ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Ростехнадзора от 11.12.2014 N 555 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по разработке Планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 11 декабря 2014 г. N 555
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ "РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ"
В целях реализации Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. N 520, приказываю:
утвердить Руководство по безопасности "Рекомендации по разработке Планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов".
Руководитель
А.В.АЛЕШИН
Утверждено
приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 11 декабря 2014 г. N 555
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ
И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ"
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Руководство по безопасности "Рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов" (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730, и Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденными приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. N 520 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный N 30605).
2. Настоящее Руководство по безопасности предусматривает единый подход и рекомендации к содержанию планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (далее - ПМЛЛА).
3. Руководство по безопасности предназначено для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также организаций, участвующих в разработке ПМЛЛА.
4. Руководство по безопасности рекомендуется распространять на линейные и площадочные сооружения опасных производственных объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
5. Руководство по безопасности не распространяется на трубопроводы для транспортирования сжиженных углеводородных газов и их смесей, конденсата нефтяного газа.
6. В случае организационных, структурных, кадровых изменений, изменений адресов, номеров телефонов, иных изменений, не являющихся основанием для пересмотра ПМЛЛА, в соответствии с Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730, в ПМЛЛА своевременно вносятся актуальные сведения.
II. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ
7. Для ПМЛЛА опасных производственных объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов предлагается следующее содержание разделов:
а) Общая часть:
характеристика объекта, в отношении которого разрабатывается ПМЛЛА;
возможные источники (места) возникновения аварий;
возможные сценарии возникновения и развития аварий;
характеристики аварийности и травматизма, присущие объекту;
организация управления, связи и оповещения при аварии на объекте;
организация взаимодействия сил и средств;
система взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
состав и дислокация сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте;
мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения.
б) Специальная часть:
первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;
действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
8. В разделе "Характеристика объекта" рекомендуется указывать:
полное и сокращенное наименование организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, ее почтовый адрес и контактные телефоны;
сведения о местоположении объекта, ситуационную схему рассматриваемого объекта;
состав объекта (технологические и административные составляющие);
описание технологических процессов, осуществляемых на объекте, технологические схемы;
расположение на объекте основного технологического оборудования с указанием первичных средств пожаротушения, средств связи;
значения величин основных технологических параметров;
краткие характеристики района расположения объекта (географические, геологические, климатические, гидрологические);
транспортную и инженерную инфраструктуру района расположения объекта, инженерные коммуникации и объекты, расположенные в охранной зоне объекта, и организации, их эксплуатирующие;
наименование опасного вещества, обращаемого на опасном производственном объекте, его характеристики и опасные свойства (температура кипения, плотность при 20 °С; температура вспышки, самовоспламенения, класс опасности вещества, запах вещества), информацию о воздействии на человека, средства защиты, методы перевода вещества в безвредное состояние;
ближайшие населенные пункты, места массового пребывания людей с указанием расстояния до них.
9. В разделе "Возможные источники (места) возникновения аварий" рекомендуется указывать:
характерные причины возможных аварий на объекте;
характерное технологическое оборудование объекта, являющееся источником возможных аварий на объекте.
10. В разделе "Возможные сценарии возникновения и развития аварий" рекомендуется указывать:
характерные возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте, поражающие факторы, их сопровождающие;
сведения об объемах и площадях разливов нефти и нефтепродуктов, зонах действия поражающих факторов для характерных возможных сценариев возникновения и развития аварий на объекте.
11. В разделе "Характеристики аварийности и травматизма, присущие объекту" приводятся краткие сведения о произошедших авариях на аналогичных объектах, их причинах и последствиях, о травматизме, его причинах и последствиях.
12. В разделе "Первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте" для различных характерных сценариев возникновения и развития аварий указываются:
порядок получения и передачи информации о возникновении аварии на объекте;
первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте, в том числе по оповещению о возникновении аварии, выводу персонала из опасной зоны, предотвращению развития аварии и ее локализации.
13. В разделе "Действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций" указываются для различных характерных сценариев возникновения и развития аварий:
хронологический порядок действий производственных подразделений, аварийно-спасательных служб (формирований), диспетчерских (оперативных) служб, действий ответственных лиц и персонала по локализации и ликвидации аварий и их последствий;
состав задействованных сил и средств, используемых для локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте (далее - силы и средства);
маршруты следования сил и средств к местам возникновения аварий;
описание основных применяемых методов локализации и ликвидации аварий и их последствий.
14. В разделе "Организация управления, связи и оповещения при аварии на объекте" рекомендуется указывать:
порядок и схему оповещения при возникновении аварии на объекте, с указанием контактных данных и ответственных лиц;
структуру и организацию управления при возникновении аварии на объекте, в том числе порядок передачи управления вышестоящим органам;
порядок обеспечения связи при возникновении аварии на объекте.
15. В разделе "Организация взаимодействия сил и средств" указываются:
зоны ответственности и уровни реагирования аварийно-спасательных служб (формирований);
организация взаимодействия производственных подразделений и аварийно-спасательных служб (формирований), в том числе со сторонними организациями, аварийно-спасательными службами (формированиями) сторонних организаций, органами исполнительной власти;
распределение обязанностей между производственными подразделениями и аварийно-спасательными службами (формированиями), а также ответственными лицами;
организации, взаимодействующие и участвующие в локализации и ликвидации аварии, с указанием их наименований и телефонов.
16. В разделе "Система взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте" приводится порядок и условия взаимодействия с организациями, привлекаемыми к локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте.
17. В разделе "Состав и дислокация сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте" указываются:
состав и дислокация сил и средств;
оценка соответствия и достаточности имеющихся на объекте и привлекаемых сил и средств (в том числе профессиональных аварийно-спасательных формирований), с учетом их дислокации, задач по локализации и ликвидации аварий и их последствий, возможных сценариев аварии;
время следования и прибытия аварийно-спасательных служб к местам возникновения аварий;
необходимость, возможность и порядок привлечения к действиям по локализации и ликвидации аварий и их последствий аварийно-спасательных служб или аварийно-спасательных формирований, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
18. В разделе "Порядок обеспечения готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте" приводятся порядок и мероприятия по обеспечению готовности сил и средств к локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте с указанием организаций и лиц, ответственных за поддержание этих сил и средств в готовности.
19. В разделе "Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте" указываются:
организация материально-технического обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте;
организация инженерного обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте;
организация финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте;
противопожарное обеспечение;
транспортное обеспечение;
медицинское обеспечение.
20. В разделе "Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения" указываются:
порядок взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в случае возникновения аварии;
мероприятия по защите населенных пунктов от аварий на объекте и их последствий;
мероприятия по спасению людей и материальных ценностей от аварий на объекте и их последствий;
мероприятия по оказанию медицинской помощи.