ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Росстата от 13.09.2018 N 561 "Об утверждении Методологических положений по проведению выборочного наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 13 сентября 2018 г. N 561
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методологические положения по проведению выборочного наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле.
2. Признать утратившим силу приказ Росстата 29 августа 2013 г. N 346 "Об утверждении Методологических положений по проведению выборочного наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле (с учетом типизации индивидуальных предпринимателей)".
Руководитель
А.Е.СУРИНОВ
Приложение
Утверждены
приказом Росстата
от 13.09.2018 N 561
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
Введение
Целью настоящих Методологических положений по проведению выборочного наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле (далее - Методологические положения) является обеспечение формирования в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, официальной статистической информации о деятельности индивидуальных предпринимателей в розничной торговле.
Настоящие Методологические положения включает описание объектов статистического наблюдения, статистического инструментария, основных этапов планирования и распространения итогов выборочного обследования индивидуальных предпринимателей (формирования выборочной совокупности, методов сбора, контроля, редактирования первичных данных, методов распространения данных выборки на генеральную совокупность), алгоритмов формирования основных показателей о деятельности индивидуальных предпринимателей.
Методологические положения разработаны в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в другие нормативные правовые акты, введением в статистическую практику с 1 января 2017 г. новой версии Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (далее - ОКВЭД2), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
При проведении выборочных обследований экономической деятельности индивидуальных предпринимателей, в том числе в сфере торговли, органы государственной статистики сталкиваются с трудностями создания и в особенности поддержания в актуальном состоянии основы выборки - списка единиц наблюдения генеральной совокупности, формируемого на основе централизованной базы данных Статистического регистра Росстата - Автоматизированной системы генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения (АС ГС ОФСН). Созданные Методологические положения решают задачу обеспечения полного охвата исследуемой совокупности и учитывают состав и качество имеющейся в Росстате и его территориальных органах (далее - органы государственной статистики) пообъектной информации об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих деятельность в розничной торговле.
Разработанные Методологические положения при формировании выборочной совокупности индивидуальных предпринимателей в торговле на основе двухэтапного отбора (из списочной основы и путем территориальной выборки) позволяют устранить влияние потери актуальности генеральной совокупности индивидуальных предпринимателей и обеспечить репрезентативность выборки.
Алгоритмы формирования территориальной выборки позволяют повысить объективность собираемых сведений путем проведения опросов непосредственно по месту торговой деятельности.
Методологические положения по организации и проведению выборочного статистического наблюдения за деятельностью индивидуальных предпринимателей разработаны с учетом опыта по организации и проведению аналогичных обследований, прежде всего Бюро цензов США, а также статистических служб Италии и Индонезии.
Формирование выборочной совокупности и обработка данных осуществляется программными средствами.
Методологические положения предназначены для использования территориальными органами Росстата для организации и проведения выборочного статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле.
1. Общие положения
Выборочное наблюдение за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле, проводится ежегодно во всех субъектах Российской Федерации с 2001 года в рамках специального обследования, основная цель которого - получить данные об объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг индивидуальными предпринимателями на территории субъекта Российской Федерации и в целом по стране. По данным наблюдения также формируется информация о численности работников у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле.
В настоящих Методологических положениях под индивидуальными предпринимателями рассматриваются физические лица с момента их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств объектом наблюдения не являются.
Субъектами федерального статистического наблюдения за розничной торговлей являются не только индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в объектах торговли, но и предприниматели, осуществляющие деятельность на розничных рынках и ярмарках (наряду с гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, фермерскими хозяйствами, занимающимися садоводством и огородничеством). Обследование этой категории индивидуальных предпринимателей осуществляется в рамках наблюдения, организованного за рынками (ярмарками).
Ввиду высокой степени вариации показателя "Оборот розничной торговли" при проведении обследования индивидуальных предпринимателей применяется модель расслоенной случайной выборки из списка (регистра) предпринимателей. Однако из-за большой подвижности состава и структуры исследуемой генеральной совокупности списочная основа выборки быстро теряет актуальность, устаревает.
Один из путей обеспечения полноты охвата исследуемой генеральной совокупности заключается в использовании территориальной основы отбора, которая покрывает всю территорию страны (региона) и, следовательно, всю целевую генеральную совокупность. Так же как списочная основа выборки является списком единиц генеральной совокупности, информация о которых имеется у организатора обследования, территориальная основа - перечень территориальных единиц, полностью и без пересечений покрывающий территорию распространения явления. Территориальная выборка - совокупность единиц наблюдения, отбираемых с использованием многоступенчатой схемы. При этом на начальных этапах отбираются территориальные единицы, а единицы наблюдения только на последнем этапе.
Обследование индивидуальных предпринимателей торговли на потребительском рынке проводится выборочным методом с использованием списочной и территориальной основ отбора для формирования комбинированной выборки: совокупностей предпринимателей и объектов торговли.
Применение комбинированной выборки позволяет более эффективно применять модель случайной выборки, улучшить качество результатов обследования.
Списочная и территориальная основы наблюдения выступают в качестве двух независимых источников отбора единиц наблюдения.
Территориальная основа отбора обеспечивает полноту охвата совокупности индивидуальных предпринимателей торговли и повышает точность результатов.
Таким образом, единицами наблюдения выступают:
1) индивидуальные предприниматели, отобранные из списочной основы;
2) торговые объекты, принадлежащие индивидуальным предпринимателям.
Индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, если они соответствуют условиям, установленным в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в постановлении Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
Категории и критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства представлены на схеме 1:
Схема 1
             ┌───────────────────────────────────────────────┐
             │     Категории субъектов малого и среднего     │
             │              предпринимательства              │
             └───────────────────────┬───────────────────────┘
                      /              │               \
                     /               │                \
                    \/               \/               \/
┌──────────────────────┐ ┌────────────────────────┐ ┌─────────────────────┐
│ Средние предприятия  │ │   Малые предприятия    │ │  Микропредприятия   │
│ средняя численность  │ │  средняя численность   │ │ средняя численность │
│ работников 101 - 250 │ │работников от 16 до 100 │ │  работников до 15   │
│ человек и/или размер │ │  человек и/или размер  │ │  человек и размер   │
│дохода свыше 800 млн. │ │  дохода от 120 до 800  │ │дохода менее 120 млн.│
│  руб до 2 млрд. руб  │ │        млн. руб        │ │         руб         │
│ (в АС ГС ОФСН тип 3) │ │  (в АС ГС ОФСН тип 1)  │ │(в АС ГС ОФСН тип 4) │
└──────────────────────┘ └────────────────────────┘ └─────────────────────┘
Кроме того, в обследовании принимают участие индивидуальные предприниматели, размеры бизнеса которых превышают установленные для субъектов малого и среднего предпринимательства критерии.
2. Инструментарий выборочного статистического наблюдения
за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими
деятельность в розничной торговле
Обследование индивидуальных предпринимателей проводится по форме федерального статистического наблюдения N 1-ИП (торговля) "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле" (далее - форма N 1-ИП (торговля), анкета). Обследование проводится по результатам деятельности за один месяц отчетного года. В качестве отчетного месяца выбирается сентябрь.
Бланк формы представляет собой анкету для заполнения самим индивидуальным предпринимателем, либо интервьюером, и содержит минимальный перечень следующих показателей:
- объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
- доля выручки, полученной от определенного вида деятельности, в общем объеме;
- распределение выручки от розничной продажи товаров по кварталам отчетного года;
- численность работающих в бизнесе;
- стоимость товаров, приобретенных для продажи населению;
- число объектов розничной торговли (магазинов, павильонов, киосков).
В форму N 1-ИП (торговля) помимо показателей, характеризующих объемы деятельности индивидуальных предпринимателей в розничной торговле, включены основные показатели формы федерального статистического наблюдения N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя" (далее - форма N 1-ИП). В целях снижения отчетной нагрузки на респондентов при организации выборочного обследования по форме N 1-ИП в круг обследуемых индивидуальных предпринимателей не включаются предприниматели, деятельность которых идентифицируется 47 классом ОКВЭД2. По результатам проведения обследований по формам N 1-ИП и N 1-ИП (торговля) предусмотрено объединение полученных сводных итогов (унифицированных показателей) по всему массиву индивидуальных предпринимателей.
3. Основные этапы проведения статистического наблюдения
за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими
деятельность в розничной торговле
Текущее выборочное обследование индивидуальных предпринимателей торговли на потребительском рынке по форме N 1-ИП (торговля) проводится с использованием списочной и территориальной основ отбора для формирования комбинированной выборки с применением программных средств.
Списочная и территориальная основы выборки выступают в качестве двух независимых источников для формирования списков единиц наблюдения. Выборки индивидуальных предпринимателей извлекаются независимо из каждой из основ. Предполагается, что индивидуальный предприниматель торговли принадлежит данной единице территориальной основы, если он может быть приписан к этой единице после одного или более этапов случайного отбора.
Кроме того, предполагается:
полнота, то есть каждая единица целевой совокупности принадлежит, по крайней мере, одной основе;
опознаваемость, то есть для каждой единицы наблюдения в любой из основ возможна ее идентификация в другой.
Опознаваемость необходима для корректного распространения выборочных данных, то есть исключения "двойного счета". Выполнение этого требования связано с практическими трудностями. Поэтому следует осуществлять специальные процедуры сопоставления.
Работа по проведению обследования состоит из нескольких основных этапов:
1) определение объемов (количества единиц наблюдения) списочной и территориальной выборок;
2) формирование списочной и территориальной основ выборки;
3) формирование выборок из списочной и территориальной основ;
4) сбор, ввод и обработка первичных данных наблюдения;
5) распространение данных выборок из списочной и территориальной основ на генеральную совокупность объектов наблюдения;
6) расчет итоговых комбинированных оценок показателей обследования;
7) отгрузка пообъектных данных наблюдения в комплекс формирования регламентных таблиц, предусмотренных экономическим описанием.
На схеме 2 представлены основные этапы проведения обследования индивидуальных предпринимателей в розничной торговле:
Схема 2
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│                  Организация выборочного обследования                   │
│          индивидуальных предпринимателей в розничной торговле           │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────┐              ┌─────────────────────────────┐
│  1 этап  │              │ Формирование основы выборки │
└──────────┘              └─────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────┐       ┌────────────────────────────────┐
│    Списочной (АС ГС ОФСН)    │       │        Территориальной         │
└──────────────────────┬───────┘       └──────┬─────────────────────────┘
                       │                      │
                       \/                     \/
┌──────────┐       ┌───────────────────────────────┐  ┌─────────────────┐
│          │       │                               │  │   7 - 10% от    │
│          │       │    Формирование выборочной    │  │  общего числа   │
│  2 этап  │       │         совокупности          │  │(устанавливается │
│          │       │                               │  │ на федеральном  │
│          │       │                               │  │     уровне)     │
└──────────┘       └───┬───────────────────────┬───┘  └─────────────────┘
                       │                       │
                       \/                      \/
     ┌───────────────────────────┐   ┌────────────────────────┐
     │      Индивидуальные       │   │    Населенные пункты   │
     │      предприниматели      │   │(из расслоенного по типу│
     │ (систематический отбор из │   │  населенных пунктов и  │
     │  расслоенного по ОКВЭД2 и │   │ численности населения  │
     │ типам предприятий списка  │   │ списка территориальных │
     │       из АС ГС ОФСН       │   │        единиц)         │
     └───────────────────────────┘   └─────────┬──────────────┘
                                               │
                                               \/
    ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐
    │  Объекты торговли, принадлежащие индивидуальным предпринимателям  │
    │    (выборка формируется в каждом отобранном населенном пункте)    │
    └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────┐     ┌────────────────────────────────────────────┐
│  3 этап  │     │           Проведение наблюдения            │
└──────────┘     └───┬────────────┬───────────────────────────┘
                     │            \/
                     │       ┌────────────────────────────────┐
                     │       │Предварительный обход отобранных│
                     │       │опросных участков и формирование│
                     │       │списка    объектов     торговли,│
                     │       │принадлежащих     индивидуальным│
                     │       │предпринимателям                │
                     │       └───────────────────────────┬────┘
                     \/                                  \/
    ┌────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐
    │      По месту регистрации      │ │   Опрос по месту расположения    │
    │индивидуального предпринимателя │ │ объектов торговли, принадлежащих │
    │  (по адресу места жительства)  │ │ индивидуальным предпринимателям  │
    └─────────────────────┬──────────┘ └─────────────┬────────────────────┘
                          \/                         \/
┌─────────┐  ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ 4 этап  │  │ Обработка результатов обследования, расчет итоговых оценок │
│         │  │    показателей обследования по комбинированной выборке     │
└─────────┘  └────────────────────────────────────────────────────────────┘
Общее число индивидуальных предпринимателей розничной торговли, подлежащих обследованию, определяется на федеральном уровне, исходя из отведенного на проведение обследования ресурсного обеспечения.
Фиксированный объем выборки для организации обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, размещается по субъектам Российской Федерации, исходя из распределения численности единиц наблюдения по субъектам и с учетом обеспечения приблизительно одинаковой точности результатов обследования. Ниже приведена формула для определения общего объема выборки по субъектам Российской Федерации: