МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 апреля 2019 г. N 242
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ, УВЕЛИЧЕНИЕ
ПЕРИОДА АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВОЙ
ЖИЗНИ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
В соответствии с пунктом 1.1 Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые рекомендации по повышению эффективности мероприятий региональных программ, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при утверждении нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных программ, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения, руководствоваться рекомендациями, утвержденными настоящим приказом.
Министр
М.ТОПИЛИН
Утверждены
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 12 апреля 2019 г. N 242
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ, УВЕЛИЧЕНИЕ
ПЕРИОДА АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВОЙ
ЖИЗНИ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
I. Основные положения
1. Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с пунктами 1.1 и 1.3 Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в целях оказания органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации методической помощи по разработке и реализации региональных программ, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения (далее - программы), срок действия которых рекомендуется устанавливать не менее чем до 2024 года включительно.
Настоящие рекомендации также могут быть использованы при разработке и реализации муниципальных программ.
2. Программы формируются с учетом норм
Конституции Российской Федерации, законодательных актов Российской Федерации, стратегических и программных документов Правительства Российской Федерации, включая Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации
от 5 февраля 2016 г. N 164-р (далее - Стратегия), нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и иных актов, а также с учетом международных документов социальной направленности - Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Венский международный план действий по проблемам старения 1982 года, Международный план действий по проблемам старения населения 2002 года, специальные решения Организации Объединенных Наций по вопросам старения населения и положения пожилых людей, включая положения Принципов Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей (1991 год), Политической декларации совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними (2011 год), документов Всемирной организации здравоохранения (Всемирный доклад о старении и здоровье (2015 год), Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья (2010 год).
3. Для целей настоящих рекомендаций термин "старшее поколение" употребляется в отношении женщин, достигших возраста 55 лет и старше, и мужчин, достигших возраста 60 лет и старше.
В настоящее время в нормативных правовых актах Российской Федерации нет унифицированной терминологии, касающейся граждан старшего поколения. Общим признаком для данной группы населения является возрастной ценз, за основу которого можно взять возрастную периодизацию Всемирной организации здравоохранения и Организации Объединенных Наций: пожилой возраст 60 - 74 года, старческий возраст 75 - 90 лет, долголетие - старше 90 лет.
Одновременно необходимо учитывать, что для целей Стратегии с учетом особенностей продолжительности жизни, состояния здоровья и пенсионной системы к гражданам старшего поколения условно относятся:
граждане с 60 до 64 лет - это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность;
граждане с 65 лет до 75 лет - это, как правило, люди менее активные, многим из которых требуется медицинская помощь и социальные услуги;
граждане старше 75 лет - это, как правило, люди, имеющие множественные проблемы со здоровьем и зачастую нуждающиеся в уходе и помощи.
Всемирной организацией здравоохранения под активным долголетием подразумевается процесс обеспечения качества жизни граждан по мере старения населения через оптимизацию возможностей для поддержания здоровья, безопасности среды обитания и участия человека в жизни общества (ВОЗ, 2002).
4. В программы рекомендуется включать следующие основные мероприятия:
а) улучшение социально-экономического положения и качества жизни граждан старшего поколения;
б) вовлечение граждан старшего поколения в культурную жизнь общества;
в) реализация системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и обеспечение сбалансированного социального обслуживания в полустационарной и стационарной форме, а также предоставление социальных услуг на дому и медицинской помощи, с привлечением патронажной службы и сиделок, и системы оценки потребности в уходе;
г) обеспечение совершенствования организации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям для реализации трудового потенциала граждан старшего поколения;
д) совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения, включая развитие медицинской помощи по профилю "гериатрия";
е) проведение вакцинации против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания;
ж) развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения и создание условий для развития рынка социальных услуг в сфере социального обслуживания и участия в нем организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности;
з) создание условий для формирования комфортной потребительской среды для граждан старшего поколения и субъектов предпринимательской деятельности через развитие многоформатной инфраструктуры торговли;
и) расширение использования, обеспечение приспособленности парка общественного транспорта к потребностям маломобильных групп населения;
к) развитие благотворительности и добровольческой (волонтерской) деятельности в интересах граждан старшего поколения, особенно "серебряного волонтерства";
л) формирование позитивного и уважительного отношения к людям старшего поколения, повышение готовности всего населения к происходящим демографическим изменениям, увеличению периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни и другие направления;
м) создание для граждан пожилого возраста условий для занятия физической культурой и спортом.
5. В программы рекомендуется включать следующие возможные направления реализации:
а) оказание своевременной медицинской помощи - существенный фактор улучшения качества жизни граждан старшего поколения для поддержания их физического и психического здоровья;
б) меры профилактики причин нарушения здоровья, инвалидизации, зависимости от сторонней помощи и одиночества граждан старшего поколения;
в) обеспечение граждан старшего поколения диспансеризацией и профилактическими осмотрами;
г) здоровый образ жизни;
д) проведение информационно-коммуникационной кампании, популяризирующей занятия физической культурой и спортом;
е) поощрение физической активности в повседневной деятельности;
ж) обеспечение доступа граждан старшего поколения к формам активного передвижения, включая ходьбу и езду на велосипеде, и обеспечение их безопасности;
з) проведение на рабочих местах политики, способствующей физической активности граждан старшего поколения;
и) содействие в организации и проведении ежегодной спартакиады пенсионеров России, вовлечение пенсионеров в массовые старты "Лыжня России", "Кросс нации", "Российский Азимут" и др., содействие в организации мероприятий, направленных на развитие регулярных занятий физической культурой и спортом, проводимых общественными физкультурно-спортивными обществами, организациями, включая Союз пенсионеров России;
к) создание спортивных и рекреационных сооружений, где каждый человек мог бы заниматься физической культурой и спортом, и другие;
л) проведение физкультурных и спортивных мероприятий для граждан старшего поколения;
м) ориентация на индивидуальную оценку нуждаемости граждан старшего поколения в социальных услугах, участие в предоставлении социальных услуг некоммерческого сектора и индивидуальных предпринимателей;
н) сохранение самостоятельности в пожилом возрасте, в том числе через предоставление социальных услуг на дому;
о) развитие деятельности выездных мобильных бригад, службы "социального такси" и других технологий мобильного социального обслуживания;
п) вовлечение граждан старшего поколения в волонтерскую деятельность, особенно в развитие "серебряного волонтерства";
р) оказание эффективной поддержки семьям, предоставляющим гражданам старшего поколения семейный уход;
с) укрепление солидарности поколений;
т) стимулирование и поддержка активной жизненной позиции граждан старшего поколения;
у) расширение и внедрение новых форм интеграции и участия граждан старшего поколения в процессах социальной коммуникации;
ф) обеспечение доступности среды жизнедеятельности (образовательных, социально-культурных и досуговых услуг);
х) совершенствование обеспечения доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам;
ц) обеспечение туристической мобильности граждан старшего поколения;
ч) проведение ярмарок вакансий для граждан старшего поколения;
ш) стимулирование и поощрение труда, развитие наставничества;
щ) повышение профессиональной компетенции и квалификации специалистов социального обслуживания с учетом изучения геронтологических и психологических особенностей граждан старшего поколения;
ы) внедрение систем материального стимулирования социальных работников за достижение высоких результатов в работе по социальному обслуживанию;
э) организация работы по привлечению негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания.
II. Содержание (состав) программы
6. В программу рекомендуется включать следующие разделы:
а) описание текущей ситуации (проблем) в области здоровья, увеличения периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения;
б) цели и задачи программы;
в) перечень мероприятий (проектов) программы;
г) сведения о мероприятиях, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни.
7. При разработке программы рекомендуется предусматривать мероприятия программ, реализуемые за счет федерального бюджета, и мероприятия, реализуемые за счет бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и субсидий, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, а также реализуемые за счет внебюджетных источников.
8. Программа может содержать дополнительные разделы, необходимые для ее эффективной, полной и своевременной реализации, с учетом специфики формирования программных документов в субъекте Российской Федерации.
III. Описание текущей ситуации (проблем) в области
здоровья, увеличения периода активного долголетия
и продолжительности здоровой жизни
9. В настоящий раздел рекомендуется включать сведения о сферах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования, информацию о мероприятиях, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения в различных сферах экономической деятельности, а также об основных проблемах, обусловливающих недостаточное развитие программ, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни.
10. При описании основных сфер экономической деятельности субъекта Российской Федерации, разрабатывающего программу, рекомендуется использовать количественные показатели реализации программы и обозначить направления их реализации.
Значения количественных показателей целесообразно представлять в динамике за последние три года и на плановый период до 2024 года.
11. При описании текущей ситуации (проблем), обусловливающих недостаточную эффективность программ, рекомендуется указывать факты и явления, порождающие данные проблемы, пояснять, каким образом соответствующий фактор или явление могут быть изменены в рамках программы.
12. В случае если органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления в предыдущие годы предпринимались меры, направленные на преодоление соответствующих основных проблем, то в программе рекомендуется привести краткое описание принятых мер и достигнутых результатов (показателей).
13. В описании текущей ситуации (проблем) следует избегать декларативных положений, не подтвержденных фактической (в том числе количественной) информацией.
14. Описание текущей ситуации (проблем) целесообразно проводить с оценкой показателей реализации программы, которых можно достичь путем реализации мероприятий (проектов) программы.
IV. Цели и задачи программы
15. Программа может содержать одну или несколько целей ее реализации.
16. В программе рекомендуется указывать перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения целей программы. Перечень задач формируется исходя из принципа их необходимости и достаточности для достижения целей программы и ожидаемых результатов (показателей) ее реализации.
Задачи рекомендуется формулировать как задания по достижению к установленному сроку определенных результатов, необходимых для достижения целей программы.
Не рекомендуется использовать в формулировках целей и задач:
специальные термины, затрудняющие понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере укрепления здоровья, увеличения периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни;
термины, понятия и выражения, которые допускают неоднозначное толкование;
указания на иные цели, задачи и результаты, являющиеся следствиями реализации программы.
17. В качестве основных рекомендуемых целей реализации программы могут рассматриваться:
а) улучшение положения граждан старшего поколения, направленное на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни;
б) повышение эффективности программ субъекта Российской Федерации;
в) ограничение роста расходов населения на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни в субъекте Российской Федерации;
г) обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности субъектов Российской Федерации, а также хозяйствующих субъектов в ходе реализации программ субъектов Российской Федерации;
д) обеспечение условий для осуществления общественного контроля за программами;
е) иные направления, способствующие развитию и реализации программ.
V. Перечень мероприятий (проектов) программ
18. При разработке программы рекомендуется включать в нее следующие мероприятия (проекты):
а) мероприятия, направленные на создание институциональной среды, в том числе механизмов привлечения денежных средств хозяйствующих субъектов на реализацию мероприятий (проектов) программ;
б) мероприятия, направленные на популяризацию в обществе программ, включая создание и функционирование информационных систем;
в) мероприятия, направленные на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни, реализуемые за счет денежных средств хозяйствующих субъектов, с применением наилучших доступных технологий;
г) мероприятия, направленные на оснащение зданий, строений, сооружений;
д) иные мероприятия, направленные на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни;
е) мероприятия, направленные на организацию занятий физической культурой граждан пожилого возраста на спортивных объектах шаговой доступности, на спортивных площадках во дворах, в парках, бассейнах, на базе организаций социального обслуживания и медицинских организаций, в том числе в специализированных секциях и группах для граждан пожилого возраста;
ж) мероприятия, направленные на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания;
з) мероприятия, направленные на развитие сопровождаемого проживания;
и) мероприятия, направленные на финансовое обеспечение граждан старшего поколения и стимулирование их занятости;
к) мероприятия, направленные на совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения, развитие гериатрической службы, включая профессиональную подготовку и дополнительное профессиональное образование специалистов в этой сфере;
л) мероприятия, направленные на обеспечение доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам;
м) мероприятия, направленные на формирование условий для организации досуга граждан старшего поколения;
о) мероприятия, направленные на развитие современных форм социального обслуживания, рынка социальных услуг;
п) мероприятия, направленные на стимулирование производства товаров и оказание услуг в целях удовлетворения потребностей граждан старшего поколения;
р) мероприятия, направленные на развитие общества с учетом интересов, потребностей и возможностей граждан старшего поколения.
19. Перечень мероприятий рекомендуется оформлять в виде плана мероприятий. При этом наименования мероприятий следует увязывать с целевыми показателями программ, содержанием, сроками реализации, ресурсным (финансовым) обеспечением, исполнителями, формами финансового обеспечения реализации мероприятий программ с указанием кодов бюджетной классификации Российской Федерации и показателями оценки эффективности их реализации.
20. При формировании программ рекомендуется включать в них целевые показатели федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
21. В программе может быть предусмотрена система показателей, необходимых для осуществления мониторинга реализации программы с учетом достижения целей и решения поставленных задач.
22. В случае если программа предполагает достижение определенных результатов, в ней целесообразно отдельно отразить механизмы и меры, стимулирующие и обеспечивающие достижение таких результатов.
VI. Сведения о мероприятиях, направленных на укрепление
здоровья, увеличение периода активного долголетия
и продолжительности здоровой жизни
23. При формировании программы рекомендуется включать в нее справочно мероприятия по различным направлениям экономической деятельности, реализация которых направлена на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни, скоординированные между собой по целевым показателям программ, содержанию, срокам реализации, ресурсному (финансовому) обеспечению, исполнителям, формам финансового обеспечения реализации мероприятий в соответствии с кодами бюджетной классификации Российской Федерации и показателям оценки эффективности их реализации.
VII. Реализация программы
24. Реализацию программ целесообразно осуществлять в соответствии со сроками, установленными программой (до 2024 года включительно).
В процессе реализации программы не рекомендуется изменять сроки ее реализации, за исключением случаев, если выполнение мероприятий программы оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей программ, а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера бюджетных ассигнований на реализацию программы.
25. Принятие расходных и (или) денежных обязательств, а также исполнение денежных обязательств рекомендуется осуществлять в рамках текущего финансового года, а в отдельных случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения, на трехлетний период.