МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 мая 2016 г. N 219
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ
УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 7 Федерального закона
от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257), а также в целях координации деятельности и методического обеспечения оптимального размещения организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации приказываю:
Утвердить методические рекомендации по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг, в том числе в сельской местности, согласно приложению.
Министр
М.ТОПИЛИН
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 5 мая 2016 г. N 219
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ
УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг, в том числе в сельской местности (далее - методические рекомендации), разработаны в целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным на осуществление предусмотренных Федеральным законом
от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон
от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)" полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа), по оптимальному размещению и развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры, особенностей и уровня развития системы социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность социальным обслуживанием получателей социальных услуг.
--------------------------------
<1> Пункт 1 части 1 статьи 8 Федерального закона
от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.
2. При реализации полномочий по оптимальному размещению и развитию сети организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации уполномоченным органам субъектов Российской Федерации рекомендуется руководствоваться методическими рекомендациями по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии организаций социального обслуживания, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 24 ноября 2014 г. N 934н (в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 01/118455-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается), а также Правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 24 ноября 2014 г. N 940н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2015 г., регистрационный N 36314) (далее - Правила).
3. Система социального обслуживания субъекта Российской Федерации включает в себя органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания; уполномоченный орган субъекта Российской Федерации; организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с Федеральным законом
от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований (далее - уполномоченные организации); организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации); негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании (далее - негосударственные организации); индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги получателям социальных услуг (далее - организации социального обслуживания).
4. Организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, включают организации (или отделения организаций), которые осуществляют социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарной форме, то есть в условиях постоянного, временного или пятидневного (в неделю) круглосуточного проживания в организации (отделении организации), путем предоставления социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в стационарной форме социального обслуживания.
Организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания, включают организации (или отделения организаций), предоставляющие социальные услуги в определенное время суток.
Организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, включают организации (или отделения организаций), предоставляющие социальные услуги в форме социального обслуживания на дому.
5. Примерная номенклатура организаций социального обслуживания утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 апреля 2014 г. N 258н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2014 г., регистрационный N 32363).
Номенклатура организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации утверждается нормативным правовым актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Статья 8 Федерального закона
от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.
6. Требования к проектированию объектов организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, градостроительным особенностям их размещения регулируются градостроительными нормами и правилами.
7. Для обеспечения оптимального размещения на территории субъектов Российской Федерации организаций социального обслуживания необходимо учитывать:
а) общие требования к обеспеченности субъекта Российской Федерации организациями социального обслуживания;
б) критерии доступности социальных услуг для получателей социальных услуг;
в) существующее количество организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;
г) существующий уровень доступности социальных услуг для получателей социальных услуг;
д) специфику субъекта Российской Федерации (численность населения, плотность населения, демографический состав, природно-климатические и географические условия, транспортная инфраструктура, социально-экономические особенности развития и т.п.).
II. Требования к оптимальному размещению организаций
социального обслуживания субъекта Российской Федерации
8. Оптимальное размещение организаций социального обслуживания предполагает обеспечение максимального удовлетворения потребностей получателей социальных услуг в социальном обслуживании при высоком уровне качества оказания социальных услуг и минимальных затратах (материальных, трудовых и пр.) на оказание социальных услуг.
9. Общими требованиями к обеспеченности субъекта Российской Федерации организациями социального обслуживания являются:
а) приближенность организаций социального обслуживания к месту жительства получателей социальных услуг;
б) транспортная доступность организаций социального обслуживания для всех получателей социальных услуг, в том числе инвалидов, включая граждан с ограничениями возможности передвижения;
в) размещение организаций социального обслуживания исходя из потребностей населения (количество зданий, площадь зданий, количество мест и т.д.).
10. Критерием оптимального размещения организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, является максимальный охват получателей социальных услуг стационарной формой социального обслуживания при минимальных затратах на содержание (обслуживание) одной койки (человека).
Критерием оптимального размещения организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания, является максимальный охват получателей социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания при минимальной пешеходно-транспортной доступности указанных организаций для получателей социальных услуг (максимальная пешеходно-транспортная доступность организации).
Критерием оптимального размещения организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, является максимальный охват получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому при минимальных затратах на передвижение социального работника от места нахождения организации социального обслуживания до места проживания получателя социальных услуг и далее к месту нахождения организаций связи, магазинов, аптеки, медицинской организации и т.п.).
11. Критериями доступности социальных услуг для получателей социальных услуг являются:
а) отсутствие очередности на предоставление социальных услуг;
б) достаточное количество организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации для обеспечения потребностей получателей социальных услуг в социальном обслуживании;
в) возможность выбора поставщика социальных услуг;
г) полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания субъекта Российской Федерации, в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания.
III. Порядок размещения организаций
социального обслуживания
12. Порядок оптимального размещения организаций социального обслуживания включает в себя следующий алгоритм действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации:
а) анализ действующей системы организаций социального обслуживания, их фактической вместимости (пропускной способности);
б) определение существующего охвата получателей социальных услуг социальным обслуживанием по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и местности их предоставления (городская или сельская);
в) определение оптимального охвата получателей социальных услуг социальным обслуживанием по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и местности их предоставления (городская или сельская);
г) расчет необходимой вместимости (пропускной способности) организаций социального обслуживания;
д) определение оптимальной потребности субъекта Российской Федерации в организациях социального обслуживания;
е) определение оптимального размещения организаций социального обслуживания по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и местности их предоставления (городская или сельская).
13. Определение оптимальной потребности в организациях социального обслуживания осуществляется с учетом существующего в субъекте Российской Федерации количества организаций социального обслуживания, включая организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации, негосударственные организации социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги получателям социальных услуг.
14. Показатели охвата получателей социальных услуг социальным обслуживанием по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и местности их предоставления (городская или сельская) определяются для организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации на основе следующих данных:
а) численность населения соответствующей социально-демографической группы;
б) распределение получателей социальных услуг в организациях социального обслуживания;
в) имеющиеся в субъекте Российской Федерации статистические данные за последние 3 - 5 лет о наличии очередности в организации социального обслуживания;
г) имеющиеся в субъекте Российской Федерации статистические данные за последние 3 - 5 лет о численности получателей социальных услуг, охваченных социальным обслуживанием.
15. Охват граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, социальным обслуживанием по формам социального обслуживания и местности их предоставления (городская или сельская) рассчитывается по следующим формулам: