ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Ростехнадзора от 08.08.2018 N 342 "Об утверждении руководства по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по переводу пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов и пункты захоронения радиоактивных отходов" (вместе с "РБ-146-18...")

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 8 августа 2018 г. N 342
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕВОДУ ПУНКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОСОБЫХ
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ПУНКТЫ КОНСЕРВАЦИИ ОСОБЫХ
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ И ПУНКТЫ ЗАХОРОНЕНИЯ
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ"
В целях реализации полномочий, установленных подпунктом 5.3.18 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
Утвердить прилагаемое к настоящему приказу руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по переводу пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов и пункты захоронения радиоактивных отходов".
Руководитель
А.В.АЛЕШИН
Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 8 августа 2018 г. N 342
РУКОВОДСТВО
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕВОДУ ПУНКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОСОБЫХ
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ПУНКТЫ КОНСЕРВАЦИИ ОСОБЫХ
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ И ПУНКТЫ ЗАХОРОНЕНИЯ
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ"
(РБ-146-18)
I. Общие положения
Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по переводу пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов и пункты захоронения радиоактивных отходов" (РБ-146-18) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований пунктов 61 - 63 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения" (НП-058-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 августа 2014 г. N 347 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2014 г. N 34701), пунктов 18 - 25 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к обеспечению безопасности пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов" (НП-103-17), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 октября 2017 г. N 418 (приказ зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2017 г. N 48779) (далее - НП-103-17).
Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по обеспечению безопасности при переводе пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов в другой статус в части:
подготовки пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов к переводу в другой статус;
разработки программы, проекта перевода и отчета по обоснованию безопасности при переводе пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов в другой статус;
проведения инженерного и радиационного обследования пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов;
безопасного выполнения работ по переводу пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов в другой статус;
проведения радиационного контроля и мониторинга состояния пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов при переводе в другой статус и после перевода.
Настоящее Руководство по безопасности распространяется на пункты размещения особых радиоактивных отходов, пункты консервации особых радиоактивных отходов, а также на деятельность по переводу пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов и пункты захоронения радиоактивных отходов.
Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по переводу пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов в другой статус могут быть реализованы с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при условии обоснования выбранных способов (методов).
Перечень сокращений, используемых в настоящем Руководстве по безопасности, приведен в приложении.
II. Общие рекомендации по обеспечению безопасности
при переводе ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус
Планирование перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется осуществлять с момента установления статуса ПРОРАО/ПКОРАО.
В целях планирования работ по переводу рекомендуется разрабатывать программу перевода - организационно-технический документ, в котором определяются основные мероприятия по переводу, порядок, условия и планируемые сроки их проведения, последовательность и ориентировочный график выполнения работ по переводу, а также планируемое конечное состояние ПРОРАО/ПКОРАО после завершения работ по переводу.
Программу перевода рекомендуется разрабатывать на основании следующей информации:
категория ПРОРАО/ПКОРАО, установленная в соответствии с НП-103-17;
возможность использования существующих систем (элементов), конструкций и сооружений при проведении работ по переводу (систем радиационного контроля, вентиляции (при наличии), элементов существующей транспортно-технологической схемы по обращению с РАО (транспортно-технологического оборудования, грузоподъемных механизмов);
количество РАО в ПРОРАО/ПКОРАО, их радионуклидный и морфологический состав, агрегатное состояние, удельная (объемная) и суммарная активности;
наличие и уровни загрязнения радионуклидами площадки размещения ПРОРАО/ПКОРАО;
наличие произошедших аварий, их последствия и принятые меры по ликвидации последствий этих аварий;
наличие проведенных ремонтных работ, модернизаций, реконструкций ПРОРАО/ПКОРАО;
наличие временных ограничений по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус;
необходимый срок изоляции РАО от окружающей среды.
В программу перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется включать следующую информацию:
характеристики условий размещения и характеристики площадки размещения ПРОРАО/ПКОРАО, которые оказывают влияние на выход радионуклидов из ПРОРАО/ПКОРАО, их перенос и накопление в окружающей среде;
основные характеристики ПРОРАО/ПКОРАО, оказывающие влияние на безопасность его перевода в другой статус и используемые при разработке технических решений и организационных мероприятий по подготовке к переводу и обеспечению безопасности работников (персонала), населения и окружающей среды;
наличие и уровень загрязнения радионуклидами площадки размещения ПРОРАО/ПКОРАО, наличие и описание последствий произошедших аварий;
перечень и описание основных мероприятий и работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус;
последовательность и ориентировочный график выполнения работ по переводу, включая разработку соответствующей проектной и эксплуатационной документации;
сведения о разработанных технических решениях и организационных мероприятиях по обоснованию безопасности и остаточного ресурса невосстанавливаемых элементов систем, важных для безопасности, и порядке их реализации;
оценку необходимости замены выработавшего свой ресурс оборудования, важного для безопасности, при проведении работ по переводу.
Выбор варианта перевода ПРОРАО в другой статус (в ПКОРАО или в ПЗРО) рекомендуется осуществлять на основании характеристик ПРОРАО, периода потенциальной опасности накопленных в нем РАО, а также результатов оценки безопасности, подтверждающих или не подтверждающих соответствие текущего состояния ПРОРАО требованиям безопасности, предъявляемым к ПЗРО. После проведения обследования и оценки безопасности ПРОРАО программа перевода корректируется с учетом выбранного варианта перевода.
При переводе ПРОРАО в ПКОРАО в ООБ ПРОРАО (или ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит) рекомендуется вносить изменения:
по окончании разработки программы перевода ООБ дополняется основными положениями программы перевода, обеспечивающими возможность оценки деятельности по предстоящему переводу;
по окончании разработки проекта перевода ООБ дополняется сведениями о проектных решениях по созданию/восстановлению барьеров безопасности, технических решениях и организационных мероприятиях по обеспечению безопасности при проведении работ согласно проекту перевода;
по окончании работ по переводу ПРОРАО в ПКОРАО ООБ дополняется сведениями о состоянии, характеристиках образовавшегося ПКОРАО с указанием его статуса, а также результатами оценки безопасности образовавшегося ПКОРАО.
III. Обеспечение безопасности при подготовке к переводу
ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус
В целях подготовки ПРОРАО/ПКОРАО к переводу в другой статус рекомендуется проводить следующие мероприятия:
проведение обследования ПРОРАО/ПКОРАО;
разработку проектной и эксплуатационной документации, необходимой для перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус;
подготовку работников (персонала) для выполнения работ по переводу;
создание необходимой инфраструктуры для выполнения работ по переводу;
разработку (корректировку) программ радиационного контроля и мониторинга системы размещения РАО, модернизацию соответствующих систем контроля и мониторинга;
разработку мероприятий по аварийному планированию при выполнении работ по переводу;
разработку противоаварийных мероприятий при выполнении работ по переводу.
При проведении обследования ПРОРАО/ПКОРАО рекомендуется определять:
техническое состояние систем и элементов, важных для безопасности (зданий, сооружений, барьеров безопасности, оборудования);
состояние пожаро- и взрывобезопасности ПРОРАО/ПКОРАО;
состояние ядерной безопасности (при наличии РАО, содержащих ядерно опасные делящиеся нуклиды);
состояние радиационной обстановки на площадке ПРОРАО/ПКОРАО, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения (при наличии);
характеристики РАО: их состояние, количество, состав;
природные и техногенные условия размещения ПРОРАО/ПКОРАО, которые могут повлиять на разработку мероприятий по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус, и прогноз их изменения;
элементы, важные для безопасности, или необходимые для перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус, не подлежащие восстановлению;
элементы, важные для безопасности, или необходимые для перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус, остаточный ресурс которых может быть обоснован и достаточен при наличии периодического технического обслуживания и ремонта, либо замены.
Объем и сроки проведения обследования ПРОРАО/ПКОРАО рекомендуется определять исходя из объема информации, необходимой для разработки проекта перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус.
Проект перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется разрабатывать с учетом результатов обследования и оценки безопасности.
В проекте перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется приводить:
описание состояния ПРОРАО/ПКОРАО на момент разработки проекта перевода (описание условий размещения, имеющихся барьеров безопасности и их состояния, объема, состояния и характеристик размещенных ОРАО), полученного в результате проведения обследования;
последовательность выполнения работ по переводу;
перечень основных систем и элементов ПРОРАО/ПКОРАО, важных для безопасности, необходимых для проведения работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус;
описание характеристик создаваемых/восстанавливаемых барьеров безопасности, их свойств и материалов, технологий, применяемых при их создании/восстановлении, а также минимальные сроки, в течение которых каждый из барьеров безопасности ограничивает выход радионуклидов в установленных пределах после проведения работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус;
перечень и описание методов контроля прочностных, защитных и изолирующих свойств барьеров безопасности;
перечень и описание основных технических решений и организационных мероприятий по обеспечению безопасности при проведении работ по переводу;
описание конечного состояния ПРОРАО/ПКОРАО после завершения работ по его переводу в другой статус;
результаты оценки долговременной безопасности, проведенной с учетом созданных/восстановленных барьеров безопасности и с учетом внешних и внутренних воздействий природного и техногенного происхождения;
мероприятия по обеспечению радиационной безопасности при проведении работ по переводу, а также оценку доз облучения работников (персонала);
объем, способы и методы радиационного контроля и мониторинга системы размещения ОРАО и описание соответствующих технических средств для их проведения;
меры по обеспечению ядерной безопасности;
методы и средства обращения с РАО, образующимися при проведении работ по переводу;
основные положения по дальнейшему переводу ПКОРАО в ПЗРО (в случае если осуществляется перевод ПРОРАО в ПКОРАО) с указанием планируемых сроков проведения обследования состояния ПКОРАО и оценки безопасности для подтверждения соответствия ПКОРАО требованиям безопасности, предъявляемым к ПЗРО.
Работы по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется проводить в соответствии с эксплуатационной документацией (регламентами, инструкциями), утвержденной ЭО.
Для организации работ по переводу может быть использована имеющаяся в ЭО эксплуатационная документация, которая актуализируется с учетом предполагаемых работ. В случае отсутствия соответствующей документации она разрабатывается дополнительно на основе принятых проектных решений по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус. При разработке или актуализации эксплуатационной документации в нее рекомендуется включать описание противоаварийных мероприятий, а также мероприятий по ликвидации возможных аварий при проведении работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус.
До начала работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус ЭО на основании принятых в программе перевода и проекте технических решений и организационных мероприятий рекомендуется определить перечень необходимых специальностей, количество и квалификацию работников (персонала), привлекаемых к проведению работ, и обеспечить его подготовку.
В случае необходимости рекомендуется разработать документы, регламентирующие подготовку работников (персонала) для проведения работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус.
IV. Обеспечение безопасности при проведении работ
по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус
Для обеспечения безопасности при проведении работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется учитывать техническое состояние систем и элементов, необходимых для осуществления перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус.
Работы по переводу ПРОРАО различных категорий в ПКОРАО рекомендуется проводить с учетом особенностей обеспечения безопасности каждой категории ПРОРАО, установленных в НП-103-17.
До окончания работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется скорректировать действующую в ЭО эксплуатационную документацию (регламенты, инструкции, программы и иные документы), которая регламентирует работы по эксплуатации ПРОРАО/ПКОРАО, в том числе по обеспечению учета и контроля РВ и РАО, физической защиты, сбору и хранению учетной документации.
V. Рекомендации по проведению радиационного
контроля и мониторинга системы размещения ОРАО при переводе
ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус
Радиационный контроль и мониторинг при переводе ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется проводить в целях:
оценки технического состояния барьеров безопасности;
определения характеристик радиационной обстановки, необходимых для оценки радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую среду при проведении работ;
контроля за соблюдением норм и правил радиационной безопасности при проведении работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус;
своевременного обнаружения изменения и прогнозирования радиационной обстановки при проведении работ по переводу во всех условиях, включая аварии;
определения необходимых мер по обеспечению радиационной безопасности и оценки их эффективности;
обоснования необходимости и оценки эффективности реабилитации территории (в случае загрязнения площадки размещения ПРОРАО/ПКОРАО радионуклидами свыше пределов, установленных санитарными правилами и нормами радиационной безопасности).
Радиационный контроль при проведении работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус может проводиться на основе системы радиационного контроля ПРОРАО/ПКОРАО, предусмотренной для его эксплуатации. При необходимости проектом перевода могут вноситься изменения в систему радиационного контроля с учетом особенностей выполняемых работ по переводу.
Радиационный контроль и мониторинг рекомендуется проводить:
в процессе проведения работ по переводу, при этом контролируется радиационное воздействие на работников (персонал), участвующих в проведении работ (на регулярной и систематической основе, установленной в проектной и эксплуатационной документации по переводу);
при анализе радиационной обстановки перед началом проведения работ по переводу и после их завершения для оценки соответствия состояния ПРОРАО/ПКОРАО конечному состоянию, установленному в проекте;
после окончания работ по переводу с целью контроля радиационной обстановки и мониторинга состояния барьеров безопасности ПРОРАО/ПКОРАО (периодически, на основании соответствующей эксплуатационной документации).
В программы радиационного контроля и мониторинга ПРОРАО/ПКОРАО рекомендуется включать следующие основные направления:
мониторинг состояния барьеров безопасности;
контроль облучения работников (персонала) ПРОРАО/ПКОРАО;
контроль выбросов и сбросов РВ в окружающую среду;
радиационный контроль и мониторинг окружающей среды в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения ПРОРАО/ПКОРАО (при наличии);
радиационный контроль при авариях с учетом возможных сценариев развития аварий с выбросом РВ в окружающую среду.
При определении объема радиационного контроля и мониторинга системы размещения РАО рекомендуется учитывать специфику проводимых работ по переводу (таких как проведение капитальных работ, работ по реабилитации площадки размещения).
При проведении работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется учитывать изменение объема мониторинга состояния барьеров безопасности по мере реализации работ по переводу.
Мониторинг состояния барьеров безопасности системы размещения особых РАО рекомендуется выполнять как методами инструментального контроля с помощью контрольно-измерительной аппаратуры, так и путем визуального наблюдения с целью своевременного выявления в барьерах трещин, обвалов, разжижения и других изменений.
Приложение
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
"Рекомендации по переводу
пунктов размещения особых
радиоактивных отходов в пункты
консервации особых радиоактивных
отходов и пункты захоронения
радиоактивных отходов", утвержденному
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от "__" _______ 20__ г. N 342
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
ОИАЭ
-
объект использования атомной энергии
ООБ
-
отчет по обоснованию безопасности
ОРАО
-
особые радиоактивные отходы
ПЗРО
-
пункт захоронения радиоактивных отходов
ПКОРАО
-
пункт консервации особых радиоактивных отходов
ПРОРАО
-
пункт размещения особых радиоактивных отходов
РАО
-
радиоактивные отходы
РВ
-
радиоактивные вещества
ЭО
-
эксплуатирующая организация