ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Росстата от 24.08.2012 N 465 "Об утверждении методологических положений о проведении статистических туристских обследований"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 24 августа 2012 г. N 465
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ
О ПРОВЕДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ТУРИСТСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ
В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, приказываю:
утвердить методологические положения о проведении статистических туристских обследований.
Временно исполняющий обязанности
руководителя Федеральной службы
государственной статистики
М.А.ДИАНОВ
Утверждены
Приказом Росстата
от 24.08.2012 N 465
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ТУРИСТСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ
Статистические туристские обследования являются одним из методов и источников получения комплексной информации о развитии туризма. Они представляют ценность как средство получения информации, которая не может быть получена из других источников.
Туристские обследования предоставляют актуальные данные о туристских потоках, продолжительности и целях туристских поездок, расходах туристов, использовании туристских ресурсов, развитии туристской инфраструктуры. Информация, полученная в ходе обследований, является составной частью информационной базы расчетов туристских расходов и туристского потребления, данные о которых могут быть использованы при построении вспомогательного счета туризма.
В целях создания статистики туризма, соответствующей международным стандартам, Росстатом разработаны методологические положения о проведении следующих статистических туристских обследований:
обследование постояльцев коллективных средств размещения,
обследование посетителей туристских объектов,
пограничное обследование иностранных туристов.
В соответствии с Международными рекомендациями по статистике туризма 2008 года необходимо использовать следующие определения:
Обычная среда местонахождения - место постоянного проживания, работы и учебы лица, а также места регулярного посещения (торговые центры, места проживания родственников, друзей и знакомых, лечебные заведения, культовые учреждения и т.п.).
Туристская поездка - поездка лица к основному пункту назначения, находящегося за пределами его (ее) обычной среды местонахождения, с любой основной целью (деловая поездка, отдых или иная личная цель), кроме работы по найму у работодателя-резидента в месте посещения.
Турист - лицо, совершающее не менее одной ночевки в месте посещения в ходе осуществления туристской поездки.
Экскурсант (однодневный посетитель) - лицо, не совершающее ночевки в месте посещения в ходе осуществления туристской поездки.
Внутренний турист (экскурсант) - лицо, осуществляющее туристскую поездку в пределах территории страны постоянного проживания.
Въездной турист (экскурсант) - лицо, осуществляющее туристскую поездку вне пределов территории страны постоянного проживания.
Посетители туристских объектов, не относящиеся к категориям "туристов" и "экскурсантов", согласно Международным рекомендациям по статистике туризма, образуют остаточную категорию местных резидентов.
Страна постоянного проживания - страна, где находится основное (постоянное) жилье лица (домашнего хозяйства) и где лицо и/или члены домашнего хозяйства проводят большую часть своего времени. Страна постоянного проживания лица не зависит от его/ее гражданства.
Резидент - лицо, находящееся в стране постоянного проживания, где находится его/ее основной центр экономических интересов.
Нерезидент - лицо, находящееся вне страны постоянного проживания на срок не более 12 месяцев.
Основной пункт назначения - страна/регион, ради посещения которой/которого совершается въездная поездка.
Въездная поездка - поездка нерезидента к основному пункту назначения, находящегося вне пределов территории страны постоянного проживания, с любой основной целью на срок не более 12 месяцев.
Посетитель-нерезидент - нерезидент, совершивший въездную поездку.
Въездная туристская поездка - поездка посетителя-нерезидента к основному пункту назначения, находящегося вне пределов территории страны постоянного проживания, с любой основной целью кроме работы по найму у работодателя-резидента в стране посещения. Помимо перемещений трудовых мигрантов из числа въездных туристских поездок исключаются поездки военного и обслуживающего персонала, представителей дипломатических миссий.
Иностранный турист - посетитель-нерезидент, совершающий не менее одной ночевки в стране посещения в ходе осуществления въездной туристской поездки.
Иностранный экскурсант (однодневный посетитель) - посетитель-нерезидент, не совершающий ночевки в стране посещения в ходе осуществления въездной туристской поездки.
Цель туристской поездки (основная). Основная цель туристской поездки определяется как цель, без которой такая поездка не была бы осуществлена.
Классификация целей туристских поездок.
1) личные:
досуг, рекреация, отдых;
образование и профессиональная подготовка;
лечебные и оздоровительные процедуры;
религиозные/паломнические;
прочие (посещение родственников, друзей, шопинг);
2) служебные деловые и профессиональные;
3) транзитные поездки.
Расходы на туризм - затраты туристов на потребительские товары, услуги и ценности, приобретаемые для и в ходе осуществления туристских поездок, как для собственных нужд, так и для безвозмездной передачи. Помимо расходов самих туристов к ним относятся также расходы, которые оплачиваются или возмещаются третьими лицами.
Расходы на въездной туризм - затраты иностранных туристов на потребительские товары, услуги и ценности, приобретаемые ими на внутреннем рынке страны посещения в ходе осуществления туристских поездок, а также расходы иностранных туристов на приобретение пакетных туров в части услуг, предоставляемых в стране посещения.
Классификация туристских расходов производится на основе списка характерных туристских продуктов, разработанного Статистической комиссией ООН и ЮНВТО.
I. Обследование постояльцев коллективных средств размещения
1.1. Цель обследования
Целью проведения обследования является определение количественных характеристик величины расходов постояльцев коллективных средств размещения, а также структурных характеристик совокупности постояльцев коллективных средств размещения на территории Российской Федерации.
Единицами обследования выступают постояльцы коллективных средств размещения, опрошенные в пределах выделенных учетных участков на территории Российской Федерации.
Полученные данные могут быть использованы для оценки объемных и структурных характеристик спроса российских и иностранных туристов (экскурсантов) на услуги и товары на внутреннем рынке России.
В связи с выраженной сезонностью внутреннего и въездного туризма в пределах территории Российской Федерации единовременное обследование рекомендуется проводить ежеквартально. При этом в рамках каждого квартала опрос следует проводить по единым выборочным квотам, как в отношении численности обследуемых постояльцев коллективных средств размещения, так и в отношении числа выделенных учетных участков - коллективных средств размещения.
Промежуточные результаты обследования разрабатываются ежеквартально, а итоговые данные разрабатываются за год в целом.
1.2. План выборки
Охват: все постояльцы коллективных средств размещения на территории Российской Федерации в течение календарного года.
Объем выборки: фактические объемы выборки постояльцев коллективных средств размещения и число учетных участков определяются исходя из объемов финансовых средств, выделяемых на проведение обследования.
Составление выборки: для формирования выборочной совокупности постояльцев коллективных средств размещения рекомендуется использовать двухступенчатую выборку, которая обеспечивает в пределах заданной степени точности ее репрезентативность.
Единицей отбора на первой ступени является учетный участок - коллективное средство размещения.
Единицей отбора на второй ступени является постоялец коллективного средства размещения, опрашиваемый на отобранном учетном участке. Отбор постояльцев осуществляется методом системного отбора.
1.3. Объем выборки
Объем выборки определяется в зависимости от заданной точности по показателю - доля респондентов - постояльцев коллективных средств размещения.
Ввиду того, что предлагаемое обследование будет носить форму единовременного однодневного опроса, необходимо определить численность опрашиваемых постояльцев коллективных средств размещения в расчете на один день. Следовательно, объем генеральной совокупности рассчитывается путем деления общего числа размещенных в коллективных средствах размещения на число дней в году.
Величина предельной численности опрашиваемых на учетном участке за день определяется с учетом возможностей интервьюера:
среднее время проведения одного интервью на учетном участке: 10 минут;
среднее число опрашиваемых за один час - 5 человек;
среднее время проведения опроса на учетном участке - 8 часов.
При определении количества учетных участков расчет необходимо производить из предпосылки работы одного интервьюера на участке.
1.4. Разработка итогов обследования
1.4.1. Редактирование первичных данных
В целях устранения и исправления возможных ошибок, допущенных интервьюером при проведении опроса, а также исправления ответов респондентов, не соответствующих действительности, рекомендуется проводить проверку валидности сведений, содержащихся в опросных листах. Дополнительным методом проверки качества полученных первичных данных может стать построение таблиц сопряженности (особенно при проверке ответов о стоимости проживания в коллективном средстве размещения и величине транспортных расходов).
Для ввода пропущенных значений в опросных листах рекомендуется использовать программный комплекс, позволяющий заполнять имеющиеся пропуски на основе данных значений, полученных при обработке валидных интервью.
1.4.2. Распространение на генеральную совокупность
В целях распространения на генеральную совокупность полученных данных следует провести взвешивание итогов обследования. Обследование предполагается проводить ежеквартально.
Итоги обследования разрабатываются в целом по Российской Федерации ежегодно после получения официальной статистической информации по соответствующим формам федерального статистического наблюдения (Приложение N 3 к форме N П-1 "Сведения об объеме платных услуг населению по видам", форма 1-КСР "Сведения о деятельности коллективного средства размещения").
В связи с тем, что основной целью обследования является получение данных об объемных и структурных характеристиках затрат постояльцев коллективных средств размещения, необходимо использовать классификацию, которая используется для представления данных по расходам на оплату потребительских товаров и услуг. Она представлена Классификатором индивидуального потребления по целям (КИПЦ).
В обследовании предлагается использовать высший уровень классификации КИПЦ на уровне следующих разделов, характеризующих основные направления потребления постояльцев КСР, а именно:
1. Продукты питания и безалкогольные напитки.
2. Алкогольные напитки и табачные изделия.
3. Одежда и обувь.
6. Здравоохранение.
7. Транспорт.
8. Связь.
9. Организация отдыха и культурные мероприятия.
11. Гостиницы, кафе и рестораны.
12. Другие товары и услуги.
Также в ходе анализа результатов обследования необходимо использовать список характерных туристских продуктов. В состав последних согласно Международной классификации основных продуктов (КОП) входят:
1. Услуги временного проживания.
2. Услуги предприятий общественного питания.
3. Услуги пассажирского транспорта.
4. Услуги турагентств, туроператоров и гидов.
6. Услуги в области культурного досуга.
7. Услуги по организации отдыха, развлечений и спорта.
8. Прочие услуги, включая страховые.
В состав основных разрабатываемых абсолютных показателей включаются следующие показатели:
1) годовой объем потребительских расходов постояльцев КСР на внутреннем рынке Российской Федерации в целом и в разбивке по разделам КИПЦ;
2) годовой объем потребительских расходов туристов-постояльцев КСР на внутреннем рынке Российской Федерации в целом и в разбивке по разделам КОП;
3) годовой объем потребительских расходов постояльцев КСР на внутреннем рынке Российской Федерации в разрезе следующих целей пребывания:
отпуск, досуг, отдых;
посещение друзей и родственников;
прочие личные цели (образование, лечебные и оздоровительные процедуры, паломничество и т.п.);
деловые и профессиональные;
4) годовой объем потребительских расходов постояльцев коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации в разрезе категорийности коллективных средств размещения;
5) годовой объем потребительских расходов постояльцев коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации в разрезе категорийности номеров;
6) годовой объем потребительских расходов постояльцев коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации в разрезе гражданства размещенных лиц;
7) годовой объем затрат постояльцев коллективных средств размещения на оплату услуг российских перевозчиков;
В состав основных разрабатываемых относительных показателей включаются следующие показатели:
8) средние потребительские расходы постояльца коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации;
9) суточные потребительские расходы постояльца коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации;
10) суточные потребительские расходы постояльца коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации в разрезе продолжительности пребывания;
11) средние потребительские расходы постояльца коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации в разрезе вида транспорта, использованного для прибытия в Россию;
12) структура потребительских расходов постояльцев коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации по разделам КИПЦ в разрезе:
целей пребывания;
продолжительности пребывания;
гражданства постояльцев;
13) структура потребительских расходов постояльцев коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации по разделам КОП в разрезе:
целей пребывания;
продолжительности пребывания;
гражданства постояльцев;
14) распределение оценок постояльцев качества оказанных им услуг в коллективных средствах размещения.
Первым шагом на пути распространения итогов обследования на генеральную совокупность является учет фактора сезонности численности постояльцев коллективных средств размещения на территории различных субъектов Российской Федерации. Для учета фактора сезонности необходимо использовать замещающую переменную. В качестве замещающей переменной рекомендуется использовать величину объема услуг коллективных средств размещения, оказываемых населению на территории Российской Федерации.
Коэффициент сезонности (