1. Наименование субъекта адаптации | Природопользование по ОКВЭД: 02.40 реализация мер пожарной безопасности в лесах, тушение пожаров в лесах; 71.12.56 гидрометеорологическое обеспечение работ по защите лесов от пожаров; 71.12.57 деятельность по искусственному регулированию осадков, в том числе по вызыванию осадков с целью тушения лесных пожаров; 71.12.51 Деятельность наблюдательной гидрометеорологической сети; 71.12.55 Деятельность по обработке и предоставлению гидрометеорологической информации органам государственной власти и населению; 71.12.56 Обеспечение гидрометеорологическое деятельности физических и юридических лиц; 74.90 Деятельность профессиональная, научная и техническая - подготовка метеорологических прогнозов; 84.25 - нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; - организацию и осуществление профилактики пожаров; - организацию тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; 91.04 деятельность государственных природных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий, включая деятельность по сохранению дикой природы |
2. Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных) | Под природно-климатическим риском понимается риск, обусловленный воздействием на социально-экономические системы случайных природных (стихийные бедствия) и климатических факторов (аномальные метеорологические, гидрологические и иные подобные явления). Природно-климатические риски относятся к категории "чистых" рисков, когда существует вероятность получения отрицательного результата (убытков, ущерба) без возможности получения положительного результата. В материалах проведенной под эгидой ООН Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий (Кобе, Япония, 2005 г.) отмечено, что "Риск бедствия возникает в том случае, когда гидрометеорологические, геологические и другие опасности вступают во взаимодействие с факторами уязвимости физического, социального, экономического и экологического характера. Причиной подавляющего большинства бедствий являются гидрометеорологические явления". Решение проблем управления природно-климатическими рисками имеет значительную практическую ценность, поскольку является базой для решения широкого спектра задач по предупреждению и минимизации соответствующих рисков, а также компенсации их последствий. Основными целями при разработке методологии управления природно-климатическими рисками являются: - разработка методов оценки природно-климатических рисков; - формирование исходных данных (показатели экономической деятельности, статистика ущербов от неблагоприятных природных и климатических явлений и т.д.); - разработка методов страхования (хеджирования) природно-климатических рисков. |
3. Информация о наличии и распространенности климатических рисков опасного уровня | Наиболее значимые погодно-климатические риски для лесного хозяйства обусловлены лесными пожарами, воздействием экстремальных погодных явлений, вредителей и болезней леса. Важными факторами, влияющими на состояние лесных экосистем, являются также возможные сдвиги природных зон и уменьшение биоразнообразия. В соответствии с оценками МГЭИК, в отдельных регионах Евразии, главным образом на юге, риск пожароопасности к середине XXI в. может увеличиться троекратно по сравнению с концом XX в. Определяющим фактором риска пожароопасности наряду с ростом температуры является изменение режима увлажнения. Изменение климата создает большие трудности в области водоснабжения и увеличивает риски экстремальных метеорологических явлений. Прогнозируется, что к 2050 году воздействие на климат, связанное с водой, способно подавить темпы роста ВВП на 6% в большинстве стран Африки, Азии и Ближнего Востока. Изменение климата одновременно влечет опасность значительной утраты биоразнообразия, циклов воспроизводства животных и растений и/или миграции животных, продолжительности вегетационного периода, распределения видов и размеров популяций и даже вымирания видов во многих лесных районах по причине приближения к тепловой границе пригодной области распространения. |
4. Информация о пороговых значениях для деятельности и показателе уязвимости | Уязвимость зависит от географических и климатических особенностей территории, формирующих определенные характеристики опасных явлений. Значение показателей приемлемого риска зависят от комплекса природных, социально-экономических и политических факторов. Допустимые значения риска могут различаться в зависимости от природного объекта. |
5. Общее описание информации о зафиксированном ущербе в результате воздействия климатических рисков | Современная статистика свидетельствует о растущем во всем мире ущербе от опасных погодных и климатических явлений. Данные говорят о том, что 90% самых тяжелых экономических потерь приходится на опасные гидрометеорологические явления: паводки, наводнения, сильный ветер, ливневые дожди, град, засухи, оставляя таким стихийным бедствиям, как извержения вулканов, цунами и землетрясения, лишь 10%. В России число гидрометеорологических опасных явлений, нанесших значительный ущерб, за последние двадцать лет выросло вдвое. Наиболее разрушительными для России являются наводнения, лесные пожары и аномальная жара. |
6. Описание новых возможностей для развития в связи с изменением климата (при наличии) | Эффективное управление климатическими рисками, базирующееся на результатах их количественной оценки, является одним из основных компонентов при разработке адаптационных мер к нестабильности климата. Можно выделить следующие основные стратегии адаптации к современному и будущему климату: 1) жесткие стратегии - развитие инфраструктуры, более устойчивой к климатическим воздействиям; 2) мягкие стратегии - совершенствование институтов и систем управления: подготовка учреждений по координации откликов на климатические вызовы и поддержке комплексных решений; учет достижений в соответствующих областях для разработки современных технических решений; соответствующие финансирование и страхование. Адаптационный потенциал России, обусловленный размерами ее территории и особенностями современного климата и его ожидаемых изменений, позволяет с некоторым оптимизмом относиться к возможностям приспособления нашей страны (в том числе - упреждающего) к сравнительно "медленным" изменениям климата и связанными с ними глобальным водному и продовольственному кризисам. |
7. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий | |||||
N п/п | Наименование мероприятия | Срок | Вид документа и ожидаемый результат | Потребность в ресурсах | Исполнитель |
I. | Оптимизация работ по адаптации к изменениям климата в сфере природопользования | ||||
1. | Повышение эффективности мер пожарной безопасности в лесах - предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, в том числе: мониторинг пожарной опасности, выполнение работ по противопожарному обустройству лесов. | март 2022 г. далее ежегодно | Вид документа: доклад в Минприроды России Ожидаемый результат: Мониторинг и профилактика лесных пожаров, Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров к 2024 году 80,34% | Рослесхоз, Минприроды России, Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений | |
2. | Воспроизводство лесов и лесоразведение (согласно федерального проекта "Сохранение лесов") | март 2022 г. далее ежегодно | Вид документа: доклад в Минприроды России Ожидаемый результат: Положительный баланс воспроизводства лесов минимизация негативных последствий изменений климата. Повышение адаптивной способности лесного хозяйства. Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений 100% к 2024 году | Рослесхоз, Минприроды России, Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений | |
3. | Разработать модель снижения рисков в горных рекреационных зонах, связанных с опасными склоновыми процессами (селевые потоки, снежные лавины, оползни, ледники). | 2022 г. | Вид документа: доклад в Минприроды России | Роснедра, Росгидромет, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | |
Ожидаемый результат: разработана модель снижения рисков в горных рекреационных зонах, связанных с опасными склоновыми процессами (селевые потоки, снежные лавины, оползни, ледники) | |||||
II Информационное и научное обеспечение | |||||
4. | Опубликовать в электронном виде научно-прикладные справочники: - "Многолетние колебания и изменчивость водных ресурсов и основных характеристик стока рек Российской Федерации"; - "Основные характеристики озер Российской Федерации и их многолетние изменения"; - "Многолетние изменения элементов водного баланса по данным наблюдений на специализированной сети Росгидромета"; - "Многолетние изменения испарения с открытой водной поверхности по данным испарительной сети". | декабрь 2021 г. | Вид документа: доклад в Минприроды России | Росгидромет | |
Ожидаемый результат: опубликованы в электронном виде подготовленных в ФГБУ "ГГИ" научно-прикладные справочники с оценками и анализом изменений гидрологических характеристик и элементов водного баланса водных объектов в условиях происходящего потепления климата | |||||
5. | Проводить оценку и прогнозирование состояния подземных вод и опасных экзогенных геологических процессов на территории Российской Федерации. | март 2022 г. далее ежегодно | Вид документа: доклад в Минприроды России | Роснедра, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | |
Ожидаемый результат: проводится оценка и прогнозирование состояния подземных вод и опасных экзогенных геологических процессов на территории Российской Федерации | |||||
6. | Подготовка и представление в секретариат Рамочной конвенции ООН сообщений по вопросам адаптации, включающих в себя приоритеты, потребности в осуществлении поддержки, планы и действия | в соответствии с графиком представления национальной отчетности | Вид документа: доклад в Минприроды России | Росгидромет, Рослесхоз, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | |
Ожидаемый результат: обеспечение выполнения Российской Федерации обязательств, предусмотренных статьей 7 Парижского соглашения | |||||
7. | Доклад о ходе реализации Плана адаптации к изменениям климата в сфере природопользования | март 2022 г. далее ежегодно | Вид документа: доклад в Правительство Российской Федерации | Минприроды России, Рослесхоз, Росгидромет, Роснедра, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти | |
Ожидаемый результат: мониторинг хода реализации плана адаптации к изменениям климата в сфере природопользования |
Отрасль природопользования | Технологическая операция | Наблюдаемые воздействия изменения климата и соответствующие им изменения в сфере природопользования | Уровень опасности | Уровень вероятности | Временной период оценки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
02.40 реализация мер пожарной безопасности в лесах, тушение пожаров в лесах 71.12.56 гидрометеорологическое обеспечение работ по защите лесов от пожаров 71.12.57 деятельность по искусственному регулированию осадков, в том числе по вызыванию осадков с целью тушения лесных пожаров; | Лесные пожары | Образование более гомогенных лесных ландшафтов, где доминируют лиственные породы. | опасный | средний | 2000 - 2017 |
снижает биологическую устойчивость лесных экосистем к вредителям и болезням | опасный | средний | 2000 - 2017 | ||
Угрозу для жизни и благосостояния населения России | весьма опасный | средний | 2000 - 2017 | ||
71.12.51 Деятельность наблюдательной гидрометеорологической сети 71.12.55 Деятельность по обработке и предоставлению гидрометеорологической информации органам государственной власти и населению 71.12.56 Обеспечение гидрометеорологическое деятельности физических и юридических лиц 74.90 Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая - подготовка метеорологических прогнозов | Увеличение повторяемости опасных гидрометеорологических явлений | опасный | средний | 2000 - 2016 | |
Недостаточно качественное гидрометеорологическое обеспечение | опасный | средний | 2000 - 2016 |
1. | Минимальное и максимальное значение периода повторяемости пороговых значений в местах размещения отраслевых объектов, уязвимых к климатическим факторам | Информация отсутствует |
2. | Описание прогнозируемого изменения повторяемости порогового значения (при наличии) | Информация отсутствует |
3. | Оценка возможного ущерба в результате превышения пороговых значений (в млн. рублей) | Информация отсутствует |
- суммарная стоимость инфраструктуры, уязвимой к воздействию климатических факторов | Информация отсутствует | |
- суммарные затраты, связанные с заменой всей уязвимой инфраструктуры (кроме ее стоимости) при одновременном выходе из строя и ликвидацией последствий | Информация отсутствует | |
- суммарный неполученный доход и дополнительные траты во время приостановления производственной деятельности (исходя из времени восстановления инфраструктуры) | Информация отсутствует |
Фактор | Компоненты фактора | Обозначение | Вес фактора |
1. Эффект для снижения уровня риска | 1.1. Сокращение площади подверженности территории с опасным уровнем климатического риска | Фактор 1.1 | 10 |
1.2. Снижение уровня риска для территории, подверженной опасному уровню климатического риска | Фактор 1.2 | 10 | |
2. Эффект для снижения уязвимости объектов воздействия | 2.1. Снижение показателя уязвимости | Фактор 2.1 | 20 |
2.2. Увеличение пороговых значений | Фактор 2.2 | 20 | |
2.3. Использование страховых инструментов | Фактор 2.3 | 10 | |
2.4. Обеспечение резервов (финансовые, материальные или другие) | Фактор 2.4 | 20 | |
3. Эффект от использования предложений по использованию благоприятных возможностей изменений климата | Фактор 3 | 10 | |