┌────────────────┐
                                                         │       13       │
                                                         └────────────────┘
                                                          Регистрационный
                                                               номер
┌─────────┐ Предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям │ │ с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной │ 03.009 │ ситуации, социально опасном положении │ │ ───────────────────────────────────────────────────────────── └─────────┘ (наименование вида профессиональной деятельности) Код
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с│ │детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных│ │технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и│ │семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения│ │отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической│ │обстановки в семье, повышения ответственности родителей за│ │воспитание детей │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2446  | Специалисты в сфере социальных проблем  | ||
(код ОКЗ <1>)  | (наименование)  | (код ОКЗ)  | (наименование)  | 
85.30  | Предоставление социальных услуг  | 
(код ОКВЭД <1>)  | (наименование вида экономической деятельности)  | 
Обобщенные трудовые функции  | Трудовые функции  | ||||
код  | наименование  | уровень квалификации  | наименование  | код  | уровень (подуровень) квалификации  | 
A  | Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им помощи  | 6  | Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия  | A/01.6  | 6  | 
Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей  | A/02.6  | ||||
Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации  | A/03.6  | ||||
B  | Организация и оказание адресных социально- бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности  | 7  | Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различных видов помощи  | B/01.7  | 7  | 
Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации  | B/02.7  | ||||
Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью  | B/03.7  | 7  | |||
Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства  | B/04.7  | ||||
Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе  | B/05.7  | ||||
Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав  | B/06.7  | ||||
Наименование  | Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания помощи  | Код  | A  | Уровень квалификации  | 6  | 
Происхождение обобщенной трудовой функции  | Оригинал X  | Заимствовано из оригинала  | ||
Код оригинала  | Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
Возможные наименования должностей  | Специалист по работе с семьей  | 
Требования к образованию и обучению  | Высшее образование по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки  | 
Требования к опыту практической работы  | -  | 
Особые условия допуска к работе  | К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации  | 
Классификатор  | Код  | Наименование  | 
ОКЗ  | 2446  | Специалисты в сфере социальных проблем  | 
ЕКС <1>  | -  | -  | 
ОКСО <2>  | 040101  | Социальная работа  | 
050711  | Социальная педагогика  | 
Наименование  | Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия  | Код  | A/01.6  | Уровень квалификации  | 6  | 
Происхождение трудовой функции  | Оригинал X  | Заимствовано из оригинала  | ||
Код  | Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
Трудовые действия  | Подбор методов и способов проведения обследования различных типов семей  | 
Планирование и проведение обследования условий жизни и воспитания детей в разных типах семей (неблагополучных, замещающих)  | |
Изучение особенностей социально-бытовых и психолого-педагогических условий жизни и воспитания детей в разных типах семей, в том числе в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (далее - замещающих семей)  | |
Выявление причин неблагополучия, определение признаков пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей  | |
Установление контакта с родителями, лицами, их замещающими  | |
Диагностика отклонений в функционировании различных типов семей с детьми  | |
Изучение особенностей личностного развития и поведения детей, нуждающихся в помощи государства  | |
Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений в различных типах семей и их социального окружения  | |
Оценка рисков, ресурсов и потенциала различных типов семей с детьми, а также членов семей в обществе  | |
Систематизация и анализ семейных проблем с детьми в разных типах семей  | |
Определение возможности проведения социально- психологической реабилитации детей и семей  | |
Подбор методов для изучения особенностей развития ребенка в ситуации семейного неблагополучия или проблем в социуме с учетом национально-культурных особенностей и социального положения ребенка  | |
Проведение комплексного изучения ребенка в социуме  | |
Привлечение экспертов для оценки уровня личностного развития детей из неблагополучных семей и определения программ их развития  | |
Выявление причин особого развития и поведения ребенка, нуждающегося в помощи государства, подбор технологий оказания помощи и поддержки, привлечение необходимых специалистов  | |
Выявление фактов злоупотребления алкоголем и прочими психоактивными веществами, асоциального поведения членов семей, их учета в полиции, социальной защите  | |
Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений с детьми в разных типах семей и институтами социализации  | |
Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее предоставления  | |
Разработка рекомендаций по сопровождению различных типов семей  | |
Необходимые умения  | Устанавливать контакты с разными типами семей и их социальным окружением  | 
Оценивать риски, ресурсы, потенциал и возможности реабилитации семей с детьми  | |
Проводить разные виды социального консультирования  | |
Обеспечивать эффективное взаимодействие с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации  | |
Повышать свою профессиональную квалификацию по реализации трудовой функции  | |
Проявлять чуткость, вежливость, доброжелательность, учитывать физическое и психологическое состояние человека  | |
Находить и подбирать эффективные технологии помощи неблагополучным семьям с детьми  | |
Поддерживать социальные контакты с семьей и детьми  | |
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)  | |
Вести документацию и отчетность по характеристикам разных типов семей  | |
Необходимые знания  | Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере семейной политики и прав ребенка  | 
Основные направления государственной демографической и семейной политики в Российской Федерации  | |
Государственные стандарты оказания социальных услуг  | |
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народных традиций  | |
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи  | |
Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристик социальной среды  | |
Типологии семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации  | |
Методы диагностики трудной жизненной ситуации, нарушений социализации  | |
Теория, методология и технологии социальной работы применительно к семьям групп социального риска  | |
Конфликтология, возрастная психология, дефектология для определения проблем взаимоотношений  | |
Социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия  | |
Социальная психология (методы, малые группы, психология влияния и т.д.)  | |
Социальная психология личности  | |
Социальная педагогика, социология  | |
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды  | |
Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации  | |
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными  | |
Другие характеристики  | Ответственность, исполнительность, позитивный взгляд на перспективу жизнедеятельности семей с детьми  | 
Готовность постоянно совершенствовать свои умения и навыки, направленные на повышение качества и эффективности работы  | 
Наименование  | Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей  | Код  | A/02.6  | Уровень квалификации  | 6  | 
Происхождение трудовой функции  | Оригинал X  | Заимствовано из оригинала  | ||
Код  | Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
Трудовые действия  | Сбор первичных документов и информации о социальной ситуации детей в разных типах семей и социуме  | 
Проверка первичных документов и информации  | |
Организация прихода специалистов в различные типы семей с ребенком  | |
Анализ документов, свидетельствующих о трудной жизненной ситуации семьи с ребенком  | |
Проведение развернутого интервью родителей и ребенка, первой беседы с ребенком и семьей по уточнению информации  | |
Составление необходимой документации (акта, протокола, характеристики, сведений и т.д.)  | |
Анализ первичных документов и собранной информации  | |
Консультирование семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации  | |
Подбор и уточнение информации о социальном окружении ребенка и семьи  | |
Подготовка и организация запроса необходимых сведений, информации, документации из других ведомств о положении детей в семьях  | |
Ведение учета разных типов семей с детьми (признанных находящимися в трудных жизненных ситуациях, кризисных ситуациях, социально опасном положении, проживающих в семейном неблагополучии)  | |
Проведение систематизации различных типов семей с детьми  | |
Разработка плана помощи детям из различных типов семей  | |
Передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей с детьми  | |
Ведение служебной документации и переписки  | |
Проведение анализа государственной статистической отчетности, при необходимости проведение выборочного социологического опроса населения  | |
Необходимые умения  | Осуществлять социальное консультирование  | 
Проводить индивидуальное консультирование взрослых и детей  | |
Вести деловое общение, общаться с разными категориями семей  | |
Общаться с детьми разного возраста  | |
Проводить обследование социальной ситуации детей в разных типах семей  | |
Составлять социальный паспорт семей с детьми  | |
Обобщать информацию, определяющую трудную жизненную ситуацию и методов ее преодоления  | |
Повышать свою профессиональную компетенцию  | |
Составлять проекты необходимых документов (акты, отчеты, картотеки, банки данных, протоколы и т.д.) и заполнять их  | |
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)  | |
Необходимые знания  | Инфраструктура социальных учреждений в муниципальном образовании и его ресурсы, социальная система защиты детства  | 
Государственные стандарты социальные услуги  | |
Семьеведение, психология и педагогика семьи для выделения типов семей  | |
Социология, основы возрастной и социальной психологии, конфликтологии  | |
Технологии оказания помощи семьям и детям групп социального риска и условия их применения  | |
Технологии социальной работы и особенности их применения  | |
Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена информацией  | |
Принципы работы банка данных учета семей  | |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения  | |
Другие характеристики  | Аналитические способности, соблюдение этических норм и правил, профессиональной этики  | 
Наименование  | Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации  | Код  | А/03.6  | Уровень квалификации  | 6  | 
Происхождение трудовой функции  | Оригинал X  | Заимствовано из оригинала  | ||
Код  | Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
Трудовые действия  | Подбор методов обследования социальных условий жизни и воспитания детей в различных типах семей, в том числе и замещающих  | 
Диагностика социальных условий жизни детей в разных семьях  | |
Выявление отклонений в функционировании семей  | |
Оценка рисков и последствий отклонений в функционировании семей для развития детей  | |
Определение возможностей активизации потенциала семей  | |
Организация и проведение социально-психологической реабилитации семей с детьми  | |
Обобщение результатов эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми  | |
Проведение оценки эффективности мер по разрешению проблем детей разного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации  | |
Организация встреч специалистов с родителями  | |
Проведение с родителями консультирования по вопросам воспитания детей  | |
Разработка программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в различных типах семей  | |
Вынесение объективной оценки условий жизни и воспитания детей в различных типах семей, в том числе и замещающих  | |
Предоставление рекомендаций или предложений по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам  | |
Организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении различных типов семей  | |
Разработка программ оказания помощи семьям с детьми  | |
Создание команды специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста  | |
Выявлять случаи и использовать технологию работы со случаем  | |
Проводить оценку результативности работы со случаем на основе сбора экспертных оценок и мнений специалистов, полученных результатов и показателей  | |
Обосновывать и осуществлять закрытие случая при положительном результате работы с разными типами семей с детьми  | |
Осуществлять передачу случая другим службам при необходимости продолжения работы с семьей и детьми  | |
Составлять план и стратегию дальнейшей работы с семьей и ребенком  | |
Проводить профилактику негативных явлений в детской среде  | |
Необходимые умения  | Разрабатывать и проводить программы профилактики девиантного поведения детей  | 
Применять разнообразные формы, методы, технологии работы по профилактике детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции  | |
Осуществлять разные виды социального консультирования  | |
Работать в команде, организовывать деятельность специалистов  | |
Проводить оценку качества работы  | |
Консультироваться и получать информацию по сложным вопросам профилактики  | |
Составлять план и стратегию дальнейшей работы с семьей и ребенком  | |
Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с семьями и детьми  | |
Проводить мониторинговые исследования  | |
Сотрудничать, организовывать взаимосвязь группы специалистов  | |
Разрабатывать оригинальные, авторские приемы проведения обследований  | |
Вести необходимую документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями  | |
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)  | |
Необходимые знания  | Российский и зарубежный опыт практической работы с семьями группы риска и детьми  | 
Основы профилактики нарушений социализации семей и детей  | |
Социальная психология, проблемы социализации  | |
Методы социальной работы, инструментария для проведения мониторингов и диагностики функционирования разных типов семей  | |
Основы возрастной психологии и психологии личности  | |
Психология кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия  | |
Проведение тренингов командообразования, сотрудничества  | |
Способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения семей с детьми  | |
Типы семей и их характеристики для проведения социально-психологической реабилитации  | |
Основы самообразования специалистов по работе с семьей  | |
Основы социальной реабилитации  | |
Психология семьи, психология малых групп  | |
Другие характеристики  | Соблюдение профессиональной этики  | 
Наименование  | Организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности  | Код  | B  | Уровень квалификации  | 7  | 
Происхождение обобщенной трудовой функции  | Оригинал X  | Заимствовано из оригинала  | ||
Код оригинала  | Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
Возможные наименования должностей  | Специалист по работе с семьей  | 
Требования к образованию и обучению  | Высшее образование (за исключением программ бакалавриата) по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки  | 
Требования к опыту практической работы  | -  | 
Особые условия допуска к работе  | К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации  | 
Классификатор  | Код  | Наименование  | 
ОКЗ  | 2446  | Специалисты в сфере социальных проблем  | 
ЕКС  | -  | -  | 
ОКСО  | 040101  | Социальная работа  | 
050711  | Социальная педагогика  | 
Наименование  | Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различных видов помощи  | Код  | B/01.7  | Уровень квалификации  | 7  | 
Происхождение трудовой функции  | Оригинал  | X  | Заимствовано из оригинала  | |||
Код  | Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
Трудовые действия  | Проведение сбора информации о необходимости оказания адресных услуг различным типам семей с детьми  | 
Анализ информации о видах помощи семье с детьми или детям и систематизирование полученной информации  | |
Определение видов социально-правовой, психолого-педагогической и медицинской помощи различным типам семей с детьми  | |
Разработка индивидуальных программ сопровождения разных типов семей с детьми  | |
Создание межведомственной команды для оказания различных видов помощи  | |
Координирование действия различных ведомств и учреждений по реализации индивидуальной программы помощи семье и детям  | |
Подбор инновационной технологии для проведения комплексной работы с семьей по предотвращению распада семьи  | |
Организация оказания различных видов помощи семьям с детьми другими специалистами  | |
Использование современных технологий поддержки различных типов семей с детьми, способствующих улучшению взаимоотношений в семье и социуме  | |
Организация встреч с семьей и детьми для обсуждения проблем  | |
Выявление уровня социализации семьи, видов нарушений ее социализации  | |
Отслеживание изменений в семье и их фиксирование  | |
Использование технологий профилактики социального сиротства с целью сохранения семьи для ребенка  | |
Осуществление профилактики социального сиротства  | |
Использование возможностей оставления ребенка в кровной семье  | |
Оказание влияния на мотивацию семей к изменению в положительную сторону  | |
Проведение консультирования по различным вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям  | |
Обеспечение посредничества между семьей и детьми и различными специалистами (учреждениями, организациями) с целью решения ряда проблем  | |
Необходимые умения  | Определять потребность в помощи разных типов семьи и детей и подбирать виды помощи, направленные на решение проблем семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации  | 
Находить контакт с разными типами семей и детьми разных возрастов  | |
Выявлять потенциал и ресурс разных типов семей с детьми  | |
Находить поддержку семей в социальном окружении  | |
Создавать межведомственную команду по оказанию помощи семье с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации  | |
Разрабатывать индивидуальные программы оказания разных видов помощи  | |
Работать в команде, вносить и оценивать свой вклад в ее деятельность  | |
Адаптировать зарубежный опыт технологий оказания помощи семье и детям  | |
Оформлять документы, необходимые для оказания разных видов помощи семьям и детям  | |
Направлять семьи с детьми в специализированные учреждения или к профильным специалистам  | |
Влиять на мотивацию семей к изменению в положительную сторону  | |
Выбирать наиболее эффективные технологии работы с семьей в ее жизненной ситуации  | |
Обеспечивать интеграцию деятельности разных ведомств для решения проблем семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации  | |
Выявлять степень достоверности полученной информации  | |
Повышать свою профессиональную квалификацию  | |
Устанавливать контакты с другими специалистами, родительской общественностью  | |
Вести необходимую документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями  | |
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)  | |
Необходимые знания  | Законодательство Российской Федерации, международные документы в области защиты прав детей и оказания помощи семьям с детьми  | 
Основы возрастной и социальной психологии  | |
Технологии разрешения семейных конфликтов  | |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения  | |
Социальные риски и рискология, кризисные состояния  | |
Цели, принципы и основы посредничества между семьями с детьми и различными институтами социализации  | |
Сфера профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолога, социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника и др.)  | |
Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне  | |
Особенности применения технологий оказания помощи семьям и детям в России и за рубежом  | |
Теории и методики социальной работы, их отличия, технологии социальной работы и специфику их использования  | |
Консультирование семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации  | |
Регламенты ведения документации  | |
Система социальных служб на территории  | |
Правовые основы оказания разных видов помощи семьям и детям  | |
Инфраструктура социальной защиты детства  | |
Другие характеристики  | Соблюдение профессиональной этики  | 
Наименование  | Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации  | Код  | B/02.7  | Уровень квалификации  | 7  | 
Происхождение трудовой функции  | Оригинал X  | Заимствовано из оригинала  | ||
Код  | Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
Трудовые действия  | Определение потенциала и ресурса различных типов семей с детьми  | 
Владение в работе с разными типами семей с детьми современными технологиями мобилизации внутренних ресурсов семьи  | |
Привлечение внешних систем поддержки семей с детьми для активизации их ресурсов  | |
Применение инновационных технологий оказания помощи при выявлении семейного неблагополучия  | |
Включение семьи в социум с целью исключения эксклюзии  | |
Применение технологий помощи семье для возможности оставления ребенка в кровной семье  | |
Организация совместно с другими ведомствами социально-реабилитационного пространства в ближайшем окружении семей с детьми  | |
Сбор информации о семейных взаимоотношениях с детьми  | |
Организация социально-психологической реабилитации детей и различных типов семей  | |
Разработка коррекционных программ, направленных на изменение семейных взаимоотношений, умений услышать ребенка, понять его потребности  | |
Подготовка договора о совместной деятельности семьи с детьми и организации  | |
Обеспечение комплексного подхода различных ведомств к выводу семьи с детьми из трудной жизненной ситуации  | |
Обеспечение координации деятельности специалистов различных ведомств в решении актуальных задач семьи с детьми  | |
Проведение профилактической работы по предупреждению появления трудной жизненной ситуации семей с детьми  | |
Содействие активизации собственных ресурсов семьи с детьми и потенциала социального окружения для выхода из трудной жизненной ситуации  | |
Проведение консультирования семей с детьми по взаимодействию с разными ведомствами  | |
Оказание помощи в оформлении документов, необходимых для получения востребованной помощи семье  | |
Повышение своей профессиональной квалификации  | |
Участие в межведомственной работе по профилактике асоциального поведения, социального сиротства  | |
Необходимые умения  | Выбирать эффективные способы решения проблем семьи с детьми  | 
Мотивировать семью с детьми на использование собственного потенциала и ресурса для выхода из трудной жизненной ситуации  | |
Использовать правовые знания в оказании адресной помощи семье и детям  | |
Видеть перспективы и ориентироваться на положительный результат семьи  | |
Передавать ответственность семье за принятие решений и их выполнение, а также отдельным членам семьи  | |
Организовать команду специалистов и работать в команде  | |
Использовать сочетание различных форм и видов оказания помощи в профилактической деятельности  | |
Интегрировать деятельность специалистов разных ведомств в реализации оказания помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации  | |
Обеспечить представление интересов семьи с детьми в разных учреждениях  | |
Создавать условия для установления контактов семьи с ребенком со специалистами или учреждениями, организациями  | |
Быть открытым к получению помощи от специалистов  | |
Прислушиваться к мнению других специалистов  | |
Адаптировать положительный зарубежный опыт  | |
Необходимые знания  | Законодательство Российской Федерации, международные документы в области защиты семьи и детей, основные направления государственной семейной политики  | 
Современный российский и зарубежный опыт по оказанию помощи семьям и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях  | |
Общая психология и основы социальной психологии  | |
Технологии разрешения семейных конфликтов  | |
Основы профилактики асоциальных явлений в обществе  | |
Методы и технологии управления современными рисками  | |
Социально-психологическая технология оказания помощи семьям и детям групп социального риска  | |
Методика и технология социальной работы, специфики их использования  | |
Основы семейного консультирования  | |
Сферы профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолога, социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника и др.)  | |
Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне  | |
Другие характеристики  | Демонстрировать профессиональную позицию, оптимизм, коммуникабельность, доброжелательность по отношению к разным типам семей и социальным группам, соблюдать профессиональную этику  | 
Предпринимать все меры для восстановления внутрисемейных связей, подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью  | 
Наименование  | Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью  | Код  | B/03.7  | Уровень квалификации  | 7  | 
Происхождение трудовой функции  | Оригинал X  | Заимствовано из оригинала  | ||
Код  | Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
Трудовые действия  | Организация группы специалистов для восстановления внутрисемейных связей ребенка с кровной семьей  | 
Оценка результативности работы с расширенной семьей и возможности возвращения ребенка  | |
Установление контакта ребенка с расширенной семьей  | |
Выявление уровня готовности ребенка к переходу в семью  | |
Оценка готовности кровной семьи к возвращению ребенка  | |
Организация встречи ребенка с кровной семьей, их общения  | |
Разработка программ подготовки ребенка к возвращению в кровную семью  | |
Сопровождение различных типов семей с детьми  | |
Проведение мероприятий по привлечению кандидатов в замещающие семьи  | |
Вынесение объективной оценки результатам готовности ребенка и семьи к приему ребенка  | |
Разработка программ устройства детей в замещающие семьи в зависимости от возраста, проблем  | |
Разработка программ сопровождения различных видов семей  | |
Организация сопровождения замещающей семьи  | |
Организовать взаимодействие ребенка с семьей  | |
Необходимые умения  | Устанавливать контакты с ребенком и семьей, общаться  | 
Организовать взаимодействие разных специалистов в восстановлении связей семьи и ребенка  | |
Оценивать ресурсы и риски при устройстве детей в семьи граждан  | |
Проводить оценку готовности семьи к приему ребенка и ребенка к переходу в семью  | |
Оценивать качество работы специалистов с семьей и ребенком, не нарушая этических норм  | |
Сопровождать разные типы семей, в том числе и замещающие семьи  | |
Консультировать, получать информацию и обобщать ее  | |
Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных проблем и запросов семей  | |
Поддерживать положительные результаты в работе с семьей, полученные разными специалистами  | |
Современные технологии работы с разными типами семей  | |
Социальная психология, проблемы социализации  | |
Необходимые знания  | Психология зависимости, аддикций, девиантологии  | 
Теория воспитания трудных детей и подростков  | |
Методики работы социального работника с семьей  | |
Инфраструктура социальных служб на муниципальном уровне  | |
Виды замещающих семей и законодательные основы передачи в них детей, условий их создания  | |
Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства  | |
Другие характеристики  | Соблюдение профессиональной этики  | 
Наименование  | Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства  | Код  | B/04.7  | Уровень квалификации  | 7  | 
Происхождение трудовой функции  | Оригинал X  | Заимствовано из оригинала  | ||
Код  | Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
Трудовые действия  | Обобщение полученных результатов мониторинга  | 
Описание особенностей социальных условий жизни семьи с детьми и ее окружения  | |
Предоставление объективной оценки результатов отношений в семьях с детьми  | |
Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации семей с детьми по месту жительства  | |
Предоставление рекомендаций по изменениям социокультурного окружения и условий жизни семей с детьми для обсуждения со специалистами муниципального объединения  | |
Организация взаимодействия социального окружения с различными типами семей  | |
Способствование созданию условий для успешной адаптации ребенка и семьи в социуме  | |
Разработка программ изменения социокультурного окружения различных типов семей с детьми  | |
Разработка программ оказания помощи семьям с детьми  | |
Создание команды специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста  | |
Проведение профилактики негативных явлений в детской среде  | |
Разработка и проведение программ профилактики девиантного поведения детей  | |
Разработка программ оказания различных видов помощи и поддержки семей с детьми с целью преодоления риска социального неравенства  | |
Привлечение волонтеров или добровольцев для реализации программ оказания помощи семьям с детьми  | |
Повышение профессиональной квалификации в области реализации трудовой функции  | |
Необходимые умения  | Проводить мониторинговые исследования и обобщать результаты полученных данных Осуществлять все виды социального консультирования Обеспечивать проверку поступившей информации  | 
Вносить полученную информацию в соответствующие базы данных  | |
Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации семей с детьми  | |
Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации  | |
Устанавливать контакты с разными типами семей и детей  | |
Сотрудничать, организовывать взаимосвязь группы специалистов по оказанию помощи семье и детям  | |
Разрабатывать оригинальные, авторские приемы проведения обследований  | |
Проводить оценку качества работы специалистов, не нарушая этических норм  | |
Консультироваться и получать информацию по сложным вопросам профилактики  | |
Составлять отчеты по итогам выполнения деятельности  | |
Вести необходимую документацию в соответствии с требованиями  | |
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)  | |
Инструментария для проведения мониторинга социокультурного окружения  | |
Типологии проблем семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации  | |
Необходимые знания  | Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народные традиции  | 
Социокультурные и социально-психологические основы межличностного взаимодействия семей и детей в социокультурном окружении  | |
Социальная психология, методы социальной психологии  | |
Проблемы социализации, социальная педагогика  | |
Формы защиты прав детей на федеральном и региональном уровнях  | |
Психология кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия  | |
Готовность отстаивать свою точку зрения, саморегуляция и толерантность  | |
Психология кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия  | |
Другие характеристики  | Способность разрабатывать социальные проекты и внедрять их в работу с разными типами семей с привлечением специалистов на межведомственной основе  | 
Наименование  | Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе  | Код  | B/05.7  | Уровень квалификации  | 7  | 
Происхождение трудовой функции  | Оригинал  | X  | Заимствовано из оригинала  | |||
Код  | Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
Трудовые действия  | Диагностика социальных условий жизни детей в разных семьях  | 
Оценка эффективности мер по разрешению проблем детей различного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации  | |
Обобщение результатов эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми  | |
Организация встреч специалистов с родителями  | |
Разработка социальных проектов по профилактике социального сиротства и оказанию помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации  | |
Внедрение социальных проектов в работе с разными типами семей с детьми  | |
Создание конпедиума эффективных социальных проектов  | |
Создание банка инновационных технологий работы с разными семьями и детьми  | |
Привлечение общественных организаций и добровольцев для оказания помощи семьям и группам населения  | |
Проведение с родителями консультирования по вопросам воспитания детей  | |
Разработка программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в разных типах семей для осуществления эпизодического контроля  | |
Создание группы родительской взаимопомощи для поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации  | |
Организация клубов для родителей по разным проблемам, востребованным в социальном окружении  | |
Организация взаимодействия общественных организаций с разными типами семей для их социализации  | |
Предоставление рекомендаций или предложений по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам  | |
Организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении разных типов семей  | |
Договариваться, общаться с разными общественными организациями  | |
Организовать взаимопомощь специалистов при работе с разными типами семей  | |
Необходимые умения  | Проводить диагностику, оценку эффективности применяемых мер  | 
Обобщать результаты эффективных мер  | |
Организовать использование оригинальных, авторских приемов оказания помощи при нарушении социальных условий воспитания в семьях  | |
Проводить оценку качества социальных проектов, не нарушая этических норм, прав человека  | |
Консультироваться у специалистов  | |
Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с разными типами семей  | |
Владеть инновационными технологиями оказания помощи семьям  | |
Привлекать группы родителей, оценивать их ресурс, видеть возможности для оказания взаимопомощи  | |
Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать  | |
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)  | |
Социальная психология, проблемы социализации  | |
Современные технологии работы с разными типами семей с детьми  | |
Необходимые знания  | Основы и принципы развития институтов современного гражданского общества  | 
Технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования  | |
Технологии проведения мониторинга социальных проектов  | |
Консультирование семьи по проблемам поведения детей и подростков  | |
Особенности адаптации детей в разных социальных условиях  | |
Методы и технологии управления социальными рисками  | |
Способность оказывать помощь начинающим специалистам по работе с семьей  | |
Методы и технологии управления социальными рисками  | |
Другие характеристики  | Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав  | 
Наименование  | Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав  | Код  | B/06.7  | Уровень квалификации  | 7  | 
Происхождение трудовой функции  | Оригинал X  | Заимствовано из оригинала  | |||
Код  | Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
Трудовые действия  | Привлечение общественных организаций к правовой поддержке несовершеннолетних  | 
Осуществление функций представителя при устранении препятствий для общения ребенка с близкими родственниками  | |
Проведение тренингов и осуществление действий по правовой грамотности несовершеннолетних  | |
Обеспечение приоритета интересов ребенка в образовании  | |
Обеспечение представительства законных интересов детей в случаях наличия разногласий между интересами родителей  | |
Осуществление правовой информированности и грамотности детей разных возрастов и типов семей  | |
Проведение тренингов на знание прав, обязанностей несовершеннолетних  | |
Представление интересов детей и грамотная защита их прав в различных организациях  | |
Ведение документации, служебной переписки в соответствии с требованиями  | |
Оформление документов для представления интересов детей в суде, полиции, других организациях  | |
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)  | |
Необходимые умения  | Устанавливать контакты, вести переговоры, договариваться  | 
Оформлять документацию, деловые бумаги, запросы, в том числе в электронном виде, сохранять их в соответствии с требованиями  | |
Создавать команду взаимопомощи и защиты несовершеннолетних  | |
Сплачивать группу, находить общие интересы  | |
Разрабатывать регламент взаимодействия  | |
Устанавливать взаимоотношения с общественными и иными организациями, с гражданами, государственными и муниципальными органами, со средствами массовой информации по вопросам социализации разных типов семей, выявление нарушений прав несовершеннолетних, а также оказание помощи по защите прав несовершеннолетних  | |
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)  | |
Повышать профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции  | |
Умение отстаивать интересы несовершеннолетних в разных инстанциях  | |
Психология малых групп, делового общения  | |
Необходимые знания  | Основы законодательства в области защиты прав человека, международные нормативные документы  | 
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения  | |
Специфика работы социозащитных организаций по защите прав несовершеннолетних  | |
Основы реабилитационной работы (подходы, виды, организация)  | |
Методики работы социального работника и ее специфики  | |
Другие характеристики  | Соблюдение профессиональной этики  | 
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего │ │ профессионального образования города Москвы "Московский городской │ │ психолого-педагогический университет" │ │ │ │ Ректор Рубцов Виталий Владимирович │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
1.  | ГОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет" города Волгограда  | 
2.  | НОУ ВПО "Столичная финансово-гуманитарная академия" города Москвы  | 
3.  | ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  | 
4.  | ГОУ ВПО "Московский государственный областной университет" города Москвы  | 
5.  | Администрация г. Ступино Московской области  | 
6.  | НОУ ВПО "Московский психолого-социальный университет" города Москвы  | 
7.  | Одинцовское зональное объединение Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области  | 
8.  | Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" Департамента социальной защиты населения города Москвы  |