ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Росстата от 30.06.2022 N 479 "Об утверждении официальной статистической методологии "Методические указания по расчету объема и индекса физического объема природоохранных расходов"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 30 июня 2022 г. N 479
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
"МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ ОБЪЕМА И ИНДЕКСА
ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ПРИРОДООХРАННЫХ РАСХОДОВ"
В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую официальную статистическую методологию "Методические указания по расчету объема и индекса физического объема природоохранных расходов" и ввести ее в действие с итогов за 2021 год.
2. Признать утратившим силу приказ Росстата от 21 ноября 2018 г. N 682 "Об утверждении Методических указаний по расчету индекса физического объема природоохранных расходов".
Руководитель
С.С.ГАЛКИН
Утверждены
приказом Росстата
от 30.06.2022 N 479
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
"МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ ОБЪЕМА И ИНДЕКСА
ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ПРИРОДООХРАННЫХ РАСХОДОВ"
1. Настоящая Официальная статистическая методология (далее - Методические указания) содержит описание порядка проведения годовых расчетов объема и индекса физического объема природоохранных расходов по секторам, видам расходов и направлениям природоохранной деятельности.
I. Общие положения
2. Объем <1> природоохранных расходов <2> включает сумму расходов предприятий (организаций, учреждений), индивидуальных предпринимателей, государства (бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), имеющих целевое природоохранное назначение (сбор, очистка, уменьшение, предотвращение или устранение загрязняющих веществ, загрязнения как такового или любых других видов и элементов деградации окружающей среды, которые, в свою очередь, являются следствием предпринимательской активности), осуществляемых за счет всех источников финансирования.
--------------------------------
<1> Значение всех понятий и определений приведено исключительно в целях использования в настоящих Методических указаниях.
<2> Приведенное определение соответствует рекомендациям: "Статистика затрат на охрану окружающей среды: отраслевые рекомендации по организации получения данных", Европейская комиссия, Евростат, 2005.
В общий объем природоохранных расходов включаются инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, а также текущие расходы на охрану окружающей среды.
В составе природоохранных расходов не учитываются:
затраты на мероприятия, дающие положительный природоохранный эффект, но реализованные вне рамок и задач охраны окружающей среды, осуществляемые главным образом в целях удешевления используемых видов топлива, сырья, материалов, общего снижения издержек производства или оказания соответствующих услуг, повышения качества выпускаемой продукции, получения попутной продукции, производства экологической продукции, охраны здоровья, улучшения условий труда, повышения техники безопасности;
затраты на использование природных ресурсов (например, водоснабжение);
расчетные финансовые показатели, такие как амортизационные отчисления и стоимость основного капитала;
платежи за негативное воздействие, за использование природных ресурсов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, возмещение ущерба окружающей природной среде, компенсации, полученные от третьих сторон, поскольку они не имеют прямого отношения к природоохранной деятельности.
3. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов включают инвестиции в основной капитал, направленные на природоохранные мероприятия, осуществляемые за счет всех источников финансирования как в составе вновь строящихся предприятий, так и на действующих предприятиях. К ним относятся затраты на строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, бухгалтерский учет которых осуществляется в порядке, установленном для учета вложений во внеоборотные активы. Инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.
4. Текущие расходы на охрану окружающей среды включают затраты по содержанию основных фондов природоохранного назначения; на мероприятия по сохранению и восстановлению качества природной среды, нарушенной в результате производственной деятельности; на мероприятия по снижению вредного воздействия производственной деятельности на окружающую среду; по обращению с отходами производства и потребления; на организацию контроля за выбросами (сбросами), отходами производства и потребления в окружающую среду и за качественным состоянием компонентов природной среды; на работы по экологическому образованию кадров; расходы на содержание особо охраняемых природных территорий; работы по охране и воспроизводству животного мира; затраты на НИОКР в части, касающейся природоохранной деятельности; расходы на образование в области охраны окружающей среды; расходы на государственное управление природоохранной деятельностью.
5. Выручка (поступления) от продажи побочной продукции представляет собой суммарный объем продаж (совокупную стоимость реализации) побочных продуктов, полученных (произведенных) предприятием (организацией), индивидуальным предпринимателем в ходе природоохранных мероприятий. Доходы могут выражаться через суммарное уменьшение издержек (снижение себестоимости производства), если побочная продукция используется на том же предприятии, где она была получена. Энергосбережение или экономия сырьевых ресурсов за счет использования более совершенной технологии, как и другие выгоды при реализации природоохранных мероприятий не включаются в выручку (поступления) от продажи побочной продукции.
6. Индекс физического объема природоохранных расходов - относительный показатель, характеризующий изменение (увеличение, уменьшение) объема природоохранных расходов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.
7. Объем природоохранных расходов устанавливается на основании сведений форм федерального статистического наблюдения, административных данных Федерального агентства лесного хозяйства, отчетности Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
8. Источниками информации для расчета объема и индекса физического объема природоохранных расходов являются:
а) формы федерального статистического наблюдения:
N 18-КС "Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов";
N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды";
N 2-ТП (охота) "Сведения об охоте и охотничьем хозяйстве";
N 1-ООПТ "Сведения об особо охраняемых природных территориях";
N 1-ЛХ "Сведения о воспроизводстве лесов и лесоразведении";
N 12-ЛХ "Сведения о защите лесов";
N 1-РЛХ (Чернобыль) "Сведения о лесовосстановлении и лесоразведении на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению";
N 5-ОС "Сведения об искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов";
N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок";
N СПО-1 "Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования";
N ВПО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры";
N 1-потребительские цены "Бланк регистрации потребительских цен и тарифов на товары и услуги";
N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников";
N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников";
N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия";
N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия";
N 1-цены производителей "Сведения о ценах производителей промышленных товаров (услуг)".
б) административные данные Федерального агентства лесного хозяйства: форма N 1-субвенции "Отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого является субвенция", форма N 15-ОИП "Отчет о расходах субъекта Российской Федерации на реализацию переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений".
в) отчетность Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
9. При разработке информации для расчета объема природоохранных расходов используются:
а) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2);
б) Классификатор направлений природоохранной деятельности (CEPA 2000; разработан Евростатом, ЕЭК ООН и ОЭСР);
в) Классификация экономических единиц по секторам <1>;
--------------------------------
<1> "Статистика затрат на охрану окружающей среды: отраслевые рекомендации по организации получения данных", Европейская комиссия, Евростат, 2005.
г) Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2013 г. N 30861);
д) Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г. N 30163).
II. Формирование объема природоохранных расходов
в фактических ценах
10. Формирование объема природоохранных расходов в фактических ценах осуществляется по: видам расходов; секторам; направлениям природоохранной деятельности.
11. Природоохранные расходы группируются по видам расходов: инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; текущие расходы на охрану окружающей среды.
12. В состав инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов входят инвестиции, направленные на:
а) охрану атмосферного воздуха;
б) охрану и рациональное использование водных ресурсов;
в) охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления (обращение с отходами);
г) охрану и рациональное использование земель;
д) охрану недр и рациональное использование минеральных ресурсов;
е) охрану и рациональное использование лесных ресурсов;
ж) охрану и воспроизводство рыбных запасов;
з) организацию заповедников и других природоохранных территорий;
и) охрану и воспроизводство диких зверей и птиц;
к) антишумовые и антивибрационные мероприятия (установки) по защите от шума и вибрации;
л) мероприятия по снижению шумового и вибрационного воздействия непосредственно от источников шума и вибрации. Алгоритмы расчета приведены в разделе I таблиц 1 и 4 к Методическим указаниям по расчету объема и индекса физического объема природоохранных расходов (далее - приложение).
13. В состав текущих расходов на охрану окружающей среды включают:
а) текущие (эксплуатационные) затраты, связанные с охраной окружающей среды;
б) затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения;
в) текущие затраты на сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания, учет численности охотничьих ресурсов;
г) затраты на содержание особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения;
д) затраты на воспроизводство лесов и лесоразведение;
е) затраты на выполнение мероприятий по защите лесов;
ж) расходы на охрану лесов от пожаров;
з) затраты на искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов;
и) затраты на лесовосстановление, лесоразведение и лесохозяйственные работы по ликвидации загрязнения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
к) затраты на научные исследования и разработки в сфере охраны окружающей среды;
л) затраты на образование в сфере охраны окружающей среды (по образовательным организациям среднего профессионального и высшего образования);
м) затраты органов исполнительной власти на содержание аппарата, занимающегося вопросами охраны окружающей среды.
Текущие расходы необходимо корректировать на объем доходов от продажи побочной продукции, которая представляет собой денежную стоимость реализации любых побочных продуктов, полученных (произведенных) в ходе природоохранных мероприятий. В этой связи из объема текущих расходов вычитается выручка (поступления) от продажи побочной продукции.
Алгоритмы расчета приведены в разделе II таблиц 1 и 4, а также в таблицах 2 и 3 приложения.
14. Объем затрат на образование в сфере охраны окружающей среды определяется на основании данных о численности студентов и стоимости обучения одного студента в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, а также в государственных (муниципальных) и частных-образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.
При расчете используются данные о численности студентов по направлениям подготовки и специальностям: экология и природопользование; природоохранное обустройство территории; природообустройство и водопользование; рациональное использование природохозяйственных комплексов; гидрология.
Стоимость обучения одного студента определяется на основании данных выборочного наблюдения за потребительскими ценами на обучение в государственных (муниципальных) и частных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.
Расчет затрат на образование в сфере охраны окружающей среды осуществляется по формуле:
Зо = Сспо x Чспо + СвпоН x ЧвпоН + СвпоГ x ЧвпоГ, (1)
где
Зо
- затраты на образование в сфере охраны окружающей среды, тыс руб;
Сспо
- стоимость обучения одного студента в образовательных организациях среднего профессионального образования, тыс руб;
Чспо
- численность студентов в профессиональных образовательных организациях, чел;
СвпоН
- стоимость обучения одного студента в негосударственных образовательных организациях высшего профессионального образования, тыс руб;
ЧвпоН
- численность студентов в частных образовательных организациях высшего образования, чел;
СвпоГ
- стоимость обучения одного студента в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего профессионального образования, тыс руб;
ЧвпоГ
- численность студентов в государственных (муниципальных) образовательных организациях высшего образования, чел.
Алгоритм расчета приведен в таблице 2 приложения.
15. Природоохранные расходы группируются по секторам <1>: коммерческому, государственному и сектору производителей специализированных услуг по охране окружающей среды.
--------------------------------
<1> "Статистика затрат на охрану окружающей среды: отраслевые рекомендации по организации получения данных", Европейская комиссия, Евростат, 2005.
Коммерческий сектор включает природоохранные мероприятия предприятий (организаций), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по кодам 01 - 99 ОКВЭД 2, за исключением кода 84, а также деятельности производителей специализированных услуг по охране окружающей среды.
Алгоритм расчета приведен в таблице 1 приложения.
Государственный сектор включает текущие расходы государственных органов управления, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на поддержание среды обитания человека, включая содержание природоохранных территорий, контроль и мониторинг окружающей среды, а также на содержание соответствующих структур и подразделений в системе управления всех уровней.
Алгоритм расчета приведен в таблице 3 приложения.
Производители специализированных услуг по охране окружающей среды включают государственные или частные организации, предоставляющие целевые услуги, финансируемые, главным образом, потребителями этих услуг.
Алгоритм расчета приведен в таблице 4 приложения.
16. Группировка природоохранных расходов по направлениям природоохранной деятельности осуществляется в соответствии с европейским Классификатором направлений природоохранной деятельности (CEPA 2000):
а) охрана атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата;
б) сбор и очистка сточных вод;
в) обращение с отходами;
г) защита и реабилитация земель, поверхностных и подземных вод;
д) защита окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия;
е) сохранение биоразнообразия и охрана природных территорий;
ж) обеспечение радиационной безопасности окружающей среды;
з) научно-исследовательская деятельность и разработки по снижению негативных антропогенных воздействий на окружающую среду;
и) другие направления деятельности в сфере охраны окружающей среды.
Алгоритмы расчета приведены в таблицах 1, 3, 4 приложения.
III. Алгоритм расчета индекса физического объема
природоохранных расходов
17. Расчет агрегированных индексов физического объема природоохранных расходов по секторам, видам расходов и направлениям природоохранной деятельности в целом по России и субъектам Российской Федерации осуществляется на основании данных об объемах природоохранных расходов в фактических и сопоставимых ценах (алгоритм расчета приведен в таблицах приложения).
Схема расчета индекса физического объема
природоохранных расходов
Наименование показателя
Природоохранные расходы в фактических ценах
Индекс цен, индекс-дефлятор в % к предыдущему году
Природоохранные расходы отчетного года в ценах предыдущего года
Индекс физического объема природоохранных расходов, в %
предыдущий год
отчетный год
1
2
3
4
5 = 3 / 4 x 100
6 = 5 / 2 x 100
q0p0
q1p1
Ip
q1p0
Iq
Для расчета индекса физического объема природоохранных расходов используется формула Ласпейреса: