1719 | |
Регистрационный номер |
Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, среднем профессиональном образовании | 01.015 | |
(наименование вида профессиональной деятельности) | код |
Организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность; обеспечение освоения ими результатов образовательных программ; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения их потребностей в углублении и расширении образования; учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ |
2320 | Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций | - | - |
(код ОКЗ <1>) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
01 | Образование и наука |
(код ОПД <2>) | (наименование области профессиональной деятельности) |
85.14 | Образование среднее общее |
85.21 | Образование профессиональное среднее |
85.30 | Обучение профессиональное |
85.41 | Образование дополнительное детей и взрослых |
85.42 | Образование профессиональное дополнительное |
(код ОКВЭД <3>) | (наименование вида экономической деятельности) |
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | |||||
код | наименование | уровень квалификации | возможные наименования должностей, профессий рабочих | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Организация и проведение образовательного процесса при реализации ОП СПО (перечень сокращений приведен в разделе V профессионального стандарта), включая программу воспитания, и ОППО | 6 | Преподаватель | Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОППО, ОП СПО с учетом программы воспитания, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных технологий, цифровых средств | A/01.6 | 6 |
Педагогический контроль и оценка освоения ОППО, ОП СПО в процессе текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации, при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | A/02.6 | 6 | ||||
Разработка учебно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОППО, ОП СПО, включая рабочие программы воспитания | A/03.6 | 6 | ||||
Проведение профориентационных мероприятий с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями) | A/04.6 | 6 | ||||
B | Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации ОП СПО, включая программу воспитания, и ОППО | 6 | Мастер производственного обучения | Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению ОППО и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и (или) специалистов среднего звена, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | B/01.6 | 6 |
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего и (или) специалиста среднего звена в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | B/02.6 | 6 | ||||
Разработка учебно-методического обеспечения учебно-производственного процесса, включая рабочие программы воспитания | B/03.6 | 6 | ||||
Проведение практико-ориентированных профориентационных мероприятий с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями) | B/04.6 | 6 |
Наименование | Организация и проведение образовательного процесса при реализации ОП СПО, включая программу воспитания, и ОППО | Код | A | Уровень квалификации | 6 |
Возможные наименования должностей, профессий рабочих | Преподаватель |
Образование и обучение | Высшее образование, направленность которого соответствует профилю педагогической деятельности или Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, направленность которой соответствует профилю педагогической деятельности или Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена, направленность (профиль) которых соответствует профилю педагогической деятельности или Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, направленность которой соответствует профилю педагогической деятельности |
Опыт практической работы | - |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью <4> Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров <5> |
Другие характеристики | Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, стажировка, по профилю педагогической деятельности (соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не реже одного раза в три года При реализации общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы к занятию педагогической деятельностью могут быть допущены лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам могут быть допущены лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения <6> При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, соответствующей профилю педагогической деятельности, может быть получено после трудоустройства |
Наименование документа | Код | Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки |
ОКЗ | 2320 | Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций |
ЕКС <7> | - | Преподаватель |
ОКПДТР <8> | 25812 | Преподаватель (в колледжах, университетах и других вузах) |
25824 | Преподаватель-стажер (в колледжах, университетах и других вузах) | |
Перечень СПО <9> | 44.02.03 | Педагогика дополнительного образования |
44.02.06 | Профессиональное обучение (по отраслям) | |
Перечень ВО <10> | 44.03.01 | Педагогическое образование |
44.03.04 | Профессиональное обучение (по отраслям) | |
44.03.05 | Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) | |
44.04.01 | Педагогическое образование | |
44.04.04 | Профессиональное обучение (по отраслям) |
Наименование | Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОППО, ОП СПО с учетом программы воспитания, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных технологий, и цифровых средств | Код | A/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Трудовые действия | Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы, включая общеобразовательный учебный цикл (для ОП СПО), в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств |
Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), включая общеобразовательный учебный цикл (для ОП СПО), в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | |
Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской деятельностью обучающихся по ОП СПО, включая общеобразовательный учебный цикл, в том числе практической подготовкой и подготовкой к практическим формам экзаменационных испытаний (квалификационному, демонстрационному, профессиональному экзамену), выпускной квалификационной работе (если предусмотрена) | |
Формирование личностных результатов обучающихся, установленных рабочей программой воспитания, на основе содержания учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), самостоятельной работы обучающихся, учебно-профессиональной, проектной, исследовательской деятельности обучающихся по ОП СПО | |
Проведение мероприятий по профилактике деструктивного поведения обучающихся, формированию психологической, антитеррористической и информационной безопасности образовательной среды | |
Проведение профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся по противодействию террористической и иной радикальной идеологии | |
Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), в том числе входящих в общеобразовательный учебный цикл | |
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения, совершенствованию его материально-технической базы и формированию предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы | |
Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением обучающимися профессиональных компетенций (в процессе изучения обучающимися учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), практики) | |
Необходимые умения | Осуществлять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и (или) выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) |
Создавать условия для воспитания и развития обучающихся, мотивировать их деятельность по освоению учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), выполнению заданий для самостоятельной работы; привлекать к целеполаганию, активной пробе своих сил в различных сферах деятельности, в том числе учебно-профессиональной, проектной, исследовательской, обучать самоорганизации и самоконтролю | |
Выбирать в рамках преподаваемых учебных предметов, дисциплин (модулей) содержание, формы, методы, приемы воспитания, направленные на формирование личностных результатов, определенных рабочей программой воспитания, способности противостоять влиянию террористической и иной радикальной идеологии | |
Использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы с учетом: специфики образовательных программ, требований ФГОС СПО (для ОП СПО); особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); задач учебного занятия (цикла занятий), вида учебного занятия; возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); стадии профессионального развития; возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания | |
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучающимися, создавать условия для воспитания и развития обучающихся, профилактики деструктивного поведения, влияния террористической или иной радикальной идеологии, привлекать к целеполаганию, обучать самоорганизации и самоконтролю | |
Обеспечивать на учебных занятиях порядок и сознательную дисциплину | |
Контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и самостоятельную работу, успехи и затруднения в освоении программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания с учетом выявленных причин | |
Анализировать применение выбранных форм и методов педагогической диагностики, текущего оценивания, оценочных средств, корректировать их и собственную оценочную деятельность | |
Консультировать обучающихся на этапах выбора темы, подготовки и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ, подготовки к практическим формам экзаменационных испытаний (квалификационному, демонстрационному, профессиональному экзамену), в процессе прохождения практики | |
Контролировать и оценивать процесс и результаты выполнения и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ, отчетов о практике; проверять готовность выпускника к практическим формам экзаменационных испытаний (квалификационному, демонстрационному, профессиональному экзамену), к защите выпускной квалификационной работы, давать рекомендации по совершенствованию и доработке текста | |
Использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся, проводить консультации по этим вопросам на основе наблюдения за освоением обучающимся профессиональных компетенций (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональных компетенций)) | |
Создавать условия для ознакомления обучающихся с опытом успешных профессионалов, работающих в осваиваемой сфере профессиональной деятельности, и (или) корпоративной культурой организаций-партнеров, вводить ее элементы в образовательную среду | |
Организовывать проведение конференций, выставок, конкурсов профессионального мастерства, конкурсов и мероприятий в области преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), а также мероприятий, направленных на противодействие террористической и иной радикальной идеологии | |
Анализировать проведение учебных занятий с учетом задач воспитания и организацию самостоятельной работы обучающихся, вносить коррективы в рабочую программу, в том числе в области воспитания, план изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), образовательные технологии, задания для самостоятельной работы, собственную профессиональную деятельность | |
Взаимодействовать с коллегами и администрацией образовательной организации по вопросам выбора форм, методов, средств обучения и воспитания в рамках ОППО, ОП СПО (включая общеобразовательный цикл) с целью обеспечения учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, их практической подготовки, создания целостной образовательной среды | |
Взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам воспитания и развития обучающихся, профилактики деструктивного поведения, влияния террористической или иной радикальной идеологии | |
Взаимодействовать с коллегами, администрацией образовательной организации по вопросам модернизации материально-технической базы учебного помещения (кабинета, лаборатории, спортивного зала), выбирать учебное оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом: требований ФГОС СПО и (или) задач обучения, воспитания и развития обучающихся; особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); локальных нормативных актов образовательной организации; современных требований к учебному оборудованию | |
Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды учебного помещения (кабинета, лаборатории, спортивного зала), выполнение требований охраны труда; анализировать и устранять возможные риски для жизни и здоровья обучающихся в учебном помещении | |
Обеспечивать сохранность и эффективное использование учебного оборудования | |
Необходимые знания | Основные положения Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства в сфере образования и труда; локальные нормативные акты образовательной организации по организации образовательного процесса и работы учебного кабинета (лаборатории, иного учебного помещения) в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей |
Преподаваемая область научного (научно-технического) знания и (или) профессиональной деятельности, актуальные проблемы и тенденции ее развития, современные методы (технологии), приемы работы, использующиеся в будущей профессиональной деятельности обучающихся | |
Требования ФГОС СПО, содержание примерных образовательных программ, примерных программ воспитания, учебников, учебных пособий (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) | |
Роль преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в ОП СПО и (или) ОППО, в том числе для достижения личностных результатов, установленных рабочей программой воспитания (для СПО) | |
Электронные образовательные и информационные ресурсы, необходимые для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, написания выпускных квалификационных работ, подготовки к практическим формам экзаменационных испытаний (квалификационному, демонстрационному, профессиональному экзамену) | |
Методология, теоретические основы и технология исследовательской и проектной деятельности (для преподавания по ОП СПО, включая общеобразовательный учебный цикл) | |
Научно-методические основы организации учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности обучающихся по ОП СПО, включая общеобразовательный учебный цикл | |
Требования к оформлению проектных и исследовательских работ, отчетов о практике (для преподавания по ОП СПО, включая общеобразовательный учебный цикл) | |
Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности) | |
Особенности деструктивного поведения обучающихся, подверженных или попавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии, и способы их выявления | |
Основы профилактики деструктивного поведения обучающихся, формирования психологической, антитеррористической и информационной безопасности образовательной среды | |
Основы профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся по противодействию террористической и иной радикальной идеологии | |
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида, в том числе в форме практической подготовки | |
Основы эффективного педагогического общения, предотвращения и разрешения конфликтов, законы риторики и требования к публичному выступлению | |
Цели и задачи воспитания, установленные рабочей программой воспитания (для ОП СПО), формы, методы, приемы воспитания, соответствующие содержанию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) | |
Современные образовательные технологии среднего профессионального образования (профессионального обучения), в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, смешанное обучение | |
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) | |
Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению кабинета (лаборатории, иного учебного помещения) в соответствии с его предназначением и характером реализуемых программ | |
Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации | |
Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся по ОП СПО | |
Основы психологии труда, стадии профессионального развития | |
Объективные требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии и (или) специальности, включая медицинские, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии и (или) специальности, возможности и перспективы карьерного роста профессии и (или) специальности, (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции) | |
Современные практики, содержание, формы и методы профориентации и консультирования по вопросам профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития в процессе освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), эффективные приемы общения и организации деятельности, ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся | |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством | |
Другие характеристики | - |
Наименование | Педагогический контроль и оценка освоения ОППО, ОП СПО в процессе текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации, при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | Код | A/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Трудовые действия | Оценка результатов освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в процессе текущего контроля, промежуточной аттестации (самостоятельно и (или) в составе комиссии), при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств |
Оценка освоения образовательной программы при проведении государственной итоговой аттестации в составе экзаменационной комиссии, при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | |
Необходимые умения | Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки, применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охранять жизнь и здоровье обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания: соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методики оценки, в том числе при проведении практических форм экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена); соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания; корректно интерпретировать результаты контроля и оценки |
Составлять отзыв о проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работах (для преподавания по ОП СПО) | |
Анализировать результаты оценки, оценочные средства, корректировать их и собственную оценочную деятельность | |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся по ОП СПО и (или) ОППО |
Отечественный и зарубежный опыт, современные подходы к контролю и оценке результатов среднего профессионального образования и профессионального обучения, включая процедуры практических форм экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена) | |
Методика разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания, включая процедуры практических форм экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена) | |
Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий | |
Другие характеристики | - |
Наименование | Разработка учебно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОППО, ОП СПО, включая рабочие программы воспитания | Код | A/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Трудовые действия | Разработка и обновление рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, включая рабочие программы воспитания, профессионального обучения, в том числе на основе готовых учебно-методических материалов для электронного, смешанного обучения, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств |
Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ОП СПО, включая рабочие программы воспитания, ОППО, оценочных средств для проверки результатов их освоения, в том числе на основе готовых учебно-методических материалов для электронного, смешанного обучения, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | |
Планирование занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) ОП СПО, включая практическую подготовку, с учетом целей и задач воспитания, ОППО, в том числе на основе готовых учебно-методических материалов для электронного, смешанного обучения, с использованием ресурсов цифровых образовательных платформ | |
Ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, профессионального обучения, в том числе в электронной форме | |
Необходимые умения | Анализировать примерные программы, примерные и рабочие программы воспитания, оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы, разрабатывать и обновлять рабочие программы, планы занятий (циклов занятий) с учетом целей и задач воспитания, оценочные средства и методические материалы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) СПО, профессионального обучения с учетом: порядка, установленного законодательством Российской Федерации в сфере образования; требований ФГОС СПО и (или) профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, запросов работодателей; развития соответствующей области научного знания и (или) профессиональной деятельности, требований рынка труда; образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития; возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания; роли учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и (или) образовательной программой, личностных результатов, предусмотренных рабочей программой воспитания; современного развития технических, цифровых средств обучения, образовательных технологий |
Формулировать примерные темы проектных, исследовательских работ обучающихся, выпускных квалификационных работ с учетом необходимости обеспечения их практико-ориентированности и (или) соответствия требованиям ФГОС СПО, с учетом целей и задач воспитания, роли в освоении профессиональной деятельности (учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), интересов и возможностей обучающихся (для преподавания по программам СПО) | |
Взаимодействовать при разработке рабочей программы со специалистами, преподающими смежные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) ОП СПО, ОППО | |
Формулировать совместно с мастером производственного обучения требования к результатам, содержанию и условиям организации практической подготовки по профессиональному модулю, обсуждать разработанные материалы (для преподавания профессиональных модулей ОП СПО) | |
Вести учебную документацию, документацию планирования, а также документацию по эксплуатации учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях | |
Создавать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы | |
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и о его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами; предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц | |
Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные | |
Необходимые знания | Методологические и методические основы современного профессионального образования, СПО и (или) профессионального обучения |
Теория и практика СПО, профессионального обучения по соответствующим направлениям подготовки, специальностям, профессиям и (или) видам профессиональной деятельности, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт | |
Законодательство Российской Федерации в сфере образования и в сфере защиты персональных данных | |
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной документации, а также к документации, содержащей персональные данные | |
Требования ФГОС СПО, содержание примерных программ, примерных программ воспитания, учебников, учебных пособий (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) | |
Роль преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в ОП СПО, включая рабочую программу воспитания, в ОППО | |
Требования профессиональных стандартов и квалификационные требования по соответствующему виду профессиональной деятельности (для учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), ориентированных на формирование профессиональной компетенции) | |
Требования к программно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОП СПО, ОППО, методические основы его разработки | |
Требования к современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и методическим материалам | |
Современное состояние области знаний и (или) профессиональной деятельности, соответствующей преподаваемым учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) | |
Основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программно-методического обеспечения | |
Возрастные особенности обучающихся, стадии профессионального развития; особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения | |
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья) | |
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида, в том числе в форме практической подготовки | |
Современные образовательные технологии профессионального образования (профессионального обучения) | |
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) | |
Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации | |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством | |
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий для ведения документации | |
Порядок ведения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и о его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам | |
Другие характеристики | - |
Наименование | Проведение профориентационных мероприятий с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями) | Код | A/04.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Трудовые действия | Подготовка предложений по планированию профориентационной деятельности образовательной организации |
Информирование и консультирование обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | |
Разработка (обновление) планов (сценариев) и проведение индивидуальных и групповых профориентационных занятий и консультаций обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей), в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | |
Взаимодействие с учителями общеобразовательных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность по учебному предмету "Труд (технология)" и профильным учебным предметам, по вопросам профессиональной ориентации, в том числе вовлечения обучающихся общеобразовательных организаций в техническое творчество, декады и конкурсы профессионального мастерства | |
Необходимые умения | Использовать современные подходы, формы и методы профориентации, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств, эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение и профессиональный выбор |
Устанавливать контакт с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями), стимулировать интерес и познавательную активность участников профориентационных мероприятий, оказывать им эмоциональную поддержку | |
Проводить информирование и консультирование с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и их родителей (законных представителей), в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | |
Демонстрировать профессиональную деятельность и (или) комментировать ее выполнение обучающимися, специалистами-практиками | |
Знакомить обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) с особенностями образовательного процесса при освоении избранной программы среднего профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требованиями к обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | |
Привлекать обучающихся по программам среднего профессионального образования к профориентационным мероприятиям с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями) | |
Готовить задания, организовывать и проводить олимпиады, декады и конкурсы профессионального мастерства для обучающихся общеобразовательных организаций, взаимодействовать с учителями общеобразовательных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность по учебному предмету "труд (технология)" и профильным учебным предметам, по вопросам профессиональной ориентации | |
Необходимые знания | Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения и профессионального выбора обучающихся общеобразовательных организаций |
Эффективные отечественные и зарубежные практики профориентационной работы, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | |
Современные подходы, формы и методы профориентации, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств, эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение и профессиональный выбор обучающихся общеобразовательных организаций | |
Особенности профинформирования и профконсультирования обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей), специфика работы с особыми группами обучающихся (группы риска, обучающиеся с нарушениями здоровья и развития, воспитанники детских домов и интернатов) | |
Методические основы проведения мастер-классов, обеспечения зрелищности при демонстрации профессиональной деятельности | |
Особенности образовательного процесса при освоении избранной программы среднего профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требования к обучающимся | |
Методические основы организации и проведения олимпиад, декад и конкурсов профессионального мастерства для обучающихся общеобразовательных организаций | |
Другие характеристики | - |
Наименование | Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации ОП СПО, включая программу воспитания, и ОППО | Код | B | Уровень квалификации | 6 |
Возможные наименования должностей, профессий рабочих | Мастер производственного обучения |
Образование и обучение | Среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которого соответствует профилю педагогической деятельности или Среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, направленность которой соответствует профилю педагогической деятельности или Высшее образование, направленность которого соответствует профилю педагогической деятельности или Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, направленность которой соответствует профилю педагогической деятельности |
Опыт практической работы | - |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров |
Другие характеристики | Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, стажировка, по профилю педагогической деятельности (соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не реже одного раза в три года При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, соответствующей профилю педагогической деятельности, может быть получено после трудоустройства |
Наименование документа | Код | Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки |
ОКЗ | 2320 | Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций |
ЕКС | - | Мастер производственного обучения |
ОКПДТР | 23962 | Мастер производственного обучения |
25824 | Преподаватель-стажер (в колледжах, университетах и других вузах) | |
Перечень СПО | 44.02.03 | Педагогика дополнительного образования |
44.02.06 | Профессиональное обучение (по отраслям) | |
Перечень ВО | 44.03.01 | Педагогическое образование |
44.03.04 | Профессиональное обучение (по отраслям) | |
44.04.01 | Педагогическое образование | |
44.04.04 | Профессиональное обучение (по отраслям) |
Наименование | Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению ОППО и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и (или) специалистов среднего звена, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | Код | B/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Трудовые действия | Формирование в учебно-производственной мастерской (на учебном полигоне, в лаборатории, на учебной базе практики и в ином месте занятий) образовательной среды, направленной на достижение результатов обучения и воспитания, определенных ОППО, ОП СПО |
Разработка мероприятий по модернизации оснащения оборудованием учебно-производственных помещений | |
Использование тренажеров, симуляторов, электронных образовательных ресурсов (при наличии), способствующих достижению результатов учебной и производственной практики | |
Организация и проведение учебной и (или) производственной практики (практической подготовки) | |
Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции в процессе прохождения учебной и производственной практики (практической подготовки) | |
Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе учебной и производственной практики (практической подготовки) | |
Проведение мероприятий по профилактике деструктивного поведения обучающихся, формированию психологической, антитеррористической и информационной безопасности образовательной среды | |
Проведение профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся по противодействию террористической и иной радикальной идеологии | |
Необходимые умения | Выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися в ходе учебной и производственной практики: решение профессиональных задач, выполнение отдельных трудовых функций, технологических операций и отдельных приемов технологических операций |
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучающимися, создавать условия для воспитания и развития обучающихся, профилактики деструктивного поведения, влияния террористической или иной радикальной идеологии, мотивировать их деятельность по освоению профессии и (или) специальности, привлекать к целеполаганию, обучать самоорганизации и самоконтролю | |
Использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся, проводить консультации по этим вопросам на основе наблюдения за освоением обучающимся профессиональных компетенций в процессе прохождения учебной и производственной практики (практической подготовки) | |
Взаимодействовать с коллегами и администрацией по вопросам модернизации материально-технической базы учебно-производственной мастерской (иного места учебных занятий), выбирать учебное оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом: требований ФГОС СПО и (или) задач обучения, воспитания и развития обучающихся; особенностей отрасли (профессиональной деятельности), требований профессиональных стандартов; современных требований к учебно-производственному оборудованию, включая требования к оборудованию для проведения практических форм экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена) | |
Взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам воспитания и развития обучающихся, профилактики деструктивного поведения, влияния террористической или иной радикальной идеологии | |
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и организации учебной и производственной практики (практической подготовки), применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом: специфики осваиваемой профессии и (или) специальности; задач учебного занятия (цикла занятий), в том числе воспитательных; возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); стадии профессионального развития обучающихся; возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания | |
Производить проверку исправности технологического оборудования, количественную и качественную проверку поступающих материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий), составлять заявки на техническое обслуживание и ремонт учебно-производственного оборудования, контролировать качество выполнения работ | |
Согласовывать все виды работ, результаты и объекты учебной и производственной практики с работодателями (руководителями практики от организации) | |
Организовывать выполнение видов работ производственной практики и контроль их качества в соответствии с требованиями технической документации и нормами времени на выполнение соответствующих работ; проводить количественную и качественную приемку результатов выполнения видов работ производственной практики, вести индивидуальный учет производительности труда, продукции, сданной с первого предъявления; планировать улучшение качества выполнения видов работ производственной практики (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) | |
Контролировать и оценивать готовность обучающихся к учебному занятию, предусмотренному видом практики (учебной и (или) производственной) (практической подготовки) в соответствии с образовательной программой, работу, выполняемую ими, оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения обучающихся в освоении профессии и (или) специальности, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания в соответствии с выявленными затруднениями | |
Обеспечивать на учебных занятиях порядок и сознательную дисциплину, проводить инструктаж по охране труда, контролировать санитарно-бытовые условия, выполнение правил пожарной безопасности, электробезопасности, применять средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты; анализировать и устранять возможные риски для жизни и здоровья обучающихся | |
Соблюдать требования охраны труда | |
Создавать условия для знакомства обучающихся с опытом успешных профессионалов, работающих в осваиваемой сфере профессиональной деятельности, и (или) с корпоративной культурой организаций-партнеров | |
Консультировать обучающихся по программам среднего профессионального образования и (или) программам профессионального обучения и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации | |
Анализировать проведение занятий на учебной практике, организацию производственной практики (практической подготовки), вносить коррективы в рабочую программу учебной и (или) производственной практики, план практической подготовки, образовательные технологии, собственную профессиональную деятельность | |
Взаимодействовать с коллегами и администрацией по вопросам выбора форм, методов, средств обучения и воспитания в рамках ОППО, ОП СПО (включая общеобразовательный цикл, программу воспитания) с целью обеспечения учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, их практической подготовки, создания целостной образовательной среды | |
Необходимые знания | Основные положения Конституции Российской Федерации, основы законодательства Российской Федерации в сферах образования и труда, локальные нормативные акты образовательной организации по организации образовательного процесса и работы учебно-производственной мастерской (иного места учебных занятий) в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей |
Основы организации и методика профессионального обучения, современные технологии практического обучения, формы, методы, приемы воспитания, соответствующие содержанию преподаваемого профессионального модуля, в области учебной и производственной практики (практической подготовки) | |
Требования ФГОС СПО, примерных программ, примерных программ воспитания и рабочих программ к практической подготовке по профессии и (или) специальности, содержание соответствующих учебников, учебных пособий | |
Особенности организации труда, современные производственные технологии, виды технологического и производственного оборудования и нормативно-техническая документация по его эксплуатации, основные положения отраслевых нормативных правовых актов по виду профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися по профессии и (или) специальности, нормы времени на выполнение технологических операций (при наличии) | |
Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения | |
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья) | |
Особенности деструктивного поведения обучающихся, подверженных или попавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии, и способы их выявления | |
Основы профилактики деструктивного поведения обучающихся, формирования психологической, антитеррористической и информационной безопасности образовательной среды | |
Основы профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся по противодействию террористической и иной радикальной идеологии | |
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на учебных занятиях различного вида, в том числе в форме практической подготовки | |
Психолого-педагогические основы и методика применения в процессе подготовки рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих) технических средств обучения, информационно-коммуникационных, цифровых технологий | |
Объективные требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии и (или) специальности, включая медицинские, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии и (или) специальности, возможности и перспективы карьерного роста по профессии и (или) специальности | |
Эффективные приемы общения, предотвращения и разрешения конфликтов, организации деятельности в процессе практики (практического обучения), ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся; методика построения беседы с обучающимися, обучающимися и их родителями (законными представителями) по данным вопросам | |
Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебно-производственной мастерской в соответствии с ее предназначением и характером реализуемых программ | |
Требования охраны труда при организации деятельности обучающихся на учебной и производственной практике (практическом обучении) по освоению профессии рабочего, должности служащего в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации | |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством | |
Другие характеристики | - |
Наименование | Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего и (или) специалиста среднего звена в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | Код | B/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Трудовые действия | Оценка полноты и своевременности выполнения обучающимися задания на практику и (или) результатов освоения компетенций в период прохождения практики (практической подготовки) |
Оценка освоения программы профессионального модуля (учебного предмета, курса, дисциплины, иного компонента программы) в области практической подготовки при проведении промежуточной аттестации в составе экзаменационной комиссии, при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | |
Оценка освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации, в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена), в составе экзаменационной комиссии, при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | |
Необходимые умения | Соблюдать процедуры оценивания, взаимодействовать с представителями организации, на базе которой проходит практика, и (или) представителями работодателей при проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена) |
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения квалификации (компетенций), применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания: соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методику оценки квалификации (компетенций), в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена); соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания; корректно интерпретировать результаты контроля и оценки квалификации (компетенций) | |
Анализировать результаты оценки, применение форм и методов оценивания, оценочных средств, разрабатывать и представлять предложения по совершенствованию промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся и выпускников | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации в сфере образования и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) среднего профессионального образования, в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена) |
Современные подходы к контролю и оценке результатов освоения профессии и (или) специальности (квалификации), в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена) | |
Методика разработки и применения оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания освоения профессии, и (или) специальности (квалификации), в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена) | |
Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий | |
Другие характеристики | - |
Наименование | Разработка учебно-методического обеспечения учебно-производственного процесса, включая рабочие программы воспитания | Код | B/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Трудовые действия | Разработка и обновление ОППО и (или) рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в составе ОП СПО, обеспечивающих практическую подготовку, и (или) программ учебной и производственной практик, обеспечивающих освоение квалификации рабочего, служащего, специалиста среднего звена с учетом целей и задач воспитания |
Разработка и обновление учебно-методического обеспечения профессионального обучения и (или) программ среднего профессионального образования, рабочих программ учебной и производственной практики (практического обучения), в том числе на основе готовых электронных образовательных ресурсов, тренажеров, симуляторов, ресурсов цифровых образовательных платформ | |
Планирование занятий и (или) учебной практики (практического обучения): разработка и обновление планов, технологических карт, сценариев занятий по освоению квалификации рабочего, служащего, специалиста среднего звена с учетом целей и задач воспитания, в том числе на основе готовых электронных образовательных ресурсов, тренажеров, симуляторов, ресурсов цифровых образовательных платформ | |
Ведение документации, обеспечивающей учебно-производственный процесс, в том числе в электронной форме | |
Необходимые умения | Анализировать примерные (типовые) программы, рабочие программы воспитания, оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и материалы, разрабатывать и обновлять рабочие программы (разделы программ), планы занятий (циклов занятий), оценочные средства и методические материалы по практической подготовке (самостоятельно или совместно с преподавателем (преподавателями) с учетом: порядка, установленного законодательством Российской Федерации в сфере образования; требований ФГОС СПО (для ОП СПО), профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, запросов работодателей; развития соответствующей области профессиональной деятельности, требований рынка труда; образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития; возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и (или) образовательной программой, личностных результатов, предусмотренных рабочей программой воспитания; возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания; современного развития технических средств обучения, образовательных технологий |
Взаимодействовать с преподавателем профессионального модуля или преподавателями смежных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) при разработке программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса с учетом целей и задач воспитания, обсуждать разрабатываемые документы | |
Вести на бумажных и электронных носителях учебную, планирующую документацию, документацию учебной мастерской (места занятий), в том числе журналы инструктажа обучающихся по охране труда | |
Вести учет выпущенной обучающимися продукции и (или) использованных материалов и ресурсов | |
Создавать отчетные (отчетно-аналитические) материалы | |
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и о порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами; предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц | |
Обрабатывать персональные данные с соблюдением законодательства Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные | |
Необходимые знания | Теория и практика практического обучения по соответствующим профессиям, специальностям, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт |
Основы законодательства Российской Федерации в сфере образования в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и (или) среднего профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о защите персональных данных) | |
Требования ФГОС СПО, примерных программ к практической подготовке по профессии и (или) специальности, примерных программ воспитания, содержание соответствующих учебников, учебных пособий | |
Требования профессиональных стандартов и квалификационные требования по соответствующему виду профессиональной деятельности | |
Требования к программно-методическому обеспечению практического обучения | |
Требования к современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и методическим материалам в области практического обучения | |
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |
Современное состояние соответствующей профессиональной деятельности | |
Основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программно-методического обеспечения | |
Возрастные особенности обучающихся, стадии профессионального развития; особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения | |
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья) | |
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности в процессе практического обучения рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена | |
Психолого-педагогические основы и методика применения в процессе практического обучения рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий | |
Требования охраны труда при организации деятельности обучающихся на учебной и производственной практике (в процессе практического обучения) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации | |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством | |
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий для ведения документации | |
Порядок ведения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и о порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам | |
Другие характеристики | - |
Наименование | Проведение практико-ориентированных профориентационных мероприятий с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями) | Код | B/04.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Трудовые действия | Подготовка предложений по планированию профориентационной деятельности образовательной организации |
Осуществление профессиональных проб, способствующих сознательному, обоснованному выбору образовательно-профессиональной траектории обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | |
Проведение мастер-классов по профессии и (или) специальности для обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и цифровых средств | |
Взаимодействие с учителями общеобразовательных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность по учебному предмету "труд (технология)" и профильным учебным предметам, по вопросам профессиональной ориентации, в том числе вовлечения обучающихся общеобразовательных организаций в техническое творчество, декады и конкурсы профессионального мастерства | |
Необходимые умения | Организовывать и сопровождать профессиональные пробы обучающихся общеобразовательных организаций, проводить мастер-классы по профессии и (или) специальности, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся |
Устанавливать контакт с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями), стимулировать интерес и познавательную активность участников профориентационных мероприятий, оказывать им эмоциональную поддержку | |
Демонстрировать профессиональную деятельность и (или) комментировать ее выполнение обучающимися, специалистами-практиками | |
Знакомить обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) с особенностями вида профессиональной деятельности: содержанием и условиями труда, образом жизни работников данной профессии и (или) специальности, требованиями к их профессиональному образованию, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | |
Информировать обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) по вопросам востребованности специалистов определенной квалификации на рынке труда, трудоустройства и карьерного роста выпускников образовательной организации | |
Знакомить обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) с особенностями образовательного процесса при освоении избранной программы среднего профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требованиями к обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств | |
Привлекать обучающихся по программам среднего профессионального образования в профориентационную работу с обучающимися дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями) | |
Готовить задания, организовывать и проводить олимпиады, декады и конкурсы профессионального мастерства для обучающихся общеобразовательных организаций, взаимодействовать с учителями общеобразовательных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность по учебному предмету "труд (технология)" и профильным учебным предметам, по вопросам профессиональной ориентации | |
Необходимые знания | Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения и профессионального выбора обучающихся общеобразовательных организаций |
Методические основы проведения профессиональных проб, мастер-классов, обеспечения зрелищности при демонстрации профессиональной деятельности | |
Объективные требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии и (или) специальности, включая медицинские, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии и (или) специальности, возможности и перспективы карьерного роста по профессии и (или) специальности | |
Особенности образовательного процесса при освоении избранной программы среднего профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требования к обучающимся | |
Методические основы организации и проведения олимпиад, декад и конкурсов профессионального мастерства для обучающихся общеобразовательных организаций | |
Другие характеристики | - |
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, город Москва | |
Ректор | Комиссаров Алексей Геннадьевич |
1 | АНО "Агентство развития профессий и навыков" (подразделение - Академия профессий и навыков), город Москва |
2 | ГАПОУ МО "Подмосковный колледж "Энергия", город Реутов, Московская область |
3 | Общероссийская общественная организация "Союз директоров средних специальных учебных заведений России", город Москва |
4 | Санкт-Петербургское ГБОУ "Колледж банковского дела и информационных систем", город Санкт-Петербург |
5 | ФГАОУ ВО "Российский государственный профессионально-педагогический университет", город Екатеринбург |
6 | ФГБОУ ВО "Казанский национальный исследовательский технологический университет", город Казань, Республика Татарстан |
7 | ФГБОУ ДПО "Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова", город Ярославль |
8 | ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования", город Москва |