ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Росстата от 24.06.2016 N 301 "Об утверждении официальной статистической методологии по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 24 июня 2016 г. N 301
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО СТАТИСТИКЕ
ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ
В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую официальную статистическую методологию по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли.
2. Признать утратившим силу приказ Росстата от 18 апреля 2011 г. N 190 "Об утверждении методологических положений по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли".
Руководитель
А.Е.СУРИНОВ
Приложение
Утверждена
приказом Росстата
от 24.06.2016 N 301
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО СТАТИСТИКЕ
ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ
Введение
Целью настоящей официальной статистической методологии по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли (далее - Методология) является обеспечение формирования в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, официальной статистической информации об объеме оборота оптовой и розничной торговли.
Официальная статистическая информация является неотъемлемой частью системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" показатель "оборот розничной торговли" включен в перечень показателей социально-экономического прогноза развития страны.
С принятием Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 г. N 2733, актуальность официальной статистической информации, позволяющей оценить эффективность мероприятий по его реализации, значительно возросла.
Настоящая Методология включает описание объектов статистического наблюдения, статистического инструментария, основных этапов планирования и распространения итогов выборочного обследования субъектов малого предпринимательства (формирования выборочной совокупности, методов сбора, контроля, редактирования первичных данных, методов распространения данных выборки на генеральную совокупность), алгоритмов формирования основных показателей внутренней торговли.
Настоящий документ является переработанной и дополненной версией Методологических положений по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли, утвержденных приказом Росстата от 18 апреля 2011 г. N 190. Методологические положения актуализированы в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в другие нормативно-правовые акты, введением в статистическую практику с 1 января 2017 г. новой версии Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (далее - ОКВЭД2), утвержденного приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст.
Методология базируется на международных рекомендациях по статистике розничной и оптовой торговли (МРСРОТ 2008 года) с учетом требований российского законодательства:
- Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон о статистике);
- Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле).
В соответствии с Законом о статистике под официальной статистической информацией понимается сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.
Официальная статистическая информация формируется в процессе осуществления официального статистического учета <1> - деятельности, направленной на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений.
Федеральное статистическое наблюдение <1> представляет собой сбор первичных статистических и административных данных, осуществляемый субъектами официального статистического учета <1> - федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации (Банком России), осуществляющими формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Первичными статистическими данными <1> является документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (статья 2).
Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа и субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить ее конфиденциальность. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
Субъекты официального статистического учета не вправе предоставлять федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим, должностным лицам, другим физическим и юридическим лицам первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, для использования этих данных в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях, а они в свою очередь не вправе требовать предоставление первичных статистических данных от субъектов официального статистического учета <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (статья 9).
Настоящая Методология предназначена для использования в статистической практике при формировании обобщающих показателей статистики внутренней торговли (оборота розничной (оптовой) торговли и индекса физического объема оборота розничной (оптовой) торговли) территориальными органами государственной статистики.
I. Общие положения
В настоящей Методологии используются основные понятия и определения, приведенные в Законе о торговле <1>:
торговая деятельность <1> - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;
оптовая торговля <1> - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
розничная торговля <1> - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (статья 2).
Определения и порядок формирования обобщающих (стоимостных) показателей статистики оптовой (розничной) торговли разработаны также с учетом содержания видов деятельности "оптовая торговля" и "розничная торговля" в ОКВЭД2.
Примечание. В ОКВЭД2 указанные виды деятельности определяются следующим образом:
Оптовая торговля - это перепродажа (без преобразования) новых или бывших в употреблении товаров розничным продавцам, продажа юридическим лицам, таким как производственные, коммерческие, институционные или профессиональные пользователи, либо перепродажа другим оптовым торговцам, либо привлечение агентов или брокеров для покупки или продажи товаров;
Розничная торговля - перепродажа (продажа без преобразования) новых и бывших в употреблении товаров для личного или бытового употребления, или использования магазинами, универмагами, палатками, предприятиями почтовой торговли, лицами, осуществляющими доставку товаров на условиях от двери до двери, торговцами, потребительскими кооперативами и т.д.
Под продажей без преобразования принято понимать стандартные действия (операции), связанные с торговлей, такие как сортировка, классификация, упорядочивание товаров, смешивание (перемешивание) товаров (например, песка), розлив в бутылки (с предшествующим мытьем или без предшествующего мытья бутылок), упаковка, разделение оптовых партий, переупаковка в более мелкие партии для распространения, хранение (охлажденной или замороженной продукции).
Определения показателей статистики торговли базируются на определениях, используемых в Гражданском кодексе Российской Федерации и Налоговом кодексе Российской Федерации, нормативно-правовых актах по бухгалтерскому и налоговому учетам.
Показателем, используемым для целей статистического наблюдения за состоянием оптовой (розничной) торговли, является оборот оптовой (розничной) торговли, в общем виде представляющий собой выручку от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Примечание. В целях настоящих методологических положений понятия "реализация", "выручка от реализации" используются в соответствии с их определениями, приведенными в действующих налоговых и бухгалтерских нормативно-правовых актах.
Под реализацией товаров (работ, услуг) организацией, индивидуальным предпринимателем понимается в соответствии с пунктом 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Доходом от реализации признается в соответствии с пунктом 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) в целях статистического наблюдения устанавливается по методу начисления, т.е. датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг) независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату (пункт 3 ст. 271, НК РФ). При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) комитентом (принципалом) датой получения дохода признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества, указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).
Отнесение выручки от реализации товаров (услуг) к обороту оптовой или розничной торговли при заполнении форм федерального статистического наблюдения осуществляется в соответствии с требованиями, установленными к порядку оформления операций по реализации товаров (работ, услуг).
Примечание. Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 169, гл. 21), установлено, что налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемых налогом, обязаны составлять счета-фактуры и вести журналы учета счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж. Каждая отгрузка товара (выполнение работы, оказание услуги) оформляется составлением счета-фактуры и регистрацией ее в книге продаж и в книге покупок. При реализации товаров за наличный расчет непосредственно населению обязательным является выдача покупателю кассового чека (счета) или иного документа установленной формы.
Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении определенных видов деятельности (пункт 3 ст. 2). Например, при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, выставочных комплексах, в киосках мороженым, безалкогольными напитками, разносной мелкорозничной торговли.
Таким образом, одним из основных признаков операции, относимой к обороту оптовой торговли, является наличие выставленного счета-фактуры на отгруженный товар, к обороту розничной торговли - кассового чека (счета) или иного заменяющего чек документа.
Оборот оптовой (розничной) торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета. Суммарные данные оборота розничной (оптовой) торговли за отчетный период аккумулируются по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка".
II. Методологические основы организации
федерального статистического наблюдения за оборотом оптовой
(розничной) торговли
2.1. Правовая основа организации
федерального статистического наблюдения за оборотом оптовой
(розничной) торговли
Система федерального статистического наблюдения за внутренней торговлей является одной из наиболее разветвленных по разнообразию обследуемых хозяйствующих субъектов и методов статистического наблюдения за ними.
Организация федерального статистического наблюдения за хозяйствующими субъектами торговли и порядок формирования результатов их деятельности осуществляются с учетом требований и положений федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие условиям:
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов (ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства);
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие следующим требованиям (подпункты "в" - "д" пункта 1 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона):
- деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
- хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";
- учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;
б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" с 1 августа 2016 г. предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год не должны превышать для микропредприятий - 120 млн. рублей, малых предприятий - 800 млн. рублей; средних предприятий - 2 млрд. рублей.
Категории субъектов малого или среднего предпринимательства торговли, представленная на схеме 1, определяется в соответствии с наибольшим по значению из условий, указанных в вышеприведенных пунктах 2 и 3:
Схема 1.
              ┌────────────────────────────────────────────┐
              │   Категории субъектов малого и среднего    │
              │            предпринимательства             │
              └───────────────┬────────────┬───────────────┘
                   ┌──────────┘            └───────────┐
                   │                                   │
                   \/                                  \/
┌──────────────────────────────────┐   ┌──────────────────────────────────┐
│        Средние предприятия       │   │         Малые предприятия        │
│    среднесписочная численность   │   │    среднесписочная численность   │
│работников 101 - 250 человек и/или│   │ работников до 100 человек и/или  │
│ объем годового дохода свыше 800  │   │   объем годового дохода до 800   │
│      млн. руб до 2 млрд. руб     │   │             млн. руб             │
│ (в Статрегистре Росстата тип 3)  │   │ (в Статрегистре Росстата тип 1)  │
└──────────────────────────────────┘   └────────────────┬─────────────────┘
                                                        │
                                                        \/
                                      ┌───────────────────────────────────┐
                                      │      из них микропредприятия      │
                                      │    среднесписочная численность    │
                                      │ работников до 15 человек и объем  │
                                      │годового дохода менее 120 млн. руб │
                                      │  (в Статрегистре Росстата тип 4)  │
                                      └───────────────────────────────────┘
К субъектам малого и среднего предпринимательства, наравне с коммерческими организациями, относятся предприятия потребительской кооперации.
Схема 2.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│         Субъекты малого и среднего предпринимательства торговли         │
│       в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ       │
│"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"│
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
             /\                        /\                      /\
             │                         │                       │
  ┌──────────┴───────────┐     ┌───────┴────────┐     ┌────────┴───────┐
  │     Коммерческие     │     │Потребительские │     │                │
  │      организации     │     │  кооперативы   │     │ Индивидуальные │
  │(кроме государственных│     │  (организации  │     │предприниматели │
  │    и муниципальных   │     │потребительской │     │                │
  │унитарных предприятий)│     │   кооперации)  │     │                │
  └──────────────────────┘     └────────────────┘     └────────────────┘
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Внесение изменений в реестр осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений за предшествующий календарный год о среднесписочной численности работников, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства служит источником актуализации Статистического регистра Росстата, который является основой организации федеральных статистических наблюдений, включая экономические переписи, на территории Российской Федерации. Функционирование Статрегистра определено Положением о Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики, утвержденным приказом Федеральной службы государственной статистики от 5 августа 2005 г. N 122.
Статистическое наблюдение за субъектами малого и среднего предпринимательства торговли организуется с учетом требований статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Установлено, что обследования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются на основе представительной (репрезентативной) выборки, и проводятся путем:
а) ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий;
б) ежегодных обследований деятельности микропредприятий.
Перечни субъектов указанных статистических наблюдений формируются на основе сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 79 "О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства". Установлено, что выборочные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем сочетания обследований основных экономических показателей их деятельности по унифицированным формам федерального статистического наблюдения и обследований отраслевых особенностей деятельности по соответствующим специализированным формам федерального статистического наблюдения.
2.2. Информационная основа формирования показателей "оборот
розничной торговли" и "оборот оптовой торговли"
Информационной основой формирования показателей "оборот розничной торговли" и "оборот оптовой торговли" являются унифицированные формы отчетности, по которым представляют сведения организации всех видов деятельности, и специализированные формы статистического наблюдения, сведения по которым представляют только торговые организации.
ПЕРЕЧЕНЬ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ <1>, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ (ОПТОВОЙ) ТОРГОВЛИ
N п/п
Формы федерального статистического наблюдения
индекс
периодичность
Наименование
1
П-1
месячная
Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг
2
П-5(м)
квартальная
Основные сведения о деятельности организации
3
ПМ
квартальная
Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия
4
МП(микро) <2>
годовая
Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия
5
1-ИП <2>
годовая
Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя
--------------------------------
<1> формы федерального статистического наблюдения утверждаются приказами Росстата и находятся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.gks.ru/);
<2> кроме периодов проведения сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Объемы по показателям "оборот оптовой торговли" и "оборот розничной торговли" формируются как сумма соответствующих сведений по организациям, не относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и субъектам малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) всех видов деятельности, т.е. применяется функциональный принцип сбора данных.
С учетом действующего российского законодательства основной принцип сбора статистической отчетности - на сплошной основе от организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и выборочным методом - от субъектов малого и среднего предпринимательства с последующим распространением собранных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения с применением методов математической статистики.
Интегрирующей основой при сборе статистической отчетности является Статистический регистр хозяйствующих субъектов (Статрегистр Росстата).
Статрегистр Росстата является основой учета и идентификации хозяйствующих субъектов, а также основой для формирования обследуемой совокупности при организации выборочных обследований.
Респондентами федерального статистического наблюдения за розничной торговлей являются юридические лица, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и граждане, осуществляющие продажу товаров населению на розничных рынках и ярмарках.
Респондентами федерального статистического наблюдения за оптовой торговлей являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
ПЕРЕЧЕНЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ СВЕДЕНИЯ
ОБ ОБЪЕМЕ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ (ОПТОВОЙ) ТОРГОВЛИ
Категория хозяйствующего субъекта <1>
Периодичность предоставления и индекс форм федерального статистического наблюдения
Метод федерального статистического наблюдения
Примечание
Организации, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства (без организаций, средняя численность работников которых не превышает 15 человек)
Месячная
ф. N П-1
Сплошное наблюдение
По организациям всех видов экономической деятельности
Годовая,
ф. N 1-торг
Сплошное наблюдение
По организациям с основным видом деятельности "оптовая торговля" или "розничная торговля", т.е. 46 и 47 классов по ОКВЭД 2
Организации со средней численностью работников до 15 человек, не являющиеся субъектами малого предпринимательства
Квартальная,
ф. N П-5(м)
Сплошное наблюдение
По организациям всех видов экономической деятельности
Средние предприятия
Месячная,
ф. N П-1
Выборочное наблюдение, вес 1
По организациям всех видов экономической деятельности
Годовая,
ф. N 1-торг
По организациям с основным видом деятельности "оптовая торговля" или "розничная торговля"
Малые предприятия (без микропредприятий)
Месячная,
ф. N ПМ-торг
Выборочное обследование
Выборка осуществляется из числа организаций с основным видом деятельности "оптовая торговля"
Квартальная,
ф. N 3-ТОРГ (ПМ)
Выборка осуществляется из числа организаций с основным видом деятельности "розничная торговля" (включая розничную торговлю автотранспортными средствами)
Квартальная,
ф. N ПМ
Выборка осуществляется из числа организаций всех видов экономической деятельности. Сформированные показатели используются для расчета объема оборота розничной (оптовой) торговли организаций, для которых розничная (оптовая) торговля не является основным видом деятельности
Микропредприятия
Годовая,
ф. N МП-микро <2>
Выборочное обследование
По организациям всех видов экономической деятельности
Индивидуальные предприниматели
Годовая,
ф. N 1-ИП <2>
Выборочное обследование
По индивидуальным предпринимателям всех видов экономической деятельности, кроме осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, розничную торговлю.
Используется показатель "выручка от реализации товаров (работ, услуг)" по основному виду деятельности
Годовая,
ф. N 1-ИП (торговля) <2>
По индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю.
--------------------------------
<1> приведенные категории респондентов установлены в адресной части форм федерального статистического наблюдения;
<2> кроме периодов проведения сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
При проведении федерального статистического наблюдения в отношении юридических лиц обеспечивается получение данных по следующим единицам статистического наблюдения:
- юридическое лицо, которым в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 48) признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации;
- обособленное подразделение юридического лица, которым в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 11) признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
2.3. Основные этапы планирования проведения
и формирования итогов выборочного обследования по малым
предприятиям торговли
Перечни (каталоги) объектов статистического наблюдения по формам статистической отчетности в сфере внутренней торговли формируются на федеральном уровне и предоставляются территориальным органам Росстата в автоматизированном режиме путем выгрузки из Автоматизированной системы ведения генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения (АС ГС ОФСН). Алгоритмы формирования перечней (каталогов) объектов статистического наблюдения разрабатываются специалистами Управления статистики торговли и услуг Росстата, осуществляющими методологическое сопровождение выборочного обследования малых предприятий торговли, их изменение осуществляется только на федеральном уровне программно-технологическими средствами АС ГС ОФСН.
Выборочные совокупности формируются средствами программного обеспечения 1 раз в год.
Формирование перечней (каталогов) объектов статистического наблюдения для сбора сведений по формам федерального статистического наблюдения осуществляется с использованием общероссийских классификаторов (видов экономической деятельности, продукции по видам экономической деятельности, объектов административно-территориального деления, муниципальных образований).
2.3.1. Формирование перечней объектов выборочного
статистического наблюдения
Для формирования выборочной совокупности создается основа выборки (каталог). В основу выборки средствами АС ГС ОФСН по заданным критериям выгружаются предприятия розничной и оптовой торговли, относящиеся к кругу малых предприятий без микропредприятий. При этом исключаются организации, не представлявшие отчетность два года подряд (кроме предприятий, которые перешли на упрощенную систему учета и отчетности).
Перед планированием и формированием списка выборки созданная базовая совокупность разделяется на три массива в целях обеспечения большей надежности получаемых результатов обследования.
В первый массив включаются малые предприятия, которые обследуются в сплошном режиме.
В этот круг включаются организации с наибольшим объемом выручки и имеющие данные о средней численности работников. Для их отбора программными средствами предусматривается ранжирование списка предприятий базовой совокупности в каждой из трех группировок на уровне двухзначных кодов ОКВЭД2 (первая - предприятия с кодами ОКВЭД2, входящими в класс 45, вторая - в класс 46, третья - в класс 47) по показателю "Выручка".
Предприятия могут быть отнесены к первому массиву и по итогам сбора отчетности.
В первый массив рекомендуется также включать предприятия, являющиеся единственными или основными представителями малого предпринимательства по тому или иному виду экономической деятельности, предприятия, образованные в текущем году. Для обследования розничной торговли дополнительно в первый массив включаются организации потребительской кооперации, предприятия, отнесенные к розничным торговым сетям и предприятия, осуществляющие Интернет-торговлю. Рекомендуется относить в первый массив не более 15 - 20% общего числа предприятий базовой совокупности.
Второй массив включает малые предприятия, по которым в базе данных генеральной совокупности (БД ГС) есть данные о средней численности работников и значение по показателю "выручка" не превышает заданной величины.
Третий массив включает все остальные предприятия оптовой и розничной торговли. Предполагается, что в третий массив попадают предприятия, которые не сдавали отчетность по следующим причинам: зарегистрировались в предыдущем году, приостановили деятельность.
2.3.2. Формирование выборочной совокупности
Выборочная совокупность представляет собой объединение всех единиц наблюдения, включенных в первый массив, и независимых расслоенных случайных выборок из второго и третьего массивов.
Список единиц второго массива на региональном уровне расслаивается по кодам ОКВЭД2 на уровне 3 знаков для оптовой торговли и 4 знаков для розничной торговли. Для расслоения по показателю выручки используется алгоритм, основанный на правиле Экмана. Согласно ему для достижения минимальной дисперсии оценки показателя границы слоев нужно выбирать такими, чтобы наилучшим образом выполнялось следующее приближенное равенство: