ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Распоряжение Минпросвещения России от 01.04.2019 N Р-42 "Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 апреля 2019 г. N Р-42
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМА
ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
В соответствии с Паспортом национального проекта "Образование", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), и во исполнение пункта 2.1.1. Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 7 декабря 2018 г. N 3:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена.
Заместитель Министра
И.П.ПОТЕХИНА
Приложение
Утверждены
распоряжением
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 1 апреля 2019 г. N Р-42
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМА
ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические рекомендации о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Паспортом национального проекта "Образование", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) и во исполнение пункта 2.1.1. Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 7 декабря 2018 г. N 3, а также в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Союз "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" (далее - союз), являясь получателем субсидии Министерства просвещения Российской Федерации, обеспечивает проведение аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена, в том числе разработку и экспертизу комплектов оценочных материалов.
Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения организации процедуры аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена при реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования и направлены на совершенствование деятельности организаций, реализующих данные программы, при использовании современных механизмов оценки качества освоения обучающимися профессиональных компетенций.
Методические рекомендации предназначены для руководителей и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профессионального образования, а также иных участников аттестационных процедур.
Проведение аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена предполагает вариативность видов аттестации, в том числе:
с учетом опыта Ворлдскиллс;
в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
с учетом требований корпоративных стандартов работодателей.
Вариативность видов аттестации реализуется через возможность проведения демонстрационного экзамена как в процедурах итоговой аттестации, так и в процедурах промежуточной аттестации по программам среднего профессионального образования.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам рабочей поездки в Свердловскую область от 6 апреля 2018 г. N Пр-580 в системе среднего профессионального образования должно быть обеспечено использование стандартов "Ворлдскиллс" как базовых принципов объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров.
Координационным советом Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 7 декабря 2018 г. N ИП-6/05-пр) одобрены базовые принципы объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров, которые представлены в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
II. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Нормативной правовой основой проведения аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена являются:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по соответствующей профессии/специальности.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2014 г. N 74 и от 17 ноября 2017 г. N 1138.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования".
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Методической основой проведения аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена являются:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2015 г. N ДЛ-1/05вн "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов".
2. Приказ союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) от 26 марта 2019 г. N 26.03.2019-1 "Об утверждении перечня чемпионатов профессионального мастерства, проводимых союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) либо международной организацией "WorldSkills International", результаты которых засчитываются в качестве оценки "отлично" по демонстрационному экзамену в рамках государственной итоговой аттестации".
3. Приказ союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) от 29 октября 2018 г. N 29.10.2018-1 "Об утверждении перечня компетенций ВСР".
4. Приказ союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия)" от 31 января 2019 г. N 31.01.2019-1 "Об утверждении Методики организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия".
5. Приказ союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия)" от 20 марта 2019 г. N 20.03.2019-1 "Об утверждении Положения об аккредитации центров проведения демонстрационного экзамена".
IV. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Государственная итоговая аттестация (итоговая аттестация) - часть образовательной программы, завершающая ее освоение. Является обязательной и направлена на оценку соответствия результатов освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО).
Промежуточная аттестация - часть образовательной программы, завершающая освоение отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. Проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Базовые принципы объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров (далее - базовые принципы) - обязательные условия по организации и проведению демонстрационного экзамена, одобренные Координационным советом Министерства просвещения Российской Федерации в качестве базовых принципов.
Демонстрационный экзамен - вид аттестационного испытания при государственной итоговой аттестации или промежуточной аттестации по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования или по их части, которая предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности в соответствии с лучшими мировыми и национальными практиками, реализуемая с учетом базовых принципов.
Государственная экзаменационная комиссия - комиссия, которая создается в целях проведения государственной итоговой аттестации.
Председатель государственной экзаменационной комиссии (далее - председатель) - лицо, возглавляющее государственную экзаменационную комиссию. Председатель организует и контролирует деятельность государственной экзаменационной комиссии, обеспечивая единство требований, предъявляемых к выпускникам.
Компетенция, выносимая на демонстрационный экзамен - вид деятельности (несколько видов деятельности), определенный(ые) через необходимые знания и умения, проверяемые в рамках выполнения задания на чемпионатах Ворлдскиллс или на демонстрационном экзамене (далее - компетенция). Описание компетенции включает требования к оборудованию, оснащению и застройке площадки, технике безопасности. Перечень компетенций утверждается ежегодно союзом и размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Центр проведения демонстрационного экзамена - аккредитованная площадка, оснащенная для выполнения заданий демонстрационного экзамена в соответствии с установленными требованиями по компетенции.
Задание демонстрационного экзамена - комплексная практическая задача, моделирующая профессиональную деятельность и выполняемая в реальном времени. Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов при их наличии и с учетом оценочных материалов, разработанных союзом по конкретной компетенции.
Комплект оценочной документации - комплекс требований для проведения демонстрационного экзамена по компетенции, включающий требования к оборудованию и оснащению, застройке площадки, составу экспертных групп, а также инструкцию по технике безопасности.
Эксперт союза - это лицо, прошедшее обучение и наделенное полномочиями по оценке демонстрационного экзамена по компетенции, что подтверждается электронным документом.
Экспертная группа демонстрационного экзамена - группа экспертов союза, оценивающих выполнение заданий демонстрационного экзамена.
Главный эксперт демонстрационного экзамена - эксперт, возглавляющий экспертную группу и координирующий проведение демонстрационного экзамена.
Диплом о среднем профессиональном образовании - документ об образовании и о квалификации, выдаваемый по итогам освоения образовательной программы среднего профессионального образования при успешном прохождении обучающимся государственной итоговой аттестации.
Паспорт компетенций (Скиллс паспорт) - электронный документ, формируемый по итогам демонстрационного экзамена, отражающий уровень выполнения задания по определенной компетенции.
V. ЗАДАНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Задание является частью комплекта оценочной документации по компетенции для демонстрационного экзамена. Комплект оценочной документации включает требования к оборудованию и оснащению, застройке площадки проведения демонстрационного экзамена, к составу экспертных групп, участвующих в оценке заданий демонстрационного экзамена, а также инструкцию по технике безопасности.
Комплекты оценочной документации размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах www.worldskills.ru и www.esat.worldskills.ru не позднее 1 декабря и рекомендуются к использованию для проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации по программам среднего профессионального образования.
Выбор компетенций и комплектов оценочной документации для целей проведения демонстрационного экзамена осуществляется образовательной организацией самостоятельно на основе анализа соответствия содержания задания задаче оценки освоения образовательной программы (или ее части) по конкретной профессии/специальности.
Федеральными учебно-методическими объединениями в системе среднего профессионального образования могут быть даны рекомендации по соответствию компетенций Союза требованиям конкретных ФГОС СПО.
В случае отсутствия компетенций, содержательно соответствующих целям оценки освоения образовательной программы или ее части, союзом организуется разработка комплекта оценочной документации по новой компетенции с учетом базовых принципов, его экспертиза и размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На демонстрационный экзамен выносятся профессиональные задачи, которые могут отражать как один основной вид деятельности в соответствии с ФГОС СПО, так и несколько основных видов деятельности. Предпочтительнее конструирование комплексных задач, отражающих наиболее полно профессиональную деятельность, к которой готовится обучающийся.
VI. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМА ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Демонстрационный экзамен применяется в оценочных процедурах итоговой и промежуточной аттестаций по образовательным программам среднего профессионального образования. При этом целью проведения данных аттестационных процедур является оценка освоения обучающимися образовательной программы (или ее части) и соответствия уровня освоения общих и профессиональных компетенций требованиям ФГОС СПО.
Общие подходы к организации и проведению итоговой и промежуточной аттестаций обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования регулируются статьями 58 и 59 Закона об образовании.
Организация процедур демонстрационного экзамена реализуется с учетом базовых принципов объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров.
Оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена осуществляет экспертная группа, возглавляемая главным экспертом.
Количество экспертов, входящих в состав экспертной группы, определяется образовательной организацией на основе условий, указанных в комплекте оценочной документации для демонстрационного экзамена по компетенции. Не допускается участие в оценивании заданий демонстрационного экзамена экспертов, принимавших участие в обучении студентов или представляющих с ними одну образовательную организацию.
Состав экспертной группы утверждается руководителем образовательной организации.
Демонстрационный экзамен проводится на площадке, аккредитованной в качестве центра проведения демонстрационного экзамена. Аккредитация проводится бесплатно. Образовательная организация самостоятельно определяет площадку для проведения демонстрационного экзамена, которая может располагаться как в самой образовательной организации, так и в другой организации на основании договора о сетевом взаимодействии. Ответственность сторон, финансовые и иные обязательства определяются договором о сетевом взаимодействии.
Мастерские, оснащаемые современной материально-технической базой по одной из компетенций, в рамках реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" должны использоваться в качестве центров проведения демонстрационного экзамена при условии прохождения соответствующей процедуры аккредитации.
Образовательная организация обеспечивает реализацию процедур демонстрационного экзамена как части образовательной программы, в том числе выполнение требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, соответствие санитарным нормам и правилам.
Запрещается использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся.
Для проведения демонстрационного экзамена могут привлекаться волонтеры с целью обеспечения безопасных условий выполнения заданий демонстрационного экзамена обучающимися, в том числе для обеспечения соответствующих условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Организация, которая на своей площадке проводит демонстрационный экзамен, обеспечивает условия проведения экзамена, в том числе питьевой режим, горячее питание, безопасность, медицинское сопровождение и техническую поддержку.
6.1. Демонстрационный экзамен в процедуре государственной
итоговой аттестации в соответствии с ФГОС СПО
Формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС СПО являются защита выпускной квалификационной работы и государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена.
По специальностям среднего профессионального образования государственная итоговая аттестация в соответствии с ФГОС СПО проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена.
По профессиям среднего профессионального образования государственная итоговая аттестация в соответствии с ФГОС СПО проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде демонстрационного экзамена.
Государственная итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ соответствующим требованиям ФГОС СПО.
К проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители работодателей или их объединений.
Программа государственной итоговой аттестации по основной профессиональной образовательной программе, включая методику оценивания результатов, критерии оценки, требования к выпускным квалификационным работам определяется и утверждается образовательной организацией после обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий.
Программа государственной итоговой аттестации доводится до сведения обучающихся не позднее, чем за шесть месяцев до начала проведения процедур.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная организация определяет самостоятельно в части выбора компетенций, комплектов оценочной документации, площадок проведения демонстрационного экзамена, а также требований к дипломным работам (дипломным проектам) и порядку их защиты.
При включении демонстрационного экзамена в состав государственной итоговой аттестации под тематикой выпускной квалификационной работы понимается наименование комплекта оценочной документации по компетенции. При этом тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования.
Примерная структура программы государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования представлена в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям.
6.1.1. Создание государственной экзаменационной комиссии
Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Государственные экзаменационные комиссии создаются образовательной организацией по каждой образовательной программе среднего профессионального образования, реализуемой образовательной организацией, и формируются из числа педагогических работников образовательной организации, лиц, приглашенных из сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся обучающиеся.
Для проведения демонстрационного экзамена при государственной экзаменационной комиссии образовательная организация создает экспертную группу (группы), которую возглавляет главный эксперт (главные эксперты).
При проведении демонстрационного экзамена в состав государственной экзаменационной комиссии входят также эксперты союза из состава экспертной группы.
Состав государственной экзаменационной комиссии утверждается распорядительным актом образовательной организации.
Государственную экзаменационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность государственной экзаменационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам, участвует в обсуждении программы государственной итоговой аттестации.
Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается не позднее 20 декабря текущего года на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря) учредителем образовательной организации по представлению образовательной организации.
Председатель государственной экзаменационной комиссии по решению образовательной организации и при условии наличия соответствующего сертификата Ворлдскиллс может быть предложен в союз для выполнения функций главного эксперта на площадке проведения демонстрационного экзамена.
6.1.2. Организация процедуры демонстрационного экзамена
в рамках государственной итоговой аттестации
Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется образовательной организацией.
Длительность проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования определяется ФГОС СПО. Часы учебного плана (календарного графика), отводимые на государственную итоговую аттестацию, определяются применительно к нагрузке обучающегося. В структуре времени, отводимого ФГОС СПО по программе подготовки специалиста среднего звена на государственную итоговую аттестацию, образовательная организация самостоятельно определяет график проведения демонстрационного экзамена наряду с подготовкой и защитой дипломной работой (дипломного проекта).
Образовательная организация обеспечивает проведение предварительного инструктажа студентов непосредственно в месте проведения демонстрационного экзамена.
В ходе проведения демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации председатель и члены государственной экзаменационной комиссии присутствуют на демонстрационном экзамене.
По результатам государственной итоговой аттестации, проводимой с применением механизма демонстрационного экзамена, выпускник имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации и (или) несогласии с ее результатами.
Состав апелляционной комиссии утверждается образовательной организацией одновременно с утверждением состава государственной экзаменационной комиссии. На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей государственной экзаменационной комиссии.
6.1.3. Методика перевода результатов демонстрационного
экзамен в оценку
Государственная итоговая аттестация обучающихся не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.
Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании государственной экзаменационной комиссии является решающим.
Результаты любой из форм государственной итоговой аттестации определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний государственных экзаменационных комиссий.
Баллы за выполнение заданий демонстрационного экзамена выставляются в соответствии со схемой начисления баллов, приведенной в комплекте оценочной документации.
Необходимо осуществить перевод полученного количества баллов в оценки "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
Максимальное количество баллов, которое возможно получить за выполнение задания демонстрационного экзамена, принимается за 100%. Перевод баллов в оценку может быть осуществлен на основе таблицы N 1.
Таблица N 1
Оценка ГИА
"2"
"3"
"4"
"5"
Отношение полученного количества баллов к максимально возможному (в процентах)
0,00% - 19,99%
20,00% - 39,99%
40,00% - 69,99%
70,00% - 100,00%
Образовательная организация вправе разработать иную методику перевода или дополнить предложенную. Применяемая методика закрепляется локальными актами образовательной организации.
Результаты победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства, проводимых союзом либо международной организацией "WorldSkills International", осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, засчитываются в качестве оценки "отлично" по демонстрационному экзамену.
Условием учета результатов, полученных в конкурсных процедурах, является признанное образовательной организацией содержательное соответствие компетенции результатам освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО, а также отсутствие у студента академической задолженности. Перечень чемпионатов утвержден приказом союза.
6.2. Демонстрационный экзамен
в процедуре промежуточной аттестации
Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Промежуточная аттестация по итогам освоения профессионального модуля может проводиться в форме демонстрационного экзамена.
Выбранный формат процедуры промежуточной аттестации распространяется на всех обучающихся, осваивающих образовательную программу.
Информация о демонстрационном экзамене как форме проведения промежуточной аттестации, доводится до сведения обучающихся в начале учебного года, в котором запланированы соответствующие процедуры.
Перевод баллов, полученных студентами за демонстрационный экзамен, в оценку по итогам промежуточной аттестации проводится в соответствии с локальными актами образовательной организации.
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
VII. Требования к организации проведения демонстрационного
экзамена у обучающихся с инвалидностью и ограниченными
возможностями здоровья
Обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ и инвалиды) сдают демонстрационный экзамен в соответствии с комплектами оценочной документации с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности) таких обучающихся.
При проведении демонстрационного экзамена обеспечивается соблюдение требований, закрепленных в статье 79 "Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" Закона об образовании и разделе V Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968, определяющих Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов.
При проведении демонстрационного экзамена для лиц с ОВЗ и инвалидов при необходимости надо предусмотреть возможность увеличения времени, отведенного на выполнение задания и организацию дополнительных перерывов, с учетом индивидуальных особенностей таких обучающихся.
Перечень оборудования, необходимого для выполнения задания демонстрационного экзамена, может корректироваться, исходя из требований к условиям труда лиц с ОВЗ и инвалидов.
VIII. Демонстрационный экзамен
с учетом вариативности видов аттестации
Аттестационные процедуры с использованием механизма демонстрационного экзамена предусматривают вариативность видов аттестации. При формировании основных образовательных программ рекомендуется использовать демонстрационный экзамен в качестве механизма оценки результатов освоения профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования, как в рамках итоговой аттестации, так и промежуточной аттестации.
В случае, если эта норма установлена в ФГОС СПО, то применение демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации обязательно. Применение механизма демонстрационного экзамена в промежуточной аттестации осуществляется по выбору образовательной организации. Использование механизма демонстрационного экзамена с учетом требований профессиональных стандартов обеспечивается путем оценки результатов, установленных требованиями ФГОС СПО и примерной основной образовательной программы.
В соответствии с пунктом 7. статьи 11 Закона об образовании учет требований профессиональных стандартов предусмотрен при формировании в ФГОС СПО требований к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональных компетенций. Кроме того, задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов при их наличии.
Реализация базовых принципов в системе среднего профессионального образования предусматривает гармонизацию содержания задания демонстрационного экзамена с требованиями работодателей.
Корпоративные стандарты, применяемые на ведущих предприятиях отраслей экономики региона, представляющие лучшие практики оценки, могут стать основой для разработки вариативных модулей задания демонстрационного экзамена.
IX. Документы, выдаваемые по итогам аттестационных процедур
На основании решения государственной экзаменационной комиссии лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и о квалификации. Документом установленного образца об уровне среднего профессионального образования по профессии/специальности с присвоением квалификации по образованию является диплом о среднем профессиональном образовании.
Лицам, прошедшим процедуру демонстрационного экзамена с применением оценочных материалов, разработанных союзом, выдается паспорт компетенций (Скиллс паспорт), подтверждающий полученный результат, выраженный в баллах.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТОВ ВОРЛДСКИЛЛС
КАК БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам рабочей поездки в Свердловскую область 6 апреля 2018 г. N Пр-580 в целях реализации мер по обеспечению использования в системе среднего профессионального образования стандартов "Ворлдскиллс" применяются базовые принципы объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров.
1. Применение единых оценочных материалов и заданий
1.1. Демонстрационный экзамен проводится с использованием комплектов оценочной документации (далее - КОД), представляющих собой комплекс требований стандартизированной формы к выполнению заданий определенного уровня, оборудованию, оснащению и застройке площадки, составу экспертных групп.
В составе КОД включается демонстрационный вариант задания (образец).
1.2. Задания, по которым проводится оценка на демонстрационном экзамене, определяются методом автоматизированного выбора из банка заданий в электронной системе интернет мониторинга eSim <1> и доводятся до главного эксперта за 1 день до экзамена.
--------------------------------
<1> eSim разработана и функционирует на основании приказа Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" от 22 января 2016 г. N 7 "О разработке программного продукта WEB-pecypca "Система мониторинга качества подготовки кадров".
1.3. КОД, включая демонстрационный вариант задания, разрабатываются ежегодно не позднее 1 декабря в соответствии с требованиями и порядком, установленным союзом "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", и размещаются в специальном разделе на официальном сайте www.worldskills.ru и в Единой системе актуальных требований к компетенциям www.esat.worldskills.ru.
1.4. Задания разрабатываются на основе конкурсных заданий Финала Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) соответствующего года или международных чемпионатов WorldSkills предыдущего или соответствующего года способом, обеспечивающим взаимное сопоставление/сравнение результатов демонстрационного экзамена.
2. Единые требования к площадкам
проведения демонстрационного экзамена
2.1. Процедура выполнения заданий демонстрационного экзамена и их оценки осуществляется на площадках, аккредитованных в качестве центров проведения демонстрационного экзамена (далее - ЦПДЭ) в соответствии с методикой организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, утвержденной приказом Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" от 31 января 2019 г. N 31.01.2019-1, и удостоверяется электронным аттестатом.
2.2. В качестве ЦПДЭ могут быть аккредитованы организации, осуществляющие образовательную деятельность и предприятия.
3. Независимая экспертная оценка выполнения заданий
3.1. Оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена осуществляют эксперты, владеющие методикой оценки по стандартам Ворлдскиллс и прошедшие подтверждение в электронной системе интернет мониторинга eSim:
сертифицированные эксперты Ворлдскиллс;
эксперты, прошедшие обучение в союзе "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" и имеющие свидетельство о праве проведения чемпионатов;
эксперты, прошедшие обучение в союзе "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" и имеющие свидетельство о праве участия в оценке выполнения заданий демонстрационного экзамена.
3.2. За каждой площадкой союзом "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" закрепляется главный эксперт.
3.3. В целях соблюдения принципов объективности и независимости при проведении демонстрационного экзамена, не допускается участие в оценивании заданий демонстрационного экзамена экспертов, принимавших участие в подготовке экзаменуемых студентов или представляющих с экзаменуемыми одну образовательную организацию.
4. Применение единой информационной системы при проведении
демонстрационного экзамена
Все участники демонстрационного экзамена и эксперты должны быть зарегистрированы в электронной системе интернет мониторинга eSim с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Процессы организации и проведения демонстрационного экзамена, включая формирование экзаменационных групп, процедуры согласования и назначения экспертов, аккредитацию ЦПДЭ, автоматизированный выбор заданий, а также обработка и мониторинг результатов демонстрационного экзамена осуществляются в электронной системе интернет мониторинга eSim.
5. Выдача паспорта компетенций
Результаты демонстрационного экзамена по соответствующей компетенции, выраженные в баллах, обрабатываются в электронной системе интернет мониторинга eSim и удостоверяются электронным паспортом компетенций, форма которого устанавливается союзом "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)".
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
В данном разделе указываются:
код и наименование образовательной программы в соответствии с Перечнями профессий/специальностей СПО (реквизиты приказа утверждения ФГОС);
квалификация; сочетание квалификаций в соответствии с профессиональной образовательной программой;
база приема на образовательную программу;
нормативные правовые документы и локальные акты, регулирующие вопросы организации и проведения ГИА в данной образовательной организации;
цель ГИА в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
результаты освоения образовательной программы в виде профессиональных компетенций (в соответствии с ФГОС СПО) и формы проверки их освоения;
формы государственной итоговой аттестации в соответствии с ФГОС СПО (для лиц, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих/служащих или специалистов среднего звена):
1) в виде демонстрационного экзамена (для программ подготовки квалифицированных рабочих/служащих);
2) в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена (для программ подготовки специалистов среднего звена).
II. Процедура проведения ГИА
В данном разделе приводится описание процесса проведения ГИА с указанием информации:
а) об особенностях проведения демонстрационного экзамена:
выборе оценочной документации для демонстрационного экзамена;
местах и логистике проведения демонстрационного экзамена;
сроках (графиках) проведения демонстрационного экзамена в соответствии с учебным планом образовательной организации;
б) о порядке защиты дипломной работы/дипломного проекта (по программам подготовки специалистов среднего звена):
сроках защиты дипломных работ/дипломных проектов;
темах дипломных работ/проектов;
в) о правилах проведения государственного экзамена (в случае, если образовательной организацией выбрана данная форма ГИА):
сроках и порядке проведения государственного экзамена.
В данном разделе приводится информация:
1) о составе и порядке работы государственной экзаменационной комиссии;
2) о составе и порядке работы экспертной группы демонстрационного экзамена.
III. Требования к выпускным квалификационным
работам и методика их оценивания
В данном разделе указываются критерии оценки ВКР, в том числе:
показатели оценки результатов выполнения заданий демонстрационного экзамена и методика перевода баллов демонстрационного экзамена в итоговую оценку по программе;
требования к дипломным работам/дипломным проектам, порядок их защиты, методика оценивания (по программам подготовки специалистов среднего звена);
требования к оценке результатов государственного экзамена (в случае, если образовательной организацией выбрана данная форма ГИА).
IV. Порядок проведения государственной итоговой аттестации
для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов (в случае наличия среди обучающихся
по образовательной программе)
В данном разделе указываются условия проведения демонстрационного экзамена для студентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:
- оборудование рабочих мест специальными приспособлениями;
- привлечение ассистентов или волонтеров для сопровождения студентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на площадке проведения демонстрационного экзамена;
- наличие специального графика выполнения задания и др.
V. Порядок апелляции и пересдачи
государственной итоговой аттестации
В данном разделе описывается порядок апелляции и пересдачи государственной итоговой аттестации:
- определяется комиссия, уполномоченная рассматривать апелляции;
- описываются основания для оформления апелляции и сроки ее оформления и порядок подачи;
- описываются сроки рассмотрения и порядок оформления результатов проверки;
- рассматриваются условия допуска студента к пересдаче государственной итоговой аттестации и описываются сроки и процедуры проведения и др.
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2