ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минюста России от 02.02.2015 N 22 (ред. от 15.06.2018) "Об утверждении Положения о Департаменте конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления"

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 февраля 2015 г. N 22
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РАЗВИТИЯ
ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535, N 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452, N 38, ст. 3975, N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. 2), ст. 909, N 29 (ч. 1), ст. 3473, N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, ст. 2930, N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990, N 18, ст. 2166, N 22, ст. 2759, N 38, ст. 5070, N 47, ст. 6459, N 53 (ч. 2), ст. 7866; 2013, N 26, ст. 3314, N 49 (ч. 7), ст. 6396, N 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, N 26 (ч. 2), ст. 3515, N 50, ст. 7054; 2015, N 14, ст. 2108, N 19, ст. 2806, N 37, ст. 5130; 2016, N 1 (ч. 2), ст. 207, ст. 211, N 19, ст. 2672, N 51, ст. 7357; 2017, N 16, ст. 2397, N 17, ст. 2549, N 49, ст. 7444; 2018, N 8, ст. 1192, N 16, ст. 2345), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте конституционного законодательств, развития федеративных отношений и местного самоуправления.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июня 2009 г. N 174 "Об утверждении Положения о Департаменте конституционного законодательства";
приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 9 октября 2013 г. N 188 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июня 2009 г. N 174 "Об утверждении Положения о Департаменте конституционного законодательства".
Министр
А.В.КОНОВАЛОВ
Утверждено
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 02.02.2015 N 22
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РАЗВИТИЯ
ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
I. Общие положения
1. Департамент конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства юстиции Российской Федерации.
2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Департамента являются:
1) обеспечение реализации функций Минюста России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере территориального устройства Российской Федерации, организации местного самоуправления, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) обеспечение в Российской Федерации законодательных и иных нормативных правовых актов актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений и соблюдения правил юридической техники, а также отсутствия в них коррупциогенных факторов в сферах:
- защиты общественно-политических прав и свобод человека и гражданина;
- законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах;
- организации деятельности и реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (в части полномочий государственных органов и органов местного самоуправления);
- миграционного законодательства, в том числе по вопросам государственной геномной регистрации и государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением вопросов трудовой миграции);
- законодательства о Государственном гербе Российской Федерации, Государственном флаге Российской Федерации и Государственном гимне Российской Федерации;
- законодательства о статистическом учете;
- оборота наркотических средств и психотропных веществ (в части полномочий государственных органов и органов местного самоуправления);
- организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- организации местного самоуправления в Российской Федерации;
(пп. 2 в ред. приказа Минюста России от 10.11.2015 N 256)
- законодательства Российской Федерации, устанавливающего правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов (за исключением вопросов образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов);
- законодательства Российской Федерации о наименованиях географических объектов;
- законодательства Российской Федерации, устанавливающего правовые основы гарантий предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, за исключением вопросов, связанных с реализацией процедур оказания государственных услуг, обеспечение предоставления которых отнесено к компетенции соответствующих структурных подразделений Минюста России;
- законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (в части полномочий государственных органов и органов местного самоуправления);
3) организация работы по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации;
4) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.
4. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы. Предложения о внесении изменений в структуру и штатное расписание центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента, представляются в установленном порядке.
5. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами Минюста России, подведомственными федеральными службами, федеральными бюджетными учреждениями Минюста России, а также с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
II. Полномочия
6. Департамент осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и представляет руководству Минюста России для внесения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
2) представляет предложения для включения в план работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России;
3) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
4) разрабатывает проекты нормативных правовых актов Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
5) в рамках своей компетенции участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;
6) проводит правовую и антикоррупционную экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, вносимых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями на рассмотрение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. В случае если в проекте нормативного правового акта, вносимом на рассмотрение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, либо в проекте поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона содержатся положения, которыми устанавливаются, изменяются, передаются, исключаются или изымаются полномочия, в том числе отдельные функции, права и обязанности, подлежащие осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, оценивает такой проект нормативного правового акта (проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона) на предмет наличия или отсутствия в нем иного правового регулирования отношений, связанных с установлением, изменением, передачей, исключением или изъятием полномочий, в том числе отдельных функций, прав и обязанностей, подлежащих осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, чем это предусмотрено федеральными законами, устанавливающими общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации;
(пп. 6 в ред. приказа Минюста России от 19.04.2017 N 63)
6.1) проводит правовую экспертизу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, представляемых после их заключения (подписания) сторонами с проектами распоряжений Правительства Российской Федерации об утверждении этих соглашений;
(пп. 6.1 введен приказом Минюста России от 19.04.2017 N 63)
6.2) проводит проверку принятых Минюстом России нормативных правовых актов, разработка проектов которых осуществлялась Департаментом, с целью выявления в них коррупциогенных факторов при мониторинге их применения;
(пп. 6.2 введен приказом Минюста России от 15.06.2018 N 113)
7) готовит проекты официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проекты поправок к ним по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
8) проводит правовую экспертизу концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
9) представляет предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также предложения о разработке проектов федеральных законов для включения в проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и Минюста России;
10) осуществляет полномочия Минюста России по:
мониторингу эффективности законодательного разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и подготовке предложений по его совершенствованию;
обобщению практики наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями и делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, подготовке на этой основе предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;
оказанию методической помощи в систематизации законодательства субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, в подготовке предложений по совершенствованию этой деятельности;
11) проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, поступивших на рассмотрение в Минюст России, по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, письмам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, или по инициативе Департамента на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
12) организует и контролирует деятельность территориальных органов Минюста России по:
проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
государственному учету нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
ведению государственного реестра уставов муниципальных образований;
ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации;
проведению мониторинга правоприменения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их правоприменения;
проведению антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации;
13) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет государственную регистрацию соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
14) в пределах компетенции принимает участие в разработке форм статистической отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России;
15) проводит проверку деятельности территориальных органов Минюста России в пределах компетенции Департамента;
16) осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью территориальных органов Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
17) принимает участие в реализации Минюстом России полномочий по согласованию в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложений о заключении, прекращении, приостановлении действия или временном применении международных договоров Российской Федерации;
18) принимает участие в реализации Минюстом России полномочий по внесению предложений о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;
19) принимает участие в реализации Минюстом России полномочий по подготовке заключений о соответствии положений международного договора Российской Федерации законодательству Российской Федерации;
20) осуществляет представление и защиту интересов Минюста России и Правительства Российской Федерации в судах Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
21) в пределах своей компетенции участвует в работе по внедрению достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов Минюста России;
22) в пределах своей компетенции участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России;
23) осуществляет рассмотрение обращений граждан по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
24) участвует в мероприятиях по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Минюста России;
25) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.
III. Организация деятельности
7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России.
Директор подчиняется Министру юстиции Российской Федерации (далее - Министр), а также заместителю Министра, курирующему Департамент.
Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и реализацию полномочий, соблюдение федеральными гражданскими служащими Департамента режима секретности, состояние служебной дисциплины.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказами Минюста России по его представлению.
8. Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и осуществления возложенных на Департамент полномочий директор:
1) по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, представляет по доверенности или поручению руководства Минюста России интересы Минюста России в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности Минюста России;
2) осуществляет прием граждан, рассматривает обращения граждан и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента обращений, а также полноту и законность принятых по ним решений;
3) в рамках полномочий, установленных нормативными правовыми актами Минюста России, запрашивает и получает от структурных подразделений, территориальных органов и федеральных бюджетных учреждений Минюста России документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, дает им в связи с этим обязательные для исполнения поручения, ведет с ними переписку;
4) проводит совещания, семинары и иные организационно-методические мероприятия, в том числе с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
5) распределяет обязанности между своими заместителями, участвует в подготовке должностных регламентов;
6) утверждает положения об отделах Департамента;
7) вносит предложения по изменению структуры и штатного расписания центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента;
8) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности Департамента, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами Минюста России, подведомственными федеральными службами и федеральными бюджетными учреждениями Минюста России, а также со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
9) вносит предложения в планы основных организационных мероприятий Минюста России и работы коллегии Минюста России;
10) вносит предложения о назначении на должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, аттестации, направлении на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, в том числе за рубежом, федеральных государственных гражданских служащих Департамента, а также о присвоении им классных чинов, о награждении государственными и ведомственными наградами, их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе увольнении; включении их в состав рабочих групп, комиссий, а также о направлении в служебные командировки;
11) в соответствии с установленным в Минюсте России порядком делопроизводства визирует организационно-распорядительные документы;
12) осуществляет иные полномочия и пользуется иными правами, установленными Регламентом Минюста России, иными нормативными правовыми актами Минюста России и поручениями Министра и его заместителей (в соответствии с распределением обязанностей).
9. Для решения наиболее важных вопросов деятельности Департамента, осуществления контроля за выполнением планов работы и поручений руководства Минюста России, а также обмена опытом работы в Департаменте могут проводиться оперативные совещания.
Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются протоколом и являются обязательными для федеральных государственных гражданских служащих Департамента.
10. Департамент осуществляет свою деятельность на основе текущего и перспективного планирования, в том числе плана работы Департамента.
11. В случае отсутствия директора Департамента его обязанности исполняет один из его заместителей.
12. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России.
13. Департаменту передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным базам данных, системам связи и коммуникаций.