней, но не более чем 3 месяца;
порядок контроля органом социальной защиты населения за выполнением получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта обязательств, предусмотренных программой социальной адаптации;
порядок контроля за целевым использованием денежных средств, выплаченных гражданину в соответствии с условиями социального контракта. Под целевым расходованием средств понимается соответствие приобретенных товаров, работ и услуг тем, которые содержатся в программе социальной адаптации;
требования к конечному результату социального контракта, утвержденные в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления субсидий;
порядок оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в субъекте Российской Федерации, осуществляемый в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики от 30 сентября 2013 г. N 506н/389;
порядок мониторинга условий жизни гражданина (семьи гражданина) по окончании срока действия социального контракта;
перечень товаров первой необходимости;
перечень товаров, необходимых для получения школьного и дошкольного образования.
11. Органам социальной защиты населения с целью повышения уровня информирования малоимущих граждан о возможности заключения социального контракта рекомендуется:
сотрудничать, в том числе организовать межведомственное взаимодействие, при наличии технической возможности, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с целью получения у них сведений о потенциальных получателях государственной социальной помощи на основании социального контракта;
предлагать малоимущим гражданам оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае их обращения за назначением других мер социальной поддержки, в целях трудоустройства в органы занятости населения;
проводить выездные семинары в муниципальных образованиях в целях разъяснения порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам;
распространять информацию о социальном контракте посредством печатных материалов (буклетов, листовок и т.д.);
организовывать подомовые обходы всех граждан, проживающих на определенной территории, с распространением печатной продукции (буклеты, листовки и т.д.);
организовывать встречи сотрудников органов социальной защиты населения с гражданами в медицинских учреждениях, в образовательных учреждениях;
информировать граждан о возможности заключения социального контракта путем рассылки соответствующей информации, а также распространения информации через некоммерческие организации;
совместно с территориальными органами Федеральной службы исполнения наказаний, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными медицинскими организациями проводить совместный мониторинг освобождения граждан из мест лишения свободы, а также прохождения гражданами реабилитации от наркотической и (или) алкогольной зависимости с целью их дальнейшего информирования о возможности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
публиковать информацию о возможности заключения социального контракта на официальных информационных ресурсах субъекта Российской Федерации.
II. Порядок подачи и рассмотрения заявления на оказание
социальной помощи на основании социального контракта
12. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется на основании поданного гражданином заявления согласно форме, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
13. Заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с указанием сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, подается в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации:
а) лично;
б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
в) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
14. В заявлении указываются следующие сведения:
а) сведения о заявителе, включая фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, СНИЛС, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) и (или) адрес фактического проживания;
б) сведения о членах семьи заявителя, совместно проживающих с ним, включая фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, СНИЛС, степень родства;
в) реквизиты счета заявителя для перечисления средств в рамках социального контракта.
г) согласие на обработку, хранение и передачу персональных данных.
К заявлению также прикладываются копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, сведения об имуществе, сведения о доходах заявителя (одиноко проживающего гражданина) и членов его семьи за три месяца, предшествующих дате подачи заявления.
Рекомендуемая форма заявления на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта приведена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
15. Орган социальной защиты населения рассматривает заявление граждан об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в порядке очередности исходя из даты регистрации заявления, в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления в орган социальной защиты населения. Заявления граждан, проживающих в семьях с детьми, рассматриваются в приоритетном порядке.
В случае наличия у органа социальной защиты населения обоснованного сомнения в достоверности представленных гражданином сведений проводится дополнительная проверка (комиссионное обследование) материально-бытового положения заявителя и его семьи, в результате которой составляется акт материально-бытового обследования условий проживания семьи гражданина согласно форме, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом акт материально-бытового обследования может являться основанием для отказа в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта при условии несоответствия представленных заявителем сведений о доходах его семьи (одиноко проживающего гражданина), а также об имуществе, принадлежащему ему (им) на праве собственности, его (их) жилищно-бытовым условиям.
При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) орган социальной защиты населения должен в срок, установленный первым абзацем настоящего пункта, уведомить гражданина о проведении такой проверки. Указанное решение должно быть принято не позднее чем через 30 календарных дней после подачи заявления с учетом проведенной проверки (комиссионного обследования) материально-бытового положения.
16. Состав семьи гражданина, обратившегося с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, с целью расчета среднедушевого дохода гражданин (семьи гражданина) определяется (учитывается) в соответствии со статьями 13 и 14 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом факт совместного проживания является приоритетным для учета состава членов семьи.
Факт совместного проживания может быть установлен сотрудниками органов социальной защиты населения в следующих случаях:
наличие регистрации по одному месту жительства. Указанные сведения запрашиваются органом социальной защиты населения в МВД России посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В случае если совместно с заявителем по одному адресу места жительства (пребывания) в жилом помещении зарегистрированы лица, связанные родством, свойством, фактически не проживающие совместно и (или) не ведущие совместного хозяйства, сведения о таких фактах подтверждаются актом обследования условий проживания семьи, составленным органом социальной защиты в рамках проведения проверки (комиссионного обследования), в том числе на основании свидетельских показаний (соседей, родственников и т.д.);
установление факта оплаты жилищно-коммунальных услуг разными членами семьи заявителя. Указанные сведения запрашиваются органом социальной защиты населения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. В случае отсутствия таких сведений органам социальной защиты населения рекомендуется обращаться в коммунальные службы по месту жительства (фактического пребывания) таких граждан.
При наличии расхождения полученных от МВД России путем межведомственного запроса данных о составе семьи заявителя с данными, полученными по результатам фактической проверки места жительства (места пребывания), следует руководствоваться сведениями, полученными в результате фактической проверки.
17. Органы социальной защиты населения в целях проверки представленных заявителем в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ документов (сведений) обращаются путем направления межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, а также единой государственной системы социального обеспечения, в органы государственной власти.
18. Перечень доходов семьи гражданина (одиноко проживающего гражданина) определяется (учитывается) в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
19. Величина прожиточного минимума семьи гражданина определяется с учетом установленных в субъекте Российской Федерации на момент обращения величин прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп, входящих в состав семьи, по формуле: