ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минтруда России от 30.12.2019 N 840 "Об утверждении рекомендаций по формированию региональных планов и управленческих механизмов, направленных на улучшение положения женщин"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 декабря 2019 г. N 840
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
МЕХАНИЗМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
В соответствии с пунктом 25 плана мероприятий по реализации в 2018 году I этапа Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 г. N 420-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 12, ст. 1735), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые рекомендации по формированию региональных планов и управленческих механизмов, направленных на улучшение положения женщин.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные планы мероприятий на 2019 - 2022 годы, направленные на улучшение положения женщин, с учетом рекомендаций, утвержденных настоящим приказом.
Министр
М.ТОПИЛИН
Утверждены
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 30 декабря 2019 г. N 840
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
МЕХАНИЗМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
1. Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 25 плана мероприятий по реализации в 2018 году I этапа Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 г. N 420-р, в целях методического обеспечения разработки и реализации субъектами Российской Федерации региональных планов и управленческих механизмов, направленных на улучшение положения женщин (далее - региональный план) с учетом специфики каждого региона.
2. Региональный план формируется с учетом норм Конституции Российской Федерации, законодательных актов Российской Федерации, стратегических и программных документов Правительства Российской Федерации, включая Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 марта 2017 г. N 410-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 11, ст. 1618) (далее - Стратегия), нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и иных актов, а также с учетом Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1999 г.), Общей рекомендации Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин N 19 о насилии в отношении женщин (1992 г.), Пекинской декларации и Платформы действий, принятой IV Всемирной конференцией по положению женщин (1995 г.), резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 70/1 "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года" (2015 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской социальной хартии (пересмотренная) (1996 г.), Рекомендации N R (2002) 5 Комитета министров Совета Европы государствам-членам "О защите женщин от насилия", Рекомендации N Rec (2003) 3 Комитета министров Совета Европы государствам-членам "О сбалансированном участии женщин и мужчин в процессе принятия решений в области политики и общественной жизни", заключительных рекомендаций Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин по итогам защиты восьмого периодического доклада Российской Федерации о выполнении положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
3. Региональный план формируется с учетом:
а) целей Стратегии - обеспечение равных прав и свобод женщин и мужчин и создание для женщин равных возможностей для их реализации во всех сферах жизни общества, устранение существующих дискриминационных барьеров и улучшение на этой основе положения женщин в Российской Федерации;
б) реального разнообразия условий жизни, интересов, установок поведения групп женщин с различными доходами, образованием, семейным положением, национально-культурными, религиозными и другими особенностями;
в) мер, направленных на улучшение положения женщин в связи с рождением и воспитанием детей, предусмотренных Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 42, ст. 5009; 2014, N 27, ст. 3754), Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 35, ст. 4811), Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 7, ст. 1017), а также национальными проектами, разработанными во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20, ст. 2817; N 30, ст. 4717).
4. В целях обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией Стратегии, создается координационный (совещательный) орган либо действующие координационные и совещательные органы по демографической и семейной политике наделяются соответствующими полномочиями по реализации Стратегии.
5. Региональный план должен содержать следующие разделы:
а) создание условий для сохранения здоровья женщин всех возрастов;
б) улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния;
в) профилактика и предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин;
г) расширение участия женщин в общественно-политической жизни;
д) организационно-методическое обеспечение реализации плана мероприятий.
6. Региональный план может содержать дополнительные разделы, необходимые для эффективной, полной и своевременной реализации Стратегии, с учетом специфики положения женщин в субъекте Российской Федерации. Вместе с тем региональный план не должен дублировать меры, реализуемые в рамках иных планов мероприятий.
7. Раздел регионального плана "Создание условий для сохранения здоровья женщин всех возрастов" должен включать следующие основные мероприятия:
а) увеличение охвата женщин и девочек профилактическими медицинскими осмотрами и диспансеризацией, включая исследования в рамках расширенной программы онкологического скрининга;
б) проведение мониторинга оказания медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи, женщинам и девочкам;
в) увеличение числа женщин и девочек, получивших генетическую диагностику, включая биохимическую диагностику, ДНК-диагностику, с целью профилактики жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
г) профилактика неинфекционных заболеваний у женщин и снижение факторов риска их развития;
д) повышение мотивации женщин к ведению здорового образа жизни, сокращение среди женщин алкоголизма и табакокурения;
е) вовлечение женщин всех возрастных групп населения в занятие физической культурой и спортом;
ж) профилактика преждевременного старения (активного долголетия), старческой астении и других гериатрических синдромов у женщин.
Исполнителями данного раздела рекомендуется определить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта.
К участию в реализации мероприятий рекомендуется привлекать медицинские, образовательные, профсоюзные, некоммерческие, общественные женские и молодежные организации, средства массовой информации.
8. Раздел регионального плана "Улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния" должен включать следующие основные мероприятия:
а) привлечение женщин к изучению математических и естественных наук, а также привлечение женщин, получивших профессиональное образование в области математических и естественных наук, к работе в наукоемких профессиях (специальностях) и передовых технологических компаниях в рамках региональных и специальных ярмарок вакансий;
б) популяризация женского предпринимательства и продвижение женских историй успеха;
в) проведение конкурсов деловых и социально активных женщин;
г) информирование женщин о трудовых правах и мерах, принимаемых по улучшению условий и охраны труда женщин;
д) создание условий для получения женщинами профессионального образования в отраслях экономики, предоставляющих широкие возможности для трудоустройства на высокооплачиваемые рабочие места;
е) организация профессионального обучения женщин и формирование у них новых компетенций и квалификаций, в том числе в области предпринимательской деятельности и в отраслях промышленности;
ж) повышение цифровой грамотности женщин и совершенствование цифровых навыков в сфере цифровой экономики;
з) повышения финансовой грамотности женщин;
и) расширение масштабов и сфер применения гибких форм занятости, способствующих совмещению трудовой деятельности с семейными обязанностями;
к) развитие системы предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми и членами семьи, имеющими инвалидность, ограниченные возможности здоровья, нарушения развития, хронические заболевания и требующими постоянного присмотра и ухода, а также нуждающимися в паллиативной помощи, в целях сокращения времени, затрачиваемого женщиной на выполнение семейных обязанностей;
л) совершенствование социальной поддержки малообеспеченных женщин, в том числе имеющих детей, с учетом установленных в субъектах Российской Федерации критериев нуждаемости, на основе социального контракта.
Исполнителями данного раздела рекомендуется определить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере экономики, промышленности, финансов, труда, связи и коммуникации, занятости, образования, объединения профсоюзов и работодателей.
К участию в реализации мероприятий рекомендуется привлекать органы службы занятости, социальной защиты, образовательные, общественные женские и молодежные организации, средства массовой информации.
9. Раздел регионального плана "Профилактика и предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин" должен включать следующие основные мероприятия:
а) оказание содействия некоммерческим организациям, предоставляющим убежище жертвам насилия и оказывающим им психологическую и социальную поддержку;
б) предотвращение сексуальной эксплуатации женщин и торговли людьми;
в) организация профилактической работы по предупреждению правонарушений в семье, насилия в отношении женщин;
г) формирование эффективных моделей профилактики насилия в отношении женщин и детей;
д) разработка и внедрение регламента межведомственного взаимодействия сотрудников полиции, работников медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций образования, органов служб занятости в сфере профилактики семейного насилия;
е) разработка программы подготовки сотрудников правоохранительных органов по выявлению и предупреждению насилия в отношении женщин;
ж) разработка специального курса о правонарушениях в семейно-бытовой сфере и его включение в программы повышения квалификации сотрудников полиции;
з) разработка программ повышения квалификации травматологов и хирургов, осуществляющих прием пострадавших от насилия, в том числе насилия в семье;
и) разработка методических рекомендаций по осмотру пострадавших, описанию телесных повреждений и подготовке медицинских документов пострадавших с учетом требований, предъявляемых правилами проведения судебной медицинской экспертизы для работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим от семейно-бытового насилия;
к) проведение информационно-образовательных мероприятий по вопросам профилактики насилия в отношении женщин, в том числе для сотрудников правоохранительных органов, судей, работников медицинских организаций, а также психологов и социальных работников, оказывающих помощь женщинам в кризисных ситуациях;
л) проведение социально значимых акций в рамках Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин;
м) создание информационно-справочных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по вопросам оказания помощи жертвам насилия;
о) предоставление пострадавшим от насилия необходимой и доступной правовой помощи;
п) разработка и внедрение воспитательных и обучающих программ по ненасильственным методам разрешения конфликтов для детей, подростков и молодежи;
р) создание кризисных центров для женщин, в том числе с детьми, как меры безопасности на период разрешения конфликта, в том числе семейного, ставшего причиной насилия;
с) оказание социально-правовой и социально-психологической поддержки женщинам, освободившимся из мест лишения свободы, содействие их социальной адаптации, социализации и ресоциализации.
Исполнителями данного раздела рекомендуется определить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере внутренних дел, здравоохранения, занятости, образования, социальной защиты, объединения профсоюзов и работодателей.
К участию в реализации мероприятий рекомендуется привлекать сотрудников органов внутренних дел, работников социальной защиты, здравоохранения, образования, службы занятости, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, образовательные, некоммерческие и молодежные организации, средства массовой информации.
10. Раздел регионального плана "Расширение участия женщин в общественно-политической жизни" должен включать следующие основные мероприятия:
а) оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим производство (выпуск), распространение и (или) тиражирование социально значимых проектов в области печатных и электронных средств массовой информации, направленных на освещение мероприятий, запланированных в рамках реализации Стратегии;
б) оказание содействия некоммерческим организациям и объединениям, реализующим мероприятия по улучшению положения женщин;
в) повышение правовой грамотности женщин в области прав человека и равноправия мужчин и женщин;
г) организация правового просвещения по вопросам равноправия мужчин и женщин в организациях образования, культуры, службы занятости;
д) реализация информационно-просветительских программ, направленных на повышение участия женщин в общественно-политической жизни;
е) формирование информационного пространства женских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием интернет-платформы Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнителями данного раздела рекомендуется определить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, регионального уполномоченного по правам человека.
К участию в реализации мероприятий рекомендуется привлекать депутатов законодательных собраний, представителей политических партий, образовательные, некоммерческие, женские и молодежные организации, средства массовой информации.
11. Раздел регионального плана "Организационно-методическое обеспечение реализации политики в интересах женщин" должен включать следующие основные мероприятия:
а) совершенствование системы сбора статистических данных, отражающих положение женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах;
б) проведение анализа эффективности мероприятий регионального плана;
в) формирование рабочих и совещательных групп по направлениям Стратегии;
г) проведение научных исследований и опросов общественного мнения;
д) участие в проектной деятельности Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнителями данного раздела рекомендуется определить координационный (совещательный) орган, осуществляющий полномочия по реализации Стратегии.
К участию в реализации мероприятий рекомендуется привлекать депутатов законодательных собраний, представителей политических партий, общественных объединений, научных и общественных организаций, средства массовой информации.