МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 октября 2013 г. N 187
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ СТРУКТУРНЫМИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Во исполнение Федерального закона
от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609; 2011, N 48, ст. 6730), постановления Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575) и в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации
от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535, N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452, N 38, ст. 3975; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909, N 29, ст. 3473, N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, N 21, ст. 2930, N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990, N 18, ст. 2166, N 22, ст. 2759, N 38, ст. 5070, N 47, ст. 6459, N 53, ст. 7866; 2013, N 26, ст. 3314), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу приказы Минюста России:
от 8 сентября 2011 г. N 310 "Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Минюста России" (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2011 г., регистрационный N 21777);
от 4 апреля 2012 г. N 48 "О внесении изменений в приказ Минюста России от 8 сентября 2011 г. N 310" (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23877).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Д. Алханова.
Министр
А.В.КОНОВАЛОВ
Утвержден
приказом Минюста России
от 04.10.2013 N 187
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ СТРУКТУРНЫМИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Структурные подразделения Минюста России:
а) проводят антикоррупционную экспертизу:
проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разработанных федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, - при их государственной регистрации;
б) результаты антикоррупционной экспертизы отражают:
в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам правовой экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, подготовленных федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями;
в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам антикоррупционной экспертизы проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями (приложение N 1);
в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам правовой экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер;
в) при подготовке проектов нормативных правовых актов, разработчиком которых является Минюст России, в установленный для их исполнения срок:
информируют после проведения общественного обсуждения проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации и проектов нормативных правовых актов Минюста России, нуждающихся в государственной регистрации, кроме содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (далее - проект нормативного правового акта), Департамент организации и контроля о необходимости и сроке размещения проектов нормативных правовых актов на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, который не может быть менее семи дней. В случае если общественное обсуждение проекта нормативного правового акта не требуется, то для размещения на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для проведения независимой антикоррупционной экспертизы в Департамент организации и контроля необходимо направить проект нормативного правового акта, пояснительную записку и обоснование отказа от проведения процедуры общественного обсуждения. Размещение проектов нормативных правовых актов на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет осуществляется на основании докладной записки с резолюцией Министра или лица, исполняющего его обязанности, о согласии на размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет проекта нормативного правового акта с указанием срока общественного обсуждения и (или) приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы;
при направлении в Департамент организации и контроля проектов нормативных правовых актов, указанных в абзаце втором подпункта "в" пункта 1 настоящего Порядка, представляют проекты сообщений о подготовке соответствующих актов для размещения в разделе "Новости" официального сайта Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо информацию о нецелесообразности такого размещения;
проекты нормативных правовых актов Минюста России, нуждающихся в государственной регистрации, направляют в Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства для проведения антикоррупционной экспертизы после их согласования со всеми заинтересованными структурными подразделениями Минюста России;
направляют в Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации и проекты постановлений Правительства Российской Федерации для проведения антикоррупционной экспертизы перед их направлением на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации;
дорабатывают проекты нормативных правовых актов в случае выявления в них коррупциогенных факторов и представляют их на антикоррупционную экспертизу в Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства или докладывают о несогласии с позицией Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства заместителю Министра, курирующему деятельность структурного подразделения - разработчика;
г) при поступлении заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, разработчиком которых является Минюст России, в 30-дневный срок со дня его получения направляют мотивированный ответ гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу; в случае если поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует форме, утвержденной приказом Минюста России
от 21 октября 2011 г. N 363 "Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы" (зарегистрирован Минюстом России 09.11.2011, регистрационный N 22247), а также если в заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов, возвращают его не позднее 30 дней после регистрации с указанием причин;
д) обеспечивают приложение поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы к материалам, представляемым на подпись Министру или лицу, исполняющему его обязанности, для внесения Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разработчиком которых является Минюст России;
е) учитывают копии поступивших в Минюст России заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, разработчиками которых являются федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, для оценки этих заключений на предмет обеспечения указанными органами и организациями возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы и соблюдения положений части 3 статьи 5 Федерального закона
от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
ж) проводят проверку принятых Минюстом России нормативных правовых актов, разработка проектов которых осуществлялась структурными подразделениями Минюста России, с целью выявления в них коррупциогенных факторов при мониторинге их применения;
один раз в полугодие (не позднее 1 января и 5 июля) информируют Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства о результатах проведенной проверки принятых Минюстом России нормативных правовых актов, разработка проектов которых осуществлялась структурными подразделениями Минюста России, с целью выявления в них коррупциогенных факторов при мониторинге их применения;
в случае выявления при мониторинге применения коррупциогенных факторов в принятых Минюстом России нормативных правовых актах оперативно направляют указанный нормативный правовой акт в Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства для проведения антикоррупционной экспертизы в отношении выявленных структурными подразделениями Минюста России коррупциогенных факторов с указанием в сопроводительном письме информации о выявленных в нормативном правовом акте Минюста России коррупциогенных факторах;
на основании подготовленного Департаментом уголовного, административного и процессуального законодательства заключения по результатам антикоррупционной экспертизы в отношении выявленных структурными подразделениями Минюста России при мониторинге применения коррупциогенных факторов в принятых Минюстом России нормативных правовых актах готовят предложения по устранению выявленных в нормативном правовом акте Минюста России коррупциогенных факторов и представляют их Министру юстиции Российской Федерации или должностному лицу, его замещающему, для принятия решения;
в случае принятия решения о необходимости подготовки проекта нормативного правового акта Минюста России, устраняющего выявленные при мониторинге применения в принятом нормативном правовом акте Минюста России коррупциогенные факторы, подготавливают проект нормативного правового акта Минюста России о внесении изменений в соответствующий нормативный правовой акт Минюста России или его отмене и направляют его в Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с абзацем четвертым подпункта "в" пункта 1 настоящего Порядка.
2. Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства:
а) проводит антикоррупционную экспертизу с оформлением заключения по ее результатам (приложение N 2):
проектов, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта "в" пункта 1 настоящего Порядка, - в срок не более десяти рабочих дней;
проектов, указанных в абзаце шестом подпункта "в" пункта 1 настоящего Порядка, - в срок не более двух рабочих дней;
нормативных правовых актов, принятых Минюстом России, в отношении выявленных структурным подразделением Минюста России при мониторинге применения коррупциогенных факторов, в срок не более десяти рабочих дней;
б) сокращает сроки проведения антикоррупционной экспертизы проектов, подготовленных во исполнение срочного поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или руководства Минюста России, по согласованию с руководителями структурных подразделений Минюста России - разработчиков;
в) в соответствии с абзацем вторым подпункта "ж" пункта 1 настоящего Порядка обобщает поступившую из структурных подразделений Минюста России информацию о результатах проведенной проверки принятых Минюстом России нормативных правовых актов, разработка проектов которых осуществлялась структурными подразделениями Минюста России, с целью выявления в них коррупциогенных факторов при мониторинге их применения и один раз в полугодие (не позднее 15 января и 15 июля) информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о результатах антикоррупционной экспертизы принятых Минюстом России нормативных правовых актов при мониторинге их применения.
3. Департамент организации и контроля:
а) в 2-дневный срок после поступления проектов нормативных правовых актов, указанных в абзаце втором подпункта "в" пункта 1 настоящего Порядка, размещает их на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
после истечения срока размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет направляет информацию в структурное подразделение Минюста России, осуществляющее разработку проекта нормативного правового акта;
б) регистрирует в установленном порядке заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, разработчиком которых является Минюст России, поступившие в Минюст России на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа, и направляет их структурным подразделениям Минюста России - разработчикам проектов нормативных правовых актов, а копии - в Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства;
в) регистрирует в установленном порядке копии заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, разработчиком которых являются федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, поступившие в Минюст России на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа, и направляет их структурным подразделениям Минюста России, к компетенции которых отнесено рассмотрение соответствующих проектов нормативных правовых актов, а второй экземпляр копии - в Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства.
4. Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов при государственной регистрации приказов Минюста России проводит их антикоррупционную экспертизу.
5. Заместители Министра:
а) подписывают заключения, подготовленные курируемыми структурными подразделениями Минюста России в соответствии с настоящим Порядком;
б) проводят совещания по устранению разногласий, связанных с замечаниями Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства;
в) докладывают о неурегулированных разногласиях Министру или лицу, исполняющему его обязанности.
Приложение N 1
к Порядку организации
работы по проведению
антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов,
проектов нормативных правовых
актов и иных документов
структурными подразделениями
Министерства юстиции
Российской Федерации
Форма
Бланк письма Наименование федерального органа
Министерства юстиции исполнительной власти,
Российской Федерации иного государственного органа
или организации
Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы
___________________________________________________________________________
(наименование документа)
Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с частью 3
статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых
актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26
февраля 2010 г. N 96, проведена антикоррупционная экспертиза ______________
__________________________________________________________________________.
(наименование документа)
Вариант 1:
В представленном ______________________________ коррупциогенные факторы
(наименование документа)
не выявлены.
Вариант 2:
В представленном _____________________________ выявлены коррупциогенные
(наименование документа)
факторы <*>.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается ___
__________________________________________________________________________.
(указывается способ устранения коррупциогенных факторов)
____________________________ ____________ _________________________
(наименование должности) (подпись) (инициалы, фамилия)
--------------------------------
<*> Отражаются все положения документа, в котором выявлены коррупциогенные факторы, с указанием его структурных единиц (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) и соответствующих коррупциогенных факторов со ссылкой на положения методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 2010 г. N 96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575).
Приложение N 2
к Порядку организации
работы по проведению
антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов,
проектов нормативных правовых
актов и иных документов
структурными подразделениями
Министерства юстиции
Российской Федерации
Образец
Наименование
структурного подразделения
Минюста России
Заключение
Департамента уголовного, административного
и процессуального законодательства по результатам
антикоррупционной экспертизы
___________________________________________________________________________
(наименование нормативного правового акта (проекта нормативного правового
акта), подготовленного структурным подразделением Минюста России)
Руководствуясь частью 4 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г.
N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых актов" и пунктом 2 Правил проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, Департамент
уголовного, административного и процессуального законодательства провел
антикоррупционную экспертизу ______________________________________________
__________________________________________________________________________.
(наименование нормативного правового акта (проекта
нормативного правового акта)
Вариант 1:
В представленном нормативном правовом акте (проекте нормативного
правового акта) коррупциогенные факторы не выявлены.
Вариант 2:
В представленном нормативном правовом акте (проекте нормативного
правового акта) выявлены коррупциогенные факторы <*>.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается
__________________________________________________________________________.
(указывается способ устранения коррупциогенных факторов)
____________________________ ____________ _________________________
(наименование должности) (подпись) (инициалы, фамилия)
--------------------------------
<*> Отражаются все положения нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), в котором выявлены коррупциогенные факторы, с указанием его структурных единиц (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) и соответствующих коррупциогенных факторов со ссылкой на положения методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 2010 г. N 96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575, N 48, ст. 6278; 2015, N 6, ст. 965, N 30, ст. 4604; 2017, N 29, ст. 4374).