ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Распоряжение Минпросвещения России от 05.11.2025 N Р-264 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию передовых образовательных пространств в общеобразовательных организациях"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 ноября 2025 г. N Р-264
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО СОЗДАНИЮ ПЕРЕДОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В соответствии с пунктом 4.3.11 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, и в целях создания передовых образовательных пространств в общеобразовательных организациях:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по созданию передовых образовательных пространств в общеобразовательных организациях (далее - методические рекомендации).
2. Департаменту государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха (Юргин И.В.) направить методические рекомендации в адрес исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Министр
С.С.КРАВЦОВ
Утверждены
распоряжением
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 5 ноября 2025 г. N Р-264
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ ПЕРЕДОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
I. Общие положения
1. Методические рекомендации предназначены для использования в работе по созданию во всех субъектах Российской Федерации передовых образовательных пространств в общеобразовательных организациях, компонентом которых является организованное и структурированное воспитательное пространство.
2. Цель методических рекомендаций - формирование единой концептуально-методической основы для создания передовых образовательных пространств в общеобразовательных организациях, а также комплекса ценностно-целевых ориентиров и организационно-методических принципов создания передовых образовательных пространств, представляющих государственную систему детско-юношеских общественных организаций, федеральных программ и проектов, детских и молодежных социальных инициатив.
3. Настоящие методические рекомендации предлагают системный подход к созданию передового образовательного пространства, важным элементом формирования которого является активное участие обучающихся на всех этапах - от выбора тем до популяризации созданного пространства.
4. Настоящие методические рекомендации предназначены для представителей органов управления в области образования, руководителей общеобразовательных организаций, педагогических работников, в том числе советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее - советник директора по воспитанию).
5. Координацию социальной активности всех участников образовательных отношений в общеобразовательной организации рекомендуется возложить на советников директора по воспитанию.
6. Для целей настоящих методических рекомендаций используются следующие понятия:
6.1. Передовое образовательное пространство общеобразовательной организации - компонент образовательной среды, характеризующий ее предметно-пространственное наполнение и возможности для обеспечения целей воспитания, поддержки инициатив обучающихся, событийности, совместной деятельности всех участников образовательных отношений.
6.2. Тематическая зона - структурный элемент передового образовательного пространства, который отражает ее ценностное, содержательное, объектное и функциональное наполнение.
6.3. Уровень передового образовательного пространства - это иерархический компонент структуры среды образовательной организации (федеральный, региональный, местный). Наличие уровней обеспечивает дифференцированный и комплексный подход к реализации образовательных и воспитательных задач.
6.4. Структура образовательной среды общеобразовательной организации - совокупность предметно-пространственного, поведенческого, событийного и информационно-культурного окружения в общеобразовательной организации.
6.5. Субъекты передового образовательного пространства общеобразовательной организации - участники образовательных отношений в общеобразовательной организации, лица, участвующие в мероприятиях воспитательной направленности и/или привлекаемые для ценностно-смыслового, содержательного наполнения образовательного пространства.
II. Нормативно-правовые основы деятельности по созданию
передовых образовательных пространств
в общеобразовательных организациях
7. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими актами:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации";
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации";
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";
Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 358 "О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г., N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023 г. N 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования".
8. Методические аспекты разработки настоящих методических рекомендаций основаны на действующих рекомендациях Министерства просвещения Российской Федерации:
письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 "О методических рекомендациях" (методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях);
письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января 2023 г. N АБ-355/06 "О направлении разъяснений по вопросам введения должности советник директора по воспитанию";
письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июня 2022 г. N АБ-1611/06 "О направлении Стандарта церемониала" (вместе со Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации, утвержденным Министром просвещения Российской Федерации 6 июня 2022 года);
письмо Минпросвещения России от 15 апреля 2022 г. N СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации" (вместе с "Методическими рекомендациями "Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления").
9. Основой для проектирования и создания передового образовательного пространства в общеобразовательной организации являются целевые ориентиры результатов воспитания, представленные в федеральных программах воспитания (по уровням образования).
III. Цели и задачи создания передовых образовательных
пространств в общеобразовательных организациях
10. Цель создания передового образовательного пространства в общеобразовательной организации состоит в предметно-пространственном наполнении образовательной среды общеобразовательной организации и создании возможностей для обеспечения целей воспитания, поддержки инициатив обучающихся, событийности, совместной деятельности всех участников образовательных отношений.
11. Задачи оформления передового образовательного пространства в общеобразовательной организации:
формирование у обучающихся общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
знакомство обучающихся с возможностями для самореализации, которые предоставляются государственными и общественными институтами;
формирование у обучающихся чувства сопричастности и личной ответственности за развитие и благополучие страны через вовлечение в совместную социально значимую деятельность;
создание эстетически привлекательной, ценностно насыщенной образовательной среды, стимулирующей познавательную и творческую активность.
IV. Принципы создания передового образовательного
пространства в общеобразовательной организации
12. Принципами создания передового образовательного пространства в общеобразовательной организации являются:
принцип единства. Предполагает интеграцию всех компонентов среды (предметно-пространственного, событийного, поведенческого, информационно-культурного) в целостную систему, подчиненную единым воспитательным целям и ценностям;
принцип ценностного подхода. Основывается на системе традиционных национальных духовно-нравственных ценностей, которые представлены в оформлении пространства;
принцип создания благоприятной предметно-пространственной среды воспитания. Подразумевает комфортное, безопасное для здоровья, информативное и эстетичное пространство, окружающее обучающихся в общеобразовательной организации;
принцип личностного подхода. Это формирование образовательной, воспитательной деятельности с учетом индивидуально-личностных характеристик обучающихся, их просоциальных потребностей, мотивов поведения, социально значимых и творческих инициатив;
принцип инициативы и социальной активности. Передовое образовательное пространство должно обеспечивать возможности для созидания, трансляции, поддержки социально значимых инициатив обучающихся, в том числе в области самоорганизации и самоуправления;
принцип социального партнерства. Предполагает открытый характер воспитательной системы, расширяющееся социальное, межкультурное, межведомственное взаимодействие и сотрудничество в воспитании обучающихся;
социокультурный принцип. Ориентирует воспитание на культурную идентификацию личности в определенном обществе, системе социальных отношений;
поликультурный принцип. Ориентирует деятельность общеобразовательной организации на воспитание уважительного отношения к культурному многообразию. Он учитывает национальные особенности участников образовательных отношений и интегрирует тематику единства народов России, подчеркивая общие для всех народов принципы и ценности.
13. Аспекты оформления передового образовательного пространства могут быть отражены в рабочей программе воспитания образовательной организации.
14. Передовое образовательное пространство образовательной организации рекомендуется создавать с учетом:
требований локальных нормативных актов общеобразовательной организации;
наличия возможностей открытого и свободного общения между участниками образовательных отношений, межличностного взаимодействия на основе принципов уважения личного достоинства, соблюдения прав и выполнения обязанностей, готовности содействовать, помогать;
многообразия направлений, форм и содержания деятельности обучающихся в рамках общеобразовательной организации, закрепляющих в сознании, опыте, поведении детей традиционные ценности;
наличия в воспитательной системе общеобразовательной организации традиций, обеспечивающих поддержку каждого обучающегося, мотивацию на достижение успеха, включая поощрения и помощь при возникновении трудностей;
достаточности ресурсного обеспечения предметно-пространственного окружения обучающихся в общеобразовательной организации как источника активности, инициатив и возможностей для выбора и самореализации;
возможности создания совместно с обучающимися, педагогическими работниками и закрепления в укладе жизни общеобразовательной организации культурных традиций, ритуалов, уникального стиля (бренда), формирующих осознание причастности, гордость, личностную идентификацию обучающегося;
стимулирования и поддержки инициатив обучающихся в реализации ценностно-ориентированных видов деятельности, социальных, трудовых, волонтерских, патриотических и других проектов, воспитательных и образовательных событий;
содействия развитию самостоятельности обучающихся, в том числе посредством поддержки ученического самоуправления в рамках деятельности советов обучающихся;
формирования деятельности обучающихся на основе непрерывного мониторинга, анализа, выявления их собственных интересов и потребностей, в которой каждый может определить свое место и реализовать свои способности и возможности;
продуктивного включения родителей в развитие образовательной среды общеобразовательной организации посредством дней родительских инициатив, совместных творческих дел, благотворительных акций и другого.
V. Компоненты передового образовательного пространства
общеобразовательной организации
15. Передовое образовательное пространство рекомендуется логически структурировать и разделить на три тематические зоны: пространство ценностей, пространство знаний и пространство возможностей, каждая из которых может включать федеральный, региональный и местный компоненты.
Основное и дополнительное наполнение обеспечивает дифференцированный и комплексный подход к реализации образовательных и воспитательных задач.
16. Основная часть передового образовательного пространства может включать следующие компоненты:
зона ценностей включает государственные символы Российской Федерации, информацию о традиционных духовно-нравственных ценностях (согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"), а также официальную символику региона и населенного пункта (при наличии);
зона знаний, где могут быть представлены факты о стране и ее достижениях, ключевые сведения о регионе, а также информация о достижениях местных жителей, памятных местах и исторических событиях малой родины (при наличии);
зона возможностей, в которой рекомендуется отразить сведения о федеральных, региональных и местных детских и молодежных проектах.
17. Дополнительная часть передового образовательного пространства позволяет расширить содержательное наполнение пространств.
В зоне ценностей дополнительно рекомендуется размещение цитат и портретов выдающихся деятелей государства, науки, культуры федерального, регионального и местного масштаба, а также отражение местных традиционных атрибутов.
Зону знаний предлагается дополнить визуальными материалами: изображениями природы (от общероссийских символов до уникальных ландшафтов родного края), изображениями городов-героев, а также портретами великих исторических личностей и современников, прославивших страну, регион или населенный пункт.
В зоне возможностей в качестве элементов по выбору могут использоваться мотивационные цитаты и вдохновляющие фразы.
18. Основная и дополнительная части передовых образовательных пространств имеют общие характеристики:
предметно-пространственное оформление: архитектурное устройство зданий, оборудование и функциональное зонирование помещений, пространств общеобразовательной организации;
визуальные решения: эстетическое оформление, дизайн, соблюдение брендбука;
информационно-культурный компонент - ценностно-ориентированное информационное поле, формирующее культурный фон общеобразовательной организации:
наглядные информационные ресурсы: стенды, указатели, плакаты, обеспечивающие навигацию и транслирующие традиционные духовно-нравственные ценности;
событийно-содержательное наполнение передовых образовательных пространств: совокупность воспитательных событий (традиции, праздники, акции, проекты), которые определяют содержание функционирования пространств.
VI. Общие рекомендации к оформлению передовых
образовательных пространств
в общеобразовательной организации
19. Оформление передовых образовательных пространств в общеобразовательной организации предполагает:
выбор зон из числа общедоступных мест в общеобразовательной организации (холлы, рекреации, коридоры, библиотека, входные зоны, лестницы, открытые залы), которые могут быть использованы для создания передовых образовательных пространств. Приоритет - места наибольшей активности обучающихся;
учет приоритетности отдельных зон в рамках передового образовательного пространства общеобразовательной организации: основные зоны, тематические зоны, временные зоны.
20. Примерное содержательное наполнение передового образовательного пространства приведено в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям.
21. При определении зон размещения передовых образовательных пространств рекомендуется обеспечить их доступное расположение для обучающихся с учетом конструктивных, технических, эстетических характеристик указанных помещений.
22. Создание дизайн-проектов по оформлению отдельных зон передовых образовательных пространств общеобразовательной организации рекомендуется провести как масштабное общешкольное детско-взрослое событие, выявляющее и поддерживающее инициативу обучающихся и активизирующее вовлеченность родителей и социальных партнеров.
23. Информация, предназначенная для оформления регионального и муниципального компонентов передовых образовательных пространств, может быть оформлена при участии Российского общества "Знание".
Приложение
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ
ПЕРЕДОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Тип тематической зоны
___________
Компонент
ЦЕННОСТИ
ЗНАНИЯ
ВОЗМОЖНОСТИ
Основной
Дополнительный
Основной
Дополнительный
Основной
Дополнительный
Федеральный
Государственные символы России.
Цитаты и портреты выдающихся государственных деятелей, деятелей науки и культуры
Факты о стране
Фотографии и графическое изображение природы России
"Движение Первых" Росмолодежь Добро.РФ;
РО "Знание" "Россия - страна возможностей" "Орлята России" и др.
Мотивационные цитаты и фразы
Детские и молодежные организации и движения муниципального образования
Традиционные духовно-нравственные ценности согласно Указу N 809
Достижения России
Портреты выдающихся личностей из истории России и современности
Города-герои России
Местные кружки, секции, дворовые клубы
Региональный
Официальная региональная символика
Цитаты и портреты выдающихся региональных деятелей, деятелей науки и культуры
Факты о субъекте РФ
Природа России и региона - от всероссийских природных символов до уникальных ландшафтов родного края
Детские и молодежные организации и движения региона
Выдающиеся личности региона - от великих исторических деятелей до тех, кто прославил малую родину
Достижения региона
Местный
Цитаты и портреты местных известных личностей и деятелей
Природа родной местности
Выдающиеся личности населенного пункта (кто своим трудом прославил родной населенный пункт)
Местные традиционные атрибуты
Символика населенного пункта укрепляет идентичность и гордость за малую родину
Памятные места населенного пункта (от исторических событий до мест, связанных с подвигами и трудом земляков)
Достижения местных жителей
Пространство "Ценности"
Цитаты выдающихся государственных деятелей, деятелей науки и культуры:
- "Успешное будущее человека зависит от качественного образования и разностороннего развития", Владимир Путин, Президент России.
- "Именно в школе закладываются все наши победы.<...> Это абсолютно очевидная вещь, это фундамент, на котором строится все наше общество, вся страна, все государство", Владимир Путин, Президент России.
- "Нет ничего важнее не только для любой семьи, но и для государства, чем дети", Владимир Путин, Президент России.
- "Сила России - внутри нас самих, она внутри нашего народа, в наших людях, в наших традициях и нашей культуре, в нашей экономике, в огромной нашей территории и природных богатствах, в обороноспособности, конечно. Но самое главное - наша сила, безусловно, в единстве нашего народа", Владимир Путин, Президент России.
- "Самой лучшей валютой 21 века являются знания", Владимир Путин, Президент России.
- "Россия, без всякого сомнения, является государством-цивилизацией", Владимир Путин, Президент России.
- "Безусловно, для того, чтобы человек добивался результатов в жизни, в целом нужно регулярно заниматься физической культурой и спортом", Владимир Путин, Президент России.
- "Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь" (К.Д. Ушинский).
- "Годы дают нам опыт, учеба - знание" (Н.А. Островский)
- "Сила воображения увеличивается по мере роста знаний" (К.Г. Паустовский)
- "Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему отечеству" (А.С. Грибоедов)
- "А что такое гражданин? Отечества достойный сын" (Н.А. Некрасов).
- "Знание - это абсолютная ценность нашего времени" (Максим Горький)
- "Труд и наука - выше этих двух сил нет ничего на земле" (Максим Горький)
Предлагается демонстрировать и визуально представлять исключительно 17 традиционных духовно-нравственных ценностей (согласно указу Президента России N 809 от 9 ноября 2022 г.):
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Государственные символы:
Флаг, герб, текст гимна
Визуальные символы и элементы культурного кода. Такие символы официально не закреплены в нормативно-правовых актах, при этом укрепляют уникальный визуальный образ русской цивилизации.
Пространство "Знания"
1. Цитаты выдающихся деятелей России
2. Перечень традиционных духовно-нравственных ценностей
3. Государственные символы России
4. Визуальные символы и элементы культурного кода
5. Портреты выдающихся личностей из истории России и современности
6. Фотографии и графическое изображение природы России
7. Фотографии разных народностей и национальностей, проживающих в России
8. Достижения России
9. Информация о флагманских проектах и организациях, доступных для детей и молодежи
10. Фотографии и информация о городах России
11. Крупнейшие компании России сегодня
Портреты выдающихся личностей из истории России и современности:
1. Российские ученые:
Михаил Васильевич Ломоносов, Дмитрий Иванович Менделеев, Леонард Павлович Эйлер, Николай Иванович Пирогов, Владимир Михайлович Бехтерев, Николай Иванович Лобачевский, Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Петрович Боткин, Пафнутий Львович Чебышев, Иван Михайлович Сеченов, Александр Степанович Попов, Иван Петрович Павлов, Александр Федорович Можайский, Лев Давидович Ландау, Климент Аркадьевич Тимирязев, Софья Васильевна Ковалевская, Игорь Васильевич Курчатов, Николай Геннадьевич Басов, Сергей Михайлович Прокудин-Горский, Юрий Цолакович Огенесян, Сергей Павлович Королев.
2. Российские писатели и поэты:
Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Федор Михайлович Достоевский, Михаил Афанасьевич Булгаков, Максим Горький, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Иван Сергеевич Тургенев, Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов, Иван Александрович Гончаров, Даниил Иванович Хармс, Александр Иванович Куприн, Иван Андреевич Крылов, Иван Алексеевич Бунин, Владимир Владимирович Маяковский.
3. Российские художники:
Андрей Рублев, Карл Павлович Брюллов, Иван Константинович Айвазовский, Илья Ефимович Репин, Василий Иванович Суриков, Виктор Михайлович Васнецов, Иван Иванович Шишкин, Валентин Александрович Серов, Михаил Александрович Врубель, Исаак Ильич Левитан, Василий Васильевич Кандинский, Казимир Северинович Малевич, Марк Захарович Шагал, Наталья Сергеевна Гончарова, Александр Александрович Дейнека, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, Борис Михайлович Кустодиев, Николай Константинович Рерих, Архип Иванович Куинджи, Василий Дмитриевич Поленов, Алексей Кондратьевич Саврасов, Владимир Евграфович Татлин, Александр Михайлович Родченко, Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий.
4. Российские деятели культуры:
Михаил Иванович Глинка, Александр Сергеевич Даргомыжский, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, Александр Николаевич Скрябин, Игорь Федорович Стравинский, Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Арам Ильич Хачатурян, Георгий Васильевич Свиридов, Александр Константинович Глазунов, Александр Сергеевич Зацепин, Исаак Осипович Дунаевский, Владимир Семенович Высоцкий, Константин Сергеевич Станиславский, Агриппина Яковлевна Ваганова, Майя Михайловна Плисецкая, Владимир Иванович Немирович-Данченко, Михаил Семенович Щепкин, Федор Иванович Шаляпин, Любовь Петровна Орлова, Ростислав Янович Плятт, Сергей Федорович Бондарчук, Иннокентий Михайлович Смоктуновский, Евгений Павлович Леонов, Олег Николаевич Ефремов, Андрей Александрович Миронов, Анатолий Дмитриевич Папанов, Юрий Владимирович Никулин, Василий Семенович Лановой, Олег Иванович Борисов, Аркадий Исаакович Райкин, Михаил Александрович Ульянов, Олег Павлович Табаков.
5. Президент Российской Федерации - Владимир Владимирович Путин
6. Российские исторические государственные деятели:
Московские цари: Иван III Васильевич Великий (1462 - 1505), Василий III Иванович (1505 - 1533), Иван IV Васильевич Грозный (1533 - 1584, царь с 1547), Федор I Иванович (1584 - 1598).
Романовы: Михаил Федорович (1613 - 1645), Алексей Михайлович (1645 - 1676), Федор III Алексеевич (1676 - 1682), Петр I Алексеевич Великий (1682 - 1725, император с 1721), Екатерина I Алексеевна (1725 - 1727), Петр II Алексеевич (1727 - 1730), Анна Иоанновна (1730 - 1740), Иван VI Антонович (1740 - 1741), Елизавета Петровна (1741 - 1762), Петр III Федорович (1762), Екатерина II Алексеевна Великая (1762 - 1796), Павел I Петрович (1796 - 1801), Александр I Павлович (1801 - 1825), Николай I Павлович (1825 - 1855), Александр II Николаевич (1855 - 1881), Александр III Александрович (1881 - 1894), Николай II Александрович (1894 - 1917).
Дипломаты и государственные деятели: Андрей Иванович Остерман, Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, Александр Васильевич Суворов, Сергей Юльевич Витте, Петр Аркадьевич Столыпин, Михаил Николаевич Муравьев, Вячеслав Михайлович Молотов, Андрей Андреевич Громыко, Александр Николаевич Яковлев, Анатолий Федорович Добрынин, Евгений Максимович Примаков.
7. Герои России (в частности, за подвиги при участии в СВО), Герои Советского Союза, Кавалеры ордена Святого Георгия и ордена Славы
Рекомендуется демонстрировать портреты, биографию, а также информацию о боевом подвиге героев региона и города.
Города-Герои России:
Санкт-Петербург, Севастополь, Волгоград, Москва, Керчь, Новороссийск, Тула, Мурманск, Смоленск.
Фотографии и графическое изображение природы России:
Эльбрус, Ключевская Сопка, Алтайские горы, плато Путорана, Столбы выветривания Мань-Пупу-нер, Западный и Восточный Саяны, Хибины, вулканы Камчатки, Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро, Долина гейзеров (Камчатка), Чарские пески, Голубые озера (Кабардино-Балкария), озеро Баскунчак, Ленские столбы, Тайга (Сибирь и Дальний Восток), Куршская коса (Калининградская область), Кивач (водопад в Карелии), Жигулевские горы, Тебердинский заповедник, Сихотэ-Алинь (Приморский край), Васюганские болота (Западная Сибирь), Кавказский биосферный заповедник, Кунгурская ледяная пещера, Ординская пещера, Большой Чульчинский водопад (Учар), Рускеальский мраморный каньон (Карелия), Дивногорье (Воронежская область), Сказочный каньон (Крым), Остров Врангеля, Земля Франца-Иосифа, Шантарские острова, мыс Дежнева, Чукотское нагорье, бухта Провидения, ледники Приэльбрусья.
Достижения России:
1. В 1829 году математик Николай Лобачевский совершил революцию в представлениях о пространстве, создав неевклидову геометрию.
2. В 1869 году Дмитрий Менделеев открыл один из фундаментальных законов мироздания - периодический закон химических элементов.
3. В 1880 году русский врач Николай Лунин первым в мире экспериментально доказал существование витаминов, жизненно необходимых для организма.
4. В 1895 году русский физик Александр Попов продемонстрировал первый в мире сеанс радиосвязи, открыв эру беспроводных коммуникаций.
5. В 1904 году Иван Павлов стал первым российским нобелевским лауреатом за создание учения о высшей нервной деятельности и условных рефлексах.
6. В 1915 году выдающийся химик Николай Зелинский разработал первый в мире эффективный угольный противогаз, спасший миллионы жизней.
7. В 1916 году было завершено строительство Транссибирской магистрали - самой длинной железной дороги в мире, соединившей европейскую часть России с Дальним Востоком.
8. В 1924 году биолог Александр Опарин опубликовал первую в мире научную теорию возникновения жизни на Земле из неживой материи.
9. В 1940-е годы танк Т-34 был признан мировыми экспертами лучшим средним танком Второй мировой войны, оказавшим значительное влияние на ее исход.
10. В 1954 году в СССР была запущена первая в мире атомная электростанция (г. Обнинск), положившая начало мирному использованию ядерной энергии.
11. В 1954 году хирург Владимир Демихов заложил основы мировой трансплантологии, проведя уникальные эксперименты по пересадке жизненно важных органов.
12. В 1956 году Николай Семенов получил Нобелевскую премию за разработку общей теории цепных химических реакций.
13. В 1957 году Советский Союз открыл космическую эру человечества, запустив первый в мире искусственный спутник Земли.
14. В 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин совершил первый в мировой истории полет человека в космическое пространство.
15. В 1964 году физики Николай Басов и Александр Прохоров получили Нобелевскую премию за фундаментальные работы, приведшие к созданию первых лазеров.
16. В 1970 году советский аппарат "Луноход-1" стал первым в истории планетоходом, успешно работавшим на поверхности другого небесного тела.
17. В 1986 году на орбиту была выведена станция "Мир" - первый в истории многомодульный обитаемый исследовательский комплекс в космосе.
18. В 2003 году физик Виталий Гинзбург получил Нобелевскую премию за пионерский вклад в теорию сверхпроводимости и сверхтекучести.
19. В 2010 году воспитанник российской научной школы Константин Новоселов стал нобелевским лауреатом за передовые опыты с графеном - новым сверхпрочным материалом.
20. В 2016 году за выдающийся вклад в открытие тяжелых элементов 118-й элемент таблицы Менделеева получил название "оганесон" в честь академика Юрия Оганесяна.
21. В 2018 году был открыт Крымский мост, возведенный в рекордные сроки и ставший самым длинным транспортным переходом в Европе.
Кроме общероссийских достижений, рекомендуется разместить информацию о достижениях своего региона и населенного пункта.
Пространство "Возможности"
Флагманские проекты и организации для детей и молодежи:
- Российское движение детей и молодежи "Движение Первых"
- Проекты и конкурсы Российского общества "Знание"
- Проекты Президентской платформы "Россия - страна возможностей"
- Проекты и конкурсы Росмолодежи
- Проекты и конкурсы ФГБУ "Российский детско-юношеский центр"
- Платформа Добро.РФ
- МДЦ "Артек", ВДЦ "Орленок", ВДЦ "Океан", ВДЦ "Смена"
- Образовательный центр "Сириус"