ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Ростехнадзора от 13.11.2020 N 441 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2020 N 61764)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 13 ноября 2020 г. N 441
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
ПАССАЖИРСКИХ КАНАТНЫХ ДОРОГ И ФУНИКУЛЕРОВ"
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2018, N 31, ст. 4860) и подпунктом 5.2.2.16(1) Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2020, N 27, ст. 4248), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров".
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Руководитель
А.В.АЛЕШИН
Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 13 ноября 2020 г. N 441
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
ПАССАЖИРСКИХ КАНАТНЫХ ДОРОГ И ФУНИКУЛЕРОВ"
I. Общие положения
1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров" (далее - ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2018, N 31, ст. 4860), Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2020, N 27, ст. 4248).
2. Настоящие ФНП направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение несчастных случаев, аварий, инцидентов на опасных производственных объектах (далее - ОПО), на которых используются пассажирские канатные дороги и фуникулеры (далее - КД).
3. Настоящие ФНП устанавливают требования промышленной безопасности на всех этапах жизненного цикла КД.
4. В ФНП использованы термины и определения, приведенные в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
5. Действие ФНП распространяется на следующие КД:
а) подвижной состав, которых поддерживается и приводится в движение одним или несколькими канатами (далее - пассажирские подвесные канатные дороги, ППКД):
подвижной состав, которых перемещается между сооружениями, предназначенными для посадки/высадки пассажиров и размещения средств управления, привода и (или) натяжного устройства (далее - станция) без смены стороны пути (далее - маятниковые канатные дороги, МКД);
подвижной состав которых движется по замкнутой траектории по обеим сторонам пути (далее - канатные дороги с кольцевым движением). В качестве подвижного состава используются кабины и/или кресла, которые в ходе работы не отцепляются или отцепляются от каната на станциях;
б) в том числе безопорные, на которых пассажиры на лыжах или другом снаряжении, определенном правилами пользования, перемещаются по снегу или другой поверхности с помощью буксировочных устройств, постоянно закрепленных на тяговом канате или отцепляемых на станциях (далее - буксировочные канатные дороги, БКД, ББКД);
в) совмещающие свойства подвесных и буксировочных канатных дорог в подвижной состав, которых включены кресла и кабины (далее - комбинированные канатные дороги, ККД);
г) фуникулеры, в том числе работающие в туннелях и на эстакадах, с ручным или автоматическим управлением, подвижной состав которых перемещается по направляющим и приводится в движение одним или несколькими тяговыми канатами (далее - наземные канатные дороги, НКД).
6. Действие ФНП не распространяется на:
грузовые канатные дороги;
стационарные и передвижные аттракционы на канатной тяге, в том числе водные канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта;
паромы, приводимые в движение канатами.
7. Перевозку и хранение оборудования КД, узлов и деталей необходимо осуществлять с учетом требований по безопасности, предусмотренных технической документацией.
8. Техническая и эксплуатационная документация на КД должна быть выполнена на русском языке и соответствовать требованиям ФНП.
9. КД подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденными приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2020 г., регистрационный N 61391).
Эксплуатация КД при отрицательном заключении экспертизы промышленной безопасности запрещена.
КД введенные в эксплуатацию до вступления в силу ФНП и не модернизированные в соответствии с требованиями ФНП, должны проверяться на соответствие паспортным данным и разрешительной документации, выданной на них до вступления в силу ФНП.
10. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию КД в составе ОПО, находящуюся у нее во владении на праве собственности или ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация) обеспечивает содержание КД в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации соответствующего обслуживания, ремонта, производственного контроля, технических освидетельствований и экспертизы промышленной безопасности КД.
11. КД должны быть оснащены средствами (лестницы, площадки, проходы) для безопасного доступа ко всем зонам технического обслуживания. Части КД должны исключать скольжение, спотыкание или падение на них или с них, работников организации, осуществляющих эксплуатацию и/или техническое обслуживание КД (далее - персонал).
12. На КД и ее элементах наносятся четкие и нестираемые надписи о видах опасности. Информационные знаки устанавливаются в местах КД, где существует угроза опасности (причинения вреда жизни и здоровью граждан). Опоры КД нумеруются по порядку, начиная с нижней опоры.
13. Устройства аварийной остановки должны быть расположены в местах, доступных для обслуживающего персонала.
14. Информирование пассажиров должно осуществляться и при отключенном питании КД. Установка системы информирования пассажиров на БКД и ББКД не требуется.
II. Общие требования, предъявляемые к КД
Техническая документация КД
15. Техническая документация КД (кроме ББКД) должна содержать:
основные технические данные о КД, параметры отдельных элементов КД (канаты, зажимы, натяжные устройства, приводы, подвижной состав, тормоза, трасса, нагрузки);
план и профиль КД с данными о всех пересечениях с другими КД, трассами и прочими транспортными и водными путями, линиями электропередачи и связи, нефте-, газо-, водопроводами;
поперечные сечения (в масштабе 1:50 или 1:100) на станциях, трассе с указанием габаритов приближения при прохождении мимо построек и препятствий искусственного и естественного характера, находящихся в зонах безопасности;
комплект чертежей узлов, оборудования, гидравлическую, пневматическую, электрическую схемы, включая системы энергоснабжения, управления, связи и сигнализации;
техническое описание в случае отсутствия его в руководстве по эксплуатации;
руководство по эксплуатации;
паспорт (рекомендуемый образец паспорта ППКД и БКД приведен в приложении N 1 к ФНП, рекомендуемый образец паспорта НКД приведен в приложении N 2 к ФНП);
паспорта или сертификаты на механическое, электрическое оборудование и металлоконструкции;
руководство по использованию эвакуационного оборудования.
Техническая документация ББКД должна содержать:
паспорт КД (с указанием предельных параметров длины, перепада высот и производительности);
техническое описание в случае отсутствия его в руководстве по эксплуатации;
руководство по эксплуатации;
руководство по монтажу и демонтажу;
паспорта или сертификаты на механическое, электрическое оборудование и металлоконструкции.
В случае ведения технической и эксплуатационной (журналов, протоколов проверок, контрольных листов) документации КД в электронном виде должны соблюдаться условия, установленные настоящими ФНП требования к ее содержанию и заполнению.
16. Техническая документация КД дополнительно должна содержать для:
НКД - расчет несущих конструкций и основания трассы, значения усилий натяжения каната, опорных усилий прилегания тягового каната на поддерживающих конструкциях, а также габарита приближения строений, хода натяжного груза или штока гидравлического цилиндра (в случае их наличия), максимальной мощности привода и требуемого тормозного усилия, а также гарантированного восприятия окружного усилия;
ППКД - расчет нагрузок на металлоконструкции, механическое и электрическое оборудование КД, фундаменты и определение провесов канатов (далее - расчет продольного профиля), усилий натяжения канатов, значения углов наклона канатов и опорных усилий прилегания на поддерживающих конструкциях, а также габарита приближения строений, провесов, хода натяжного груза или гидроцилиндра, максимальной мощности привода, требуемого тормозного усилия, а также гарантированного восприятия окружного усилия;
БКД - расчет продольного профиля, усилий натяжения каната, значения углов наклона каната и опорных усилий прилегания каната на поддерживающих конструкциях, а также габарита приближения строений, провесов, хода натяжного груза или гидроцилиндра, максимальной мощности привода и требуемого тормозного усилия, а также гарантированного восприятия окружного усилия.
17. Руководство по эксплуатации, разработанное организацией - изготовителем КД или ее элемента (дубликат руководства по эксплуатации, представленный организацией - изготовителем КД или в случае ее отсутствия - организацией, имеющий допуск к работам по проектированию), должно включать:
идентификационные данные рабочей документации КД;
наименование, тип КД;
наименование организации-изготовителя КД;
назначение и технические характеристики;
указания по наладке, регулировке, техническому обслуживанию и ремонту;
порядок проведения испытаний, проверок и их периодичности;
правила эксплуатации КД;
меры по обеспечению безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании, всех видах ремонта, ревизии, диагностировании, испытаниях;
назначенные показатели в зависимости от конструктивных особенностей - срок службы или ресурс канатной дороги;
перечень возможных неисправностей, отказов и способы их устранения;
сведения о быстроизнашиваемых деталях и критериях их замены;
требования к работникам, осуществляющим эксплуатацию и/или техническое обслуживание КД;
указания по использованию и меры по обеспечению безопасности при перевозке пассажиров;
сведения об эвакуационном оборудовании, которое должно входить в комплект КД и способах его применения (кроме БКД и ББКД).
Трасса, зоны безопасности КД
18. Расположение трассы КД должно обеспечивать безопасность пассажиров, персонала и третьих лиц во время эксплуатации КД и при ее остановке.
19. Расположение трассы КД должно учитывать:
особенности ландшафта, в том числе с точки зрения проведения комплекса мероприятий по избавлению людей от опасности, возникшей вследствие аварии или инцидента на КД (далее - эвакуации);
опасности природного характера.
Специальные требования к трассе НКД
20. Прокладку трассы НКД следует выбирать с учетом:
бокового ускорения подвижного состава;
надежности прохождения каната по роликам;
равномерного распределения нагрузки на колеса;
характеристик подвижного состава;
диапазона досягаемости рукой пассажира, составляющего:
1 м - при полностью открывающихся окнах и в открытых вагонах;
0,2 м - для откидывающихся окон, открывающихся на 0,2 м, причем нижняя кромка открытого окна должна находиться на высоте не менее чем 1,8 м от пола кабины;
0,5 м - для откидывающихся окон, открывающихся на 0,2 м, причем нижняя кромка открытого окна должна находиться на высоте не менее чем 1,5 м от пола вагона.
21. Коэффициент устойчивости подвижного состава во всех направлениях с учетом неблагоприятного действия на него нагрузок должен быть не менее:
2,0 - с учетом силы ветра при движении подвижного состава;
1,4 - с учетом силы ветра в нерабочем состоянии подвижного состава и при открытых станциях.
22. Максимальный продольный уклон пола вагона относительно горизонтали не должен превышать +/- 11°30'. При этом максимальный фактический продольный уклон рельсового пути относительно горизонтали не должен превышать +/- 60°.
23. При определении длины участка разъезда следует учитывать:
тормозной путь вагона, идущего к нижней станции после срабатывания колодочного тормоза вследствие возникновения слабины каната;
тормозной путь вагона, идущего к верхней станции, вследствие движения по инерции с последующим освобождением колодочных тормозов из-за возникновения слабины каната, изменения направления движения (если такое происходит) и/или превышения скорости.
24. Радиус поворота пути на линии вне зон разъезда и приближения к станциям должен составлять не менее 50 м.
Радиус поворота может быть уменьшен в зоне подъезда к станциям при условии соблюдения требования пункта 26 ФНП.
25. Динамические габариты трассы, определяемые габаритами подвижного состава, составляют +/- 0,05 м.
26. Боковое ускорение не должно превышать 0,65 м/с2. В рабочем режиме движения ускорение/замедление не должно превышать 0,35 м/с2.
27. В аварийном режиме замедление не должно превышать 3,2 м/с2.
Специальные требования к трассе ППКД
28. ППКД в плане должна быть прямолинейна с допустимыми отклонениями каната на опоре в плане не более:
для несущих канатов - 17';
для несуще-тяговых канатов - 30'.
В случае увеличения отклонения в плане несущих, тяговых и несуще-тяговых канатов ППКД должны соблюдаться условия использования угловой станции или металлоконструкции КД с установленным на ней оборудованием, предназначенной для поддержания канатов по линии КД на проектной высоте (далее - линейная опора) со специальным оборудованием на оголовке.
29. При равномерном движении груженого подвижного состава следует учитывать добавочную величину провеса каната для:
несущих канатов - 10%;
тяговых и несуще-тяговых канатов - 20%.
30. Максимальные значения углов поперечного раскачивания подвижного состава должны составлять для закрытых кабин и открытого подвижного состава без пассажиров - 19°30'. В случае установки на оборудовании направляющих это значение может быть уменьшено:
при движении подвижного состава без проводника со скоростью более 5 м/с - до 14°20';
при движении подвижного состава без проводника со скоростью до 5 м/с - до 11°30'.
31. Максимальное значение угла поперечного раскачивания для кабин с проводником и кабин, оснащенных дистанционным управлением, с помощью которого можно остановить дорогу или регулировать скорость движения, составляет:
при скорости больше 7 м/с - 8°35';
при скорости меньше или равной 7 м/с - 6°50'.
32. Максимальное значение угла поперечного раскачивания для груженых открытых кабин и кресел с учетом диапазона досягаемости рукой, ногой пассажира и лыжами - 11°30'.
33. Максимальное значение угла продольного раскачивания подвижного состава для:
кольцевых и маятниковых КД на трассе - 19°30'.
маятниковых КД на станциях - 8°35'.
34. Диапазон досягаемости рукой, ногой, лыжами:
диапазон досягаемости рукой составляет для кабин:
1 м - при всех открытых окнах;
0,2 м для откидывающихся окон, открывающихся на 0,2 м (нижняя кромка открытого окна должна находиться от пола кабины на высоте не менее 1,8 м);
0,5 м для откидывающихся окон, открывающихся на 0,2 м (нижняя кромка открытого окна должна находиться от пола кабины на высоте не менее 1,5 м);
у открытых кабин и кресел диапазон досягаемости рукой составляет 1 м со всех сторон и на высоте от поверхности сиденья кресла 1 м;
на дорогах с перевозкой пассажиров в кабинах стоя диапазон досягаемости рукой составляет 1 м со всех сторон кабины;
диапазон досягаемости лыжами находится ниже уровня сидения на 0,5 м и параллельно ему. Длина зоны для лыж составляет 1 м.
35. Расстояние в плане между ветвями тягового или несуще-тягового канатов, или рельсами (далее - колея канатной дороги) должна быть такой, чтобы при отклонении кресел (кабин) внутрь колеи на 11°30' между ними был просвет не менее:
для одноканатных дорог с кольцевым движением отцепляемого и неотцепляемого подвижного состава:
при расстоянии по горизонтали между соседними опорами на трассе (далее - пролет) длиной до 200 м - 1 м;
в пролете длиной более 200 м - 1 м + 0,2 м на каждые дополнительные (полные или неполные) 100 м;
для двухканатных дорог с кольцевым движением отцепляемого подвижного состава и с маятниковым движением:
в пролете длиной до 300 м - 1 м;
в пролете длиной более 300 м - 1 м + 0,2 м на каждые дополнительные (полные или неполные) 100 м.
На линии ППКД при отклонении подвижного состава в поперечном направлении на 11°30' между крайней точкой подвижного состава и иными элементами КД внутри колеи КД должен быть просвет не менее 0,3 м.
Специальные требования к трассе БКД и ББКД
36. Буксировочная дорожка должна располагаться так, чтобы в случае длительной остановки дороги или падения пассажира на буксировочной дорожке все пассажиры могли самостоятельно быстро покинуть линию подъема (буксировочную дорожку).
37. Длина ББКД в плане не должна превышать 400 м, при этом вся буксировочная дорожка должна быть видна с конечных станций.
38. Продольный уклон буксировочной дорожки не превышает следующих значений:
для ББКД:
у шкивов - 14°;
на линии - 22°;
для БКД:
с двухместными буксировочными устройствами - 26°;
с одноместными буксировочными устройствами - 30°.
Продольный уклон на отдельных участках БКД с двухместными буксировочными устройствами может быть увеличен до 30°, если до и после таких участков расположены пологие участки с уклоном до 20° длиной равной длине участка с увеличенным продольным уклоном.
39. Поперечный уклон буксировочной дорожки не допускается.
40. Ширина буксировочной дорожки должна быть не менее:
у двухместных БКД - 2,5 м;
у одноместных БКД - 2 м.
Эту ширину необходимо увеличивать на мостах и во впадинах на 0,5 м.
41. Максимальное значение угла поперечного раскачивания буксировочных устройств не должно превышать 11°30'.
42. Узел соединения буксировочного устройства с тяговым канатом должен иметь упоры, ограничивающие продольное качание жесткой части устройства на угол +/- 80° от вертикали.
Зоны безопасности КД
43. При определении габаритов КД должны учитываться отклонения, провесы канатов и подвижного состава под действием ветровой нагрузки при работе дороги, а также провесы и отклонения несущих, несуще-тяговых, тяговых и других канатов при остановленной дороге и воздействии нормативной ветровой нагрузки в месте размещения КД.
44. При определении расстояний от низших точек КД к расчетной величине статического провеса должна добавляться составляющая, учитывающая динамический характер нагрузок при ее работе. За указанную составляющую принимается наибольшая из следующих величин:
10% наибольшего провеса несущего каната в данной точке;
20% наибольшего провеса тягового или несуще-тягового каната в данной точке.
45. Безопасное пространство, которое может быть занято человеком, находящемся в движении, вызванном использованием оборудования КД (далее - зона безопасности) не должно пересекаться с зоной безопасности другой КД, транспортного пути или с местом прохождения линии электропередачи.
46. При прохождении КД в лесистой местности необходимо исключить возможность падения деревьев на линию КД, ее элементы, оборудование и подвижной состав. Просека под линией канатной дороги должна иметь ширину не менее колеи КД с учетом поперечных колебаний канатов и подвижного состава. Исключения составляют случаи, когда проектом КД не предусмотрена вертикальная эвакуация пассажиров с подвижного состава.
47. Все пересечения КД или параллельное следование с ней железных дорог, линий электропередачи, рек, каналов и других водных препятствий, шоссе, прокладка дороги над сооружениями, а также установка опор и станций КД вблизи аэродрома должны быть согласованы на стадии проектирования КД с организациями в ведении которых находится контролируемая местность (пространство), в которую попадает трасса КД.
48. Прохождение трассы КД над территорией детских дошкольных и образовательных организаций запрещено.
49. При пересечении и сближении высоковольтной линии (далее - ВЛ) электропередачи с ППКД такие сближения и пересечения должны быть на этапе проектирования КД согласованы с владельцем ВЛ, а также должны быть выполнены следующие требования:
расстояние от подвижных частей ППКД до опор ВЛ не должно быть меньше 4 м;
угол пересечения в плане линии ППКД и линии ВЛ не должен быть меньше 15°;
расстояние от проводов ВЛ до элементов ППКД, учитывая все отклонения проводов ВЛ и элементов ППКД в метрах, должно быть не меньше 1,5 + 0,015U, где U - номинальное напряжение ВЛ (в вольтах);
ВЛ напряжением до 1 кВ должна проходить под ППКД, при этом ППКД должна иметь снизу мостки и/или сетки для ограждения проводов ВЛ;
провода ВЛ напряжением свыше 1 кВ должны располагаться над ППКД и иметь заземленные защитные устройства, предотвращающие падение проводов на элементы ППКД. В случае прохождения ВЛ до 220 кВ под ППКД последние должны быть оборудованы мостками ограждения проводов ВЛ. Крепление мостков на опорах ВЛ не допускается.
Специальные требования к зонам безопасности НКД
50. Минимальный габарит от зон досягаемости рукой до препятствий по горизонтали и вертикали, а также между зонами досягаемости рукой движущихся навстречу вагонов должен составлять 0,1 м.
51. Проходы для персонала и эвакуации пассажиров вдоль трассы должны иметь ширину не менее 0,6 м и высоту не менее 2,0 м. Переезды и пешеходные переходы, пересекающиеся с трассой, должны располагаться на разных уровнях с рельсовым путем, направляющими или эстакадой фуникулера.
Специальные требования к зонам безопасности ППКД
52. На станциях кресельных канатных дорог боковое безопасное расстояние между свободно висящим креслом без пассажиров и неподвижными деталями ППКД на уровне сиденья должно составлять:
со стороны оси дороги - не менее 0,8 м от края кресла;
снаружи - не менее 1 м от края кресла.
Если поперечное раскачивание кресел на станциях ограничивается направляющими, то безопасное расстояние со стороны оси дороги может быть снижено до 0,6 м.
53. При установке направляющих подвижного состава ППКД необходимо соблюдать следующие требования:
направляющие не должны наносить повреждения канатам с учетом продольного раскачивания подвижного состава;
направляющие на линейном оборудовании трассы устанавливают для ограничения поперечного раскачивания кабин вне диапазона досягаемости рукой и на высоте нахождения центра тяжести кабины;
направляющие на станциях или в непосредственной близости от них необходимо устанавливать вне диапазона досягаемости рукой;
направляющие на станциях должны быть установлены таким образом, чтобы кабины при продольных колебаниях 14°20' и одновременных поперечных колебаниях 14°20' не могли соприкасаться;
направляющие на станциях устанавливают для ограничения поперечного раскачивания кресел на 28°30';
направляющие на опорах и направляющие планки на кабинах необходимо располагать так, чтобы обеспечить безопасное движение кабин при одновременных продольных колебаниях на 19°30' и поперечных колебаниях на 11°30'. У подвесных канатных дорог с двумя несущими канатами поперечное раскачивание уменьшают до 9°45'.
54. Ко всем сооружениям ППКД должны быть предусмотрены подходы (подъезды).
55. Расстояние по вертикали от низшей точки подвижного состава ППКД до земли должно быть не менее:
3 м - с учетом снежного покрова в тех местах, где возможно присутствие людей;
2 м - с учетом снежного покрова в тех местах, где исключается присутствие людей.
Расстояние по вертикали от низшей точки подвижного состава ППКД должно быть не менее:
1,5 м - до верха деревьев;
2 м - до высшей точки здания или сооружения, находящегося под трассой ППКД, а также до верха железнодорожного, автодорожного или судоходного габарита.
56. Максимальное расстояние от низшей точки подвижного состава до поверхности земли или воды для ППКД с закрытым подвижным составом не должно превышать 60 м. Расстояние до земли или воды на отдельных участках трассы КД может превышать 60 м, если на таком участке находятся не более 5 кабин на каждой ветви каната.
57. Для участков трассы КД, где проектом предусмотрена эвакуация вдоль каната, высота от подвижного состава до земли не ограничена.
58. Максимальное расстояние по вертикали от низа подвижного состава до земли или водной поверхности для ППКД с открытым подвижным составом (кресла, полуоткрытые кабины) не должно превышать 18 м.
На участках протяженностью не более 1/3 длины пролета ППКД с открытым подвижным составом разрешается увеличение не более чем на 10 м от максимального расстояния по вертикали от низа подвижного состава до земли или водной поверхности.
Специальные требования к зонам безопасности БКД
59. Приближение строений или естественных препятствий к внешним габаритам БКД должно составлять не менее 2 м.
60. Естественные препятствия, которые могут представлять опасность для пассажиров, должны быть ограждены.
61. Если буксировочная дорожка проходит рядом с местом катания лыжников, то буксировочную дорожку необходимо обозначить (выделить).
62. В случае параллельного прохождения двух БКД, когда оба тяговых каната со стороны подъема проходят рядом друг с другом, минимальное расстояние между буксировочными дорожками должно составлять 3,2 м.
При параллельном прохождении БКД и ББКД минимальное расстояние между буксировочными дорожками должно составлять 15 м.
63. Пересечения БКД с трассами для катания и путями передвижения людей и транспорта на одном уровне не допускаются.
64. При пересечении на разных уровнях БКД с трассами для катания и путями передвижения людей и транспорта должны быть сооружены мостки. При этом трасса для перемещения пассажиров БКД на мостиках должна иметь сплошное ограждение в виде стенки высотой не менее 1,1 м от снежного покрытия.
65. Высота прохождения тягового каната у БКД с барабанными буксировочными устройствами должна обеспечить прохождение опорных тарелок и траверс на расстоянии не менее 2,3 м над поверхностью снежного покрова по всей длине трассы.
66. Угол между вытянутым вытяжным канатом и нормалью должен оставаться не менее 17° при всех условиях эксплуатации.
67. У БКД с буксировочными устройствами штангового типа расстояние от тягового каната до снежного покрова не должно превышать длины буксировочного устройства с нагрузкой на опорную тарелку или траверсу - 200 Н.
68. На ББКД канат на стороне подъема должен проходить на одинаковой высоте по всей длине трассы.
Проходы и рабочие зоны КД
69. Движущиеся и вращающиеся части КД, находящиеся в зонах, где могут находиться пассажиры, а также в зонах площадок обслуживания, должны быть оборудованы защитными устройствами.
70. Помещение оператора и другие помещения, в которых персонал осуществляет контроль эксплуатации КД, должны быть расположены так, чтобы были видны зоны входов и выходов, у кресельных канатных дорог - зоны стабилизации, зоны безопасности и приближения, у дорог с отцепляемыми зажимами - также зоны посадки-высадки.
71. Проходы для пассажиров и персонала должны быть безопасными при любых погодных условиях.
Проходы для пассажиров и персонала, используемые пешеходами, не должны иметь уклон более 5°. При большем уклоне они должны быть оборудованы лестницами.
72. Проходы для пассажиров, за исключением зон посадки-высадки, должны быть расположены за пределами зон безопасности.
73. Высота проходов для пассажиров под транспортными путями и рабочими зонами должна быть не менее 2,5 м.
На рабочих площадках обслуживания подвижного состава и в местах расположения проходов для персонала, где нависают детали конструкции, достаточно прохода высотой 2 м. Эти детали конструкции должны быть обозначены (выделены) и освещены.
74. Минимальная ширина проходов для пассажиров должна соответствовать пропускной способности дороги и быть не менее 1,25 м.
Контрольные зоны для предъявления проездных документов и входы для КД с креслами и БКД должны быть шириной не менее 0,6 м.
75. Для доступа пассажиров в креслах-каталках подъездные пути должны быть оборудованы:
полом с горизонтальной поверхностью или поверхностью с уклоном не более 3°, исключающим скольжение кресел-каталок;
пандусом с уклоном до 5° с горизонтальными площадками длиной 1,5 м через каждые 10 м;
лестничными площадками для изменения направления движения кресел-каталок;
порогами высотой не более 0,02 м.
проходами в контрольных зонах для предъявления проездных документов и входами для КД шириной не менее 0,9 м.
76. Проходы и площадки, которые находятся выше уровня земли, должны быть ограждены перилами высотой не менее 1 м и сплошным ограждением по низу на высоту не менее 0,1 м.
77. На станциях, расположенных горизонтально, на которых пассажиры производят посадку и высадку, расстояние по горизонтали между подвижным составом (кабины и вагоны) и краем платформы должно составлять не более 0,05 м.
78. У КД с креслами расстояние между поверхностью земли и креслом в зонах посадки-высадки должно составлять при статической нагрузке 500 +/- 50 мм, которое измеряют от середины передней кромки сиденья кресла. При измерении учитывают высоту снежного покрова.
Высота от пола станции по вертикали должна позволять прохождение груженого кресла КД с опущенной подножкой.
Угол поперечного уклона сиденья при односторонней статической нагрузке в зоне посадки-высадки не должен превышать 5°.
79. Для предотвращения травмирования персонала со стороны буксировочных устройств, натяжного груза или других подвижных частей, механизмов и элементов БКД при их неконтролируемом движении в зонах станций БКД должны быть установлены ограждения.
Зоны посадки и высадки кресельных КД
80. Зоны посадки на КД с креслами следует устраивать в соответствии с параметрами, изображенными на рисунке 1.
Рисунок 1. Зоны посадки на кресельных КД
1 - зона посадки; 2 - зона стабилизации; 3 - зона
безопасности; 4 - защитная сетка; 5 - зона безопасных
расстояний до земли; 6 - путь, который проходит кресло
при остановке дороги рабочим тормозом; E - точка
посадки; S - линия прохождения сидений кресел.
81. Посадочные площадки КД с креслами выполняются горизонтальными.
Длина зоны посадки пешеходов и лыжников составляет от 2,5 до 3,5 м. Расстояние от начала зоны посадки до точки посадки E составляет не более 1/3 длины зоны посадки.
Начало посадочной площадки у КД с креслами с неотцепляемыми зажимами располагается на участке после объезда шкива креслами. В конце площадки должна располагаться зона стабилизации, а сразу за ней зона безопасности согласно рисунку 1.
Длина зоны стабилизации должна соответствовать расстоянию, проходимому креслом на рабочей скорости за 3,5 с. Начало зоны стабилизации, отсчитывается от точки посадки E. Зона безопасности располагается сразу после зоны стабилизации кресла и заканчивается на расстоянии равном длине пути, проходимого креслом за 7 с (начиная от точки посадки E).
За зоной посадки по направлению движения КД до места, в котором высота прохождения кресла достигает 2 м, и в этой же зоне прохождения встречных кресел должны быть предусмотрены свободные габариты снаружи КД, считая от края кресла:
0,6 м при скорости движения подвижного состава до 1,3 м/с,
0,8 м при скорости движения подвижного состава свыше 1,3 м/с.
В зоне безопасности, где расстояние от низа подвижного состава до поверхности земли превышает 3 м или уклон профиля в конце зоны стабилизации составляет более 60°, необходима установка улавливающих защитных сеток (позиция 4 на рисунке 1) на расстоянии не более 1,5 м по высоте от линии прохождения сидения кресел, длиной не менее 3 м вдоль направления движения кресел и на 0,5 м выступающей вправо и влево относительно проекции кресла на горизонтальную плоскость.
82. В зоне стабилизации необходимо выдерживать расстояние до земли не более 1,5 м, а в зоне безопасности - не более 3 м.
Кроме того, расстояние до земли на участке 6 рисунка 1 должно быть не более 8 м.
83. Для пешеходов и для лыжников на КД должны быть предусмотрены отдельные входы.
84. Неподвижные конструкции устройств регулировки входов (турникеты) должны быть размещены на расстоянии не менее 0,6 м от подвижного состава.
85. Движение КД с отцепляемым подвижным составом должно обеспечиваться с постоянной скоростью как минимум до середины зоны посадки на станции.
86. В зоне посадки лыжников с посадочным конвейером на кресельных канатных дорогах с неотцепляемым подвижным составом необходимо выполнять следующие требования:
скорость конвейера должна зависеть от скорости несуще-тягового каната и не должна превышать 1 м/с;
скорость подвижного состава и посадочного конвейера не должна превышать значений, приведенных в пункте 179 ФНП;
необходимо установить длину посадочного конвейера и устройства регулировки входов и их взаимодействие так, чтобы посадка заканчивалась не дальше, чем за 1 м до конца ленты конвейера;
вход лыжников на посадку должен быть расположен по направлению к посадочному конвейеру и должен управляться устройством, определяющим положение подвижного состава.
При неисправности автоматического управления входами использование посадочного конвейера запрещено.
87. В зоне посадки должны быть установлены следующие указатели:
"Место посадки";
"Опустить скобу безопасности или защитный колпак";
"Не прыгать из кресла";
"Не раскачиваться".
88. Места высадки для кресельных канатных дорог располагаются горизонтально.
89. Расстояние до земли в зоне приближения должно составлять не более 3 м и должно уменьшаться по ходу движения. На этом расстоянии в соответствии с профилем и (или) расположением несуще-тягового каната устанавливаются защитные сетки.
В зоне приближения подвижного состава к верхней станции КД с отцепляемым подвижным составом колесному конвейеру должен предшествовать горизонтальный участок каната, длина, которого обеспечивает остановку подвижного состава на указанном участке в случае выхода подвижного состава с конвейера с открытым зажимом.
90. При перепаде высот в зоне высадки более чем на 1 м в начале наклонного участка или при расстоянии до земли более 3 м устанавливаются защитные сетки.
91. Зоны высадки КД с креслами следует устраивать в соответствии с параметрами, изображенными на рисунке 2.
Рисунок 2. Зоны высадки КД с креслами
1 - зона высадки; 2 - зона приближения; 3 - зона
безопасности; 4 - защитная сетка; S - линия прохождения
сидений кресел.
Длина зоны приближения должна соответствовать расстоянию, проходимому креслом на рабочей скорости за 5 с. Расстояние от низа подвижного состава до поверхности земли в этой зоне не должно превышать 3 м и уменьшаться по мере приближения к зоне высадки до значения, указанного в пункте 78 ФНП.
В зоне приближения, где расстояние от низа подвижного состава до поверхности земли превышает 3 м или уклон профиля составляет более 30°, необходима установка улавливающих защитных сеток (позиция 4 на рисунке 2) на расстоянии не более 1,5 м по высоте от линии прохождения сидения кресел и длиной не менее половины зоны приближения.
Перед зоной высадки по направлению движения КД от места, в котором высота прохождения кресла достигает 2 м, и в этой же зоне прохождения встречных кресел должны быть предусмотрены свободные габариты снаружи КД не менее 1,25 м.
92. При перевозке лыжников после зоны высадки устраивается наклонный съезд, обеспечивающий соблюдение следующих требований:
лыжники должны продолжить движение без резкого изменения направления;
уклон съезда должен составлять от 15% до 25%;
длина наклонного съезда должна быть достаточной для ухода лыжников из зоны возможного контакта с креслом до обеспечения безопасного расстояния с ним и составлять не менее 0,5 м;
для КД с креслами с неотцепляемыми зажимами наклонный спуск должен начинаться не менее чем за 1,5 с до прохождения креслом оси обводного шкива;
для КД с креслами с отцепляемыми зажимами наклонный спуск должен начинаться за 1,5 с до изменения направления движения кресел.
93. Если на КД с креслами с неотцепляемыми зажимами пассажир не успел выйти из кресла, КД должна быть автоматически остановлена.
94. В зоне высадки должны быть установлены следующие указатели:
"Поднять носки лыж";
"Открыть скобу безопасности или защитный колпак";
"Место высадки".
Зоны посадки и высадки БКД и ББКД
95. Входы и зоны посадки должны быть оборудованы с учетом пропускной способности и равномерного прохода пассажиров. Зона посадки должна быть расположена горизонтально.
96. На ББКД должна быть исключена возможность приближения лыжника к шкивам.
97. На БКД с буксировочными устройствами барабанного типа и самообслуживанием расстояние между опорной тарелкой или траверсой и поверхностью снежного покрова в зоне посадки должно составлять 0,6 - 1,0 м. При наличии в месте посадки персонала, подающего лыжникам буксировочные устройства, высота прохождения траверсы (тарелки) над снежным покровом должна быть не менее 1,6 м.
98. В зоне посадки должны быть установлены следующие указатели:
"Не выходить за пределы буксировочной дорожки";
"При падении немедленно покинуть буксировочную дорожку";
"Высадка и посадка на трассе запрещены";
"Взять лыжные палки в одну руку";
"Запрещено применять стиль "слалом" при движении по дорожке".
Перед участками буксировочной дорожки БКД, не просматривающихся операторами с конечных станций, должны повторяться знаки "не выходить за пределы буксировочной дорожки", "при падении немедленно покинуть буксировочную дорожку" и "запрещено применять стиль "слалом" при движении по дорожке".
99. Зону высадки необходимо располагать так, чтобы ее можно было быстро покинуть и обеспечить приведение буксировочных устройств в исходное состояние.
100. В зоне высадки БКД с буксировочными устройствами барабанного типа барабаны должны проходить на высоте не менее 2,3 м от поверхности снежного покрова. При этом после высадки пассажира вытяжной канат не должен перехлестываться с конструкциями дороги и буксировочными устройствами на стороне спуска.
Расстояние от тягового каната БКД со штанговыми буксировочными устройствами до поверхности снежного покрова должно быть не меньше длины собранного буксировочного устройства.
101. Угол уклона зоны высадки не должен превышать 6°.
102. На верхней станции расстояние (L) между началом пункта отцепления лыжников и точкой вхождения каната на шкив или балансир должно обеспечивать принятие буксировочным устройством исходного положения, а именно:
при устройстве барабанного типа L >= 12 V;
при устройстве штангового типа L >= 4 V, где V - максимальная скорость дороги м/с.
Указанные расстояния могут быть сокращены (при отсутствии в руководстве по эксплуатации БКД положений, исключающих такую возможность), если приняты технические меры, обеспечивающие беспрепятственный и безопасный проход буксировочного устройства вокруг шкива и принятие буксировочным устройством исходного положения.
103. За зоной высадки устанавливают устройства контроля, автоматически останавливающие дорогу, в следующих случаях:
пассажир не успел отпустить буксировочное устройство;
буксировочное устройство не вернулось в исходное состояние.
104. На трассе ББКД устройства контроля располагают за зоной высадки так, чтобы исключить возможность приближения пассажира к шкивам.
105. В зонах высадки должны быть установлены информационные знаки:
предварительное оповещение о месте высадки;
отпустить буксировочное устройство;
не задерживаться в месте высадки.
Канаты КД
106. Стальные канаты, применяемые на КД, должны быть грузо-людского назначения, нераскручивающиеся. Соответствие каната должно подтверждаться сертификатом, выданным организацией-изготовителем каната.
При утере сертификата канат до навески на КД должен быть испытан на аттестованной канатоиспытательной станции. После проведения испытаний должно быть выдано свидетельство об испытании.
107. Прочность канатов при растяжении должна соответствовать параметрам, определяемым по формуле:
F0 >= Skз,
где:
F0 - разрывное усилие каната в целом, принимаемое по сертификату или свидетельству об испытании;
S - наибольшее натяжение каната;
kз - минимальный коэффициент запаса прочности (отношение между разрывным усилием каната в целом и максимальным расчетным усилием натяжения каната), принимаемый в соответствии с критериями, приведенными в пунктах 116 - 120 ФНП.
108. При указании в сертификате (свидетельстве об испытании) организации-изготовителя суммарного разрывного усилия всех проволок разрывное усилие каната в целом определяется путем умножения суммарного разрывного усилия всех проволок на коэффициент потери сечения.
109. Коэффициент потери сечения составляет:
для круглопрядных канатов - 0,83;
для канатов закрытой конструкции - 0,9.
110. Выбор каната должен производиться в соответствии с критериями, приведенными в таблице N 1.
Применение каната, не соответствующего комплекту поставки КД, согласовывается с организацией-изготовителем КД.
Критерии выбора стальных канатов
Таблица N 1
Наименование каната
Тип подвесной канатной дороги
Одноканатная или сдвоенная одноканатная дорога
Двухканатная дорога
Несущий канат (канат, по которому перемещается подвижной состав КД)
Канат закрытой конструкции
Несуще-тяговый канат (канат для перемещения прикрепленного к нему подвижного состава)
Канат двойной свивки
Тяговый канат (канат для перемещения подвижного состава по несущему канату или рельсам, а также пассажиров по грунту или иной поверхности)
Канат двойной свивки
Натяжной канат (канат, обеспечивающий натяжение несущего, несуще-тягового или тягового каната)
Канат двойной свивки
Спасательный канат
Барабанная лебедка
Канат двойной свивки
Канатная петля
Канат двойной свивки
Эвакуационный канат
Канат двойной свивки
Вантовый канат
Канат двойной свивки, канат закрытой конструкции
Канат для подвески сигнального кабеля
Канат одинарной или двойной свивки
Наименование каната
Тип канатной дороги
Наземная КД
Буксировочная КД
Безопорная БКД
Буксировочная с отцепляемыми буксировочными устройствами
Буксировочная с неотцепляемыми буксировочными устройствами
Тяговый канат
Канат двойной свивки
Канат двойной свивки или полимерный канат
Канат двойной свивки
Канат буксировочного устройства
Канат одинарной свивки, органический или полимерный канат
Натяжной канат (включая сдвоенные канаты)
Канат двойной свивки
Спасательный канат
Барабанная лебедка
Канат двойной свивки
Канатная петля
Канат двойной свивки
Эвакуационный канат
Канат двойной свивки, органический или полимерный канат
Вантовый канат
Канат закрытой конструкции или канат двойной свивки
Канат для подвески сигнального кабеля
Канат одинарной или двойной свивки
Канат тормозного привода
Канат двойной свивки
111. Выбор вида крепления концов каната должен соответствовать параметрам, приведенным в таблице N 2.
Варианты крепления концов каната
Таблица N 2
Наименование каната
Вид крепления концов каната
Заливной канатный замок
Зажимная муфта
Барабан
Винтовой зажим
Канатный замок
Счалка
Зажимная канатная петля
Запрессованная канатная петля
Рычажная лебедка
Несущий канат
Да
Да
Тяговый канат
Да
Да
Да
Да
Да
Несуще-тяговый канат
Да
Натяжной канат
Да
Да
Да
Тормозной канат
Да
Да
Вантовый канат
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Сигнальный кабель
Спасательный канат
Эвакуационный канат
112. Количество счалок при сращивании тяговых и несуще-тяговых канатов должно быть минимальным и определяться с учетом длины поставляемых канатов.
Минимальная длина счалки должна быть не менее 1200dk (dk - номинальный диаметр каната). При выполнении двух счалок и более расстояние между ними должно быть не менее 3000 dk.
113. Диаметр каната в зоне счалки, измеренный в натянутом состоянии, не должен превышать фактический диаметр более чем на:
5% - между узлами счалки;
15% - в месте узлов счалки для КД с неотцепляемым зажимом;
10% - в месте узлов счалки для КД с отцепляемым зажимом.
114. Сращивание несущего каната, а также сращивание натяжных канатов не разрешается.
115. Разрешается производить сращивание концов тяговых канатов ББКД с использованием специальных приспособлений с клиновыми замками.
116. Минимальный коэффициент запаса прочности несущих канатов должен соответствовать указанному значению для следующих трех условий:
Рабочее состояние без активированного тормоза ловителя на несущем канате
3,15
Рабочее состояние с активированным тормозом ловителя на несущем канате
2,7
В нерабочем режиме с учетом климатических условий
2,25
117. Минимальный коэффициент запаса прочности тяговых канатов должен соответствовать следующим значениям:
Наземная КД
4,2
Маятниковая КД без тормоза ловителя на несущем канате
4,5
Маятниковая КД с тормозом ловителя на несущем канате
3,8
Двухканатная КД замкнутого цикла только для одного направления
4
Буксировочная КД
4
118. Минимальный коэффициент запаса прочности для несуще-тяговых канатов равняется 4.
119. Минимальный коэффициент запаса прочности для натяжных канатов принимается равным 5. При двух или более идущих параллельно натяжных канатах без уравновешивания сил минимальный коэффициент запаса прочности для всех канатов в совокупности принимается равным 6.
120. Минимальный коэффициент запаса прочности для спасательных и эвакуационных канатов должен соответствовать следующим значениям:
Счаленные (замкнутые) в петлю канаты
Во время эксплуатации системы эвакуации
3
Вне режима работы эвакуационной систем (режим ожидания)
2,75
Канаты на канатных лебедках
5
121. Минимальный диаметр счаленных (замкнутых) спасательных канатов должен составлять не менее 15 мм.
122. Минимальный коэффициент запаса прочности для вантовых канатов и канатов для подвески кабеля должен соответствовать следующим значениям:
Во время эксплуатации
Без учета льда
3
С учетом льда
2,5
Вне рабочего режима, с учетом климатических условий
2
123. Отношение между минимальным натяжением каната и весом единицы груженого подвижного состава рассчитывают со следующими минимальными коэффициентами:
Несущий канат с натяжным устройством
10
Несущий канат с заякоренными концами
8
Несуще-тяговый канат и тяговый канат
Подвижной состав с одним или двумя зажимами с расстоянием между ними меньше 2 шагов свивки каната
15
Подвижной состав с 2 зажимами с расстоянием между ними 2 и более шагов свивки каната
12
124. Отношение между минимальным натяжением каната и нагрузкой на одно ходовое колесо подвижного состава должны рассчитываться с минимальными коэффициентами:
Несущий канат
Колесо с мягкой футеровкой - модуль эластичности равен или меньше 5000 н/мм2
60
Колесо с жесткой футеровкой - модуль эластичности больше 5000 н/мм2
80
125. Отношение между минимальным натяжением несуще-тягового или тягового каната ППКД и нагрузкой на ролик балансира должно быть не менее 15.
126. Соотношение диаметра опорного элемента D к диаметру каната должно быть не меньше величины, указанной в таблице N 3.
Таблица N 3
Канат
Тип опорного элемента
Соотношение D/d
Несущий канат закрытой конструкции
Опорный элемент, по которому канат перемещается при эксплуатации (башмак на линейной опоре)
300
Опорный элемент, по которому канат перемещается при эксплуатации (роликовая цепь)
180
Опорный элемент, на котором канат лежит неподвижно (анкерный барабан, станционный башмак)
65
Тяговый многопрядный канат
Приводной и обводной шкивы
80
Шкив отклоняющий при угле обхвата, град:
свыше 30
80
свыше 20 до 30
60
свыше 10 до 20
50
до 10
40
Барабан лебедки
80
Стопорный барабан
22
Направляющий ролик на ездовой балке НКД
8
Несуще-тяговый многопрядный канат
Приводной и обводной шкивы
80
Шкив отклоняющий при угле обхвата, град:
свыше 30
80
свыше 20 до 30
60
свыше 10 до 20
50
до 10
40
Натяжной многопрядный канат
Опорный элемент, по которому канат перемещается при эксплуатации (отклоняющий, натяжной шкивы)
40
Опорный элемент, на котором канат лежит неподвижно
17
Несущий многопрядный канат для подвески кабеля
Опорный ролик
8
Анкерный барабан
15
Спасательный и эвакуационный многопрядные канаты
Опорный элемент, по которому канат перемещается при эксплуатации
60
Лебедка
30
Буксировочные канатные дороги
Натяжной многопрядный канат
Шкив отклоняющий
30
Шкив, барабан, лебедка, на которых канат лежит неподвижно при работе дороги
15
Тяговый многопрядный канат
Шкив приводной, обводной
60
Шкив отклоняющий, блок опорный при угле обхвата:
более 20 градусов
40
от 10 до 20 градусов
30
Нормы браковки стальных канатов
127. Браковку стальных канатов двойной свивки по числу обрывов следует производить в соответствии с параметрами, приведенными в таблице N 4.
Таблица N 4
N группы
Типовые примеры конструкций каната
Тип свивки
Сочетание направлений свивки
Длина контролируемого участка
Допускаемое число обрывов проволок
1
6 x 19 (1 + 6 + 6 / 6) + 1 о. с.
ЛК-Р
Крестовая
6 d
4
30 d
8
6 x 19 (1 + 6 + 6 / 6) + 7 x 7 (1 + 6)
ЛК-Р
Односторонняя
6 d
2
30 d
4
2
6 x 19 (1 + 9 + 9) + 1 о. с.
ЛК-О
Крестовая
6 d
6
30 d
12
6 x 19 (1 + 9 + 9) + 7 x 7 (1 + 6)
ЛК-О
6 x 25 (1 + 6; 6 + 12) + 1 о. с.
ЛК-З
Односторонняя
6 d
3
30 d
6
6 x 25 (1 + 6; 6 + 12) + 7 x 7 (1 + 6)
ЛК-З
3
8 x 19(1 + 6 + 6 / 6) + 1 о. с.
ЛК-Р
Крестовая
6 d
5
30 d
10
Односторонняя
6 d
2
30 d
5
4
6 x 31 (1 + 6 + 6 / 6 + 12) + 1 о. с.
ЛК-РО
Крестовая
6 d
9
30 d
19
6 x 31 (1 + 6 + 6 / 6 +12) + 7 x 7 (1 + 6)
ЛК-РО
Односторонняя
6 d
5
30 d
9
5
6 x 36 (1 + 7 + 7 / 7 + 14) + 1 о. с.
ЛК-РО
Крестовая
6 d
11
30 d
22
6 x 36 (1 + 7 + 7 / 7 + 14) + 7 x 7 (1 + 6)
ЛК-РО
Односторонняя
6 d
5
30 d
11
d - диаметр каната
При подсчете обрывов проволоки каната учитывают только один обрыв по длине проволоки на контролируемом участке, повторные обрывы этой проволоки не учитывают.
128. При уменьшении диаметра несуще-тяговых, тяговых и натяжных канатов в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
129. При уменьшении диаметра несуще-тяговых, тяговых и натяжных канатов в результате повреждения сердечника, внутреннего износа, обмятая на 10% от номинального диаметра канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
130. При износе высоты наружной фасонной проволоки замка на 50% и более канат закрытой конструкции бракуют.
131. Для оценки состояния внутренних проволок, а именно для контроля потери металлической части поперечного сечения проволок каната двойной свивки и закрытой конструкции (потери внутреннего сечения), вызванных обрывами, механическим износом и коррозией внутренних проволок, канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При выявлении с помощью дефектоскопа потери металлического сечения проволок, достигшей 10% и более, канат бракуют.
132. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
133. Не допускаются к дальнейшей работе канаты при обнаружении корзинообразной деформации, выдавливания сердечника, выдавливания проволок или расслоения прядей, местного увеличения диаметра каната, местного уменьшения диаметра каната, раздавленных участков, перекручиваний, заломов, перегибов, повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
134. Несущие канаты закрытой конструкции подлежат замене, если:
на участке, длиной равной 6dk, имеются разрывы двух и более смежных проволок наружного слоя;
оборванные концы наружных проволок каната выступают;
на участке, длиной равной 30dk, одна шестая часть (16,6%) проволок наружного слоя замка оборвана;
имеется выход из замка одной и более проволок наружного слоя без ее обрыва.
135. У тяговых канатов ББКД, выполненных из синтетических материалов, каждый видимый признак повреждения или ухудшения состояния каната (изменение диаметра, формы или расположения прядей) является критерием браковки каната.
136. Для несуще-тяговых и тяговых канатов по результатам браковки определяется возможность замены отдельных прядей или дефектных участков каната в целом. Решение о проведении ремонта канатов принимает эксплуатирующая организация.
137. После любого внешнего воздействия (укорачивание, ремонт, удар молнии, деформирование) на несуще-тяговые, тяговые и несущие канаты перед началом эксплуатации должна быть выполнена магнитная дефектоскопия каната.
138. Для тяговых канатов на анкерном устройстве только для первого и второго витков со стороны натяжения используют те же критерии отбраковки, что и для каната.
Двигатели, редукторы, трансмиссия КД
139. Климатическое исполнение применяемых на КД двигателей, редукторов и трансмиссии должно соответствовать условиям окружающей среды, в которой они будут эксплуатироваться.
140. Двигатели внутреннего сгорания должны быть жестко установлены на раме и должны иметь электростартерную систему пуска с питанием от аккумуляторной батареи.
141. В помещении станции, где установлен двигатель внутреннего сгорания, должен быть обеспечен приток воздуха. Отработавшие газы должны отводиться в атмосферу.
142. Использование плоских ремней в трансмиссии для передачи усилий запрещено.
143. Конечные положения переключающей (сцепной) муфты должны блокироваться механически и контролироваться системой управления КД.
144. Привод КД должен обеспечивать работу на скорости, необходимой для выполнения магнитной дефектоскопии несуще-тяговых, тяговых и несущих канатов.
Приводы ППКД и НКД
145. ППКД и НКД оборудуются не менее чем двумя двигателями с независимыми источниками питания - основным и аварийным.
Оборудование НКД аварийным приводом не требуется в случае, если конструктивно предусмотрена эвакуация пассажиров непосредственно из вагона на эвакуационные площадки (проходы).
146. Главный привод должен обеспечить пуск дороги, как порожней, так и загруженной, с ускорением для:
всех ППКД и НКД с ручным управлением не более 0,5 м/с2;
НКД с автоматическим управлением не более 0,75 м/с2.
147. Разрешается плавное регулирование скорости в пределах ее паспортных величин, при этом минимальная скорость не должна превышать 0,5 м/с.
148. Отклонения от паспортного значения скорости при нормальных условиях эксплуатации не должны превышать +/- 5%.
149. Устройство контроля превышения скорости должно:
быть установлено на шкиве и (или) станционном ролике;
функционировать в обоих направлениях движения КД;
не возвращаться в исходное положение автоматически после его срабатывания.
150. Устройство контроля превышения скорости при работе на главном приводе должно срабатывать при увеличении скорости от номинальной на:
10% с подачей сигнала;
20% с остановкой КД.
151. Аварийный привод должен:
приводиться в действие в течение 15 минут;
иметь возможность управления вручную при неисправном дистанционном управлении;
обеспечить скорость движения подвижного состава КД, позволяющую доставить на станции всех пассажиров, находящихся на линии КД, не более чем за 1,5 часа с момента выхода из строя основного двигателя, но не более 1 м/с, а для закрытых кабин и вагонов - не более 1,5 м/с;
обеспечить работу КД в течение утроенной длительности максимального времени, назначенного для эвакуации пассажиров.
152. Устройство контроля превышения скорости при работе на аварийном приводе должно срабатывать при увеличении скорости на 20% от номинальной.
153. Устройство контроля замедления (торможения) должно:
функционировать в обоих направлениях движения подвижного состава;
функционировать при прекращении электропитания КД;
контролировать процесс остановки КД;
исключать превышение максимально допустимого пути торможения подвижного состава.
154. Остановка КД должна происходить с обесточиванием двигателя главного привода и наложением аварийного и (или) рабочего тормозов. Обесточивание двигателя главного привода при аварийной остановке должно происходить до момента полной остановки канатной дороги.
155. Вспомогательный привод должен обеспечивать:
скорость не менее чем 1/2 скорости при нормальных условиях эксплуатации;
начало движения с ускорением не более 0,1 м/с2 при максимальной нагрузке.
156. Одновременная работа аварийного и главного приводов должна быть исключена.
157. Переключение приводов должно происходить при остановленной КД.
158. Гидропривод должен плавно приводить в движение ППКД и НКД в обоих направлениях и также их остановку.
159. На маятниковых КД и НКД в случае переезда регулировочной точки остановки на конечных станциях должен срабатывать аварийный тормоз.
160. Для маятниковых КД и КД останавливающихся или переводимых на движение с малой скоростью при проходе составом станции (далее - КД с пульсирующим режимом работы) устанавливается устройство контроля изменения скорости (контроль въезда) для:
размыкания цепи безопасности при нарушении скоростного режима;
обеспечения безопасного расстояния подвижного состава до конца ездовой фермы, с учетом угла раскачивания подвижного состава.
161. Для маятниковых КД и КД с пульсирующим режимом работы дополнительные устройства безопасности контроля скорости, если они установлены, должны обеспечивать следующие виды контроля скорости подвижного состава:
контроль фиксированных точек;
контроль равномерного (синхронного) хода, параллельного хода;
контроль установки в нулевое положение.
162. Коэффициент запаса надежности сцепления тягового и несуще-тягового канатов с приводным шкивом должен быть не менее 1,25, а для автоматических систем НКД не менее 1,1 при наиболее неблагоприятных условиях загрузки КД (с учетом сил инерции при пуске и торможении) и определяется по формулам:
при тяговом режиме работы привода