ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минюста России от 23.05.2025 N 122 "Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2025 N 82401)

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 23 мая 2025 г. N 122
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ЦЕНТРЕ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ
ИЛИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ТРУДОВОЙ) МАСТЕРСКОЙ
УЧРЕЖДЕНИЯ, ИСПОЛНЯЮЩЕГО УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, И ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ЛЕЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ТРУДОВОЙ) МАСТЕРСКОЙ
УЧРЕЖДЕНИЯ, ИСПОЛНЯЮЩЕГО УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В соответствии с частью третьей статьи 18 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", подпунктом 9 пункта 2, подпунктом 8 пункта 19 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 N 10, и в целях совершенствования организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков приказываю:
1. Утвердить:
Примерное положение о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
Примерное положение о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2008 N 80 "Об утверждении примерного Положения о Центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и примерного Положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 09.04.2008, регистрационный N 11495).
Министр
К.А.ЧУЙЧЕНКО
Приложение N 1
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 23 мая 2025 г. N 122
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ЦЕНТРЕ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ
ИЛИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ТРУДОВОЙ) МАСТЕРСКОЙ
УЧРЕЖДЕНИЯ, ИСПОЛНЯЮЩЕГО УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
I. Общие положения
1. Центр трудовой адаптации осужденных или учебно-производственная (трудовая) мастерская являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы <1>, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.
--------------------------------
<1> Далее - центр (центры), мастерская (мастерские), учреждение (учреждения) соответственно.
2. Центры создаются в исправительных колониях и в тюрьмах, мастерские - в воспитательных колониях <2>.
--------------------------------
<2> Далее - ВК.
3. Деятельность центра (мастерской) представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждения.
Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определяется Правительством Российской Федерации <3>.
--------------------------------
<3> Часть четвертая статьи 18 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации".
Отчеты об исполнении планируемых трудовых, производственных и финансово-экономических показателей деятельности центров (мастерских), входящих в состав учреждений соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации <4>, согласовываются с начальником территориального органа УИС и направляются в Управление организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России.
--------------------------------
<4> Далее - УИС.
4. Центр (мастерская) осуществляет свою деятельность на основании договоров, заключаемых учреждением в соответствии с деятельностью центра (мастерской) с другими органами и учреждениями УИС, организациями любых организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами.
5. Привлечение осужденных к труду в центрах (мастерских) осуществляется в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и трудовым законодательством Российской Федерации на основании приказа учреждения.
6. Работа центра (мастерской) организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, ответственного отношения работника к выполнению порученной работы и отдельных поручений.
7. Решение о создании или ликвидации центра (мастерской) принимается начальником территориального органа УИС по представлению начальника учреждения, в составе которого создается или ликвидируется центр (мастерская). Положение о центре (мастерской) утверждается приказом учреждения.
8. Структура и штатное расписание центров (мастерских) утверждаются приказом территориального органа УИС по представлению начальника учреждения в соответствии с типовыми структурами, типовыми штатными расписаниями, порядком расчета штатной численности и предельной штатной численностью работников учреждений.
9. Центр (мастерскую) возглавляет начальник, который непосредственно подчиняется начальнику учреждения.
II. Задачи центра (мастерской)
10. Задачами центра (мастерской) являются:
1) организация производственной деятельности учреждения;
2) организация работы учреждения по привлечению осужденных к оплачиваемому труду и созданию дополнительных рабочих мест;
3) привитие и закрепление осужденным необходимых трудовых навыков уважительного отношения к труду, создание условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда, а также популяризации продукции учреждения неограниченному кругу потребителей;
4) создание необходимых условий труда для осужденных инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
5) организация работы по укреплению и развитию учебно-производственной базы, повышению эффективности использования оборудования и техники, экономии материально-технических и топливно-энергетических ресурсов.
11. Учреждение создает условия и организует проведение практической подготовки направляемых на обучение в федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение ФСИН России <5> осужденных, не имеющих рабочей профессии, по которой они могут работать на производственных участках учреждения.
--------------------------------
<5> Далее - ФКПОУ ФСИН России.
III. Функции центра (мастерской)
12. Функциями центра (мастерской) являются:
1) разработка и организация выполнения планов производственной деятельности учреждения и повышения эффективности учебно-производственной деятельности учреждения;
2) разработка и реализация мероприятий по созданию условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда с обязательным участием служб учреждения;
3) планирование производственной и финансово-экономической деятельности центра (мастерской) и перспектив ее развития с учетом необходимости создания дополнительного количества рабочих и учебных мест для осужденных, а также повышения потребительского спроса на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги с учетом обеспечения внутрисистемной потребности, потребности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также иных организаций;
4) организация работы по привлечению инвестиционных ресурсов, поиску и размещению заказов на выпуск товаров, оказание услуг, выполнение работ с учетом экономической целесообразности и эффективной трудовой занятости осужденных;
5) подготовка предложений и организация работы по открытию новых производственных участков, освоению и выпуску новых конкурентоспособных видов продукции, по совершенствованию технологии производства, повышению качества изделий, внедрению передового опыта;
6) организация участия учреждения в закупках на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд, а также сторонних организаций;
7) подготовка проектов договоров по основной деятельности центра (мастерской);
8) организация материально-технического обеспечения собственной производственной деятельности центра (мастерской);
9) разработка и осуществление мероприятий по обеспечению эффективного использования финансовых средств. Подготовка предложений по использованию превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду;
10) осуществление контроля за работой осужденных, создание условий труда, соответствующих требованиям охраны труда <6>;
--------------------------------
<6> Часть первая статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
11) осуществление контроля за соблюдением норм и правил пожарной безопасности;
12) осуществление контроля за поведением осужденных на объектах центра (мастерской), соблюдением ими установленного порядка отбывания наказания <7>;
--------------------------------
<7> Статья 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" (зарегистрирован Минюстом России 05.07.2022, регистрационный N 69157), с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 03.04.2023 N 58 (зарегистрирован Минюстом России 04.04.2023, регистрационный N 72864), от 09.08.2023 N 210 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2023, регистрационный N 74797), от 23.08.2023 N 221 (зарегистрирован Минюстом России 24.08.2023, регистрационный N 74942), от 29.11.2023 N 352 (зарегистрирован Минюстом России 30.11.2023, регистрационный N 76184), от 08.08.2024 N 246 (зарегистрирован Минюстом России 12.08.2024, регистрационный N 79124), от 06.12.2024 N 363 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2024, регистрационный N 80521) и от 27.01.2025 N 7 (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2025, регистрационный N 81057), далее - ПВР ИУ.
13) осуществление контроля за проведением погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на производственных объектах;
14) осуществление мероприятий по развитию производственной (трудовой) деятельности исходя из задач социально-трудовой реабилитации инвалидов, лиц, больных хроническими и длительно текущими заболеваниями, и ограниченно годных к труду осужденных.
13. Учреждение ведет учет результатов деятельности центра (мастерской), подготавливает и представляет сводно-аналитическую информацию и отчетные данные на утверждение начальнику учреждения.
IV. Особенности деятельности мастерской ВК
14. Главной задачей мастерской ВК является создание во взаимодействии с ФКПОУ ФСИН России необходимых условий для удовлетворения потребности осужденных в получении среднего профессионального образования, профессионального обучения, прохождения производственной практики, а также приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.
15. Деятельность мастерской ВК организуется в рамках единого учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, на получение среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения, повышение образовательного и культурного уровня.
16. Учебно-производственный процесс в мастерской ВК должен строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей осужденных, сроков отбывания наказаний в ВК и быть ориентирован на расширение их возможностей в профессиональном самоопределении и повышении квалификации.
17. Средства, образовавшиеся в результате превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности осужденных, привлеченных к труду, в первую очередь направляются на улучшение условий их содержания в качестве дополнительного источника финансового обеспечения осуществления функций ВК <8>.
--------------------------------
<8> Пункт 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
V. Полномочия начальника центра (мастерской)
18. При осуществлении должностных полномочий начальник центра (мастерской) обязан:
1) осуществлять общее руководство производственно-хозяйственной деятельностью центра (мастерской). Определять должностные обязанности работников центра (мастерской);
2) организовывать работу по повышению эффективности производства и производительности труда, сокращению издержек производства, рациональному использованию производственных ресурсов, обеспечению качества производимой продукции, работ или услуг, соответствия выпускаемых изделий действующим государственным стандартам, техническим условиям и условиям договоров;
3) организовывать исполнение обязательств по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполняемых на собственном производстве учреждения;
4) обеспечивать подбор, расстановку, воспитание и профессиональную подготовку работников центра (мастерской), контроль за соблюдением ими режима служебного времени, законности, служебной дисциплины, установленного порядка ношения формы одежды <9>;
--------------------------------
<9> Приказ ФСИН России от 14.09.2021 N 784 "Об утверждении Правил ношения сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации форменной одежды, ведомственных знаков отличия, знаков различия" (зарегистрирован Минюстом России 18.10.2021, регистрационный N 65449).
5) подготавливать проекты приказов по вопросам совершенствования организации производственной, учебно-производственной и хозяйственной деятельности центра (мастерской) и представлять их на подпись начальнику учреждения;
6) подготавливать и представлять начальнику учреждения разнарядки на вывод осужденных на работы в центр (мастерскую);
7) формировать ежегодно до 1 мая заявку на осуществление обучения осужденных в ФКПОУ ФСИН России в учебном году по программам среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения по рабочим профессиям с учетом анализа потребности в рабочих кадрах на производственных участках учреждения, а также потребности рынка труда субъекта Российской Федерации;
8) организовывать направление запросов по предыдущему месту жительства осужденного и (или) в образовательную организацию, в которой обучался осужденный, с целью организации его трудовой адаптации;
9) организовывать направление осужденных, не имеющих рабочей профессии, по которой они могут работать на производственных участках учреждения, на обучение в ФКПОУ ФСИН России;
10) осуществлять контроль за организацией среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения осужденных, посещением ими занятий, а также формированием рабочих бригад в соответствии с квалификацией осужденных;
11) обеспечивать соблюдение требований санитарного законодательства Российской Федерации <10> по осуществлению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и безопасных условий труда осужденных при эксплуатации производственных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;
--------------------------------
<10> Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
12) организовывать контроль за соблюдением осужденными на производственных объектах установленного порядка отбывания наказания, правил внутреннего распорядка <11>, требований охраны труда, мер безопасности, норм и правил пожарной безопасности;
--------------------------------
<11> Пункт 5 ПВР ИУ.
13) организовывать контроль за проведением погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на производственных объектах учреждения;
14) обеспечивать организацию учета инструмента и использования заточного оборудования по назначению на производственных объектах учреждения;
15) принимать участие в итоговой аттестации осужденных, успешно завершивших обучение в ФКПОУ ФСИН России, в качестве председателя комиссии;
16) проводить анализ результатов работы центра (мастерской).
19. В целях реализации полномочий начальник центра (мастерской) имеет право:
1) подписи договоров по направлениям деятельности центра (мастерской) на основании приказа учреждения или по доверенности;
2) вносить предложения начальнику учреждения:
по вопросам совершенствования организации производственной деятельности центра (мастерской) и профессиональной подготовки осужденных, организации проведения ремонта и технического обслуживания оборудования и техники;
по распределению превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду;
по назначению на должности и освобождению от занимаемых должностей работников центра (мастерской);
о поощрении и награждении работников центра (мастерской), привлечении их к дисциплинарной ответственности;
о предоставлении отпусков работникам центра (мастерской).
VI. Взаимоотношения и связи
20. Деятельность центра (мастерской) строится во взаимодействии с другими подразделениями учреждения, ФКПОУ ФСИН России и территориальным органом УИС.
21. Центр (мастерская) взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого дислоцируется учреждение, органами местного самоуправления и коммерческими организациями по вопросам получения заказов на производство продукции (оказания услуг) и размещения оборудования на производственных площадях учреждения с целью привлечения осужденных к оплачиваемому труду, с региональными службами занятости населения по вопросам получения осужденными профессий, востребованных на рынках труда.
22. Центром (мастерской) создаются необходимые условия для проведения производственной практики обучающихся осужденных в соответствии с профессиональными стандартами и образовательными программами на основании договора между учреждением и ФКПОУ ФСИН России.
Приложение N 2
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 23 мая 2025 г. N 122
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛЕЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ТРУДОВОЙ) МАСТЕРСКОЙ УЧРЕЖДЕНИЯ,
ИСПОЛНЯЮЩЕГО УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ <1>
--------------------------------
<1> Далее - Положение.
I. Общие положения
1. Лечебно-производственная (трудовая) мастерская является структурным подразделением лечебного исправительного учреждения <2> и реализует требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков и повышения эффективности лечения осужденных путем применения различных видов дозированного труда <3>.
--------------------------------
<2> Далее - ЛПМ, учреждение (учреждения) соответственно.
<3> Далее - трудовая терапия.
2. Деятельность ЛПМ представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждения.
Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определяется Правительством Российской Федерации <4>.
--------------------------------
<4> Часть четвертая статьи 18 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации".
Отчеты об исполнении планируемых трудовых, производственных и финансово-экономических показателей деятельности ЛПМ, входящих в состав учреждений соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации <5>, согласовываются с начальником территориального органа УИС и направляются в Управление организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России.
--------------------------------
<5> Далее - УИС.
3. ЛПМ осуществляет свою деятельность на основании договоров, заключаемых учреждением в соответствии с деятельностью ЛПМ с другими учреждениями и органами УИС, сторонними организациями любых организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами.
4. Привлечение осужденных к труду в ЛПМ осуществляется в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и трудовым законодательством Российской Федерации с учетом законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих особенности организации труда инвалидов, на основании приказа учреждения.
5. Направление на трудовую терапию в ЛПМ осуществляется комиссией в составе заместителя начальника учреждения, лечащего врача, начальника ЛПМ и, при необходимости, врачей-специалистов <6>.
--------------------------------
<6> Далее - Комиссия.
В ЛПМ не могут направляться осужденные, которым по состоянию здоровья противопоказана трудовая терапия.
6. Работа ЛПМ организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, ответственного отношения работника к выполнению порученной работы и отдельных поручений.
7. Решение о создании или ликвидации ЛПМ принимается начальником территориального органа УИС по представлению начальника учреждения, в составе которого создается или ликвидируется ЛПМ. Положение о ЛПМ утверждается приказом учреждения.
8. Структура и штатное расписание ЛПМ утверждаются приказом территориального органа УИС по представлению начальника учреждения в соответствии с типовыми структурами, типовыми штатными расписаниями, порядком расчета штатной численности и предельной штатной численностью работников учреждений.
9. ЛПМ возглавляет начальник, который непосредственно подчиняется начальнику учреждения.
II. Задачи ЛПМ
10. Задачами ЛПМ являются:
1) организация производственной деятельности учреждения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
2) организация работы учреждения по привлечению осужденных к оплачиваемому труду и созданию дополнительных рабочих мест;
3) применение трудовой терапии для осужденных в целях улучшения психического и физического состояния, создания благоприятных условий для достижения стойких результатов лечения, повышения и закрепления трудоспособности больных;
4) реабилитация осужденных на основе трудовой терапии для восстановления ими способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности;
5) организация работы по укреплению и развитию лечебно-производственной базы, повышению эффективности использования оборудования и техники.
11. Учреждение создает условия и организует проведение практической подготовки направляемых на обучение в федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение ФСИН России <7> осужденных, не имеющих рабочей профессии, по которой они могут работать на производственных участках учреждения.
--------------------------------
<7> Далее - ФКПОУ ФСИН России.
III. Функции ЛПМ
12. Функциями ЛПМ являются:
1) разработка и организация выполнения планов производственной деятельности учреждения и повышения эффективности учебно-производственной деятельности учреждения;
2) разработка и реализация мероприятий по созданию условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда с обязательным участием служб учреждения;
3) планирование производственной и финансово-экономической деятельности ЛПМ и перспектив ее развития с учетом необходимости создания дополнительного количества рабочих и учебных мест для осужденных, а также повышения потребительского спроса на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги с учетом обеспечения внутрисистемной потребности, потребности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также иных организаций;
4) подготовка предложений и организация работы по открытию новых производственных участков, освоению и выпуску новых конкурентоспособных видов продукции, по совершенствованию технологии производства, повышению качества изделий, внедрению передового опыта;
5) организация работы по привлечению инвестиционных ресурсов, поиску и размещению заказов на выпуск товаров, оказание услуг, выполнение работ с учетом экономической целесообразности и трудовой занятости осужденных для проведения с ними трудовой терапии и обучения профессиям, соответствующим степени их трудоспособности;
6) осуществление контроля за работой осужденных, создание необходимых условий труда, соответствующих правилам охраны труда <8>;
--------------------------------
<8> Часть первая статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
7) осуществление контроля за соблюдением норм и правил пожарной безопасности;
8) осуществление контроля за поведением осужденных на объектах ЛПМ, соблюдением ими установленного порядка отбывания наказания <9>;
--------------------------------
<9> Статья 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" (зарегистрирован Минюстом России 05.07.2022, регистрационный N 69157), с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 03.04.2023 N 58 (зарегистрирован Минюстом России 04.04.2023, регистрационный N 72864), от 09.08.2023 N 210 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2023, регистрационный N 74797), от 23.08.2023 N 221 (зарегистрирован Минюстом России 24.08.2023, регистрационный N 74942), от 29.11.2023 N 352 (зарегистрирован Минюстом России 30.11.2023, регистрационный N 76184), от 08.08.2024 N 246 (зарегистрирован Минюстом России 12.08.2024, регистрационный N 79124), от 06.12.2024 N 363 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2024, регистрационный N 80521) и от 27.01.2025 N 7 (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2025, регистрационный N 81057), далее - ПВР ИУ.
9) осуществление контроля за проведением погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на производственных объектах;
10) подготовка проектов договоров по основной деятельности ЛПМ;
11) организация материально-технического обеспечения производственной деятельности учреждения;
12) разработка и осуществление мероприятий по обеспечению эффективного использования финансовых средств. Подготовка предложений по использованию превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду.
13. Учреждение ведет учет результатов лечебно-производственной деятельности, подготавливает и представляет сводно-аналитическую информацию и отчетные данные на утверждение начальнику учреждения.
IV. Организационные аспекты деятельности ЛПМ
14. Трудовая терапия в ЛПМ организуется и проводится под постоянным наблюдением медицинского персонала. Контроль за проведением лечения посредством трудовой терапии осуществляют врачи.
15. Осужденным инвалидам, занятым на производственных объектах ЛПМ, создаются необходимые условия труда в соответствии с рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида.
Для трудоустройства осужденных инвалидов создаются специальные рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей осужденных инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства осужденных инвалидов оснащаются (оборудуются) с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест.
16. Продолжительность ежедневной работы (смены) осужденного определяется Комиссией в зависимости от его трудоспособности и не может превышать продолжительности, установленной трудовым законодательством Российской Федерации.
17. При установлении видов труда учитываются профиль и специфика учреждения, медицинские показания осужденных и степень их трудоспособности.
18. Производственная деятельность учреждения организуется с учетом состава проходящих трудовую терапию осужденных, состояния их здоровья, трудоспособности, наличия опыта, трудовых навыков, профессии и рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида.
19. Срок прохождения трудовой терапии определяется медицинскими показаниями. Каждые 6 месяцев заместитель начальника учреждения совместно с лечащим врачом принимают решение о целесообразности продолжения осужденным трудовой терапии.
20. По окончании трудовой терапии в ЛПМ осужденные по решению Комиссии в зависимости от состояния их здоровья могут привлекаться к труду на других работах.
V. Полномочия начальника ЛПМ
21. При осуществлении должностных полномочий начальник ЛПМ обязан:
1) осуществлять руководство лечебно-производственной деятельностью ЛПМ. Определять должностные обязанности работников ЛПМ;
2) организовывать работу по повышению эффективности производства и производительности труда, сокращению издержек производства, рациональному использованию производственных ресурсов, обеспечению качества производимой продукции, работ или услуг, соответствия выпускаемых изделий действующим государственным стандартам, техническим условиям и условиям договоров;
3) обеспечивать исполнение обязательств по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполняемых на собственном производстве учреждения;
4) обеспечивать подбор, расстановку, воспитание и профессиональную подготовку работников ЛПМ, контроль за соблюдением ими режима служебного времени, законности, служебной дисциплины, установленного порядка ношения формы одежды <10>;
--------------------------------
<10> Приказ ФСИН России от 14.09.2021 N 784 "Об утверждении Правил ношения сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации форменной одежды, ведомственных знаков отличия, знаков различия" (зарегистрирован Минюстом России 18.10.2021, регистрационный N 65449).
5) подготавливать проекты приказов по вопросам совершенствования организации лечебно-производственной деятельности ЛПМ и представлять их на подпись начальнику учреждения;
6) подготавливать и представлять начальнику учреждения разнарядки на вывод осужденных на работы в ЛПМ;
7) формировать ежегодно до 1 мая заявку на осуществление обучения осужденных в ФКПОУ ФСИН России в учебном году по программам среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения по профессиям рабочих с учетом анализа потребности в рабочих кадрах на производственных участках учреждения, а также потребности рынка труда субъекта Российской Федерации;
8) организовывать направление запросов по предыдущему месту жительства осужденного и (или) в образовательную организацию, в которой обучался осужденный, с целью организации его трудовой адаптации;
9) организовывать направление осужденных, не имеющих рабочей профессии, по которой они могут работать на производственных участках учреждения, на обучение в ФКПОУ ФСИН России;
10) осуществлять контроль за организацией среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения осужденных, посещением ими занятий, а также формированием рабочих бригад в соответствии с квалификацией осужденных;
11) организовывать соблюдение требований санитарного законодательства Российской Федерации <11> по осуществлению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обеспечению безопасных условий труда осужденных при эксплуатации производственных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;
--------------------------------
<11> Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
12) организовывать контроль за соблюдением осужденными на производственных объектах установленного порядка отбывания наказания, правил внутреннего распорядка <12>, требований охраны труда, мер безопасности, норм и правил пожарной безопасности;
--------------------------------
<12> Пункт 5 ПВР ИУ.
13) организовывать контроль за проведением погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на производственных объектах;
14) обеспечивать организацию учета инструмента и использования заточного оборудования по назначению на производственных объектах учреждения;
15) принимать участие в итоговой аттестации осужденных, успешно завершивших обучение в ФКПОУ ФСИН России, в качестве председателя Комиссии;
16) проводить анализ результатов работы ЛПМ.
22. В целях реализации своих полномочий начальник ЛПМ имеет право:
1) подписи договоров по направлениям основной деятельности ЛПМ на основании приказа учреждения или по доверенности;
2) вносить предложения начальнику учреждения:
по вопросам совершенствования организации лечебно-производственной деятельности ЛПМ, организации проведения ремонта и технического обслуживания оборудования и техники;
по распределению превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду;
по назначению на должности и освобождению от занимаемых должностей работников ЛПМ;
о поощрении и награждении работников ЛПМ, привлечении их к дисциплинарной ответственности;
о предоставлении отпусков работникам ЛПМ.
VI. Взаимоотношения и связи
23. Деятельность ЛПМ строится во взаимодействии с другими подразделениями учреждения, ФКПОУ ФСИН России и территориальным органом УИС.
24. ЛПМ взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого дислоцируется учреждение, органами местного самоуправления и коммерческими организациями по вопросам получения заказов на производство продукции (оказания услуг) и размещения оборудования на производственных площадях учреждения с целью привлечения осужденных к оплачиваемому труду, с региональными службами занятости населения по вопросам получения осужденными профессий, востребованных на рынках труда.
25. ЛПМ создаются необходимые условия для проведения производственной практики обучающихся осужденных в соответствии с профессиональными стандартами и образовательными программами на основании договора между учреждением и ФКПОУ ФСИН России.