ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Ростехнадзора от 30.10.2008 N 859 "Об утверждении и введении в действие Методических указаний о порядке осуществления надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении объектов использования атомной энергии" (вместе с "Методическими указаниями... РД-04-05-2008")

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 30 октября 2008 г. N 859
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ
ПРИ СООРУЖЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 ноября 2008 г. прилагаемые Методические указания о порядке осуществления надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении объектов использования атомной энергии (РД-04-05-2008).
Руководитель
Н.Г.КУТЬИН
Утверждены
Приказом
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 30 октября 2008 г. N 859
Введены в действие
с 1 ноября 2008 года
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ
ЭНЕРГИИ И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ ПРИ СООРУЖЕНИИ
ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
РД-04-05-2008
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методические указания о порядке осуществления надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении объектов использования атомной энергии (далее - Методические указания) определяют порядок организации и осуществления надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ), кроме судов и других плавсредств, космических и летательных аппаратов, других транспортных и транспортабельных средств. Данный надзор осуществляется в комплексе с государственным строительным надзором.
2. Методические указания разработаны на основании Федерального закона N 170-ФЗ от 21.11.1995 "Об использовании атомной энергии", Федерального закона N 190-ФЗ от 29.12.2004 "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 865 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии".
3. Методические указания обязательны для должностных лиц и работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба).
II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА
4. Виды инспекций, порядок их организации, подготовки и проведения, а также порядок оформления результатов инспекций определены Положением об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98).
5. Предметами надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении ОИАЭ (далее - надзор) являются:
- соблюдение юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
- соблюдение поднадзорными организациями условий действия выданных им лицензий Службы;
- соответствие сооружаемых ОИАЭ проекту, требованиям ядерной и радиационной безопасности, требованиям физической защиты.
6. Правовой и нормативной базой организации и осуществления надзора являются:
- Федеральный закон N 170-ФЗ от 21.11.1995 "Об использовании атомной энергии";
- Федеральный закон N 190-ФЗ от 29.12.2004 "Градостроительный кодекс Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 865 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии";
- РД-03-43-98;
- федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии;
- условия действия лицензий, выданных Службой.
7. Деятельность по осуществлению надзора в соответствии с РД-03-43-98 включает:
- получение от организаций информации о выполнении условий действия лицензий Службы и ее анализ;
- проведение инспекций деятельности организаций, систем и оборудования ОИАЭ и анализ их результатов;
- применение санкций в случаях нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также условий действия лицензий Службы.
8. Результаты надзорной деятельности следует регулярно обобщать и использовать для планирования и проведения профилактической работы по предупреждению нарушений при сооружении ОИАЭ.
9. Надзор осуществляется на основании приказа Службы отделами межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Службы (далее - МТУ ЯРБ) в составе комплексной рабочей группы под руководством заместителя руководителя МТУ ЯРБ.
III. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ
И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ
10. При осуществлении надзора отделы МТУ ЯРБ в соответствии с условиями действия лицензий должны получать от организаций и анализировать с привлечением (в случае необходимости) экспертных организаций следующую информацию:
- количество и характер отступлений от требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
- анализ влияния на безопасность отступлений от требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
- меры, принимаемые организациями по предупреждению вышеуказанных отступлений и нарушений.
11. По результатам анализа полученной информации следует определять:
- причины и условия появления отступлений от требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
- эффективность мер, принимаемых организациями по устранению и предупреждению выявленных нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
12. Отделы МТУ ЯРБ по результатам обработки и анализа полученной информации принимают в пределах своей компетенции следующие меры с учетом положений РД-03-43-98:
- планируют в установленном в МТУ ЯРБ порядке и проводят инспекции с целью проверки достоверности и полноты представленной информации и изучения на месте причин и обстоятельств нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий;
- подготавливают предложения по корректировке условий действия лицензий Службы.
Должностные лица отделов МТУ ЯРБ выдают в установленном порядке предписания ответственным должностным лицам организаций, а также применяют санкции, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
13. Инспекции, как правило, должны обеспечивать проверку:
- выполнения ранее выданных предписаний органов Службы;
- функционирования системы обеспечения качества выполняемых работ;
- деятельности служб контроля качества и руководства организаций по вопросам контроля и обеспечения качества;
- соответствия выполняемых работ, а также объем и методы контроля качества при сооружении ОИАЭ требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
- состояния и ведения отчетно-учетной и сдаточной документации.
14. При осуществлении надзора за монтажом оборудования, трубопроводов и арматуры систем должна осуществляться проверка соблюдения требований Общих положений обеспечения безопасности атомных станций ОПБ-88/97 (НП-001-97), Общих положений обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок (НП-033-01), Общих положений обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (НП-016-05), Правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок (ПНАЭ Г-7-008-89), Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ-10-573-03), Правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов объектов ядерного топливного цикла (НП-070-06), Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03), "Оборудование и трубопроводы атомных энергетических установок. Сварка и наплавка" (ПНАЭ Г-7-009-89), "Оборудование и трубопроводы атомных энергетических установок. Сварные соединения и наплавки. Правила контроля" (ПНАЭ Г-7-010-89), в т.ч.:
14.1. Производственно-технологическая документация, регламентирующая содержание и порядок выполнения всех технологических и контрольных операций, должна удовлетворять требованиям пунктов 4.1.1, 4.1.2 ПНАЭ Г-7-008-89, пункта 4.1.4 ПБ-10-573-03.
14.2. Объем производственного технического контроля должен удовлетворять требованиям пункта 4.1.3 ПНАЭ Г-7-008-89, разделов 4.5 - 4.12 ПБ-10-573-03, пункта 4.1 ПБ 03-576-03.
14.3. Прокладка трубопроводов, компенсация теплового расширения, опорно-подвесная система, дренажи, арматура и редуцирующие устройства трубопроводов пара и горячей воды должны удовлетворять требованиям разделов 2.4 - 2.8 ПБ-10-573-03, раздела 4 ПНАЭ Г-7-008-89.
14.4. Монтаж оборудования и трубопроводов должны удовлетворять требованиям раздела 4.2 ПНАЭ Г-7-008-89, раздела 4.1 ПБ-10-573-03, раздела 7 НП-016-05, пункта 4.1 ПБ 03-576-03.
14.5. Сварка оборудования и трубопроводов должна осуществляться в соответствии с требованиями п. 4.1.4 ПНАЭ Г-7-008-89, раздела 4.2 ПБ-10-573-03, ПНАЭ Г-7-009-89, пункта 4.3 ПБ 03-576-03.
14.6. Контроль сварных соединений и наплавок должен осуществляться в соответствии с требованиями ПНАЭ Г-7-010-89, пункта 4.5 ПБ 03-576-03.
14.7. Термообработка элементов трубопроводов должна осуществляться в соответствии с требованиями раздела 4.4 ПНАЭ Г-7-008-89, раздела 4.3 ПБ-10-573-03, пункта 4.4 ПБ 03-576-03.
15. При осуществлении надзора за сооружением локализующих систем безопасности (ЛСБ) должна осуществляться проверка соблюдения требований Общих положений обеспечения безопасности атомных станций ОПБ-88/97 (НП-001-97), Правил устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности атомных станций (НП-010-98), в т.ч.:
15.1. Производственно-технологическая документация, регламентирующая содержание и порядок выполнения всех технологических и контрольных операций, должна удовлетворять требованиям пункта 7.1.1 НП-010-98.
15.2. Контроль качества при сооружении ЛСБ должен осуществляться в соответствии с требованиями пунктов 7.1.2 - 7.1.5 НП-010-98.
15.3. Монтаж и ремонт герметизирующей стальной облицовки и полосовых закладных деталей должен осуществляться в соответствии с разделом 7.2 НП-010-98.
15.4. Сварка и контроль элементов ЛСБ должны осуществляться в соответствии с разделом 7.3 НП-010-98.
16. При осуществлении надзора за монтажом грузоподъемных кранов должна осуществляться проверка соблюдения Требований к устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для объектов использования атомной энергии (НП-043-03).
IV. УЧЕТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НАДЗОРА
17. Учет и анализ результатов надзора осуществляются отделами МТУ ЯРБ.
18. Учету и анализу подлежат следующие документы:
- акты по результатам проведенных инспекций;
- информация организаций об обеспечении качества при сооружении ОИАЭ;
- информация организаций о выполнении постановлений и предписаний Службы.
19. Выявленные в процессе проведения всех видов инспекций и анализа информации нарушения должны быть систематизированы по наличию отступлений от требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий Службы.
20. Все нарушения должны быть проанализированы с целью определения:
- причин и обстоятельств, приведших к нарушениям;
- видов работ, при выполнении которых произошли нарушения;
- достаточности и эффективности принятых поднадзорными организациями мер по исключению подобных нарушений;
- достаточности и эффективности применяемых санкций.
21. Результаты анализа необходимо использовать:
- при составлении рабочих программ проведения инспекций;
- при составлении планов проведения инспекций;
- при организации и проведении целевых и оперативных инспекций деятельности организаций.