ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Ростехнадзора от 12.09.2025 N 318 "Об утверждении руководства по безопасности "Проведение аудита системы управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 12 сентября 2025 г. N 318
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ "ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ
ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ"
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
утвердить прилагаемое руководство по безопасности "Проведение аудита системы управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты".
Руководитель
А.В.ТРЕМБИЦКИЙ
Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 12 сентября 2025 г. N 318
РУКОВОДСТВО
ПО БЕЗОПАСНОСТИ "ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ
ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ"
I. Общие положения
1. Руководство по безопасности "Проведение аудита системы управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты" (далее - Руководство по безопасности) разработано в целях содействия соблюдению требований пункта 1 статьи 9 и пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) в части обеспечения проведения аудита систем управления промышленной безопасностью (далее - СУПБ) организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты.
2. Руководство по безопасности содержит рекомендации по постановке целей и определению критериев аудита СУПБ, порядку формирования группы по проведению аудита СУПБ, по подготовке и проведению аудита СУПБ, по формированию итогового отчета и разработке корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе аудита СУПБ нарушений обязательных требований, а также по подготовке рекомендаций по изменениям в СУПБ, направленным на повышение уровня промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО).
3. Руководство по безопасности рекомендуется использовать при проведении аудита СУПБ в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 116-ФЗ, и разработке локальных актов организаций, эксплуатирующих ОПО I класса опасности. Руководство по безопасности также может применяться при проведении аудита СУПБ в организациях, эксплуатирующих ОПО II класса опасности, а также в организациях, эксплуатирующих ОПО III и IV классов опасности, которые могут создавать СУПБ и обеспечивать их функционирование на добровольной основе.
II. Общие рекомендации по организации аудита систем
управления промышленной безопасностью
4. Основные принципы и подходы к проведению аудита СУПБ в организациях, эксплуатирующих ОПО, определяются:
в акционерных обществах - советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества в соответствии с подпунктом 9.3 пункта 1 статьи 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
в обществах с ограниченной ответственностью - советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с подпунктом 10.1 пункта 2.1 статьи 32 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (при его наличии и наличии соответствующей компетенции в уставе общества).
В иных случаях требований и ограничений в отношении круга лиц, уполномоченных на утверждение принципов и подходов к проведению аудита СУПБ, законодательством Российской Федерации не установлено.
5. Целью проведения аудита СУПБ является оценка полноты и эффективности процесса внедрения и функционирования СУПБ:
планирования и выполнения мероприятий, предусмотренных СУПБ (оценка результативности функционирования СУПБ);
достаточности организационных и технических мероприятий, осуществляемых организациями, эксплуатирующими ОПО, с целью выявления причин нарушения обязательных требований и определения оптимального пути по их недопущению, в том числе для снижения риска аварийности и травматизма на ОПО.
6. Критерии проведения аудита СУПБ рекомендуется определять на основании:
требований к СУПБ, установленных Федеральным законом N 116-ФЗ, требованиями к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243, Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. N 2168;
требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, локальных актов эксплуатирующей организации, устанавливающих требования к эксплуатации ОПО;
положений международных, национальных и региональных стандартов;
рекомендаций, изложенных в руководстве по безопасности "Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты", утвержденном приказом Ростехнадзора от 9 марта 2023 г. N 103, а также в иных руководствах по безопасности и документах рекомендательного характера.
7. Аудит СУПБ включает анализ системы взаимодействия служб и подразделений эксплуатирующей организации друг с другом и подрядными организациями в рамках СУПБ в целях предупреждения аварий, несчастных случаев и инцидентов на ОПО.
8. В соответствии с требованиями Федерального закона N 116-ФЗ аудит СУПБ в организациях, эксплуатирующих ОПО I класса опасности, проводится ежегодно.
Рекомендуется проведение базового (полного) аудита СУПБ один раз в три года. Два последующих (промежуточных) аудита СУПБ 3-х летнего цикла, рекомендуется проводить как оценку выполнения корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе базового (полного) аудита нарушений требований промышленной безопасности и совершенствованию СУПБ.
В случае если в промежуточный (двухгодичный период) на ОПО I класса опасности произошла авария и/или групповой несчастный случай либо несчастный случай со смертельным исходом, проведена реконструкция, техническое перевооружение ОПО, то вместо промежуточного аудита СУПБ рекомендуется проводить базовый (полный) аудит СУПБ.
9. Для проведения аудита СУПБ организации, проводящей аудит, рекомендуется иметь:
в штате организации - аудиторов промышленной безопасности и специалистов по аудиту СУПБ с учетом отраслевой специфики ОПО, соответствующих характеристике квалификации аудитора промышленной безопасности (специалиста по аудиту СУПБ), установленной профессиональным стандартом;
подтверждение соответствия требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 "Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 г. N 1673-ст, в части проведения аудита СУПБ.
10. Характеристика квалификации, необходимой аудиторам промышленной безопасности (специалистам по аудиту СУПБ), участвующим в проведении аудита СУПБ, определена профессиональным стандартом "Специалист в сфере промышленной безопасности", утвержденным приказом Минтруда России от 14 апреля 2025 г. N 226н (зарегистрирован Минюстом России 16 мая 2025 г., регистрационный N 82231).
11. Для проведения аудита СУПБ организации, проводящей аудит, рекомендуется формировать группу по проведению аудита СУПБ.
12. При формировании группы по проведению аудита СУПБ рекомендуется:
учитывать отраслевую специфику ОПО с учетом критериев отнесения объекта к категории ОПО;
включать в группу аудиторов промышленной безопасности (специалистов по аудиту СУПБ), соответствующих характеристике квалификации аудитора промышленной безопасности (специалиста по аудиту СУПБ), установленной профессиональным стандартом;
руководителем группы назначать аудитора промышленной безопасности;
учитывать наличие стажа работы у членов группы по соответствующей отраслевой специфике ОПО.
13. При формировании группы по проведению аудита СУПБ рекомендуется придерживаться принципа независимости аудиторов (специалистов по аудиту СУПБ), который подтверждается (сохраняется) при отсутствии отношений аффилированности, основанной на имущественной, родственной или иной зависимости членов группы по проведению аудита СУПБ от руководителей и иных должностных лиц организации, эксплуатирующей ОПО, работников центра оценки квалификации (в случае проведения независимой оценки квалификации) и органов по сертификации (в случае подтверждения соответствия требованиям национального стандарта), а также при условии, что проводящие аудит лица не должны нести непосредственной ответственности за соответствие объекта аудита (эксплуатируемого ОПО) требованиям промышленной безопасности.
III. Рекомендации по проведению аудита систем управления
промышленной безопасностью
14. Аудит СУПБ рекомендуется проводить в соответствии с программой, включающей в себя план-график проведения аудита СУПБ (содержащий перечень объектов аудита, время, выделяемое на их проверку, а также подготовку, рассмотрение и согласование документов, отражающих результаты аудита СУПБ), разработанной организацией, проводящей аудит СУПБ на основании технического задания на проведение аудита СУПБ от организации, эксплуатирующей ОПО. Программа может содержать информацию об объекте аудита СУПБ, о цели, объеме и критериях его проведения.
15. Базовый (полный) аудит СУПБ рекомендуется проводить в четыре этапа:
планирование аудита СУПБ, включающее в себя формирование группы по проведению аудита СУПБ, подготовку программы по проведению аудита СУПБ;
выполнение мероприятий документарного этапа проведения аудита СУПБ, включающего в себя оценку документации (проектной документации, организационно-распорядительных документов, локальных нормативных актов и других материалов по организации эксплуатации ОПО) на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;
выполнение мероприятий выездного этапа проведения аудита СУПБ, включающего в себя выезд группы по проведению аудита на ОПО для оценки соблюдения эксплуатирующей организацией требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО и оценки результативности функционирования СУПБ, консультирование работников проверяемой организации по порядку выполнения требований промышленной безопасности, а также проведение заключительного совещания с руководителями и работниками проверяемой организации, связанными с эксплуатацией ОПО, с целью доведения наиболее критических (значительных) нарушений требований промышленной безопасности, возможных рисков возникновения аварийных ситуаций и обсуждения вопросов по подготовке предложений по корректирующим и предупреждающим действиям;
оформление итогового отчета по результатам проведенного аудита СУПБ, содержащего анализ и оценку соблюдения проверяемой организацией требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО, а также корректирующие мероприятия по устранению выявленных в ходе аудита СУПБ нарушений требований промышленной безопасности и меры по совершенствованию СУПБ.
Этапы проведения промежуточного аудита СУПБ рекомендуется определять с учетом положений пункта 8 Руководства по безопасности, определяющих предмет промежуточного аудита СУПБ, а также положений настоящего пункта.
16. С учетом результатов документарного этапа проведения аудита СУПБ возможна корректировка программы его проведения, подготовленной в рамках этапа планирования аудита СУПБ.
17. При проведении базового (полного) аудита СУПБ рекомендуется оценить деятельность эксплуатирующей организации в части:
полноты и достоверности сведений, представленных при регистрации ОПО в государственном реестре опасных производственных объектов, в том числе своевременность внесения изменений в сведения об ОПО в указанном реестре;
документационного обеспечения и функционирования СУПБ;
соответствия организации и осуществления производственного контроля требованиям промышленной безопасности, эффективности осуществления производственного контроля;
соответствия требованиям промышленной безопасности организационно-распорядительной, технической, разрешительной, эксплуатационной, учетной и иной документации, наличие которой на ОПО предусмотрено требованиями промышленной безопасности, определение недостающей документации;
эффективности планирования и реализации мер по предупреждению и (или) снижению риска аварий, несчастных случаев и инцидентов на ОПО;
правильности организации учета и расследования инцидентов и несчастных случаев на производстве; полноты и качества выполнения мероприятий, предложенных комиссиями по расследованию аварий, инцидентов и несчастных случаев на производстве;
обеспечения готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на ОПО;
проведения аттестации в области промышленной безопасности руководителей и специалистов организации, а также соблюдения установленного порядка обучения, инструктажа и допуска к работе на ОПО обслуживающего и ремонтного персонала (включая работников подрядных организаций) и отсутствия медицинских противопоказаний к указанной работе;
соблюдения порядка допуска подрядных организаций к выполнению работ на ОПО;
обеспечения условий труда и безопасности ведения работ на ОПО;
эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, включая оценку наличия вероятных зон образования дефектов (повреждений) с учетом эксплуатационных воздействий, последствий их развития;
обеспечения получения дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности работниками организации, эксплуатирующей ОПО;
достоверности информации, приведенной в декларации промышленной безопасности ОПО;
выполнения требований к разработке обоснования безопасности ОПО, организационных и технических мер безопасности, предусмотренных обоснованием безопасности (при наличии);
принятия мер по предотвращению проникновения на ОПО посторонних лиц;
своевременного проведения необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов, обследования технического состояния зданий и сооружений на ОПО, обеспечения своевременного проведения экспертизы промышленной безопасности;
обеспечения наличия и функционирования необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
наличия и достаточности ресурсов (материальных, трудовых, временных) для выполнения задач в области промышленной безопасности;
порядка устранения нарушений требований в области промышленной безопасности;
своевременного реагирования на отклонения от обязательных требований к СУПБ;
правильности разработки, выполнения и результативности корректирующих и предупреждающих мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений требований промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности;
своевременного и надлежащего информирования руководства организации, эксплуатирующей ОПО, о состоянии промышленной безопасности, надлежащего вовлечения руководства в решение вопросов промышленной безопасности с последующей оценкой эффективности этих действий;
иной деятельности, связанной с обеспечением выполнения требований к СУПБ, установленных пунктом 4 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ.
18. При проведении промежуточных аудитов СУПБ рекомендуется оценить выполнение корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе базового (полного) аудита СУПБ нарушений требований промышленной безопасности и реализации мер по совершенствованию СУПБ, а также:
своевременное реагирование на отклонения от требований СУПБ;
порядок анализа функционирования СУПБ руководством организации, эксплуатирующей ОПО;
правильность разработки и выполнения, а также результативность корректирующих мероприятий, направленных на устранение нарушений, выявленных по результатам проведения базового (полного) аудита СУПБ, и причин их возникновения;
реализуемые мероприятия, направленные на совершенствование СУПБ.
IV. Рекомендации по формированию итогового отчета
по результатам аудита СУПБ
19. По результатам проведения аудита СУПБ формируется итоговый отчет, содержащий анализ и оценку соблюдения проверяемой организацией требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО, выполнение корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе аудита нарушений требований промышленной безопасности и мер по совершенствованию СУПБ.
В итоговый отчет, сформированный по результатам проведенного базового (полного) аудита СУПБ, также рекомендуется включать:
основание для проведения аудита СУПБ;
информацию об организации, проводившей аудит, и сведения о специалистах группы по проведению аудита СУПБ;
программу проведения аудита СУПБ;
объекты аудита СУПБ;
объем и сроки проведения аудита СУПБ;
перечень документов, рассмотренных при проведении аудита СУПБ;
сведения, характеризующие ОПО;
результаты анализа правильности идентификации ОПО;
нарушения требований промышленной безопасности, выявленные в результате проведения аудита СУПБ (с указанием нормативного правового акта или обоснования безопасности ОПО, требования которого нарушены);
результаты анализа соблюдения организацией, эксплуатирующей ОПО, лицензионных требований;
оценку готовности организации, эксплуатирующей ОПО, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
оценку соблюдения положений организационно-распорядительных документов, связанных с обеспечением промышленной безопасности;
оценку соответствия документации ОПО (проектной документации, организационно-распорядительных документов, локальных нормативных актов и других документов по организации эксплуатации ОПО) требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;
результаты анализа своевременного проведения соответствующими службами эксплуатирующей организации необходимых испытаний, технических освидетельствований оборудования, обследования технического состояния зданий и сооружений на ОПО;
оценку эффективности функционирования СУПБ, в том числе способности качественно контролировать и управлять технологическими процессами с точки зрения промышленной безопасности, с целью снижения риска возникновения аварийности и травматизма на ОПО;
результаты анализа своевременного проведения аттестации в области промышленной безопасности руководителей и работников ОПО, а также соблюдения установленного порядка обучения, инструктажа и допуска к самостоятельной работе обслуживающего и ремонтного персонала, в том числе порядка допуска подрядных организаций к выполнению работ на ОПО;
иную информацию, связанную с реализацией требований к СУПБ, установленных пунктом 4 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ.
Итоговый отчет о проведении промежуточного аудита СУПБ рекомендуется формировать с учетом положений настоящего пункта исходя из предмета такого аудита, сформированного на основании положений пункта 8 Руководства по безопасности.
20. Итоговый отчет по результатам проведения аудита СУПБ рекомендуется оформлять в трех экземплярах. Два экземпляра итогового отчета, оформленного по результатам проведения аудита СУПБ, подписанного аудиторами промышленной безопасности и утвержденного руководителем организации, проводившей аудит, направляется в адрес эксплуатирующей организации. Один экземпляр итогового отчета хранится в организации, проводившей аудит, в течение срока, установленного внутренними распорядительными документами организации.
21. В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 116-ФЗ сведения о результатах проведения аудита СУПБ ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года представляются эксплуатирующими организациями коллегиальным органам управления эксплуатирующих организаций и их учредителям.
22. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций общества, публичное общество обязано обеспечить доступ к сведениям о результатах аудита СУПБ.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество по требованию участника общества обязано обеспечить ему доступ к сведениям о результатах аудита СУПБ.