ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Статья 5.17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов

1. Непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений -
влекут наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, на должностное лицо кредитной организации в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.
2. Непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление председателем избирательной комиссии, комиссии референдума в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
К части 1. Пунктом 9 статьи 59 Федерального закона предусмотрена обязанность кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума предоставить в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума итоговый финансовый отчет в определенный законом срок (частью 2 статьи 68 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 2 статьи 62 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" предусмотрено предоставление двух финансовых отчетов - первого и итогового). Нарушение установленного порядка предоставления финансовых отчетов образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.17 Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 59 Федерального закона кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, по требованию соответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, специальном счете фонда референдума инициативной группы по проведению референдума. Кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума по представлению соответствующей комиссии, а по соответствующему избирательному фонду, фонду референдума также по требованию кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов, фондов референдума. Несоблюдение данного требования также образует состав административного правонарушения и влечет ответственность по статье 5.17 Кодекса.
Субъектами данного правонарушения являются: кандидат; лицо, являвшееся кандидатом; лицо, избранное депутатом либо на иную выборную должность; избирательное объединение; инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума, кредитная организация.
Право на составление протоколов об административных правонарушениях имеют уполномоченные члены избирательных комиссий, комиссий референдума, в которые указанные лица должны были представить финансовый отчет и другие документы о расходовании денежных средств.
К части 2. В соответствии с пунктом 8 статьи 59 Федерального закона объем сведений о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, подлежащих опубликованию в средствах массовой информации, устанавливается законом, регулирующим проведение соответствующих выборов и референдумов. Таким образом, опубликованию могут подлежать не все сведения, поданные кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума, а только их часть. Основанием административной ответственности в данном случае является предоставление председателем избирательной комиссии сведений в меньшем объеме, чем установлено законом, непредоставление либо несвоевременное предоставление таких сведений.
Субъектом административной ответственности в соответствии с диспозицией данной статьи является председатель либо иной член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, в обязанности которого входит предоставление средствам массовой информации указанных сведений.
Право на составление протоколов об административных правонарушениях имеют уполномоченные члены избирательных комиссий, комиссий референдума, в том числе вышестоящих (территориальных, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, соответствующих комиссий референдума).
Статья 5.52. Кодекса содержит два состава, предусматривающих ответственность за совершение нарушений требований статьи 53 Федерального закона: 1) невыполнение уполномоченным на то должностным лицом требований об обеспечении зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий, когда обеспечение таких условий предусмотрено законом; 2) иное нарушение предусмотренных законодательством о выборах прав зарегистрированного кандидата, избирательного объединения при проведении ими агитационных публичных мероприятий. В частности, согласно пунктам 3 и 4 статьи 53 Федерального закона, если помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, иной группе участников референдума (инициативной группе участников референдума) в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода. Несоблюдение данного требования является нарушением требования об обеспечении зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий. Привлечение виновного лица к административной ответственности по статье 5.52 Кодекса возможно только при нарушении прав зарегистрированного кандидата, избирательного объединения в связи с проведением ими агитационных публичных мероприятий, если правонарушение виновного лица не предполагает ответственности по другим статьям главы 5 Кодекса (статьи 5.7, 5.13, 5.15, 5.48). Субъектами административной ответственности по статье 5.52 Кодекса являются должностные лица, обязанные обеспечить кандидатам, избирательным объединениям равные условия для проведения предвыборной агитации. 7 ноября 2003 года в городе Ртищево Саратовской области проводился День города. В ходе проведения праздника было проведено массовое мероприятие, на котором состоялось публичное выступление кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва К. При этом выступление кандидата было заранее запланировано и обозначено в программе праздника. Иные кандидаты о массовом мероприятии, на котором возможно выступление, не извещались. Контроль за выполнением постановления о проведении Дня города возлагался на председателя комиссии по подготовке и проведению Дня города С., который и был привлечен к административной ответственности и подвергнут административному наказанию в виде штрафа. Дела об административных правонарушениях по данной статье возбуждаются прокурором.