N п/п | Краткое наименование коррупционного риска | Описание возможной коррупционной схемы | Наименование должностей служащих (работников), которые могут участвовать в реализации коррупционной схемы | Меры по минимизации коррупционных рисков | |
Реализуемые | Предлагаемые | ||||
1. | Закупка товаров, работ и услуг при отсутствии потребности | Формирование необъективной потребности в закупке товаров, работ, услуг в целях проведения мнимой закупки, для получения выгоды должностным лицом Росстата либо поставщиком (исполнителем), с которым должностное лицо Росстата связано имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями | Начальники управлений центрального аппарата Росстата, являющихся инициаторами закупок | Утверждение локального акта, устанавливающего, в том числе порядок обоснования потребности в закупаемых товарах, работах, услугах (приказ Росстата от 30 августа 2023 г. N 417). Подготовка ежегодного обзора недостатков и нарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг выявленных в Росстате (далее - Обзор) | Своевременная актуализация локального акта в соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе. Доведение до сведения должностных лиц Росстата, участвующих в закупках, Обзора. Обеспечение участия государственных гражданских служащих центрального аппарата Росстата, в должностные обязанности которых входит участие в закупках товаров, работ, услуг в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции |
2. | Наличие личной заинтересованности <1> между участниками закупок |
2.1. | Описание объекта закупки в техническом задании дано некорректно или не соответствует действительности, с целью привлечения аффилированного поставщика (исполнителя); наличие избыточного количества сложных для восприятия формулировок может ограничить количество потенциальных участников закупок | Преднамеренное формирование требований к предмету закупки под определенного поставщика (исполнителя) с целью ограничения количества потенциальных участников закупок. Законное снятие с торгов "ненужных" поставщиков (исполнителей). | Государственные гражданские служащие центрального аппарата Росстата, в должностные обязанности которых входит участие в закупках товаров, работ, услуг | Правовая экспертиза как проектов документов, необходимых для осуществления закупок, так и проектов договоров (контрактов, соглашений), заключаемых Росстатом, в том числе на предмет соответствия содержания проекта договора (контракта) требованиям законодательства Российской Федерации. Разработка и ознакомление гражданских служащих с Памяткой по урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Росстата | Мониторинг государственных контрактов с целью выявления информации, которая может содержать признаки наличия у государственных гражданских служащих центрального аппарата Росстата личной заинтересованности |
2.2. | Нарушение оформления документации (например, в ЕИС <1>) с целью привлечения конкретного поставщика (исполнителя) | Составление документации под возможности конкретного поставщика (исполнителя). Определение требований к предмету закупки, обеспечить которые не могут иные поставщики (исполнители) | Государственные гражданские служащие центрального аппарата Росстата, в должностные обязанности которых входит участие в закупках товаров, работ, услуг | Правовая экспертиза как проектов документов, необходимых для осуществления закупок, так и проектов договоров (контрактов, соглашений), заключаемых Росстатом, в том числе на предмет соответствия содержания проекта договора (контракта) требованиям законодательства Российской Федерации | Мониторинг государственных контрактов с целью выявления информации, которая может содержать признаки наличия у государственных гражданских служащих центрального аппарата Росстата личной заинтересованности |
2.3. | Необоснованный выбор одного и того же поставщика (исполнителя) при запросе коммерческих предложений для определения начальной (максимальной) цены контракта закупки | Адаптация НМЦК под цены, установленные определенным поставщиком (исполнителем) с целью создания для него более благоприятных условий | Государственные гражданские служащие центрального аппарата Росстата, в должностные обязанности которых входит участие в закупках товаров, работ, услуг | Разъяснение государственным гражданским служащим центрального аппарата Росстата мер ответственности за нарушение требований антикоррупционного законодательства о непринятии мер по урегулированию конфликта интересов. Разработка и ознакомление гражданских служащих с Памяткой по урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Росстата | Мониторинг государственных контрактов с целью выявления информации, которая может содержать признаки наличия у государственных гражданских служащих центрального аппарата Росстата личной заинтересованности |
2.4. | Выбор поставщика (исполнителя) без учета его недобросовестности при исполнении контрактов, подтвержденной решениями судов и (или) исполнительными документами | В целях получения выгоды привлечение к закупке определенного поставщика (исполнителя), в нарушение требований законодательства | Государственные гражданские служащие центрального аппарата Росстата, в должностные обязанности которых входит участие в закупках товаров, работ, услуг | Правовое содействие контрактной службе Росстата при проверке соответствия участников закупки требованиям, установленным законодательством о контрактной системе, в том числе правомочности участника закупки на заключение контракта | Мониторинг государственных контрактов с целью выявления информации, которая может содержать признаки наличия у государственных гражданских служащих центрального аппарата Росстата личной заинтересованности При заключении Росстатом государственных контрактов в обязательном порядке учитывать нахождение исполнителя в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
2.5. | Заключение договоров гражданско-правового характера с физическими лицами при наличии конфликта интересов <1> | В целях получения выгоды сокрытие должностным лицом Росстата информации о наличии личной заинтересованности с физическим лицом, с которым заключается договор гражданско-правового характера | Государственные гражданские служащие центрального аппарата Росстата, в должностные обязанности которых входит участие в закупках товаров, работ, услуг | Разработка и ознакомление гражданских служащих Росстата с Памяткой по урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Росстата, содержащей в том числе информацию об ответственности за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов | Мониторинг договоров гражданско-правового характера с целью выявления информации, которая может содержать признаки наличия у государственных гражданских служащих центрального аппарата Росстата личной заинтересованности |
2.6. | Сокрытие информации о выявленных нарушениях при исполнении поставщиком (исполнителем) обязательств по контракту, а равно сокрытие информации о недостатках при приемке выполненной поставщиком (исполнителем) работы, услуги | Приемка невыполненных, либо выполненных не в полном объеме товаров, работ, услуг от поставщика (исполнителя), являющегося одной из сторон конфликта интересов | Государственные гражданские служащие центрального аппарата Росстата, в должностные обязанности которых входит участие в закупках товаров, работ, услуг | Приемка поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг коллегиальным органом, утвержденным локальным актом Росстата, в том числе с привлечением в состав приемочной комиссии представителей от управлений - инициаторов закупки | Мониторинг государственных контрактов с целью выявления информации, которая может содержать признаки наличия у государственных гражданских служащих центрального аппарата Росстата личной заинтересованности |
2.7. | Ненаправление/необоснованно длительное направление заказчиком претензий об уплате неустойки при наличии факта неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств по контракту | Преднамеренное бездействие должностных лиц центрального аппарата Росстата в целях неприменения к недобросовестному поставщику (исполнителю), являющемуся одной из сторон конфликта интересов, штрафных санкций | Государственные Гражданские служащие центрального аппарата Росстата, в должностные обязанности которых входит участие в закупках товаров, работ, услуг | Утверждение Правил документооборота и технологии обработки учетной информации при взаимодействии структурных подразделений центрального аппарата, ответственных за осуществление закупок, организацию заключения контрактов, осуществление судебно-административной работы, оформление фактов хозяйственной жизни и предоставление первичных учетных документов для обеспечения ведения бюджетного учета (приказ Росстата от 30 августа 2023 г. N 417) | Проведение разъяснительной работы среди государственных гражданских служащих управлений заказчиков о порядке действий при исполнении контракта в части применения мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком условий контракта. Мониторинг государственных контрактов с целью выявления информации, которая может содержать признаки наличия у государственных гражданских служащих центрального аппарата Росстата личной заинтересованности |
2.8. | Объединение нескольких видов товаров, работ и (или) услуг в одну закупку/дробление нескольких видов товаров, работ и (или) услуг на несколько закупок, если это влечет за собой привлечение аффилированного поставщика (исполнителя) | Адаптация условий закупки под возможности определенного исполнителя, являющегося одной из сторон конфликта интересов. Осуществление закупки в обход отдельных положений законодательства о контрактной системе с целью осуществления закупки в кратчайшие сроки у единственного поставщика, являющегося одной из сторон конфликта интересов | Государственные гражданские служащие центрального аппарата, Росстата, в должностные обязанности которых входит участие в закупках товаров, работ, услуг | Правовая экспертиза как проектов документов, необходимых для осуществления закупок, так и проектов договоров (контрактов, соглашений), заключаемых Росстатом, в том числе на предмет соответствия содержания проекта договора (контракта) требованиям законодательства Российской Федерации | Мониторинг государственных контрактов с целью выявления информации, которая может содержать признаки наличия у государственных гражданских служащих центрального аппарата Росстата личной заинтересованности |
3. | Неправильное формирование начальной (максимальной) цены контракта | Необоснованное завышение (занижение) начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки в целях привлечения поставщика, являющегося одной из сторон конфликта интересов | Государственные гражданские служащие центрального аппарата Росстата, в должностные обязанности которых входит участие в закупках товаров, работ, услуг | Определение начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен с использованием самостоятельного анализа рыночных цен, запросов ценовой информации с учетом критериев идентичности и однородности, указанных в Методических рекомендациях <1>, и последующим сравнением результатов такого анализа и полученных на запросы ответов | Мониторинг государственных контрактов с целью выявления информации, которая может содержать признаки наличия у государственных гражданских служащих центрального аппарата Росстата личной заинтересованности |
N п/п | Наименование меры по минимизации коррупционных рисков | Краткое наименование минимизируемого коррупционного риска | Срок (периодичность) реализации | Ответственный за реализацию служащий (работник) | Планируемый результат |
1. | Подготовка обзора недостатков и нарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг выявленных в Росстате | Закупка товаров, работ и услуг при отсутствии потребности | Ежегодно | Управление правового обеспечения Булдакова М.В. | Минимизация возможности включения закупок в план-график закупок товаров, работ, услуг, которые не соответствуют потребностям Росстата, с целью недопущения избыточного расходования бюджетных средств |
Своевременная актуализация локального акта, устанавливающего, в том числе, порядок обоснования потребности в закупаемых товарах, работах, услугах | Постоянно. После внесений изменений в законодательство Российской Федерации о контрактной системе и иные нормативные правовые акты в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд | Управление делами Кирин А.Ю. | |||
2. | Ротация членов комиссий центрального аппарата Росстата по осуществлению закупок путем проведения открытых конкурентных способов | Личная заинтересованность между участниками закупок | В течение года | Управление делами Кирин А.Ю. | Недопущение работы в составе комиссий заинтересованных лиц |
Приемка поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг с привлечением в состав приемочной комиссии представителей от управлений - инициаторов закупки | Постоянно | Управления центрального аппарата Росстата - инициаторы закупки и функциональные заказчики, в чьих интересах осуществляется закупка | Определение более полного круга должностных лиц, причастных к осуществлению закупки, для осуществления перекрестного анализа профилей участников закупки с целью выявления личной заинтересованности | ||
Проверка государственных контрактов на предмет личной заинтересованности гражданских служащих по критериям, указанным в Методических рекомендациях <1> | Постоянно | Административное управление Уварова Ю.В. | Выявление случаев личной заинтересованности между участниками закупки | ||
Организация добровольного представления служащими, участвующими в осуществлении закупок, декларации о возможной личной заинтересованности по форме, предусмотренной Методическими рекомендациями <2> | Ежегодно | Административное управление Уварова Ю.В. | Получение дополнительной информации, свидетельствующей о возможном возникновении у гражданских служащих личной заинтересованности при осуществлении закупки |
3. | Определение начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен с использованием самостоятельного анализа рыночных цен, запросов ценовой информации с учетом критериев идентичности и однородности, указанных в Методических рекомендациях <1>, и последующим сравнением результатов такого анализа и полученных на запросы ответов | Неправильное формирование начальной (максимальной) цены контракта | Постоянно | Управления центрального аппарата Росстата - заказчики закупок | Недопущение привлечения к закупке аффилированного поставщика (исполнителя) |