ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Ростехнадзора от 30.03.2020 N 139 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на конденсатопроводах и продуктопроводах"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 30 марта 2020 г. N 139
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ
НА КОНДЕНСАТОПРОВОДАХ И ПРОДУКТОПРОВОДАХ"
В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности приказываю:
Утвердить прилагаемое руководство по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на конденсатопроводах и продуктопроводах".
Руководитель
А.В.АЛЕШИН
Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 30 марта 2020 г. N 139
РУКОВОДСТВО
ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ
НА КОНДЕНСАТОПРОВОДАХ И ПРОДУКТОПРОВОДАХ"
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Руководство по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на конденсатопроводах и продуктопроводах" (далее - Руководство) разработано в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 марта 2013 г. N 96 (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2013 г., регистрационный N 28138), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 г. N 101 (зарегистрирован Минюстом России 19 апреля 2013 года, регистрационный N 28222), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 июля 2013 г. N 306 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29581), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 ноября 2013 г. N 520 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный N 30605), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 г. N 538 (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30855), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. N 116 (зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2014 г., регистрационный N 32326), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 ноября 2017 г. N 515 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2017 г., регистрационный N 49330), и иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, регулирующих вопросы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО) нефтегазового комплекса, в том числе конденсатопроводов и продуктопроводов (далее - КП/ПП).
2. Настоящее Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий (оценки ожидаемой частоты аварий и оценки последствий) (далее - анализ риска аварий) для опасных производственных объектов конденсатопроводов (далее - КП) и продуктопроводов (далее - ПП) (в том числе внутрипромысловых трубопроводов), транспортирующих нестабильный и стабильный газовые конденсаты, сжиженные углеводородные газы (далее - СУГ), широкую фракцию легких углеводородов (далее - ШФЛУ).
Для стабильных жидких углеводородов в дополнение к настоящему Руководству по безопасности рекомендуется использовать Руководство по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и магистральных нефтепродуктопроводов", утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 июня 2016 г. N 228, и Руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на технологических трубопроводах, связанных с перемещением взрывопожароопасных жидкостей", утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 сентября 2015 г. N 366.
Руководство не распространяется на распределительные трубопроводы, трубопроводы и площадочные объекты, расположенные на шельфе морей, ОПО с обращением сжиженного природного газа, нефти и нефтепродуктов.
Настоящее Руководство описывает процедуру количественного анализа риска (далее - КолАР) аварий на КП/ПП, результаты которого могут быть использованы при разработке деклараций промышленной безопасности (далее - ДПБ), паспортов безопасности, обоснований безопасности (далее - ОБ), разделов по анализу риска, промышленной безопасности и инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ИТМ ГОЧС) в составе проектной документации на строительство, реконструкцию и документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию КП/ПП, специальных технических условий (далее - СТУ), планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - ПМЛА) и иных документов, в которых содержатся результаты анализа риска.
3. Организации, осуществляющие анализ опасностей и оценку риска аварий на КП/ПП, могут использовать иные обоснованные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.
4. В настоящем Руководстве используются термины, определения и сокращения, приведенные в приложениях N 1, 2 к настоящему Руководству.
II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО АНАЛИЗУ РИСКА АВАРИЙ НА ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ И ПЛОЩАДОЧНЫХ
ОБЪЕКТАХ КОНДЕНСАТОПРОВОДОВ И ПРОДУКТОПРОВОДОВ
2.1. Цели и задачи анализа риска аварий на различных этапах
жизненного цикла опасных производственных объектов
трубопроводного транспорта жидких углеводородов
5. Анализ риска аварий на ОПО трубопроводного транспорта жидких углеводородов - ОПО КП/ПП является необходимым элементом управления промышленной безопасностью в эксплуатирующих организациях и представляет собой периодическую процедуру, включающую систематизацию всей доступной информации о состоянии ОПО и его окружения с точки зрения промышленной безопасности, идентификацию опасностей, оценку риска аварий, анализ полученных показателей риска, разработку рекомендаций по снижению риска и проверку эффективности этих рекомендаций в следующем цикле анализа риска ОПО.
6. Основное назначение анализа риска аварий заключается в предоставлении лицам, принимающим решения:
объективной информации о состоянии промышленной безопасности ОПО;
сведений о наиболее опасных участках и составляющих ОПО;
сведений о возможном количестве пострадавших, объемах материального ущерба производству, третьим лицам и компонентам природной среды от возможных аварий на ОПО и ожидаемой частоте (вероятности) возникновения аварий и их нежелательных последствий;
обоснованных рекомендаций по уменьшению риска;
обоснованных рекомендаций по распределению материальных и финансовых ресурсов, направляемых на повышение уровня безопасности ОПО.
7. Цели и задачи анализа техногенного риска на разных этапах жизненного цикла ОПО различаются и конкретизированы для каждого этапа.
8. На этапе обоснования инвестиций (далее - ОИ) (когда решаются задачи оценки целесообразности реализации проекта, поиска приемлемого варианта размещения ОПО и его основных составляющих, оценки предлагаемых вариантов принципиальных решений, сравнительной оценки экономической эффективности, оценки побочных социальных и экологических последствий) целями анализа риска могут быть:
выявление опасностей и предварительная оценка риска (причем при соответствующем обосновании достаточно провести только оценку последствий от наиболее критичных аварий) для различных вариантов размещения объекта на местности и альтернативных технических решений с учетом возможного воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население и окружающую среду, анализ приемлемости предложенных принципиальных технических решений и выбор оптимального размещения ОПО в целом в окружении иных производственных, социальных и природных объектов;
оценка финансового, инвестиционного риска, обусловленного потерями дорогостоящего оборудования и продукции в результате возможных аварий;
определение (выделение) рисков, требующих дальнейшего, более глубокого исследования.
9. На этапе разработки проектной документации на строительство ОПО целями анализа риска аварий являются:
выявление опасностей и предварительная количественная оценка риска для проектируемого ОПО с установленными в целом технико-экономическими характеристиками ОПО с учетом воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население и окружающую среду для выбора оптимального варианта размещения технических устройств, зданий и сооружений ОПО по критерию безопасности для персонала, населения и окружающей среды;
обеспечение информацией для разработки инструкций, технологических регламентов и ПМЛА на проектируемом ОПО;
обеспечение разработчиков проекта информацией для оптимального выбора и размещения систем противоаварийной и противопожарной защиты, блокировок, сигнализаций на ОПО;
обеспечение информацией для разработки ДПБ в составе проектной документации;
обеспечение информацией для разработки раздела ИТМ ГОЧС в составе проектной документации;
обеспечение информацией для разработки СТУ и/или ОБ.
10. На этапе ввода в эксплуатацию ОПО целями анализа риска являются:
выявление опасностей и оценка последствий аварий, уточнение оценок риска, полученных на предыдущих этапах жизненного цикла ОПО;
проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;
разработка и уточнение инструкций по вводу в эксплуатацию;
11. На этапе эксплуатации ОПО целями анализа риска являются:
проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;
получение новой или уточнение существующей информации об основных опасностях и рисках на ОПО для персонала, населения и окружающей природной среды, в том числе при разработке вновь ДПБ, разработке паспортов безопасности и ОБ ОПО;
расстановка приоритетов при направлении имеющихся в эксплуатирующей организации ограниченных ресурсов на техническое обслуживание и обновление оборудования с целью оптимального распределения средств по составляющим ОПО в соответствии с уровнями рассчитанного для них риска;
разработка рекомендаций и мероприятий по снижению риска;
совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, уточнение ПМЛА <1> ОПО;
--------------------------------
<1> При уточнении ПМЛА для объектов I и II класса опасности рекомендуется использовать результаты анализа риска из ДПБ в части сценариев аварий и размеров зон поражения.
оценка степени снижения риска в результате внесенных изменений в организационные структуры ОПО, приемы практической работы и технического обслуживания ОПО при совершенствовании системы управления промышленной безопасностью.
12. При реконструкции и техническом перевооружении ОПО целями анализа риска являются:
обеспечение информацией для разработки ДПБ, раздела ИТМ ГОЧС, ОБ или СТУ в составе проектной документации/документации на реконструкцию, техническое перевооружение ОПО;
выбор оптимальных (с учетом показателей риска) технических решений и размещения реконструируемых (перевооружаемых) составляющих ОПО;
уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО с учетом технико-технологических изменений объекта, связанных с реконструкцией (перевооружением) отдельных участков и составляющих ОПО (в том числе при декларировании промышленной безопасности);
уточнение инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, ПМЛА.
13. При капитальном ремонте на ОПО целями анализа риска являются:
выявление специфических опасностей ремонтных работ;
уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО с учетом изменений в результате капитального ремонта технико-технологических характеристик и технического состояния ОПО и технологически сопряженных объектов;
обеспечение информацией для разработки ОБ ремонтируемого ОПО;
уточнение технологических регламентов и инструкций, связанных с капитальным ремонтом.
14. На этапах консервации и ликвидации ОПО целями анализа риска являются:
выявление специфических опасностей, характерных для консервации и ликвидации ОПО, расчет показателей риска аварий с учетом этих опасностей;
обеспечение информацией для разработки ДПБ или ОБ в составе документации на консервацию или ликвидацию ОПО;
разработка и уточнение инструкций по консервации и/или ликвидации ОПО.
2.2. Структура показателей риска аварий
15. Показатели риска аварии на ЛЧ и площадочных объектах КП/ПП количественно характеризуют опасность аварии, используются для ранжирования опасных составляющих (далее - ОС) ОПО по степени опасности и обоснования приоритетов в мероприятиях по обеспечению безопасного функционирования ОПО.
Показатели риска аварии, расчет которых предусмотрен в настоящем Руководстве, разделяют на промежуточные и итоговые (потенциальный, индивидуальный, коллективный, социальный риски, ожидаемый годовой ущерб). Промежуточные показатели являются расчетными составляющими итоговых показателей, но при этом имеют и самостоятельное значение, прежде всего, при выполнении вариантов анализа риска, не требующих расчета итоговых показателей.
Перечень промежуточных показателей риска приведен в подразделе 3.1 Руководства по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа", утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2018 г. N 647 (при использовании аббревиатура "МГ" заменяется на "КП/ПП"), в дополнение к которым в настоящем Руководстве вводится показатель "Частота аварий на n-ом участке ЛЧ КП/ПП, приводящих к разливу продукта массой не менее M (M = 100 т, 500 т, 5000 т)".
Расчет промежуточных показателей риска аварии на объектах КП/ПП осуществляют по алгоритмам, изложенным в разделе V настоящего Руководства.
Рекомендации по определению итоговых показателей риска приведены в подразделе 5.2.6 настоящего Руководства.
2.3. Общий алгоритм количественного анализа риска аварий
на линейной части и площадочных объектах конденсатопроводов
и продуктопроводов
16. Основные этапы и подэтапы количественного анализа риска аварий на ОПО КП/ПП приведены (с учетом рекомендаций руководства по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 апреля 2016 г. N 144) в таблице 1. Состав этапов и подэтапов может уточняться в зависимости от задач анализа риска.
Таблица 1
Этапы количественного анализа риска аварий на ОПО
N этапа, подэтапа
Наименование этапа, подэтапа
1
Планирование и организация работ
1.1
Определение факторов и проблем, обусловивших необходимость проведения КолАР
1.2
Организация группы специалистов для выполнения КолАР
1.3
Определение целей и задач КолАР
1.4
Определение глубины (детальности) анализа, уточнение алгоритма и набора методов анализа
1.5
Описание ОПО его окружения на базе сбора и анализа исходных данных. Разделение линейной части на участки с выделением потенциально опасных участков (ПОУ), а площадочных объектов - на опасные составляющие (ОСПО)
1.6
Обоснование критериев допустимого (приемлемого) риска
2
Идентификация опасностей
2.1
Идентификация источников опасностей
2.2
Определение спектра возможных нежелательных событий на ОПО. Выбор и обоснование основных (расчетных) сценариев аварий
3
Оценка риска
3.1
Анализ частоты
3.1.1
Оценка ожидаемой частоты аварий для выбранных основных (расчетных) источников опасности
3.1.2
Оценка условных вероятностей реализации расчетных сценариев аварий
3.2
Анализ последствий
3.2.1
Расчет интенсивностей и объемов аварийных выбросов опасных веществ для всех расчетных сценариев аварий
3.2.2
Расчет распространения поражающих факторов аварий в окружающей среде для всех расчетных сценариев аварий
3.2.3
Расчет условных вероятностей поражения людей, количества пострадавших для всех расчетных сценариев аварий
3.2.4
Расчет ущерба: социально-экономического ущерба (связанного с поражением людей), ущербов имуществу и компонентам природной среды для всех расчетных сценариев аварий
3.3
Расчет показателей риска
3.3.1
Расчет потенциального, коллективного, индивидуального и социального риска или иных показателей риска
3.3.2
Расчет ожидаемого годового ущерба с учетом частоты аварий на ОПО
4
Сравнительная оценка риска
4.1
Сравнение показателей риска с рекомендуемыми или установленными уровнями допустимого риска или другими показателями обоснованной базы сравнения и определение степени опасности аварий на ОПО
4.2
Определение перечня наиболее опасных участков и составляющих ОПО
5
Разработка рекомендаций по снижению риска
III ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО АНАЛИЗУ РИСКА
17. Исходными информационными материалами для выполнения этапа 1 "Планирование и организация работ по анализу риска" являются:
ТЗ заказчика на выполнение работы, связанной с необходимостью проведения количественного анализа риска ОПО КП/ПП;
информация о фоновом риске техногенных происшествий для населения и персонала в регионах размещения ОПО КП/ПП, предельно допустимом риске для населения и персонала, установленных для аналогичных ОПО, а также - о рекомендуемых для Российской Федерации значениях предельно допустимого риска.
Последовательность выполнения этапа отражена в пунктах 19 - 22.
18. Анализ технического задания. Типовыми работами, указываемыми в ТЗ, как правило, являются:
разработка вновь ДПБ для действующих ОПО;
разработка ДПБ, раздела ИТМ ГОЧС, ОБ и/или СТУ в составе проектной документации/документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию ОПО в целом или его составляющей;
разработка раздела ИТМ ГОЧС, СТУ, ОБ в составе проектной документации на капитальный ремонт ОПО в целом или его составляющих;
разработка паспортов безопасности на участки действующих ОПО;
разработка ПМЛА для проектируемых и действующих ОПО;
проведение КолАР для отдельных участков линейной части и составляющих ОПО для обоснования возможности строительства различных объектов вблизи ОПО и других целей.
В зависимости от вида указываемых в ТЗ работ определяют цели, задачи, глубину анализа риска и состав группы специалистов для выполнения КолАР в соответствии с пунктами 19, 20.
19. Определение цели, задач и глубины анализа риска.
При разработке ДПБ и паспортов безопасности для действующих ОПО целью анализа риска является расчет всего спектра показателей риска в соответствии с пунктом 15 настоящего Руководства, для всех анализируемых составляющих ОПО и разработка (при необходимости) рекомендаций для эксплуатирующей организации по уменьшению риска эксплуатации ОПО. Для реализации этих целей рекомендуется выполнять полный цикл КолАР с использованием методик и математических моделей, приведенных и указанных в настоящем Руководстве.
При анализе риска на ранних стадиях проектирования ОПО (стадии обоснования инвестиций) целью анализа риска может являться определение только части спектра показателей риска: характеристик и степени опасности обращающегося на ОПО вещества, ожидаемой частоты аварий, размеров зон воздействия наиболее опасных поражающих факторов аварий, объемов ущерба и ожидаемого числа пострадавших среди населения на наиболее критичных составляющих ОПО, рассчитываемых для различных вариантов их размещения и вариантов предварительных технических решений с дальнейшей разработкой рекомендаций по размещению ОПО и выбору оптимальных технических решений. Глубину анализа рекомендуется ограничить применением инженерных моделей расчета последствий аварий на ОПО КП/ПП, ряд которых приведен или указан в настоящем Руководстве.
При разработке ДПБ, раздела ИТМ ГОЧС, СТУ или ОБ в составе проектной документации на строительство и реконструкцию ОПО в целом или отдельных его участков или составляющих и тех же документов (кроме ДПБ) в составе проектной документации на капитальный ремонт целью анализа риска является расчет всех показателей риска в соответствии с пунктом 15 настоящего Руководства и разработка рекомендаций по оптимизации технических решений с целью уменьшения риска на КП/ПП. Для реализации этих целей рекомендуется выполнить полный цикл КолАР в соответствии с требованиями разделов V, VI, VII.
При разработке ПМЛА целью анализа риска является определение характерных сценариев аварий на КП/ПП и оценка их последствий с дальнейшей разработкой организационно-технических мероприятий и плана действий персонала по локализации и ликвидации аварий. ПМЛА рекомендуется разрабатывать с использованием готовых результатов анализа риска аварий из ДПБ КП/ПП в части рассмотренных в ней сценариев аварий и размеров соответствующих зон поражения.
20. Организация группы специалистов для выполнения КолАР.
Для проведения работ по анализу риска рекомендуется следующий примерный состав группы:
руководитель работ;
специалист по технологии трубопроводного транспорта жидких углеводородов;
специалист по автоматике и телемеханике (КИПиА);
специалист по диагностированию технического состояния ОПО трубопроводного транспорта жидких углеводородов;
специалист по анализу риска ОПО трубопроводного транспорта жидких углеводородов (рекомендуется наличие квалификации эксперта, осуществляющего экспертизу промышленной безопасности ДПБ и ОБ ОПО магистрального трубопроводного транспорта <2>);
--------------------------------
<2> Шифры областей аттестации экспертов Э8Д, Э8ОБ.
инженер - программист.
Численность указанных специалистов в составе конкретной группы определяется количеством анализируемых объектов в составе заказанной работы и требуемой глубиной анализа.
21. Описание анализируемого КП/ПП и его окружения включает общие сведения об эксплуатирующей организации, сведения о линейной части КП/ПП и площадочных объектах с учетом их специфики. Справочная информация по некоторым характеристикам опасных веществ, обращающихся на технологических объектах КП/ПП, представлена в приложении N 3 к настоящему Руководству. Перечень исходной информации, необходимой для анализа риска аварий на линейной части и площадочных объектах КП/ПП, представлен в приложении N 4 к настоящему Руководству.
22. Определение и обоснование предельно допустимых значений риска как базы для сравнения с ними расчетных показателей риска после проведения КолАР выполняется отдельно для населения и производственного персонала с учетом фоновых рисков, наблюдающихся на территории прохождения анализируемого КП/ПП.
IV. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ НА ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ
И ПЛОЩАДОЧНЫХ ОБЪЕКТАХ КОНДЕНСАТОПРОВОДОВ
И ПРОДУКТОПРОВОДОВ
23. Основная цель этапа идентификации опасностей - установление и детальное описание опасностей, связанных с функционированием каждой из составляющих ОПО КП/ПП, с учетом свойств и параметров состояния обращающихся в них флюидов, а также определение причин и прогнозирование последствий инцидентов и аварий.
На данном этапе рекомендуется следующая последовательность действий:
а) провести сбор исходной, необходимой для проведения количественного анализа риска, информации;
б) выделить типовые составляющие и/или производственные участки КП/ПП:
насосные станции,
ограниченные запорно-регулирующей арматурой линейные участки трубопроводов (при определении протяженности участков следует учитывать наличие водных преград, особенности рельефа местности и особенности расположения объектов окружения и инфраструктуры трубопровода);
резервуарные парки, площадки хранения ОВ, включающие стационарное емкостное оборудование с трубопроводами обвязки;
сливоналивные эстакады;
транспортные пути перевозки опасного вещества в жидком состоянии цистернами;
в) провести анализ условий возникновения (в том числе причин) и развития аварийных ситуаций на составляющих ОПО. Используя результаты анализа, определить группы характерных сценариев аварий для рассматриваемого ОПО КП/ПП и предварительно выделить на нем наиболее опасные составляющие и/или производственные участки.
Алгоритм анализа развития аварийных ситуаций и типовые группы сценариев на составляющих ОПО КП/ПП приведены в приложении N 5 к настоящему Руководству;
г) дать предварительные рекомендации по уменьшению опасностей аварий с оценкой их достаточности, либо выводы о проведении более детального анализа опасностей и оценки риска аварий.
V. ОЦЕНКА РИСКА АВАРИЙ НА ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ И ПЛОЩАДОЧНЫХ
ОБЪЕКТАХ КОНДЕНСАТОПРОВОДОВ И ПРОДУКТОПРОВОДОВ
5.1. Алгоритм оценки ожидаемых частот
возникновения аварий и реализации расчетных сценариев
аварий на линейной части и площадочных объектах
конденсатопроводов и продуктопроводов
24. Оценка (прогнозирование) ожидаемых частот аварий и инцидентов на линейной части КП/ПП проводится с учетом:
статистических данных по количеству, частоте и причинам техногенных событий на ОПО КП/ПП с разными технико-технологическими параметрами и в разных эксплуатирующих организациях (далее - ЭО);
влияния на вероятность нарушения целостности КП/ПП различных внешних и внутренних факторов: природно-климатических условий, технико-технологических, эксплуатационных и возрастных параметров КП/ПП, антропогенных (связанных с промышленно-хозяйственной деятельностью, плотностью населения) и других факторов, изменяющихся, как правило, вдоль трасс КП/ПП.
Для оценки (прогнозирования) в рамках проведения КолАР ожидаемых частот аварий и инцидентов на произвольных участках КП/ПП рекомендуется применять методические подходы, использующие принцип факторного анализа для корректировки среднестатистической удельной частоты техногенных событий на трубопроводах корпорации (страны) с помощью системы коэффициентов и/или балльных оценок, учитывающих неравнозначное на разных участках трасс КП/ПП влияние на трубопровод разнородных факторов (при наличии необходимой информации).
Подход, реализующий балльно-факторную оценку ожидаемой частоты аварий и инцидентов на участке КП/ПП, изложен в приложении N 6 к настоящему Руководству. Этот, подход, применяемый при достаточности необходимой информации, использует принцип корректировки среднестатистической удельной частоты аварий на ЛЧ КП/ПП, эксплуатирующихся в Российской Федерации,