ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минздрава РФ от 24.01.2003 N 2 "О совершенствовании деятельности дома ребенка" (вместе с "Положением об организации деятельности дома ребенка", "Положением о работе медико-психолого-педагогической комиссии дома ребенка")

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 января 2003 г. N 2
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМА РЕБЕНКА
В целях охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствования деятельности домов ребенка приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение об организации деятельности дома ребенка (Приложение N 1).
1.2. Положение о работе медико-психолого-педагогической комиссии дома ребенка (Приложение N 2).
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение N 1
Утверждено
Приказом Минздрава России
от 24 января 2003 г. N 2
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМА РЕБЕНКА
1. Дом ребенка создается для оказания медицинской, педагогической и социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В доме ребенка воспитываются дети с рождения и до 4-х лет.
2. Дом ребенка - лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее медицинскую помощь, в том числе восстановительное лечение, а также комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитацию с использованием современных технологий.
3. Дом ребенка возглавляет главный врач, на должность которого назначается специалист, имеющий профессиональное образование по специальности "педиатрия" и квалификационную категорию по указанной специальности.
4. В своей деятельности дом ребенка руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минздрава России, уставом учреждения и настоящим Положением.
5. Дом ребенка обеспечивает:
- уход, диагностику, лечение, реабилитацию (абилитацию) детей, а также их воспитание, социальную адаптацию;
- организацию и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценку их эффективности;
- комплексную оценку состояния здоровья детей;
- наблюдение за состоянием здоровья, физическим и психическим развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи;
- соблюдение санитарно-гигиенического режима, режима дня, организацию рационального питания и физического воспитания, оптимизацию двигательного режима;
- освоение и внедрение новых методов комплексной реабилитации детей;
- повышение квалификации всех категорий специалистов дома ребенка.
6. Прием детей в дом ребенка.
6.1. В дом ребенка принимаются дети из родильных домов и других лечебно-профилактических учреждений, учреждений системы МВД России, семей и т.д. с периода новорожденности и содержатся в нем до 3-летнего возраста, а дети с дефектами физического и психического развития - до 4-летнего возраста. В виде исключения в дом ребенка (общего типа) могут приниматься дети, достигшие 3-летнего возраста, с задержкой физического и психоречевого развития, обусловленной условиями воспитания, если их перевод в детский дом в соответствии с заключением специалистов считается преждевременным.
6.2. Дети из родильных домов направляются непосредственно в группу, из лечебно-профилактических учреждений, учреждений системы МВД России, из семей направляются в карантинную группу или при ее отсутствии в изолятор, где они находятся в течение 21 дня. В карантинной группе (изоляторе) проводятся необходимые лечебно-профилактические и педагогические мероприятия.
6.3. Из карантинной группы (изолятора) ребенок поступает в группу. Каждое последующее перемещение ребенка фиксируется в "Медицинской карте ребенка, воспитывающегося в доме ребенка" (форма 112-1/у-00) с мотивированным обоснованием.
6.4. В дом ребенка принимаются дети с выпиской из истории развития ребенка (медицинской карты стационарного больного) или истории новорожденного.
В выписке из истории развития ребенка (медицинской карты стационарного больного) должны быть отражены результаты следующих инструментальных диагностических исследований:
- электроэнцефалография;
- нейросонография (для детей 1-го года жизни);
- эхоэнцефалография;
- электрокардиография;
- ультразвуковое исследование внутренних органов;
- сведения о состоянии здоровья родителей, включающие данные о биологическом и генеалогическом анамнезе (при их наличии);
- справка об отсутствии инфекционных заболеваний.
7. Дом ребенка, как правило, создается при наличии не менее 30 воспитанников.
8. Структура дома ребенка утверждается главным врачом в пределах штатной численности и фонда оплаты труда.
9. Рекомендуемая структура учреждения:
- групповое помещение (группа) - игровая комната, спальное помещение, санитарная комната;
- изолятор (не менее 10% от количества мест в доме ребенка);
- карантинная группа (не менее 10% от количества мест в доме ребенка);
- кабинеты для учителей-дефектологов и старших воспитателей;
- процедурный кабинет;
- прививочный кабинет;
- кабинеты для физиотерапевтического лечения;
- кабинет для проведения тепловых процедур;
- бассейн;
- зал для занятий лечебной физической культурой;
- зал для занятий физической культурой;
- зал для музыкальных занятий;
- кабинет (помещение) психологической разгрузки и социальной адаптации детей;
- иные подразделения.
12. Дом ребенка может иметь в составе отделение реабилитации (абилитации). Отделение реабилитации (абилитации) дома ребенка предназначено для проведения комплекса медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий, включающих восстановительное лечение, психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию воспитанников домов ребенка.
Отделение осуществляет:
- диагностику отклонений (нарушений) в развитии детей и проведение работы по их компенсации и коррекции;
- разработку и осуществление индивидуальных программ реабилитации, анализ эффективности реабилитации.
13. Организация педагогического процесса, лечения, комплексной реабилитации детей определяется с учетом их индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния и развития.
14. Помещение дома ребенка, твердый и мягкий инвентарь, медицинское и хозяйственное оборудование должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Приложение N 2
Утверждено
Приказом Минздрава России
от 24 января 2003 г. N 2
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОТЕ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
ДОМА РЕБЕНКА
Медико-психолого-педагогическая комиссия (далее - комиссия) создается в доме ребенка.
Работу комиссии возглавляет главный врач дома ребенка или заместитель главного врача по лечебной работе.
Персональный состав членов комиссии и график ее работы утверждается главным врачом дома ребенка.
В состав комиссии могут входить следующие специалисты:
- врачи: педиатр, невролог, психиатр;
- педагоги: учитель-дефектолог, медицинский психолог, старший воспитатель.
По показаниям приглашаются другие специалисты.
Осмотр детей осуществляется при поступлении, а далее - в эпикризные сроки. Заключение комиссии фиксируется в "Медицинской карте ребенка, воспитывающегося в доме ребенка" (форма 112-1/у-00).
Комиссия осуществляет:
- комплексную диагностику детей с ограниченными возможностями, формулирует адекватные методы коррекционного воздействия и формы его обеспечения;
- оценку динамики состояния здоровья ребенка в соответствии с установленными эпикризными сроками, качества лечебного и педагогического процессов и вносит соответствующую коррекцию;
- разработку индивидуальной комплексной программы реабилитации, лечения и социальной адаптации ребенка;
- оценку состояния здоровья воспитанников домов ребенка и рекомендацию по их устройству в соответствующее учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.