МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 6 августа 2025 г. N 384
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОЛОГИЙ
ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
ОБ ОБСЛЕДОВАНИИ КОНЪЮНКТУРЫ И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
В ОПТОВОЙ, РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ И СФЕРЕ УСЛУГ
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона
от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", подпунктом 5.2 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 2 июня 2008 г. N 420, и в целях реализации позиций 1.10.8, 1.22.2, 1.22.18 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказываю:
утвердить прилагаемую Официальную статистическую методологию формирования официальной статистической информации об обследовании конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
утвердить прилагаемую Официальную статистическую методологию формирования официальной статистической информации об обследовании конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
утвердить прилагаемую Официальную статистическую методологию формирования официальной статистической информации об обследовании деловой активности в сфере услуг согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
Заместитель руководителя
Л.В.НОВИКОВ
Приложение N 1
Утверждена
приказом Росстата
от 06.08.2025 N 384
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
ОБ ОБСЛЕДОВАНИИ КОНЪЮНКТУРЫ И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
I. Общие положения
1. Официальная статистическая методология формирования официальной статистической информации об обследовании конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле (далее - Методология) разработана в соответствии со статьей 7 Федерального закона
от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и в целях реализации позиции 1.22.2 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 6 мая 2008 г. N 671-р.
2. Официальная статистическая информация об обследовании конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле в соответствии с Методологией формируется в целях оценки деловой активности организаций, осуществляющих деятельность в сфере оптовой торговли, основных тенденций ее динамики, а также важнейших факторов, лимитирующих их деятельность.
3. Субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование и предоставление официальной статистической информации об обследовании конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле, является Федеральная служба государственной статистики.
4. Срок предоставления (распространения) информации по показателям - ежеквартально - на 8 - 12-й рабочий день после отчетного периода.
5. Единицы измерения показателей:
проценты (код по Общероссийскому классификатору единиц измерения - 744);
тысяча рублей (код по Общероссийскому классификатору единиц измерения - 384);
единица (код по Общероссийскому классификатору единиц измерения - 642).
II. Основные понятия и определения
6. Все понятия и определения, приведенные в настоящей Методологии, используются исключительно в целях формирования официальной статистической информации об обследовании конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле.
Конъюнктура - создавшееся положение, обстановка в какой-либо области или ситуации общественной жизни.
Деловая активность - показатель динамики хозяйственной или социальной деятельности участника экономики - компании, отрасли, региона или всей страны в целом.
Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) - качественный показатель, позволяющий по ответам руководителей организаций о текущей и прогнозируемой экономической ситуации, изменениях складских запасов охарактеризовать экономическую деятельность организаций.
Баланс - разница между взвешенными долями респондентов, отметивших позитивные и негативные ответы. Используется для обобщения ответов на многовариативные вопросы в обследованиях бизнеса и потребителей.
Балансы оценки - обобщенное выражение мнений респондентов об уровне и динамике показателей деловой активности.
Оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Оборот оптовой торговли - выручка от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).
Средняя численность работников - количество работников за выбранный период в среднем.
Финансовые ресурсы организации - денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих.
Собственные финансовые ресурсы организации - средства, вложенные собственниками в организацию при ее создании, сформировавшиеся по мере накопления доходов и создания резервов в процессе функционирования организации.
Заемные финансовые ресурсы организации - финансовые ресурсы, привлекаемые организацией у сторонних лиц на правах временного владения, предполагающие возврат в четко установленные сроки и плату за их использование.
Кредитные финансовые ресурсы организации - одна из форм заемных финансовых ресурсов, которые привлекаются в форме кредитов банковских структур, прочих финансовых учреждений или предприятий.
Электронная продажа - заказы на продукцию от покупателей, поступивших в интерактивном режиме (ON-LINE), где цена и (или) условия продажи приняты или обговорены по Интернету, электронной почте и тому подобным, независимо от формы расчета с покупателями.
Конкурентная среда рынка - совокупность сложившихся условий деятельности хозяйствующих субъектов при реализации товаров.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Общая экономическая ситуация организации - важнейшая характеристика экономической деятельности, которая определяет конкурентоспособность компании, ее деловой потенциал, формируется в ходе осуществления взаимоотношений с поставщиками, потребителями, госорганами, банковскими структурами и другими участниками экономических отношений. Основная цель анализа экономического состояния организации - выявление и оценка тенденций развития происходящих в ней финансовых процессов, необходимые руководителю для принятия управленческих решений, направленных на минимизацию рисков и увеличения прибыли.
Торговая наценка - разница между ценой реализации и ценой закупки (или производства) продукции, устанавливаемая продавцом для покрытия издержек и получения прибыли.
Складская площадь - количественная характеристика складского помещения, которая дает представление о его размерах в двухмерном измерении и способности по размещению товарно-материальных запасов.
Складские запасы - товары, материалы или компоненты, которые компания хранит на складе для использования в производственном процессе или для последующей продажи.
Прибыль - главный финансовый результат функционирования организации. Она образуется за счет поступлений от продажи товаров или оказания услуг в наличной или безналичной форме.
Цена реализации (оптовая цена) - фактическая цена на товар, реализуемый в свободной продаже в организациях торговли, принадлежащих как юридическим, так и физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей и включающая налог на добавленную стоимость (НДС), акциз для подакцизных товаров, другие косвенные налоги и затраты, прибыль или убытки организаций товаропроводящей сети.
III. Перечень формируемых статистических показателей
7. В соответствии с настоящей Методологией Росстатом по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации, по федеральным округам, видам экономической деятельности, относящимся к оптовой торговле (в соответствии с приложением), формируются данные по следующим статистическим показателям:
7.1. Оборот оптовой торговли (тысяча рублей);
7.2. Количество обследованных организаций (единица);
7.3. Удельный вес основного вида продукции в общем объеме оборота оптовой торговли (процент);
7.4. Доля импортной продукции в общем объеме оборота оптовой торговли (процент);
7.5. Доля экспорта в общем объеме оборота оптовой торговли (процент);
7.27. Индекс предпринимательской уверенности, в сфере торговли и услуг (процент).
Показатели:
7.6. Оценка изменения средней численности работников (процент);
7.7. Оценка изменения оборота оптовой торговли (процент);
7.8. Оценка изменения объема продаж организации в натуральном выражении (процент);
7.9. Оценка изменения ассортимента товаров (процент);
7.10. Оценка изменения складских площадей (процент);
7.11. Оценка изменения обеспеченности собственными финансовыми ресурсами (процент);
7.12. Оценка изменения обеспеченности организации кредитными и заемными финансовыми ресурсами (процент);
7.13. Оценка изменения прибыли (процент);
7.14. Оценка изменения цен покупки продукции (товаров) организациями оптовой торговли (процент);
7.15. Оценка изменения цен реализации (процент) дополнительно разрабатываются по следующим разрезам:
по типам значений:
в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом;
в следующем квартале по сравнению с текущим кварталом;
по оценке:
увеличение;
без изменений;
уменьшение;
Показатель:
7.16. Оценка экономического положения организации (процент) формируется в следующих разрезах:
по типам значений:
в текущем квартале;
в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом;
в следующем квартале по сравнению с текущим кварталом;
по оценке:
благоприятное;
удовлетворительное;
неблагоприятное;
улучшение ситуации;
без изменений;
ухудшение ситуации;
Показатели:
7.17. Оценка портфеля заказов (спроса) на продукцию, реализуемую организацией (процент);
7.18. Оценка складских запасов продукции (товаров) (процент) формируются в следующих разрезах:
по типам значений:
в текущем квартале;
в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом;
в следующем квартале по сравнению с текущим кварталом;
по оценке:
выше нормального;
нормальный;
ниже нормального;
увеличение;
без изменений;
уменьшение;
Показатели:
7.19. Распределение объема проданной покупателям продукции (товаров) (процент);
7.20. Распределение объема приобретенной у поставщиков продукции (товаров) (процент) формируются в следующих разрезах:
по структуре товаропроводящей сети:
всего;
предприятия-производители;
оптовые и оптово-посреднические организации;
организации розничной торговли;
индивидуальные предприниматели;
прочие организации;
по направлению продажи:
всего;
субъект Российской Федерации, где расположена Ваша организация;
другие регионы Российской Федерации;
государства - участники СНГ;
страны дальнего зарубежья;
Показатель:
7.21. Факторы, ограничивающие развитие деятельности организации (процент)
формируется в следующих разрезах:
по факторам:
недостаток финансовых средств;
недостаток квалифицированных специалистов;
недостаток складских помещений;
недостаток необходимого оборудования;
высокая арендная плата;
недобросовестная конкуренция;
неплатежеспособность покупателей;
недостаток информационного обеспечения;
несовершенство нормативно-правовой базы;
высокие транспортные расходы;
высокий уровень налогов;
высокий процент коммерческого кредита;
ограничений нет;
Другие;
Показатель:
7.22. Оценка числа перепродаж (звенности товародвижения) основного вида продукции, реализуемой организацией (процент) формируется в следующих разрезах:
по звенности товародвижения:
до 2;
от 2 до 3;
от 3 до 4;
от 4 до 5;
свыше 5;
Показатель:
7.23 Оценка доли электронной продажи продукции в общем объеме товарооборота к общему числу обследуемых организаций (процент) формируется в следующих разрезах:
по значению:
нет;
от 1 до 5%;
от 6 до 15%;
от 16 до 30%;
от 31 до 50%;
от 51 до 70%;
свыше 70%;
Показатели:
7.24. Оценка среднего сложившегося уровень торговой наценки в организации (процент);
7.25. Оценка среднего уровня торговой наценки организации (к стоимости проданных товаров), который был бы достаточным для возмещения затрат (издержек обращения) и обеспечил бы получение необходимой прибыли (процент)
формируются в следующих разрезах:
по значению:
от 1 до 5%;
от 6 до 15%;
от 16 до 20%;
от 21 до 30%;
от 31 до 40%;
от 41 до 50%;
от 51 до 70%;
свыше 70%;
Показатель:
7.26. Оценка состояния конкурентной среды в торговле (процент) формируется только за II и IV квартал в следующих разрезах:
по оценке состояния конкурентной среды:
за отчетный период уровень ненадлежащей рекламы снизился;
за отчетный период уровень недобросовестной конкуренции снизился;
за отчетный период антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше;
за отчетный период состояние конкурентной среды улучшилось;
за отчетный период доступность услуг естественных монополий возросла;
не согласен ни с одним из предложенных вариантов.
По показателям 7.15 - 7.18 осуществляется расчет балансов оценок.
IV. Информационные источники и алгоритм
формирования показателей
8. Источником информации для расчета показателей являются первичные статистические данные, предоставляемые Росстату респондентами по форме федерального статистического наблюдения N 1-конъюнктура (опт) "Обследование конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле" (далее - форма N 1-конъюнктура (опт) на основании собственного экспертного прогнозирования деятельности организации в текущем квартале и ожидаемых результатов в последующие кварталы года.
9. Респондентами по форме N 1-конъюнктура (опт) являются юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие оптовую торговлю (подгрупп 45.11.1, 45.31.1, 45.40.1 и класса 46 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2).
Формирование каталога респондентов осуществляется территориальными органами Росстата с использованием функционала Автоматизированной системы ведения генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения на основании списка организаций, осуществляющих оптовую торговлю отдельными видами товаров (продукции).
10. Сбор и обработка первичных статистических данных по показателям формы N 1-конъюнктура (опт) осуществляется посредством Единой системы сбора, обработки, хранения и предоставления статистических данных Росстата (ЕССО) и Централизованной системы обработки данных Росстата (ЦСОД).
11. Алгоритм формирования показателей.
Показатели, указанные в пункте 7 настоящей Методологии, рассчитываются по нижеприведенным формулам.
11.1. Показатели 7.3 - 7.5, 7.19, 7.20 (D, процент) определяются по формуле
где
Xi - значение показателя, предоставленное i-м респондентом;
Oi - оборот оптовой торговли в отчетном периоде, предоставленное i-м респондентом, тысяч рублей;
11.2 Показатели 7.6 - 7.18 определяются как доли ответов респондентов, выбравших i-й вариант ответа по j-й временной категории, в общем количестве отчитавшихся в отчетном периоде (DOij, процент)
где
Oij - количество респондентов, выбравших i-ый вариант ответа по j-ой временной категории, единиц;
Oj - общее количество отчитавшихся в отчетном периоде респондентов, единиц;
i - вариант ответа,
j - временная категория;
11.3. Балансовые оценки являются обобщенным выражением мнений респондентов об уровне и динамике показателей деловой активности.
Ответы "без изменений" игнорируются, и баланс получается как разница между взвешенными процентами числа респондентов, давших положительные и отрицательные ответы.
Балансы оценки по показателям (Bj, процент) рассчитываются как разность доли положительных и отрицательных оценок по j-й временной категории по формуле
Bj = DOjip - DOjio, (3)
где
DOjip - доля ответов респондентов, указавших один из благоприятных вариантов ответа по j-й временной категории, процент (ip = 1,5):
1) повышение;
2) благоприятный;
3) улучшение;
4) выше нормального;
5) увеличение;
DOjio - доля ответов респондентов, указавших один из неблагоприятных вариантов ответа по j-й временной категории, процент (io = 1,5):
1) снижение;
2) неблагоприятный;
3) ухудшение;
4) ниже нормального;
5) уменьшение;
p - благоприятный вариант ответа;
o - неблагоприятный вариант ответа;
j - временная категория;
11.4. На основе балансов оценок показателей 7.16 и 7.18 рассчитывается индекс предпринимательской уверенности (I, процент) (показатель 7.27) по формуле
где
Bt - баланс оценки тенденций изменения экономической ситуации в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, процент;
Bs - баланс оценки тенденций изменения экономической ситуации в следующем квартале по сравнению с текущим кварталом, процент;
Bz - баланс оценки складских запасов в текущем периоде, процент;
11.5. Показатели 7.21 - 7.23, 7.26 (Fn, процент) определяются по формуле
где
On - количество респондентов, выбравших n-й вариант ответа, единиц;
O - общее количество отчитавшихся в отчетном периоде респондентов, единиц;
n - вариант ответа;
где
Qt - количество респондентов, выбравших t-ый вариант ответа, в общем количестве отчитавшихся в отчетном периоде, единица;
Q - общее количество отчитавшихся в отчетном периоде респондентов, единица;
t - вариант ответа по размеру доли.
V. Публикация данных
12. Информация об обследовании конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС) (www.fedstat.ru) в разделе Ведомства/1. Федеральная служба государственной статистики/1.22.2. Конъюнктура и деловая активность организаций оптовой торговли;
на официальном сайте Росстата (http://rosstat.gov.ru/)/в разделе BI-система/Деловая активность организаций/Деловая активность организаций оптовой торговли.
Приложение
к Официальной статистической
методологии формирования
официальной статистической информации
об обследовании деловой активности
в сфере услуг, утвержденной
приказом Росстата
от 06.08.2025 N 384
ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО
КЛАССИФИКАТОРА ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОКВЭД2)
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
| Виды экономической деятельности | Схема сборки |
1 | Оптовая торговля отдельными группами товаров (всего) | 45.46.01АГ = 45.11.1 + 45.31.1 + 45.40.1 + 46.2 + 46.3 + 46.41 + 46.42 + 46.43 + 46.45 + 46.46 + 46.47 + 46.71 + 46.72 + 46.73 + 46.75 + 46.6 + 46.9 |
2 | Торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами | 45.11.1 |
3 | Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов | 45.31.1 |
4 | Торговля оптовая мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями | 45.40.1 |
5 | Торговля оптовая сельскохозяйственным сырьем и живыми животными | 46.2 = 46.21 + 46.21.11 + 46.21.12 46.21.13 + 46.21.14 + 46.21.19 + 46.22 + 46.23 + 46.24 + 46.21.2 |
6 | Торговля оптовая пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями | 46.3 = 46.31.1 + 46.31.11 + 46.31.12 + 46.31.13 + 46.32 + 46.32.1 + 46.32.2 + 46.32.3 + 46.33 + 46.33.1 + 46.33.2 + 46.33.3 + 46.34 + 46.34.1 + 46.34.2 + 46.34.21 + 46.34.23 + 46.35 + 46.36 + 46.36.1 + 46.36.2 + 46.38.26 + 46.36.4 + 46.36.3 + 46.37 + 46.38 + 46.38.1 + 46.38.2 + 46.31.2 + 46.38.21 + 46.38.22 + 46.38.23 + 46.38.24 + 46.38.25 + 46.38.29 + 46.39 + 46.39.1 + 46.39.2 |
7 | Торговля оптовая текстильными изделиями | 46.41 = 46.41.1 + 46.41.2 |
8 | Торговля оптовая одеждой и обувью | 46.42 = 46.42.11 + 46.42.12 + 46.42.13 + 46.42.2 + 46.42.14 |
9 | Торговля оптовая бытовыми электротоварами | 46.43 = 46.43.1 + 46.43.2 + 46.43.3 |
10 | Торговля оптовая парфюмерными и косметическими товарами | 46.45 = 46.45.1 + 46.45.2 |
11 | Торговля оптовая фармацевтической продукцией | 46.46 = 46.46.1 + 46.46.2 |
12 | Торговля оптовая мебелью, коврами и осветительным оборудованием | 46.47 = 46.47.1 + 46.47.2 + 46.47.3 + 46.49.2 + 46.49.5 + 46.49.49 |
13 | Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами | 46.71 = 46.71.1 + 46.71.2 + 46.71.3 + 46.71.4 + 46.71.5 + 46.71.9 |
14 | Торговля оптовая металлами и металлическими рудами | 46.72 = 46.72.1 + 46.72.11 + 46.72.12 + 46.72.2 + 46.72.21 + 46.72.22 + 46.72.23 |
15 | Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием | 46.73 = 46.73.1 + 46.73.2 + 46.73.3 + 46.73.4 + 46.73.5 + 46.73.6 |
16 | Торговля оптовая химическими продуктами | 46.75 = 46.75.1 + 46.75.2 + 46.76.2 + 46.76.3 |
17 | Торговля оптовая прочими машинами, оборудованием и принадлежностями | 46.6 = 46.62 + 46.62.1 + 46.62.2 + 46.62.3 + 46.63 + 46.64 + 46.51 + 46.66 + 46.65 + 46.52 + 46.52.1 + 46.52.2 + 46.69 + 46.69.1 + 46.69.2 + 46.69.3 + 46.69.4 + 46.69.5 + 46.69.9 + 46.61.1 |
18 | Торговля оптовая неспециализированная | 46.9 |