ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Росстата от 31.12.2020 N 872 "Об утверждении Методических указаний по формированию счета экологических налогов и платежей"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 31 декабря 2020 г. N 872
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЧЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ
В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, приказываю:
утвердить прилагаемые Методические указания по формированию счета экологических налогов и платежей.
Руководитель
П.В.МАЛКОВ
Утверждены
приказом Росстата
от 31.12.2020 N 872
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЧЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические указания по формированию счета экологических налогов и платежей (далее - Методические указания) определяют порядок учета экологических налогов и платежей с учетом положений Системы национальных счетов 2008 года <1> (далее - СНС) и в соответствии с принципами Центральной основы Системы природно-экономического учета 2012 года <2> (далее - ЦО СПЭУ) и Методологических указаний Организации Экономического Сотрудничества и Развития по формированию счетов налоговых поступлений, связанных с окружающей средой, 2019 года (далее - методологические указания ОЭСР 2019) <3>.
--------------------------------
<1> Система национальных счетов 2008 года/Европейская комиссия, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Организация Объединенных Наций, Всемирный банк. Нью-Йорк, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unstats.un.org/unsd/nationalaccount/docs/SNA2008Russian.pdf.
<2> Центральная основа Системы природно-экономического учета, 2012 год/Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://seea.un.org/sites/seea.un.org/files/seea_cf_final_ru_0.pdf.
<3> Environmentally related tax revenue accounts: OECD methodological guidelines in line with the SEEA. Организация экономического сотрудничества и развития. Париж, 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://one.oecd.org/document/ENV/EPOC/WPEI(2018)6/REV1/en/pdf.
Методические указания предназначены для ежегодного формирования официальной статистической информации в целом по Российской Федерации.
Значение всех понятий и определений приведено исключительно в целях использования в настоящих методических указаниях.
Налог - это обязательный безвозмездный платеж в денежной форме, производимый институциональной единицей органу государственного управления <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 7.71 СНС.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<2> Часть 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации.
Экологический налог - это налог, исчисляемый на базе показателя (измеряемого в натуральных или заменяющих их единицах), отражающего явление, имеющее доказанное специфическое негативное влияние на окружающую среду <3>. Экологические налоги подразделяются на 4 категории: налоги на энергоносители; транспортные налоги; налоги на загрязнение окружающей среды; налоги на природные ресурсы.
--------------------------------
<3> Пункт 4.150 ЦО СПЭУ.
Прочие экологические платежи являются дополнительными категориями к рассматриваемым в ЦО СПЭУ экологическим налогам и включаются в счет экологических налогов и платежей в связи с их актуальностью для определения национальной природоохранной политики, а также обеспечения сопоставимости между странами, формирующими статистическую информацию в соответствии с методологическими указаниями ОЭСР 2019. Прочие экологические платежи включают доходы бюджета, которые не считаются налогами в соответствии с определениями СНС, такие как рента, регулярные платежи, штрафы и пени, исчисляемые на базе показателя, имеющего доказанное специфическое негативное влияние на окружающую среду. При определении экологического характера таких платежей основное внимание уделяется основанию его совершения, а не названию, используемому для описания платежа, или цели, для которой полученные поступления могут использоваться <4>.
--------------------------------
<4> Пункт 4.159 ЦО СПЭУ.
Описание категорий налоговой базы и экономическое содержание включаемых в счет экологических налогов и прочих платежей приведено в разделе III и в приложении N 2 к Методическим указаниям. В приложении N 2 к Методическим указаниям также приводится пример перечня наименований поступлений бюджетных средств в консолидированный бюджет Российской Федерации, включаемых в счет экологических налогов и платежей.
II. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Основным источником информации для формирования счета экологических налогов и платежей являются сведения о поступлениях бюджетных средств в консолидированный бюджет Российской Федерации в соответствии с применяемыми методами учета экономических операций по сектору государственного управления в системе национальных счетов <1>.
--------------------------------
<1> Методологические положения по статистике (выпуск 5). Раздел II. Методология и принципы формирования основных показателей развития экономики в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированным с международными стандартами. Подраздел 5. Методологические принципы построения счетов производства и образования доходов по видам экономической деятельности. Пункт 5.2. Методологические основы формирования показателей счета образования доходов. Подпункт 5.2.5. Сектор государственного управления.
Для определения налоговой базы платежей используется действующая редакция Налогового кодекса Российской Федерации.
Для распределения экологических налогов по институциональным секторам и отраслям экономики применяются:
1. Данные о налогах на производство и импорт, в том числе других налогах на производство, системы национальных счетов;
2. Базовые и ежегодные таблицы ресурсов и использования товаров и услуг;
3. Данные по форме N 1-НОМ "Отчет о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности", утвержденной приказом ФНС России от 16 февраля 2016 г. N ММВ-7-1/84@;
4. Сводная статистическая информация по формам федерального статистического наблюдения:
N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации", утвержденной приказом Росстата от 24 июля 2020 г. N 411;
N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", утвержденной приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. N 815;
N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха", утвержденной приказом Росстата от 8 ноября 2018 г. N 661;
N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, отработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления", утвержденной приказом Росстата от 9 октября 2020 г. N 627;
N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды", утвержденной приказом Росстата от 21 июля 2020 г. N 399.
III. ФОРМИРОВАНИЕ СЧЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ
Статистический учет экологических налогов и платежей является частью системы природно-экономического учета и основывается на методологических положениях системы национальных счетов в части учета обязательных безвозмездных платежей.
Схема формирования счета экологических налогов и платежей с источниками информации приведена в приложении N 1 к Методическим указаниям. Схема может уточняться по мере расширения источников информации и актуализации сведений о налоговой базе платежей.
Алгоритм формирования счета экологических налогов и платежей состоит из трех этапов:
1. Отбор экологических налогов и платежей из перечня поступлений бюджетных средств в консолидированный бюджет Российской Федерации в соответствии с применяемыми методами учета экономических операций по сектору государственного управления в системе национальных счетов.
Решение о том, является ли платеж (плата, подать, сбор, доход, поступление средств, отчисление, пошлина, акциз) экологическим налогом, базируется на анализе налоговой базы, а не на названии, используемом для описания, или цели, для которой платеж взимается. Данный этап осуществляется путем сопоставления налоговых баз поступлений бюджетных средств на основании информации Налогового кодекса Российской Федерации по элементам налогообложения. Отбору подлежат поступления бюджетных средств со значениями показателей больше нуля.
В качестве примера в приложении N 2 к Методическим указаниям приведены наименования поступлений бюджетных средств в консолидированный бюджет Российской Федерации, включаемых в счет экологических налогов и платежей. Ежегодно данный перечень актуализируется с учетом принимаемых изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.
2. Для группировки статистической информации и возможности детального анализа результатов формирования счета, экологические налоги и платежи разбиваются по категориям налоговой базы.
Группировка платежей по категориям налоговой базы осуществляется путем сопоставления их налоговой базы с описанием элементов счета экологических налогов и платежей и информации о налогах на производство и импорт системы национальных счетов. В приложении N 2 к Методическим указаниям приведено распределение поступлений бюджетных средств в консолидированный бюджет Российской Федерации, включаемых в счет экологических налогов и платежей.
Платеж распределяется по нескольким категориям в том случае, если он имеет несколько налоговых баз и исходные данные позволяют осуществить такую разбивку.
Расчет экологических налогов за отчетный год осуществляется по следующей формуле: