ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 680н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 N 30850)

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 ноября 2013 г. N 680н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 ноября 2013 г. N 680н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ
ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
                                                      ┌───────────────────┐
                                                      │        10         │
                                                      └───────────────────┘
                                                         Регистрационный
                                                              номер
I. Общие сведения
Содействие обеспечению и защите прав и законных интересов,    ┌───────────┐
социальных и иных государственных гарантий детям и иным лицам │  03.006   │
------------------------------------------------------------- └───────────┘
      (наименование вида профессиональной деятельности)            Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Предотвращение нарушений, обеспечение и защита прав и законных  интересов│
│детей,  их  социальных   и   иных   государственных   гарантий,   включая│
│установленные  в  международных  договорах  и  соглашениях   с   участием│
│Российской Федерации, надзор за деятельностью опекунов и попечителей     │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Группа занятий:
3443
Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению
3460
Социальные работники
2446
Специалисты в сфере социальных проблем
(код ОКЗ <1>)
(наименование)
(код ОКЗ)
(наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.31
Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания
85.32
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания
(код ОКВЭД <2>)
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
код
наименование
уровень квалификации
наименование
код
уровень (подуровень) квалификации
A
Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних
6
Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками
A/01.6
6
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних
A/02.6
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних
A/03.6
B
Выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации
6
Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов
B/01.6
6
Подготовка материалов для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства
B/02.6
Содействие оказанию помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации
B/03.6
C
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
7
Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
C/01.7
7
Организация и ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны и попечители
C/02.7
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации
C/03.7
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
C/04.7
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
C/05.7
D
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
7
Защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан
D/01.7
7
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан
D/02.7
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
D/03.7
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция:
Наименование
Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних
Код
A
Уровень квалификации
6
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
Требования к образованию и обучению
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности
Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
Требования к опыту практической работы
Не менее 1 года работы в организациях социального обслуживания
Особые условия допуска к работе
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
3443
Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению
2446
Специалисты в сфере социальных проблем
3460
Социальные работники
ЕКС <3>
-
ОКСО <4>
030500
Юриспруденция
050701
Педагогика
050706
Педагогика и психология
050711
Социальная педагогика
040101
Социальная работа
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками
Код
A/01.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Составление актов обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующих на его воспитание, а также основанного на них заключения при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей и осуществлением родительских прав
Осуществление подготовки правовых актов, предусмотренных федеральными и региональными нормативными правовыми актами, связанных с обеспечением и защитой прав ребенка
Участие в судах в качестве представителя истца (заявителя) по искам в защиту прав, свобод и законных интересов ребенка или представителя государственного органа (органа местного самоуправления) для дачи заключения по делу, а также в качестве представителя ответчика в случаях, предусмотренных законодательством
Запрос необходимых сведений, информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях
Выяснение мнения ребенка в случаях, предусмотренных законодательством
Взаимодействие со службой медиации для внесудебного разрешения конфликта или урегулирования судебных споров
Проведение обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующих на его воспитание, подготовка заключения в суд по существу спора, связанного с воспитанием детей
Обеспечение и защита прав и законных интересов ребенка по делам с участием иностранных граждан, применением права иностранных государств или вынесенных в них решений уполномоченных органов, включая случаи международного похищения ребенка в целях участия в его воспитании
Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда, практику торговли людьми, детскую проституцию и порнографию, в части своих полномочий
Подбор и назначение представителя для защиты прав и законных интересов детей в случаях наличия разногласий между интересами родителей и детей
Содействие проведению экспертиз, назначаемых судом, включая экспертизу детско-родительских отношений
Принудительное исполнение решений судов, в том числе связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), в части своих полномочий
Принятие мер к устранению препятствий для общения ребенка с родственниками
Ведение документации и служебной переписки
Определение видов помощи и перечня услуг, которые необходимо оказать ребенку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей
Разработка вариантов решений, включая судебные, для защиты прав и обеспечения наилучших интересов ребенка
Осуществление описания производимых действий по выполнению служебных обязанностей
Осуществление сбора и первичной статистической и аналитической обработки информации
Необходимые умения
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Анализировать получаемую информацию и осуществлять ее первичную статистическую обработку
Навыки делового общения
Навыки публичного выступления
Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп
Разрешать конфликты, содействовать их разрешению
Составлять запросы, вести документацию и электронный документооборот
Описывать конкретные практические случаи
Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними
Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
Основы возрастной и социальной психологии
Технологии разрешения конфликтов (восстановительной медиации)
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Судебное делопроизводство
Основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической информации
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних
Код
A/02.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Подготовка материалов для дачи разрешения на изменение имени и фамилии ребенка
Подготовка материалов для дачи указания относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями
Подготовка материалов для дачи согласия на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством
Подготовка материалов для объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным)
Подготовка материалов для предъявления в суд требования о признании брака недействительным в случае, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста, и участие в судебном процессе
Подготовка материалов для установления обязательства родителей (одного из них) не препятствовать общению с ребенком близких и его родственников
Подготовка материалов для дачи согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей)
Подготовка материалов для принятия решения о проведении профилактических осмотров, психиатрического освидетельствования и госпитализации в психиатрический стационар несовершеннолетних в возрасте до 15 лет в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя
Подготовка материалов для дачи согласия на заключение трудовых договоров с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения
Подготовка материалов для дачи разрешения на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию указанных лиц в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Составлять и выполнять административные регламенты предоставления услуг
Навыки делового общения
Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп
Составлять запросы, вести документацию и электронный документооборот
Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними
Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Основы возрастной и социальной психологии
Судебное делопроизводство
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних
Код
A/03.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних детей
Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на обмен жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в которых зарегистрированы и проживают несовершеннолетние
Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на передачу в собственность несовершеннолетним в возрасте до 14 лет жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние
Подготовка материалов для получения разрешения на раздел имущества несовершеннолетних и на пользование денежными средствами несовершеннолетнего
Подготовка материалов для заключения договоров доверительного управления имуществом несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством
Представление интересов несовершеннолетнего при оформлении его имущественных прав в установленных законодательством случаях
Контроль над получением исполнительных документов о принудительном взыскании алиментов
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Составлять проекты распорядительных документов, правовых актов
Проводить обследование жилых помещений
Составлять и выполнять административные регламенты предоставления услуг
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Навыки делового общения
Общаться с разными категориями граждан, детьми разных возрастных групп
Составлять запросы, вести документацию и электронный документооборот
Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними
Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав детей
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Основы возрастной и социальной психологии
Судебное делопроизводство
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики
3.2. Обобщенная трудовая функция:
Наименование
Выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации
Код
B
Уровень квалификации
6
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
Требования к образованию и обучению
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности
Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
Требования к опыту практической работы
Не менее 1 года работы в организациях социального обслуживания
Особые условия допуска к работе
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
3443
Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению
2446
Специалисты в сфере социальных проблем
3460
Социальные работники
ЕКС
-
-
ОКСО
030500
Юриспруденция
050701
Педагогика
050706
Педагогика и психология
050711
Социальная педагогика
040101
Социальная работа
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов
Код
B/01.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Взаимодействие с гражданами, государственными и муниципальными органами, общественными и иными организациями, средствами массовой коммуникации, негосударственными неправительственными организациями по сообщениям о нарушении прав несовершеннолетних
Обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина, оценка ситуации его благополучия, установление факта нуждаемости в помощи государства и отсутствия родительского попечения
Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, в том числе акт о выявлении ребенка, нуждающегося в помощи государства
Организация отбора и взаимодействия с уполномоченными организациями, осуществляющими полномочия по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства
Ведение учета детей, нуждающихся в помощи государства, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в порядке, установленном законодательством
Подготовка заявления в суд о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Проводить обследование условий жизни детей разных возрастных групп
Оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка
Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних
Выявлять признаки пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей
Составлять акты проверок, запросов; вести документацию и электронный документооборот
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп
Работать в межведомственной команде
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
Вести деловые переговоры
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации, международные нормативные акты в сфере защиты прав детей
Причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия
Психология девиантного поведения (алкоголизация, наркомания, конфликт с законом, жестокость, агрессия и пр.)
Педагогика и психология детско-родительских отношений
Основания для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без родительского попечения
Основы возрастной и социальной психологии
Судебное производство
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Другие характеристики
Работа специалиста должна быть направлена на раннее выявление детского и семейного неблагополучия
Специалист не должен допускать изъятия детей из семьи без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, а также необоснованного изъятия детей из семьи
Вмешательство специалиста в жизнь семьи должно строиться на позитивном взаимодействии с родителями с целью обеспечения безопасности и развития ребенка
В практике работы специалиста инициирование вопроса об обращении в суд с иском о лишении родительских прав должно являться крайней мерой вмешательства в семью и применяться в исключительных случаях
Соблюдение профессиональной этики
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
Подготовка материалов для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства
Код
B/02.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Составление и подготовка к утверждению планов по защите прав ребенка
Обеспечение временного устройства детей, нуждающихся в помощи государства, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Обеспечение реализации преимущественного права передачи ребенка на воспитание в семью родственников
Подготовка к заключению договоров об осуществлении опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договоры о приемной семье, о патронатном воспитании, инициация решений о досрочном расторжении указанных договоров в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством
Получение согласия законного представителя ребенка и ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление (удочерение), передачу ребенка под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание
Обеспечение временного устройства ребенка, не являющегося гражданином Российской Федерации, при отсутствии родительского попечения
Оказание содействия в передаче ребенка, являющегося иностранным гражданином, компетентному органу государства, гражданином которого является ребенок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством указанного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации
Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на усыновление (удочерение) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации
Организация направления сведений о ребенке-сироте, ребенке, оставшемся без попечения родителей, в случае невозможности его устройства на воспитание в семью, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для учета в порядке и в сроки, установленные законодательством
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Составлять планы по защите прав несовершеннолетнего
Взаимодействовать с органами власти, составлять запросы
Составление договоров в сфере устройства ребенка
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп
Владение современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
Знание форм защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства
Основы возрастной и социальной психологии
Знание инфраструктуры социальной защиты детства
Знание основ работы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Другие характеристики
При определении формы защиты ребенка специалист соблюдает приоритет форм семейного воспитания: сохранение ребенка в кровной семье или возврат в кровную семью, усыновление, родственная опека (попечительство), опека (попечительство) посторонними гражданами, помещение в организацию
Любая форма защиты ребенка должна содержать методы, направленные на сохранение, укрепление и/или восстановление семейных связей, благополучия и самостоятельности семьи
В процессе подготовки передачи ребенка на воспитание в семью специалист широко использует временные формы опеки с целью не допустить помещение ребенка в организацию
При устройстве ребенка специалист должен выяснить мнение ребенка относительно его устройства
Соблюдение профессиональной этики
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
Содействие оказанию помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации
Код
B/03.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Взаимодействие с государственными и муниципальными органами, общественными и иными организациями, средствами массовой информации, негосударственными неправительственными организациями по оказанию помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
Разработка и принятие мер для сохранения кровной семьи для ребенка
Подготовка к заключению договоров социального патроната в случаях и порядке, предусмотренных законодательством и рекомендации к принятию решений об их расторжении
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Составлять договоры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
Навыки делового общения
Необходимые знания
Законодательство, международные правовые документы в сфере профилактики социального сиротства
Технологии и методы работы с неблагополучными семьями
Основы психологии общения, делового взаимодействия, медиации
Знание инфраструктуры социальной защиты детства
Знание специфики работы социозащитных учреждений, реабилитационной работы
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической информации
Другие характеристики
Результатом работы специалиста с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, является сохранение кровной семьи для ребенка
При организации помощи специалисты должны обеспечить работу с семьей преимущественно в домашних условиях
Соблюдение профессиональной этики
3.3. Обобщенная трудовая функция:
Наименование
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
Код
C
Уровень квалификации
7
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
Требования к образованию и обучению
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности
Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
Требования к опыту практической работы
Не менее 1 года работы в организациях социального обслуживания
Особые условия допуска к работе
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
3443
Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению
2446
Специалисты в сфере социальных проблем
3460
Социальные работники
ЕКС
-
-
ОКСО
030500
Юриспруденция
050701
Педагогика
050706
Педагогика и психология
050711
Социальная педагогика
040101
Социальная работа
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Код
C/01.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Ведение журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей
Подготовка заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны
Подготовка заявления о государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов
Направление документированной информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации, на территории данного субъекта Российской Федерации, и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Вести документацию, составлять запросы в различные органы исполнительной власти, организации
Взаимодействовать с органами исполнительной власти, организациями
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения, сбора, обработки и анализа статистических данных
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
Организация и ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны и попечители
Код
C/02.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Информирование граждан о возможности стать усыновителями, опекунами и попечителями, порядке усыновления, установления опеки и попечительства и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация) через официальный сайт органа опеки и попечительства, интернет-ресурсы и средства массовой информации
Ведение приема и консультирования граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями и/или усыновителями
Осуществление подбора и учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах и порядке
Оказание содействия гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, в выборе ребенка, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью
Ведение журнала учета граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами, попечителями в органе опеки и попечительства
Выдача кандидатам в опекуны, попечители, усыновители направления для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей)
Подготовка проекта акта о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключения о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном
Обеспечение психологического обследования граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия, для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью, обеспечение ознакомления граждан с правами, обязанностями и ответственностью опекуна (попечителя), установленными законодательством
Организация обязательной подготовки граждан, выразивших желание стать опекуном/попечителем, за исключением категорий граждан, определенных российским законодательством, которые не могут быть опекунами и попечителями
Организация отбора и работы с уполномоченными организациями, осуществляющими полномочие по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Составлять проекты распорядительных документов, правовых актов
Навыки консультирования и медиации
Навыки делового общения
Умение вести документацию, составлять запросы в различные органы исполнительной власти, организации
Взаимодействовать с органами исполнительной власти, некоммерческими организациями
Владение современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, международные правовые документы в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе знание форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, форм материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот
Основы возрастной психологии, психологии общения
Основы педагогики воспитания
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов)
Знания на проведение социологических опросов
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики
3.3.3. Трудовая функция
Наименование
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации
Код
C/03.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Организация исполнения обязанностей опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Составление и подготовка к утверждению планов по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей
Подготовка материалов для установления предварительной опеки (попечительства) над несовершеннолетними
Подготовка проекта акта о назначении опекуна или попечителя
Подготовка к заключению проекта договора об осуществлении опеки или попечительства (договора о приемной семье, патронатном воспитании)
Подготовка заключения об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка
Участие в судебных заседаниях по делам об установлении усыновления детей российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства
Назначение и контроль выплат единовременного пособия при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) приемной или патронатной семье, вознаграждения приемным родителям и патронатным воспитателям и иные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Направление в налоговые органы по месту своего нахождения сведений об установлении опеки (попечительства) и управлении имуществом подопечного, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) и управлением имуществом подопечного
Подготовка материалов для выдачи разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных
Подготовка проекта правового акта о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Получение согласия законного представителя ребенка и ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление (удочерение), передачу ребенка под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания
Составлять планы по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей
Составлять проекты распорядительных документов, правовых актов
Взаимодействовать с органами исполнительной власти, организациями
Составлять договоры в сфере устройства ребенка
Вести документацию, составлять запросы в различные органы исполнительной власти, организации
Общаться с разными категориями граждан
Общаться с детьми разных возрастных групп
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе знание форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, форм материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот
Знание требований к организации условий проживания и воспитания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Основы психологии депривации, привязанности
Особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации
Основы возрастной психологии, психологии общения
Основы педагогики, воспитания
Виды и формы материального и нематериального стимулирования, мотивации
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов)
Другие характеристики
Специалист обеспечивает выявление и учет мнения ребенка относительно решений, касающихся его жизни в соответствии с его уровнем понимания проблемы
При семейном устройстве специалист по мере возможности обеспечивает подбор семьи для ребенка в соответствии с его потребностями и особенностями развития
Соблюдение профессиональной этики
3.3.4. Трудовая функция
Наименование
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Код
C/04.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Принятие мер по возвращению детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью, в случае если это отвечает его интересам
Содействие защите личных неимущественных прав ребенка, помещенного под надзор в организацию
Принятие мер по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе подготовка проектов распорядительных актов о выдаче предварительных разрешений на совершение сделок с принадлежащим им имуществом в случаях, предусмотренных федеральным законодательством
Подготовка материалов для дачи законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных
Проверка личных дел воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Осуществление надзора за деятельностью организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Подготовка материалов для дачи разрешения родителям, ограниченным в родительских правах, и иным гражданам на контакты с ребенком
Организация работы по возврату воспитанников организаций в кровную семью
Организация исполнения функций опекуна (попечителя) по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет
Выполнение функций законного представителя в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не устроенных на семейные формы воспитания и под надзор в организации
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Организовывать и проводить проверки организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Оценивать уровень развития ребенка в динамике
Проверять соблюдения прав и законных интересов воспитанников
Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего, в том числе вовлечения детей в порнографию, проституцию, детский труд и т.п.
Создавать доверительные отношения с воспитанниками (детьми)
Применять на практике нормативные правовые акты
Составлять проекты распорядительных документов, правовых актов
Вести документацию
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
Знание приоритетов государственной политики в сфере организации деятельности, в том числе реформирования и реструктуризации системы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Знание правил устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, видов деятельности (услуг), осуществляемых этими организациями, порядка обследования ребенка, оснований принятия решения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от видов деятельности (услуг), осуществляемых организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требований к условиям пребывания в указанных организациях
Основы психологии депривации, привязанности, девиантного и делинквентного поведения
Особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации
Основы возрастной психологии, психологии общения
Основы педагогики воспитания
Знание показателей психического, эмоционального, физического развития ребенка в норме и в условиях институционализации
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов)
Знание требований к ведению личного дела воспитанника
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики
3.3.5. Трудовая функция
Наименование
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Код
C/05.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Ведение учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23 лет, а также после достижения ими возраста 23-х лет в случае, если на органы опеки и попечительства законодательством возложены обязанности оказания содействия указанным гражданам в реализации ими соответствующих государственных гарантий
Оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в защите их прав и интересов (выдача справок, ходатайств, консультации и пр.)
Осуществление мониторинга адаптации к самостоятельной жизни выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет
Подготовка материалов для:
- установления постинтернатного патроната над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- заключения договоров о постинтернатном патронате;
- принятия решения об их досрочном расторжении в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Организовывать и проводить проверки
Вести учет выпускников, в том числе электронный
Составлять договоры о постинтернатном патронате в соответствии с законодательством
Устанавливать доверительные отношения с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Составлять проекты распорядительных документов, правовые акты, запросы и вести документацию
Осуществлять сбор, обработку и анализ статистической информации
Организовывать проведение мониторинга
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
Социально-психологические особенности развития выпускников и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Основы и особенности социализации и адаптации выпускников различных категорий в постинтернатный период
Основы конфликтологии и технологии разрешения конфликтов (медиации)
Психология девиантного и делинквентного поведения
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов)
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики
3.4. Обобщенная трудовая функция:
Наименование
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Код
D
Уровень квалификации
7
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
Требования к образованию и обучению
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности
Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
Требования к опыту практической работы
Не менее 1 года работы в организациях социального обслуживания
Особые условия допуска к работе
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
3443
Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению
2446
Специалисты в сфере социальных проблем
3460
Социальные работники
ЕКС
-
-
ОКСО
030500
Юриспруденция
050701
Педагогика
050706
Педагогика и психология
050711
Социальная педагогика
040101
Социальная работа
3.4.1. Трудовая функция
Наименование
Защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан
Код
D/01.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Формирование и ведение личного дела подопечного и обеспечение конфиденциальности при хранении личных дел подопечных
Принятие мер по возвращению детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью, в случае если это отвечает его интересам
Представление законных интересов несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных
Подготовка материалов для дачи согласия на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания
Подготовка материалов для дачи согласия на отчисление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 15 лет, из образовательного учреждения и на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в другое образовательное учреждение
Проверка обеспечения опекунами и попечителями сохранности имущества подопечного
Подготовка обращения от имени подопечного в суд с требованием о расторжении договора, заключенного от имени подопечного, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства на заключение такого договора
Подготовка материалов для выдачи предварительного разрешения на расходование опекуном (попечителем) доходов подопечного, в том числе сумм алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходов, причитающихся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно
Подготовка материалов дня выдачи предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка (детей)
Подбор кандидатов для доверительного управления имуществом подопечных, заключает договоры доверительного управления имуществом подопечных
Незамедлительное отбирание ребенка у опекуна в случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации
Подготовка материалов для принятия решения об устройстве подопечного в другую семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях отмены решения о передаче ребенка в семью
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Формировать личное дело подопечного, вести и хранить его
Представлять интересы несовершеннолетнего
Составлять проекты распорядительных документов, правовые акты, запросы и вести документацию
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
Требования к ведению личного дела подопечного
Основы возрастной и социальной психологии
Основы разрешения конфликтов
Судебное делопроизводство
Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики
3.4.2. Трудовая функция
Наименование
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан
Код
D/02.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Проведение оценки соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей
Осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка в течение первых трех лет после установления усыновления, а также в течение более продолжительного периода времени в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Организация проверки при поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного
Составление акта проверки (плановой и внеплановой) условий жизни подопечного
Подготовка материалов для принятия решения об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством
Подготовка заявления в суд с требованием об отмене усыновления ребенка в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством
Осуществление надзора за деятельностью опекунов (попечителей)
Осуществление мониторинга соблюдения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание), исполнения обязанностей законными представителями ребенка
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения
Умение проводить оценку уровня содержания, воспитания и образования подопечного в динамике, привлекать профильных специалистов
Умение организовывать и проводить проверки
Составлять проекты распорядительных документов, правовые акты, запросы и вести документацию
Применять на практике нормативные правовые акты
Организовывать и проводить мониторинговые исследования
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
Знания требований к проведению проверок и оформлению их результатов
Экономические знания (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начисление выплат материальной помощи и пр.).
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, признаки и последствия жестокого обращения и насилия и пр.)
Основы возрастной и социальной психологии
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики
3.4.3. Трудовая функция
Наименование
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Код
D/03.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Оказание методической, консультативной, правовой помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных
Осуществление сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание
Взаимодействие с различными образовательными, медицинскими, социальными и иными организациями для организации профессионального сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание
Подготовка материалов для заключения и расторжения договоров о сопровождении семей, принявших ребенка (детей) на воспитание
Выявление проблем, возникающих в семье, и направление родителей (законных представителей) детей, а в случае необходимости самих детей и их иных родственников, в соответствующие учреждения для получения помощи
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения
Применять на практике нормативные правовые акты
Консультировать родителей по различным вопросам функционирования семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Выявлять проблемы, возникающие в семье, и способствовать их разрешению
Составлять проекты распорядительных документов, правовые акты, составлять и направлять запросы, вести документацию
Работать в межведомственной команде
Взаимодействовать с различными специалистами, образовательными, медицинскими, социальными и иными организациями для организации профессионального сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм их устройства
Принципы организации профессионального сопровождения семей
Знания инфраструктуры помощи и поддержки семей, услуги, предоставляемые семьям различными организациями
Основы педагогики и психологии воспитания
Основы медиации
Экономические знания (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начислении выплат материальной помощи и пр.)
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, признаки и последствия жестокого обращения и насилия и пр.)
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики
IV. Сведения об организациях-разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет"
Ректор Рубцов Виталий Владимирович
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1.
Московский городской психолого-педагогический университет, город Москва
2.
Московский педагогический государственный университет, город Москва
3.
Московский государственный областной университет, город Москва
4.
НОУ ВПО "Столичная финансово-гуманитарная академия", город Москва
5.
Институт труда и социального страхования, город Москва
6.
Аппарат Уполномоченного по правам ребенка города Санкт-Петербурга
7.
Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края
8.
Министерство образования Московской области
9.
Департамент образования Вологодской области
10.
Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" Департамента социальной защиты населения города Москвы
11.
БО РОО "Соучастие в судьбе", город Москва
12.
СПБОБФО "Родительский мост" города Санкт-Петербурга
13.
БО РОО "Право ребенка", город Москва
14.
Благотворительный детский фонд "Виктория", город Москва
15.
Детский дом N 59 города Москвы
16.
Детский дом N 2 города Вологды
17.
Центр содействия семейному воспитанию N 1 города Москвы
18.
Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей Калужской области
19.
Одинцовское зональное объединение Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.