МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 августа 2025 г. N 209
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ И ОБВИНЯЕМЫМИ,
СОДЕРЖАЩИМИСЯ ПОД СТРАЖЕЙ
В соответствии с частью четвертой статьи 31 Федерального закона
от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона
от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", подпунктом 9 пункта 2 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 N 10, приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок проведения культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей.
Министр
К.А.ЧУЙЧЕНКО
Утвержден
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 25.08.2025 N 209
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ И ОБВИНЯЕМЫМИ,
СОДЕРЖАЩИМИСЯ ПОД СТРАЖЕЙ
I. Общие положения
1. Культурно-воспитательная работа проводится с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, созданных на территориях исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - несовершеннолетние, учреждение соответственно).
2. Культурно-воспитательная работа проводится работниками отдела (группы) по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (далее - отдел по воспитательной работе), психологической лаборатории, других подразделений учреждения.
3. Культурно-воспитательная работа проводится с учетом возрастных, физических и психологических особенностей несовершеннолетних.
4. Основными направлениями культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними является нравственное, правовое, патриотическое, социально-культурное, физическое, эстетическое и духовное воспитание, способствующее устойчивому и гармоничному развитию личности несовершеннолетнего, а также их полезной занятости.
II. Организация культурно-воспитательной работы
с несовершеннолетними
5. Культурно-воспитательная работа с несовершеннолетними проводится со дня их прибытия в учреждение и размещения в карантинном отделении.
6. В течение 3 рабочих дней со дня прибытия несовершеннолетнего в учреждение приказом начальника учреждения для осуществления с ним индивидуальной культурно-воспитательной работы закрепляются работники отделов по воспитательной работе, режима, оперативной службы, психологической лаборатории (психолог) и других подразделений учреждения.
Администрацией учреждения изучаются материалы личного дела несовершеннолетнего, с ним проводится ознакомительная беседа, в ходе которой выясняются его отношение к преступлению, в совершении которого он подозревается или обвиняется, наличие социальных связей, уровень физического и интеллектуального развития, педагогической запущенности и другие сведения, имеющие значение для адаптации несовершеннолетнего к условиям содержания в учреждении и для исправления.
7. Не позднее 5 рабочих дней со дня прибытия несовершеннолетнего в учреждение администрация учреждения направляет в органы государственной власти по месту жительства несовершеннолетнего, а также в образовательную организацию, в которой несовершеннолетний учился до заключения под стражу, запросы о представлении в отношении его информационных материалов.
8. Культурно-воспитательная работа проводится в учреждении в соответствии с ежеквартальными планами, которые разрабатываются отделом по воспитательной работе с учетом предложений структурных подразделений учреждения и утверждаются начальником учреждения либо лицом его замещающим.
9. В ежеквартальном плане устанавливаются сроки реализации мероприятий и определяются работники учреждения, ответственные за их выполнение. Ознакомление работников учреждения с утвержденным планом осуществляется под подпись не позднее, чем за пять рабочих дней до дня начала плановых мероприятий.
10. Вопросы организации и проведения культурно-воспитательной работы ежеквартально рассматриваются на оперативных совещаниях у начальника учреждения и 1 раз в полугодие - у начальника территориального органа ФСИН России.
11. Работниками отдела по воспитательной работе ведутся журнал учета проведения групповых культурно-воспитательных мероприятий с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку) и дневник индивидуальной культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми (далее - дневник ИКВР; рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).
12. Контроль за ведением дневника ИКВР осуществляется ежеквартально заместителем начальника учреждения, отвечающим за координацию деятельности отдела по воспитательной работе и контроль за ней.
III. Проведение культурно-воспитательной работы
с несовершеннолетними
13. Культурно-воспитательная работа осуществляется в индивидуальной и групповой формах.
14. Культурно-воспитательная работа в индивидуальной форме ведется с учетом возрастных, физических и психологических особенностей несовершеннолетнего и его поведения.
15. Мероприятия по групповой форме культурно-воспитательной работы, в том числе лекции, беседы, конкурсы, викторины, турниры, диспуты, спортивные мероприятия, занятия в кружках по интересам, организуются с учетом соблюдения требований раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых в камерах, предусмотренных статьей 33 Федерального закона
от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
16. При содержании несовершеннолетних в камерах карантинного отделения работниками учреждения, закрепленными за ними, проводятся мероприятия, направленные на предварительное изучение возрастных, физических и психологических особенностей несовершеннолетних, определяется их образовательный уровень.
17. По результатам изучения особенностей несовершеннолетнего работниками отдела по воспитательной работе составляется его социально-психологическая характеристика, разрабатывается комплексный план индивидуальной культурно-воспитательной работы с ним на два месяца. В дальнейшем такие планы составляются каждые два месяца с учетом результатов проведенных групповых и индивидуальных культурно-воспитательных мероприятий.
18. Работники учреждения, закрепленные за несовершеннолетним для проведения индивидуальной культурно-воспитательной работы с ним, по мере осуществления мероприятий вносят в дневник ИКВР информацию о проделанной работе и достигнутых результатах с выводами и рекомендациями по ее дальнейшему выполнению.
19. При направлении несовершеннолетнего в исправительное учреждение или его освобождении из учреждения дневник ИКВР, а также информационные материалы, полученные из образовательной организации и от органов государственной власти по месту жительства несовершеннолетнего, приобщаются к его личному делу.
Приложение N 1
к Порядку проведения
культурно-воспитательной
работы с несовершеннолетними
подозреваемыми и обвиняемыми,
содержащимися под стражей
Рекомендуемый образец
ЖУРНАЛ
учета проведения групповых культурно-воспитательных
мероприятий с несовершеннолетними подозреваемыми
и обвиняемыми
1. Учет культурно-воспитательных мероприятий, проводимых с несовершеннолетними
N п/п | Дата проведения | Наименование мероприятия | Кто проводил мероприятие (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, специальное звание (при наличии) | Число участников | Примечание |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
2. Контроль за ведением журнала, осуществляемый руководством учреждения
N п/п | Дата проверки | Результат проверки (замечания по ведению журнала) | Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, специальное звание (при наличии) проверяющего | Примечание |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Приложение N 2
к Порядку проведения
культурно-воспитательной
работы с несовершеннолетними
подозреваемыми и обвиняемыми,
содержащимися под стражей
Рекомендуемый образец
ДНЕВНИК
индивидуальной культурно-воспитательной работы
с несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым
Фамилия ___________________________________________________________________
Имя _______________________________________________________________________
Отчество (при наличии) ____________________________________________________
Подозреваемый, обвиняемый (осужденный) в совершении преступления,
предусмотренного статьей (статьями) _________
Уголовного кодекса Российской
Федерации
Дата поступления в следственный изолятор (помещение, функционирующее в
режиме следственного изолятора, созданного на территории исправительного
учреждения уголовно-исполнительной системы) _______________________________
Приказом начальника _______________________________________________________
(наименование учреждения, дата и номер приказа)
за несовершеннолетним _____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
закреплены сотрудники:
1. ________________________________________________________________________
(фамилия, имя отчество (при наличии)
___________________________________________________________________________
(должность, специальное звание (при наличии)
2. ________________________________________________________________________
(фамилия, имя отчество (при наличии)
___________________________________________________________________________
(должность, специальное звание (при наличии)
3. ________________________________________________________________________
(фамилия, имя отчество (при наличии)
___________________________________________________________________________
(должность, специальное звание (при наличии)
4. ________________________________________________________________________
(фамилия, имя отчество (при наличии)
___________________________________________________________________________
(должность, специальное звание (при наличии)
I. Общие социально-демографические сведения
о несовершеннолетнем
(данные в разделе заносятся сотрудником воспитательной
службы учреждения по результатам беседы
с несовершеннолетним, изучения его личного
дела и иных материалов)
1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) ___________________________________
2. Дата и место рождения __________________________________________________
3. Адрес места жительства _________________________________________________
4. Образование ____________________________________________________________
5. Имеющаяся профессия ____________________________________________________
6. Проживал:
- в семье с отцом и с матерью; в приемной семье;
- без отца с __ лет; без матери с __ лет;
- с отчимом с __ лет; с мачехой с __ лет;
- у других родственников (законных представителей) с __ лет;
- в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей _________________________________________________________________
(адрес и полное наименование организации)
7. Чем занимался до избрания меры пресечения в виде заключения под стражу:
- учился в __ классе _________________________________________________;
(полное наименование образовательной организации)
- не учился и не работал; жил на иждивении родителей (законных
представителей);
- учился без отрыва от работы (где и по какой специальности);
- находился в социально-реабилитационных центрах для
несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся
без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях и
других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной помощи и (или) реабилитации ___________________________________;
(адрес и полное наименование учреждения)
- работал ____________________________________________________________;
(полное наименование организации)
- зарабатывал в месяц ________________________________________________;
- на что тратил деньги _______________________________________________.
8. Сведения о близких родственниках (законных представителях):
Степень родства | Фамилия, имя, отчество (при наличии) | Место жительства, адрес | Род занятий |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
9. Сведения о родственниках (друзьях), отбывающих (отбывавших) наказание в
местах лишения свободы ____________________________________________________
___________________________________________________________________________
10. Взаимоотношения между родителями (законными представителями):
спокойные; доброжелательные; безразличные; напряженные; конфликты
(скандалы, драки) изредка, часто; иное: ___________________________________
11. Отношение к несовершеннолетнему в семье: часто меняющееся; агрессивное;
любят и заботятся; относятся равнодушно; другое ___________________________
___________________________________________________________________________
12. Как воспитывали в семье: строго с применением мер физического
воздействия; строго, но без мер физического воздействия; мягко; никак не
воспитывали; иное _________________________________________________________
13. Как поощряли в семье: словесно; подарками; деньгами; по-другому _______
14. Отношение несовершеннолетнего к родителям (законным представителям):
доброжелательное; враждебное; безразличное; агрессивное;
иное ______________________________________________________________________
15. Материальное положение семьи: хорошее; удовлетворительное;
неудовлетворительное.
16. Жилищные условия несовершеннолетнего __________________________________
17. Отношение несовершеннолетнего к учебе, к труду: положительное,
отрицательное, безразличное, иное _________________________________________
18. Свободное время преимущественно проводил: в семье; на улице; в
одиночестве; с друзьями, иное _____________________________________________
19. Отношение к курению: не курил, курил регулярно (изредка) с ___ лет
20. Отношение к наркотикам: не употреблял, пробовал, употреблял
систематически (иногда) наркотические средства, химические и (или)
психотропные вещества (какие?) ____________________________________________
21. Отношение к алкоголю: не употреблял, пробовал, употреблял
систематически (иногда) (нужное подчеркнуть)
22. Разрешали ли родители (законные представители) курить и употреблять
спиртное: да нет (нужное подчеркнуть).
23. Часто ли употребляли алкогольные напитки в семье
(нужное подчеркнуть):
мать (мачеха): каждый день; иногда; никогда;
отец (отчим): каждый день; иногда; никогда;
брат (сестра): каждый день; иногда; никогда;
бабушка (дедушка): каждый день; иногда; никогда.
24. Имеющиеся татуировки (описать): _______________________________________
___________________________________________________________________________
25. Что нравится несовершеннолетнему: читать книги, заниматься спортом,
слушать музыку, танцевать, гулять с друзьями, путешествовать; шумные
компании, азартные игры, компьютерные игры, иное __________________________
26. Привлекался ли ранее к уголовной ответственности (судимость, статья,
срок и вид наказания) _____________________________________________________
___________________________________________________________________________
27. В совершении какого преступления подозревают (обвиняют)
несовершеннолетнего _______________________________________________________
28. Роль в совершенном преступлении: исполнитель, организатор,
подстрекатель, пособник.
29. Обстоятельства, цели и мотивы совершенного преступления (краткое
описание) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
30. Что толкнуло на совершение преступления: ненависть или вражда
(политическая, идеологическая, расовая, национальная, религиозная либо в
отношении какой-либо социальной группы); алкогольное (наркотическое)
опьянение; материальные трудности; месть; зависть; ссора с родителями; от
нечего делать; иное _______________________________________________________
31. Кого считает виноватым в содеянном: виноват только я сам; виноваты мои
друзья; виноваты мои родители; виновато окружающее общество; виноваты все;
никто не виноват; иное ____________________________________________________
32. Отношение несовершеннолетнего к совершенному преступлению:
раскаивается; безразличен; гордится тем, что сделал; ничуть не жалеет; не
знает; иное _______________________________________________________________
33. О чем думал несовершеннолетний, когда совершал преступление: не думал
об ответственности, надеялся избежать ответственности, относился
безразлично; иное _________________________________________________________
34. Отношение несовершеннолетнего к криминальной субкультуре ______________
___________________________________________________________________________
35. Поведение несовершеннолетнего до заключения под стражу:
- самовольно совершал уход из дома (учреждения), бродяжничал, занимался
попрошайничеством;
- систематически допускал неисполнение устава образовательной
организации и правил ее внутреннего распорядка;
- задерживался полицией в состоянии алкогольного (наркотического)
опьянения, по другому поводу ______________________________________________
- состоял в неформальной молодежной группе антиобщественной
направленности, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" ________________________________________________________________
- отмечалось антиобщественное поведение, систематическое
психологическое и (или) физическое агрессивное поведение в отношении
другого лица или лиц, осуществляемое в том числе с использованием
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ________________________
- совершал административные правонарушения ____________________________
- совершал общественно опасные деяния, но не привлекался к уголовной
ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает
уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом
развитии, не связанного с психическим расстройством _______________________
- совершал акты членовредительства и попытки суицида, по какой причине
___________________________________________________________________________
- состоял на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав, в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с
___ лет (причина) _________________________________________________________
36. Как несовершеннолетний воспринимает изоляцию от общества: переносит
тяжело; безразлично; считает свое положение терпимым.
37. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родственниками в настоящее время:
поддерживает переписку, встречался во время свиданий, получает передачи/не
поддерживает переписку, не получает передачи, не имеет родственников.
38. Дополнительная информация:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
II. Социально-психологическая
характеристика несовершеннолетнего
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Выводы:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рекомендации:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
III. КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
индивидуальной культурно-воспитательной работы
с несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым
N п/п | Мероприятие | Сроки проведения и ответственный исполнитель | Дата выполнения |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
IV. Индивидуальная культурно-воспитательная работа
с несовершеннолетним. Записи сотрудников
___________________________________________________________________________
(содержание проведенной работы)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Выводы:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рекомендации:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________ ___________________
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) (дата, подпись)
___________________________________________________________________________
(содержание проведенной работы)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Выводы:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рекомендации: _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________ ___________________
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) (дата, подпись)
V. Записи иных сотрудников учреждения
___________________________________________________________________________
(содержание проведенной работы)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Выводы:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рекомендации:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________ ___________________
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) (дата, подпись)
___________________________________________________________________________
(содержание проведенной работы)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Выводы:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рекомендации:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________ ___________________
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) (дата, подпись)
VI. Поощрения, примененные к несовершеннолетнему
N п/п | Вид поощрения | За что объявлено поощрение | Дата, N приказа |
| | | |
| | | |
| | | |
VII. Взыскания, примененные к несовершеннолетнему
N п/п | Вид взыскания | За что наложено взыскание | Дата, N приказа (постановления) |
| | | |
| | | |
| | | |
VIII. Контроль, осуществляемый руководством учреждения
N п/п | Дата проверки | Результат проверки (замечания по ведению дневника) | Фамилия, имя, отчество (при наличии, должность, специальное звание (при наличии) проверяющего | Примечание |
| | | | |
| | | | |
| | | | |